Фонтан «Пожиратель детей» в Берне: откуда взялся и как выглядит?

Фонтаны Берна, заодно — в гости к Бернским мишкам!

Иногда случается так, что человек заказывает поездку в какой-либо город не для того, что бы увидеть там максимальное количество достопримечательностей, а для того, что бы увидеть там что-то конкретное. В этот день у меня случился такой заказ — туристка была готов к двум часам дороги (в один конец), что бы увидеть фонтаны фактической столицы Швейцарии (именно так, юридической столицы у Швейцарии нет). Поскольку, бесконечно фотографировать гиду не совсем прилично, то фото — из различных поездок.

Прямо с парковки открываются потрясающие виды на реку Ааре и Старый город. Уже здесь, по восторженной реакции моей туристки становится понятно, что смотреть будем не только фонтаны, но и многое другое. Я рада — показывать красоту всегда приятно!

По легенде, герцог Бартольд Пятый Церинген (последний из Церингенов), охотившийся в этих краях, увидел характерный изгиб реки Ааре, напоминающий по форме язык, и решил выстроить в этом месте город, назвав его именем первого убитого животного, коим оказался медведь. Произошло это в далеком 1191 году, за 100 дет до образования Швейцарии. Стратегически — место идеальное, ведь оно с трёх сторон было защищено рекой.

И, все-таки, начали не с фонтанов, а с Мишек. Ну никак без них — ведь это главный бренд города! Мишки живут здесь с 16 века (правда, во время Наполеоновского вторжения мишки были вывезены — Наполеон был любитель что-нибудь увезти — то коней (Венеция), то вот — мишек), на сегодняшний день, их трое — папа Финн (его так зовут, и он на самом деле финн — из Хельсинки), мама Бьорк, она датчанка, дочка Урсина, местная уроженка. Вторую девочку, Берну, передали в зоопарк Софии. У них «небольшой» дом в 6000 кв.м.

Содержаться мишки, в том числе, на частные пожертвования. Имена жертвователей выбиты на плитках брусчатки. Судя по тому, что свободных плиток совсем мало, жертвуют охотно. Так что, если хотите увековечиться — советую поспешить. У косолапых прекрасное жильё — огромные поляны, огороженный кусок реки, берлога, и медвежья яма, с небольшим бассейном, куда мишек переводят на час — пока их дом убирают. Неплохо устроились, по ним и не скажешь, что свирепые хищники.

Рядом с мишками присел великий человек — учёный всех времён и народов — Альберт Эйнштейн. Он жил некоторое время в Берне, работал в патентном бюро мелким клерком. Здесь и создал свою первую теорию относительности (у него их две — общий случай и частный).

Далеко не все туристы охотно спускаются к Нижнему мосту — самому старому в городе. Но, поскольку мы приехали за фонтанами, а один из них расположился внизу, то мы спускаемся. С Нижнего моста открывается прекрасный вид на Верхний мост и на район Матте. Когда-то, это был район бедняков, даже появилось высказывание, что спустившись в Матте, никогда не подняться наверх (в переносном смысле).

Однако, мы легко поднимаемся, по пути посмотрев Нудеггскую Церковь 14 века. Когда-то на этом месте стояла крепость, из камней этой крепости и была построена церковь. В 15 веке ее слегка «подправили» в готическом стиле. Прямо перед церковью — памятник основателю города — герцогу Бертольду Пятому Церингену, основателю города.

Внизу, за церковью, мы выходим на Нижний Мост, одно из самых любимых мною мест. Мост старый, самый первый в городе, 1256 года. В 15 веке приключилось наводнения, после которого мост был немного реконструирован. А в 18 веке, из-за устарелости конструкций, полностью перестроен архитекторами Шпрунгли и Риттером. Каменные перила, выполняющие защитные функции были заменены на легкие металлические. С моста открываются прекрасные виды на верхний мост и на два района — Верхний город и нижний город бедняков — район Матте.

Это был район бедняков, из которого невозможно было подняться. Местные жители даже особый диалект придумали, что бы богачи их не понимали!

И, наконец, здесь мы видим первый фонтан — наша первая цель — Фонтан Бегуна, или Гонца. Автор фонтана Ганс Гинг, ему помогали его ученики, сам фонтан был создан в 15 веке, а мы видим копию оригинала.

(фото из интернета).

Вновь поднимаемся наверх, на мост Нудеггбрюкке, выстроенный из гранита в 19 веке. И, движемся по главной торговой аркадной улице города. Это знаменитый на всю Европу проспект (хотя названия проспекта перетекают из одного в другое, не одно сплошное), все здания имеют наклонные портики, под которыми расположились магазины, рестораны, галереи и, даже, театры! Это самая длинная аркадная торговая улица Европы.

В центре улицы возвышается следующий из интересующих нас фонтанов — Фонтан Правосудия. Останавливаясь возле каждого, надо быть осторожным — не попасть под троллейбус или под машину, снующих по центральной улице и мешающих туристам и не свалиться в канаву. Да, мы на центральной столичной улице — и вот такой экстремальный проход.

Читайте также:
Фотографии Бахрейна

Работа того же Ганса Гинга, середина 16 века, но… есть одно, но — это современная копия. Ангел Правосудия с мечом и весами возвышается над всеми, а у его ног аллегорические изображения четырех ветвей власти — Автократия (Султан), Теократия (Папа Римский), Демократия (Президент) и Монархия (Император). В идеале — они все должны быть ниже Правосудия, к сожалению, в реалии — почти всегда все с точностью до наоборот. С этим фонтаном произошла забавная история — жители региона Юра решили отделиться от кантона Берн, но их не отпускали (почти наше время — 1988 год), тогда сепаратистски настроенная молодежь стащила этот фонтан и спрятала, заявив, что нет в Швейцарии справедливости. После чего их быстренько отделили, а на это место водрузили копию — мало ли что еще кому-нибудь в голову придет. Оригинал — в Музее Истории.

Следующий фонтан — не самый симпатичный — Фонтан Креста. Не самый интересный, но выглядит очень благородно.

Этот фонтан создан мастером Николасом Шпрунгли в 1779 году. Именно здесь, на этом перекрестке, аркадная улица меняет свое названия — становится Крамгассе. И именно здесь, у фонтана Креста и мы пройдем крестом — сворачиваем вначале налево — к Ратуше, затем направо — к Собору.

Во дворе Ратуши есть еще один интересующий нас фонтан 16 века — Ганса Гинга, Фонтан Лейтенанта.

Здание Мэрии чуть старше, его построил в 15 веке Энрих фон Генгенбах, в стиле Пламенеющей Готики. Когда-то, на первом этаже располагалось зернохранилище. Зал Совета на втором этаже, к нему можно подняться по очень красивой лестнице.

С этой же площади видна Церковь Святых Петра и Павла. Это современная постройка 19 века. Вот выкрасили бы ее в розовенький — получился бы домик Барби. В этой общине много африканок, очень необычно смотрится, когда целая группа статных чернокожих женщин в белых тюрбанах шествуют (именно так, не идут) на службу.

Рядом — самая старая аптека Швейцарии — действует с 1571 года, а здание вообще 14 века (справедливости ради — фасад переделали в 18 веке).

С другой стороны фонтана Креста — выходим на платформу Мюнстер. На нее можно попасть другим путем — на лифте снизу. Платформа укреплена стеной 14–15 веков. По сути — это небольшой парк — сквер, в котором, несмотря на малые размеры. есть все необходимые составляющие: фонтанчик (не средневековый — 19 века), который подарил городу обычный сапожник, Шумахер – не Михаэль. Его же деньги были вложены в акции, и на дивиденты от них содержится фонтан уже больше ста лет!

Еа платформе разбит садик с двумя кафе, в которых столики летом выносят на улицу, скверик, столы для настольного тенниса, песочницы и, даже, виды на реку Ааре. Кстати, в народе эту платформу частенько называют Платформа Самоубийц — не спасает даже натянутая сетка. Поэтому, стоят таблички с предложением всем, у кого проблемы, позвонить по телефону доверия. А сетку натянули городские власти, так как под стеной парковка, и страховые компании отказывались выплачивать тем, на чью машину что-то упало (или — скинули).

На самой площади Мюнстерплатц возвышается над всем Кафедральный Собор Святого Викентия. Строительство самого большого швейцарского собора началось в 15 веке, а в 16 его переделали в Протестантский. В 19 веке добавили шпиль, после чего высота Мюнстера достигла 101 метра.

(фото из интернета). Рассказ о выставке готики в Соборе здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_25255

Нам повезло — только что открылись после реставрации витражи «Пляски со смертью». Часто встречающийся в церквях сюжет — все мы равны перед смертью, независимо от статуса, пола, и, к сожалению, возраста.

На площади перед Собором стоит один из главных фонтанов Берна — фонтан Моисея. Тоже копия, 18 века. Держит Скрижали Завета, указывая на Вторую, важнейшую для протестантов Заповедь — «Не сотвори себе кумира». Глядя на его изумленное лицо, и рассказывая туристам о нем, непроизвольно вспоминаю Шифрина с кающейся Марией Магдалиной.

Узеньким переулочком, больше похожим на коридорчик, вновь выходим на главную улицу. И, перед нами еще один прекрасный фонтан — Фонтан Самсона. Он был создан Гансом Гингом в 1527 году. Самсон, разрывающий пасть льву. Создание фонтана финансировала Гильдия Мясников.

Дом Эйнштейна в фонтанные планы не входил, но, когда речь заходит об этом человеке — я могу рассказывать о нем часами. Собрав всю волю в кулак, уложилась коротенько — минут на сорок, на двадцать, на пять.

Следующий фонтан стоит буквально в десяти метрах от Самсона — это Фонтан Церингена. Тоже Гинг, тоже 16 век. Мало того, что рядом с Бертольдом медведь — символ Берна, оружие и штандарты основателя города, но и под забралом мы видим медведя.

Бернские фонтаны / Bern Brunnen

46° 56.9081 ′N , 7° 26.8498 ′E
46.94847N, 7.44750E
46°56′54.48″N, 7°26′50.99″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Читайте также:
Расторжение трудового договора с иностранным гражданином – образец уведомления 2021

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Удивительная “изюминка” Берна — уличные фонтаны 16 века

Материал понравился:

46° 56.9081 ′N , 7° 26.8498 ′E
46.94847N, 7.44750E
46°56′54.48″N, 7°26′50.99″E

Эти фонтаны изначально не дань какому-то эстетическому устремлению горожан. Они с 13 века служили в качестве колодцев для набора населением питьевой воды. Сперва это были обычные деревянные постройки. Но в 1520 году в Берне появился первый каменный фонтан, а с 1542 по 1546 годы все деревянные фонтаны были замены на каменные, которые завершались типичными для Берна скульптурами. Это были обычные монохромные скульптуры, на которых очень быстро проявлялись “следы времени”. Что бы “сопротивляться” действию погоды, позже скульптуры стали раскрашивать в яркие цвета.

Я начал демонстрировать фото сразу с самого известного, и самого скандального фонтана Берна “Kindlifresserbrunnen” — «Пожиратель детей». Именно координаты этого фонтана я завел в качестве гео-привязки к этому совету. Это фонтан был установлен в 1545 году и назывался просто Platzbrunnen — “фонтан на площади”. Но в 1666 году он получил свое современное название. На вершине фонтана скульптура великана, пожирающая голого ребенка. Кому-то остроконечная шляпа великана напомнила еврейский колпак, что дало повод сделать вывод, что скульптор так изобразил ритуал, вошедший в историю, как “Кровавый навет на евреев”. В основе этого навета, который появился в античные времена, лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах.

Согласно другому трактованию, это изображен древнегреческий бог Хронос. Как бы то ни было, скульптор не оставил правильной трактовки своего шедевра. Незаангажированные исследователи считают, что это некая мифическая фигура, используемая для запугивания непослушных детей.

Вообще фонтаны, сконцентрированные сперва близко к центру, со временем стали мешать развитию транспортных развязок Берна, и в 19 веке их перенесли в другие места и восстановили. Теперь эти фонтаны можно встретить в самых разных точках Старого Берна. Так, первым мы увидали фонтан Vennerbrunnen — “Знаменосец” перед городской ратушей.

Это один из первых фонтанов скульптора Ганса Гинга, сделанный в 1542 году. На площадь перед ратушей его перенесли в 1913 году. Как видно, и сейчас ему находят важное практическое применение:))

Следующей нашей находкой был фонтан Mosesbrunnen — “Моисей”. Это работа 1544 года, и постоянно находится на площади перед Кафедральным собором Мюнстерплац. Моисей пальцем указывает на заповедь “Не сотвори себе кумира”.

Далее, уже рядом с часовой башней Цитглогге мы обнаружили фонтан Zähringerbrunnen — “Церингер”.

Это самым старый фонтан этой серии, созданный в 1535 году. На нем изображен медведь в шлеме с двумя мечами за поясом, знаменем и щитом в руках. Скульптуру назвали в честь основателя города Берн Бертольда фон Церенгена, хотя на щите медведя не его герб.

А дольше мы встретили как раз знаменитого “пожирателя”. Возле него толпиться больше всего туристов. Видимо такая неординарная тема и название делают свое дело. С художественной точки зрения это на самый красивый фонтан. Например, Simsonbrunnen — бернский вариант композиции “Самсон, разрывающий пасть льву” ничуть не хуже.

Хотя, конечно, знаменитому петергофскому скорее всего уступает (я питерский лично не видел).

Или вот фонтан Gerechtigkeitsbrunnen — “Юстиция”.

В ногах в древнегреческой богини четыре бюста с закрытыми глазами — папа римский, император, султан, шультхейсс (председатель кантонального совета). Как бы вся земная власть должна подчиняться закону.

Всего подобных фонтанов в Берне одиннадцать. Мы не ставили специальной целью разыскать их все, но при этом семь из них встретили во время обычной прогулки по городу. Последим был Läuferbrunnen — “Гонец”.

Этот фонтан приютился в тихом сквере почти на берегу река Ааре возле входа на мост Untertorbrücke.

В качестве бонуса дам фото еще одного фонтана. Он хорошо подходит под лозунг “А на его месте мог бы быть. ”

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

  • Адрес:

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Kinderfresser — ПОЖИРАТЕЛЬ ДЕТЕЙ

Во многих странах веками существовали персонажи, которыми принято было пугать детей, когда те не слушались. Kinderfresser (нем.: Пожиратель детей) — один из таких персонажей . /вместо эпиграфа/

Читайте также:
Парк динозавров в Башкирии, Россия — подробная информация с фото

Автор: Эфраим Калиш /фото автора/ Один из исторических кварталов Берна

Однажды, в первый наш приезд в Швецарию, нам случилось прогуливаться по Берну в сопровождении нашей приятельницы Урсулы. Столица нейтральной Швейцарии — у ютный городок. Мы были немного убаюканы его скромной, тихой красотой.

Pfeiferbrunnen (фонтан Волынщик) 1546г. скульптор Hans Gieng, (с гравюры Альбрехта Дюрера). Spitalgasse. Берн

Признаться, внимание мое слегка притупилось от обилия увиденного и я слушал рассказ Урсулы в пол уха. Но на Корнплатц (одна из центральных площадей Берна) ко мне вдруг вернулась моя бодрость, когда я услышал слова «она была желтого цвета». Слова эти были сказаны о фигуре, коей был украшен один из многочисленных фонтанов Берна. Я попросил повторить. «Изначально шапка этого господина была выкрашена в желтый цвет», — застенчиво повторила Урсула, — «и создан он в 1546г. Хансом Гиенгом».

Очень интересно. Остроконечный колпак желтого цвета. Хм-м. Это такой же узнаваемый знак, каким позже стала желтая нашивка в виде шестиконечной звезды Давида. По ней, как и по островерхой шапке (чаще всего желтой) прохожий уведомлялся, что ее владелец — еврей.

Kinderfresser – старейший и самый известный из фонтанов Берна Simsonbrunnen (фонтан Самсон) 1544г. скульптор Hans Gieng. Фонтан построен на пожертвования гильдии мясников. Kramgasse. Берн

Фонтанов питьевой воды в старом городе довольно много. В центре каждого устанавлена колонна, украшенная какой нибудь фигурой. Это может быть библейский персонаж, национальный герой Швейцарии, какой-нибудь рыцарь бургомистр, или представитель гильдии ремесленников. Kinderfresser – старейший (16-го века) и самый известный из всех фонтанов Берна.

Когда в христианской Европе город украшают библейскими персонажами – это вполне понятно. Понятно также и желание бюргеров прославить свое сословие, или своих предводителей. Но что делает в центре Берна Сатурн?

Kinderfresser (фонтан Пожиратель детей) 1546г. скульптор Hans Gieng. Kornhausplatz. Берн

Даже на пестром фоне персонажей украшавших собой поильни, Kinderfresser выделяется своей экстравагантностью. Есть различные толкования смысла этой фигуры: от первой приходящей на ум ассоциации с Кроносом (Сатурном), поедающим своих детей, до образа швейцарского правительства, посылающего сыновей Швейцарии на бойню, в качестве платных наемников. Все это наверное справедливо, если не принимать во внимание уже отмеченную Урсулой деталь. Наш герой одет в характерную островерхую еврейскую шапку. И доподлинно известно, что изначально шапка была желтого цвета. Этот цвет был обязательным отличительным знаком одежды евреев средневековой Европы.

Kinderfresser (фонтан Пожиратель детей) 1546г. скульптор Hans Gieng. Kornhausplatz. Берн

И еще одна отличительная деталь – коринфская капитель, на которой восседает киндерфрессер, украшена козлиными головами. Этот атрибут сопровождает изображения евреев в Европе на стенах и витражах соборов, а также на страницах манускриптов. Во многих случаях, когда изображалась аллегория униженной Синагоги, противопоставленная воинствующей и побеждающей аллегории Церкви, эта самая Синагога изображалась вместе с козлиной головой.

Одежда евреев Франции в средневековье. Характерные признаки: желтый цвет, островерхая шапка По характерной островерхой шапке вы безошибочно узнаете иудея в средневековых росписях, манускриптах, скульптурах и рельефах соборов

Именно желтая островерхая шапка расставила для меня все на свои места. Этот признак специально служил знаком различия, обязательным для ношения евреями (их к тому принуждал королевский указ). Нет лучшего персонажа для запугивания, в «воспитательных» целях, детей, как ненавистный еврей с его извечной «потребностью» выпекать мацу с добавлением свежей крови христианских младенцев. Помните, в СССР детей пугали дядей милиционером. Пожиратель детей – это куда круче. Прогуглив тему, вы найдете средневековых христианских писателей, всерьез выводивших наличие у иудеев злобных и вредных качеств из характера их бога Сатурна. В них де, течет та же черная кровь и душа их черна, как их кровь.

1. Ритуальное убийство иудеями христ. мальчика (манускрипт). 2. Сатурн (в еврейской шапке), пожирающий детей. Peter Wagner’s Almanac 1492

Современное прочтение старой темы. Образец антисемитской пропаганды

Персонаж Kinderfresser появился на улице Берна не случайно. Он был, так сказать, местным героем. Его прототипом явился некий еврей, живший в 13-том веке. Летописец сообщает о ритуальном убийтсве евреями и мученической смерти христианского мальчика в Берне 1288г. В последствие выяснилось, что это был очередной кровавый навет, но это уже никому не было интересно. Объяснялось все очень просто:

Желая улучшить свое материальное положение, бернские мещане задумали освободиться от своих обязательств перед еврейскими кредиторами. Поводом для погромов и изгнания евреев в 1294 г. послужило ложное обвинение в ритуальном убийстве христианского мальчика Рудольфа евреем Иоелем. Вместе с последним пострадали все евреи Берна: одни погибли мученической смертью, остальные были изгнаны из города.

С тех пор бывали времена, когда единственный в Берне еврей, который не был изгнан, или убит – был тот самый пожиратель детей на центральной площади Берна.

Сегодня шапку на Киндерфрессере перекрасили в зеленый, чтобы не возникали нежелательные ассоциации. Все таки просвещённая, либеральная, демократическая Европа. Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. И по сей день мой соплеменник в образе Сатурна «украшает» собой старейший фонтан Берна. И по сей день его венчает еврейский островерхий колпак, пусть и перекрашенный в другой цвет.

Читайте также:
Как долететь до Тайланда дешево? Где искать билеты, цены

Здесь вы можете увидеть замечательный город Берн моими глазами:

Фонтан «Пожиратель детей» в Берне: откуда взялся и как выглядит?

На очереди у нас Берн ― столица Швейцарии и, как говорят, скучнейший город Европы. Это утверждение мы постараемся опровергнуть — «ЧасКор» продолжает цикл «Городские легенды» ― альтернативный туристический гид по городам Европы. Нас ждут вечные охотники и голосующие призраки, дракон под горой и медведи, ставшие причиной мирового финансового кризиса.

В классической киноленте «Третий человек» персонаж Орсона Уэллса произносит знаменитую фразу: «В Италии, в тридцатилетний период правления Борджиа были конфликты, террор, убийства, кровопролитие, — и они дали миру Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Ренессанс. А Швейцария с её братской любовью, пятью столетиями мира и демократии, что она дала миру? Часы с кукушкой».

Швейцария обычно представляется чрезвычайно приятной для проживания, но чертовски скучной страной. Ну, в самом деле: часы, сыр, банкиры. Что ж, в надежде развеять эти стереотипы мы отправляемся в столицу Швейцарии — Берн и окружающий его одноимённый кантон.

Гримменштайн

Нашу экскурсию по Берну и окрестностям мы начнём с пригородов. Если вы, к примеру, прибываете в Берн из любого другого европейского города, скорее всего, вы едете на поезде. Причём, ехать вы, скорее всего, будете по направлению Базель-Берн: и по пути увидите поросший травой холм с руинами — бренные останки замка Гримменштайн.

Когда-то им владел великий охотник, столь любивший убивать животных, что однажды нарушил даже субботний запрет на охоту. Жена долго просила его остаться дома, но он лишь посмеялся.

В тот день трофеем хозяина Гримменштайна стали маленькая самка оленя с детёнышем. Но как только он убил их, из ниоткуда появился гигант. Пригрозив охотнику кулаком, он сказал, что олени отомщены, и исчез с их телами.

Вернувшись домой, хозяин Гримменштайна обнаружил, что жена и дети умирают от ран, будто бы нанесённых его охотничьим ножом, — такие же раны он нанёс оленям. С тех пор в смутные времена, когда Бернскому кантону угрожают война и несчастья, Гримменштайнский охотник поднимается из могилы и тёмной грозовой тучей проносится по холмам, подстерегая случайных прохожих.

В этой легенде явно заметны следы кельтских верований, а также охоты Одина. Так или иначе охота на дикого зверя — ключевой символ для Берна.

Тема охоты нас не оставит: удивительно, но миролюбивые швейцарцы на протяжении всей истории, кажется, только и делали, что охотились на всевозможных мифических и не очень животных. Наша следующая остановка — Бургдорф, в окрестностях которой когда-то братьями Синтрамом и Бальтрамом, сыновьями герцога Ленцбургского, был обнаружен настоящий дракон.

Когда дракон заглотил Бальтрама, Синтрам не испугался и распорол его брюхо. Оттуда выскочил живой и здоровый брат, и вместе они добили зверя. В этом же Бургдорфе и начинается история Берна. Именно здесь в XII веке в нём правил Бертхольд V, основавший город Берн на реке Аарн в месте, где он убил несколько медведей. По одной из легенд, он назвал город в честь убитых зверей. По другой, — в честь своего предка и кумира, Дитриха Бернского (или Веронского).

С тех пор медведь воцарился на гербе города, присутствует на многочисленных статуях и даже специально разводится на, простите, медвежатне в центре города. Считается, что пока живы медведи в медвежатне, мир не поглотит тьма, а городу не грозит разрушение, ведь они — потомки того самого медвежонка, которого Бертхольд пощадил во время своей охоты.

Организованная в 1531 году медвежатня (Barengraben) пользовалась колоссальным успехом — сюда захаживали императоры и короли, Александр Дюма, Эйнштейн и Ленин. Увы, в 2009 году контора закрылась — последних двух медведей отправили в лазарет, а мир, что вы думаете, и впрямь захлестнул экономический кризис.

Медвежатня: Grosser Muristalden 4, 3006, Берн

Но вот мы и прибыли на вокзал, осмотрелись, забросили вещи в гостиницу и пошли по туристическим маршрутам. Они непременно приведут вас к Мюнстерплатц и кафедральному собору Мюнстер, уютно расположившемуся между Мюнстерграссе и Мюнстерпроменаде.

Собор — великолепный образец позднеготического стиля, прекрасный и снаружи и изнутри. Строительство собора началось в середине XV века. Сейчас перед ним стоит статуя Рудольфа фон Эрлаха, национального героя и одного из отцов современной кантональной республики, изгнавшего в 1802 г. из Берна мятежное Гельветское правительство. До подвигов бравого генерала на этом месте красовалась деревянная статуя святого Кристофора: её установили после того, как из недостроенного собора были украдена серебряная утварь; бернцы полагали, что гигантский святой защитит церковное имущество.

Разумеется, после следующей кражи недовольные горожане решили наказать святого — статую сослали в башню, носящую его имя; к тому же, стоя напротив фонтана Давида, она была прозвана Голиафом. Ну а после того, как в XIX веке башня была разрушена, голову святого отправили в городской музей.

Читайте также:
Фото Дворца Ширваншахов (40 фото)

Где: Münsterplatz, 3011

Киндлифрессер

У маленького Берна вообще страсть к великанам. Об этом свидетельствует не только статуя Кристофора, но и другая известная достопримечательность: фонтан поедателя детей.

Великан засовывает в рот маленького ребёнка, — тема для диссертации по психоанализу; но это не фрейдистская работа, а древний артефакт: фонтан был построен в 1546 году. О том, кого он, собственно, изображает, спорят до сих пор: то ли это предупреждение евреям Берна (у великана шляпа, напоминающая еврейскую Judenhut, которую они были вынуждены носить в те дни; такую же шапку должны были носить чернокнижники и маги — то есть, как раз наиболее опасный для детей контингент), то ли изображение греческого бога Хроноса, то ли — старшего брата герцога Берхтольда (который от сознания того, что младший брат превзошёл его во всех начинаниях, сошёл с ума и в приступах ярости пожирал детей, встреченных на улице — чтобы никто больше не страдал от зависти к младшим).

(Хронос, пожирающий детей, в изображении Гойи и Рубенса)

А может это и просто масленичный персонаж средневековых празднеств. Так или иначе, прогуливающаяся вокруг памятника старушка порекомендует вам близко к нему детей не подводить. Чёрт их знает, что и как они там строили, в XVI веке…

Голосующие призраки и кобольды-сыровары

В погожий день сам бог велел взять машину и отправиться на прогулку по окрестностям Берна: город невелик, а кантон крайне живописен. Имеет смысл оставить где-нибудь машину и прогуляться пешком по окрестным холмам. Будьте осторожны — Baselbeieter Sagen сообщает, что в окрестностях Берна обитает загадочное привидение девушки в короткой кожаной куртке. Призрак обычно голосует у дороги, но если у машины нет задних дверей, путешествующий автостопом дух её проигнорирует.

А вот если окажетесь в районе коммун Бельп и Гельтерфинген, вполне можете повстречать настоящего швейцарского кобольда, — Берн в наши дни они посещают редко.

Если в Скандинавии всё больше верят в троллей-йотунов, а на британских островах — в фей и эльфов, то главным существом, своего рода символом Швейцарии всегда были кобольды.

Люди холмов — маленькие, живые и весёлые, — славились они, прежде всего, изготовлением изумительного сыра из молока серны. Кстати, увидеть живую серну сейчас непросто, но вот полюбоваться на её скелет (а заодно скелеты множества других интересных созданий) можно в местной Кунсткамере — бернском музее естественной истории.

Популярность кобольдов легко объяснима: их главной целью было помогать людям по дому и подкармливать голодающих детей: считалось, что кобольды оставляют под дверью ягоды, а их волшебный сыр вырастает сам собой после того, как его надкусили.

Что ж, если этому швейцарцы ещё не научились, то уж во всяком случае, какие-то секреты производства сыра они у своих волшебных соседей явно переняли.

Кстати, главным собирателем легенд и преданий о кобольдах был бернский профессор Уисс. Он записывал истории, рассказанные крестьянами, иногда придавая им стихотворную форму, но ничего не добавляя от себя. Наиболее сильна вера в кобольдов в горных районах Швейцарии (так как именно в горах, по преданиям, обитает волшебный народ).

Впрочем, Уисс уверял, что множество историй о кобольдах происходят именно из кантона Берн, а конкретнее — из упомянутых коммун Бельп и Гельтерфинген (округ Зефтиген), — именно там, по преданиям, находится центр королевства кобольдов и главные двери, через которые в него можно попасть.

Где: Belp, Gelterfingen

Пещера святого Беатуса

Если вам более по душе реальные артефакты, а не мифические создания, которых ещё надо повстречать, то вместо Бельпа вам стоит отправиться в коммуну Интерлакен. Здесь находится пещера Св. Беатуса с единственной в мире мумией летучей мыши.

По легенде Беатус, христианский святой I—II веков нашей эры, решил стать отшельником и приглядел эту пещеру в качестве места своего обитания. К сожалению, пещера оказалась занята: права на ценную жилплощадь предъявил страшный и ужасный дракон, живший здесь, просим заметить, задолго до святого.

Квартирный вопрос привёл к ссоре. Дракон в качестве аргумента использовал огненное дыхание, а святой — крест и воззвание к Святой Троице. Вмешательство небесного начальства привело к немедленному умопомешательству несчастного дракона, который в расстроенных чувствах бросился в Тунское озеро, подняв облако пара.

По легенде именно этот пар и сварил заживо обитателей пещеры, включая уже известную нам летучую мышь, а также пару пещерных медведей и прочую живность, — за исключением, конечно, святого, находившегося под особой божественной защитой.

Сейчас действия древнего святого вполне можно охарактеризовать термином «рейдерский захват», да и сам Беатус давно утратил былую популярность, — так или иначе, современные исследователи полагают, что причиной естественной мумификации обитателей пещеры был вовсе не горячий, а холодный воздух, точнее его циркуляция.

Читайте также:
Фото Водопада Атыш (13 фото)

В ХХ веке появилась даже версия, что на самом деле дракон благородно уступил святому пространство и выхода, а сам уполз поглубже в землю высиживать потомство. Связана она, по всей видимости, с новыми спелеологическими исследованиями пещеры — уже в ХХ веке выяснилось, что пещера уходит вглубь на много километров, перерастая в сложную подземную систему залов и коридоров, — одну из немногих на планете, до сих пор как следует не изученную.

Так что, дракон с вылупившимся потомством ещё вполне может обнаружиться.

Где: Beatushöhlen-Genossenschaft, 3800 Sundlauenen

Фонтан-пожиратель детей

Пожиратель детей (диалектное Chindlifrässerbrunne ) является одним из фонтанов в Берне , Швейцарский федеральный город. Он принадлежит к основной группе фигурных фонтанов 16 века в старом городе Берна .

Оглавление

  • 1 рассказ
  • 2 интерпретация
  • Еще 3
  • 4 питьевая вода
  • 5 литературы
  • 6 См. Также
  • 7 веб-ссылок
  • 8 индивидуальных доказательств

история

Фонтан был построен в 1545 году Хансом Гиенгом на месте деревянного фонтана 15 века. Фонтан, первоначально называвшийся Platzbrunnen , впервые был зарегистрирован как Kindlifresserbrunnen в 1666 году . В 1997 году фонтан был немного передвинут в рамках реконструкции трамвайных линий на Корнхаусплац. При переезде на дне колодца появился год MDXXXXV (1545).

Фигура фонтана – это пугающая фигура ребенка, опирающаяся на пьедестал (по-английски людоед ), которая просто пожирает обнаженного ребенка. Еще дети в мешке, который висит вокруг. Детоед носит остроконечную шляпу с закругленными полями. Скульптура фонтана стоит на коринфской колонне, увешанной гирляндами . Нижний конец колонны украшен медвежьим шествием. Медвежья процессия состоит из медведей, одетых для самообороны. Медведи несут мушкеты, шлемы, мечи, отряд, кувшин для вина, сумки для мячей и патронташи со швейцарскими крестами.

интерпретация

Детоед – широко распространенная фигура, пугающая детей средневековья и раннего Нового времени. На рисунке изображена сумка через плечо, в которую заперты непослушные дети, как и в случае с Kindlifresserbrunnen. Форма шляпы фигуры восходит к графическому изображению Сатурна ( Кроноса ) Георга Пенча 1531 года. Кронос также представлен в изобразительном искусстве как пожиратель детей. Однако к фигуре фонтана нельзя относиться как к четкому изображению Кроноса, поскольку он показан только с одним ребенком за раз, а серп явно отсутствует как атрибут в скульптуре Гьенга. С другой стороны, детоед не изображен в шляпе. Таким образом, можно предположить, что фрайбургский скульптор Ганс Гиенг, выходец из Швабии, соединил современные иконографические элементы детоеда и Сатурна в своей пугающей детей фигуре. Это уже сделано на гравюре из Нюрнберга 1492 года, где детоед, явно обозначенный как Сатурн, носит еврейскую шляпу и еврейское кольцо на платье.

В просторечии существуют различные интерпретации Kindlifresserbrunnen, например, что шляпа детоеда – это еврейская шляпа , фигура еврея, напоминающая предполагаемое ритуальное убийство, совершенное в Берне ( Рудольф фон Берн ). Рой Оппенгейм поддерживает интерпретацию ритуального убийства; антиеврейский фон затмевается интерпретациями детского испуга или Сатурна.

Другие видели в детском саду карнавальную фигуру . Это маловероятно, потому что бернские власти пытались остановить карнавал после Реформации в 1529 году и поэтому вряд ли заказали карнавальную фигуру в качестве фонтанной скульптуры.

дополнительный

В идише новелле Der Киндерли-Фрезер из серии Chlomot удовольствия скитальцем по Дэвид Эйнхорн , первый человек рассказчик разговор с Kindlifresser, который заботится о детях в ночное время, и с его маской удаляется, оказывается быть евреем, казненным в средние века, который днем ​​должен делать свою антисемитскую гримасу как фонтан. Пожиратель детей играет важную роль в романе L’людоеда (Немецкое название: Der Kinderfresser , перевод Marcel Schwander) по Шессе . Он является символом отца рассказчика от первого лица, который украл его детство, его первую любовь и, в конечном итоге, его волю к жизни.

Питьевая вода

Сеть питьевой воды из Energie Wasser Берн EWB поставок хорошо с питьевой водой , качество которой регулярно проверяется.

Фонтан «Пожиратель детей» в Берне: откуда взялся и как выглядит?

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Бернские фонтаны

Продолжаем отчитываться о поездке. Кое-что было здесь и здесь.

Одними из важнейших достопримечательностей Берна являются Бернские фонтаны XVI века. При этом на фонтаны в нашем понимании (например, как это выглядит в Петродворце) они совсем не похожи. Скорее это источники питьевой воды, украшенные разноцветными фигурами. Отметим, что слово «Brunnen» с немецкого может переводиться и как «фонтан», и как «источник» и как «колодец» На многих фонтанах в том или ином виде присутствует символ города – медведь, а иногда даже не один.

Начнем с карты (кликабельна)

На карте фонтаны отмечены алым цветом. Рядом с каждым фонтаном нарисован небольшой ромб с той стороны, где у фигуры лицо. Т.е., например, фонтан № 20 (Фонтан «Анна Зайлер») лучше всего фотографировать утром (конечно, если вы хотите снимать фигуру спереди, а не с филейной части)

Фонтан «Церингер» (Zähringerbrunnen) (41 – здесь и далее число в скобках соответствует номеру на плане)

Наверно, самый фотографируемый фонтан Берна. Расположен перед часовой башней, поэтому, как правило, и попадает с ней в кадр))

Читайте также:
Фото Национального парка Торрес-дель-Пайне (140 фото)

Ранее назывался Finstergässlibrunnen (что-то типа фонтан мрачного переулка) и просто медвежий фонтан. В XIX веке был переименован в честь основателя Берна Бертольда V Церингена

На щитах между кариатидами написано «Berchtholdus Dux Zeringen Bernam», «Liberam Conditit Anno MCLXXXXI», «BERCHTOLD HERZOG VON ZERINGEN HAT DIE», «STATT BERN GESTIFT IM JAHR 1191». Латынь не разумеем, но по-немецки сказано, что в 1191 году Бертольд, герцог Церингенский основал город Берн.

Если кто не понял, это мишка в шлеме. И зачем-то ему понадобилось именно два меча – ни больше, ни меньше. Но любопытно другое – на флаге и на щите изображен золотой лев, что должно было отражать герб Церингенов. На самом деле их герб не лев и даже не медведь, а красный орел.

На фотографии не разглядеть, но примостившийся внизу медвежонок лопает виноград, вызывая у меня ассоциацию с Мадридом.

Фонтан «Гонец» (uferbrunnen) (55)

До 17 века назывался Staldenbrunnen (фонтан «Крутой дороги») или Brunnen beim Untern Tor (фонтан «У нижних ворот») из-за своей близости к нижним городским воротам. Можно представить, что гонец только что вошел в город по старому мосту и остановился в тенечке передохнуть

Гонец и меч сжимает, и копье тащит… Интересно далеко ли он убежит с таким вооружением!?))) На груди скорохода Знак ГТО герб Берна …Медвежонок также с пикой и мечом заискивающе смотрит снизу вверх, как бы вопрошая: «Дядя, а почему я без штанишек?»))) «Был бы Берн подальше, продали бы и курточку».

Фольклор утверждает, что гонцом является Дурс Лербер, который однажды был отправлен с посланием к Генриху IV Наварскому. К королю Дурс обратился на бернском диалекте немецкого языка (в немецком тексте употреблено слово «kernig», которое можно перевести как «ядреный», т.е. на ядреном диалекте:) Наварский был неприятно поражен, что бернцы отправили к нему посланника, не говорящего по-французски. На что Лербер в свою очередь удивился, что французский король не говорит на бернском немецком. Неизвестно, насколько правдива эта история, но фигура никак не может изображать Лербера, поскольку была создана за 18 лет (в 1545 году) до его поступления на должность скорохода.

Фонтан «Анна Зайлер» (Anna-Seiler-Brunnen) (20)

Женщина одета по моде XVI века. Ранее фонтан назвался тюремным из-за башни расположенной позади него. Сейчас носит имя основательницы первой бернской больницы (1354 год).

Любопытно, что фигура символизирует одну из главнейших добродетелей – сдержанность (остальные три – благоразумие, справедливость, мужество).

Любопытно, что википедия называет символами «умеренности» колесо, уздечку и поводья, овощи и рыбу, чашу, воду и вино в двух кувшинах. У фигуры мы видим только кувшин, из которого некая жидкость льется в чашу)). Может быть она вино разбавляет водою!?)) Другой источник утверждает, что «Умеренность изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно – капля по капле – капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности». Ну если это «капля по капле»)))

Фонтан «Знаменосец» (Vennerbrunnen) (49)

Здесь дядька держит флаг кантона Берна. Наверно, такой фонтан и должен стоять перед ратушей. И рядом медвежонок. «Дядя, дай флаг подержать». Честно говоря, не покидает ощущения, что медвежат установили, чтобы фигуры не воспринимались чересчур серьезно. Действительно, разве можно без улыбки смотреть на маленькое чудо природы вооруженное кинжалом!?))

Любопытно, что фигура отображает не просто знаменосца (ну как мушкетера там или трубочиста), а баннерета – «в феодальную эпоху рыцарь, имеющий право вести в бой группу людей (часто также рыцарей) под собственным знаменем с изображением его собственных геральдических символов» (по крайней мере, такой перевод слова «Venner» дает википедия)

Фольклор считает, что здесь запечатлен некий Брюглер, который был знаменосцем швейцарских войск в битвах при Грансоне и Муртене во время бургундских войн. А позже стал городским головой в городе Тун.

Фонтан «Самсон» (Simsonbrunnen) (43)

Возможно, этот фонтан был построен на пожертвования гильдии мясников. Первоначально фонтан назывался Schaalbrunnen (Шаальбруннен) (от Schaal (Шааль) — старинного названия скотобойни в бернском диалекте), с 1687 фонтан стал называться «Мясник» (нем. Metzgernbrunnen), а с 1827 года фонтан получил свое нынешнее название. (вики)

Может быть, этот фонтан символизирует победу Швейцарии над Карлом Смелым бургундским.
Но это уже наши фантазии – источники об этом молчат.

Вычитал одну баечку: Местный энтузиаст от музыки, который развивал и пропагандировал музыкальную жизнь Берна в конце XIX века, помимо прочего руководил женским хором. И когда дамы пели тихо, он любил им кричать: «шире пасть». И вот, во время Бернского карнавала 1881 года, рядом с фонтаном развернули плакат: «Шире пасть» – орет Самсон в ухо льву. Он, несомненно, был дирижером»

У ног фигуры расположились папа, император, председатель кантонального совета Берна и султан, олицетворяя теократию, монархию, республику и самодержавие соответственно. Видимо, это должно символизировать, что какая бы ни была власть, она все равно подчиняется правосудию. У фигур к тому же еще и закрыты глаза, якобы из уважения. А я бы сказал, что они дразнятся…

Читайте также:
Отдых в Бодруме 2021, цены, как добраться, пляжи, погода

Любопытно, что похожая статуя находится на портале собора – только без повязки.

Клерикальное правосудие должно быть зрячим?

Фонтан «Моисей» (Mosesbrunnen) (44)

Моисей держит в руках книгу, как бы, с десятью заповедями и указывает на вторую «Не сотвори себе кумира». При этом смотрит пророк на Бернский собор. К чему бы это?)))
Здесь рога не такие характерные, как у статуи Микеланджело. Возможно, это все-таки лучи.

Фонтан «Пожиратель детей» (Kindlifresserbrunnen) (29)

По одной из версий это страшный еврейский великан, пожирающий христианских детишек. Основанием для такой версии является остроконечная шляпа, которую в средние века обязаны были носить евреи (сравнить можно здесь), а также тот факт, что ранее шляпа, ремень и рукава были желтыми (рукава, впрочем, и сейчас отдают желтизной). По этой версии скульпторы воплотили в фигуре случай, произошедший в Берне в 1288 (или 1294) году и отраженный в хронике Конрада Юстингера, как якобы евреи замучили (или принесли в жертву) христианского мальчика.

По другой версии великан – это Кронос. Тогда голые пупсики – это Гестия, Гера, Деметра, Аид и Посейдон. Правда, вряд ли, Кронос ел их в один присест))

По наиболее достоверной версии – это всего лишь страшилка для маленьких бернцев: «Придет серенький волчок в шляпе толстячок…»

У основания колонны покой великана охраняют – естественно мишки.

Фонтан «Волынщик» (Pfeiferbrunnen) (13)

Ранее располагался у гостиницы, в которой часто останавливались заезжие музыканты. Гостиница называлась «У Аиста», поэтому и фонтан носил название «аистиный». Фигура волынщика отчасти списана с гравюры Дюрера
Волынщика ради разнообразия сопровождает не мишка с пушкой, а обезьянка с флейтой.

Практически во всех источниках написано, что во время реставрацию фонтана в XIX не могли понять, что написано на пергаменте, прикрепленному к бревну, поэтому там написали: «Акт о свободах волынщиков. 1507 год». Мы, к сожалению, как ни рассматривали статую, как не увеличивали фотографию, надпись так и не разглядели((( Может не там искали…

Этот волынщик – фигура любопытная. Также как и у состоящих на службе у города гонцов, полицейских, каменщиков и т.п. на нем надет городской (ну не могу я написать, как в оригинале красно-черный или хотя бы темно-красный; я ж не дальтоник) костюм. А вот ботинки у него порвались и дырка на коленке…

Фонтан «Риффли» (Ryfflibrunnen) (12)

Фигура представляет собой арбалетчика, причем не простого, а золотого капитана арбалетчиков. Забавно, что медвежонок оказался более продвинутым и заряжает ружье. Ну и что, что кремниевое, все равно прогресс на морду лицо))

По одной из версий этого капитана звали Антон Гюдер. И более ничем он и не знаменит – по крайней мере никаких ссылок на него в другом контексте мы не нашли.

Забавнее другая версия: этого стрелка звали Рифли (правда, он был-таки простым стрелком, а не капитаном – ну да ладно). Об этом стрелке поведал уже упомянутый выше Конрад Юстингер. Итак, в 1339 году после битвы при Лаупене, в которой бернцы с союзниками победили Габсбургов и бургундцев, бернцы решили осадить замок Бургиштайн (так он выглядит сейчас), принадлежащий союзнику бургундцев рыцарю Йордану III фон Бургиштайн. В какой-то момент этому Йордану показалось, что бернцы отступают (толи он дезертиров углядел, толи сыра с плесенью переел). Высунулся, сдуру, он из окна и начал потешаться над бернцами: «Видать, хорош был тот кузнец, который войну с бернцами выковал». Рифли шутку юмора не оценил (признаемся мы тоже) и залепил ему стрелой с криком: «Тот биль хороший кузнец, кто эту стрилу выковал». Как бы там ни было, на капители размещены пара ухмыляющихся и пара серьезных масок в память (если можно так выразиться) рыцаря Йордана.
Примечание: может быть кто-нибудь переведет выкрик Йордана лучше (“Das ist ein guter Schmied gewesen, der diesen Krieg über die Berner geschmiedet hat”)?

Фонтан «Стрелок» (Schützenbrunnen) (28)

Капитан стрелков стоит на постаменте с флагом общества стрелков-мушкетеров. Медвежонок, выглядывая из своеобразной бойницы, целится в прохожих. Стрелок тоже целится…гульфиком. Модный берет свидетельствует о том, что капитан идет на гулянку. Интересно, а где ружье стрелка? На спине (при большом приближении) можно увидеть год изготовления фигуры – 1543.

Фонтан Лен (Lenbrunnen) (50)

В Берне есть фигуры на любой вкус. Но если вам чего-нибудь не хватает, то вот

Здесь может быть ваша реклама и девушка с веслом и Ленин без броневика))))

Фонтан «Пожиратель детей» в Берне: откуда взялся и как выглядит?

На очереди у нас Берн ― столица Швейцарии и, как говорят, скучнейший город Европы. Это утверждение мы постараемся опровергнуть — «ЧасКор» продолжает цикл «Городские легенды» ― альтернативный туристический гид по городам Европы. Нас ждут вечные охотники и голосующие призраки, дракон под горой и медведи, ставшие причиной мирового финансового кризиса.

Читайте также:
Частный сектор в Крыму, цены

В классической киноленте «Третий человек» персонаж Орсона Уэллса произносит знаменитую фразу: «В Италии, в тридцатилетний период правления Борджиа были конфликты, террор, убийства, кровопролитие, — и они дали миру Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Ренессанс. А Швейцария с её братской любовью, пятью столетиями мира и демократии, что она дала миру? Часы с кукушкой».

Швейцария обычно представляется чрезвычайно приятной для проживания, но чертовски скучной страной. Ну, в самом деле: часы, сыр, банкиры. Что ж, в надежде развеять эти стереотипы мы отправляемся в столицу Швейцарии — Берн и окружающий его одноимённый кантон.

Гримменштайн

Нашу экскурсию по Берну и окрестностям мы начнём с пригородов. Если вы, к примеру, прибываете в Берн из любого другого европейского города, скорее всего, вы едете на поезде. Причём, ехать вы, скорее всего, будете по направлению Базель-Берн: и по пути увидите поросший травой холм с руинами — бренные останки замка Гримменштайн.

Когда-то им владел великий охотник, столь любивший убивать животных, что однажды нарушил даже субботний запрет на охоту. Жена долго просила его остаться дома, но он лишь посмеялся.

В тот день трофеем хозяина Гримменштайна стали маленькая самка оленя с детёнышем. Но как только он убил их, из ниоткуда появился гигант. Пригрозив охотнику кулаком, он сказал, что олени отомщены, и исчез с их телами.

Вернувшись домой, хозяин Гримменштайна обнаружил, что жена и дети умирают от ран, будто бы нанесённых его охотничьим ножом, — такие же раны он нанёс оленям. С тех пор в смутные времена, когда Бернскому кантону угрожают война и несчастья, Гримменштайнский охотник поднимается из могилы и тёмной грозовой тучей проносится по холмам, подстерегая случайных прохожих.

В этой легенде явно заметны следы кельтских верований, а также охоты Одина. Так или иначе охота на дикого зверя — ключевой символ для Берна.

Тема охоты нас не оставит: удивительно, но миролюбивые швейцарцы на протяжении всей истории, кажется, только и делали, что охотились на всевозможных мифических и не очень животных. Наша следующая остановка — Бургдорф, в окрестностях которой когда-то братьями Синтрамом и Бальтрамом, сыновьями герцога Ленцбургского, был обнаружен настоящий дракон.

Когда дракон заглотил Бальтрама, Синтрам не испугался и распорол его брюхо. Оттуда выскочил живой и здоровый брат, и вместе они добили зверя. В этом же Бургдорфе и начинается история Берна. Именно здесь в XII веке в нём правил Бертхольд V, основавший город Берн на реке Аарн в месте, где он убил несколько медведей. По одной из легенд, он назвал город в честь убитых зверей. По другой, — в честь своего предка и кумира, Дитриха Бернского (или Веронского).

С тех пор медведь воцарился на гербе города, присутствует на многочисленных статуях и даже специально разводится на, простите, медвежатне в центре города. Считается, что пока живы медведи в медвежатне, мир не поглотит тьма, а городу не грозит разрушение, ведь они — потомки того самого медвежонка, которого Бертхольд пощадил во время своей охоты.

Организованная в 1531 году медвежатня (Barengraben) пользовалась колоссальным успехом — сюда захаживали императоры и короли, Александр Дюма, Эйнштейн и Ленин. Увы, в 2009 году контора закрылась — последних двух медведей отправили в лазарет, а мир, что вы думаете, и впрямь захлестнул экономический кризис.

Медвежатня: Grosser Muristalden 4, 3006, Берн

Но вот мы и прибыли на вокзал, осмотрелись, забросили вещи в гостиницу и пошли по туристическим маршрутам. Они непременно приведут вас к Мюнстерплатц и кафедральному собору Мюнстер, уютно расположившемуся между Мюнстерграссе и Мюнстерпроменаде.

Собор — великолепный образец позднеготического стиля, прекрасный и снаружи и изнутри. Строительство собора началось в середине XV века. Сейчас перед ним стоит статуя Рудольфа фон Эрлаха, национального героя и одного из отцов современной кантональной республики, изгнавшего в 1802 г. из Берна мятежное Гельветское правительство. До подвигов бравого генерала на этом месте красовалась деревянная статуя святого Кристофора: её установили после того, как из недостроенного собора были украдена серебряная утварь; бернцы полагали, что гигантский святой защитит церковное имущество.

Разумеется, после следующей кражи недовольные горожане решили наказать святого — статую сослали в башню, носящую его имя; к тому же, стоя напротив фонтана Давида, она была прозвана Голиафом. Ну а после того, как в XIX веке башня была разрушена, голову святого отправили в городской музей.

Где: Münsterplatz, 3011

Киндлифрессер

У маленького Берна вообще страсть к великанам. Об этом свидетельствует не только статуя Кристофора, но и другая известная достопримечательность: фонтан поедателя детей.

Великан засовывает в рот маленького ребёнка, — тема для диссертации по психоанализу; но это не фрейдистская работа, а древний артефакт: фонтан был построен в 1546 году. О том, кого он, собственно, изображает, спорят до сих пор: то ли это предупреждение евреям Берна (у великана шляпа, напоминающая еврейскую Judenhut, которую они были вынуждены носить в те дни; такую же шапку должны были носить чернокнижники и маги — то есть, как раз наиболее опасный для детей контингент), то ли изображение греческого бога Хроноса, то ли — старшего брата герцога Берхтольда (который от сознания того, что младший брат превзошёл его во всех начинаниях, сошёл с ума и в приступах ярости пожирал детей, встреченных на улице — чтобы никто больше не страдал от зависти к младшим).

Читайте также:
Расписание рейсов аэропорта Псков

(Хронос, пожирающий детей, в изображении Гойи и Рубенса)

А может это и просто масленичный персонаж средневековых празднеств. Так или иначе, прогуливающаяся вокруг памятника старушка порекомендует вам близко к нему детей не подводить. Чёрт их знает, что и как они там строили, в XVI веке…

Голосующие призраки и кобольды-сыровары

В погожий день сам бог велел взять машину и отправиться на прогулку по окрестностям Берна: город невелик, а кантон крайне живописен. Имеет смысл оставить где-нибудь машину и прогуляться пешком по окрестным холмам. Будьте осторожны — Baselbeieter Sagen сообщает, что в окрестностях Берна обитает загадочное привидение девушки в короткой кожаной куртке. Призрак обычно голосует у дороги, но если у машины нет задних дверей, путешествующий автостопом дух её проигнорирует.

А вот если окажетесь в районе коммун Бельп и Гельтерфинген, вполне можете повстречать настоящего швейцарского кобольда, — Берн в наши дни они посещают редко.

Если в Скандинавии всё больше верят в троллей-йотунов, а на британских островах — в фей и эльфов, то главным существом, своего рода символом Швейцарии всегда были кобольды.

Люди холмов — маленькие, живые и весёлые, — славились они, прежде всего, изготовлением изумительного сыра из молока серны. Кстати, увидеть живую серну сейчас непросто, но вот полюбоваться на её скелет (а заодно скелеты множества других интересных созданий) можно в местной Кунсткамере — бернском музее естественной истории.

Популярность кобольдов легко объяснима: их главной целью было помогать людям по дому и подкармливать голодающих детей: считалось, что кобольды оставляют под дверью ягоды, а их волшебный сыр вырастает сам собой после того, как его надкусили.

Что ж, если этому швейцарцы ещё не научились, то уж во всяком случае, какие-то секреты производства сыра они у своих волшебных соседей явно переняли.

Кстати, главным собирателем легенд и преданий о кобольдах был бернский профессор Уисс. Он записывал истории, рассказанные крестьянами, иногда придавая им стихотворную форму, но ничего не добавляя от себя. Наиболее сильна вера в кобольдов в горных районах Швейцарии (так как именно в горах, по преданиям, обитает волшебный народ).

Впрочем, Уисс уверял, что множество историй о кобольдах происходят именно из кантона Берн, а конкретнее — из упомянутых коммун Бельп и Гельтерфинген (округ Зефтиген), — именно там, по преданиям, находится центр королевства кобольдов и главные двери, через которые в него можно попасть.

Где: Belp, Gelterfingen

Пещера святого Беатуса

Если вам более по душе реальные артефакты, а не мифические создания, которых ещё надо повстречать, то вместо Бельпа вам стоит отправиться в коммуну Интерлакен. Здесь находится пещера Св. Беатуса с единственной в мире мумией летучей мыши.

По легенде Беатус, христианский святой I—II веков нашей эры, решил стать отшельником и приглядел эту пещеру в качестве места своего обитания. К сожалению, пещера оказалась занята: права на ценную жилплощадь предъявил страшный и ужасный дракон, живший здесь, просим заметить, задолго до святого.

Квартирный вопрос привёл к ссоре. Дракон в качестве аргумента использовал огненное дыхание, а святой — крест и воззвание к Святой Троице. Вмешательство небесного начальства привело к немедленному умопомешательству несчастного дракона, который в расстроенных чувствах бросился в Тунское озеро, подняв облако пара.

По легенде именно этот пар и сварил заживо обитателей пещеры, включая уже известную нам летучую мышь, а также пару пещерных медведей и прочую живность, — за исключением, конечно, святого, находившегося под особой божественной защитой.

Сейчас действия древнего святого вполне можно охарактеризовать термином «рейдерский захват», да и сам Беатус давно утратил былую популярность, — так или иначе, современные исследователи полагают, что причиной естественной мумификации обитателей пещеры был вовсе не горячий, а холодный воздух, точнее его циркуляция.

В ХХ веке появилась даже версия, что на самом деле дракон благородно уступил святому пространство и выхода, а сам уполз поглубже в землю высиживать потомство. Связана она, по всей видимости, с новыми спелеологическими исследованиями пещеры — уже в ХХ веке выяснилось, что пещера уходит вглубь на много километров, перерастая в сложную подземную систему залов и коридоров, — одну из немногих на планете, до сих пор как следует не изученную.

Так что, дракон с вылупившимся потомством ещё вполне может обнаружиться.

Где: Beatushöhlen-Genossenschaft, 3800 Sundlauenen

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: