Карта Зиккурата в Уре, где находится Зиккурат в Уре на карте мира

Месопотамский зиккурат в городе Уре – дорога в небо

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

Интересные факты

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Читайте также:
Фотографии Усть-Ленского заповедника

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Видео про зиккурат в Уре

Великий зиккурат Ура

  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! ” target=”_blank” rel=”fancybox-button[gallery3b5727daee]”>Title Title

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царём Набонидом.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами. Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.
Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Загадки Ура: что ученым удалось узнать о легендарном библейском городе

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Сегодня до Ура Халдейского, расположенного в Южном Ираке, не доехать. Но это было бы настоящим паломничеством: увидеть своими глазами то небо, те холмы и тот город, которые почти четыре тысячи лет назад видел Авраам — человек, первым уверовавший в исторические времена в Единого Бога и названный апостолом Павлом отцом всех верующих (Рим 4:11). Город Авраама был оставлен жителями в V веке до нашей эры. Археологи «открыли» его вновь чуть больше века назад. В результате археологических раскопок, которые велись на этом месте несколько десятилетий, мы знаем, как выглядел город Авраама и чем и как жили населявшие его люди.

Читайте также:
Отдых в России в июле 2022 на море, куда поехать лучше?

Телль аль-Мукайяр (древний Ур): чем знаменит этот город

Древний месопотамский город Ур находится в юго-западной пойме рек Тигр и Евфрат в нижней Месопотамии, на территории современного Ирака в провинции Ди-Кар. В свое время он был крупнейшим мегаполисом Древнего мира и до сих пор по праву считается одной из колыбелей человеческой цивилизации.

Ур упоминается в книге Бытие как родина Авраама — библейского патриарха и родоначальника израильского народа. В то время как остальные жители Ура были язычниками, в семье Авраама жила вера в единого Бога. Ради укрепления этой веры, а также возобновления истинного богопочитания Господь обратился к Аврааму со следующим призывом и обещанием: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:1–3).

Принадлежа к одному из семитских племен, веривших во множество богов, Авраам был убежден, что есть единый Бог-Творец. Его Бог — это «творец неба и земли, всего видимого и невидимого», как это и сегодня говорится в самом начале христианского Символа веры. Он верил в такого Бога и Бог, видя его веру, открылся ему. Возможно, один из смыслов Божьего повеления был в том, чтобы первые зерна монотеизма не проросли в привычном языческом мире, а истинное богопочитание было возобновлено на новой, обетованной земле, вдали от прежних нравов и пороков.

Услышав зов Божий, Авраам вместе со своей женой и племянником, а также многочисленными слугами и домочадцами отправился в землю обетованную. И в каком-то смысле все мы — сохранившие веру в единого Бога — плод этого зова и этого путешествия, начавшегося в Уре.

Ур сохранял свою значимость на протяжении долгого времени. Однако из-за изменившихся климатических условий в IV в. до н.э. он был покинут жителями, пришел в запустение и в конце XIX века, на момент начала археологических раскопок, совсем не выглядел как город. Это был невысокий холм (всего 20 метров в высоту) овальной формы — то, что археологи называют телль, совершенно заброшенный. На северо-западном конце холма его высота чуть увеличивалась — здесь, как выяснилось позже, находился знаменитый зиккурат Зиккурат (от ассиро-вавилонского слова вершина, строить высоко) — многоступенчатое храмовое сооружение в древней Месопотамии. . К северо-востоку от холма тянулась длинная ломаная линия небольших курганов, а к востоку от него тек Евфрат — одна из двух главных рек Междуречья.

Как археологи нашли древний Ур

В 1854 году Британский музей поручил английскому вице-консулу в Басре Джону Тейлору обследовать некоторые районы Южной Месопотамии. Джон Тейлор не имел никакого отношения к археологии, однако тогда это было в порядке вещей — «археологи» того времени охотились за артефактами, которые могли бы украсить частные коллекции и музеи. Покопавшись у основания холма, рабочие Тейлора взялись за его вершину, где обнаружили гробницы, развалины храмов и клинописные таблички. После прочтения части надписей научное сообщество решило, что этот город был не чем иным, как Уром Халдейским, родиной Авраама. Однако в ту пору внимание британских ученых было направлено в сторону Северной Месопотамии — там за несколько десятилетий до этого нашли великолепные дворцы ассирийских царей. Британский музей поблагодарил Тейлора за усердие и решил вернуться к городу Уру в другое время. Четверть века спустя Британский музей наконец отправил на родину Авраама еще одну экспедицию. На этот раз ее возглавил настоящий археолог — Леонард Вулли.

Человек, который мечтал «оживить Ветхий Завет»

Вулли был сыном священника и очень интересовался Ветхим Заветом. Его коллега, археолог Макс Маллован (муж Агаты Кристи) так описал это его увлечение: «Вулли мечтал продолжить работу в Уре, так как этот древний город был тесно связан с Ветхим Заветом. В то время Библия для многих еще служила настольной книгой. Вулли и сам учился на теолога и одно время планировал присоединиться к Церкви. Он считал, что, отправившись в Ур, сможет оживить Ветхий Завет, и действительно блестяще справился с этой задачей. Вулли опирался на 27-й стих 11-й главы книги Бытие, гласивший, что дед Авраама умер в земле рождения своего, в Уре Халдейском. В стихе 31-м говорится, что отец Авраама Фарра покинул Ур со своей семьей и отправился в землю Ханаанскую, а по пути остановился в Харране (на юго-востоке Малой Азии). Раскопки помогли объяснить, почему он выбрал именно такой путь: выяснилось, что Харран, как и Ур, являлся центром почитания Луны. Вулли не терял надежды найти упоминание об Аврааме, и хотя само это имя так и не обнаружили в клинописных источниках, ему удалось заглянуть в историю родного города ветхозаветного пророка — города, где тот жил перед тем, как перебраться из Шумера (позже названного Вавилонией) в Палестину».

Читайте также:
Сколько лететь из Екатеринбурга до Тайланда прямым рейсом: время в полете

Вулли сделал несколько сенсационных открытий: он нашел богатые гробницы, штандарт мира и войны, на котором были изображены первые в истории человечества боевые колесницы, и арфы — первые музыкальные инструменты. Он же обнаружил дворцы и храмы, гавань и жилые кварталы и очистил огромный зиккурат, ныне самую известную достопримечательность города Ура, — трехступенчатый храм бога Луны.

Так что, говоря о городе Авраама, историки обычно опираются на раскопки Вулли. Давайте посмотрим на то, как выглядел город в XIX-XVIII веках до нашей эры, когда здесь, согласно библейской традиции, жил Авраам.

Как выглядел город во времена Авраама

Первое поселение на месте города появилось около 3800 года до н. э. Ко времени Авраама он был чуть больше километра в длину и 685 м в ширину — все вместе около 230 гектаров. Из них 54 га занимал священный участок. Жилые дома были выстроены из сырцовых кирпичей, которые придумали в этих местах за пару тысяч лет до этого: глина, которой в Месопотамии много, укладывалась в деревянные формы — сейчас для производства самодельных кирпичей используют ту же древнюю технологию. Иногда первый этаж дома облицовывался обожженными кирпичами, но такое могли себе позволить только богачи. Если хозяин дома почему-то покидал город, он вез с собой ценный материал — потолочные балки и двери: дерево стоило очень дорого. Можно подумать, что именно такую ношу взял с собой отец Авраама — Фарра. В домах были «туалеты» — они устраивались под лестницей на второй этаж. Нечистоты оттуда по трубам выводились на улицу.

Крыши домов были плоскими, у каждого был внутренний дворик без всякого сада и зелени — из-за недостатка воды. Дома плотно теснились друг к другу. Улицы между ними были узкими и кривыми. На колеснице по улицам города Ура проехать было нельзя — только пешком, и то сложно разойтись в узком переулке. Внутри города жило около 35–50 тысяч человек, хотя, конечно, это очень примерная цифра. Но по тем временам — речь ведь идет о первой половине 2 тысячелетия до нашей эры — это был огромный город. С запада и севера Ур обтекала река Евфрат. Здесь были гавань и рынок.

Где и кому поклонялись жители Ура

В городе было несколько храмов, где на праздники собиралась большая часть населения. Главным из них был храм бога Луны Нанны — божества-покровителя Ура. Позади него возвышалась громада зиккурата — архитектурного прообраза библейской вавилонской башни.

В верхний храм, на последнем этаже зиккурата, как верили тогда люди, бог Луны иногда спускался с небес. Зиккурат был построен из сырцовых кирпичей и облицован обожженными. Ярусы зиккурата были черного, красного и белого цветов. На вершину зиккурата, в «небо», вели три лестницы — спереди и с боков. Очевидно Авраам бывал здесь до того, как услышал призыв Единого Бога, и позже рассказывал об этом величественном сооружении своим детям, а те — своим. Если это так, то можно предположить, что сон Иакова — внука Авраама — в котором он видел лестницу до неба, по которой восходили и нисходили ангелы Божии, имеет в своей образной основе именно эти архитектурные детали. Рядом с зиккуратом находилось Великое хранилище глиняных табличек, где содержался хозяйственный архив. В юго-восточной части священного участка стоял царский дворец и мавзолей царей Ура. Здесь же были обнаружены надписи с именем Сеннарского царя Амрафела, который упоминается в четырнадцатой главе книги Бытие.

«Самый толстый слой каменных осколков мы нашли вблизи святилища, — писал Леонард Вулли, — а также на главном дворе… Здесь возвышалось массивное кирпичное основание, а на нем и вокруг него лежали осколки мелкозернистого черного камня с надписями. Совершенно очевидно, что этот камень раньше стоял на кирпичном постаменте. От текста сохранилось ровно столько, чтобы установить, что надпись перечисляет победы знаменитого законодателя, вавилонского царя Хаммурапи. Возможно, это и есть Амрафел времен Авраама, который упоминается в четырнадцатой главе книги Бытия; Хаммурапи покорил Ур и, очевидно, в память о своей победе поставил эту стелу в одном из главных храмов города».

Читайте также:
Фотографии Якорной щели

Как учились в Уре

Некоторые жители Ура умели писать — в городе было несколько школ. Возможно, в одной из них учился Авраам. Ученики писали на глиняных табличках, которые изготавливали так, чтобы их легко было держать в левой ладони. Столов и стульев в школах не было. Археологи нашли даже глиняные «прописи». О том, как была устроена клинописная система письма, государственный музей «Эрмитаж» недавно снял понятный и красивый ролик:

Что ели жители Ура

Одни разводили скот, другие обрабатывали шерсть и ткали полотно, в городе были плотники, золотых, серебряных и медных дел мастера, ювелиры и кожевники, рыбаки и строители лодок, купцы и служители храмов. Археологи обнаружили не только остатки домов, школ и архивов, но и смогли определить, чем питались жители города Ура в то время. Из мяса в пищу шли телята, овцы и волы, лепешки пекли из ячменя, из него же варили пиво, в качестве десерта использовали финики. Пили молоко, готовили из него сыр, из фиников делали сладкую патоку. Из овощей в ходу были чеснок и лук, других овощей не было. Из муки также варили похлебку. Рыбу жарили на углях. Лепешки пекли на раскаленных стенках глиняной печки — типа современного тандыра. Ели их, конечно, руками.

Сохранился ли дом самого Авраама?

Вулли был уверен, что нашел дом Авраама. Конечно, как мы уже сказали, он ехал в Месопотамию с надеждой его найти. Так что, возможно, он выдавал желаемое за действительное. Так или иначе, обнаружив в одном из домов цилиндрическую печать с надписью, которую он прочел как «Авраам», он сразу поверил в то, что этот дом был домом Авраама.

Агата Кристи, посетившая Ур во время раскопок, видела этот дом и оставила такую запись в своем дневнике: «Леонард Вулли, со свойственной ему любезностью, стал моим гидом… У Леонарда Вулли было прекрасно развито воображение: он видел место таким, каким оно было в 1500 году до Рождества Христова, а то и на несколько тысяч лет раньше. Любое прошлое он умел воссоздать силой воображения. Пока он говорил, у меня не было и тени сомнения, что вот этот дом на углу — дом Авраама. Он оживлял прошлое и верил в него, и всякий, кто его слушал, верил вместе с ним».

Археолог Макс Маллован, будущий муж Агаты Кристи, участвовал в раскопках квартала частных домов, где по мнению Вулли, жила семья Авраама, и оставил об этом такую запись: «Вулли с удовольствием подчеркивал, что именно в этом квартале частных домов, должно быть, жил пророк Авраам до того, как перебраться из города Луны Ура в город Луны Харран, расположенный далеко на севере, вблизи Сирии и Малой Азии. О самом Аврааме, состоятельном главе рода, довольно зажиточном человеке, но не очень важной фигуре в Уре, мы не нашли ни одного упоминания. В наши дни, когда Библия перешла в разряд малопопулярной беллетристики, сложно представить себе, как заинтересована была общественность в находках, связанных со Священным Писанием. В какой-то степени решение начать раскопки в Уре было продиктовано именно этим соображением. Вулли как сын священника сам воспитывался на Священном Писании. Он превосходно помнил Старый и Новый Завет. Однажды нашему эпиграфисту ошибочно показалось, что он прочел имя Авраама на глиняной табличке. Я необдуманно упомянул об этом открытии в письме старому другу. Узнав о моем поступке, Вулли устроил мне серьезный выговор и заставил меня отправить другу телеграмму с настоятельной просьбой хранить наше открытие в тайне, пока не придет время рассказать о нем общественности. Время так и не пришло»”.

После Леонарда Вулли серьезных раскопок на месте города Ура больше не проводилось — это и понятно, учитывая политические события в этом регионе. Разве что знаменитый диктатор Саддам Хуссейн, вопреки всем правилам научной реставрации и консервации памятников архитектуры, попросту «достроил» знаменитый зиккурат Ура, чем вызвал лавину критики со стороны современных археологов и историков.

Читайте также:
Хайнань: цены на еду 2022. Что почём?

10 визитных карточек Месопотамии

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

1. Таблички с клинописью

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В тысячелетиях до н. э. привычные нам исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

3. Зиккураты

Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города , еще один в под Багдадом и, наконец, на городище в иранском Хузистане.

Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

4. Настольная игра Ура

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.

5. Бронзовая маска из Ниневии

Литая бронзовая маска, датирующаяся веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Читайте также:
Визовый центр Испании в Ростове-на-Дону - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

6. Стела с законами Хаммурапи

На этой стеле из черного камня высотой метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба. Если он погубит имущество, то он должен возме­стить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».

7. Камень кудурру

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

Забытая реальность

вспомним прошлое, вернемся к истокам

Зиккурат в Уре







Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII—XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни — зиккураты. Зиккурат — это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше — до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним — побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда — в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий — все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Читайте также:
Средняя пенсия на Кипре в 2022 годы: разбираем во всех подробностях

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре — древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112—2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII—XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя — черный, средняя — красный, а верхняя — белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре — настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму — фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Читайте также:
Фотографии Археологического парка Сан-Августин

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой — на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Зиккурат древнего Ура – башня тщеславия шумерских царей | Bigasia.ru

Шумерская цивилизация подарила миру первую письменность и первые образцы литературного творчества. В древнем городе Ур, обнаруженном на территории современного Ирака, найдены странные и зловещие гробницы шумерских царей. Также археологи исследовали великолепный образчик древней архитектуры – загадочную башню зиккурат. Она сохранилась до наших дней, пережив несколько очень бурных тысячелетий.

Примерно 7,5 тыс. лет назад в плодородной долине, которая разместилась между Тигром и Евфратом, кочевые племена начали создавать поселения. Постепенно они сформировали развитую и могущественную цивилизацию, которую мы сегодня называем Месопотамией или Шумером. Шумеры создали письменность (клинопись) и первые литературные произведения. Они же возвели один из самых великих древних городов – Ур. Он, кстати, упоминается в Библии, в «Книге бытия» и «Ветхом завете». Согласно библейской трактовке, Ур построили предки Авраама, пожелавшие «возвести город и башню до небес».

На самом деле шумерских городов было много – в долине довольно долго существовало несколько независимых друг от друга городов-государств, в каждом из которых правил свой владыка. Шумерская цивилизация пережила немало периодов, когда центр политической власти перемещался из с одного города в другой – те или иные правители, набирая силу, начинали диктовать свою волю. До тех пор, пока им не смену не приходил более сильный и искушенный в борьбе за власть соперник. В общем, ничего нового — все так, как было всегда и практически везде. Однако при этом, какие бы политические ветра не дули, все шумерские города имели общую культурно-историческую взаимосвязь – единую письменность, схожие методы ведения торговли, одну и ту же религию. В каждом городе строился свой храм в виде многоступенчатой пирамиды, которая называлась зиккуратом.

Много десятилетий ученые-археологи бились над разгадкой тайн шумерской цивилизации. По крупицам они воссоздавали образ древнего Ура – одного из самых крупных городов Месопотамии.

Читайте также:
Какая погода на Кипре в июне 2022 и температура воды - советы туристам, фото и видео


Ирак. Зиккурат. Фото: wallscover.com

Безусловно, одними из самых значимых архитектурных творений того времени можно считать культовые архитектурные сооружения – зиккураты. В Уре, шумном и оживленном городе, улицы которого заполняли тысячи людей, зиккурат сохранился лучше, чем где бы то ни было. Городские постройки возводились преимущественно из грязевого кирпича. Из него же построили и огромный великолепный зиккурат, с вершины которого как на ладони открывался весь город.

В библейских сказаниях говорится о некой башне, хотя на самом деле зиккурат в Уре больше напоминает пирамиду. Но в отличие от египетских пирамид, стены этого сооружения не гладкие, у них и более пологий угол наклона. Также сооружение имеет три каскада ступенек, ведущих к террасам, где располагались здания различного предназначения – вот основное отличие зиккурата от пирамид. Археологи выяснили, что это, по всей видимости, был храмовый комплекс, в котором жрецы проводили свои ритуалы. Однако некоторые ученые считают, что зиккурат был не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и даже дворцом правителя. Но последнее утверждение весьма спорно: действительно, на некоторых террасах когда-то находились постройки, в которых, скорее всего, располагались святилище-храм и помещения, служившие, например, жрецам для наблюдений за звездами, жильем для священников и работников храма — но никак они не могли быть местом постоянного пребывания царственных особ.

Зиккурат в Уре строили так, чтобы он своей формой напоминал гору. Возвели его в священной части города, неподалеку от дворца короля Ур-Намму – одного из самых известных и могущественных царей шумерской цивилизации. Сегодня развалины зиккурата частично восстановлены. Сделали это, кстати, не так уж и давно – при Саддаме Хуссейне. И правильно поступили – по словам археологов, после раскопок был велик риск, что этот древний шумерский памятник окончательно разрушится. Размеры сооружения впечатляют и сегодня – можно только представить, как эффектно постройка выглядела когда-то. Площадь фундамента у основания составляет 63 на 43 метра — когда-то здание возвышалось над землей на высоту 30 метров.


Зиккурат до реставрации. Фото: sirius-star.ro

По нынешним меркам, если сравнивать зиккурат Ура с современным зданиями, сооружение кому-то может показаться не таким уж и высоким. Но это обманчивое впечатление, поскольку нужно учитывать, что зиккурат облицован небольшими кирпичиками – огромная армия рабочих потребовалась для того, чтобы построить эту махину. На самой верхней точке находилось убежище, где, как считалось, боги и общались с жрецами. Сюда же священники приносили им в дар пищу и вино. А самым главным из богов у шумеров считался бог Нанна, бог Луны – маленькие медные изображения луны археологи отыскивали повсюду при раскопках.

По большому счету зиккурат Ура – это вовсе и не здание, а цельный массив, так как здесь никогда не было внутренних помещений. На многих кирпичах, которыми облицован древний религиозный центр, высечены имена правителей – чаще упоминается имя царя Ур-Намму. Когда-то на этих кирпичах было начертано лишь его имя, но шло время, кирпичики изнашивались, их приходилось менять – вот и высекались новые имена шумерских правителей, живших в более поздние времена. На равнинах не было прочного камня – поэтому в строительстве использовались глиняные кирпичи. Сначала их просто сушили под солнцем, но под дождем и испепеляющими лучами солнца такой строительный материал долго не жил. Постепенно шумерские мастера стали применять в своей практике глиняные кирпичи, обожженные в печах, они оказались намного прочнее.


Город Ури Урук при шумерском царе Ур-Намму. Реконструкция. Фото: dainst.org

Про шумерского царя Ур-Намму сохранилось немало легенд. Известно, что это был один из самых могущественных правителей, власть которого распространялась на многие города древнего мира, а столицей империи являлся город Ури Урук. Царство властителя объединяло и земли, которые сегодня принадлежат Ирану. Административно империя Ур-Намму делилась на несколько десятков районов, каждым из которых управлял наместник Ур-Намму.


Богиня Иштар представляет царя Ур-Намму богу Энлилю. Фото:sumerianshakespeare.com

В первой четверти прошлого века британский археолог Леонард Вули сделал в Уре воистину великолепные открытия, которые позволили существенно расширить современные знания о шумерской культуре. Так, именно он отыскал царское захоронение, в котором обнаружил тонко обработанные золотые и серебряные ювелирные украшения, сосуды, выполненные из драгоценных металлов, прекрасно сохранившийся золотой шлем. Проанализировав свои находки, ученый рассказал современникам о довольно жуткой картине, сопровождавшей ритуальные похороны шумерских царей и цариц. Оказывается, когда умирал тот или иной правитель, то ритуал погребения предполагал массовые убийства слуг и приближенных особ. Предположительно, все эти люди добровольно принимали яд. В непосредственной близости с правителями располагались массовые захоронения самых близких им людей. Затем внутреннюю могилу замуровывали кирпичами, а вся погребальная процессия, в которую входили в том числе женщины и дети, шествовала наружу, где люди также принимали яд. Прочий люд империи несколько дней справлял тризну по усопшим.

Читайте также:
Виза в Китай в 2022 году - срочно оформим китайскую визу

Древняя архитектура

  • Пирамида Хабы
  • Пирамида Ниусерры
  • Пирамида Сехемхета
  • Пирамида Унаса
  • Пирамида Джедкары
  • Пирамида Нефериркары
  • Пирамида в Медуме
  • Пирамида Усеркафа
  • Великий зиккурат в Уре
  • Мост Мехмед-паши Соколовича (Вишеградский мост)
Великий зиккурат в Уре

Великий зиккурат (зиккурат Этеменнигуру) в Уре, или Зиккурат бога Луны Нанны – это новошумерский храмовый комплекс в виде ступенчатой пирамиды в древнем городе Ур, руины которого расположены близ столицы современной иракской мухафазы Ди-Кар, Эн-Насирии.

В 3-м тысячелетии до нашей эры Ур был одним из важнейших шумерских городов-государств в Древней Месопотамии. Монумент был построен в эпоху ранней бронзы (в 21-м веке до н.э.). К 6-му веку до нашей эры (нововавилонский период) он сильно разрушился, но был восстановлен при царе Набониде. На сегодняшний день Великий зиккурат является одним из наиболее хорошо сохранившихся и грандиозных сооружений древнего Ура.

Монумент представляет собой массивную ступенчатую пирамиду высотой 30 метров с прямоугольным основанием длиной 64 и шириной 46 метров. Правда, указанная высота является всего лишь предположением, так как до наших дней сохранилось только основание этого древнего сооружения.

Изначально зиккурат в Уре состоял из нескольких надстроенных друг над другом трапециевидных ступеней-платформ. При этом сплошное ядро каждой ступени было сложено из необожжённых кирпичей и облицовано снаружи обожжёнными. Этот внешний слой защищал ядро пирамиды от осадков и других внешних воздействий.

Поскольку месопотамские божества обычно ассоциировались с восточными горами, зиккурат мог служить олицетворением горного жилища одного из них. Судя по всему, жители города верили в то, что зиккурат являлся тем местом на Земле, где решил поселиться бог Нанна. Поэтому на вершине сооружения не было установлено ничего, кроме святилища в честь него.

В этом святилище для Нанны была устроена спальня, так как население древней Месопотамии верило в то, что их божества испытывали точно такие же потребности, что и их смертные подданные. Её занимала девственница, избранная в качестве спутницы бога.

На боковой лестнице в северо-западной части пирамиды находится кухня, которая, вероятно, использовалась для приготовления кушаний для Нанны.

Кроме того, бог должен был быть обеспечен слугами из числа смертных, и для этой цели на огороженном пространстве вокруг зиккурата были построены храмовая кладовая, дома жрецов и царский церемониальный дворец.

Строительство монумента началось при царе Ур-Намму, основателе III династии Ура (предположительно в конце 21-го века до н.э.) и было завершено в период правления его сына, царя Шульги.

Зиккурат Этеменнигуру располагался в храмовом комплексе на территории административного центра древнего города-государства. Он был посвящён богу Луны Нанне, который являлся покровителем Ура.

48-летнее правление царя Шульги было периодом небывалого расцвета города-государства. При нём Ур стал столицей целой империи, которая контролировала значительную часть Месопотамии.

Однако смерть этого правителя стала началом заката Ура. Поскольку сыновья Шульги были неспособны сохранить целостность созданной им империи, та вскоре распалась, а сам Ур был разграблен эламитами. После этого некогда могущественным городом правили, сменяя друг друга, несколько чужеземных царей.

В 4-м веке до нашей эры судьба города подверглась ещё одному удару. На этот раз в качестве его врага выступила сама природа: когда река Евфрат изменила своё русло, жители покинули Ур в связи с нехваткой воды для орошения полей. В итоге город оказался преданным забвению.

Однако в 19-м веке европейские исследователи заново открыли целый ряд древних городов-государств Месопотамии. В одном из них, Уре, в ходе проведённых раскопок были найдены руины Зиккурата бога луны Нанны. С тех пор был выполнен большой объём реставрационных работ, направленных на то, чтобы вернуть этому древнему сооружению его былое великолепие.

Про еще один древний зиккурат рассказывается на этой странице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: