Карта Молуккских островов, где находится Молуккские острова на карте мира

Индонезия

Достопримечательности

Молуккские острова

Общие сведения

Молуккские острова – группа островов в восточной части Малайского архипелага, между островами Сулавеси и Новая Гвинея.

Название “Молуккские острова” (произошло от арабского слова малуку, означающего “земля королей”) первоначально относилось к цепочке из пяти небольших островков – Тернате, Тидоре, Моти, Маре и Макиан, протянувшейся совсем близко от западного побережья наиболее крупного острова архипелага – Хальмахера.

Известны как “острова пряностей”, здесь они произрастают в естественных условиях (на небольших вулканических островах). В прошлом Молуккские острова являлись главными поставщиками этого товара на мировой рынок.

Плантации саговой и кокосовой пальмы, гвоздичного дерева, корицы, мускатного ореха, перца.

Площадь 83,7 тыс. км2, население около 2,1 млн. чел.

Протянулись с севера на юг и юго-восток на 1300 км.

Наиболее крупные острова Хальмахера, Серам, Буру.

В административном отношении островная группа разделена на провинции Малуку и Малуку-Утара.

Самыми важными островами первой провинции, расположенной на юге, являются Амбон, Серам, Буру, а также архипелаги Банда, Кей, Ару и Танимбар.

К северным островам относятся Халмахера, Молукки (Тернате, Тидоре и др.) и острова Сула.

Главный город и порт — Амбон (о. Амбон).

Природа

Острова гористые (высотой до 3019 м — г. Биная на о. Серам), расположены в сейсмичной зоне, часты землетрясения. Многочисленные вулканы (в т. ч. около 10 действующих).

Климат экваториальный, на юге — субэкваториальный; температура воздуха колеблется у побережья от 25 до 27 °С.

Осадков в нижних частях склонов от 800 до 2000 мм в год, выше — до 4000 мм и более.

Свыше 80 % территории Молуккских островов занимают экваториальные леса из пальм, фикусов, диптерокарповых, бамбуков; выше 1200 м преобладают листопадные и хвойные породы (казуарины, сосна даммара и другие), а также рощи кайепута (семейство Миртовых), дающего ценное эфирное масло.

На низменностях часты заросли кустарников, древовидных папоротников и травы аланг-аланг.

Для фауны архипелага характерно сочетание восточно-азиатских и австралийских видов: лазающие сумчатые (кускус), летучие мыши, казуары, попугаи какаду (белый и розовый какаду встречаются практически на всех крупных островах, чёрный – на о-вах Ару), райские птицы (вымпеловая райская птица и др.), крокодилы, удавы, древесные лягушки.

Плантации саговой и кокосовой пальмы, гвоздичного дерева, мускатного ореха, перца (пряности).

Население

Население неоднородно в расовом и культурном отношение – состоит из малайиязычного населения и альфуров. Значительны группы близкие меланезийцам (австронезийские языки) и папуасам (хальмахерцы и другие), разговаривающих на особых новогвинейских языках.

Некоторые австронезийские языки Молукк считаются переходными от западной (индонезийской) группы языков к океанической (полинезийским и меланезийским).

На Сераме, Буру, о-вах Амбон проживают также выходцы с Сулавеси и Явы.

Главный город и порт — Амбон (о. Амбон).

Высокий процент христиан (около 40%) в составе населения островов. Наиболее крупный и развитой народ региона – амбонцы. Часть амбонцев проживает также на западе Новой Гвинеи, Яве, Нидерландах.

В 1950 христианская часть населения (а также часть мусульманской элиты региона, связанной, как и христианская с торговлей пряностями) провозгласила на южных Молуккских островах независимую республику Малуку Селатан. Однако попытка отделения была силовым путём пресечена индонезийской армией.

Идея независимости Молукк до сих пор жива среди части населения региона (Фронт Независимости Молукк – FKM), что способствовало сохранению напряжённых отношений между христианами и мусульманами. Кризис перерос в фазу вооружённого противостояния в 1998 г.(1998 – 2004 гг.) на острове Амбон, когда из региона бежало 80 тысяч человек, выходцев с Сулавеси, и около 500 тыс. людей вынуждены были сменить место жительства. Причём, толчком послужила банальная бытовая ссора водителя автобуса с пассажиром.

Ситуация усугубилась, когда на острова из других частей Индонезии стали прибывать боевики исламисткой организации “Ласкар джихад”, “вставшие на защиту мусульман” Молуккских островов и продолжившие религиозные погромы с новой силой.

По утверждению ряда экспертов это была самая ожесточенная гражданская война в мире за последние десятилетия: число жертв на душу населения здесь превысило то, что было в Боснии.

Читайте также:
Оформление визы в Таиланд для россиян: документы, сроки и цена

Многие небольшие острова полностью изменили свой конфессиональный состав, а столица провинции – город Амбон оказалась разделённой на две части (мусульманскую и христианскую).

Достопримечательности

Пейзажи Молуккских островов отличаются исключительной красотой.

Спокойные мелководные проливы с коралловыми отмелями, живописные бухты, покрытые вечнозелёными лесами склоны гор.

Богатая история архипелага также отразилась на облике многих островов.

В течение столетий эти клочки суши оставались наиболее ценной недвижимостью во всей Индонезии, поскольку обладали природной монополией на выращивание гвоздики и мускатного ореха.

Город Тернате, имеющий то же название, что и остров, вырос вокруг укрепленного торгового поста, который был построен голландцами в начале XVII в.. На возвышающемся над городом холме стоит султанский дворец Кедатон, где в настоящее время располагается музей.

Соасью, главный город острова Тидоре, напоминает средиземноморскую рыбацкую деревушку. Побеленные домики с иберийскими остроконечными крышами, взбирающиеся по склону холма позади порта, достались в наследство от испанских времен.

Острова Банда – знаменитые “острова мускатного ореха” – буквально дышат историей.

Их главный город Банда-Нейра, расположенный на горном склоне, спускающемся в воды моря, отделен от соседнего острова лишь узким проливом.

В центре города можно увидеть старинную голландскую протестантскую церковь и два военных укрепления: Форт Бельгика и Форт Нассау.

© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

  • В поисках приключений
  • Далеко и ещё дальше

Молуккские острова, Острова пряностей

«Островами пряностей» мореплаватели и торговцы называли не только Молуккские острова, но именно они — те самые Острова пряностей, из-за которых снаряжались первые экспедиции эпохи Великих географических открытий и пересекались интересы европейских держав. Местные жители не спешат покидать эти небольшие плодородные острова вулканического происхождения, несмотря на частые извержения вулканов, землетрясения и периодически вспыхивающие конфликты на национально-религиозной почве.

ВОИНЫ ЗА АРОМАТЫ

История торговли специями — это история ожесточенной борьбы за владычество над Островами пряностей. В этой борьбе сходились противники с разных концов света от арабов и китайцев в древности до португальцев, испанцев, голландцев, англичан и французов в Новое время.

Археологические раскопки свидетельствуют, что люди заселили эти острова около 32 тыс. лет назад и уже 10-15 тыс. лет назад местное население занималось меновой торговлей. Позже Острова пряностей открыли для себя китайские и арабские торговцы.

Современное название «Молуккские острова» восходит к арабскому «аль-Малик» (королевский).

В древние времена торговля пряностями была рискованным, но чрезвычайно прибыльным делом: пряные специи ценились на вес золота, иногда даже в буквальном смысле слова. В Европу их привозили арабские купцы в основном из Индии и с Молуккских островов, получивших за это название «Острова пряностей». Одной из основных причин, подтолкнувших португальцев и испанцев к свершению Великих географических открытий XV-XVII вв., было желание отыскать альтернативный азиатскому способ транспортировки драгоценных грузов, когда турки перекрыли часть Великого шёлкового пути. Именно на поиски западного пути на Молуккские острова отправлялась флотилия Фернана Магеллана (1480-1521 гг.), совершившая в результате первое в истории кругосветное путешествие (1519-1522 гг.).

Первыми европейцами, приплывшими на острова в 1512 г., чтобы наладить торговлю пряностями без посредников, стали португальцы из экспедиции мореплавателя Антониу ди Абреу. Город-порт Амбон на одноименном острове стал местным плацдармом колонизации. На смену португальцам прибыли испанцы, а в 1596 г на острова впервые проникли голландцы. Любопытно, что в Европе Нидерланды еще вели Восьмидесятилетнюю войну (1568-1648 гг.) за признание независимости от Испании, а на островах Голландская Ост-Индская компания уже монополизировала торговлю пряностями. Главным соперником в борьбе за специи становится Британская Ост-Индская компания: это стало причиной трех Англо-Голландских войн в XVII в.

Читайте также:
Дубай - факты, о которых вам не расскажут: интересно знать (фото)

В 1800 г., после национализации Голландской Ост-Индской компании, образовалась колония Голландская Ост-Индия. В ходе наполеоновских войн территория самой Голландии была захвачена Францией, и все ее колонии автоматически стали французскими. В 1811-1816 гг острова были оккупированы Великобританией, но в 1824 г возвращены по англо-голландскому соглашению в обмен на колониальные владения Нидерландов в Индии.

Даже после падения мировых цен на специи конфликты на Молуккских островах не прекратились. 500-летний период колониальной зависимости, а также специфика жизни на сотнях обособленных островов — все это подготовило почву для будущих национальных и религиозных конфликтов.

В 1942 г острова захватила Япония. После капитуляции и вывода японских войск в августе 1945 г была провозглашена Республика Индонезия, но Королевство Нидерланды передало суверинитет только в 1949 г., после войны за независимость.

Молуккские острова, где примерно равная численность христиан и мусульман, оставались единой провинцией Индонезии до 1999 г., все попытки отделения жестоко подавлялись. Экономический кризис 1997 г и последующее крушение режима диктатора, генерала Сухарто (1921-2008 гг.), привели к ослаблению центральной власти и армии, что тут же вызвало взрыв межэтнических и религиозных противоречий в стране. В 1999 2004 гг в результате кровавых конфликтов на Молуккских островах тысячи жителей были убиты, полмиллиона человек стали беженцами, а провинция разделилась на мусульманское Северное Малуку (строится столица Софифи на острове Халмахера) и Малуку (столица провинции — город Амбон была разделена на мусульманскую и христианскую части).

В последние годы напряженность в отношениях между двумя религиозными островными общинами пошла на спад.

Молуккские, Большие и Малые Зондские острова образуют Зондский архипелаг. Молуккские острова — небольшие, гористые, вулканического происхождения, геологически очень молодые, им всего от 1 до 15 миллионов лет. Здесь, в зоне столкновения плиты Хальмахера с плитой Молуккского моря, проходит сейсмически активная зона: за последние 500 лет тут наблюдалось более 70 сильнейших извержении вулканов и землетрясений. В прибрежных зонах с благоприятными условиями тропические леса вытеснены плантациями саговой и кокосовой пальм, гвоздичного дерева, мускатного ореха, перца. Климат определяют сезоны сухих и влажных муссонов.

ТАМ, ГДЕ КРУЖИТСЯ БАМБУ-ГИЛА

Бамбу-гила — древнее молуккское ритуальное действо, наполненное магией: несколько человек должны удержать бамбук, который бешено вращается «во власти духов», пробужденных шаманом с помощью силы специй.

Коренное население островов меланезийцы (алфуры). Значительная их часть была истреблена в ходе «Войн за пряности» в XVII в. Позже острова заселяли европейцы, главным образом португальцы и голландцы. После провозглашения независимости Индонезии началась активная иммиграция с соседних островов Новая Гвинея, Сулавеси, Ява и других. Сегодня на Молуккских островах насчитывается около 350 этнических групп.

Население распределено крайне неравномерно. Два крупнейших острова Хальмахера и Серам — мало населены, провинция Северное Малуку — самая малонаселенная из всех регионов Индонезии. Меньшие по размеру, но более экономически развитые острова Амбон и Тернате значительно многолюднее.

Традиционные занятия местного населения — рыболовство, ремесла и земледелие: выращивание саговых, кокосовых и банановых пальм, красного риса, пряных специй, табака, кофе и какао.

Туризм — одна из важнейших отраслей экономики этих изумрудных островов с уникальной флорой и фауной. Биогеографически все Молуккские острова, кроме островов Ару, находятся в Уоллесии изолированном регионе, расположенном между Зондским шельфом (частью Азиатского континентального шельфа) и Арафурским шельфом (частью Австралийского континентального шельфа). Многие представители растительного и животного мира водятся только здесь. Собственно, гвоздичное дерево и мускатный орех изначально произрастали исключительно на Островах пряностей до того как европейцы начали выращивать их в других частях света. Редкие виды — ночные сумчатые (кускусы), вараны, казуары, попугаи какаду (белый и розовый водятся на всех крупных островах, черный — на островах Ару), райские птицы (в том числе вымпеловая райская птица — эндемик Молуккских островов), гигантская пчела Уоллеса и многие другие, охраняемые государством.

Читайте также:
Карта Жемчужных островов, где находится Жемчужные острова на карте мира

Для спасения редких видов от исчезновения в 1997 г был создан Национальный парк Манузела, а в 2004-м Национальный парк Акетоджаве-Лолобата.

Относительная изоляция островов, повлиявшая на высокую специализацию животного и растительного мира, способствовала также сохранению самобытной культуры местного населения. Здесь, на малых островах, до сих пор жива вера в существование духов предков. Анимизм одна из древнейших форм религии, со своей сложной системой обрядов и ритуалов.

Особого внимания заслуживает мистический ритуал бамбу-гила, исполняемый на островах Тернате и Амбон с древнейших времен. Со стороны это выглядит так; группа молодых людей берется за обернутый материей ствол бамбука длиной 2,5-3 метра, срубленный с соблюдением особых ритуалов. Шаман читает на древнем языке тернэте мантру, подносит к стволу курящийся благовониями факел (иногда вместо этого на каждое из колен бамбука кладется кусочек имбиря) и три раза громко восклицает «Гила!» после чего бамбук начинает бешено вращаться. По мнению жителей Тернате, ствол бамбука приводят в движение заманенные туда накануне шаманом духи (после этого ствол резко прибавляет в весе), побужденные мантрой и пряностями к действию. То ли правильно прочитанная молитва и окуривание специями вводит людей в транс, то ли срабатывает принцип рычага, но зрелище получается впечатляющее. Еще одна магическая «приманка для туристов» гигантские священные угри деревушки Ваай в 30 км от Амбона. И таких чудес в Индонезии много.

Густые тропические леса и чистые песчаные пляжи, вулканические горные цепи и живописные бухты, горячие источники и коралловые рифы с фантастическими обитателями, экзотические сувениры и свежие тропические фрукты у Молуккских островов, безусловно, высокий туристический потенциал.

Правда, после недавних кровавых беспорядков на Молуккских островах перед индонезийскими властями стоит задача вернуть региону имидж «туристического рая» и в первую очередь доказать, что здесь могут обеспечить безопасность отдыхающих.

■ «Войны за пряности» разразились на Молуккских островах в XVII в., когда голландцы вытеснили португальцев и ввели лимит мускатных и гвоздичных деревьев, жестоко наказывая туземцев за «незапланированные» ростки. Им удавалось удерживать монополию и завышенные цены на специи до тех пор, пока французская военная экспедиция губернатора Маскаренских островов в 1769 г. не похитила ценные саженцы и семена. У французов, правда, ростки не прижились, зато англичане научились их выращивать в своих колониях. С появлением новых плантаций цены на пряности упали.

■ Сейчас 90% корицы поставляет остров Занзибар, а 2-е место по экспорту мускатного ореха занимает остров Гренада, также получившие название Островов пряностей.

■ Самые оригинальные сувениры Молуккских островов — модели судов из высушенных цветков гвоздичного дерева.

■ г. Тернате (о. Тернате): Кедатон — дворец султана (XVIII в.). вулкан Гамалама (с кратерным озером Толире), голландский форт Орани (XVII в.).
■ г. Банданейра (о-ва Банда): форт Бельгика, форт Нассау.
■ Остров Серам: влк. Бинайя.
■ г. Амбон (о. Амбон): форт Виктория, музей Сивалима, гора Сиримаху. деревня Сойа (голландская церковь начала XIX в.).
■ Остров Буру: заповедники Масбаит и Масарете.

Молуккское море

Молуккское море. Межостровное море Тихого океана между островами Минданао, Сангихе, Сулавеси, Суда, Молуккскими и Талауд. Площадь 291 тыс. км 2 . Наибольшая глубина 4180 м. Температура воды на поверхности 27—28 °С. Солёность 34 %. Приливы неправильные полусуточные, их высота до 1,4 м. Главный порт — Давао на о. Минданао.

Молуккское море

Южная часть водоёма граничит с морями Банда и Серам. С морем Филиппинским его соединяет пролив Бадунгдуа. На западе расположен большой залив Томини.

Географические особенности

Молуккское море отличается сложным рельефом. В нём было обнаружено сразу семь значительных впадин, разделенных подводными хребтами. В акватории находится много

  • крупных и активных вулканов,
  • а также коралловых образований.

Название этого моря произошло от арабского слова «малуку», что означает в переводе «земля королей». Водоём изучен очень слабо. Исследователи сталкиваются с множеством препятствий, так как дно моря имеет перепады — горы и впадины.

Читайте также:
Отдых в Сорренто, экскурсии по Сорренто, расположение на карте
Морское дно в данном регионе входит в число
  • самых сейсмически опасных на планете.
В этом районе сходятся
  • два континента
  • 4 геологические плиты.

В море много островов вулканического происхождения.

Молуккский архипелаг включает в себя
  • 1027 островов.

Карта Молуккского моря позволяет увидеть самый крупный остров в акватории — это Хальмахера, который плохо заселен. Более развитым является архипелаг Сангихе-Талауд и маленький остров Тернате. За последние 500 лет в районе Молуккского моря более 70 раз извергались вулканы. Нередко случались землетрясения.

землятресение

К стратовулканам относят самый крупный вулкан Гамалама, расположенный на острове Тернате. В высоту он достигает 1715 м. Последний раз он извергался в 1994 г. Вулкан и сегодня сохраняет свою активность. Поэтому он находится под постоянным контролем сейсмологов Индонезии. Котловину водоема условно делят на три области. По центральной части проходит хребет, который переходит на севере на острова Миангас и Талаунд. В центре акватории находятся небольшие острова Тифоре и Мая.

Климат в районе Молуккского моря

В районе моря преобладает влажный экваториальный климат. Здесь всегда жарко, температурные колебания практически не наблюдаются. Лето на побережье Молуккского моря господствует весь год.

Условия идеальны для круглогодичного выращивания пряностей.

Поэтому сельскохозяйственные угодья занимают значительную часть территории Молуккских островов. Там растут

  • мускатные и гвоздичные деревья.

Вода в море имеет среднегодовую температуру около +27 градусов. Её соленость равна 34 промилле. Влажность воздуха составляет 89%. В год здесь выпадает приблизительно 4000 мм осадков. Молуккское море подвергается воздействию муссонов.

Глубоководное Молуккское море испокон веков было притягательным для мореплавателей. Тропический водоем опоясывают вулканы, которые продолжают извергать лаву.

Несмотря на природные опасности, красота морских пейзажей привлекает путешественников. Побережье Молуккского моря покрыто белым песком, который придает воде необычный оттенок.

Молуккское море

Сегодня Молуккские острова густо заселены людьми.

Активная застройка территорий негативно сказывается на состоянии уникальной флоры и фауны островов. С целью спасения редких животных и растений на островах были открыты национальные парки.

Молуккские острова в Индонезии

Если разговор заходит о периоде великих открытий в области географии, нельзя не вспомнить о группе индонезийских островов. Именно их европейцы и китайцы называли «Острова пряностей». В настоящее время ни на одной карте такого названия найти невозможно, потому что теперь эта местность обозначена Молуккские острова.

История островов

Веками европейцы старались добраться до восточных областей, где выращивают экзотические деревья. Производят из них ароматные специи перец, корицу, гвоздику, мускатник и многие другие. Первая экспедиция европейцев за пряностями, которую возглавил португальский мореплаватель Антониу ди Абреу, была направлена в 1512 г. к островам Банда и Амбон. Они организовывали экспортирование специй в европейские страны. В 1603 г. на одном из Молуккских островов, Тидоре, после получения контроля над ним, испанцы основали торговые посты, где продавали приправы.

В 1599 г. голландцы впервые появились на этих островах. Используя недовольство местного населения стремлением португальцев установить монополию на традиционную торговлю, построили новый форт. А с 1663 г. Молуккские острова принадлежат Нидерландам. Англия во время наполеоновских войн захватила «Острова пряностей» и распоряжалась их ценными владениями в XVIII-XIX столетии. Японцы во время войны (1939-1941г.) стали обладателями островов. Но уже после ее завершения эти территории вошли в состав Восточной Индонезии.

Молуккская группа островов делится на провинции:

  • Южное Молукку. В ее составе большая часть островов Молуккского архипелага (Серам, Бабар, Буру, архипелаги Ару, Танимбар, Банда и другие). Столица Молукку – Селатан-Амбон.
  • Северное Молукку. В нее входят острова Бачан, Хальмахера, Моротай, Тертате, Оби, Сулла расположенные с северной стороны Молуккских островов. Административным центром провинции считается поселок Софифи, но фактическая столица – Тернате, крупнейший город в провинции.

Население

Приблизительно 2 миллиона человек проживает на Молуккских островах. Национальность достаточно разнообразная: китайцы, малайцы яванцы, бугисы. Коренное население – меланезийцы. После открытия европейцами островов численность их значительно уменьшилась. Продолжительная торговля с иноземцами и мореплавание привело к смешиванию кровей австронезийцев с коренным населением. На «Островах пряностей» исповедуется ислам (северные острова) и христианство (южные районы).

Читайте также:
Физик-ядерщик — плюсы и минусы профессии

Местное население традиционно занимается рыболовством, земледелием, выращивают банановые, кокосовые, мускатные и гвоздичные деревья, табак, красный рис, какао и кофе. Некоторые острова архипелага покрыты густыми тропическими лесами, и поэтому торговля древесиной из твердых пород и копрой – тоже часть экономики Молукку

Достопримечательности

Туристов всегда привлекала экзотика в природе и культуре. Молуккские острова для этого очень подходят, а особенно Серама, где еще сохранились традиции и устои предков. Посмотреть знаменитые места отдыхающие могут, путешествуя между островами на лодках. Дайверов всегда манили фантастические места для подводного плавания, красота архипелага, рифов, изобилие красочных рыб. Странствуя подводным царством, можно повстречать барракуду и китовых акул. Любителям активного экстремально отдыха по душе будет остров Серам. Здесь предлагают поход на высшую точку – пик Биная.

Почитатели истории могут посетить остров Амбон или Тертате. В столице Молукку находится музей Сивалима. Здесь представлена увлекательная экспозиция стародавних времен, например, бытовые предметы первобытнообщинных племен. Интересно посетить церковь, датируемую 1817 г.

Главной достопримечательностью в Кота-Тернате считается Дворец Султана, который был построен в 1796 году. В настоящий момент – это музей истории. Но также стоит побывать в резиденции Нидерландской торговой компании. Прямо на берегу океана сооружена новая мечеть.

В период Второй Мировой войны вокруг острова затонуло большое количество самолетов и судов. На этой территории проходили ожесточенные бои. Такие районы для дайверов очень интересны и увлекательны.
«Землей тысячи пляжей» так называют одну из главных жемчужин в туризме «Острова пряностей» Амбон. Он привлекает как охотников экстремального отдыха, так и любителей понежиться на пляже с южной стороны острова. Подводный мир заманивает профессионалов подводного плавания своей красотой, богатством флоры и фауны океана.

Архипелаг Банда – самый живописный и малопосещаемый регион Индонезии. Расположен он южнее Амбона между островами Папуа и Сулавеси. Десять маленьких островов, которые расположены среди колоритных коралловых рифов, дайверы и снорклеры считают самым лучшим местом для занятий любимым делом. В административном центре Байданейра есть музей, где рассказывается о прошлом архипелага.

Карта дворца Каср-ибн-Вардан, где находится Каср-ибн-Вардан на карте мира

Каср Ибн Вардан – это византийский дворец в сирийской пустыне находится в стороне от основных дорог Сирии. Дворец Каср Ибн Вардан построили византийцы при императоре Юстиниане I, на фасадах есть две надписи 561 и 564 г, возможно это дата постройки. Каср Ибн Вардан часто называют замком и ставят вровень с такими византийскими крепостями как эр-Расафа и Халябия, что по моему мнению не очень верно, ибо по своим оборонительным качествам он сильно уступает выше названным объектам. В нем отсутствуют внешние стены, хотя может быть они и существовали здесь раньше, но маловероятно, что были очень уж внушительными, иначе как можно объяснить их полное исчезновение. Ведь стены это самая долговечная часть любого замка, скорее исчезнут все гражданские постройки, но оборонительные валы должны остаться, здесь их нет и это при весьма хорошей сохранности двух главных сооружений – дворца и христианской базилики.

Каср-ибн-Вардан представляет собой руины дворца 6 в. н. э. Расположены в пустыне примерно в 60 км к северо-востоку от сирийского города Хама.

Комплекс, состоящий из дворца, церкви и казарм , был сооружён в середине 6 в. в годы правления византийского императора Юстиниана I (527—565) в рамках комплекса оборонительных сооружений (включающего также замки Расафа и Халабие ) в ожидании возможных нападений со стороны Сасанидов . Уникальный стиль Каср-ибн-Вардана, заимствованный непосредственно из Константинополя и не имеющий аналогов в Сирии, был, вероятно, выбран с тем, чтобы произвести впечатление на местные бедуинские племена. Базальт для строительства дворца был завезён издалека, с севера, а мрамор для колонн и капителей был привезён из Апамеи.

Читайте также:
Фотографии Грузии

Казармы не сохранились. Дворец, вероятно, служил резиденцией местного губернатора. Его хорошо сохранившийся южный фасад оформлен чередующимися горизонтальными полосами чёрных и жёлтых кирпичей. Сохранились также руины конюшен в северной части и небольшой комплекс общественных бань в восточной части дворца, а также центральный двор. Назначение каждого из помещений видно по вырезанным на камне изображениям.

К западу от дворца сохранилась церковь с центральным нефом и двумя боковыми приделами. Она выполнена в том же стиле, что и дворец. Купол не сохранился.

Византийцы в середине VI века приступили к исполнению приказа императора Юстиниана I, сооружению посреди пустыни целого комплекса строений. Комплекс включал в себя дворец, базилику, казармы и ещё несколько служебных сооружений, из которых сохранились только руины дворца и базилики.

Историки предполагают, что сооружение такого комплекса преследовало сразу несколько целей. Он должен был встать в один ряд с другими защитными сооружениями на границе Византийской империи, такими, например, как Халабийя и Расафа. Основная угроза на этом направлении в то время исходила от персидской Сассанидской империи. Кроме того, гарнизон должен был держать под контролем местные бедуинские времена и укреплять среди них авторитет Византийской империи – для чего и строениям и была придана определённая роскошь, несвойственная обычным бастионам.

Так, утверждается, что стиль построек заимствован напрямую из Константинополя, и других таких строений, сопоставимых по размеру и оформлению, в Сирии до настоящего времени не обнаружено. При строительстве использован базальт, который доставляли издалека. А вот мраморные элементы постройки, включая колонны, привезены, судя по всему, из Апамеи, пришедшей к тому времени в упадок.

Каср ибн Вардан — Храм четырех стихий в Сирии

Церковь Каср ибн Вардан (Qasr Ibn Wardan) – ранневизантийский архитектурный ансамбль в Сирии, построенный в 561-564 гг. при правлении византийского императора Юстиниана I 1. Расположен в полупустынной местности к северо-востоку от Хамы.

Представляет собой руины огромного квадратного в плане двухэтажного дворца (на втором этаже находится главный купольный зал) и купольной базилики (коринфские капители с головами зверей по углам), ранее объединённых несохранившимся переходом.

К югу расположены руины квадратного в плане здания. Постройки сооружены в редкой для Сирии смешанной (камень и кирпич) технике кладки 2. По мнению экспертов комплекс был сооружён в рамках оборонительных соружений, включающих также замки Расафа и Халабие, в ожидании возможных нападений со стороны персидских Сасанидов.

Уникальный стиль Каср ибн Вардана заимствован непосредственно из Константинополя и не имеет аналогов в Сирии. Базальт для строительства дворца был завезён издалека, с севера (конкретное место не указано, по мнению авторов — из Армении), а мрамор для колонн и капителей был привезён из Апамеи. Назначение каждого помещения вырезано на камне.

Происхождение наименования

Лингвистический анализ наименования церкви и когнитивный искусствоведческий анализ ее базальтовой орнаментики показывают, что они имеют древнеармянское происхождение: 1) qasr (от арм. “ас” – «бог»3); 2) ibn (от арм. “бун”, “бнутюн” – “гнездо”, “основа”, “природа”); 3) распространенное армянское имя Вардан [Wardan] состоит из основ “war” [вар] и “dan” [тан, тун]; ср. “вардавар” (арм. “вард” – “роза”) – древний армянский праздник весны, воды, рождения, омовения 4.

Церковь Каср ибн Вардан (561-564гг.) в Сирии и храм Зварт(д)ноц (640-650гг.) в Армении характеризуются наличием одинакового семантического корня, что, по-видимому, не случайно. Следует учесть, что одно из армянских названий свастики – “вардан” (от протоармянского “вращающийся”), “халке” 5.

Кроме того, весьма схожи по стилю и мотивам орнаментики храма Звартноц и сирийского храма Вардана (в части сохранившейся базальтовой орнаментики). Их стиль и мотивы, по мнению авторов, имеют единое происхождение, генетически связаны с древними архаичными мотивами деяний первочеловека, громовержца и драконоборца Ваагна, которые были восстановлены путем строительства Айком храма знаний (господского обиталища) после переселения из Вавилона на родину Отцов.

Читайте также:
Где находится Стадион Сан-Сиро. Местоположение стадиона Сан-Сиро на карте Милана и описание

Напомним, что храм знаний, а также территории древней Сирии и Палестины были переданы Айком в наследственное управление своему внуку – Кадму. Финикией и Киликией правили братья Кадма (Финик и Килик) 6. Сестру их, прекрасную Европу, похитил Зевс. Один из сыновей Европы от Зевса (Минас или Минос) стал правителем Крита.

Его именем названа Минойская цивилизация. Многие императоры, а также некоторые патриархы Византии по происхождению были из армянских корней, в частности из династии Ервандидов (семени Айка). Следует подчеркнуть, что на церемонии освящения колоссального храма Звартноц присутствовал византийский император Констант II (641-668 годы) 7.

Результаты искусствоведческого анализа декора, вырезанного на базальте Церкви Каср ибн Вардан, свидетельствуют о присутствии в них мотивов, характерных для традиционного армянского зодчества: дерево жизни, кресты и треугольники в квадрате и в прямоугольнике, символы солнца, восьмиконечные звезды и др. Изображение горы (дома) с шаром на вершине аналогично мотиву армянского наскального искусства.

Оно встречается в различных мотивах армянских ранних дохристианских и средневековых
христианских кресткамней. На декоре Церкви Каср ибн Вардан авторами выделена и интерпретирована символика, которая характеризует четыре основные силы стихий (воды, воздуха, огня и земли).

Эти символы гармонично встроены в рельефы крыльев крестов, олицетворяющих рождение первочеловека (рис. 2а). Очевидно, что сирийская церковь, как и храм Звартноц в Армении, была воздвигнута на руинах более древних храмов (храмов знаний). Базальтовые камни с орнаментикой использовались при строительстве как византийского, так и армянского архитектурных комплексов.

Колонны, стиль резьбы и семантика декора на руинах более древнего храма Церкви Каср ибн Вардан напоминают стиль и декор не только армянского храма Звартноц, но также Гегарда. Авторами выявлена когнитивная связь между символикой, характеризующей императора Юстиниана I, с древнеармянской орнаментальной традицией. На рисунке 1 приведены трансформированные изображения типично армянской восьмиконечной звезды — образа из восьми крыльев с растительными элементами с рельефными головами львов в центре из консульских диптихов (рис. 1а).

Восьмиконечная символика характеризует мозаичный портрет Юстиниана (рис. 1б) или Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово, а также на медальоне (рис. 1в). Приведенные примеры, а также гипотеза о фракийском происхождение Юстиниана I подтверждают, что данный византийский император не греческого происхождения.

Авторы происхождение Юстиниана I связывают с армянской ветвью династии Тираса (отца Асканаза и Торгома). Это предположение согласуется с данными средневековых армянских историков, которые считали, что фракийцы пошли от Тираса.

Тирас в армянской традиции бог письменности и мудрости, отец основателей армянского дома. По данным Геродота, одно из фракийских (фригийских) племен говорило на языке сходным с армянским.

Рис. 1. (а) Консульские диптихи, показывающие полное имя Юстиниана с изображениями стилизованных восьмиконечных звезд с головами льва в середине, Константинополь, 521 г. (б) Мозаика из Сант-Аполлинаре-Нуово — раннехристианской базилики, Равенна, Италия, 505 г. (в) Византийская монета с изображением статуи Юстиниана 8

На изображении мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия) три волхва (три восточных мудреца) во фригийских колпаках9 идут с дарами на поклонение к Иисусу (рис. 1д3). Их путь освещает восьмиконечная звезда (элемент древнего учения, который гармонично трансформировался в принципы, ценности и в символику христианства). Этот тип колпака, а также мотив восьмиконечной звезды характерен для мудрецов, магов, последователей учения Ваагна (или учения Тираса, от которого пошли фригийцы или фракийцы и ученики которого ввели в обиход данный тип шапки — шапки Тираса).

На монете сатрапа Ерванда (из династии Айказуни)10 также не случайно изображен фригийский колпак. Юстиниан использует символы, характерные для древнеармянской традиции, подчеркивая преемственность своего рода древним традициям. На одном из греческих артефактов (рис. 1г) изображены Елена и Парис с характерным для Тираса (последователя учения Ваагна) восьмиконечным крестом (звездой) и фригийской шапкой.

Иногда Елену сравнивают с Европой, что вписывается в концепцию ее происхождения от Айка. По преданию прекрасная Елена была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды. Елена была похищена троянцем Парисом, когда ее муж Менелай отсутствовал в Спарте, чем подан был повод к троянской войне11.

Читайте также:
Паспорт бесплатно – гражданство европейской страны

Божество Митра также носит колпак фригийского типа (рис. 1д). Апполон, символизирующий свет и солнце, иногда изображался в подобной шапке. Фригийский колпак является одним из ключевых маркеров, инвариантом генетической и мировоззренческой общности потомков Тираса, асов Асканаза и ванов Торгома.

По мнению авторов, древний храм (храм знаний), на основании которого была построена сирийская церковь, мог быть возведен Кадмом или его потомками. Ведь Кадм управлял первым храмом знаний, построенным дедом у озер а Ван. Об этом убедительно свидетельствуют иконография и мотивы символики базальтового декора Церкви Каср ибн Вардан (рис. 1а). Авторы идентифицировали когнитивные связи мотивов фрагментов декора также Церкви Айя-София (Константинополь) среди которых и свастики, и ромбы, и кресты в круге (рис. 1д) с рассматриваемыми мотивами древней армянской орнаментики.

Рис. 1. (д 1) Фрагменты декора Церкви Айя-София, (Константинополь). (д2) Алтарная преграда (фрагмент), Амвон. (д3) Мозаика “Поклонение волхвов” во фригийских колпаках12, конец VI в., базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. (д4) Парис во фригийской шапке, римский культурный артефакт из мрамора, 117–138 гг. (д5) Елена и Парис. Сторона А апулийского кратера, 380-370 гг. до н.э. Над ними символы Небесного дома и восьмиконечной звезды (ср. с рис. 3). (д6) Керамический сосуд в стиле гнафия со львиными головами у горлышка из древней Великой Греции (Апулия, Италия) с изображениями светловолосого крылатого юноши во фригийском колпаке и двух восьмиконечных звезд, работа художника из Толедо, 300 г. до н.э. (д7) Митра с фригийским колпаком (в рукаху Митры атрибуты (гром и молния) громовержца в виде наконечника стрелы (копья) и факела с огнем (пламенем)

На рисунках 1г, 2 и 4 приведены рельефные изображения различных форм прямых и косых крестов. На основе результатов сравнительных исследований авторы пришли к выводу, что на четырех сторонах рельефного креста на базальтовой колонне более древнего строения Церкви Каср ибн Вардан изображены типичные символы (идеограммы), характеризующие четыре основные силы природы (рис. 2а).

У вертикального крыла креста (рис. 2а) или на “небесах” изображены символы огня (грома) в виде зигзагообразной линии (молнии), оканчивающейся стрелой (ср. с армянским наскальным рисунком молнии, рис. 2в), а также воздуха — в стилизованной форме в виде скрученной спирали, напоминающей древний армянский иероглиф небес ( ) 13. Под горизонтальным левым крылом креста изображен символ воды (в виде стилизованного трезубца (идентифицирован в армянских наскальных рисунках).

В христианской традиции древний образ получил вид морского якоря (рис. 2г). У правого горизонтального крыла креста изображен символ земли (горы/дома), который идентифицирован также в наскальных рисунках Армении. Сохранившиеся фрагменты декора Церкви Каср ибн Вардан (рис. 1а) характеризуют пространство влияния и распространения архаичного мировоззрения. Они связаны с мотивами рождения и деяний Ваагна, спасителя вод и человечества. Среди руин церкви — другие артефакты с древнеармянской орнаментикой.

Рассматриваемые артефакты (рис. 1, 2, 4) отражают познавательные способности, мировоззренческие и религиозные представления древних служителей храмов, церквей. Символика союза громовержца и драконоборца с прекрасной Астхик (олицетворяющей плодородие и утреннюю звезду, прототип Венеры) украшали доисторический храм знаний.

Рис. 2. (а, б) Элементы декора церкви Каср ибн Вардан: крест с четырьмя символами основных сил природы. (в, г) Наскальные рисунки, Армения. (д) Рельефная скульптура земледельца Рис. 3. Прямоугольник с крестом, правовращающиеся и левовращающиеся спирали (символы огня и воздуха) в наскальных рисунках, на декоре храма Звартноц, Армения

С учетом вышеизложенного авторы выдвигают новую гипотезу происхождения христианского символа Хризмы (Chi Rho). Трактовка этого символа в настоящее время устарела и требует пересмотра. По мнению авторов, Chi Rho представляет собой крест Ваагна (Chi) с трансформацией четырех идеограмм, основных сил стихий. Из них на кресте сохранена лишь одна модифицированная идеограмма (Rho).

Читайте также:
Фотографии Оренбургского заповедника

Таким образом из четырех идеограмм сохранена одна описывающая “воздух”, которая толкуется литерой Rho. Крест Ваагна (на арм. “хач” или “каратев” — букв. «четырехкрылый») олицетворяет архаичный образ первочеловека (обожествленного учителя и спасителя, сына Творца,).

Таким образом, контент креста лежит в основе парадигмы литеры Chi (арм. “хи” — букв. “почему, источник, корень, первопричина”). Хризма является христианизированной формой древнего натурфилософского, метафизического инварианта — дохристианского символа восьмиконечной звезды Ваагна (и Астхик), олицетворяющей когнитивные идеи взаимодействия и взаимосвязи четырех основных сил природы.

Тексты на базальтовых артефактах Церкви Вардана, записанные греческими буквами, имеют толкование, которое согласуется с данными М. Хоренации и Геродота. Ученики Кадма14 – изобретателя финикийского и греческого алфавитов, использовали знаки этих алфавитов для распространения учения. Учение Ваагна, выраженное в символике базальтовых руин храма знаний (господского обиталища), использовалось не только как камень для строительства христианской Церкви, но и как основа концептов и ценностей христианского учения.

Следы этого перехода и трансформации наблюдаются в декоре Церкви Вардана (ср. с арм. вардапет — букв. “учитель”). Учение Ваагна также сохранилось в руинах храма Звартноц. Следы учения Ваагна встречаются в руинах церкви Айя-София. Таким образом, древнеармянский крест (олицетворяющий четыре силы природы) трансформируется в греческий и становится одним из ключевых символов христианства.

Восьмиконечная звезда или крест Ваагна и Астхик преобразуется в греческий, в христианский символ Хризмы. Таким образом, величие и значение деяний Кадма заключены не только в изобретении греческого алфавита, но и в передаче грекам, византийцам и армянам древних знаний и символики Ваагна. Эта концепция в трансформированной форме внедрилась в парадигму учения Митры, в буддизм, зороастризм, иудаизм и в ислам.

На рисунке 5 (а, г) представлены фрагменты декора колонн храма Звартноц с типично армянским изображением равноконечного крылатого креста и взаимосвязанных форм спиралей (символов жизни и смерти), соотвествующих рождению, воскрешению в виде правовращающейся спирали и смерти — в виде левовращающейся спирали 15.

На рисунке 5б представлено изображение жетона отпрысков царей Айказуни (II тыс. до н.э.) с иероглифами вокруг стилизованного символа жизни (креста), иллюстрирующими четыре силы природы (землю, воздух, воду и огонь). Крест расположен в круге, украшенном растительным мотивом, напоминающим венок (II тыс. до н.э.).

Рис. 4. Элементы декора с древнеармянской орнаментикой в Церкви Каср ибн Вардан (Сирия), в которых визуализированы идеи и символика основных четырех сил природы, стихий в виде кругов с вписанным восьмиконечным крестом (а) и крылатым крестом с идеограммами огня, воздуха, воды и земли и с четырьмя плодами – символами плодородия

Проекция плана храма Звартноц16 имеет форму восьмиконечной звезды, размещенной в круге (рис. 5 в). Базальтовая колонна Церкви Каср ибн Вардан украшена крестом с иероглифами четырех сил природы, стихий (рис. 5 д).

Рис. 5. (а, г) Фрагменты храма Звартноц (Армения) с типично армянскими изображе- ниями равноконечного крылатого креста и взаимосвязанный спиралей — символов жизни и смерти17. (б) изображение жетона отпрысков царей Айказуни с иероглифами, которые ассоциируются с четырьмя силами природы, II тыс. до н.э.18 (в) Проекция плана храма Звартноц, имеющая форму восьмиконечной звезды в круге. (г) Изображения крылатого креста и четырех сил стихий со спиралями на колоннах храма Звартноц. (д) Базальтовая колонна в Церкви Каср ибн Вардан (Сирия) с изображением креста с иероглифами четырех сил природы (стихий)

На рисунке 5а представлено изображение стилизованного креста с типично армянскими иероглифическими знаками — идеограммами, которые асоциируются с четырьмя силами природы в круге с растительным мотивом с артефакта на рисунке 5б. Этот же крест в трансформированных формах изображен на колоннах храма Звартноц (рис. 5г), а также на колонне Церкви Каср ибн Вардан (рис. 5д).

Данный факт свидетельствует о преемственности традиций и познавательных способностей древних армянских мудрецов, архитекторов и учителей, служащих в храмах знаний. Напомним, что первый из подобных храмов был построен Айком, который передал это господское обиталище Кадму в управление (М. Хоренаци). Кадм, по данным Геродота, переселяется в материковую Европу и становится правителем Греции.

Читайте также:
В Мельбурне будет реализован проект знаменитого архитектора Захи Хадид

Отрывок из статьи: Церковь Каср ибн Вардан Ваганян В., профессор Ваганян Г.

Каср-ибн-Вардан. Сирия. Церковь. 564 г. Разрез

греческих базилик, в сирийских памятниках, купол над центральной ячейкой базилики в Койя-Калесси). В VI в. мы знаем две большие купольные базилики — св. Ирины в Константинополе и базилики «В» в Филиппах. Мы не знаем точно, как был поставлен купол над первой из них, но структура второй 7 говорит о трудностях подобного соединения, приведших к гибели памятника. Идея купола настойчиво требовала проведения принципа центрической композиции. Поэтому более жизненным оказался тот вариант купольных базилик, который связан с храмами Апостолов в Константинополе и Иоанна Богослова в Эфесе. Это было счастливое соединение традиций — зданий базиликальных, купольных и крестообразных. Архитектурные идеи, связанные с мартириями, помогли создать новые композиции, способные к дальнейшему развитию. Подобный тип вызвал отголоски в строительстве VI в. (церковь Панагии Гека-<592>тонпилиани на острове Паросе), он оказался приемлемым и позже, в XI столетии (собор св. Марка в Венеции).

Еще более важным структурным образованием стали храмы, подобные дворцовой церкви в Каср-ибн-Вардане (Сирия). Церковь является как бы уменьшенной и упрощенной репликой Софийского собора. Центральное пространство перекрыто куполом на очень низком барабане, переход к которому образован парусами. С трех сторон оно охвачено двухъярусными обходами, из которых западный служит нартексом. Близкую структуру имели церковь Марии в Эфесе VI в., собор в Эдессе 8, в VII в.— церковь Успения в Никее. Очевидно, этот тип был распространен в строительстве крупных городов.

Параллельно с ним на периферии существовал тип крестовокупольного храма. В сложившемся виде он известен уже в V в.— это храм св. Давида в Салониках, к нему близки церковь Апостолов и пророков в Герасе, баптистерий в Царицыном граде, церкви Спасителя в Рометте и св. Андрея в Римини, юго-восточная пристройка в Аладжа-Яйла в Ликии (все — V—VII вв.).

Церковь св. Стефана в Триглии (Турция).

VIII в. План

В конце VI — начале VII в. окончательно оформляются идейные и символические толкования литургии и здания церкви. Новая эпоха считала требования культа главными, а художникам отводила роль лишь исполнителей. Возрастает значение литургии, действия священнослужителей приобретают глубокое символическое значение. В соответствии с требованиями литургии выделяются пространства вимы и подкупольной зоны. Вима соединяется проходами с находящимися теперь обязательно по сторонам алтаря жертвенниками и диаконником. Подкупольное пространство, где совершается таинство евхаристии, становится истинным центром здания.

Новым требованиям наилучшим образом отвечали крестовокупольные храмы, поэтому уже в VI в. они начинают выдвигаться на первый план. Такова Куманин-джами в Анталии (Турция), где соединяются приемы столичной и провинциальной архитектуры. Более последовательно черты столичного искусства выявляются в церкви св. Тита в Гортине (Крит), <593>которую можно рассматривать как слож-

Базилика в Северной Африке. Ок. 400 г.

Реконструкция по мозаике в Табарке.

Мартирий Симеона Столпника. Ок. 470 г.

Реконструкция. Калат-Семан

ный крестовокупольный храм (а не только как купольную базилику).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: