Фото храма Гора в Эдфу (95 фото)

lorien22

Записки из подполья

Египет – храм Эдфу, чудо из чудес

Итак, немного отдохнув, возвращаемся к египетским храмам. Закончив нашу прогулку по долинам Царей-Цариц-Наместников-Ремесленников, и доплыв до Исны, мы высадились на берег, и отправились в каретах к храму Эдфу – самому сохранившемуся с древних времен.

С карет у меня своих фотографий нет, но местный фотограф услужливо продал мне весьма красиво оформленную фотографию за несколько грошей. Пожалуй я ее поставлю – у меня тут очень счастливый вид.

Подъезжаем к храму.

Эдфу – второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского – http://lorien22.livejournal.com/368440.html, и самый крупный в честь Хора.

Во дворе, ведущем к храму, разумеется расположены сфинксы

По пути к первому пилону мы проходим мимо Маммиси

Маммиси – часть храмового комплекса в Древнем Египте, выстроенная в виде небольшого храма и находящаяся внутри окружающей главный храм стены, в правом внутреннем углу по отношению к пути сакральных процессий.

Уже здесь видно потрясающие рельефы и украшения, и можно понять, что нас ждет впереди

А ждет нас, немного немало, один из самых красивых храмов Египта, и уж точно самый впечатляющий.

Эдфу занял седьмую строчку в списке моих любимых моментов Египта – http://lorien22.livejournal.com/361528.html

Выше из храмов поднялись только Мединет Хабу – http://lorien22.livejournal.com/363683.html, потому что он был первый, и Абу-Симбел, потому что он самый крутой.

И вот, наконец, выходим на площадь перед первым пилоном

Конечно, количество туристов напрягает, но первый пилон Эдфу – это что-то невероятное

Уже тут начинаются рельефы. В Эдфу я видел самые красивые рельефы в своей жизни.

Как я уже говорил, храм Эдфу построен в честь бога Хора

Поэтому на входе расположены статуи соколов

Хорус, площадь и Маммиси

Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр

Культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

Входим внутрь храма

Раз уж я упомянул об этом – храм Эдфу существовал с древних времен, но был отстроен заново при Птолемеях (между 237 и 57 годами до н.э.)

С древних времен сохранился только наос, на котором изображены картуши Нектанеба II

Кроме Эдфу, Птолемеи также отстроили храмы в Дендере, Исне – http://lorien22.livejournal.com/368848.html, Ком Омбо и Филах. К сожалению, из них мы посетили только Ком Омбо, о котором будет мой следующий пост. Филы я видел издалека, а остальные вообще нет. Увы, нельзя объять необъятное.

Пилон, как мы видим, украшен надрисями и изображениями со всех сторон – как с внешней, так и с внутренней.

Ну а теперь войдем внутрь, и начнем офигевать. Как от колонн

Так и от рельефов

Еще немного колонн

И колонны (посмотрите какие цвета, и представьте себе, как это выглядело тысячи лет назад)

Входим во внутренние залы

И продолжаем рассматривать рельефы

Мне у них очень шапочки нравятся. Я уже про это как-то рассуждал, когда был в Мемфисе, столице Древнего Египта – http://lorien22.livejournal.com/362124.html

Рельефов тут неверотяное количество

На всех стенах храма Эдфу, и внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения

Миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом

Отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи, и так далее.

Еще немного корабликов

Один из внутренних залов

В общем, мы получили неплохое представление о внутренних рельефах. Во второй части я покажу внешние стены – это пожалуй даже круче. А пока зайдем в святая святых.

И на этом остановимся. Продолжение следует.

Храм Гора в Эдфу

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

Читайте также:
Погода в Абхазии, когда лучше поехать отдыхать?

Легенды

Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мертвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил свое законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешенный Гором Осирис остался править царством мертвых.

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

Архитектура и помещения

Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

Фото храма Гора в Эдфу (95 фото)

Эдфу – город на западном берегу Нила, в 100 км к югу от Луксора. Там находится Храм Гора. Имея 137 метров в длину, 79 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров, этот храм считается вторым по размерам после Карнакского.

В декабре 2011г. года наша экспедиция впервые посетила храм Гора в Эдфу. Нашей приоритетной задачей тогда, являлось выявление сходных с храмом Дендеры архитектурных и строительных особенностей. Мы их нашли, и отметили в отчете о Дендере. Храмовый комплекс Эдфу вызывает большой интерес и требует подробного изучения каждого его элемента, от надписей и рисунков до архитектуры крыши и подземных сооружений (крипт). Одним посещением на все накопившиеся вопросы не ответить. Поэтому, мы решили более детально изучать отдельные элементы храма, и во время экспедиции 2012г., особое внимание уделили криптам.

Для начала, приведем результаты некоторых основных замеров:

Наклон стен – 85-87град.
Ширина дверных проемов – 1,29-1,34 м
Ширина центрального проема – 1,67 м
Общий радиационынй фон – 10 мкР/ч
Ориентация внутренней части храма – магнитный север.
Ориентация наружной части (коллонада) – 3 градуса к западу.
Ориентация от центральных пилонов – 2 градуса к востоку
Окошки в стенах – в форме усеченной пирамиды. Уклон “подоконника” – 28,5-30 градусов.

Перед тем, как переместиться в подземную часть Храма Гора (сына Исиды и Осириса), рассмотрим его основные помещения.

Добро пожаловать в Эдфу!

Крипты

А теперь, совершим небольшое видеопутешествие в так называемую “невидимую” часть храма. Во время второго визита в Эдфу нашей съемочно-исследовательской группы, именно эта часть храма представляла для нас особый интерес.

(Для удобства ориентации, приведем схему храма, на которой осещенные крипты обозначены цифрами: 1, 2, 3 и помечены желтым цветом.)

Из видеоматериала видно, что крипты храма не только не имеют никакой настенной живописи, но и даже намеков на остатки ее пребывания. Зато видны хорошо обработанные стенки и безупречно подогнанные друг к другу блоки из песчаника.

Для того чтобы детально рассмотреть элементы конструкций всех трех посещенных нами крипт, в дополнение к видео, была произведена подробная фотосъемка основных узлов этих внутренних помещений.

Рассмотрим каждую крипту в отдельности.

Крипта № 1 в полу

Для удобства ориентации внутри помещения, приведем схему крипты. Стрелками показаны направления, по которым сделаны фотографии. “Уровень 1-4” – уровни пола крипты по возрастающей. Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

Крипта № 2 в полу

Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

На первых трех фото последнего ряда показана тупиковая стена крипты. В ней имеется небольшое рукотворное отверстие. Кем и когда оно было проделано – сказать сложно. Разглядеть что-либо за ним, возможным не представилось, т.к. в него не проходил ни фонарик, ни объектив фотоапарата. Но из отверстия поступал свежий воздух, и время от времени вылетали летучие мыши, напуганные светом в 200 люмен. Это говорит о том, что за оригинальной стеной кладки крипты имеется еще, как минимум, одно помещение.

Крипта № 3 в стене

Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

На нижеприведенных фотографиях показан спуск в шахту, ведущую в помещение ниже первого уровня крипты. Представшее взору помещение оказалось тупиковым, с двумя нишами, показанными на первых трех фотографиях первого ряда.

Стоп-кадры с видео:

Шахту №1 без специального снаряжения для спуска посетить не удалось.

Далее пройдемся по основной галерее крипты и рассмотрим элементы архитектуры, а также особенности кладки стен и пола.

Идеальные конструкторские решения и мастерство строителей Храма Гора, без излишних комментариев, внушают уважение, но не добавляют ясности о назначении крипт.

Неудобство для перемещения, теснота, отсутствие вентиляции, массивность и высокая точность конструкций – говорит об их техническом предназначении и требует к себе внимания исследователей-инженеров.

А пока, единственными обитателями крипт остаются лишь летучие мыши, у которых, после нашего визита, видимо, будет о чем друг с другом “поговорить”.

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

На западном берегу Нила между Луксором и Асуаном расположился удивительный архитектурный памятник — город Эдфу. Его главной жемчужиной является храм, посвященный богу Гору (владыке неба и солнца), построенный во времена Птолемеев. В римский период строение постепенно занесло песком пустыни, и только в 19 веке храм приоткрыл свои тайны. Оказалось, что он хорошо сохранился, но самое главное его достояние — тексты Эдфу, которые покрывали все доступные поверхности.

Храм Эдфу в эпоху Древнего, Среднего и Нового царства

Город Эдфу вошел в историю под разными именами. Древние египтяне называли его Бехдет, а греки и римляне — Аполлонополисом. Древнеегипетского бога Гора греки отождествляли с Аполлоном.

История города уходит во времена Среднего царства. Об этом говорят археологические раскопки мастабы (гробницы в форме усеченной пирамиды с погребальной камерой в подземелье) из Среднего царства. Храм бога Гора был создан во времена Нового царства. Он был меньше, чем нынешнее строение. Единственный элемент, который остался от того храма, — монументальные ворота. Птолемеи построили новый храм на месте старого.

Фараоном, который начал строительство храма Эдфу, был Птолемей III, третий правитель династии Птолемеев. Он многое успел сделать для Египта за время правления, длившегося с 246 по 222 год до н. э.: воссоединил Египет и Киренаику, одержал победу над селевкидами во время третьей сирийской войны. Местные храмы Египта извлекли большую пользу из правления Птолемея III. Помимо строительства храма Эдфу Птолемей III также сделал пожертвования многим другим храмам и восстановил божественные статуи, похищенные персами. Народ прозвал его Эвергет, что значит «благодетель».

Хотя строительство храма Эдфу началось в 237 году до нашей эры, оно не было завершено ко времени смерти Птолемея III. Строительство продолжалось и закончилось только в 57 году до нашей эры.

К этому периоду государство Птолемеев было уже не столь могущественно. Рим поглотил Египет в 30 году до н.э. Знаменитая красавица Клеопатра была свергнута Октавианом Августом.

Храм Эдфу: основные архитектурные и исторические особенности

К моменту завершения строительства храм в Эдфу был вторым по размерам в Египте после храма Карнака. Он считается классическим образцом древнеегипетского строения. Состоит из главного входа, внутреннего двора и часовни. Ворота храма украшены барельефами бога Гора, наблюдающего, как фараон наказывает своих врагов.

Пройдя через пилон, посетители попадали в зал перистиля (известный также как двор жертвоприношений), который представляет собой открытый внутренний двор, окруженный 32 колоннами. Барельефы на них изображают сцены из египетской мифологии, праздники.

В правой части находилась храмовая библиотека, где хранились ритуальные тексты, а в левой — зал посвящений. Там располагались ритуальные одежды и вазы. Боковые стены украшены барельефами, рассказывающими об истории самого храма и бога Гора.

Строительство гипостильного зала (зала со множеством колонн, поставленных регулярно) началось во времена правления фараона Птолемея III, а закончилось при его сыне Птолемее IV. В зале жертвоприношений находился алтарь, на который египтяне приносили свои дары: фрукты, цветы, молоко и вино. Во время празднования Нового года изображение бога Гора выносилось на крышу храма. Люди верили, что тепло и солнечный свет могут оживить его.

Тексты изучены и переведены

В римский период храм продолжал некоторое время существовать, пока к власти не пришел император Феодосий. Он запретил в конце четвертого века язычество по всей Римской империи. Песок пустыни покрыл строение на несколько веков. Только в 1860 году французский египтолог Огюст Мариет вновь открыл храм и начал его раскопки.

Перед глазами исследователей предстали надписи, которыми были покрыты стены памятника. Эти тексты вошли в историю как тексты храма Эдфу и стали важными источниками для изучения периода Птолемеев. Они содержали бесценную информацию о религиозных представлениях древних египтян.

Для их расшифровки потребовались годы. С колоссальной задачей справился французский египтолог Эмиль Шассина. Он сорок лет потратил на изучение иероглифов и создал первый перевод надписей. Но это было только 10 % от общего объема древних текстов. К полному переводу надписей в 1986 году приступил профессор египтологии Гамбургского университета Дитер Курт.

Сегодня храм Эдфу является популярной туристической достопримечательностью и охраняется ЮНЕСКО.

Фото храма Гора в Эдфу (95 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Эдфу. Храм бога Хора

Эдфу (араб., др.-егип. Джеба, или Бехдет; греч. «Аполлонос полис мегалэ») – город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами.
Здесь, в Эдфу, расположен храм Хора Бехдетского – жемчужина египетской архитектуры греко-римского времени. Он был раскопан О. Мариеттом. Слово «раскопан» употреблено не случайно: храм был покрыт разного рода отложениями. Эдфуский храм не живописные руины, а чудом сохранившийся до нашего времени храм древности, которого как будто не коснулись пролетевшие над ним 20 веков.
По своим размерам это второй после Карнакского храма: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м.

Поздно вечером наш тихоходный корабль добрался до города Эдфу, который ранее являлся столицей 2-го нома Верхнего Египта, греки называли его Великий Аполлинополь , а его покровителя – бога Хора отождествляли с Аполлоном.

Ужин на корабле. Очень хочется сойти на берег. Взяла в качестве охраны от местных лавочников обоих гидов – Мишеля и Хасана и пошли мы втроем по набережной до местной уютной кальянной. Покурили, выпили каркаде, поговорили о жизни, о душе, о звездах, о тонких материях, и, довольные, вернулись на теплоход.
Ночь прошла на корабле, который остался до утра на стоянке в Эдфу

После раннего завтрака в 8:30, мы готовы ехать смотреть храм, посвященный богу Хору.
Еще с верхней палубы, прежде чем сойти на берег, увидели дивную картину: вдоль всей набережной растянулась пестрая вереница повозок, которые по виду пришли к нам прямо из века этак 19-го)))

Нам повезло – в повозке мы ехали втроем (ну и четвертым был наш возничий).

Некоторым повезло меньше – пышные отечественные бедра наших дам колыхались за бортами повозки при посадке туда вчетвером)))

Минут 10 веселой поездки по небольшому городку, который вошел в историю Египта, благодаря сохранившемуся лучше остальных храмов – храму Хора.

Храм Хора Бехдетского воздвигнут в период Птолемеев на месте более древнего храма. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет.
Закладка первого камня была совершена 23 августа 237 г. до н. э. при Птолемее III Эвергете, а строительство закончилось в 57 г н. э.
Архитектора звали Имхотеп, так же, как и творца ступенчатой пирамиды Саккары и строителя всех храмов Египта! «Я держу шнур богини Сешат, – произносил руководитель работы на церемонии закладки храма, – мой взгляд направлен на путь звезд; мои глаза смотрят на полюс, я устанавливаю четыре угла храма».
Это здание было последним храмом Хора» построенным здесь со времен Старого царства.
В начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше феллахи выстроили дома. Благодаря работам по расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше других святилищ Древнего Египта.

Чтобы попасть к храму, нужно было преодолеть ограду, которая сейчас почти полностью разрушена. Остатки ограды:

Далее находятся башни пилона (№ 1), достигавшие в высоту 36 м. Между двумя башнями стояли, высокие деревянные ворота, вероятно, позолоченные. На фасаде пилона есть желоба, служившие для установки лесов, которые укрепляли металлическими скобами. Здесь изображена традиционная сцена победы фараона над врагами – он поражает их священной булавой, символизирующей силу Хора. «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, – говорит фараон богу, – и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво».

Пройдя пилон, мы оказываемся в большом дворе (№ 2), с трех сторон окруженном колоннадой.

Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика.

Двор был заполнен приношениями и статуями частных лиц.

В глубине двора виден фасад первого гипостильного зала (№ 3), закрытый стеной, которая поднимается до середины фасада. По обе стороны – портики с тремя колоннами. На шести панелях, подчиняющихся ритму этого фасада, изображен фараон, совершающий жертвоприношения богам.

Слева от входа находится великолепная статуя сокола Хора, одна из самых больших. Хор в двойной короне олицетворяет царскую власть.

Рядом находятся проемы, через которые можно проникнуть в два маленьких помещения. Слева – «дом утра» (№ 4); справа – библиотека, «дом свитков» (№ 5). В египетском языке слова утро и поклонение образованы от одного корня. Именно утром, при свете восходящего солнца, совершался первый акт поклонения возрождающемуся светилу. Дорога к священным знаниям лежала через «дом свитков». В этом небольшом помещении хранилось множество папирусов – свитков с описаниями ритуалов и праздников, сведениями из священной географии, отчетами о наблюдениях за небом, инструкциями по украшению храма. Косяки дверей напоминают, что мы восходим на небо: они украшены космическими сценами, изображениями небесных божеств, таблицами часов дня и ночи, необходимыми для совершения ритуалов.

Внутри первого гипостильного зала царит полумрак. Колонны, форма которых символизирует первые появившиеся на земле растения, стоят тесно, из отверстий в потолке на них изливается живительный свет. В глубине открывается проход во второй, меньший гипостильный зал (№ 6). Двенадцать колонн поддерживают его потолок. Этот праздничный зал сообщается с тремя маленькими помещениями.

Перед нами – святая святых (№ 14), настоящий храм в храме, окруженный «священным коридором», в который выходят часовни.

В глубине храма находится святилище с солнечной ладьей

Это святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. Хотя статуя бога и врата исчезли, там ощущается их невидимое присутствие. Кажется, будто камни сияют и гранит просвечивает из серебристой полутени. Наос символизирует первозданный холм, который возник при сотворении мира.

Ежедневно проводившаяся в храме служба состояла из трех ритуалов. Самым важным был утренний ритуал, второй ритуал совершался в полдень, а третий – вечером. Утром фараон (или верховный жрец, действовавший от его имени) разбивал печать, закрывавшую врата наоса и открывал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая все действия чтением ритуальных формул и каждением. По окончании обряда врата наоса закрывались и жрец отступал назад, стирая следы своих ног. В святая святых царила абсолютная тишина. В полдень в наосе совершалось окропление и каждение благовониями. Вечером вновь происходило воскурение благовоний и жертвоприношения. Божество погружалось во тьму до следующего рассвета.

В день празднования новолетия процессия со статуями богов поднималась на крышу храма. Во главе шли царь и царица, за ними жрецы в масках, символизировавшие богов, и девять жрецов, служивших в наосе. Они направлялись в северо-восточный угол к «обелиску обновления». Солнце освещало предметы и статуи, наполняя их божественной силой, необходимой для совершения обрядов.

Праздник победы напоминал о битве Хора с Сетом. Каждый год жрецы разыгрывали в честь этого события настоящую сакральную драму. Хор с гарпуном должен был поразить Сета, являвшегося в облике бегемота. Исида защищала своего сына. От исхода битвы зависела судьба мира. Хор одерживал победу, и Египет отмечал триумфальное возвращение спасителя. Знаменитая битва, во время которой Хор поражает гарпуном бегемота-Сета, многократно повторяется на высокой внешней стене, окружающей храм, в коридоре, образующемся между внешней стеной и стеной самого храма.

К востоку от храма находится ниломер. С той же стороны рядом с пилонами сохранились остатки небольшого храма, построенного Рамсесом III.

Еще в храме есть «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Именно поэтому этот храм стремились посетить беременные женщины и женщины, хотевшие иметь ребенка – Перед главным храмом расположены руины небольшого маммисия, сооруженного Птолемеем II Эвергетом и украшенного Птолемеем II Сотером. Опоры портика украшены капителями в виде головы бога Беса, считавшегося покровителем рожениц. На рельефах изображены сцены рождения Хора и кормления его Хатхор Дендерской. Небольшой двор перед маммисием окружен колоннадой с изображениями богов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Праздник священного брака Хора из Эдфу и Хатхор из Дендеры, «совершенного союза», отмечался особенно пышно. Статуя Хатхор путешествовала по Нилу, чтобы воссоединиться со своим божественным супругом. Они отправлялись в пустыню, туда, где после сотворения мира отдыхали «мертвые боги». Во время праздника они возвращали их к жизни, наполняли радостью сердца жителей и обеспечивали процветание страны.

В храме откуда-то из подземелий выползают мужички, похожие на оживших мумий в галабеях, жестами и на ломаном аглицком зовут куда-то вглубь – посмотреть нечто особенное – «смол бакшиш, мадам!». Не тянет идти следом, страшновато, из проходов темных тянет холодком.

И еще немного о “хозяине” храма – боге Хоре.

Хор, Гор ( ḥ r, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.
Хор — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора.

Египетское божество, воплощенное в соколе; изображался как человек с головой сокола или как крылатое солнце – солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально это был хищный бог охоты, впивающийся в свою добычу. Позже он считался сыном Исиды, богом света, борющимся с силами мрака. Его глаза – солнце и луна. Полет его олицетворял смену времен года, а так же дня и ночи, потому что так же первоначально его иногда считали богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями.

Как был зачат и рожден Бог Хор: Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Хора. Хор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Хор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
После этого Хор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мертвых — Аменти, предоставляя Хору править царством живых.
У Хора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звезд созвездия Большая Медведица

Лучше всего закончить короткое путешествие в Эдфу, процитировав надпись, высеченную на стене храма: «Служители богов и прислуживающие в храме Хора, великого бога и владыки неба, обратите ваши лица к жилищу, куда Господин поместил вас. Он путешествует по небу, но видит, что происходит здесь, на земле. Он доволен вами, когда вы поступаете хорошо. Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».

…После осмотра храма – быстрая пробежка по рядам сувенирных лавок, уже успешно отбиваемся от назойливых торговцев, находим своего водителя кобылы и тем же ходом возвращаемся на теплоход.
…Обед на теплоходе (аперитивчик перед обедом – в каюте)… Отплываем дальше на юг – в направлении Ком-Омбо.

Послесловие.

Добавлю к рассказу потрясающие фотографии замечательного человека, моего виртуального друга – Ильи Степанова – fotomm
Ему посчастливилось увидеть Храм Хора ночью.

И еще хочу порекомендовать всем любителям Египта историю о том, как Илья вместе с другом Лехой дикарями (!),
то есть совершенно самостоятельно, осенью 2010 года прилетели сначала в Каир, а потом объехали пол-Египта
сами и увидели столько всего интересного, сколько никогда в жизни с организованными экскурсиями не увидишь.
Начало этой истории здесь: “В гостях у фараонов”

Регионы

Храм Гора в Эдфу (также известный как Храм Эдфу) считают наиболее сохранившимся культовым храмом в Египте. Частично потому, что он был построен позже всех храмов: в эпоху Птолемеев с 237 по 57 гг. до н.э.

Все же несмотря на свою позднюю дату, храм точно отражает традиционную архитектуру фараонов и наглядно представляет, как выглядели египетские храмы. Храм Эдфу также очень большой: второй по величине в Египте после храма Карнака.

2000-летний Храм Гора создает подавляющее впечатление. Основанный на участке более раннего храма, он был посвящен богу солнца Гору, Хатхор из Дендеры и их сыну, юному Харсомтусу, “Объединителю Двух Земель”. История его постройки и описание всего храма сохранились в длинных надписях на внешней стороне окружной стены, особенно в северной части восточной и западной сторон.

В 332 г. до н.э. Александр Великий завоевал Египет. После его смерти в 323 году Египтом управляли его наследники, династия Птолемеев. Это была последняя династия независимого Египта. Птолемеи были греками, но преподносили себя как фараонов по рождению и подражали традициям и архитектуре Древнего Египта.

Храм Гора в Эдфу был построен во времена эры Птолемеев над более ранним храмом Гора, который ориентировался на восток-запад вместо вновь выбранного направления север-юг.

Самая старая часть храма – секция от Праздничного Зала до Святилища; храм был начат Птолемеем III в 237 году до н.э. и закончен его сыном, Птолемеем IV Филопатором. Художественное оформление стен рельефами и надписями закончено в 147 г., во время правления Эвергета II, то есть ровно спустя 90 лет после заложения камней основания. Эвергет II также добавил большой вестибюль (закончен в 122 г.) и украсил его рельефом. Во времена Птолемея IX Сотера II и Птолемея X Александра I была построена передняя площадка с колоннадами, окружными стенами и пилоном, но пилон была украшен рельефом только при Птолемее XII. Полностью здание было закончено в 57 г. до н.э., строительным материалом послужил песчаник.

Храм был окружен высокой кирпичной стеной, часть которой сохранилась. Главные ворота находились на юге по центральной оси храма, также были построены меньшие ворота на западе.

Гор (Хор) с головой сокола первоначально был богом неба, глаза которого – солнце и луна. Позже он ассимилировался в популярный миф об Осирисе и Исиде в качестве ребенка божественной пары. Возрожденный Исидой и Хатхор после убийства Осириса его братом Сетом, Гор отомстил за смерть отца в битве у Эдфу. Сет был низложен, а Гор сел на трон, Озирис управлял через него из подземного мира. Таким образом все фараоны утверждали себя воплощением Гора, “живого царя”.

Храм Эдфу был заброшен после введения христианства в Римской империи, а язычество было объявлено вне закона в 391 году нашей эры. В христианские времена были утеряны некоторые рельефы. Храм лежал скрытый в песках, пока его не обнаружил и раскопал Огюст Мариетт в 1860-х годах. Песок все эти годы защищал памятник от разрушения, поэтому он очень хорошо сохранился до наших дней.

В 2005 году у южной стороны храма появились туристический центр автостоянка, а в конце 2006 года – сложная система освещения, позволившая вечерние посещения.

Установленный Птолемеем IX (88-81 гг. до н.э.), Большой Пилон – одна из последних деталей храма. Возвышаясь на 37 м в высоту, этот пилон – один из крупнейших в Египте. Пилон, первоначально стоявший внутри окружной кирпичной стены, был закрыт двустворчатой дверью. Со всех сторон он покрыт рельефами и надписями. Особенно известен рельеф на фронтоне: внизу царь Неос Деонис, поражающий своих врагов, которых он держит за волосы, с соколом-Гором и Хатхор. По обеим сторонам главного входа – две перпендикулярные ниши для флагштоков.

Перед пилоном стоят два колоссальных сокола из черного гранита ; перед левым соколом – фигура жреца в римской одежде.

Подъем на вершину пилона довольно проблематичен. Лестница на южной стороне переднего двора состоит из 242 ступеней и 14 пролетов. Лестницы в двух башнях связаны друг с другом проходом над центральным дверным проемом, в каждой башне дверь ведет на крышу колоннад вокруг переднего двора.

На крыше западной колоннады – отметки рабочих пилона. С платформы открываются виды целого храма, Нильской равнины с зелеными рощами и деревнями.

За Пилоном находится просторный Двор Подношений или Передний двор, где люди приносили пожертвования к изображению Гора. Двор с трех сторон окружен 32 колоннами и украшен праздничным рельефом. Начинаясь на внутренних стенах Пилона и продолжаясь вокруг двора вдоль основания стены, рельеф изображает Праздник Прекрасной Встречи, во время которой образ Хатхор приплыл из Дендеры для свидания с Гором в святилище Храма Эдфу. Ниже западной колоннады – рельеф Птолемея IX (88-81 гг. до н.э.) изображает подношения Гору, Хатхор и Ихи.

В середине двора когда-то находился большой алтарь, на котором приносились жертвы богам Эдфу.

Слева и справа от входа находится пара статуй Гора с двойной короной из черного гранита. Одна статуя возвышается выше человеческого роста и является любимым фотографическим объектов для туристов, другая, без ног, лежит на земле.

В дальнем конце переднего двора – красивый фасад вестибюля, по верху которого проходит карниз. Между колоннами с обеих сторон большого центрального дверного проема – низкие каменные панели, на которых царь Эвергет II изображен в присутствии Сокола-Гора и Хатхор.

В Вестибюле 12 колонн со сложными цветочными капителями. Потолок покрыт астрономическими рельефами, теперь зачерненными до неузнаваемости. На стенах – четыре ряда выгравированных рельефов с Эвергетом, приносящим подношения или совершающим ритуальные действия (например, закладывание здания храма). Дверь в восточной стене ведет во внутренний проход вокруг храма. На каждой стороне вход в часовню. Слева – Зал Посвящения из-за рельефа, на котором Гор и Тот льют священную воду на Царя; справа была Библиотека со списком книг на стене и изображением Сешат, богини письма. На архитраве двери в Гипостильный Зал интересный рельеф солнечной лодки, управляемой двумя сокологоловыми фигурами.

Прямоугольный Гипостильный Зал (был построен при Птолемее VII (145-116 гг. до н.э.)), крыша которого поддерживается 12 колоннами со сложными цветочными капителями, освещен апертурами в стенах и крыше и имеет рельефы, подобные по тематике с рельефами в вестибюле. На каждой стороне расположены по две маленьких комнаты. Одна на каждой стороне ведет во внутренний проход вокруг храма, вторая слева служила лабораторией, а вторая справа выводит на восточную лестницу к крыше храма.

За гипостильным залом находится Праздничный Зал или Первый Вестибюль с лестницами по обеим сторонам, ведущими на крышу. Это зал отмечает начало самой старой части храма, построенной в 237-212 гг. до н.э. при Птолемеях III и IV. Как и в Дендере рельефные фрески изображает процессию жрецов, возглавляемых Царем. Во время празднеств этот зал украшался фаянсом, цветами и травами, ароматическими ладаном и миррой. Подношения возлияний, фруктов и жертвенных животных проносились через проход справа, а подарки для долгого хранения оставались в комнате слева. Комната в дальнем левом (северо-западном) углу – Лаборатория, где на стенах записаны рецепты для ладана и мазей. В комнатах на восточной стороне крыши вероятно отправляли культ Осириса.

Маленький дверной проем, украшенный роскошным рельефом священных лодок Гора и Хатхор, приводит от Праздничного Зала в Зал Подношений или Второй Вестибюль. На восточной стороне Второго вестибюля – маленький Двор подношений, слева – изящная веранда с крышей на двух колоннах; на потолке – богини неба Нут с солнечными фигурами в лодках. С другой стороны Второго вестибюля – маленькая комната, посвященная культу бога Мин.

Во время Новогоднего праздника изображение Гора несли по восходящей лестнице слева, чтобы оживить его солнцем, а затем уносили по нисходящей лестнице. Рельефы на стенах обеих лестниц изображают это событие.

В Святилище, освещенном тремя маленькими квадратными отверстиями в крыше, самые интересные рельефы – в нижнем ряду справа. Царь (Филопатор) снимает замок от Храма Гора, открывает двери часовни, предлагает подношения своим божественным родителям, Эвергету I и Беренис. У задней стены расположена гранитная святыня, посвященная Гору царем Нектанебо II, это самый старый предмет в храме. Когда-то здесь стояло позолоченное деревянное культовое изображение Гора. Рядом со святыней – стол подношений и церемониальная лодка, на которой Гора несли во время празднеств. Рельеф справа (восточная стена святилища) показывает Филопатора (Птолемея IV), поклоняющегося Гору, Хатхор и его обожествленным родителям.

Вокруг святилища идет коридор, в который выходят десять маленьких и плохо освещенных комнат с рельефами, которые служили как кладовые для ритуальной посуды или для неких культовых целей. В углах двух комнат – отверстия в полу (прежде закрытые каменными плитами), ведущие к склепам.

Вокруг храма проложен внутренний проход, ведущий от Гипостильного Зала, который также украшен рельефами и надписями. На внешней стороне храмовой стены находятся львиные головы в качестве водостоков и четыре ряда религиозных рельефов. На западной стене поразительный рельеф – битва Гора с врагами (крокодилами и гиппопотамами).

Описание Нилометра, оставленное греческим географом Страбоном (ок. 63 г. до н.э. – 20 г. н.э.), все еще не потеряло своей актуальности: “Нилометр высечен из камня на берегу Нила и регистрирует повышение уровня воды. На стороне колодца оставлены отметки высоты речной воды, достаточной для орошения и т.д. Крестьянам важно знать уровень воды для сельскохозяйственных работ, а чиновникам – с целью налогообложения на воду”.

Подземная лестница ведет от восточной стороны внутреннего прохода к древнему Нилометру, шахте вне храма, окруженной винтовой лестницей. Шкала на стене шахты отмечает уровни глубин. Нилометр больше не связан с Нилом.

Коридор, окружающий святилище, содержит несколько интересных комнат. Слева (на западе) – Льняная комната между часовнями Мина и Трона Богов. Позади – ряд комнат, номинально посвященных Осирису, с красочным рельефом Гора, получающего подарки (левая комната), изображением лодки Гора в натуральную величину (средняя комната) и рельефом с его воплощениями (задняя комната в правой/восточной стене). Правый коридор на юг ведет в Новогоднюю часовню с внушительным синего цвета рельефом богини небу Нут на потолке.

Проход в западной стене приводит к коридору с рельефом триумфа Гора над Сетом. Здесь определенно изображена Тайная игра, часть праздничного ритуала, в которой Сет появляется как гиппопотам, скрывающийся под лодкой своего брата. В конце представления жрецы разрезали и съедали пирог в форме гиппопотама.

Храм Хора в Эдфу

Загрузить чертежи:

  • упрощенный план
  • план и разрезы
  • общий вид комплекса
  • вид на большой храм
  • фасад входа в храм
  • лист 6
  • лист 7
  • лист 8
  • лист 9
  • лист 10
  • лист 11
  • лист 12
  • лист 13
  • лист 14
  • лист 15
  • лист 16
  • лист 17
  • перспективный вид малого храм

Архитектура храма

Холм Эдфу примыкает с запада к храму Хора эпохи Птолемеев. На вершине холма с восточной и южной стороны расположены дома современного Эдфу.

Под храмом был найден фундамент древнего культового здания, существовавшего до времен Тутмоса III. Большой двор храма оказался вымощен плитами, происходящими из еще более древнего сооружения (блоки Сехемра Сементауи — фараона начала XVII династии и блоки юбилейных врат одного из эфиопских царей…). Как следует из рисунков Вивана Денона (Voyage, pl. 56, 1–3; 57, 1 f; 58, 1) и Описания Египта (Description de l’Egypte I, pl. 48–49), в начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше располагались дома феллахов. Благодаря работам по его расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше всех храмов Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Судя по сохранившимся текстам, его фундамент был заложен при Птолемее Эвергете I 23 августа 237 г. до н. э. Архитектор носил то же имя, что и строитель ступенчатой пирамиды Джосера — Имхотеп. Работы продолжались еще при Неосе Дионисе и были закончены в 57 г. до н. э.
На стенах храма высечен знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди прочих названий чаще всего встречается Бехдет — второе имя Хора, главного бога Эдфу. Его культ прослеживается также в одном из очень древних нижнеегипетских святилищ, упомянутом на одной из стел Джосера (Montet, Geographie II, p. 34; Alliot, Le culte d’Horus a Edfou au temps des Ptolemees).

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.

Храм имел классический план размером 137 на 79 м, его пилоны достигали в высоту 36 м. За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика. За двором находились два зала: гипостильный и зал явлений, затем — зал приношений (из него вела лестница на крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки, и, наконец, собственно святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. От второго гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том числе Птаху, Осирису и Хонсу (S. Cauville. La theologie d’Osiris a Edfou. Cairo, 1983).

Между храмом и внешней стеной шел коридор. Все стены храма, включая внешние, покрыты рельефами и надписями, опубликованными в 15-томной работе «Храм Эдфу» (M. de Rochemonteix, E. Chassinat, Le temple d’Edfou. Paris, 1892. Cairo, 1918–). К наиболее важным относятся рельефы с культовыми сценами, религиозными церемониями, а также знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в облике гиппопотама.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: