Фото Мариацкого костёла (98 фото)

Мариацкий костёл в Кракове

Мариацкий костёл обладает титулом малой базилики, присвоенным папой римским в 1962 г. В 1973-м одна из основных достопримечательностей Кракова была включена в список культурных памятников Малопольского воеводства.

Храм расположен в районе Старого города. Его центральный фасад выходит на Главный рынок — крупнейшую средневековую площадь Европы. Именно с нее многие туристы начинают свое знакомство с городом, его историей и ключевыми объектами. Необычный снаружи и богато декорированный внутри, костел мгновенно привлекает внимание, оставляя в памяти незабываемые впечатления. Его включают в список обязательных для посещения мест второго по величине города Польши.

История

В работах польского историка и дипломата Яна Длугоша (1415–80 гг.) упоминается о деревянном храме, на месте которого в первой половине XIII ст. возвели каменный костел. Однако вскоре, при очередном нашествии на Польшу монгольских полчищ, он был разрушен. Следующий христианский храм в раннеготическом стиле начали строить в конце XIII в., частично воспользовавшись прежним фундаментом. Освящение костела состоялось в период 1320–21 гг.

В середине XIV в. появился пресвитерий (пространство между нефом и алтарем). В конце того же столетия была выполнена реконструкция, в результате которой зальный храм принял традиционный архитектурный облик базилики. Стены боковых нефов снизили, а в открывшиеся проемы вставили окна. Это позволило значительно улучшить естественное освещение костела.

В XV в. достроили часовни и водрузили на северную башню готический шлем с заостренным шпилем. Одним из событий того столетия стало обретение храмом огромного резного алтаря, ставшего шедевром эпохи поздней готики. Его создал по заказу немецкой общины Кракова скульптор Фейт Штос, которого поляки предпочитали называть Витом Ствошем. В XVI в. ренессансным куполом накрыли южную башню.

Оформление интерьера в позднебарочном стиле Мариацкий костел получил в XVIII веке. Франческо Плачиди, выполнивший проект по заказу архипресвитера собора, сменил внутреннее убранство и украсил стены полихромными изображениями. Неоготический облик базилике придал польский архитектор-реставратор Тадеуш Стрыенский в 1887–91 гг., в сотрудничестве с другими мастерами того времени. Новая полихромия заменила старую, а в пресвитерии появились уникальные витражи.

Масштабные работы по реконструкции Мариацкого костела начались в конце прошлого столетия. Стены очистили от вековых налетов, что позволило восстановить уникальную полихромию. Кроме того, отреставрировали кровлю. В 2010 г. в храме прошла церемония прощания с погибшей в авиакатастрофе президентской четой Качинских.

Архитектура Мариацкого костела

Культовое строение, сохранившее свой облик с конца XIV в., представляет собой трехнефную кирпичную базилику с пристроенными капеллами, двумя разноуровневыми башнями и барочной крухтой у главного входа. Фасад украшен удлиненными стрельчатыми и арочными окнами, а также поддерживающими карнизы консолями, венчающимися символическими фигурами.

Внимание привлекает множество мемориальных табличек и плит на стенах. Одна из них находится на обращенном к Рыночной площади торце левого нефа. Бронзовый барельеф изображает триумф короля Яна III Собеского в битве под Веной с войсками Османской империи в 1683 г. Памятный знак был изготовлен и установлен в честь 200-летнего юбилея сражения. Эпитафии на южном фасаде храма напоминают о снесенном в XVIII в. приходском кладбище, располагавшемся на месте Мариацкой площади. В 1954 г. эту стену украсили солнечными часами.

Многие туристы обращают внимание на вмонтированные у южного входа в Мариацкий костел железные оковы. В Средневековье в них заключали грешников для всеобщего осуждения. Обруч, надетый на шею, не давал возможности выпрямиться или опуститься на колени. Сегодня оковы находятся практически на уровне земли по причине векового наслоения почвы. Наказание было отменено лишь в конце XVIII в.

Башни

О причине, почему соборные башни имеют разную высоту, ходят легенды. Самая известная из них повествует о двух братьях, взявшихся за строительство. Один возвел башню намного быстрее и надолго выехал из города, а другой решил удивить горожан более высоким и красивым сооружением. Первый, увидев результат, в гневе зарезал своего брата, настолько сильно зависть и злость затуманили его разум. Придя в себя, парень бросился с самой высокой точки вниз, не выдержав угрызений совести. Говорят, что тот злосчастный нож до сих пор висит в Суконных рядах на Рыночной площади, напоминая о мрачных событиях.

Более реальной кажется вторая версия. Одну из башен задумали сделать смотровой, поэтому подняли ее ввысь на несколько метров. На вторую попросту не хватило средств.

Высокую башню называют Хейналицей. Именно с нее ежечасно доносится традиционный Мариацкий хейнал, ставший одним из символом Кракова. В Средние века трубачи сигналили о приближении опасности, открытии/закрытии городских ворот, пожарах или грозящем нападении врагов. С XVI в. мелодия стала звучать каждый день.

В местной легенде упоминается трубач, погибший в XIII в. от вонзившейся в горло стрелы во время оповещения горожан о появлении вражеской конницы. Оборванная мелодия напоминает о «последней ноте» героя.

Хейналица имеет форму четырехугольной призмы, на вершине которой расположена восьмиугольная двухъярусная надстройка, накрытая готическим шлемом. Его окружает оригинальный венец из 8 башенок. Шлем был изготовлен Матиасом Херингканом в 1478 г. Золоченая корона на шпиле установлена в 1666 г.

  • Высота Хейналицы — 82 м.
  • Высота площадки трубача — 54 м.
  • Размеры короны — по высоте 1,2 м, в условном диаметре 3,2 м.

Нижняя башня служит колокольней Мариацкого костела. Четырехугольное в плане строение венчает установленный в 1592 г. ренессансный купол с восьмиугольным барабаном, фонарем и главкой. По углам размещено четыре компактных шлема.

  • Высота колокольни — 69 м.
Читайте также:
Шри-Ланка. Общая информация. Столица Шри-Ланки, население, площадь, ВВП, праздники

Крухта

Уникальная пристройка перед главным входом в базилику (со стороны Рыночной площади) выполнена в барочном стиле. Она была возведена в XVIII веке по проекту итальянского архитектора и скульптора Франческо Плачиди, занимавшего в Польше пост королевского архитектора. Основой для создания облика крухты стал образ святыни христианского мира — Гроба Господня.

Витражи над пристройкой созданы в конце XIX в. Оригинальные двери с головами апостолов и польских святых установлены в первой половине XX ст.

Внутреннее убранство

Базилика удивляет каждого вошедшего туриста своим алтарем, полихромией стен и звездного свода, богатым убранством, включающим ценные произведения искусства и уникальные витражи апсиды. Особое внимание стоит уделить пресвитерию, украшенному золочением и рельефными изображениями XVI—XVII вв. Абсида отделена балюстрадой. На навесных дверцах расположены барельефы.

В Мариацком костеле находится несколько часовен, или капелл, имеющих уникальное оформление. В интерьере собора присутствуют мраморные элементы и оригинальная проповедническая кафедра. Здесь есть органы: большой 56-голосый, на хорах — 12-голосый и в южном нефе — малый.

Алтарь Ствоша

После пожара 1442 г., в результате которого рухнувшим сводом пресвитерия был уничтожен алтарь, городской совет вынес решение о возведении нового алтаря. Выполнение работ поручили Виту Ствошу.

Монументальный резной шедевр, изготовленный в период 1477–89 гг., поражает своей безумной красотой, величием, детализацией и огромными размерами. Его ширина составляет 11 м, а высота достигает 13 м. В общей сложности в сценах присутствует более двухсот деревянных фигур высотой до 2,8 м. Их прообразами послужили реальные жители Кракова.

Над алтарем размещено Слацкеровское распятие, выполненное тем же мастером в 1496 г. Его характерными особенностями являются максимальный натурализм и реалистичность происходящего события — страдания Иисуса и, в то же время, его спокойствие.

Часы работы Мариацкого костела

Для туристов посещение базилики возможно ежедневно с 11:30 до 18:00. В воскресные и праздничные дни — с 14:00 до 18:00.

Подняться на Хейналицу с апреля по октябрь можно ежедневно, кроме понедельника и дат, приходящихся на религиозные праздники. Вход осуществляется группами каждые полчаса. Время допуска:

  • вт.-сб. — с 09:10 до 17:30 (перерыв с 11:30 до 13:10);
  • вс. — с 13:10 до 17:30.

Ноябрь, декабрь и март северная башня открыта только с четверга по субботу. В январе и феврале вход закрыт.

На колокольню можно попасть только с июня по октябрь. Режим работы: вт.-пт. — с 10:00 до 14:00, с перерывом в 12:00. Войти в южную башню можно группами до 6 человек.

Мессы

В будни службы проводятся каждые полчаса с 06:00 до 11:00 и в 18:30. В праздничные и воскресные дни мессы проходят каждый час с 06:00 до 10:00, в 11:15, 12:00 и 13:00, а также в 18:30 и 20:00. Уточнить расписание можно на официальном сайте Мариацкого костела.

Вход на службы и молитву осуществляется через главный портал, со стороны Рыночной площади.

За посещение Мариацкого костела туристы должны заплатить определенную сумму. Она составляет:

  • для взрослых — 10 PLN;
  • для людей старше 65 лет — 8 PLN;
  • для детей и студентов — 5 PLN.

Вход для туристов расположен с южной стороны костела, обращенной к Мариацкой площади. Доступные зоны — передняя часть нефа и часовни. Пытаться пройти бесплатно через центральный портал, предназначенный для паломников, не имеет смысла. Из этой зоны к основным достопримечательностям костела путь закрыт.

Стоимость посещения Хейналицы составляет:

  • для взрослых — 15 PLN;
  • для детей от 7 до 18 лет — 10 PLN.

Цена входа на церковную колокольню — 15 PLN.

Как добраться до Мариацкого костела

Общественный транспорт в Старом городе Кракова не ходит, поэтому до Мариацкого костела придется пройтись пешком. Ближайшие остановки:

  • трамваи — № 1, 2, 3, 4, 8, 13, 14, 18, 24, 44, 52, 62, 64, 69, 70;
  • автобусы — № 124, 152, 424, 502;
  • ночные автобусные маршруты — № 601, 605, 608, 610, 662, 664, 669.

Путь от автостанции до Мариацкого костела (через вокзал)

Для вызова такси в Кракове можно воспользоваться мобильными приложениями Radio Taxi Mega, iTaxi, MPT Radio Taxi и пр.

Польша, Краков. Овеянный легендами Мариацкий собор

Мариацкий костел в Кракове называют самым красивым храмом Польши. Можно встретить другие варианты названия — Маряцкий, Марьяцкий, Марияцкий. Название костела происходит от имени Девы Марии, полное название храма — церковь Успения Пресвятой Девы Марии.

Первое здание Мариацкого костела было деревянным, затем в 1221-1222 годах была построена новая базилика, но она очень вскоре было уничтожена во время монголо-татарского нашествия.

О тех событиях ежечасно напоминают звуки трубы, доносящиеся с самой высокой башни. Мелодия состоит всего из пяти нот. Легенда гласит, что больше дежуривший в день нашествия татар воин не успел сыграть, пронзенный вражеской стрелой…

Трубач попеременно трубит хейнал в 4 стороны — с каждой стороны башни. (Слово «хейнал» означает «утро» в переводе с венгерского. Может венгерская принцесса Кинга ввела это слово в обращение в Польше?) Сначала мелодия играется на южную сторону, где находится королевский замок Вавель. Затем трубач трубит на Запад, в сторону ратуши для городских властей. Затем в сторону городских ворот, чтобы услышали стражники. Четвертый сигнал направляется в сторону пожарной охраны.

Читайте также:
Национальный музей американских индейцев в Вашингтоне — подробная информация с фото

Между прочим, трубят с башни именно сотрудники Краковской пожарной охраны в форме с погонами и в фуражке. Заодно они осматривают город – не случился ли где пожар. На должность трубача Мариацкого костела существует конкурс, на который с 2015 года стали допускать и женщин.

Первый трубач появился на башне в 1392 году. В конце 18 века о традиции забыли и вновь возобновили ее в 1810 году. Даже время войн трубач продолжал трубить.

У легенды есть интересное продолжение. Старики говорили о том, что для того, чтобы вернуть независимость Польше, польский трубач должен протрубить с самого высокого минарета Самарканда (тогда столицы татаро-монгольского государства). В 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши на самом деле была восстановлена.

В Самарканде есть своя легенда, местные старцы рассказывают, что очень давно воин из их народа совершил страшный грех — убил выстрелом из лука муэдзина из западной страны, когда тот звуками трубы призывал людей к молитве. С той поры возникло поверье: чтобы смыть грех, надо чтобы муэдзин-трубач из тех краев повторил свой прерванный призыв к молитве в Самарканде.

На фундаменте разрушенной татарами базилики в 1290 году в Кракове началось строительство нового костёла. В 15 веке Мариацкий костел был перестроен в готическом стиле. В XVIII веке интерьер костёла приобрел черты барокко, к зданию был пристроен притвор.

Сразу бросается в глаза, что башни Мариацкого собора имеют разную величину и конструкцию. Большая башня называется хейналица и имеет высоту 81 метр. Вторая башня имеет высоту 69 метров. Почему так? Точно уже никто не помнит. Сегодня уже и не понять, что правда, что вымысел в легендах, витающих вокруг башен Мариацкого собора.

Одна о любви и браке. Эта легенда гласит, что Мариацкий костел строили одновременно две семьи, представители древних родов. Чтобы избавиться от постоянно возникающих ссор семьи приняли решение породниться. Половина проблем в давние времена решалась за свадебным столом… Но, после свадьбы соревнование, тем не менее, продолжилось. Жена и муж руководили строительством башен собора независимо друг от друга. Хитрая (и темпераментная) молодая супруга так выматывала молодого мужа на брачном ложе по ночам, что днем он не имел сил на строительство. А молодая жена, напротив, была полна энергии после ночи любви. В результате, башня семьи жены оказалась выше, и ее семья получила превосходство. У этой легенды очень счастливый конец. Молодые так любили друг друга, и обе семьи так тому радовались, что споров и раздоров больше не возникало. В Кракове воцарился мир, и прекрасный собор был построен, хоть и с разными по высоте башнями.

Другая легенда не столь красива. Она рассказывает, что башни собора строили два брата. Тот, кто отличался меньшим талантом, убил другого и продолжил работу над своей башней (в музее в Суккенице даже хранится якобы тот самый нож). Разумеется, она оказалась выше и краше первой, которая осталась недостроенной. Но, когда башня была готова, горечь от потери брата заставила строителя броситься вниз с самой вершины башни. Жители Кракова решили оставить башни именно такими, как напоминание всем о том, что братские узы дороже любого жизненного успеха.

Историки, как всегда, пытаются убить очарование легенд фактами, они сообщают, что на самом деле северная башня была специально надстроена в 15 веке, чтобы служить дозорным пунктом. Для того, чтобы надстроить обе башни, просто не было денег.

На высокую башню можно подняться и даже увидеть трубача. До сих пор точно не посчитано число ступенек, ведущих на башню. Оно всегда у всех получается разным.

В 2000 году Мариацкий костел пережил глобальную внешнюю и внутреннюю реставрацию. Интересный факт – во время реставрации на костеле разрешили разместить коммерческую рекламу, что позволило заработать дополнительные средства на проведение работ.

С главной площади вход в костел для молящихся бесплатен. Смысла изображать глубоко верующего никакого, так как отсюда можно попасть только в заднюю часть храма, и весь собор увидеть невозможно.

Вход для туристов находится справа, он платный, отдельно оплачивается фотосъемка. Выдают стикер, который надо приклеить на видное место на одежде или на руку.

Справа от входа для туристов на фасаде расположены солнечные часы – еще одна известная достопримечательность Мариацкого костела. Установили эти часы в 1954 году взамен вконец одряхлевших, бывших здесь с XVII века. Часы помимо времени показывают дату. Солнечные часы выполнены в технике двухцветного «сграффито» мастером Тадеушем Пшипковским.

Техника «сграффито» знаменита очень большой стойкостью к воздействиям окружающей среды и времени. Работа очень трудоемкая и требует особой точности, мастер наносит несколько слоев штукатурки разных цветов, а затем создает рисунок, процарапывая слои штукатурки. Исправить ошибки практически невозможно.

Все входящие в Мариацкий собор невольно ахают, настолько красив храм внутри!

Туристы могут осмотреть основную часть собора, включая знаменитый деревянный алтарь, который в течение 12 лет скульптор Вита Стфоша (Wit Stwosz) вырезал вместе с учениками. Стоимость алтаря составила сумму, равную годовому бюджету Кракова в то время. За алтарём — роскошные витражи, созданные в 1370-1400 годах.

Читайте также:
Когда получают штраф за просрочку регистрации по месту жительства в 2021 году

В Краковском Мариацком соборе невероятная роскошь повсюду, куда ни кинь взгляд.

Росписи костела выполнены художником Яном Матейкой. В Мариацком соборе немало религиозных картин кисти венецианских художников, в том числе работы Тьеполо.

Каждая деталь этого великолепного собора достойна отдельного рассказа и восхищения.

Мы провели в Мариацком костеле Кракова более часа, что заметила я только по электронным данным, когда обрабатывала фотографии. А там время пролетело совершенно незаметно!

Невероятно красивый собор! Довольно сдержанный, хотя и изысканный, снаружи. И такой роскошный внутри! Внутреннее убранство просто восхищает.

Интересная легенда насчёт башен. Просто прелесть!

В данном случае фото, увы, почти не передают истинный облик собора. Все выглядит ярче и чище как-то в реале. Бывает такое, что фото, сделанные в храме, получаются как бы в тумане. Об этом феномене слышала неоднократно, в данном случае он проявился во всей красе…

Мне почему-то показалось, что снаружи собор имеет какой-то немного зловещий вид. Не удивлюсь, если там живут приведения. А вот внутренний интерьер пленяет своим изяществом и богатством. Внутри повеселее :-)

Екатерина, по слухам в Кракове привидений на всех углах полно…

© 2010-2021 ViCamilleri.com

МИР БЕЗ ГРАНИЦ – авторский блог Виктории Камиллери

Костёл Девы Марии (Мариацкий костёл), Гданьск (Польша) – отзыв

(Обновлен 30.07.2019) Мариацкий костёл – “корона” Гданьска. Бесценные шедевры искусства, которые вы сможете увидеть бесплатно, и прекрасные виды со смотровой площадки.

Всем привет! Отзыв о Гданьске, замечательном польском городе, я уже писала. Тогда я обмолвилась, что некоторые объекты и достопримечательности города заслуживают отдельных отзывов. И вот теперь я рассказываю о Костёле Девы Марии (Мариацком костёле). Здесь мы были несколько раз, в том числе, и на платной экскурсии, поднимались на смотровую площадку. И я с уверенностью могу сказать, что это место достойно вашего внимания. (Информация для модераторов: в этом отзыве есть несколько фотографий из моего отзыва о Гданьске).

Мариацкий костёл – главный костёл Гданьска, он находится в Старом городе, величаво возвышаясь над всеми строениями. Именно поэтому (ну ещё благодаря готическим башенкам) костёл называют Короной Гданьска. Мариацкий костёл – самый большой кирпичный храм Европы, построенный в готическом стиле.

Раз уж этот костёл находится в Старом городе, то понятно, что и вокруг него всё красиво: самые ближайшие достопримечательности – Королевская часовня, Львиный фонтан (фонтан “Четыре четверти”), да и сама улица Мариацкая – ещё какая достопримечательность. Вот, например, на этой фотографии перед костёлом мы видим Королевскую часовню:

Гданьский Костёл Девы Марии строили 159 лет, в несколько этапов, с 1343 года по 1502 год. Только представьте, внутри здесь может поместиться около 2500 человек одновременно. Здание костёла огромное. Оно окружено плотной застройкой, в связи с этим его очень сложно сфотографировать так, чтобы фотография передавала всю монументальность и размах. Перед входом в костёл для создания целостности восприятия установлен бронзовый макет:

Башня костёла в высоту достигает около 80 метров. У меня есть вот такая её фотография с земли)))

Очень здорово то, что на самом верху башни имеется смотровая площадка. Вход платный, стоимость по самым последним данным (мы были здесь снова во второй половине июля 2019) составляет 5 злотых для ребёнка и 10 злотых для взрослого. Раньше было дешевле. Когда мы впервые решили подняться на смотровую площадку, добрый польский дядечка с нас вообще не взял денег за ребёнка))) Вход на лестницу:

Подниматься наверх нужно пешком, вас ждут 400 ступенек)))

И вот вы на смотровой площадке! Перед вами откроются красивые, удивительные, великолепные виды Гданьска! Вы сможете полюбоваться на Старый город, его достопримечательности и уютные улицы с высоты птичьего полёта:

. сможете ближе рассмотреть некоторые элементы самого костёла и прочувствовать ход истории на расстоянии вытянутой руки, только взгляните на годы на этих металлических табличках-флажках.

А что же находится внутри самого костёла? Чем он знаменит?

Костёл буквально наполнен шедеврами искусства. Всемирно известными и бесценными.

Например, Главный алтарь, работы мастера Михаэля Шварца. Центральная часть алтаря – сцена коронации Девы Марии. Жаль, что нет фото ближе, мастер Шварц владел уникальными техниками резьбы по дереву, даже не знаю, как это было возможно.

Также в костёле находится очень интересная композиция – Крестильня, она рассказывает о крещении Христа. У меня два фото разного времени: на одном из них композиция неполная, нет чаши, но фигуры крупнее. Это связано с реставрацией и реконструкцией. На восьмиугольном постаменте мы видим восемь фигур, которые означают: щедрость, стойкость, милосердие, веру, надежду, умеренность, справедливость и мудрость.

А это скульптура начала 15 века, изображающая безутешную Деву Марию. На ее коленях – снятое с креста тело Иисуса Христа. Автор не известен.

Различные скульптуры, изображения, барельефы в костёле вам встретятся на каждом шагу, обо всём написать просто невозможно. Вся эта красота, величавость и шедевральность доступна совершенно бесплатно (оплачивается только смотровая площадка). При желании вы сможете оставить пожертвование, при этом никто за вами в костёле не ходит и ничего не просит.

Здесь можно поставить свечку, при этом в специальный сундучок нужно опустить 2 злотых. Никто не контролирует. Я точно не знаю, но мне кажется, что здесь допускается брать свечу и бесплатно. Ситуации бывают разные.

Читайте также:
Опасные сувениры — не покупайте их

Есть и сундук для пожертвований обездоленным.

Здесь, в Мариацком костеле, похоронен мэр Гданьска Павел Адамович, которого убил сумасшедший в январе 2019. Это очень высокая честь – быть похороненным в Мариацком костеле. Павел Адамович пользовался огромным уважением жителей Гданьска. Столько людей пришли на похороны. Я уже а писала о том, сколько человек помещается в костеле. Желающие проститься с мэром не помещались в костеле.

Мариацкий костёл – уникальная и значимая достопримечательность Гданьска.

Визит в Мариацкий костёл я считаю обязательным при посещении этого прекрасного города.

А вот здесь, с колеса обозрения, можно увидеть, как костёл возвышается над городом.

Хороших вам поездок и приятных впечатлений!

Краков. Мариацкий костёл

В мире наберётся немало святынь, о которых хочется рассказать отдельно. Например, знаменитые обители России — Кирилло Белозёрский, Ферапонтов, Введенский Толгский монастыри, Николо-Угреша, монастырь Ясная Гура в Польше, Костёл святой Варвары в Кутной Горе. Мариацкий костёл в Кракове заслуживает отдельного рассказа.

Мариацкий костёл. Архитектура. Две разные башни

Расположен он на обширной Рыночной площади Кракова. Нашли его на схеме Рыночной площади? Он в правом верхнем углу.

И сегодня ничто не мешает увидеть Мариацкий костёл со всеми характерными для готических храмов деталями. Его устремление по вертикали ввысь, тянущиеся к небу многоярусные разновеликие башни — он единственный и неповторимый в любое время суток!

Нарушенная симметрия выделяет Мариацкий костёл среди множества готических храмов Польши. Одну, более высокую и стройную башню венчает высокий готический шпиль, он как бы вырастает из позолоченной короны.

Другая башня, более приземистая и мощная, увенчана ренессансным шлемом.

Скорее всего, ничего романтического и необычного в этом нет. Объяснить появление двух разных башен весьма просто — часто при строительстве не хватало средств, чтобы закончить две башни одновременно. Поэтому они разные.

Но разве могло такое прозаическое объяснение удовлетворить жителей Кракова, города легенд? По этому поводу в Кракове бытуют две легенды. Одна из них очень мирная, но как сейчас модно «16+».

Легенды Мариацкого костёла. Женская и мужская башни

Возвести столь величественное здание, как Мариацкий костёл, задача не из лёгких. Говорят, что строительством костёла ведали сразу два известных в Кракове древних рода. Отношения между ними были не лучшими. Строительство растянулось на годы, возникали трудности и поневоле нужно было договариваться. Тогда главы семей решили породниться, поженить своих отпрысков, тем более, что в одной семье подрастал сын, в другой — дочь.

Отец сына, заранее ликовал: ведь мужчина – это глава семьи и это означало, что весь его род получит превосходство. Но родитель дочери оказался хитрецом и заключил со сватом договор о том, что их дети будут отдельно руководить возведением двух башен. И чья башня получится выше, надёжнее и лучше, та семья и получала бы преимущество в новом союзе.

Такой договор показался выгодным для семьи сына, они думали, что жёны ничего не понимают в строительстве и заранее потирали руки от скорой победы. Не учли они, что «ночная кукушка всегда дневную перекукует»…

После свадьбы молодая каждую ночь настолько добросовестно исполняла супружеские обязанности, что под утро у мужа не оставалось никаких сил. А молодая жена напротив, была полна сил и энергии, получив ночью заряд бодрости.

Так и вышло, что её башня выходила лучше и продвигалась быстрее, чем у мужа.

О договоре горожане знали и с большим любопытством наблюдали за строительством. Отец старался образумить сына, но кто же устоит перед женскими чарами? Так семья молодого супруга проиграла спор.
Но за время строительства и бурной семейной жизни супруги так нежно и искренне полюбили друг друга, что вопрос главенства в их семье уже не возникал, что для Средневековья не очень присуще.

Мариацкий костёл. Легенда о двух братьях

Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата — каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал.

Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве! Он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства — бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть.

Напротив костёла, в Сукеннице, хранится и нож, которым брат убил брата.

Кровавая развязка истории взбудоражила весь город. Горожане решили вычеркнуть из городских книг имена братьев — строителей, так бесславно погибших от своей гордыни. В назидание потомкам, недостроенную башню так и оставили незавершённой, а позже прикрыли ренессансным навершием — шлемом.

Кто знает, какая крупица истины хранится в этой фантастической легенде, что в ней вымысел, а что правда? Точно известно одно: чем выше башня, тем дальше с неё видно пожар или войско. Поэтому с XVI века башни костёла были главными сторожевыми вышками.

Мариацкий костёл. Легенда о трубаче

С этим связана ещё одна легенда. В давние времена на колокольню обязательно поднимался воин, чтобы наблюдать за окрестностями. В случае опасности он предупреждал горожан.

Однажды, юный страж — трубач, находясь на башне костёла, увидел приближение татарской конницы и затрубил тревогу.

Но пал, не закончив свою песнь. Его поразила татарская стрела, пронзившая горло героя.

Читайте также:
Отдых в Словакии на термальных источниках, лечение грязью

С тех пор каждый час на башню костёла поднимается трубач и трубит «хейнал». Он снова и снова обрывает мелодию на той самой ноте, на которой прервалась жизнь средневекового воина, что спас город, возвестив его об опасности.

«Хейнал» на башне Мариацкого костёла

Звучит «хейнал» на четыре стороны. Сначала — на южную, в сторону Вавеля, для короля. Затем она звучит для городских властей, на запад, в сторону ратуши. После — на север, для стражников, в сторону городских ворот. В последнюю очередь, на восток, в сторону пожарной охраны, которая находится возле Главной почты.

С конца XIV века эта традиция прерывалась лишь однажды — с середины XVIII века. Но её возобновили ли уже в 1810 году. И даже во время Второй Мировой войны эта традиция не прерывалась, дважды в день в 12 и в 19 трубач играл свою мелодию. Сейчас музыканта можно услышать каждый час. Лучшее место — во дворике за Мариацким костёлом. После игры трубач приветственно машет туристам рукой, это считается хорошей приметой.

Краков и Самарканд

Но на этом легенда о краковском трубаче не заканчивается. Ведь после того, как горло трубача пронзила татаро-монгольская стрела, Польша потеряла независимость. А вернуть её мог только польский трубач. Он должен протрубить свою песнь с самого высокого минарета Самарканда. Почему Самарканда? Легенды не требуют достоверной географической привязки к места, а Сарая, столицы татаро-монгольского государства, на тот момент уже не существовало, Самарканд был назначен «воспреемником». Вот в 1918 году на самый высокий минарет в Самарканде поднялся поляк и от начала до конца протрубил свою песнь! И что бы вы думали? Вскоре Польша обрела независимость!

Интересно, что «Хейнал» Мариацкого костела стал позывными астрономической обсерватории в Кракове. Это сигнал точного времени, и каждый день ровно в двенадцать часов дня польское радио транслирует «хейнал» по всей стране.

Мариацкий костёл. История. Архитектура

Собор — строение неоднородное. На этом месте начале XIV века стоял романский костёл. Но его уничтожили в 1241 году, во время татарского набега. Вот этапы строительства костёла.

Старейшая часть храма — главный неф, его высота 28 метров. Его датируют XIII веком. Пресбитерий и корпус трёхнефной базилики веком старше.

Боковые нефы отделяются от центрального могучими филарами. Они переходят в высокий готический свод, который расчленён сетью нервюр.

Там, где дуга стрельчатой арки отделяет неф от алтарной части, находится распятие XV века, сделанное самим Витом Ствошем.

Мариацкий костёл. Главный алтарь. Мастер Вит Ствош

Вит Ствош создал знаменитый главный алтарь. Три его створки содержат около двухсот деревянных расписанных скульптур святых, исполненных с необычайной тщательностью. На главное дело своей долгой жизни (умер в 93 года) Вит Ствош потратил 12 лет жизни.

Главный сюжет — венчание Богоматери венцом Небесной Владычицы.

На его боковых крыльях изображены 12 сцен из жизни Богородицы. Вит Ствош собственноручно резал скульптуры из липового дерева, делал детали алтаря, сам расписывал их цветными красками. Работа резчика поражает своим жизнеподобием. В Средние века святых обычно изображали упрощенно-схематически. Вит Ствош воспроизвёл все пропорции, детали человечекого тела в движении со скрупулезной точностью. Они получились одухотворёнными, они живут…

Мастер Вит Ствош. История создания деревянного алтаря

Выполненный в 1477-1489 годах алтарь имеет непростую историю. Его столько раз пытались реставрировать, но каждый раз — неудачно. Огромных полиптих Вит Ствош вырезал из липового дерева. Фигуры святых в алтаре автор собственноручно расписывал. Их много раз золотили и перекрашивали, закрывая подлинную полихромную готическую роспись. Во время Второй Мировой войны шедевр Ствоша разобрали и вывезли в Германию. А в 1946 году его обнаружил профессор университета Кракова Кароль Эстрайхер. Липовый полиптих реставрировали, дерево обработали особым образом, счистили краску последующих веков.

Мастер Вит Ствош (Фейт Штосс). Поэма Константина Галчинского

И История алтаря непростая, но судьба его автора была несравненно драматичнее. Вит Ствош (Фейт Штосс) родился в Южной Германии. Но так получилось, что лучшие свои годы и непревзойдённые творения он отдал Польше. Те 22 года, что скульптор провёл в Кракове — это время напряжённого труда, это годы творческого расцвета. Именно в Кракове Ствош стал зрелым мастером. А вот его родной город принёс ему одни неприятности.

Когда скульптор вернулся в Нюрнберг в 1496 году, несчастья посыпались на него, как из дырявого мешка. Они сопровождали Ствоша до самой смерти. Он лишился состояния из-за банкротсва банкира. Попался на подделке векселя, чтобы вернуть себе хоть часть потерянных денег. За это палач заклеймил Ствоша калёным железом. Его бросили в тюрьму и лишили гражданских прав. И так продолжалось до самой смерти.

«Его сердце взял Краков, словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан, он пропал в Нюрнберге»,
с горечью восклицает поэт.
Талант намного пережил самого мастера. Недаром его незаурядная личность привлекла и покорила другого польского гения — поэта Константина Галчинского. Он посвятил средневековому мастеру резца романтическую поэму.

«А как ночь бледнела над лесом, в ту надбрежную мастерскую
Снова мастер входил и резал руки, души и плоть людскую,
И рубахи резал, и шубы, вифлеемские дивы и чуда,
И Марии нежные губы, и кривые губы Иуды;
Золотые звёздочки метил, ниже — яблочки круглолики,
сам дивился: о, сколь он светел, тот брусок из дерева липы!»
(Константин Галчинский).

Читайте также:
Фото на визу в Латвию (латвийскую) - в 2021 году, требования

Эта поэма дар гения слова гению резца, дань восхищения мастера-мастеру.

Мариацкий костёл. Интерьер

Весь интерьер Мариацкого костёла производит большое впечатление. Это и стремительная величавость структуры здания, и обилие великолепных произведений скульптуры и живописи. А полихромия алтарной части, выполненной по проекту Яна Матейки завершает удивительный образ храма. Купол и фризы, расписанные золотыми звёздами по лазоревому фону необычайно эффектны и декоративны.

Фрагменты спинок хоров с полихромными рельефами иллюстрируют земную жизнь Девы Марии, которой посвящён костёл. Не устаешь поражаться, с какой глубиной и тонкостью мастер усиливает трагическое напряжение сцены.

Или наоборот, подчёркивает её лиричность умело подобранным сочетанием красок.

Фонтан у Мариацкого костёла

Кроме поэмы Галчинского в Кракове есть еще один жест восхищения мастерством Вита Ствоша. Он не настолько изыскан и менее сложен, но в не меньшей степени полон уважения к грандиозному созданию средневекового мастера. В 1958 году рядом с костёлом современные ремесленники Кракова соорудили маленький фонтанчик. Он украшен фигуркой из бронзы — копией портрета ремесленника из алтаря костёла Девы Марии.

Вокруг Мариацкого костёла. Часовня преступников. Обруч грешников

За многие столетия Мариацкий костел приобрёл множество небольших часовенок-капелл, капличек по-польски.

Одна из таких часовен освящена в честь святого Антония. В народе её называли Часовней Преступников. По традиции, перед казнью ксендз исповедовал приговоренных к смерти преступников. Здесь же, на площади Главного Рынка им отрубали головы.

Также у бокового входа в храм укреплены можно увидеть кандалы, так называемый «обруч грешников» (Kuna). В назидание всем в них заковывали преступников, горожане должны были знать их в лицо. Кандалы расположены на такой высоте, что преступник не мог ни разогнуться в полный рост, ни даже встать на колени.

Не пропустите солнечные часы! В 1954 году они заменили прежние, установленные здесь в XVII веке. По ним можно определить не только час, но и день года.

Сегодня на Рыночной площади Кракова уже не рубят голов. Тысячи туристов щелкают затворами фотоаппаратов, желая запечатлеть овеянный легендами Мариацкий костел. Сотни людей прикрывают глаза ладонью от яркого солнца, вглядываясь ввысь и пытаясь увидеть крохотную фигурку трубача, снова и снова трубящий свою тревожную, внезапно обрывающуюся песнь… О чем он хочет предупредить нас?

Вот такая история. Использованный источник: В.И.Савицкая. «Краков». М., Искусство, 1975 г.

Мариацкий костёл. Билеты

С 2001 года после долгого перерыва башня снова открылась для посетителей. Подняться на неё можно по вторникам, четвергам и субботам с 9:00 до 11:30, и с 13:00 до 17:30. Желающих очень много, очередь длинная. И будьте внимательны! Время посещения может меняться! Нет времени и желания стоять в очереди? Интернет нам в помощь!

Но лучшим решением будет покупка туристической карты Кракова! В неё входит билет в Мариацкий костёл и замок Вавлель. Карта даёт право внеочередного прохода во все музеи.

У вас не очень много времени в Кракове? Тогда предложу отдельный билет в Вавель без очереди с экскурсоводом.

Путешественнику на заметку

Мариацкий костёл разделён на две части — для туристов и для молящихся. Поэтому у храма два входа. Тот, что выходит на площадь — для верующих. Через него вы попадёте только в западную часть костёла. Сбоку, справа находится вход для туристов. Купив билет на посещение и отдельное разрешение на съёмку, вы увидите восточную часть с Распятием и алтарём Вита Ствоша. Ссылка: билет в Мариацкий костёл без очереди

А увидеть собор во всей красе без ограничений и бесплатно можно во время концертов органной музыки. Их довольно часто устраивают по вечерам. И тогда костёл можно осмотреть целиком при включённом освещении.

Продолжение в следующей части: «Краков. Королевский шлях». Рекомендуем познакомиться с другими святынями Европы, например, Костницей в Чехии, иконой Ченстоховской Божией Материили храмами Вильнюса.

Мариацкий костёл

Вид на Мариацкий Костёл с Главного Рынка, Краков

Мариацкий костёл (Kościół Mariacki) — это главный городской собор Кракова и располагается на площади Главного Рынка. Более полное его название — Архипресвитеральный костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny). И если собор Святых Станислава и Вацлава в Вавеле служил религиозным нуждам королевских династий Пястов и Ягеллонов, то этот костёл был главным приходом самого города.

Первое здание костёла было деревянным. В 1221-22 его перестроили в камне, но почти сразу же разрушили татары-монголы во время вторжения. Но нет худа без добра, ибо только благодаря татарским разрушениям выстроили современный вариант собора.

Конечно же, это нельзя уже считать чистокровной кирпичной готикой, однако её влияние чувствуется. Поэтому Мариацкий костёл можно считать одним из самых южных образцов кирпичной готикой.

Когда вы будете задирать голову перед храмом, то обязательно заметите, что башни — разные. Северная башня возвышается на 82 метра над землёй. Она также называется Хейналица, потому что с неё каждый день ровно в 11 часов 15 минут издают знаменитый Мариацкий хейнал.

Хейналица не только выше своей южной сестры, но и заметно интереснее. За счёт купола. Шлем — как ещё называют купола в храмовом зодчестве — изготовил Матиас Херингкан в 1478 году.

Читайте также:
Фотографии Национальной деревни в Оренбурге

Южная башня заметно ниже. Её высота составляет 54 метра и служит обыкновенной колокольней для костела. Она так и называется — Колокольня. На ней висит пять колоколов. И один из них, носящий название Ползигмунт (Polzygmunt), в одиночку поднял силач по имени Станислав Циолек.

Названия башен — говорящие! С правой переливается колокольный звон, а с левой по-над крышами Кракова летит хейнал.

Что такое хейнал?

Хейнал происходит от венгерского слова hajnal — утро.

Теперь, что такое хейнал. Происходит от венгерского hajnal — утро. В Кракове это слово означает сигнал, который подаёт трубач с башни в начале каждого часа. Несколькими столетиями раньше с Хейналицы оповещали о пожаре или нападении врагов. Сначала трубач играет на юг, в сторону Вавеля, то есть венценосцам, затем на запад, на ратушу, городским властям. Далее трубили стражникам у городским ворот на север, и, наконец, на восток в сторону пожарной части.

Фасад Мариацкого костёла, Краков

Хейнал настолько важен как для Кракова, так и для всей Польши, что его играли даже во время Второй Мировой войны. То есть даже несмотря на все те ужасы, которые совершались в соседнем Освенциме (Аушвице). Его даже транслируют по радио, как звуковой сигнал.

Легенда о происхождении хейнала относится к 1240 году. Она гласит, что в те времена Краков находился под постоянной угрозой нападения татар. И однажды часовой заметил приближение степной конницы. Он начал трубить, чтобы предупредить краковчан, но тут же был убит меткой туранской стрелой.

Но жертва дозорного не была напрасной! Горожане успели вовремя ополчиться и отбить татарское войско. Трубача похоронили с почестями, и каждый раз, когда над Краковом звучит хейнал — это память о той жертве. И до сих пор это мелодия всё так же внезапно прерывается, как будто каждый час татарская стрела вновь и вновь достигает часового.

Какая связь между Краковом и Самаркандом

Вот ещё одна легенда, показывающая важность хейнала для поляков. Так в XIX веке бытовало поверье, что Польша обретёт независимость только тогда, когда поляк протрубит заветные пять нот хейнала с самого высокого минарета в Самарканде (тогдашней столицы татаро-монголов). В 1918 году один поляк так и поступил, и вскоре его родина обрела независимость.

Более того, в Польше бытует и зеркальная легенда. Якобы в Самарканде всё это время от деда к внуку передавалось сказание, что в стародавние времена один их воин совершил страшный грех — он застрелил в одном из западных городов муэдзина, который трубой призывал горожан на моление. Так возникло поверье, чтобы смыть этот грех, нужно чтобы муэдзин-трубач из того города проиграл с минарета Самарканда прерванную мелодию до конца.

Но вернёмся к разновеликим башням костела!

На самом деле, соборов с асимметричными башнями не так уж и мало. Например, собор в Страсбурге или Фраумюнстер в Цюрихе. Обычные объяснения такому — это рыхлость почвы, которая не выдержала бы вес второй башни или банальная нехватка денег. Но это всё скучные объяснения! Лучше я расскажу вам две красивые легенды.

Первая легенда о башнях — про любовь

Краковские жёнушки с Суконных рядов рассказывают, что Мариацкий костёл строился двумя знаменитыми и древними на всю Малую Польшу семьями, которые решили породниться. Так случилось, что каждый клан возводил свою башню: один через жену, второй через мужа. Конечно, они соревновались между собой, как в той же Болонье.

И, как водится, жена оказалась хитрее супруга — ночами она изматывала мужа брачными утехами из-за чего муж днями не имел сил на строительство, а вот жена, наоборот, была полна сил и энергии. В результате, северная башня жены оказалась выше мужниной.

Вторая легенда о башнях — про братьев

По другой легенде, которые рассказывают старики, удящие рыбу на берегах Вислы, башни Мариацкого костела строили два брата. И старший брат, возводящий северную башню, понимал, что у него меньше таланта, чем у младшего, и тогда просто зарезал его. Свою башню он достроил, и она оказалась более красивой, чем южная, которая так и осталась навечно недостроенной. Но прошло несколько лет, и старшего брата истерзала совесть. Тогда он взобрался на своё творение, и с той высоты, с которой сейчас трубач играет хейнал, бросился вниз. Вот такая грустная история.

Интерьер Мариацкого собора

С Рыночной площади вход через крухту открыт только для паломников. Впрочем, изображать верующего нет смысла, так как в основную часть собора пройти нельзя.

С мая по сентябрь можно за 15 злотых подняться на смотровую площадку.

Поэтому идти придётся за деньги в дверь справа. Отдельно нужно оплатить и фотосъёмку. Вам выдадут стикер, который нужно наклеить куда-нибудь на видное место на одежду или на руку.

Алтарь Вита Ствоша

Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костёл, Краков

Самым главным сокровищем Кракова является алтарь Вита Ствоша. Его каждый может увидеть в Мариацком костеле. Правда, за бесплатно на него можно посмотреть только издалека – от самой двери костела. Если же хотите изучить его детально и вблизи, то нужно приобрести билет. Снимать, в любом случае нельзя, ибо храм действующий (зато деньги за вход брать можно). В общем, я купил билетик и по-тихому сделал это фото.

Читайте также:
Страховка на Мальдивы: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

Правда, по последним данным сейчас можно свободно снимать внутри, если заплатить за это отдельно.

Вит Ствош, он же Файт Штосс

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Вит Ствош (Wit Stwosz) – это искажённое на польский лад имя немца Файта Штосса (Veit Stoss). Что-то достоверное об этом мастере в его докраковский период сейчас сказать невозможно, но краковская летопись от 1502 года отзывается о нём так – «Vittus sculptor de Horb», то есть скульптор Вит из Хорба. Считается, что это швабский Хорб-на-Неккаре, близ Карлсруэ, но некоторые связывают его в швейцарским кантоном Ааргау.

Известно, что Файт Штосс успел много где побывать. В том же Страсбурге, что не удивительно, из-за его близости к Хорбу. Путешествовал по другим городам в верхнем течении Рейна, что тоже неудивительно, если что считать верной ту гипотезу, что он из Ааргау. Добрался аж до самой Вены, а заказ взял из далёкого славянского Кракова! Много лет он провёл во Франконии, работал в Нюрнберге и Бамберге. Например, это он сотворил шедевр «Благовещение» для нюрнбергской церкви Святого Лоренца.

Итак, первое сообщение о скульпторе датируется именно 1477 годом. Тогда – будучи уже зрелым мастером, он прибыл в Краков и взялся за выполнения заказа алтарного складня для Марьяцкого костёла. Над ним он будет трудится аж 12 лет до 1489 и который станет его лучшим творением и оставит его имя в веках.

И тогда же из немца Файта Штосса он превратиться в поляка Вита Ствоша.

Алтарь в Мариацком костеле и краковский период

Кафедра в Мариацком костеле, Краков

Самый большой деревянный алтарь в мире. Он занимает 13 метров в высоту и 11 — в ширину. Его фигуры — выше человеческого роста. Центральные — настоящие гиганты, их рост составляет 2,5 метра. Всего же на алтаре изображено около 200 фигур. Их реалистичность такова, что в XX веке один краковский профессор по ним изучал средневековые кожные болезни. Автор алтаря Вит Ствош получил 2808 гульденов, что в те времена составляло примерно годовой бюджет всего Кракова.

В русском языке есть такое выражение — липа. Так говорят о чём-то низкокачественном. Так одна женщина из Казани рассказывала мне, откуда пошло это выражение. Оказывается, обычно иконы делали из дуба. Но из липы — дешевле, проще и хуже. И всё-таки их стали делать из липы. Так стали появляться липовые иконы и целые иконостасы. Но Алтарь Вита Ствоша именно, что из липы, что никак не умаляет его ценности.

Самое лучшее, что можно сделать — это зайти в храм, сесть на скамеечку и долго-долго вглядываться в алтарные фигуры. И в какой-то момент они начинают возносится вверх. И тебя вслед за собой возносят вверх. Вся марионеточная неестественность их тел передаётся тебе. Потому что это — Средневековье, потому что — они все пребывают в горнем мире, и тело твоё — это не более чем марионетка, а главное душа.

Нюрнбергский период

Интерьер Мариацкого костела, Краков

В 1496 году, будучи уже знаменитым скульптором и просто состоятельным, Вит Ствош переезжает во франконский Нюрнберг. Сейчас этот город относится к Северной Баварии и считается самым немецким из всех немецких городов.

Со стороны Ствоша это был достаточно самонадеянный шаг, поскольку годом раньше туда вернулся из своей итальянской поездки Альбрехт Дюрер, и первому придется конкурировать со вторым. Впрочем, Нюрнберг большой, и места в ней хватило не то, что на двоих, но и третьим места осталось!

Венец на крухте Мариацкого костёла, Краков

Здесь он продолжал совмещать творчество с торговлей и финансами, которые довели его к 1503 году на грань банкротства. Тогда он решился на подлог. Он подделал подпись на векселе, но преступление вскрылось. Штосса приговорили к публичному клеймению в обе щеки. Бегство в Мюннерштадт не исправило ситуации. В 1505-6 годах ему несколько раз пришлось сидеть в тюрьме. И лишь в 1507 художнику удалось заручиться помилованием от императора Максимилиана I и восстановлением в гражданских правах.

Дальше дела его, по-видимому, наладились. В 1518 году он изготовил Благовещение Пресвятой Богородицы для Церкви Св.Лоренца, а в 1520-23 – Бамбергский алтарь для кармелитской церкви Св.Себальда. Впрочем, его слава была так велика, что он даже получил заказ на изготовление скульптуры св.Роха для флорентийской базилики Сантиссима-Аннунциата.

Файт Штосс прожил до глубокой старости и умер в 1533 году, за несколько лет до этого ослепнув.

Вид от Мариацкой площади на Мариацкий костёл, Краков

Вид на Мариацкий костёл с Главного Рынка, Краков

Мариацкий костёл в Кракове

Описание

Памятник культуры Малопольского воеводства: регистрационный номер А-3 от 8 марта 1973 года.

Мариацкий костёл или Церковь Успения Пресвятой Девы Марии— католический приходской костёл готической архитектуры в Кракове (Польша). В 1962 году получил от Ватикана титул малой базилики. В настоящее время полное официальное наименование церкви — Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии (польск. Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny).

Мариацкий костёл является одним из основных архитектурных доминант краковского Главного Рынка, выходя на него главным фасадом, но находясь по адресу Мариацкая площадь, 5. Костел находится на трассе Малопольской дороги святого Иакова.

Читайте также:
Почему гражданам Украины нужно въезжать в Россию по загранпаспортам?

История

Согласно информации Яна Длугоша, первый каменный костёл в романском стиле был основан в 1221-1222 годах епископом Иво Одровонжем на месте прежнего деревянного храма. Вскоре, однако, костел был уничтожен в результате татарских набегов.

В 1290-1300 годах, частично на прежнем фундаменте, был построен раннеготический зальный храм, освященный около 1320-1321 гг. Между тем, строительные работы продолжались до 1320-х гг.

В 1355-1365 гг. на средства Миколая Вежинка, краковского мещанина и сандомирского стольника, выстроен современный пресвитерий.

В 1392-1397 гг. мастер Миколай Вернер выполнял заказ на улучшение освещения костела. С этой целью были понижены стены боковых нефов, а в главном были добавлены большие оконные проемы. Таким образом костел из зального храма превратился в базилику.

В результате землетрясения 1443 (или 1442) года частично был поврежден свод храма.

В первой половине XV века достроены боковые часовни. Большая часть из них была результатом работы мастера Франтишека Вехоня из краковского предместья Клепажа. В это же время была надстроена северная башня, исполнявшая тогда функции городской сторожевой. В 1478 году плотник Матиас Херингкан увенчал башню шлемовидной главой. На ней в 1666 году установлена позолоченная корона.

В конце XV века Мариацкий костел обрел одно из главных своих украшений — скульптурный шедевр поздней готики — Большой алтарь — творение Вита Ствоша.

В XVIII веке, по заказу архипресвитера Яцека Августа Лопацкого, внутреннее убранство костела приобрело позднебарочный характер. Автором этих работ был архитектор Франческо Плациди. Было сменено 26 алтарей, а также другое убранство, лавы, образы, а стены были украшены полихромией кисти Анджея Радваньского. С тех же времен происходит позднебарочная крухта.

В начале XIX века, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь.

В 1887-1891 гг. под руководством Тадеуша Стрыеньского убранству костела был придан неоготический облик. В храме появилась новая полихромия – на этот раз по проекту и в исполнении Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

8 марта 1973 года церковь была внесена в реестр памятников Малопольского воеводства.

С начала 1990-х гг. проводились комплексные реставрационные работы, в результате которых костел был очищен от загрязнений, которые оседали на его стенах на протяжении всего ХХ века, скрывая изумительную полихромию. Костелу был возвращен его первоначальный блеск. Завершающим этапом работ была реставрация крыши костела, оконченная в 2003 году.

18 апреля 2010 года в Мариацком костёле проходила церемония прощания с президентом Польши Лехом Качиньским и его супругой Марией, погибшими в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. После президентская чета была похоронена в одной из крипт Вавельского собора.

Архитектура

Современный внешний облик костел обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг.

Башни

Фасад базилики венчают две башни.

Высокая башня (также называемая Хейналицей) имеет высоту 82 м. В плане имеет форму квадрата, ближе к вершине превращаясь в восьмиугольник. Башня накрыта готическим шлемом работы Матиаса Херингкана 1478 г. Шлем состоит из восьмиугольного заостренного шпиля, окруженного венцом восьми небольших башенок. На шпиле в 1666 г. была установлена золоченая корона диаметром 2,4 м и высотой 1,3 м. С башни, с высоты 54 м, каждый час доносится Мариацкий хейнал, который является одним из символов Кракова. У подножия башни с северной стороны расположена пристройка, в которой находится лестница, ведущая внутрь башни. За входом обращает на себя внимание большая бронзовая мемориальная доска, представляющая триумф короля Яна III Собеского. Она была создана по проекту скульптора Пиуса Веленьского в 1883 г. для увековечивания 200-летней годовщины битвы под Веной.

На башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 году, диаметром в 165 см.

Низкая башня, высотой 69 м, является костельной колокольней. В плане имеет форму квадрата, имеет четко обозначенное разделение на этажи, подчеркнутое карнизами и оконными проемами. В башне находится ренессансная часовня Обращения св. Павла (часовня Кауфманов). За окном часовни висит небольшой колокол “для умирающих”, отлитый Кацпером Кобером из Вроцлава в 1736 г. Башню накрывает позднеренессансный шлем, сооруженный в 1592 г., состоящий из купола, покоящегося на восьмиугольном барабане, и ажурного фонаря. На верхней площадке башни по углам расположены небольшие купола на низких шестиугольных основаниях. В башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 г. диаметром 135 см, который в настоящее время не используется.

Фасад

В стенах пресвитерия проделаны вытянутые остроконечные арочные окна, украшенные растительными мотивами, а замковые камни представляют собой небольшие символические скульптуры. Консоли, поддерживающие карниз вдоль главных стен здания, также богато украшены 21 скульптурной фигурой. На внешней стороне стены часовни св. Яна Непомуцкого находятся солнечные часы, выполненные в технике сграффито Тадеушем Пшипковским в 1954 г.

Крухта

Внутрь храма со стороны главного фасада ведет барочная крухта. Она была построена в 1750-1753 гг. по проекту Франческо Плациди. Ее прообразом стала архитектурная форма Гроба Господня. Деревянные двери, украшенные резными изображениями голов польских святых, пророков и апостолов, были изготовлены в 1929 г. Каролем Хуканом.

Над крухтой находится большое арочное окно с витражами, спроектированными Юзефом Мехоффером и Станиславом Выспяньским. Декоративное деление окна было выполнено в 1891 г., согласно концепции Яна Матейко.

Читайте также:
Когда получают штраф за просрочку регистрации по месту жительства в 2021 году

Пресвитерий

Пресвитерий накрыт звездным сводом, созданным мастером Чипсером в 1442 г. На замковых камнях изображены гербы Польши, Кракова и епископа Иво Одровонжа — основателя первого каменного Мариацкого костела. В пристенных нишах установлены скульптуры пророков Иеремии, Даниила, Давида, Иезекииля, Ионы и Исайи. Их создал в 1891 г. краковский скульптор Зигмунт Лангман.

Стены украшены полихромией, выполненной в 1890-1892 гг. Яном Матейко. Во время ее создания мастеру помогали многие его ученики, позднее ставшие известными и выдающимися художниками: Антоний Граматыка, Эдвард Лепший, Станислав Банькевич, Юзеф Мехоффер, Станислав Выспяньский. Технические рисунки выполнил Томаш Лисевич, а золочение — Михал Стояковский. Витражи в этой части костела являются творениями Юзефа Мехоффера, Станислава Выспяньского и Тадеуша Дмоховского.

По обеим сторонам пресвитерия находятся накрытые балдахинами лавки. Они были созданы в 1586 г., а в 1635 г. были дополнены рельефными изображениями из жизни Христа и Марии, которые выполнил Фабиан Меллер. На правых лавках представлены: Древо Иессея, Рождество Девы Марии, Введение Марии во Храм, Обручение со св. Иосифом, Благовещение Девы Марии, Встреча Марии и св. Елизаветы, Рождество Христово. На левых лавках находятся рельефы: Обрезание Господне, Поклонение Трех Царей, Сретение Господне, Прощание с Матерью, Явление Воскресшего Христа Марии, Успение Божией Матери, Коронация Божией Матери, а также Божия Матерь с Младенцем в окружении символов из Литании Пресвятой Деве Марии. На хорах над левыми лавками находится 12-голосный орган.

Пресвитерий завершается апсидой, которую отделяет от остального костела бронзовая балюстрада с двумя ажурными проходами. Навесные дверцы украшены гербом Кракова, а также архипресвитеров костела — гербами Клосник и Правдзиц. Витражи в апсиде были созданы в 1370-1400 гг. мастером Миколаем, известным краковским витражистом. Тематически их объединяет два сюжета: Книга Бытия и сцены из жизни Христа и Марии.

Интерьер

Интерьер храма имеет полихромный характер, состоящий из различных архитектурных стилей от готики до барокко и модерна. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь Вита Ствоша. В сакристии, оформленной в барочном стиле XVII века, хранятся произведения средневековых ювелиров.

Кандалы

У входа в базилику, со стороны Мариацкой площади, вмонтированы кандалы (т.н. обруч кающихся), которые в старину надевали на шею преступников. Обруч кающихся был установлен на такой высоте, чтобы приговоренный не мог ни выпрямиться, ни встать на колени, что могло бы смягчить наказание. С веками уровень земли поднялся, и теперь обруч находится почти у земли.

Произведения искусства

В церкви находятся различные произведения искусства средневековой Европы.

  • Алтарь Вита Ствоша
  • Распятие Вита Ствоша

Краков: интерьер Мариацкого костела

Говоря об интерьере Мариацкого костела, внимание обращают на Алтарь Вита Ствоша.
Это уникальное творение на рубеже поздней готики и Ренессанса является одним из известнейших произведением той эпохи.

Вит Ствош (полонизированое имя немецкого скульптора Фейта Штоса) в 1477-1489 годах создал крупнейший готический резной алтарь в мире (высота – 13 метров, ширина – 11 метров, высота фигур до 2,80 метров). За эту уникальную работу автора сначала освободили от платы налогов, а стоимость алтаря в результате составила 2808 гульденов, что равнялось годовому бюджету Кракова.

Алтарь состоит из центрального панно и четырёх створок (два из которых можно увидеть, когда алтарь полностью закрыт). В нижней части центрального панно представлено Успение Пресвятой Богородицы, которая окружена апостолами, а в верхней части — Взятие Богородицы на небо. В самом верху центрального панно, под ажурным балдахином изображается коронование Девы Марии Пресвятой Троицей.

Фигуры, которых в алтаре свыше 200, высечены из монолитных липовых чурбанов. Сама конструкция выполнена в дубовой древесине, зато фон в лиственнице. Алтарь Ствоша, явления позднего средневековья, соединяет в себе элементы sacrum (святого) и profanum (человеческого). Мистицизм смешан с натуралистическим реализмом. Золотые покровы апостолов выступают около ежедневных нарядов, которые носили в средневековом Кракове. Около возвышенных религиозных сцен показана жизнь в её повседневности. Фигура Мадонны хранит идеал средневековой красоты, но апостолам Ствош придал черты краковских мещан. В реалистичном подходе к фигуре автор пошел так далеко, что видны царапины на ладонях, сбитые ноги, следы болезней.

На створках изображены сцены из жизни Богородицы: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (левая створка), Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа. У подножия алтаря изображается родословие Христа. Фигуры на главном панно алтаря своими размерами значительно превышают человеческий рост.

Еще немного фото интерьера самого костела

Так хоронили раньше известных жителей города – чета Добрисовских-Липницких

Потолок в костел на высоте 28 метров сделан в крестово-ребровом виде с синим фоном

Особенно мне нравятся витражи – строгие, готические, взмывающие к небесам, яркие и красочные. Для меня они являются классическим воплощением средних веков и гения человека тех времен.

Стены костела украшены изображениями из жизни Христа

Если потолок в костеле имеет синий цвет, то колоны в нижней части зала сделаны из камня желтого цвета. Это хорошо оттеняет цветовую гамму и добавляет света в сумрак большого храма

Еще несколько фотографий общего плана костела

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: