Мечеть Имама Али в Эн-Наджафе — подробная информация с фото

Про Мечеть имама Али в Эн-Наджафе

В Эн-Наджафе или Ан-Неджефе или Неджефе (Ирак), в центре города находится мечеть имама Али (двоюродного брата пророка Мухаммеда) с его блистательным золотым куполом и минаретами. Для мусульман-шиитов мечеть имама Али является третьей по значимости исламской святыней в мире после Мекки и Медины. Прочитав статью, вы узнаете, кто такой имам Али. А также вы познакомитесь с тем, как выглядит Мечеть имама Али в Эн-Наджафе.

1. Кто такой имам Али?

Прежде, чем ответить на вопрос, а кто такой имам Али, обратимся к одной из страниц в истории ислама. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году разгорелся конфликт по поводу того, кто должен сменить его на посту лидера ислама. Некоторые (позже названные шиитами) говорили, что это должны быть потомки пророка.

В то время как другие (сунниты) утверждали, что община должна выбрать лидера. Позже это существенное различие привело к разделению между шиитским и суннитским исламом, которое сохранилось и по сей день.

Сподвижники пророка Мухаммеда, тесно связанными с ним либо по крови, либо по браку, принимали титул халифа (буквально «тот, кто следует»). А исламское государство под руководством халифа, называлось халифат. Имам — это кровный потомок пророка Мухаммеда.

Когда в 632 году умер пророк Мухаммед началась эпоха четырёх праведных халифов. Одним из них был Али ибн Абу Талиб или имам Али (двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда). Он был назначен носителем послания пророка.

Имам Али был убит в дверях мечети в Куфе Муавия I в 661 году, который стал основателем династии Омейядов. Отметим, что эта династия халифов нанесла большой ущерб исламу. Время их правления (661 по 750 годы) стало периодом угнетения истинно верующих мусульман. При Омейядах очертания исламского мира простирались от Атлантики на западе до Индии и Центральной Азии на востоке.

Имам Али после своей смерти стал великим святым и мучеником для шиитов.

2. Какую историю имеет Мечеть имама Али в Эн-Наджафе?

Гробница имама Али, как говорят, была обнаружена в Эн-Наджафе около 750 года Давудом Бен Али Аль-Аббасом. Храм был построен над гробницей Азодом Эддоулем в 977 году, но позже он сгорел. Храм был восстановлен сельджукским Малек-Шахом в 1086 году, а ещё раз восстановлен Исмаил-Шахом, Сафавидом, примерно в 1500 году.

На протяжении большей части своей истории город Неджеф в Ираке стремился избегать политики. Однако в 1970-х годах он встал на сторону иранского аятоллы в его религиозно-политическом революционном движении. Аятолла Хомейни жил в изгнании в Эн-Наджафе с 1965 по 1978 год, где он возглавлял оппозицию шаху в Иране.

Большая часть святынь Неджефа была разрушена и разграблена иракским правительством, которое до недавнего времени было преимущественно суннитским. Многие подозревают, что золото и драгоценности, украденные из святыни Али, лично обогатили семью Саддама Хусейна. Однако после того, как его армия жестоко отбила Неджеф после восстания в 1991 году, Хусейн восстановил разрушенные им святыни.

В феврале 1999 года старший священнослужитель Неджефа Мухаммад Садик ас-Садр был убит вместе со своими двумя сыновьями в Багдаде. Иракское правительство утверждало, что поймало и казнило убийц (все шииты). Многие обвиняли в убийствах режим Саддама.

Эн-Наджаф сыграл значительную роль и в XXI веке. Он был захвачен американскими войсками 3 апреля 2003 года. 29 августа 2003 года во время молитвы у мечети имама Али взорвался заминированный автомобиль, в результате чего погибло более 80 человек. Никто не взял на себя ответственность, а Хусейн отрицал свою причастность к записанному на пленку сообщению из своего тайного места.

Город Эн-Наджаф снова стал полем битвы во время восстания армии Махди летом 2004 года, в результате чего святыни были повреждены. 10 августа 2006 года террорист-смертник взорвал себя возле храма, убив 40 человек.

3. Что собой представляет Мечеть имама Али в Эн-Наджафе сегодня?

В центре Эн-Наджафа находится мечеть имама Али, также известная как Мешед Али или гробница Али. Мечеть была построена над могилой (реальной или символической) и усыпальницей имама Али, мученического зятя пророка Мухаммеда.

Святыня Али является третьей по значимости святыней в мире для мусульман-шиитов и главным местом их паломничества. Заметим, что сунниты таким местом считают Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Читайте об этом месте здесь:

Мечеть имама Али сверкает золотом. 7777 плиток чистого золота покрывают купол. Два минарета, высотой 35 метров, имеют в своём оформлении по 40 000 золотых плиток. Внутри мечеть украшена роскошью, типичной для шиитских мечетей, с неоновыми огнями, отражающимися от зеркальных плиток и кованых серебряных стен. В мечети хранится, часто разграбляемая, сокровищница драгоценных предметов, пожертвованных султанами и другими преданными на протяжении многих лет.

Читайте также:
Авиапарк Ютэйр: возраст самолетов

Многие шииты приносят своих умерших к гробнице Али. Они несут гроб вокруг саркофага перед погребением.
Наджаф включает в себя несколько других святынь, в том числе мечеть, отмечающую место, где Али был замучен. Существуют также ячейки для суфийских мистиков, которые образовали тут монашеские общины.

К северу от мечети имама Али находится Вади Ас-Салам («Вади мира») — самое большое кладбище в мусульманском мире, а возможно, и во всём мире. Здесь находятся могилы нескольких пророков, а также могилы миллионов мусульман-шиитов. Они были похоронены здесь, чтобы воскреснуть из мёртвых вместе с имамом Али в Судный день.

Вот так выглядит третье священное место ислама для шиитов, мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак)!

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!

Мечеть Имама Али – Imam Ali Mosque

  • Суннитский взгляд на Али
  • Шиитский взгляд на Али
  • Место рождения
  • Первая Фитна
  • Убийство
  • Хронология жизни Али
  • Алиды
  • Событие Гадира Хумма
  • Нахдж аль-Балага
  • Аль-Гадир
  • Калам-э-Маула
  • Зульфикар
  • Мечеть Имама Али
  • Гурар аль-Хикам ва Дурар аль-Калим
  • Военная карьера Али
  • Али как халиф
  • Четырнадцать непогрешимых
  • Имам (Двенадцать имамов)
  • Али в Коране
  • Рашидун Халиф (РашидунХалиф)
  • Преемственность Мухаммеда
  • v
  • т
  • е

В Святилище Имама Али (арабский: حَرَم لْإِمَام عَلِيّ ابن ابو فراس ‎, романизированный: Тарам аль-Шимам Али), также известный как Мечеть Али (арабский: مَسْجِد عَلِيّ ‎, романизированный: Масджид Али), находится в Наджаф, Ирак, это Шиитский Мусульманин мечеть размещение гробницы Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат Мухаммад и первый Шиитский имам после него, а четвертый Суннитский Рашид Халиф. В соответствии с Шиитский вера [1] рядом с Али в этой мечети похоронены останки Адам и Нух (Ной). [1] [2] Каждый год миллионы паломников посещают святыню и отдают дань уважения Имам Али.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Религиозный статус и округа
  • 3 Архитектура и декор
  • 4 События 2003–2006 годов
  • 5 Галерея
  • 6 Смотрите также
  • 7 Рекомендации
  • 8 внешняя ссылка

История

В Абасидский халиф Харун ар-Рашид построил первое строение над могилой Имам ‘Али в 786 году, который включал зеленый купол.

Калиф Аль-Мутаваккиль затопило это место в 850 году, но Абу’л-Хайджа, Хамданид правитель Мосула и Алеппо, перестроил святыню в 923 году, включив в нее большой купол.

В 979–980 гг. Династия Буидов Шиитский суверен ‘Адуд аль-Даула, расширил святыню, в которую вошли кенотаф над могилой и новый купол. Это включало вешалку текстиля и ковров. Он также защищал Наджаф стеной и цитаделью, обеспечивая воду из Евфрата через канат.

Сельджук Султан Малик-Шах I вложил большие дары в святыню в 1086 году, как и халиф Ан-Насир.

В визирь Шамс ад-Дин Джувайни добавлены помещения для обслуживания паломников в 1267 г., а султан Газан Хан добавили крыло Дар ас-Сияда для сайиды в 1303 г.

Пожар уничтожил святыню в 1354 году, но был восстановлен около 1358 года. Джалаирид Султан Шейх Авайс Джалаир. Он также предал останки своего отца, Хасан Бузург во дворе. Тимур приказал восстановить святыню после посещения Наджафа. Сулейман Великолепный также предложили подарки, которые, вероятно, помогли восстановить святыню после посещения в 1534 году. Сефевид Шах Исмаил I посетил в 1508 году, но это было Аббас I который дважды посетил Наджаф и поручил 500 мужчинам восстановить храм в 1623 году. Реставрацию завершил его внук Шах Сафи ад-Дин в 1632 году. Эта реставрация включала новый купол, расширенный двор, больницу, кухню и приют, чтобы вместить многочисленных паломников. Кенотаф был восстановлен в 1713 году, а купол стабилизирован в 1716 году.

В 1742 г. Надер Шах позолоченный купол и минарет, [3] и это было записано Насралла аль-Хаери в его знаменитом стихотворении, iḏhā hāmak al-dahra yawman wa jārā (арабский: إذا ضامك الدهر يوماً وجارا ‎). [4] [5] Жена Надер-шаха заплатила за восстановление стен и внутреннего двора, а также за ремонт здания. айван фаянс. В 1745 году айван перестроили под позолоту. Мукарнас девяти ярусов. В 1791 году каменный пол покрыл гробницы во дворе, создав для них погреб.

Читайте также:
Национальный парк Сиретоко, Япония — подробная информация с фото

В Османский Султан Абдулазиз восстановил Портал с часами (Баб ас-Саа) и Портал Муслима Ибн ‘Акиля в 1863 году, а первый был позолочен в 1888 году Каджар Султан Насер ад-Дин Шах Каджар. [6] В 1886 году султан Насер ад-Дин также отремонтировал купол, потому что в нем были разрывы из-за погоды.

Ибн Баттута посетил святыню в 1326 году, отметив, что он «покрыт коврами из различных видов шелка и других материалов и содержит канделябры из золота и серебра, большие и маленькие». Между тремя гробницами «золотые и серебряные блюда, содержащие розовую воду, мускус и различные ароматы. Посетитель окунает в них руку и в качестве благословения намазывает им лицо». [7] Среди первых европейских посетителей Карстен Нибур в 1765 г., Уильям Лофтус в 1853 г. и Иоганн Людвиг Буркхардт в 1864 г. [6] : 79

Во время мартовского восстания 1991 г. Война в Персидском заливе, Саддам Хусейнс Республиканская гвардия повредил святыню, где были загнаны в угол члены шиитской оппозиции, штурмовав святыню и уничтожив практически всех ее обитателей. После этого святыню закрыли на два года официально на ремонт. Саддам Хусейн также депортировал в Иран большое количество жителей этого района иранского происхождения.

Религиозный статус и округа

Как место захоронения второй по значимости фигуры шиитского ислама, [8] Эта мечеть считается всеми шиитами четвертым священным местом в исламе. [8] [9] [10] [11] [12] [13] В Бостон Глобус сообщает “для мусульман-шиитов Наджаф является четвертый по святости город, позади Мекка и Медина в Саудовская Аравия и мечеть Аль-Акса в Палестине “. [14] [15] [16] По оценкам, только Кербела, Мекка и Медина получают больше Мусульманские паломники. [14] А хадис приписывается Джафар ас-Садик, то Шестой имам Шиитский имам, упоминает это место как одно из «пяти святых мест, которые мы очень уважаем». [9]

Это место ежегодно посещают в среднем не менее 8 миллионов паломников, а в ближайшие годы их число увеличится до 20 миллионов. [17] Многие шииты считают, что ‘Али не хотел, чтобы его могила была осквернена его врагами, и поэтому попросил своих друзей и семью тайно похоронить его. Предполагается, что это секретное место захоронения было обнаружено позже во время Аббасид халифата Ас-Садика. [18] Большинство шиитов признают, что Али похоронен в мечети Имама Али, на территории нынешнего города Наджаф, который вырос вокруг святыни. [19]

Из Ас-Садика также передают, что мечеть Имама Али является третьей из пяти святые места: Мекка, Медина, Мечеть Имама Али в Наджафе, Храм Имама Хусейна в Кербеле, а Святыня его дочери Фатима в Кум. [20]

“Бог избрал эту землю [Наджаф] обителью Пророков. Я клянусь Богом, что нет никого более благородного, чем Командующий верующими [Али] когда-либо жил там после (времен) своих очищенных отцов, Адам и Нух “. [21]

Архитектура и декор

Мечеть известна своим большим куполом. Возле его большой двери два минарета. Большой купол покрыт 7777 кирпичными плитами, выкрашенными золотом, а также бирюзовыми мозаиками, которые покрывают боковые и задние стены. [ нужна цитата ]

Вход в святыню осуществляется через три главных монументальных портала на восточной, северной и южной сторонах, которые называются Главным или Часовым порталом, порталом аль-Туси и порталом Кибла соответственно. Есть два дополнительных монументальных портала: Портал Муслима Ибн ‘Акиля, к северу от Часовых ворот, и Портал аль-Амара, или портал аль-Фарадж, в юго-западном углу. Внутренний двор окружает внутреннюю святыню, а внутренняя святыня соединена на западе с мечетью Ар-Ра. Внутренняя святыня представляет собой большой куб с скошенный края, увенчанные куполом в форме луковицы высотой 42 м (138 футов) и окруженными двумя минаретами высотой 38 м (125 футов). [6] : 88–91

События 2003–2006 годов

Поскольку вторжение в Ирак посредством Военные США в 2003 г. на мечеть произошел еще ряд нападений:

  • 10 апреля 2003 г., лидер шиитов. Сайед Абдул Маджид аль-Хоэй, сын великого аятоллы Абу аль-Касим аль-Хой, погиб возле мечети. Аль-Хоэй вернулся из ссылки в Великобритании, чтобы способствовать сотрудничеству с Оккупация Ирака под руководством США.
  • 29 августа 2003 г. автомобильная бомба взорвался возле мечети как раз в тот момент, когда заканчивались основные пятничные молитвы. Погибло от 85 до 125 человек, в том числе влиятельный аятолла. Сайед Мохаммед Бакир аль-Хаким, шиитский лидер Высший совет исламской революции в Ираке. Считается, что взрыв был произведен Абу Мусаб аз-Заркави. [нужна цитата]
  • 24 мая 2004 г., неустановлен. ступка Огонь поразил святыню, повредив ворота, ведущие к могиле Имама Али.
  • 5 августа 2004 г., Муктада ас-Садр и Армия Махди захватил мечеть и использовал ее в качестве военной базы для нападений на иракскую полицию, правительство провинции и силы коалиции. В конце концов боевые действия завершились мирным соглашением. Хотя соседним зданиям был нанесен значительный ущерб, сама мечеть получила лишь поверхностные повреждения от шальных пуль и осколков.
  • 10 августа 2006 года террорист-смертник в поясе со взрывчаткой взорвал себя возле святыни, в результате чего 40 человек погибли и более 50 получили ранения.
Читайте также:
Где находится Потемкинская лестница. Местоположение Потемкинской лестницы на карте Одессы и описание

Ан-Наджаф Посмотреть на карте

Страна Ирак
Координаты Координаты: 31°59′21″ с. ш. 44°19′28″ в. д. / 31.989167° с. ш. 44.324444° в. д. (G) (O) (Я)31°59′21″ с. ш. 44°19′28″ в. д. / 31.989167° с. ш. 44.324444° в. д. (G) (O) (Я)
Население 900 600 тыс. человек (2008)

ан-Наджаф (ан-Неджеф, Неджеф; араб. ) — город на юге Ирака, примерно в 160 км к югу от Багдада, на правом берегу реки Евфрат; столица провинции Наджаф. Население — 900 600 человек (по оценкам 2008).

Торгово-транспортный центр на пути в Саудовскую Аравию.

По преданиям, основан в 791 халифом Харуном ар-Рашидом.

Крупнейший на юге Ирака священный город мусульман-шиитов, место их паломничества к гробнице халифа и первого имама шиитов Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада. Центр шиитской политической жизни в Ираке. По количеству мусульманских паломников, посещающих этот город ежегодно, уступает лишь Мекке и Медине.

Достопримечательности

Главный архитектурный памятник города — мавзолей-мечеть имама Али.

Среди хранящихся в мавзолее имама Али предметов — 550 манускриптов Корана, в том числе экземпляр, написанный, рукой самого Имама. Кроме того, там хранятся также 420 ювелирных украшений — короны, ожерелья и другие изделия из золота, инкрустированные драгоценными камнями, 214 золотых подсвечников и кадильниц, редкая коллекция из 325 ковров.

Недалеко от мавзолея имама Али расположена так называемая Долина мира (Вади ас-Салам) — гигантское шиитское кладбище, куда свозят для захоронения покойных не только со всего Ирака, но и из других стран, где распространен шиизм. Для шиитов считается почётным быть похороненным рядом с Имамом Али, в ожидании Судного дня. Здесь же находятся могилы нескольких других Исламских пророков.

Мавзолей-мечеть Али в Эн-Наджафе

В течение многих веков вокруг святыни было возведено множество больниц, школ, библиотек, суфийских монастырей, что превратило город в центр шиитской теологии. В годы правления Саддама Хусейна многие из них были сильно повреждены, когда прямо через центр Долины мира было проложено шоссе.

История

Во времена Османской империи город подвергался постоянным набегам арабских кочевых племён и испытывал трудности с водоснабжением, в связи с чем резко упала численность постоянных жителей. Проблемы с водой были решены к началу XIX века, но к этому времени город уже утратил своё значение как центр паломничества и восстановил его лишь во второй половине XX века.

Современность

При Саддаме Хусейне религиозная деятельность иракских шиитов подвергалась ограничениям, учитывая доминирующее положение представителей суннитского направления ислама и близость шиитов по своим религиозным верованиям к соседнему Ирану.

В 1991 году, во время Войны в Заливе, в ан-Наджафе вспыхнуло массовое восстание, жестоко подавленное иракской армией. Городу были причинены значительные разрушения, но он был восстановлен. Тем не менее жители ан-Наджафа сохранили неприязненное отношение к Саддаму Хусейну.

В феврале 1999 года был убит духовный лидер ан-Наджафа Мохаммед Садек ас-Садр и двое его сыновей. В убийствах обвинили режим Саддама Хусейна. Дело отца продолжил его сын, молодой радикальный лидер Муктада ас-Садр.

Во время американского вторжения в 2003 году город был окружён наступающими войсками, 26-27 марта под городом произошёл самый ожесточённый бой с начала вторжения, но не подвергался штурму из опасения политических последствий и сдался без боя дней через десять, почти одновременно с падением Багдада.

В Багдаде существует район (так называемый «Садр-сити», именуемый так в честь Садека ас-Садра), населённый примерно 2 миллионами шиитов, которые считают себя автономными от центральных властей и выполняют распоряжения Муктады ас-Садра, поступающие из ан-Наджафа.

Ан-Наджаф стал оплотом шиитских повстанцев, возглавляемых Муктадой ас-Садром. Вооружённые отряды, которыми он руководит, именуют себя «Армией Махди» (у шиитов Махди — это мессия, спаситель, так называемый «скрытый» имам, который, по преданию, бесследно исчез в детском возрасте, но появится перед «концом света» и восстановит на земле справедливость).

Читайте также:
Собор Африканской Богоматери в Алжире — подробная информация с фото

В апреле-мае 2004 года «Армия Махди» развернула хорошо скоординированное восстание по всему центральному и южному Ираку в попытке установить контроль над страной до планировавшейся на 30 июня передачи власти новому иракскому правительству. Восстание завершилось перемирием с американскими оккупационными властями. Муктада ас-Садр повысил свой авторитет и закрепился в Эн-Наджафе, который вошёл в зону ответственности польского контингента многонациональных сил.

В августе 2004 года город вновь стал ареной боёв (см. Битва при ан-Наджафе (2004)).

Али ибн Абу Талиб: достоинства четвёртого праведного халифа

Али ибн Абу Талиб (р.а.) – один из самых уважаемых мусульман, который внёс в историю развития ислама большую лепту. Многие судьбоносные моменты первых лет распространения религии Аллаха связаны с его личностью.

Полное имя Али (р.а.) звучит как Али ибн Абд Манаф ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Ввиду того, что его отец носил прозвище «Абу Талиб», к имени Али чаще добавляли именно его – Али ибн Абу Талиб (р.а.). Кроме того, у него ещё было несколько собственных прозвищ – Хайдар («лев»), Муртада («заслуживший довольство»). Последнее ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али – Абу Талиб – был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – Абдуллаха. После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на Хадидже (р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия – кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный религиозно-политический конфликт, проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.). Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой – Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) – Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) сравнивает Али (р.а.) с Харуном (а.с.), который был наместником Мусы (а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени Абдулла ибн Мактум, которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

Читайте также:
УФМС Республики Хакасия: как записаться на прием, документы

4. В сборнике хадисов имама аль-Албани «Мишкат аль-Масабих» приводится хадис, где Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорит следующие слова: «Тот, чьим покровителем являлся я, будет пользоваться защитой и со стороны Али. О Всевышний Господь, будь другом тому, кто является другом Али, и врагом, кто враждует с Али». Шииты также склонны трактовать это изречение в пользу мнения, что именно Али (р.а.) должен был стать первым праведным халифом, не уступая место ни Абу Бакру, ни Умару, ни Усману (да будет доволен ими Всевышний!). На это весьма претенциозное утверждение можно ответить следующими аргументами. Во-первых, слово «покровитель» не означает ни в коей мере степень превосходства. Во-вторых, в хадисе идёт речь о покровительстве сразу в двух мирах. Если это так, то Пророк Мухаммад (с.г.в.) должен был поделиться властью с Али (р.а.) уже при своей жизни, однако этого, как мы знаем, не произошло. В-третьих, нельзя однозначно трактовать этот хадис в рамках властных отношений, потому что в нём употреблено слово «друг», которое необходимо рассматривать в русле морально-нравственных отношений. Если бы Посланник Господа миров (с.г.в.) имел в виду покровительство в политическом смысле этого слова, то что мешало ему прямым текстом указать на это?

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё при жизни (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима. Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф (мусульманское кладбище этого города представлено на фото), который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Мавзолей Саманидов

Один из самых древних бухарских памятников архитектуры — мавзолей Саманидов — возведен на обширной территории, которая в прошлые века служила местом захоронения усопших. Согласно историческим сведениям, мавзолей возник в конце X века на территории кладбища. Его строительством руководил Исмаил Самани, родоначальник известной династии, которая занимала трон более века, в период с 875 по 999 годы. Это была последняя персидская династия, правившая в Центральной Азии. Интересно, что именно правление Саманидов считается временем расцвета экономической и культурной деятельности государства.

Историки утверждают, что Исмаил Самани приказал построить мавзолей в память о своем отце. Затем сооружение стало усыпальницей и других представителей благородного рода. Здесь же покоится и сам Исмаил Самани, а также его внук. Об этом свидетельствуют надписи у центрального входа в здание.

Мавзолей известен не только своей необыкновенной красотой, но и внушительным возрастом. Это древнейший из всех архитектурных памятников Средней Азии, отражающий исламские зодческие традиции. Тем не менее, отступление от устоев религии в облике здания есть.

Реставрационные работы помогли сохранить облик мавзолея. Они были проведены в XX веке после обнаружения архитектурного памятника, который был почти полностью скрыт под двумя метрами культурного слоя. Сохранению мавзолея помогли и его стены, толщина которых составляет почти два метра.

По отзывам туристов, стоимость прохода в мавзолей Саманидов составляет 4 000 — 4 500 сум, попасть внутрь можно ежедневно, с 08:00 до 17:00 часов. Однако интереснее всего рассматривать его снаружи. Рядом с мавзолеем растет дерево, согласно преданиям, являющееся ровесником сооружения.

Архитектура

Усыпальница Саманидов декорирована в лучших традициях среднеазиатской архитектуры. Основным материалом для возведения постройки послужил обожжённый кирпич. По форме мавзолей — это ровный квадрат, каждый угол которого обозначен стройной колонной без декора. Колонны служат опорой для огромной аркады, состоящей из 40 арок — по 10 с каждой стороны квадрата. По углам кровли расставлены небольших размеров купола, а между ними, в самом центре, возвышается главный купол. Арки в углах внутри помещения создают форму восьмиугольника.

Мавзолей имеет форму куба — символа устойчивости и Земли, а купол над ним олицетворяет небосвод. Соединение этих двух форм символизирует единство вселенной и воспроизводит ее модель. Множество элементов архитектуры сооружения характерно для зороастрийских храмов огня.

Читайте также:
Где находится Музей естественной истории в Лондоне. Местоположение Музея естественной истории в Лондоне на карте Лондона и описание

Кирпич на стенах здания выложен фигурно, кирпичные столбики чередуются — горизонтальные сменяются вертикальными, затем наоборот. Таким образом, создается узор, похожий на плетенку. Орнамент выложен таким образом, что при различном освещении облик мавзолея меняется. Узоры, меняющиеся в зависимости от светотени, в основном выполнены из двух геометрических фигур — квадрата и круга. Они словно повторяют основные формы самого мавзолея — квадратного строения с куполом.

Фриз сооружения опоясывают своеобразные «бусы» из кирпичных колец. Бусины такой формы называют еще «сасанидские перлы». По традиции подобные кольца вырезались в штукатурке еще за несколько веков до возведения мавзолея. В декоре не используется цветная смальта, однако простые силуэты, гармония пропорций и мастерски выполненная ажурная вязь завораживают — мавзолей заслуженно считают шедевром среднеазиатского зодчества. С одной стороны находится дверь в мавзолей, с трех других симметрично созданы резные решетки.

Внутри используется та же узорная кладка, что и на фасаде сооружения. Усыпальница Саманидов — символ новой эры в развитии культуры Средней Азии, возродившейся после арабских набегов. По кирпичной кладке мавзолея можно изучить историю совершенствования этого ремесла. Наряду с традиционными способами кирпичного строительства здесь можно наблюдать и новаторство зодчих.

Чтобы насладиться красотой мавзолея Саманидов, туристы рекомендуют приходить к зданию в разное время суток, чтобы увидеть, как изменяется узор декоративной кладки.

Как добраться до мавзолея Саманидов

Мавзолей расположен в историческом центре Бухары, в парке, созданном на месте древнего кладбища. От комплекса Пои-Калян до мавзолея можно дойти пешком за 15 минут в направлении к северо-западной части города. Если ехать на автобусе № 63, ближайшая остановка — «Калхоз бозор».

Можно также воспользоваться услугами местных служб такси: например, в Бухаре работает Yoko Taxi.

Панорама на мавзолей Саманидов в Бухаре:

Бухарский мавзолей Саманидов

В Бухаре – городе, возникшем в середине I тысячелетия до н. э. – насчитывается более 400 исторических памятников. Среди них выделяется образец архитектуры IX века – Мавзолей Саманидов. Шедевр зодчества конца раннего средневековья был построен в период Саманидского государства и является самой древней достопримечательностью туристической Бухары.

Мавзолей Саманидов

Расцвет царства Саманидов пришелся на правление Исмаила Самани (892-907). Он же, став эмиром Мавераннахра, избрал Бухару столицей своей державы. Согласно дошедшим до нас рукописям, Исмаил пожертвовал земельные наделы в вакф для постройки усыпальницы для своего отца Ахмеда ибн Асада.

Предполагается, что ближе к входу похоронен и сам Исмаил, а также сын и, возможно, внук.

Никаких данных об именах талантливых архитекторов и строителей произведения высокого искусства время не сохранило.

Мавзолей Саманидов имеет удивительную историю. После постройки вокруг образовалось новое кладбище – Науканда, а сам он со временем стал культовым объектом. Существует поверье, что мавзолей был построен на месте древнего зороастрийского храма Солнца. Однако никаких подтверждающих или опровергающих эту легенду сведений нет.

Есть и другая непроверенная история о том, что когда Чингисхан шел на Бухару в марте 1220 года, жители города, спасая, засыпали мавзолей песком. В результате он стал похож на бархан. Как не удивительно, он действительно не пострадал во время разграбления и уничтожения Бухары войском Чингисхана. Более того, город был невидимым еще несколько столетий. Только в 1916 году в газете «Туркестанский курьер» о нем появилась небольшая заметка.

К началу 20-х годов прошлого века древнее кладбище времен Саманидов пришло в полный упадок, превратившись в жутковатое место полного запустения, где на поверхности можно было увидеть человеческие кости и грязные куски саванов.

Мавзолей незначительно возвышался над разрушенными могилами. А почти на треть своей высоты он ушел в кладбищенскую землю. В 30-годы кладбище перенесли, а на месте кладбища разбили парк им.Кирова, переименованный впоследствии в Парк Саманидов.

В 1937 году начинаются первые фундаментальные реставрационные работы, закончившиеся в 1939 году.

Сейчас на территории ухоженной и популярной парковой зоны стоит необыкновенное, чудом уцелевшее и отреставрированное талантливыми мастерами советской эпохи здание мавзолея Саманидов.

Особенности архитектуры

Комплекс – единственный памятник в Узбекистане, представляющий раннесредневековую архитектуру династии Саманидов. Специалисты находят большое количество доисламских элементов, пришедших из древней Согдианы, что делает комплекс совершенно нетипичным исламским сооружением.

купол мавзолея Саманидов изнутри

Композиция здания мавзолея строго центрична. Она поражает простотой, пропорциональностью и полной гармонией архитектурных форм. Идеальный куб, накрытый полусферическим куполом, рассматривается как «воплощение и уменьшенная модель Мира».

Читайте также:
Погода в Адлере в сентябре 2022 температура воды в море

Непередаваемый эффект восприятия мавзолея, выстроенного из обожженного кирпича, достигается простыми способами без каких-либо декоративных отделок в интерьере, в том числе, и внутренних. Узор четко виден за счет игры светотеней.

Как добраться до мавзолея Саманидов

Мавзолей располагается в историческом центре Бухары, западнее площади Регистан, на территории парка Саманидов по улице Ашрафи.

Если добираться на автобусе, то нужно доехать до остановки Регистан, либо на такси – до входа в парк.

  • 4 500 сумов;
  • 1 500 сумов дополнительно за фотосъемку.

Часы работы: с 9 до 18.

Для самостоятельных туров лучше выбирать раннее утро либо время ближе к закрытию. Мавзолей – знаменитая достопримечательность Бухары и здесь всегда много туристов.

Мечеть Биби Ханум для любимой жены Тамерлана

Мемориальный комплекс Зангиата в Ташкенте

Мавзолеи Кусама ибн Абасса, Туман ака, Казы Заде Руми в комплексе Шахи Зинда города Самарканда

Бухара. Часть 6: парк Саманидов и внешние стены

Вот мы и подошли к концу Большой диагонали Бухары, как я называю пересекающую Старый город наискось цепочку показанных в прошлых частях ансамблей: Ляби-Хауз, четыре Торговых купола, площадь Пои-Калян у Великого минарета, высокая ханская цитадель Арк. Последнее “звено” диагонали – парк Саманидов, разбитый в советское время на месте разрушенных огнём артиллерии Михаила Фрунзе бухарского Регистана и древнего кладбища, от которого остались старейшие в Бухаре мавзолеи, в том числе мавзолей Саманидов, который потянет на древнейшее здание всей Средней Азии. Здесь же – о советской архитектуре Бухарской Народной республики и о внешних укрепениях Бухары, самый крупный фрагмент которых сохранился как раз-таки за парком.

Первым делом взглянем на бухарский Регистан – как уже не раз было говорено, это не имя собственное, а общее название главных площадей среднеазиатских городов. Но в Бухаре, как и в Ташкенте, регистан не сохранился, а был он довольно интересен, так как располагался у подножья Арка, бывшего доминантой его ансамбля. Собственно, остались Регистанские ворота, по бокам от которых стояли больница Дар-аш-Шифа и медресе Паянд. Что где – точно не знаю, тем более больница строилась по типу медресе с их кельями-худжра, а частично им и являлось – как у нас были “учительские семинарии”, так и тут было “медресе врачей”. Пожалуй, единственная в постсоветских странах средневековая больница – самый ценный памятник Бухары из утраченных в ХХ веке:

На Регистане, как водится, располагался базар Респон, где стоял даже пятый Торговый купол Тиргарон, то есть Оружейников. Его фотографий, кажется, не сохранилось. И если в Ташкенте регистаном теперь называют иногда площадь у медресе Кукельдаш и Джума-мечети, то на бухарский эрзац-регистан больше всего потянет площадь Пои-Калян.

А настоящий бухарский регистан теперь такой – вдали те же ворота Арка, слева Шуховская башня (1927-29), водонапорный бак которой сгорел в 1979 году, оставив место для смотровой площадки, ну а минарет и пруд.

. принадлежат мечети Боло-Хауз, в переводе “Детского пруда”. Это была намазгох-мечеть для уличных богослужений – именно на неё молится люд с кадра №2, и сам эмир с высшими сановниками сановниками на площадке Регистанских ворот:

Резное убранство айвана и невысокий минарет были построены аж в 1917 году, став наверное последним архитектурным памятником Бухарского эмирата.

При Алим-хане, взошедшем на трон в 1910 году имея за плечами обучение в Петербурге, вообще были построены считанные здания, но стиль его весьма узнаваем – недозародившаяся школа бухарского модерна:

Сбоку видно, что сама по себе мечеть намного старше – основное её здание построено в 1712 году, ещё при Астраханской династии:

Площадка на шуховской башне в оба мои приезда была закрыта – скорее всего, как и Калян, с 2012 года, и что можно так прятать в самом центре Бухары – мне не понятно. В 2016-м, однако, под башенку можно было хотя бы зайти, и гиперболоидные конструкции “в перспективе” впечатляют:

Между тем, уничтожение Регистана и штурм Бухары в 1920 году расчистили место и для первых строек нового социалистического города, начинавшего и вовсе как столица. Севернее Боло-хауза на Арк глядит такая вот сталинка: ныне это колледж, а изначально теоретически могла быть горадминистрация или первое здание Бухарского университета, основанного как Бухарский Высший пединститут имени Файзуллы Ходжаева в 1930 году:

А вот три уже явно довоенных постройки стоят южнее Боло-Хауза, между мечетью и входом в Парк Саманидов. Ближе всего – Бухарский театр музыкальной драмы и комендии имени Садриддина Айни, открывшийся в 1930 году для оформившийся в 1922-27 труппы. Судя по “посвящению”, по крайней мере изначально он был таджикским:

Читайте также:
Особенности отдыха на острове Калимантан

Здание в любом случае очень необычно и не укладывается ни в один из стилей тогдашней советской архитектуры. Что-то национальное там, куда не дошёл конструктивизм:

Хотя вот по соседству ещё пара явно конструктивистских зданий, в которых я заподозрил административный квартал Бухарской Советской Народной республики. Впрочем, вошла в состав СССР и была рассеяна по его областям она уже в 1924 году, то есть при ней эти здания могли быть разве что спроектированы и заложены. Ныне их занимают те госорганы, которые лучше не фотографировать:

Но хотя туристы мимо них ходят толпами, это кажется первые их фотографии в интернете. Да, не древности – но тоже Бухара:

Ещё одно явно дореволюционное здание стоит чуть поодаль, напротив южных стен Арка. Сейчас это школа, а строилось оно, по словам сторожа, при царе как русское посольство, возможно ещё в 1870-х годах, пока не разрослась Новая Бухара у железной дороги, где аналогичные здания начала ХХ века я уже показывал – за городом, со станцией и гарнизоном, посольству заседать явно было безопаснее.

Есть тут и кое-что более традиционное – на переднем плане скромное медресе Авлоно-Асир 18 века, а поодаль очередное кош-медресе Абдалла-хана (справа) и Мадари-хана (слева), оба времён Шейбанидов:

Медресе Модари-хана (1566-67) поменьше и постарше, а его фасад слегка скошен относительно двора, что впрочем заметно лишь с воздуха:

Медресе Абдалла-хана (1588) гораздо масштабнее, но как-то скучнее. Абдаллахан II, самый могущественный из Шейбанидов, пытавшийся даже колонизировать Сибирь и “поставивший” туда ханом Кучума, построил оба эти медресе, второе посвятив своей матери (“Модари-хан” – “Мать хана”).

А в целом бухарская архитектура хоть и красива, но достаточно однообразна, и третий за день кош да десятое медресе уже не так впечатляют, как могли бы. Двор Модари-хана:

Так что пойдём лучше в Парк Саманидов, разбитый в 1930-х годах вокруг искусственного Пионерского озера как Парк Кирова. Озеро – запруда на канале Шахрух, представляющем собой полноценную речку – за явно не позднесоветским мостиком дети ловят рыбу:

Вид из парка на кош-медресе:

А айван на кадре выше принадлежит Площади Памяти со Скорбящей матерью – точно не знаю, была ли она тут изначальна или поставлена на месте советского мемориала тем же погибшим:

Как и в других городах Узбекистан, парк очень популярен среди местных, большинство из которых вряд ли думают о том, что он разбит на месте кладбища:

О кладбище напоминают два древних мавзолея.
Ближе ко входу Чашма-Аюб с хорошо заметными печатями эпох на стене. Задняя часть с самой глубокой “ватерлинией” расчищенного при Советах культурного слоя ещё домонгольская, передняя с характерным маленьким куполом пристроена в 16 веке, а середина строилась в 1378-79 годах по приказу Тамерлана пленными мастерами из Хорезма, соорудившими характерный для их родины конический купол над могилой богослова Ходжи-Хафиза Гунжори (1022).

Народное название же переводится как “Родник Иова”, и по легенде библейский святой, проходя (по-видимому, возвращась с минеральных источников Джалал-Абада, где по тамошней легенде исцелился) через Бухару во время большой засухи, молитвой вызвал воду там, куда ударил посохом. Источник в Чашма-Аюбе действительно есть, вокруг него в наше время вырос говорят, довольно интересный Музей водоснабжения Бухары. но мне не повезло тут дважды – и музей был уже закрыт, и ни один (!) кадр с фасада не получился резким.

Ныне в мавзолее обитает музей водоснабжения Бухары, небольшой и не особо информативный. Самое впечатляющее там – карта бань и хаузов, которых в старой Бухаре были десятки, но большинство при Советах спустили из соображений гигиены (остались по сути только Ляби-хауз и Боло-хауз):

Но главное – сам источник, или вернее колодец с очень необычной на вкус водой. Рядом камень со следом ноги Иова, а в зале с могилой Гунжори очень красивое и судя по всему очень старое резно окно.

Напротив – мемориал Мухаммеда аль-Бухари (2001). Об этом величайшем богослове я писал уже не раз, но повторюсь: он создал “Сахих”, вторую по значению после Корана книгу мусульман-суннитов. Собственно, Сунна – это совокупность хадисов, священных преданий о жизни Пророка, следование жизненному пути которого – долг правоверного суннита (в отличие от шиита, для которого это скорее рекомендация). Первые века хадисы передавались в устной форме, попытки их записывать были и до Мухаммеда Бухарского, но аль-Бухари подошёл к делу с невиданным прежде размахом: он опросил более тысячи шейхов, проработал более 800 тысяч (!) хадисов, отобрал из них 7275 самых достоверных (так как каждый хадис имел “родословную” – цепочку, по которой передавался из поколения в поколение), и среди 6 канонических сборников его “Сахих” стал первым и крупнейшим. Главный его мемориал находится ныне под Самаркандом вокруг могилы, где богослов упокоился в 870 году, а тут, на родине – скорее просто памятник и небольшой музей. Основная его часть имеет вид раскрытой навстречу мусульманскому полумесяцу книги, каждая ячейка которой представляет собой стопку кирпичей, а каждый кирпич символизирует один из хадисов:

Читайте также:
Фото заповедника Нгоронгоро (199 фото)

Чуть поодаль – и главная достопримечательность этого парка, маленький и очень древний мавзолей Саманидов на берегу хауза, построенный на рубеже 9-10 веков. Старейшее с общепринятой точки зрения (на уровне гипотез – есть и старше) здание Узбекистана и единственное в своём роде уцелевшее от империи Саманидов:

Саманиды происходили от Саман-худата (мелкого феодала) Асада из Балха, через которого возводили свою родословную к Бахраму Чубину – персидскому царю-узурпатору 6 века, который начинал как царский телохранитель, а в 590 году силой захватил власть, продержав её около года. До того он прославился победой над пришедшими с севера тюрками, к ним же и бежал, потеряв трон, и в этом был определённый символизм – тюркско-персидский инь-янъ Средней Азии. Первые Саманиды в 819 году стали наместниками важнейших городов Мавверанахра за помощь в подавлении антиарабского восстания согдийца Рафи ибн Лейсы, но Халифат был к тому моменту уже совсем не тот, его власть над вассалами делалась всё более и более номинальной, и когда в 875 году саманид Наср ибн Ахмад стал наместником Самарканда, он просто перестал подчиняться Халифу – так что даже обретение независимости Саманидии не имеет чёткой даты. В 892 году Исмаил Самани перенёс столицу в Бухару, в 900 году разбил арабское войско при Балхе, так что сам халиф выразил ему своё уважение, и именно при Исмале империя Саманидов достигла пика могущества – основу её составяли Маверанахр, Хорасан, Систан и Табаристан, то есть большая часть нынешних Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Афганистана, Южный Казахстан, запад Киргизии, север и восток Ирана и юг Пакистана. Это было первое независимое мусульманское годсураство в Средней Азии, и именно из Саманидии пришёл Персидский Ренессанс рубежа 1-2 тысячелетий: с ней связана большая часть жизни поэтов Рудаки (основоположник персидской поэзии) и Фердоуси (автор эпоса “Шахнаме”), детство и молодость Авиценны – это только известнейшие из имён, а следом “ренессанс” пришёл в Западный Иран и Хорезм.

К Саманадии возводит свою преемственность нынешний Таджикистан. Но могущество Саманидии было недолгим, всего около века: в 999 году её северную часть, в том числе нынешний Узбекистан, захватили пришедшие из Восточного Туркестана тюрки-мусульмане Караханиды, и их империя со столицами в Кашгаре, Узгене и Баласагуне, не столь культурно развитая, оказалась куда долговечнее. Имено с Караханидией связано большинство домонгольских построек Средней Азии к северу от Амударьи, в том числе другие три памятника Бухары – уже знакомые минарет Калян, мечеть Магоки-Атари и ещё не знакомая Намазгох. Но и те, и другие имели общую особенность стиля – сложнейшие орнаменты из терактоты и фигурной кладки кирпичей. У Саманидского мавзолея сама их логика выглядит чуть-чуть иначе, чему у караханидских построек:

Считается, что мавзолей построен в 892-907 годах, но это если исходить из того, что в нём покоился сам Исмаил Самани. Всего в нём три могилы, одна из них принадлежит сыну Исмаила, другие две не опознаны, и если Ахмад ибн Исмаил упокоился там первым – то мавзолей мог быть построен в 940-е годы, но ни по какой гипотезе не позже. Ещё есть версия, что он стоит на месте зороастрийского ещё Храма Солнца, как и мечеть Магоки-Атари на месте якобы храма Луны:

Читайте также:
Отдых в Калангуте в 2022, Индия - цены, пляжи, развлечения и достопримечательности

Внутри всё те же кирпичные орнаменты. К началу ХХ века мавзолей почти полностью утонул в культурных слоях, а его реставрацию иные специалисты критикуют вплоть до слова “уничтожен”. Как и с другими памятниками, не готов пока это мнение не опровергнуть, ни подтвердить. На мой профанский взгляд отличия от того, что было до реставрации, не так уж заметны. Мне мавзолей запомнился одним из красивейших сооружений Средней Азии:

За мавзолеем выйдем на берег Пионерского озера, где очень хорошо на закате – на берегу жарят шашлыки и самсу, у воды ловят рыбу. Такие озёра рыли в узбекских городах силами всех от комсомольцев до заключённых, и для жителей края пустынь это были целые моря:

А за прудом – остатки укреплений:

В том числе ворота Талипач:

. в Средние века Бухара состояла из двух крепостей – ханский Арк и “народный” Шахристан, правильный 4-угольник, охватывавший районы из поста про Пои-Калян и второй половины поста о Торговых куполах. Снаружи к тому времени наросли многочисленные предестья-рабады, и с переносом в Бухару столицы своего ханства в 1532 году Шейбаниды озаботились строительством новой стены в 1541-50 годах, причём довольно интересным методом: каждый бухарец был обязан ежегодно сколько-то времени (точно не помню, порядок от недели до месяца) отработать на этой стройке. Из-за приспособления к уже существующим посёлкам она вышла очень извилистой и неправильных очертаний, но вплоть до начала ХХ века охватывала большую часть Старой Бухары. Её протяжённость достигала 9 километров (это больше, чем внешние укрепления Пскова и Смоленска), но с тех пор осталось лишь два небольших куска. По сути это вал из мягкой глины с торчащими наружу брёвнами-водоотводами высотой до 10 метров и толщиной до 4 метров:

Смотрится очень внушительно:

Собственно, ворота Талипач – единственные (или одни из двух?) сохранившиеся из 11 некогда бывших ворот. Обратите внимание, как отличается высота стены по разные их стороны (правая – реплика) и на торчащие позади Шуховскую башню и купол Чашмы Аюба:

Дальняя часть сохранившейся стены:

Снаружи – местный Дехкан-базар (Колхозный рынок) уже не для туристов, а для своих:

В 2010-х власти решили воссоздать и другие ворота Бухары (ладно хоть не стены!), и их реплики я фотографировал в основном с машины. На опоясывающей Старую Бухару с севера и видимо проходящей на месте стены улице – реплика ворот Хазрати-Имам, названных по огромному и очень чтимому кладбищу, вид на которое с Арка я показывал в прошлой части:

В восточной части города, не помню точно, где именно – ворота то ли Саллохана, то ли Самаркандские. Последни считались самыми оживлёнными:

На самом юге Старой Бухары – реплика ворот Шейх-Джаляль, простоявших до начала ХХ века и считавшихся самыми красивыми:

Рядом одно из самых необычных в Бухаре Арабское медресе (Арабон) 18 века:

И наконец на юго-западе ворота Каракуль, которые тоже кое-где называют подлинными, хотя внешне как-то не похоже. Ещё их называли Дарвозаи-Хаджи, то есть Врата Хаджа – через них покидали Бухару и возвращались паломники, ходившие в Мекку:

К ним за улицей Мухаммеда Икбола прилагается ещё один кусок крепостной стены, за которым (чего я не знал, когда сюда добрался) скрывается большое православное кладбище:

Вдали – минарет Калян:

Но прежде, чем выйти за стены в Новый город, ещё погуляем по городу старому. В следующей части – про Еврейский квартал и вообще городскую среду Старой Бухары.

СРЕДНИЙ ЗАПАД УЗБЕКИСТАНА.
Обзор поездки и оглавление серии.
Бухарская область
Каган. Центр и церковь.
Каган. Окраины.
Бухара. История, люди и ремёсла.
Бухара. Ляби-Хауз.
Бухара. Торговые купола.
Бухара. Пои-Калян.
Бухара. Арк.
Бухара. Парк Саманидов и внешние укрепления.
Бухара. Еврейский квартал.
Бухара. Новый город.
Бухара. Ситораи-Мохи-Хоса.
Окрестности Бухары. Бахауддин и Чор-Бакр.
Бухара вне Бухары. Наследие эмира в России.
Вабкент и Гиждуван.
Навоийская область
Маликрабат и Хазора.
Навои старый и новый.
Нурата.
См. также:
Ташкент и окрестности – см. оглавление.
Хорезм, Самарканд, Южный Узбекистан – в последующих сериях.

Незнакомые слова и непонятные ситуции – см. по ссылкам ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: