Арочно-гравитационная Плотина Гувера на реке Колорадо в США

Дамба Гувера (Плотина Гувера)

Плотина Гувера (дамба Гувера, дамба Боулдер) – одна из самых больших и, наверное, самая известная плотина в США. Она построена на границе штатов Невада и Аризона в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо. Плотина Гувера является не только крупной гидроэлектростанцией, но и главной составляющей системы мелиорации и защиты от наводнений на юго-западе США.

Плотина Гувера, расположенная в сорока километрах от Лас-Вегаса входит в “обязательный для посещения” список отдыхающих в “Мировой столице развлечений” туристов (так же как и знаменитый Гранд-Каньон) и представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей США.

Плотина Гувера. Идеи и проекты

Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений. Необходимость такого решения была обусловлена своенравным “характером” реки (так, в 1905 году после ливневых дождей Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны) представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта – дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали, что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.

В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного заинтересованного штата. Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи штатов США, по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг, Колорадо, Юта, Нью-Мексико, Невада, Аризона и Калифорния). В работе этой комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии сам ставший Президентом США. Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в Конгрессе США, но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в 1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.

21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство “Проекта каньона Боулдер” и предусматривающий его финансирование. Кроме “главной” плотины, ставшей известной как “дамба Гувера”, проектом предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины – Империал (Imperial Dam), а также “Всеамериканского канала” (All-American Canal), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но засушливые земли Южной Калифорнии.

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого “конструктора плотин” Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста на реке Сакраменто в Северной Калифорнии, крупнейшей в США плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон, а также предложивший проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС “Три ущелья” в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой “арочно-гравитационной” бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на вершине – всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.

Плотина Гувера. США

Плотина Гувера (или Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.

Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе.

Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось.

Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки.

Читайте также:
Виза в Россию для граждан Саудовской Аравии - Как получить дешево?

Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году. Однако масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.

В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи.

Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению.

Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров. А вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона.

В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены. То есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Трагедии на плотине Гувера

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек.

Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо.

Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».

Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.

На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт. Его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».

Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.

Читайте также:
Дрезденская картинная галерея - величественная экспозиция картин

Плотина Гувера

Плотина Гувера представляет собой массивное гидротехническое сооружение, возведенное в глубоком Черном каньоне реки Колорадо. Она находится на границе двух американских штатов — Аризона и Невада, в 10 км от невадского города Боулдер-Сити и в 50 км от Лас-Вегаса.

Уникальная дамба носит имя 31-го американского президента — Герберта Гувера, внесшего огромный вклад в осуществление масштабного проекта ее строительства. В 1981 г. объект был внесен в Национальный реестр исторических мест США. С этого момента он оказался в ряду американских «достопримечательностей, достойных сохранения», и под обеспечением охраны государственного уровня. Плотина находится под управлением Бюро мелиорации Соединенных Штатов Америки.

Особенности дамбы Гувера

Проект «обтекаемой» бетонной плотины выполнен в стиле ар-деко американским архитектором Гордоном Кауфманом. Ему было предложено переделать предыдущую версию экстерьера сооружения, так как она не соответствовала образу столь грандиозного объекта.

Конструкция дамбы имеет ряд уникальных для первой половины XX в. технических решений. В частности, был внедрен ускоренный процесс охлаждения бетона, что позволило избежать появления в толстом теле плотины глубоких трещин из-за неравномерного схватывания растворной массы. Кроме того, в скалах было пробурено почти 5 км обводных туннелей для отвода речной воды. Они до сих пор частично используются — для водосброса и направления воды к турбинным установкам электрической подстанции. По словам специалистов, эти туннели играют не последнюю роль в поддержке конструктивной стабильности дамбы.

На дне каньона, с юго-западной стороны плотины Гувера, находится электростанция, подающая энергию в три штата — Аризону (18,95%), Неваду (25,14%) и Калифорнию (55,91%). По крутым склонам каньона к ней спускаются довольно необычные наклонные опоры линий электропередачи. Складывается впечатление, будто они вот-вот упадут в пропасть.

С другой стороны дамбы раскинулось рукотворное озеро Мид — самое крупное из всех искусственных водохранилищ США. Из него живительная влага поставляется в населенные пункты Невады и южной Калифорнии. На берегах Lake Mead создана самая большая в стране национальная зона отдыха.

  • высота плотины Гувера — 221 м;
  • длина дамбы — почти 380 м;
  • ширина нижнего уровня — 200 м;
  • ширина верхнего уровня — 15 м;
  • площадь водохранилища — 640 кв. км;
  • мощность электростанции — около 2 тыс. мВт.
  • годовой объем вырабатываемой электроэнергии — 4 тыс. кВт/ч;
  • период строительства 1931–36 гг.

До 2010 г. по дамбе Гувера проходила основная западно-американская автомобильная трасса US Route 93. Сегодня она перемещена в объезд плотины, на 4-полосный Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Отсюда гидротехническое сооружение предстает во всем своем монументальном величии.

Схема плотины открывается не через все браузеры. Справиться с проблемой поможет, например, Tor Browser.

Часы работы

Плотина Гувера доступна ежедневно с 05:00 до 21:00, кроме 25 ноября (День Благодарения) и 25 декабря (католическое Рождество). Центр для посетителей работает с 09:00 до 17:00. Визит в машинное отделение электростанции возможен с 09:00, последний вход осуществляется в 15:45.

Крытая парковка работает с 08:00 до 17:00. Со стороны Аризоны машину можно оставить в обозначенных местах с 08:00 до 16:00.

Время указано по тихоокеанскому часовому поясу (Невада).

Билеты

Стоимость визита зависит от возраста посетителя и выбранных опций.

Самостоятельная прогулка по Центру посетителей включает ознакомление с выставкой, 3D-моделью плотины, роликом по истории дамбы, смотровой площадкой с панорамными видами. Цена билета для всех категорий гостей составляет $10. Дети до 3 лет проходят бесплатно.

В тур по силовой установке, кроме выше описанного, входит прогулка по туннелю, 30-минутное посещение смотровой платформы с обзором 30-футовой трубы и визит в машинный зал с генераторами. Стоимость участия:

  • для взрослых — $15;
  • для людей старше 61 года и детей 4–16 лет — $12;
  • для малышей младше 3 лет — бесплатно.

При покупке тура по дамбе за $30 появляется дополнительная возможность увидеть реку Колорадо из инспекционной шахты, побывать на смотровой платформе более продолжительное время (1 час) и прогуляться по туннелям в центре плотины Гувера. Этот тур исключает присутствие детей младше 8 лет и людей с ограниченными возможностями.

Строительство плотины Гувера

В период таяния снежного покрова своенравная река Колорадо нередко становилась причиной масштабных затоплений территорий в ее нижнем течении. Урегулировать колебания уровня воды и избавиться от разрушающей силы ее потоков могла лишь построенная в одном из речных каньонов плотина. Все это понимали, однако инициативы по реализации проекта наталкивались на, казалось бы, непреодолимые преграды.

Первая проблема сводилась к претензиям заинтересованных штатов по вопросу справедливого распределения водных ресурсов будущего водохранилища. Найти компромисс и документально закрепить совместно принятые квоты помогла специально созданная в 1922 г. комиссия, участником которой был министр торговли, будущий президент США Герберт Гувер.

Второй трудностью стало затягивание финансирования строительства. Сенат долгое время не давал одобрения на выделение бюджетных ассигнований, и хотя соответствующее распоряжение было подписано в 1928 г., первая сумма из государственной казны поступила лишь в 1930-м.

Время возведения плотины выпало на период Великой депрессии, поэтому создание нескольких тысяч рабочих мест приветствовалось со всех сторон. Люди приезжали сюда семьями, несмотря на тяжелые и опасные условия труда, сумасшедшую летнюю жару (температура поднималась выше 45 градусов по Цельсию) и не слишком высокую зарплату.

В 1931 г. началось сооружение обводных туннелей для отвода речных потоков от основной строительной площадки. Во второй половине 1932 г. приступили к возведению двух защитных кессонных дамб. Заливку первой порции бетона в базовую часть плотины выполнили в июне 1933-го, а в основание корпуса электростанции — в конце того же года. Генераторы запустили в работу в октябре 1936 г.

Читайте также:
Мечеть Михримах Султан Эдирнекапы: изящный памятник Стамбула

Интересные факты

Окончательно имя президента Герберта Гувера дамбе присвоили в 1947 г. До этого ее часто называли плотиной Боулдера, так как изначально для строительства отводилось место в каньоне Боулдера.

При заполнении водохранилища несколько населенных пунктов оказалось в зоне подтопления, в связи с чем их жителей переселили в более безопасные районы. Последний человек покинул Сент-Томас спустя 2 года после окончания строительства дамбы Гувера. Говорят, что при низком уровне воды в озере Мид, над его поверхностью появляются мрачные очертания этого городка.

Боулдер-Сити возводился специально для рабочих — строителей дамбы. Долгое время людям приходилось ютиться во времянках, так как стационарные дома сдавались в эксплуатацию с большой задержкой. Темпы строительства жилого фонда ускорились только после августовской забастовки 1931 г., вспыхнувшей на почве неустроенности быта тех, кому приходилось ежедневно выполнять тяжелую работу, рискуя жизнью. Уже к весне следующего года все без исключения получили постоянное жилье.

Во время строительства жителям Боулдер-Сити приходилось подчиняться жесточайшим запретам: на продажу спиртного (до 1969 г.), игорный бизнес (до сих пор), проституцию.

Первой жертвой плотины стал топограф Д. Тирни. Он утонул в 1922 г. в реке Колорадо, занимаясь выбором подходящего места для возведения дамбы. Всего в официальных источниках упоминается о 96 погибших на стройке рабочих. Причинами смерти еще нескольких десятков человек, умерших от отравления угарным газом, назывались осложнения после перенесенной пневмонии.

Впервые защитные строительные каски начали использоваться при возведении плотины в Черном каньоне.

Дамба превратилась в популярный туристический объект уже в 1937 г. Сегодня сюда приезжает около 10 млн. туристов ежегодно.

Правила посещения

Домашние животные на плотину не допускаются. Их, также, нельзя оставлять в припаркованных машинах без присмотра.

До покупки билета посетители обязаны пройти проверку безопасности. Все запрещенные предметы требуется оставлять в автомобиле.

Проносить с собой оружие, режуще-колющие предметы, еду, напитки в стекле или чашках не допускается. Разрешена только вода в пластиковых бутылках.

Тем, кто страдает клаустрофобией, имеет дефибриллятор или кардиостимулятор, посещать электростанцию не рекомендуется. Тур частично проходит в замкнутом пространстве, а генераторы излучают электромагнитные волны.

На одежде не должны присутствовать нецензурные надписи и изображения. Она не может быть чрезмерно порвана или волочиться по земле — это небезопасно. Не стоит надевать и слишком откровенные наряды, так как рядом наверняка окажутся семьи с маленькими детьми.

Крылатые фигуры Республики у входа на плотину Гувера со стороны Невады (скульптор О. Хансен)

Как добраться до плотины Гувера

С обеих сторон к дамбе подходит автомагистраль US Route 93. Съезжать с нее нужно, ориентируясь на указатели. При поездке из Невады — на Hoover Dam Access Rd, при поездке из Аризоны — на Kingman-Wash Access Rd. Эти извилистые дороги приведут путешественников непосредственно к плотине.

Транспорт следует оставлять на парковках. Если нужно будет пересечь дамбу, на пункте пропуска придется пройти строгий контроль. Водителя попросят открыть все возможные отсеки автомобиля. Останавливаться на самой плотине категорически запрещено, даже кратковременно для высадки пассажиров.

Из Лас-Вегаса к плотине Гувера можно добраться с экскурсией. Предложений предостаточно. Выберите наиболее подходящее вам.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Строительство плотины, февраль 1934

А до стройки это место выглядело вот так :

(1930)* — Black Canyon — The future site of Hoover Dam.

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(1925)^* — «The Party» about to embark for a trip through Boulder Canyon. They are assessing the potential sites for a dam on the Colorado River.
(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично — применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды [8] . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине [9] .

Читайте также:
Большой Барьерный риф в Австралии: описание, фото, острова, развлечения, отели

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) [4] .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество — 5251 человек — в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах [5] . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок — Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания — последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1932)^ — Workers on a «Jumbo Rig» that was used for drilling Hoover Dam’s tunnels.
(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы [11] .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций — это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы [12] . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы — израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click HERE to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.
Читайте также:
Визовый центр Великобритании в Ростове-на-Дону время работы, адреса и телефоны
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Мрачные тайны дамбы Гувера или масштабные стройки Великой Депрессии

Прошу прощения у всех подписчиков, все никак не мог начать очередной цикл рассказов о путешествиях, куда входят поездки на дамбу Гувера, посещение Большого Каньона и Седоны именно в зимнее время. Почему именно зима? Наверное все потому, что в основном все путешественники выбирают весенне-летнее время, когда температура достигает зачастую +40С и более, плюс толпы не позволяют насладиться красотой в тишине и покое :) Да и фото Каньона со снегом на склонах довольно необычны, по контрасту с раскаленным камнем в летнее время.

Поэтому начнем с самого начала — поездки на дамбу Гувера — одно из крупнейших и самых известных гидротехническое сооружение в США, объект интереса многочисленных туристов со всего света, фигуранта многочисленных фантастических фильмов и так далее.

Дорога к плотине лежит в часе езды на юго-восток от города “всех грехов” Лас-Вегаса и, с ростом высоты отвесных стен, потихоньку подготавливает туристов к открывающемуся виду. Чтобы успеть до основного наплыва туристов, я уехал из города часов в 8 утра, поэтому дороги были практически пусты и открывали прекрасные виды на окрестные горы и сиротливо прилепившуюся к ним гостиницу.

Недалеко от плотины, которую к слову пока скрывали склоны каньона, дорога расходится на две: одна ведет к самой плотине, вторая — к мосту О’Каллагана — Тиллмана, построенного только к 2010 году, для разгрузки трассы, которая до этого проходила через саму плотину и являлась настоящим “бутылочным горлышком”. Так же одной из причин являлся обязательный досмотр машин перед проездом на дамбу с целью исключения провоза взрывчатки, что еще больше снижало пропускную способность.

Сам мост тянется на добрые пол-километра, причем с одной стороны он находится в штате Невада, с другой — уже территория Аризоны. Фактически на нем можно путешествовать во времени пешком или на машине, так как эти штаты расположены в различных часовых поясах. Если решите по нему прогуляться, то будьте готовы к сильнейшему ветру — берегите бесйболки, шляпки, панамы и очки.

Его постройка заняла пять лет (плюс два года подготовки к основному этапу строительства и расчистки склонов), потребовала 60 тысяч тонн бетона и 8 тысяч тонн стали, и теперь он является первым композитным арочно-железобетонным и вторым самым высоким мостом в Штатах.

Две полосы движения в каждую сторону (вместо двух встречных полос на дамбе) и отсутствие “затычных” поворотов обеспечивают хорошую пропускную способность.

Именно с моста открывается замечательный вид на плотину и, вписанные в окружающие склоны, основное здание музея, парковку и прочую сопутствующую структуру. В основании плотины видны здания генераторной станции, аварийные водосбросы и различные технические туннели для доступа и обслуживания.

Перед зданием музея находится отлитая в металле фигура строителя моста. На самом раннем отрезке строительства они, спускаясь вниз на веревках с 250 метров, занимались расчисткой склонов, очищая их от некрепко держащихся камней и последующих взрывных работ для достижения крепкой породы стен каньона. Чтобы хоть как-то защититься от частых падений камней, работники придумали окунать свои шляпы в деготь, выдерживать их на солнце для сушки и повторять процесс несколько раз, пока они не получались достаточно жесткими. Так был изобретен прототип стандартных строительных касок, которые сейчас являются обязательной деталью экипировки на любом строительстве.

Во время начала строительства в стране бушевала Великая Депрессия, поэтому почасовая оплата труда от 50 центов и до $1.25 привлекала многих — народ начал стекаться к месту будущей плотины в поисках работы, первый год живя в палатках, пока недалеко не построили небольшой городок Boulder City с соответствующей инфраструктурой. На самой стройке работало чуть более 3.5 тысяч ежедневно (5 тысяч человек в пике) и всего было задействовано немногим более 21 тысячи на самой стройке, хотя проект дал работу многим фабрикам и сталелитейным заводам в соседних штатах. Ну и многочисленным фермерам после.

Интересно, что рабочие жестко отбирались по расовому признаку, что было обозначено в контракте между правительством и подрядчиком, “Большой Шестеркой” компаний, и это являлось отголоском политики данного времени: подавляющее большинство было белыми, ветеранами войн, черные и мексиканцы не превышали малочисленную квоту и были задействованы на самых тяжелых и неквалифицированных работах. И особым распоряжением было запрещено принимать на работу китайцев и любых азиатов, видимо правительство оценило масштаб их заселения при постройке и возрождении Сан-Франциско после пожара 1906 года, когда местная диаспора китайцев стала одной из самых крупных в США.

Читайте также:
Аджман: главное об отдыхе в самом маленьком эмирате ОАЭ

Само здание лучше всего рассматривать, прогуливаясь по плотине. Как рассказал гид — сначала все постройки хотели сделать просто как бетонные здания, не отличающиеся цветом от самой плотины, но потом решили, что негоже такой крупной и известой плотине быть серой мышкой, поэтому был приглашен архитектор, которые идеально вписал здания в окружающие скалы и поработал над стилем верхней части плотины. В итоге получился целый ансамбль в популярном тогда стиле арт-деко. Как оказалось — они не прогадали, подтверждением чему служит поток туристов.

Если у вас есть время не только на прогулку / проезд по дамбе, но и на посещение музея и тура — то очень рекомендую, за $30 (плюс $10 за парковку) это того стоит. Вам покажут короткий фильм 30-х годов о постройке дамбы, проведут по музею, генераторному залу, мрачными коридорами в теле самой плотины и окружающих скал.

После прохождения контроля как в аэропорту, который мне пришлось проходить дважды (забыл оставить в машине свой Benchmade 581 тяжелое детство 90-х ) и просмотра фильма перед экскурсией, мы с тур-гидом спустились до уровня обводных водопроводов в теле плотины. После упихивания всей группы в лифт, слоненок нас посчитал по головам, сообщил данную цифру на пост и мы ухнули на добрые пару сотен метров, после чего прорубленными в скалах коридором пошли к первому пункту нашей экскурсии — обводному трубопроводу, который служит для доставки воды к турбинам и аварийному сбросу вод при переполнении резервуара. Для сброса он был задействован дважды: в 1941 для теста и в 1983 году при переполнении резервуара.

Диаметром в 15 метров и соединенные 3 дюймовыми заклепками, они уходят вдаль по обе стороны от обзорного зала. В отличие от многих других плотин, где они находятся в теле плотины, данные водосбросы “обходят” плотину, чтобы не нарушать ее крепость, ведь по факту она передает все давление воды на стены ущелья… лишние дырки ей не к чему :)

Существуют куча гипотез, начиная от постройки дамбы на “костях рабочих” и до запрятанной секретной лаборатории в недрах дамбы из “Трансформеров”. Официальная статистика заявляет, что первой зарегистрированной смертью было падение со скалы геолога J. G. Tierney, который искал место для дамбы (он разбился и утонул), и еще 111 человек после него, причем список закрыл его сын Patrick, который погиб через 13 лет после отца… вот такое семейное проклятье. Если подтвержднеие первому можно найти во многих официальных источниках, то насчет второго (секретной лаборатории) нас уверил экскурсовод. Правда потом он вполголоса пробормотал, что возможно у него нет соответствующего допуска и он точно не молодая блондинка со внешностью фотомодели.

Далее нас ведут в генераторный зал со стороны Невады. Как определить? Да запросто: на дамбе 17 генераторов, 8 со стороны Невады и 9 в Аризоне, которые расположены в помещении длиной около 120 метров и высотой под все 90. Ну или можно по окнам в самом зале определить, откуда заглядывает солнце. Почти как учили в школе: где растет мох — с той стороны и север.

Обзор с туристического мостика с высоты 60 метров открывается шикарный: уходящие в ряд генераторы Francis-type vertical hydraulic turbines были установлены в промежуток с 1936 по 1961 год, поэтому они и не идентичны. Все вместе они вырабатывают чуть более 2 Гигаватт. На момент съемки в крыле работало только 3 турбины, которые можно идентифицировать визуально по горящему оранжевому фонарю на колпаке, плюс через бронированное инспекционное окно — увидеть как внутри вращается ротор.

Как сказал тур-гид: основной причиной все же была не выработка электроэнергии, а сбор паводковых вод и агротехническое значение самой плотины, когда вода делится между тремя штатами, что законодательно оговорено в специальном документе. Хотя в процентном соотношении энергия тоже делится: самому городку при плотине достается 1.8% + остальной Неваде 23.5%, Аризоне 19%, и все остальное соответственно достается Калифорнии.

Когда один из японских туристов, аккуратно выговаривая слова, спросил тур-гида, сколько по его мнению постройка заняла бы в современное время (оригинально проект стартовал в 1928 году, само строительство шло с 1931 по 1935 год и запуск произошел в 1936), то тот подумал несколько секунд, усмехнулся и глаголил: “От 15 и до 25 лет. При том, что все расчеты и постройку можно было бы втиснуть в 3-4 года”. Посмотрев на удивленно раскрывшиеся глаза спросившего, он дословно сказал: “А как вы думаете, сколько лет бы заняли все согласования по постройке такого типа, которая влияет на эко-системы нескольких штатов? И какие деньги были бы потрачены на бессчетные комиссии и согласования, да на оплату адвокатов? Да “зеленые” и иже с ними гринписовцы проели бы мозг на предмет сохранения уникальных видов на данной территории, затопление земель поблизости и тому подобное? Раньше люди и правительство были более прагматичны: необходимо сохранить воду для орошаемого земледелия — значит надо, выработка дополнительного электричества — построим, создание рабочих мест сейчас и в будущем — только за. Если для этого какой-то черепашке или птичке придется покинуть свою норку и подвинуться на десяток километров — то значит так тому и быть, с другой стороны на весах голод и безработица десятков тысяч сограждан.”

Так же нас провели окольными путями к одной из технических отдушин, которая выходит на середине высоты плотины. Вид из нее на другое генераторное крыло, склоны Черного каньона и укрощенную реку Колорадо через защитные жалюзи открывается тоже неплохой, но это более для галочки “я здесь был”.

Читайте также:
Аренда авто во Франции: цены, стоимость бензина, парковки, платные дороги - 2021

Коридоры в самой плотине выложены кафельной плиткой еще в момент постройки от пола до потолка, интересно осознавать, что все это было сделано за много лет до рождения твоих родителей, ничего особо не откололось / не покрошилось… и до сих пор приводит в экстаз любителей все обклеивать плиткой :)

А вот на технические туннели, которые идут от самого основания дамбы до запасных выходов наверх — плитку пожалели, все равно там туристов не водят :) Зато там есть сток для конденсата, и самое главное — калитки, которые в случае падения на лестнице не дадут докатиться переломанной и бездыханной тушке до самого низа, а остановят живым через десяток метров.

Говорят, что молодые и горячие работники станции в качестве спора пытаются на время подняться по ней “от и до”. “Безумству храбрых поем мы славу”, как говаривал старый Рагим.

На закуску, нас (еще раз пересчитав по головам) подняли на саму плотину и выпустили на свежий воздух. В любой день недели по дамбе гуляют сотни туристов, катаются прокатные кабриолеты, парочки и одиночки щелкаю селфи и все вокруг.

Даже есть несколько выступающих карманов на самом краю плотины для лучшего обзора дамбы и самоубийц . Печально, но с момента постройки дамбы и до открытия в 2010 году моста O’Callaghan–Tillman — около 35 человек спрыгнули с нее, но потом решили, что с моста все же надежнее: гораздо выше и дальше лететь. Прошу прощения за черный юмор, но это не идет в сравнение с популярностью моста Золотые Ворота, где “death toll” исчисляется в 1600+ офицально зарегистрированных самойбийц. В каждой стране существуют свои печально знаменитые места.

После проезда дамбы можно подняться по серпантину на несколько витков до магазинчика сувениров, откуда открывается вид на саму дамбу. Для сравнения прикладываю историческое фото из библиотеки Конгресса, где видно еще не затопленное основание дамбы. К сожалению было достаточно пасмурно, поэтому фото вышли немного сумрачными, но наверное это лучше, чем снимать в выжигающее глаза летнее полуденное солнце.

После этого я переехал через дамбу на землю Невады и поехал обратно в Вегас, по пути разглядывая пробку на несколько миль из тех туристов, кто только проснулся после полудня, отойдя от угара и кутежей насыщенной ночи, и попутно хваля себя за то, что смог встать и выехать с утра.

Тем, кто смог дочитать до конца и хочет посмотреть на архивные фото строительства дамбы — то можно посетить данную страницу на интересном ресурсе TEOTI.

Всем желаю хороших выходных и достойно провести остаток лета :)

Как строилась плотина Гувера Часть 1

Плотина находится на границе Аризоны и Невады в Черном Каньоне на реке Колорадо, и была названа в честь президента Герберта Гувера Франклином Д. Рузвельтом в 1935 году. 30 сентября 2015 года была 80-я годовщина названия плотины. Бетонная арочно-гравитационная конструкция высотой 221 метр сооружалась пять лет, с 1931-го по 1936-й год. В этой подборке – фотографии, показывающие процесс строительства.

Ночной снимок плотины Гувера, 1983 год.

Место, где вскоре начнутся работы по одному из самых грандиозных строительных проектов в истории США, 19 сентября 1930 года. Около 11 км от Лас-Вегаса, Невада. Когда строительство завершится, плотина будет снабжать электроэнергией шесть штатов. Ее стоимость оценивалась до начала строительства около 165 000 000 долларов.

На этом месте будет находиться водохранилище площадью в 227 квадратных миль. Инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн показывает на холмы, которые будут затоплены после завершения строительства. Невада, 24 августа 1932 года. Гора с плоской вершиной, которая находится в центре кадра, превратится в остров, возвышающийся над водой всего на 14 метров.

На этом аэрофотоснимке, сделанном компанией Fairchild, можно видеть место строительства будущей дамбы, 4 марта 1931 года. Самая низкая стоимость контракта была предложена Six Companies Inc. из Сан-Франциско, Калифорния. Сумма составляла 48 890 995,50 долларов.

Люди на церемонии открытия строительства в Неваде, 17 сентября 1930 года. Министр Рэй Лайман Вилбур сделал объявление о переименовании плотины из Boulder Dam в Hoover Dam.

Министр Рэй Лайман Вилбур забивает серебряный костыль в шпалу на железнодорожных путях, соединивших Лас-Вегас и место строительства, 19 сентября 1930 года. Это стало сигналом к официальному началу работ на 165-миллионном проекте. Слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж.

В Боулдер Сити, городе строителей, открывается почтовое отделение. Сотрудники Бюро мелиорации собрались на открытие, чтобы поздравить почтальона Дж. Л. Финни, 15 апреля 1931 года. Слева напарво: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида.

Главная улица Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Город был построен для рабочих, участвующих в строительстве плотины и его стоимость составила 2 млн. долл.

Вид сверху на место строительства плотины Гувера. Участок находится непосредственно над электростанцией, и является частью шоссе Невада-Аризона, которое пройдет по верху плотины. 24 августа 1932 года. Кроме того, в ходе строительства будет создано самое большое рукотворное озеро в мире.

Снимок, показывающий гористую местность на берегах реки Колорадо. Воды в русле нет, потому что ее перенаправили на время строительства в подземные туннели, 12 января 1923 года. Именно здесь будет воздвигнута плотина Гувера. Вода выходит из подземных туннелей в нижней части снимка.

Стальной контейнер емкостью 8 кубометров заливает первую партию раствора в фундамент плотины Гувера на дне Черного каньона, Невада, 9 июня 1933 года. Опалубка имеет три стенки, а четвертая образуется прилегающей скалой каньона.

Читайте также:
Средняя зарплата в Самаре учителей, водителей и продавцов в 2021 годах

Внутри одного из каньонов, по которым будет отводиться река Колорадо. Невада, 18 апреля 1932 года. Проект на ранней стадии строительства.

Установка, названная Большим буром, была разработана для ускорения работы над туннелями. Она смонтирована в кузове 10-тонного грузовика, и от 24 до 30 отбойных молотков, установленных на ней, могут работать одновременно

Место строительства плотины Гувера на границе Аризоны и Невады. Облицовка бетоном стен водослива. Ведро с двумя кубометрами раствора поднимается на кран. Июнь 1933 года.

Вид снизу вверх по течению на Черный Каньон показывает место строительства плотины Гувера. Невада, дата неизвестна. В нижней части снимка видны десятки грузовиков, доставляющих материалы для раствора.

Плотина была построена из прямоугольных колонн сечением от 20 (на внешней части) до 8 (на внутренней) квадратных метров. Дамба состоит из установленных друг на друга 215 бетонных блоков. Смежные колонны соединены друг с другом системой вертикальных перемычек на радиальных соединениях и горизонтильными перемычками на периферических соединениях (представьте себе гигантский конструктор ” Lego”). В один блок за 72 часа наливалось не более полутора метров раствора. После того, как он застывал, в промежутки между колоннами заливался более жидкий раствор, чтобы создать монолитную структуру.

На этом снимке Бюро мелиорации видна наполовину законченная дамба. Работы ведутся днем и ночью, и строительство опережает график на несколько месяцев. У основания дамбы видно строительство фундамента для электростанций. Темная линия по центру дамбы – пустота, специально оставленная, чтобы облегчить застывание раствора.

Строительство продолжается. С помощью грузовиков перевозится 50 тонн земли в минуту, чтобы отвести воды реки Колорадо от места строительства плотины к подземным туннелям. 15 ноября 1932 года.

Вид сверху вниз по течению. Со дна каньона поднимаются многочисленные бетонные конструкции, которые станут основанием плотины. Невада, 12 августа 1933 года. В день в формы заливается 6000 кубометров раствора.

Вид на одну из башен водоспуска плотины Гувера, 9 августа 1934 года. Башни, по две с каждой стороны, будут подниматься на 120 метров.

Строительство плотины Гувера в Неваде, недалеко от Лас-Вегаса, продолжается, 9 января 1932 года.

Вид на плотину сверху вниз по течению, 1 февраля 1935 года.

Ворота весом в три миллиона фунтов над туннелем номер 4 готовы к закрытию, 1 февраля 1935 года. Закрытие ворот в подземных туннелях приведет к возвращению реки Колорадо в русло и наполнению огромного водохранилища. Снимок был сделан незадолго до закрытия ворот.

Фотография каньона показывает временный подвесной мост и отверстия туннелей для отвода воды от места строительства, 12 марта 1932 года.

Найдены дубликаты

Нью Вегас вспомнился)

где его только нет. Half life, Gta San Andreas, и другие, а так же фильмы

Вот только в HL Черная Меза расположена в Нью-Мексико, а дамба Гувера находится на границе штатов Аризона и Невада неподалеку от Вегаса

Примечательно, что дамба из второй части игры, которая встречается по пути в Восточную Черную Мезу, похожа на дамбу Кончас, которая тоже находится в Нью-Мексико

Еще эту плотину в 76-м году спас от разрушения Супермен.

а в 2281 – курьер.

А потом её захватили клятi НКРовцы.

А что такое “башни водоспуска”? В чем их предназначение?

а зачем ворота в туннеле?

можно же было просто взорвать, чтоб завалило туннель и всё

У вас то 165 миллионов, то 165 миллиардов. Сами то её читали?

А где про миллиарды?

Было перед изображением про вбивание серебряного костыля “165-миллиардном”, уже исправили)

Мне кажется, или на фотографии, где забивают серебряный костыль, стоит мужчина, на которого похож Ди Каприо (который конгрессмен Вильям Итон из Колорадо)?

Товарищ, а почему не про Братскую ГЭС, почему не про БАМ. Берем вас на карандаш.

затвердевает говно на морозе, а бетонная смесь набирает прочность. И вообще в тексте нет ни одного верного технического термина.

А я буду спорить. Какой именно СНиП?

Да, придирки, да Вы правы, да корректнее говорить твердение. Но нафига поправлять одну из множества ошибок, да ещё и на развлекательном ресурсе? Там столько ошибок в тексте, что твердеет или застывает без разницы.

Использование термина “затвердевший” относительно строительных растворов в приведенном Вами пункте нормативно-правового акта ГОСТ 28013-98*, не является необходимым и достаточным условием для подтверждения прерогативности использования термина “затвердевает” к комплексу процессов вызванных гидратацией цемента в составе растворной смеси.

Все отлично!

Парень присылает отфотошопленные фото, каждый раз, когда его девушка спрашивает, в порядке ли их дети, когда он с ними сидит

Кинематографическое

Милонов VS Джигурда

Появились первые кадры боя депутата Госдумы Виталия Милонова с актером Никитой Джигурдой. Недавно слуга народа жаловался, что организаторы нарушили договоренности – обещали бить понарошку, но в итоге удары были настоящие, болезненные.

У Джигурды иная версия: якобы, “задача поединка была – не убить депутата Госдумы”, и чтобы тот не уехал после боя на скорой.

Познакомлюсь с девушкой для серьёзных отношений

Ушла жена

Нам обоим по 28, в отношениях 11 лет, в браке 5, дочке 4. На семейном морском отдыхе с супругой и дочкой почувствовал, что что-то не так. Спросил. Сказала, что не соскучилась за те 2 недели, что мы не виделись (мы с дочкой и её бабушкой, моей мамой, уехали на юг) не соскучилась как обычно, перестала чувствовать себя за мной как за каменной стеной. Я расстроился и даже обиделся, тк я очень и очень неплох во многих аспектах. Сразу жопа почуяла, что появился мужик. Но все знакомые и моя мать говорили, что я дурак и это невозможно. Отношения всегда были гармоничные, не ругались, очень схожи по взглядам и, скажем так, энергетике.

Читайте также:
Как доехать из Бергамо в аэропорт и обратно

Вернулись в Питер 1го августа, дочка осталась с бабушкой на юге, через пару дней поехали гулять в парк, чувствовал, что держу за руку уже чужого человека. Ещё через пару дней она переехала к матери, чтоб якобы меня не мучать и разобраться в себе. Август для меня был ужасным, я был один, я был уничтожен. По наивности и неопытности думал, что смогу это разрулить, тк чувствовал себя виноватым, хоть и причины жена мне назвала весьма мелкие для таких событий. Но смог через пару дней алкоголя взять себя в руки и начать работать над собой. Для себя.

Начал качать пресс, сменил работу, сменил стиль, доделал ремонт в квартире, который начали ещё до отпуска, съехались, перевезли все вещи. Жена уже не могла целовать, не терпела прикосновений, про секс я даже молчу, но спали в одной кровати. Я пытался быть дружелюбным. Так прошла неделя. Потом меня это доконало и я поставил условие, что, если она будет дальше продолжать топтать наши отношения, то может собирать вещи и уходить. Через день спросил, мол, ну что. Отказала. Ну, что ж, будь посему. Это была среда. Я уехал к матери. Разговаривал с ней, мать мне поведала, что оказывается таки есть мужик.

Поговорил с женой. Просто симпатия. Пару раз гуляли с ним в те 2 недели пока меня и дочери не было в городе и 1 раз, когда дочь уже вернулась с юга в конце августа. То есть дочь с ним виделась. В новые отношения, по её словам, не бежит. С её точки зрения пропажа чувств с её стороны ко мне и сама возможность появления симпатии к другому вполне достаточные условия, чтоб разрушить семью. Человек, которому она симпатизирует бросил предыдущую жену сам по причине, что любви никогда и не было. Что ж.

В пятницу приехал, чтобы попытаться объяснить дочери, что всё хорошо и так нужно, что папа и мама всё равно с ней. И определить разброс по вещам, что заберёт с собой. У неё включилась явно защитная реакция, тк пыталась нападать и ещё раз выяснить отношения. Вероятно чтобы развести меня на грязные эмоции и окончательно убедиться в правильности своего решения. А мне не хотелось.

В субботу и воскресенье собирала вещи в нашей квартире. В понедельник я забрал дочь из сада и привёз к ней, в дом её матери. Увезённых вещей из нашей квартиры я там не увидел. Что ж.

Идёт 3 неделя моей самостоятельной жизни. В отремонтированной квартире из которой вырвали сердце. С женой общаюсь только по вопросам дочери. Никаких как дела и прочее. Тк обстоятельства изменились. Дочку после сада забираю и отвожу к жене и бабушке. На выходные неделя-через-неделю забираю к себе. Документально пока не развелись. Мне уже в качестве эксперимента интересно решится ли она. Хотя, честно говоря, не вижу смысла принимать её назад. Всё наше окружение, даже её родная мать крутят пальцем у виска от её выходки. Никто не ожидал.

Очень жалко дочку.

Пытаюсь понять что мне делать дальше. Чего я хочу. Своё уже отстрадал. Просто пытаюсь сам для себя честно понять.

Не знаю зачем написал. Наверное, просто поделиться. Такие дела.

Арочно-гравитационная Плотина Гувера на реке Колорадо в США

В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса — Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.

Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.

Причины создания плотины

Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.

Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Читайте также:
Фамагуста, Кипр — все о городе с фото

Тяжелейшие условия труда

Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.

Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.

Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.

Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.

До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.

Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.

Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Интересные факты

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Значение плотины Гувера сегодня

Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: