Фотографии мечети Омейядов

Мечеть Омейядов – место куда вернется Иисус

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) – одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная.

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии – городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город – Иерихон в Палестине. На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя. Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и между 706 и 715 годами на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. Этим минаретом особенно славится Мечеть Омейядов. Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер.

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар.

Мечеть Омейядов (Дамаск) – гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу.

Мечеть Омейядов в Дамаске: описание, реликвии и святыни

Мусульмане со всей планеты пытаются оказаться хоть раз в жизни в мечети Омейядов. Она является одним из самых величественных храмовых сооружений Сирии. Для архитектурного наследия государства ценность постройки считается поистине колоссальной. Кроме того, ее расположение весьма символично. Ибо храм находится в Дамаске. Он является старейшим мегаполисом мира. Описание мечети Омейядов читайте далее.

Старейший город

Итак, этот памятник культуры и архитектуры находится в сирийской столице. Ученые считают, что город был основан примерно тысячу лет назад. На данный момент он по праву является крупнейшим религиозным центром всего Леванта. А его изюминкой считается как раз мечеть Омейядов.

Напомним, Левант – это все государства восточного Средиземноморья. Среди них Иордания, Египет, Турция, Ливан, Палестина, Сирия и пр.

Между прочим, в свое время апостол Павел посетил город Дамаск. После этого в столице возникло новое религиозное течение, которое стало называться христианством. Кстати, город неоднократно упоминается и в Библии.

Древняя история

В древности сирийская столица была покорена царем Израильского государства Давидом. А в 333 г. до н. э. Александр Македонский вторгся на эту территорию и захватил город. Спустя несколько столетий город Дамаск признал и власть Рима.

На том месте, где сейчас высится мечеть, существовал храм Хадада. На этой территории древние арамейцы проводили свои соответствующие богослужения. К слову, от той постройки уцелела базальтовая стела.

Когда на территорию Дамаска распространилась власть римских наместников, храм был уничтожен. А на его месте было построено святилище Юпитера. Позже оно стало называться храмом Иоанна Крестителя.

Заметим, что в те времена на протяжении семи десятилетий церковь стала прибежищем и для христиан, и для мусульман. Богослужения проводились одновременно для этих конфессий. При этом, завоевав Дамаск в 636 году, арабы не только не уничтожили сооружение, но и возвели небольшую пристройку из кирпичей около храма.

Разрушение римской базилики

Тем временем город начал превращаться в настоящую столицу большого халифата. А число мусульман сильно возросло. И огромный римский храм уже был не в состоянии вместить всех желающих. Соответственно, приверженцы христианства оказывались лишними.

Читайте также:
Карта острова Икария, где находится Остров Икария на карте мира

К этому периоды халифы понимали, что в городе давно пора было построить свое святилище, как в Эль-Куфе, Мекке, Басре, Медине. Это сооружение должно было в лучшую сторону отличаться от христианских храмов. Оно противостояло бы им красотой убранства и архитектуры. Но перед началом возведения церковь в начале была выкуплена у христиан, а потом и вовсе была разрушена.

К слову, впоследствии все христианские культовые постройки были уничтожены. Некоторые из них превращались в мечети. На данный момент сохранена только церковь Св. Марии. Она считается сейчас главным собором Антиохийского патриарха.

Строительство мечети

Разрушив римскую базилику, арабские зодчие на том же месте приступили к непосредственному возведению мечети. Строительные работы длились одно десятилетие. В них были задействованы двенадцать тысяч рабочих.

На строительство дамасские власти истратили все финансовые средства, которые были тогда в сирийской казне.

Также к процессу работ были привлечены известные архитекторы Персии, Индии и Магриба.

Кроме того, ряд правителей Леванта решили внести свою лепту в возведение сооружения, предоставив для этого колоссальное количество драгоценных камней.

Архитектура сооружения

В результате мечеть Омейядов (Сирия) действительно получилась величественной и очень красивой. Она была отделена от города толстыми стенами.

Войти в здание можно с четырех сторон через ворота. Кстати, у левого входа находится большая деревянная повозка на огромных колесах. Многие считают, что это сооружение является таранным устройством. По их словам, его оставил великий Тамерлан, когда штурмовал Дамаск. Другие же считают, что эта повозка – древнеримская боевая колесница.

За воротами расположен внутренний двор, который выложен черно-белыми плитами из мрамора. Его длина составляет 125 м, а ширина – 50. Он украшен изображениями райских садов и мозаикой. К слову, эта мозаика по праву считается лучшим украшением мечети. Говорят, чтобы ее сделать, пригласили константинопольских мастеров. Правда, на протяжении длительного времени мозаика была скрыта под большим слоем штукатурки. И лишь в 1927 г. реставраторы смогли восстановить ее былую красоту.

В центре двора есть фонтан и бассейн для омовения. Что касается пола молельного зала, он застелен коврами. Их там практически 5 тысяч. Верующие жертвовали их в пользу мечети.

Минареты

Над храмом высятся 3 минарета. Они сохранились почти в первозданном виде. Но, к сожалению, не все.

Самый старейший минарет находится в северной части стены, которая окружает храм. Название сооружения – минарет Аль-Арук. Увы, как он выглядел после строительства, трудно сказать. А после очередных реставрационных работ верх здания выполнен исключительно в современной стилистике.

Минарет, который расположен в западной части мечети, нарекли Аль-Гарбия. Он был построен в пятнадцатом столетии и был увенчан довольно острым шпилем.

Ну а юго-восточный минарет носит имя Ису, или Иисуса. По легенде, когда наступит Страшный суд, Христос спустится по этому минарету и окажется в мечети. После этого он должен воскресить пророка по имени Яхья. Затем они отправятся в Иерусалим, где будут устанавливать истинную справедливость на всей Земле. Кстати, вот поэтому ежедневно на место, куда ступит нога Иисуса, всегда стелют совершенно новый ковер.

Часовня Хусейна

В огромном здании мечети существуют и свои тайны. Так, в глубине двора, среди колонн галереи, есть небольшая дверца, которая ведет к т. н. часовне Хусейна. Она, пожалуй, является одной из основных святынь храма. Именно в этой постройке, в капсуле, хранится голова Хусейна. Он был внуком пророка Мухаммеда и считается мучеником. Его убили в одном из сражений в далеком 681 г., а голову отсекли. После этого ее доставили в Дамаск. По приказу сирийского правителя голову повесили на воротах города. В свое время именно на этом месте легендарный царь Ирод выставил голову Иоанна Крестителя. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Когда Хусейна не стало, птицы, по преданию, стали издавать лишь печальные трели. А все горожане плакали. Правитель Сирии раскаялся и приказал положить голову в гробницу из золота. Потом ее поместили в склеп, а немногим позже – в мечеть.

Кроме того, приверженцы ислама верят, что в часовне лежат и волосы пророка Мухаммеда. Якобы он их обрезал, когда находился в Мекке. Заметим, что пророк был тогда в городе в последний раз.

Голова Иоанна Крестителя (пророка Яхьи)

В центре мечети находится также капсула с головой Иоанна Крестителя. На Руси его называют Иоанном Предтечей, в мусульманском же мире его именуют Яхья.

Эту святыню нашли совершенно случайно. Когда только-только начались строительные работы по возведению мечети, сирийские зодчие закладывали фундамент. Именно тогда была найдена и могила. Верующие утверждают, что это было захоронение как раз Иоанна Крестителя. Как бы то ни было, но правитель приказал сохранить могилу. В результате она осталась на том же месте, где ее нашли позднее. Она находится в самом центре двора.

Гробница изготовлена из белого мрамора. Она окружена стеклянными нишами. Через них верующие могут положить внутрь фотографию или поминальную записку. Кроме того, там можно передать деньги этому святому в качестве дара.

Честно говоря, история с головой окончательно не выяснена до сих пор. Говорят, что в могиле пророка Яхьи лежит лишь часть его мощей. Другие части головы находятся в Амьене, Афоне и Риме.

Правила посещения храма

Мечеть Омейядов в Дамаске считается очень гостеприимным местом. Причем для людей абсолютно любого вероисповедания. Гости и верующие, как правило, всегда ведут себя довольно раскованно. Они могут молиться, сидеть, читать, лежать и даже спать. А маленькие дети обожают кататься по мраморным плитам двора. При этом служители храма всегда относятся ко всем спокойно и демократично. Они никогда никого не осуждают и уж тем более не выгоняют.

Гости Дамаска посещают мечеть Омейядов за символическую плату. Правда, в пятницу туристов не пускают. При входе в храм необходимо снять обувь. Ее можно отдать служителям на хранение. Правда, за дополнительную плату. В противном случае стоит носить обувь с собой. Представительницам слабого пола выдают специальные черные накидки.

Читайте также:
Маршрут и расписание автобуса Санкт-Петербург — Ереван, билеты Маршрут проложить

Немаловажная деталь: в Сирии климат очень жаркий. И поэтому мраморный пол в большой мечети Дамаска часто раскаляется буквально до предела. Соответственно, по такой поверхности просто нереально передвигаться. Одним словом, туристы в такой ситуации берут с собой носки.

Испытания

Мечеть Омейядов, реликвии и святыни которой мы рассмотрели, прошла и через ряд серьезных испытаний. Так, некоторые части храма неоднократно горели. Кроме того, сооружение пострадало и от стихийных бедствий. Три раза на храм обрушивались страшные землетрясения. Также на территорию Дамаска вторгались монголы, османы и сельджуки. После таких набегов храм, казалось, был окончательно разрушен. Но несмотря на это, мечеть быстро восстанавливалась. И столица Сирии поныне гордится этим уникальным памятником культуры.

Дамаск. Старый город: цитадель, мечеть Омейядов.


Цитадель.

Строительство цитадели началось в 1076 году. В то время цитадель была резиденцией правителя, где находились его покои, казармы, гвардия, склады, монетный двор, тюрьма, мечеть и семейные могилы. Лишь дважды в год по великим религиозным праздникам правитель покидал крепостные степы, чтобы посетить главную святыню города – мечеть Омейядов.
Нынешний облик цитадель обрела в XIII в., когда ее укрепил султан Малик Адиль – брат Салах ад-Дина. Укрепляли и перестраивали цитадель 12 лет. Но все было разрушено во время монгольского нашествия в 1260 г.

При султане Бейбарсе крепость возродили, но в 1400 г. при нашествие Тамерлана, она опять сильно пострадала.
С тех пор ее не восстанавливали. До 1985 г. здесь располагалась тюрьма. В последние годы здесь ведутся восстановительные работы и раскопки.
Рядом с цитаделью и входом на крытый рынок расположен памятник Саладину – легендарному султану, который начал победоносную войну с крестоносцами.
Рядом с цитаделью и памятником находится вход в Старый город и знаменитый рынок Хамидия (Сук аль-Хамидия).


Рынок Хамидия. Утро.


Рынок Хамидия. Вечер.

Когда-то здесь были городские ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы), но в 1864 г. из разобрали. Рынок назван в честь османского султана Абдул-Хамида II, при котором в 1885 году рынок накрыли железной крышей. Место это издревле было торговым.


Bakdash Ice Cream.Дамаск. Сирия.
Не пройдите мимо Bakdash Ice Cream – это одно из самых известных мороженых в Сирии, магазин-кафе был открыт на Хамидии в 1885 году. Густое и эластичное мороженое делают из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, сверху посыпают фисташками. Мороженое настолько густое, что мороженщики непрестанно вымешивают мороженое, отбивая ритм.

В конце улицы-рынка возвышаются 12-метровые колонны, поддерживающие фрагмент фронтона – это то, что осталось от древнеримского храма Юпитера, возведенного в III в.

Храм Юпитера. Дамаск. Сирия.

Мечеть Омейядов считается одной из самых знаменитых мечетей мира.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Наружные стены мечении были застроены домами, которые начали сносить еще османские власти. Однако когда турки ушли, хозяева домов вернулись и отстроились заново. В 80-е гг. мечеть опять расчислили от домов и устроили небольшую площадь.


На площади перед Мечетью Омейядов. Дамаск.

Стена, окружающая мечеть очень старая. С давних времен здесь строили храмы.


Стена вокруг мечети Омейядов.

Сначала арамейцы воздвигли святилище своему богу Хададу, потом римляне – храм Юпитеру Дамасскому, в IV в. византийский император Феодосий возвел базилику Св. Захария, в 635 году храм разделили на две части – христианскую и мусульманскую.
В 708 г халиф Валид, желая построить в Дамаске мечеть, достойную его династии, конфисковал собор Св. Иоанна, в котором мусульмане и христиане молились бок о бок в течение 70 лет – одни в западной половине, другие – в восточной.
Для возведения мечети были привлечены талантливые архитекторы и ремесленники со всех концов страны, использованы лучшие материалы. Мечеть Омейядов должна была олицетворять славу и могущество арабского государства, поражать роскошью и красотой убранства.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Северный минарет или минарет Невесты относится к 705 г., но его верхняя часть достроена позже. Юго-восточный минарет Исы, т.е. Иисуса возведен в 1347 году на руинах башни храма Юпитера. Согласно легенде, по этому минарету спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Юго-западный минарет Мухаммеда построен тоже на месте древней башни до XII в.
11 раз мечеть страдала от крупных пожаров, последний из которых был в 1893 г. Каждый раз мечеть восстанавливали.

Вход для туристов находится с левой стороны. Здесь же можно купить билет (50 SP), женщинам получить темные накидки (обнаженные плечи, руки и голова не допускаются). При входе в мечеть и женщинам и мужчинам надо снять обувь.

Изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна – сокровищница, в которую нет хода непосредственно с земли (787 г.) Как-то раз в одной из сокровищниц была совершена кража хранившихся там «под защитой Аллаха» казенных денег, с тех пор стали строить сокровищницы без входа с земли.


Куббат аль-Хазна. Дамаск. Сирия.

В центре двора – Куббат ан-Нофара – фонтан для омовений с бассейном (1200 г.; купол – XVIII в.).


Куббат ан-Нофара. Дамаск. Сирия.

Стены мечети украшены фаянсовыми изразцами и мозаиками (VIII-XIII вв.) В молельном зале 22 двери, два ряда коринфских колонн делят зал на три нефа.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

В стене зала имеются богато украшенные ниши, называемые «михраб». Первоначально михраб был почетным местом для халифа, позднее стал просто обозначать киблу – направление к Мекке, куда должны быть обращены лица молящихся.


Мечеть Омейядов.Михраб. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Омейяды ввели в мечетях минбары – кафедры для чтения Корана и произнесения проповедей. Высокий минбар, имеющий лестницу, обычно находится слева от михраба.
В молельном зале находится рака Св. Иоанна Крестителя.


Мечеть Омейядов. Рака Св. Иоанна Крестителя.

Здесь покоится голова святого, которая, согласно легенде, была найдена в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. Если верить преданию, то халиф Валид хотел убрать эту раку и даже сам стал выкапывать голову, но, коснувшись черепа, оцепенел, поверив в чудо халиф решил оставить христианскую реликвию на месте. Это место одинаково почитается как христианами, так и мусульманами. Святой Иоанн Креститель в мусульманской традиции – пророк Яхья.

Читайте также:
Фото храма Тирта Эмпул (75 фото)


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Рядом находятся византийские колодец и купель.
В портике восточной стены находится святилище, где покоится голова Хусейна – сына четвёртого “праведного халифа” Али. Это место паломничества шиитов. Внутри помещения – две урны; в одной – голова Хусейна, убитого омейядскнми солдатами в 680 г. в битве при Кербеле (Ирак), во второй – прядь волос Пророка.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

В том же дворе, где вход для туристов находится Мавзолей Салах ад-Дина – легендарного арабского султана, полководца, начавшего победоносную войну с рыцарями-крестоносцами, которого европейцы называли Саладином.

Открыт 9.00-16.00 без выходных


Мавзолей Салах ад-Дина. Дамаск. Сирия.

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает “Честь Веры”), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите в 1138 году (современный Ирак). По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги.
В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, поддержал второго сына Зенги, будущего объединителя Сирии Нур ад-Дина и помог ему завоевать Алеппо. Таким образом, Саладин воспитывался при алеппском дворе, он получил образование в лучших традициях мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 – 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 – 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 – 1192).
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга и являлся оплотом халифов-еретиков.
В 1164 году Нур ад-Дин решает послать в Египет корпус, чтобы помочь Фатимидскому государству отразить вторжение крестоносцев. Корпус возглавил Ширкух, вместе с которым отправились его брат Айюб и его сын Салах ад-Дин. После нескольких лет, проведенных в битвах, Ширкух стал визирем при халифе Фатимидов, но в 1169 году он скоропостижно умер. Ему наследовал Саладин.
После того, как умер фатимидский халиф Адид в 1171 году и Нур ад-Дин в 1174 году, власть над Египтом и Сирией сосредоточилась в руках Салах ад-Дина.
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. А в 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Алеппо.
Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), состоящей из конных лучников и конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Салах ад-Дин непрестанно воевал с крестоносцами. В 1187 г. состоялась решающая битва под Хиттином между христианами и мусульман. Саладин долго избегал боя, обстреливая крестоносцев из луков. Под палящими лучами солнца рыцари жарились в своих тяжелых доспехах. Когда они дошли до предела, Салах ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Мало кому из крестоносцев удалось уцелеть или избежать плена. Даже король Иерусалимского королевства Гвидо Лузиньян попал в плен, но был с почестями отпущен под клятву никогда больше не поднимать меч против мусульман (которую тот впоследствии нарушил). Также в плен был взят великий магистр ордена тамплиеров – Рейнальд Шатильонский, которого Саладин собственноручно казнил.
После сражения под Хиттином победы Салах ад-Дина следовали одна за другой, в том числе Саладин захватил Иерусалим и провел ритуал его очищения, при этом проявив великодушие к христианам. Горожане были отпущены за выкуп, кто не смог заплатить выкуп были обращены в рабство.
Такой поворот событий озадачил христианскую Европу.
Состоялся очередной крестовый поход, одним из предводителей которого был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали также король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I. Ричард Львиное Сердце отвоевал часть городов и крепостей у Саладина. Среди них была Акра, когда мусульманский гарнизон капитулировал без разрешения Саладина. Ричард I предал смерти 2000 заложников. Салах ад-Дин был огорчен суровостью противника, он сам в таких случаях отдавал пленников в рабство.
Но это не помешало ему устроить брак своего младшего брата и сестры Ричарда I, после чего в ноябре 1192 г. был заключен мир, по условиям которого внутренняя территория Сирии признавалась мусульманской с правом беспрепятственного прохода христиан-паломников, а Палестина делилась приблизительно поровну.
История подтвердила, что со стороны Салах ад-Дина это был мудрый шаг, позволивший арабам закрепиться на отвоеванных территориях и подготовиться к дальнейшему наступлению на владения крестоносцев.
Салах ад-Дин умер в марте 1193 г. от лихорадки в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Его могила – одно из почитаемых мусульманами мест. Он прославился как выдающийся полководец и защитник ислама, как покровитель просвещения, основавший в Египте и Сирии школы и семинарии. 2. Старый город: цитадель, рынок Хамидия, мечеть Омейядов.
3. Старый город: медресе Захирия, мечеть Сейида Рукыя, медресе Нурия, дворец Азем, рынок пряностей.
4. Старый город: улица Прямая, римская арка, собор Святой Девы Марии, Баб Шарки, часовня Святого Павла, дом Святого Анании, христианский квартал.
5. Площадь Марджи, склоны Касьюна.

  • Сирия
  • Дамаск
  • Маалюля
  • Пальмира
  • Алеппо
  • Босра
  • Эзраа
  • Хама
  • Мар Муса
  • Крак де Шевалье

Великие мечети мира. Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Одна из самых славных мечетей Ислама по красоте и совершенству постройки, необычности облика, великолепию отделки и украшений. Ее общепризнанная известность позволяет не тратить времени на ее описание. Одно из чудесных явлений, там наблюдаемых, то, что паук не ткет там паутины, а ласточка не проникает туда и не вьет гнезда…

Ибн Джубайр. Путешествие… Москва, 1984, с. 186

Восхищение знаменитого арабского путешественника конца 12 века становится понятным, как только Вы оказываетесь в стенах этой старейшей мечети мира, принимающей всех, кто хочет поклониться Богу и полюбоваться ее красотой. С момента создания в 706–711 годах, в дни славы и могущества халифата Омейядов (661–750) и процветания их стольного города – Дамаска, это поистине уникальное сооружение остается самым притягательным духовным и историческим центром современной Сирии.

Читайте также:
Самый дорогой город Италии - Флоренция, согласно данным исследования

Дамасская Джами’ аль-Кабир аль-Умавий – Большая мечеть Омейядов, сохранившая в названии имя давно исчезнувшей династии, была задумана как главное культовое здание первой мусульманской державы; она должна была отвечать престижу молодого и сильного государства и свидетельствовать о благочестии его правителей. По сообщению дамасского историка Ибн Асакира (ок. 1160), омейядский халиф аль-Валид (705–715), которому письменные источники приписывают создание этого памятника, писал византийскому императору: «Я хочу соорудить мечеть, подобной которой никогда не было построено и никогда не будет построено вновь».

По традиции, местом для строительства был выбран древний храмовый участок в центре города, исконная святость которого должна была утверждать священную сущность любого возведенного на нем культового здания. Находки археологов позволили предположить, что в 1-м тысячелетии до н. э. здесь находился храм арамейского божества Хадада.

В 1 веке древний храм сменило большое святилище сирийского бога, которого римляне называли Юпитером Дамасским. От античного сооружения частично сохранились ограждавшие прямоугольную территорию святилища массивные каменные стены, монументальные восточные ворота Баб Джайрун (ныне Баб ан-Нафура – Ворота фонтана) с красивым колонным портиком и великолепная мраморная колоннада, которая и ныне подводит к мечети с запада. В правление императора Феодосия I (379–395), когда Сирия находились под властью Византии, античный храм был превращен в церковь святого Иоанна Крестителя.

История возникновения мусульманского культового здания на храмовом участке древнего Дамаска уводит нас к осени 635 года, когда арабские войска вошли в город с разных сторон, одни – по договоренности с местным сирийским правителем, приказавшим открыть городские ворота, другие – с боем, из-за сопротивления, оказанного византийским гарнизоном. Ибн Джубайр вслед за раннесредневековыми историками сообщает, что отряды арабов встретились в центре территории церкви святого Иоанна Крестителя, после чего ее восточная часть, взятая с бою, осталась за мусульманами, а более обширная западная часть, в которой стоял храм, в соответствии с мирным договором, была возвращена христианам Дамаска. Подписанный арабским военачальником Халидом аль-Валидом, этот договор, как сообщает христианский историк Евтихий (ум. 940), гласил: «Я дарую вам неприкосновенность вашей крови, жилищ ваших, имуществ ваших и церквей ваших, обещая, что они не будут ни разрушены, ни заняты, и будут вам вручены».

На протяжении 70 лет мусульмане делили священный участок с христианами, пока халиф аль-Валид, прозванный в народе Строителем, не начал работы по сооружению главной в Халифате Джами’ аль-Кабир – Большой мечети. Его деятельность была направлена на создание главного культового сооружения мусульман, причем таких достоинств, чтобы оно выгодно отличалось от христианских построек и могло противостоять им красотой архитектуры и убранства. «Он видел, – писал иерусалимский историк аль-Мукаддаси в 985 году в объяснение и одобрение действий аль-Валида, – что Сирия – это страна, давно занятая христианами, и он заметил там красивые церкви… такие чарующе прекрасные и такие знаменитые своим великолепием, как аль-Кумама (арабское название церкви Святого Гроба в Иерусалиме)… Поэтому он стремился построить для мусульман мечеть, которая бы помешала им разглядывать те церкви и стала бы единственной – и чудом на весь мир!».

Для исполнения своих замыслов халиф привлек лучших специалистов, использовал самые ценные материалы и не скупился на траты.

«Говорят, – передавал аль-Мукаддаси, – аль-Валид собрал для постройки дамасской мечети мастеров Персии, Индии, Магриба и Рума и потратил на нее харадж (то есть доход от налогов) Сирии за семь лет, да еще добавил 18 кораблей, груженных золотом и серебром и приплывших с Кипра, не считая подаренных царем румов (то есть, византийским императором) и мусульманскими правителями драгоценных камней, утвари и мозаик».

Здание действительно получилось очень красивым, величественным и соразмерным. Его создатели не уничтожили прежнюю постройку, как на том ошибочно настаивают некоторые авторы, но активно использовали многие ее части, детали и материалы, приемы планировки и конструкции, технику строительства и декора. Архитектура дамасской Мечети Омейядов дает самый ранний и самый замечательный пример органичного преобразования ранневизантийского храма в молитвенное сооружение Ислама. Сохраняя стилистические особенности сирийского зодчества византийского времени, это прекрасное здание в полной мере обладает чертами, утверждающими основы собственно исламской культовой архитектуры. Именно в Дамаске впервые идея колонной мечети воплотилась в классических формах монументального сооружения.

Мусульманское молитвенное здание длиной 157,5 м и шириной 100 м идеально вписалось в вытянутый с запада на восток прямоугольник древних каменных стен. На остатках угловых античных квадратных башен, использованных как мощные и прочные базы, были воздвигнуты четыре минарета, которые, предположительно, заменили христианские колокольни. Ни один из этих первых в Исламе минаретов не сохранился. До наших дней нетронутой осталась лишь древняя башня на юго-западном углу; ныне стоящий на ней трехъярусный минарет – нарядная многогранная аль-Гарбийя (Западная) был возведен в 1488 году мамлюкским султаном Каитбеем. Четырехгранный юго-восточный минарет, носящий имя пророка Исы (мир ему), датируют 1340 годом.

В середине северной стены, возможно, еще при Омейядах, был поставлен третий минарет, перестроенный в конце 12 века, а затем дополненный в правление мамлюкских или османских султанов.

Пространство внутри древних стен освободили под просторный двор – сахн, непременное условие соборной мечети. Северную, западную и восточную стороны двора украсили галереи с деревянными балочными перекрытиями на двухъярусных аркадах. Столбы, арки и стены галерей покрыли мраморными облицовками, резьбой по камню и великолепными мозаиками из цветных стеклянных кубиков-смальт. Пол двора выстлали плитами белого мрамора.

Южную сторону сахна занял огромный молитвенный зал – харам длиной почти 136 м, а шириной более 37 м, открытый во двор аркадой. После пожара 1893 года арочные пролеты закрыли деревянными дверями и окнами с цветными стеклами. Высокий и светлый молитвенный зал внутри по всей длине разделен на три параллельных стене киблы продольных прохода-нефа двумя рядами мраморных колонн, несущих, как и дворовые аркады, два яруса арок. Каждый продольный неф имеет свой потолок, набранный из расписных деревянных балок, и свою собственную двускатную крышу на стропилах – эта особенность позднее была повторена в Большой мечети Кордовы и в аль-Карауин в Фесе. Широко расставленные колонны аркад создавали удобные поперечные проходы от двора к стене киблы. Центральный поперечный проход-трансепт, перекрытый двускатной крышей, поднят выше нефов более чем на 10 м и заметно шире других проходов. Дворовый фасад трансепта с ярусами нарядных арок и окон завершен простым треугольным фронтоном, венчающим красивый, напоминающий триумфальную арку парадный вход в зал; его «охраняют» украшенные мрамором и резьбой высокие опорные столбы контрфорсы.

Читайте также:
15 лучших отелей Анапы с бассейном у моря - цены 2022, фото, отзывы, карта

Трансепт определил главную, сакральную ось мечети, как бы пересекающую двор от северного минарета. На южном конце оси-трансепта, в стену киблы был встроен Большой михраб, существующий и ныне, но в обновленном оформлении. Значительно раньше в восточной половине южной стены мечети был установлен знаменитый михраб Сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который не имел ниши вплоть до предпринятого халифом аль-Валидом строительства.

Именно сюда приходили молиться первые мусульмане Дамаска, и именно здесь была сооружена для основателя династии Омейядов халифа Муавийи, как полагают, первая в Исламе максура («огражденная»).

В средневековых Больших мечетях максурой называли участок вокруг михраба и минбара, огражденный деревянной решеткой или иной оградой с целью обезопасить халифа, имама или правителя. Ибн Джубайр видел в углах зала маленькие максуры, отделенные решетчатыми деревянными ширмами; улемы использовали их «для переписки книг, для обучения или уединения от толпы». В западной части южного нефа располагалась максура ханифитов, где они собирались для занятий и молитвы. Поэтому установленный в западной стороне стены киблы третий средневековый михраб и стал называться Ханифитским. Четвертый михраб был сделан в 20 веке.

В восточной половине южного нефа между арками встроено небольшое мраморное сооружение в виде куба, украшенное колоннами и увенчанное куполом – машхад головы пророка и праведника Йахьи, сына Закарийи (мир ему). Географ начала 10 в. Ибн аль-Факих приводит раннее мусульманское предание, согласно которому во время строительства мечети рабочие наткнулись на подземелье и сообщили о нем аль-Валиду. Ночью халиф сам спустился в подземелье и обнаружил внутри «изящную церковь в три локтя ширины и длины. В ней был сундук, а в сундуке корзина с надписью: это голова Йахьи, сына Закарийи». По приказу аль-Валида корзину поместили под указанный им столб, «обложенный мрамором, четвертый, восточный, известный под названием ас-Сакасика». На месте современной импозантной гробницы Ибн Джубайр в 1184 году видел «деревянный ящик между колоннами, а над ним лампу, похожую на полый хрусталь, точно большая чаша».

Центр зала – пересечение среднего нефа и трансепта, ведущего к Большому михрабу, – осеняет вознесенный на четырех обшитых мрамором массивных столбах большой каменный купол. Первоначально в соответствии с сирийской традицией купол, очевидно, был деревянным. Аль-Мукаддаси утверждает, что его верхушку украшал золотой апельсин, увенчанный золотым гранатом. Во времена Ибн Джубайра купол имел две оболочки: наружную, обшитую свинцом, и внутреннюю, составленную из гнутых деревянных ребер, с галереей между ними. Через окна «маленького купола» путешественник и его спутники видели молитвенный зал и людей в нем, а со «свинцовой галереи», опоясывающей верхний купол, им «открылось зрелище, помрачающее ум», – панорама средневекового Дамаска. Высоко вознесенный купол и в наши дни хорошо виден с разных точек Старого города и служит ориентиром, указывающим на священную часть Джами’ аль-Умавий – молитвенный зал с михрабом. По словам Ибн Джубайра, жители Дамаска уподобляли его «летящему орлу: сам купол как голова, проход внизу (трансепт) как грудь, и половина стены правого прохода и половина левого (нефы по сторонам трансепта), как два крыла орла» и называли эту часть мечети ан-Наср (Орел). При взгляде сверху корпус молитвенного зала и впрямь напоминает простершую крылья гигантскую птицу.

Мечеть Омейядов в Дамаске изначально получила все, что была обязана иметь главная мечеть города и государства. Одним из важных признаков Большой мечети в эпоху Халифата был Дом имущества – Байт аль-мал, место хранения казны мусульманской общины. Байт аль-мал дамасской мечети, по-прежнему стоящий в западной стороне двора, возможно, был самым ранним исламским сооружением этого типа.

Формой он напоминает восьмигранную шкатулку с крышкой-куполом, обшитым листовым свинцом.

Корпус «шкатулки» сложен чередующимися рядами камня и кирпича и защищен тем, что высоко поднят на восьми гладких мраморных колоннах с пышными резными коринфскими капителями, а к маленькой дверце в ее северо-западной грани можно добраться только по приставной лестнице. Все восемь граней сокровищницы были выложены смальтовой мозаикой с узорами и архитектурными пейзажами на золотом фоне, почему Ибн Джубайр и назвал ее «прекрасной, как сад». По его утверждению, дамасский Байт аль-мал был построен аль-Валидом, и в нем хранились деньги – доходы от урожаев и взимаемых налогов. Непосредственно под сокровищницей, внутри кольца колонн, находился фонтан с бассейном, обведенным парапетом. Назначение его не вполне понятно, поскольку обязательный для каждой мечети фонтан для омовений и питья – сабиль был устроен в центре двора и отмечал одну из важнейших точек на священной оси мечети.

В восточной стороне композицию двора «уравновешивает» павильон, напоминающий беседку с куполом на восьми столбах. Время и причина его возведения тоже остаются загадкой. Высказывалось предположение, что это был корпус знаменитых водяных часов Дамасской мечети, однако, по свидетельству Ибн Джубайра, эти часы располагались «справа от выхода из Баб Джайрун», в помещении, имеющем «вид большой круглой сферы с окошечками из желтой меди, открытыми как маленькие дверцы по числу дневных часов и приводящимися в действие механическим устройством. По прошествии каждого дневного часа, – пояснял Ибн Джубайр, – падает по медной гирьке из клювов двух соколов желтой меди, возвышающихся над двумя медными блюдами, причем один сокол находится под правой дверцей… а второй – под последней, слева. В обоих блюдцах сделаны отверстия, и когда гирьки-орешки падают туда, они через внутренность стены возвращаются обратно, и вот вы уже видите, как оба сокола вытягивают шеи с орешками в клювах к блюдам и стремительно бросают их благодаря удивительному механизму, представляющемуся в воображении как волшебство. При падении орешков в оба блюда слышен их звон, и одновременно закрывается пластиной желтой меди соответствующая данному часу дверца». В ночное время стекла, вставленные в 12 круглых решетчатых отверстий из красной меди, поочередно освещаются расположенной позади них лампой, «которую вращает вода со скоростью одного круга в час. По истечении часа свет лампы охватывает соответствующую полоску стекла и его луч падает на круглое отверстие, расположенное напротив, и оно предстает взору красным кругом. Затем это действие переходит на следующее отверстие, пока не пройдут ночные часы, и все круглые отверстия не окрасятся в красный цвет».

Читайте также:
Главные ошибки туристов, путешествующих по путевке

По завершении строительства мечеть снизу доверху была одета в роскошный многоцветный наряд. Нижние поверхности на высоту стволов колонн и столбов были облицованы мрамором с крупными геометрическими орнаментами, набранными фигурными плитками и полосками из цветного камня.

Их дополняли оконные решетки, восхищающие остроумной простотой узоров, на первый взгляд сложно сплетенных. Выше, до балочных потолков, царство мрамора сменяли великолепные мозаики, сложенные из миниатюрных кубиков золотой и разноцветной смальты. Они представляют диковинные растения и деревья, простирающие гигантские, одетые листьями ветви или увешенные плодами, пейзажи с узорными шатрами и многоярусными дворцами в окружении зеленых рощ, на берегу полноводной реки. Эти сказочного вида композиции созвучны описанным в Коране картинам Райских садов, где для праведников уготованы «благие жилища» (9:72), текут благодатные реки (47:15, 17), произрастают разного рода кустарники и деревья, дающие тень и обильные плоды, не истощаемые и не запретные (56:11–34). По сообщению арабского историка Ибн Шакира (14 в.), в молитвенном зале «над михрабом была помещена Кааба, и другие страны были изображены справа и слева, со всем, что они производили из деревьев, замечательных своими фруктами или цветами или другими предметами».

Разукрашенный диковинными пейзажами двор, с неиссякаемыми источниками воды и тенистыми галереями сам по себе был райским уголком, где и сегодня жители Дамаска любят укрываться от городской суеты, шума окружающего мечеть базара, пыли и зноя городских улиц. В эпоху средневековья дамасская Джами’ аль-Умавий была сердцем не только религиозной, духовной, но и общественной жизни, где горожане общались друг с другом и проводили досуг. Ибн Джубайр отмечал, что двор мечети «являет собою приятнейшее и красивейшее из зрелищ. Здесь место встречи жителей города, место их прогулок и отдыха. Каждый вечер их можно видеть там двигающимися с востока на запад, от ворот Джайрун к воротам аль-Барид. Один здесь беседует с товарищем, другой – читает Коран».

За двенадцать столетий существования здания его драгоценный покров отчасти исчез, отчасти был заменен новым декором или скрыт слоями штукатурки. С конца 1920-х годов упорный труд исследователей и реставраторов постепенно возвращает мечети первоначальный облик.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске, создатели которой охотно воспользовались опытом предшествующих культур, стала образцом мусульманского соборного культового здания. Оставаясь единственным в своем роде архитектурным памятником, она ответственна за многие последующие творения зодчих исламского мира.

Татьяна Стародуб-Еникеева, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

Мечеть Омейядов в Дамаске

Мечеть Омейядов в Дамаске

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала — в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705—715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода — мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева — колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов — ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот — халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Читайте также:
Нужна ли виза на Мальдивы и как её получить россиянам, украинцам и другим иностранцам

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река — по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах — замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы — от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев — кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб — ниша для молитвы, мимбар — кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них — михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов — построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами — этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета — высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву — явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний — минарет Невесты, или аль-Арук (XI—XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет — башня Мухаммеда, или аль- Гарбия — был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

Читайте также:
Фотографии Колокольни Ивана Великого

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.

Мечеть Омейядов: поразительные факты об одном из важнейших культовых мест в мировой истории

Чтобы понять значение Великой мечети Дамаска, построенной Омейядским халифом аль-Валидом II между 708 и 715 годами н.э., нам нужно совершить небольшое путешествие в глубь времён.

Дамаск – один из старейших городов в мире, сохранивший останки прежних цивилизаций, датируемые ещё 9000 годом до н.э. Ещё в IX веке до нашей эры здесь был возведён храм Хадад-Раммана, семитского бога бури и дождя. Хотя точная форма и архитектура этого храма неизвестны, барельеф со сфинксом, который, как полагают исследователи, был частью архитектурного ансамбля, был повторно использован при декорировании северной стены большой мечети города.

От Зевса до Саула

Александр Македонский шёл через Сирию, держа свой путь в Персию и Индию. Возможно, он прошёл и через Дамаск, но именно его преемники – Птолемеи и Селекиды – сформировали саму Сирию. До 63 года до н. э. Дамаск находился под политическим контролем и культурным влиянием этих двух греческих династий. Несмотря на то, что почти ничего не сохранилось от этого периода, греческий язык стал доминирующим, а культура эллинизировалась. Именно в эти годы храм Хадада был превращён в храм Зевса-Хадада. Многие греческие (а позже и римские) боги были объединены с местными богами на тех территориях, которые контролировали греки, а позже и римляне. Это позволило культуре завоевателей интегрировать новых подданных в свою религию и культуры, а также в какой-то степени перенять местные традиции, чтобы улучшить свой имидж в глазах покорённых местных жителей.

Храм Зевса-Хадада был соединён главной магистралью с новой Агорой, или рыночной площадью, расположенной на востоке. В центре теменоса, закрытого и священного участка, стоял храм Зевса-Хадада.

После греков на эти территории пришли римские армии (во главе с Помпеем в 63 г. до н.э.). В годы правления Ирода Великого город Дамаск претерпел значительные изменения. Ирод построил театр, остатки которого до сих пор можно увидеть в подвале и на первом этаже дома под названием Байт аль-Акад (ныне Датский институт). К храму же были добавлены две стены, позволившие окружить участок храма, а также монументальные ворота на Западном и Восточном концах участка.

Таким образом, теперь территория храма составляла 117 000 квадратных футов, а в центре располагался сам храм с целлой для поклонения Юпитеру-Хададу. Это был поистине монументальный храм. Западные ворота были отремонтированы и украшены при римской династии Северов (193-235 гг. н.э.).

Хотя великий храм Юпитера и был духовным сердцем города на протяжении нескольких столетий, как только он был завершён, повсеместно стало распространяться христианство. Неудивительно, что в связи с этими событиями храм Юпитера вновь был изменён. На этот раз он стал собором, посвящённым Иоанну Крестителю. Его точное местоположение до сих пор неизвестно, но исследователи предполагают, что располагался он в западной части Темена. Это была, вероятно, одна из самых больших церквей в христианском мире и служила главным центром христианства вплоть до 636 года н.э., когда город был снова завоёван, на этот раз арабами-мусульманами.

Такие частые завоевания города напрямую были связаны с его географическим положением – Дамаск обеспечивал доступ к морю и пустыне.

Когда стало ясно, что город падёт, то местные жители и новые правители заключили соглашение, согласно которому мусульмане обязывались уважать жизнь, имущество и церкви христиан, а христиане, в свою очередь, сохраняли под своим контролем собор.

Как только Дамаск стал столицей династии Омейядов, халиф аль-Валид задумал построить в центре своей новой столицы прекрасную мечеть, которая могла бы соперничать с любым из великих религиозных сооружений обширного христианского мира. К тому же растущее мусульманское население также нуждалось в Большой соборной мечети.

Читайте также:
Бланк заявления на выдачу водительского удостоверения 2022 года

Великая мечеть Дамаска была сдана в эксплуатацию в 708 году н.э., а окончательно завершена лишь к 714 году н.э. Построено культовое сооружение было на государственные средства, а конкретнее – на налоги, собранные с населения за семь лет. Результатом таких немалых инвестиций стал архитектурный ансамбль, в котором мозаика и мрамор в своём единении создали поистине впечатляющее своей красотой и масштабами пространство.

Великая мечеть Дамаска – одна из самых ранних сохранившихся мечетей в мире. Если более пристально всмотреться в архитектуру мечети, то очень легко увидеть влияние предшествующих дамасских храмов. К тому же, среди использованных при строительстве материалов – балка с надписью на греческом, которая ранее была частью церкви.

Комплекс состоит из молитвенного зала и большого открытого двора с фонтаном для совершения омовения. До Гражданской войны, начавшейся в 2011 году, внутренний двор мечети функционировал как социальное пространство для местных жителей, где семьи и друзья могли встречаться и разговаривать, пока дети играли, а туристы делали памятные фотографии. Пожалуй, это было одно из самых ярких мест в оживлённом городе, где каждый находил спокойствие и умиротворение. По углам мечети и внутреннего двора расположены похожие на башни минареты. Южные минареты были построены на римско-византийских угловых башнях и, вероятно, являются самыми ранними минаретами в Сирии.

Со двора можно было войти сразу в молитвенный зал, который был построен с оглядкой на христианские базилики, а те, в свою очередь, стали продолжением архитектуры древнеримских судов. Хотя пожар в 1890-х годах сильно повредил внутренний двор и интерьер, большую часть мозаики, которая датируется началом VIII века, удалось сохранить. Местная мозаика выполнена в насыщенных золотых, зелёных и синих тонах. В более поздних исторических сведениях можно найти информацию о том, что в молитвенном зале были надписи и мозаики, подобные оформлению мечети Омейядов в Медине.

Архитектура и растения, изображённые на мозаике, явно отсылают нас к богатейшим традициям Средиземноморья. Об этом говорят и используемые при декоре зелёные завитки. Они не только похожи на те, что найдены в Куполе Скалы в Иерусалиме, но сходные мотивы можно увидеть в оформлении скульптуры древнеримского Ара Пачис.

Существуют и другие не менее сильные связи с художественным искусством средиземноморского мира – архитектура Птолемеев в Египте, сокровищница в Петре и настенные росписи Помпеи. Используя эти устоявшиеся архитектурные и художественные формы, Омейяды объединяли и преобразовывали художественные традиции более ранних, некогда господствовавших религий и империй, создавая нечто новое, доселе невиданное. Использование таких средств и образов позволило новой вере утвердить своё превосходство. Мозаика и архитектура Большой мечети сигнализировали новой аудитории, что Ислам – красивая, истинная религия, верный путь.

Учёные традиционно приписывают создание этих мозаик ремесленникам из Константинополя, поскольку в исторических сведениях, датируемых XII веком, утверждается, что византийский император послал специалистов в Дамаск. Однако современные исследователи больше склоняются к версии, что мозаика в Дамаске была создана либо местными мастерами, либо, возможно, египетскими умельцами.

Влияние архитектуры мечети в Дамаске можно увидеть в Кордове, куда бежал правитель Омейядов Абд ар-Рахман. Михраб и купол мечети Кордовы также были украшены синей, зелёной и золотой мозаикой, напоминая правителю о потерянной сирийской родине.

Мечеть Омейядов в Дамаске действительно является одной из величайших мечетей раннего исламского мира и по сей день остаётся одним из самых важных мировых архитектурных памятников. Надеемся, скоро она вновь распахнёт свои двери для молящихся со всего мира…

Мечеть Омейядов

Виды туров

  • Горящие путевки
  • Экскурсионные туры
  • Алеппо
  • Босра
  • Дамаск
  • Латакия
  • Маалюля
  • Пальмира
  • Сафита
  • Тартус
  • Хама
  • Хомс
  • Все курорты

В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира — Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.

В античные времена на этом месте римляне построили храм Юпитера с окружающим его архитектурным ансамблем. В IV в. в Дамаск пришли византийцы и, разрушив языческий храм, построили из его обломков православный собор во имя христианского пророка Иоанна Крестителя, казненного царем Иродом.

В начале VII в. арабы-мусульмане, захватив Сирию с ее церквами и монастырями, изумились их роскоши и пышности религиозных ритуалов покоренных византийцев. Полководец Халед бен Валид, войскам которого сдался в 636 г. гарнизон Дамаска, письменно гарантировал «неприкосновенность жителей города, их имущества, церквей и городских стен». Главный собор города стал местом молитвы мусульманских воинов, допускались сюда для своих молитв и христиане. Одним словом, места хватало всем. Таким образом, несколько десятилетий в Сирии сохранялась атмосфера религиозной терпимости и взаимного уважения христианской и мусульманской общин; звон колоколов над гигантской базиликой, посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с молитвенным пением муэдзина.

Но шло время, и Дамаск из заурядного города времен пророка Мухаммеда и первых его преемников превратился в столицу огромного халифата, основанного династией Омейядов (661—750 гг.). Число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Св. Иоанна с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами не могла вместить всех, а христиане здесь и вовсе оказались лишними. К тому же новая столица богатела, расцветала, и омейядские халифы справедливо решили, что она должна иметь собственное святилище, подобное первым мечетям в Мекке, Медине, Куфе, Басре. И шестой халиф из рода Омейядов аль Валид ибн Абд аль-Малик (705—715 гг.), владения которого простирались от Китая на востоке до Пиренеев и Атлантики на западе, начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска, предложив им уступить мусульманам территорию базилики в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью храмами в городе. Христиане заупрямились. Тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Св. Фомы, которая по размерам была еще больше, чем храм Св. Иоанна. Христианским старейшинам пришлось покориться. К слову сказать, впоследствии все храмы христиан были разрушены или превращены в мечети, кроме церкви Св. Марии, которая в наши дни является главным собором Антиохийского патриарха.

Читайте также:
Средняя зарплата фармацевта в москве и других городах россии в 2022 году

Аль-Валид приказал разрушить базилику, убрать остатки римских сооружений, на месте которых она была возведена, и начал строительство мечети, «прекрасней которой не было и не будет». По свидетельству арабского историка Абд ар-Рашид аль-Бакуви, строительство продолжалось все десять лет правления халифа при участии 12 тысяч рабочих. Правитель истратил на него семилетний харадж (доход) государства. Когда на восемнадцати верблюдах ему доставили бумаги со счетами, он даже не взглянул на них и сказал: «Это то, что мы израсходовали ради Аллаха, так не будем жалеть об этом».

Творение «ради Аллаха» было поистине грандиозным. То, что создали арабские архитекторы в начале VIII в., на протяжении столетий служило образцом всему мусульманскому миру. При строительстве мечети Омейядов использовались технические и художественные приемы сасанидского и византийского зодчества, были даже сохранены многие элементы древних храмов, на месте которых шло строительство. Однако план мечети и внутреннее устройство получили совершенно иную трактовку. А ее декор славился несравненным совершенством.

Ансамбль мечети представляет собой в плане прямоугольник 156×97 метров. Молитвенный зал свободно просматривается во всех направлениях — древние колонны, сохранившиеся от римлян и византийцев, отстоят друг от друга на пять и более метров. На них опираются двухъярусные арки, подчеркивающие высоту зала, увенчанного в центре куполом на четырех опорах, который называется «куббат ан-наср» — «купол победы».

Зал мечети освещают массивные хрустальные люстры европейского типа. В XIX в. молитвенный зал несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.
Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди в настоящее время транслируются по радио по всей стране.

У Большой мечети три минарета, и каждый стоит на фундаменте римско-византийских времен. Все они имеют названия: минарет Невесты (четырехугольная башня, поскольку древнее основание квадратное), минарет Исы, то есть Иисуса Христа (возвышается над юго-западным углом мечети), и минарет Мухаммеда — западный (возведен в 1184 г.).

Мусульмане верят, что накануне Страшного суда Иса (Иисус Христос) спустится на землю возле «своего» минарета для борьбы с Антихристом. И когда это произойдет, из минарета Невесты выйдет девушка из племени гассанидов: она была невестой Иисуса, но красавицу замуровали в стены башни, стоявшей когда-то на этом месте.

В этой огромной мечети множество таинственных и загадочных мест. В глубине ее двора среди колонн галереи скрывается маленькая дверь, ведущая к так называемой Мешхед Хусейн — часовне Хусейна: все в Дамаске знают, что здесь, в капсуле под покрывалом, расшитым кораническими надписями, покоится голова внука пророка Мухаммеда — Хусейна, мученика ислама, убитого в сражении при Кербеле в 681 году. Голова его была отсечена, доставлена в Дамаск правителю Сирии Муавии и повешена на городских воротах — на том самом месте, где когда-то царь Ирод велел выставить голову Иоанна Крестителя. Соловьи, повествует легенда, запели в садах города так печально, что все его жители рыдали. Тогда Муавия, полный раскаяния, приказал поместить голову в золотой саркофаг и установить его в склепе, который позднее оказался внутри мечети Омейядов. Говорят, что там же хранятся волосы Мухаммеда, которые он остриг перед последним паломничеством в Мекку. Около склепа день и ночь мулла читает Коран.
Мечеть Омейядов в Дамаске
И капсула с головой Иоанна Крестителя, известного на Руси как Иоанн Предтеча (в Коране он именуется Юханн), тоже находится здесь, в мечети Омейядов. Она хранится в центре храма, в маленьком изящном павильоне с куполом, повторяющим по форме перекинутую над ним арку, и за решетчатыми окошками. Как она здесь оказалась? Она всегда была здесь, но нашли ее, как рассказывают, несколько веков назад, во время реставрационных работ.

Сквозь знаменитый айван (колоннаду) Омейядов хорошо просматривается внутренний двор мечети. В центре двора — фонтан для омовения, ибо храм — это место очищения.
Пожалуй, нигде в мире не найти такой мозаики, как в мечети Омейядов. Панно общей площадью 35×7,5 метра выполнены вдалбливанием стеклянных или позолоченных смальтовых кубиков в связующую массу — так создавали мозаику и в Римской империи. По преданию, это панно сделали мастера, выписанные аль-Валидом из Константинополя. Что тут только ни изображено: и сельские пейзажи, и цветущие уголки Дамаска, и река Барад с замками на берегах. Наследники аль-Валида, боясь гнева Аллаха, приказали замазать известковым раствором эти изображения — образцы культуры раннеисламского периода, объединившие орнамент и изображение, символ и реалистическое воспроизведение земного мира. Сейчас они реставрированы.

Когда посланцы Византии впервые увидели Большую мечеть, они не могли сдержать восхищения, произнеся при этом историческую фразу: «Прекрасная мечеть заставила нас убедиться в том, что арабы окончательно закрепились в этой стране и мы никогда не сможем сюда вернуться».

К сожалению, несчастья и бедствия не обошли стороной этот шедевр архитектуры — между 1068 и 1893 годами мечеть и отдельные ее части бессчетное число раз горели. Трижды — в 1157, 1200 и 1759 годах — ей причиняли большой ущерб землетрясения. С тех пор как Дамаск перестал был столицей халифата, Сирия подвергалась опустошительным набегам то сельджуков, то монголов, то Османов. Но всякий раз мечеть восставала и снова радовала мусульманский мир своим великолепием.

К мечети Омейядов и сегодня стекаются мусульмане всего мира. В Дамаске она самая посещаемая. Мусульмане приходят сюда, чтобы очиститься и совершить молитву, услышать и увидеть там Слово Аллаха, приобщиться к красоте, ибо, как сказал пророк: «Аллах любит красивое», — только с Его помощью, с Его благословения могло появиться на земле такое чудо гармонии — храм в центре мусульманского мира, открытый для всех верующих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: