Мечеть Йивли (Аладдина)

Популярные достопримечательности Антальи — места, которые стоит посетить в городе

Что посмотреть и куда сходить на курорте?

Анталия известна, в первую очередь, как самый популярный пляжный курорт в Турции, поскольку именно там самые красивые пляжи во всей Турции. Но этот статус вовсе не означает, что там не на что посмотреть, кроме моря.

Город Анталья был основан 2200 лет назад, и за время существования пережил много периодов: греческий, римский, византийский, сельджукский и наконец – османский. От бывших владельцев осталось множество любопытных сооружений и прочих исторических свидетельств.

Центральный и самый старый район города называется – Муратпаша. Его сердцем является Калеичи — исторический центр Антальи, где сохранились постройки античной и средневековой эпох.

На его узких, мощеных и тенистых улочках, сосредоточена большая часть местных достопримечательностей:

  • ворота Адриана;
  • мечеть Мурат Паши;
  • минарет Йивли;
  • мечеть Искеле;
  • усеченный минарет;
  • руины храма-мечети;
  • часовая башня;
  • порт старого города.

Еще в старом городе многочисленные магазины, бутики, сувенирные лавки, рестораны и кафе. Там же находятся все музеи.

Все достопримечательности Антальи с фото, описанием и отзывами

Ворота Адриана

Монументальная триумфальная арка, построенная в 130 году н.э. чтобы почтить Императора Адриана, посещавшего город. Она представляет собой сооружение из мрамора, с тремя арками, четырьмя колоннами и антаблементом. По обе стороны от нее, расположены башни бывшей крепостной стены, окружавшей город с античных времен до 17 века.

Под аркой можно пройти по стеклянным мосткам. Под ними видны остатки римской мощеной дороги с глубокими бороздами от колес телег.

Координаты на карте: 36.885660, 30.708357

Мечеть Мурат Паши

Действующая мечеть, возведенная во времена правления сельджуков в 1230 году. Входит в число древнейших мечетей страны и является прекрасным образчиком сельджукской архитектуры.

После землетрясения в 1373 году проходила реконструкцию, в результате чего в ее внешнем виде появились некоторые элементы османского стиля. Название получила в честь Великого султанского Визиря, правившего этими землями в 16 веке.

Минарет Йивли

38-метровый кирпичный минарет при мечети Мурат Паши. Представляет собой башню, с рифлеными стенами в виде восьми полуцилиндров. За эти стены она получила свое название Йивли (рифленая). Была сооружена в 1200 году во времена правления сельджукского султана – Алаэдина Кейкубада и перестроена османами в 1370 году. Является прекрасным образцом исламской архитектуры и символом города.

Минарет является частью крупного религиозного комплекса, который состоит из нескольких зданий:

  • мечети Аладдина (ее еще называют мечетью Йивли) – является перестроенным византийским православным храмом;
  • медресе Гияседдина Кейсухрева;
  • усыпальниц – Нигар Хатун и Зинджркыран;
  • текке Мевлеви (Мевляны) – дом музей основателя ордена танцующих дервишей.

Координаты: 36.886665, 30.704499

Мечеть Искеле

Крохотная шестигранная мечеть середины 19 века, с маленькой башенкой минаретом на крыше. Здание стоит на четырех опорах, под которыми расположен родник с чистой питьевой водой.

Координаты: 36.884957, 30.703217

Часовая Башня Саат Кулеси

Невысокая двухъярусная башня, сложенная из неотесанного скального камня. Нижний ярус выполнен в форме пятиугольника, а верхний сделали четырехугольным. Была построена в 1901 году, как памятник к 25-летию правления султана Абдула Хамида. В нее первые фасадные часы из той партии, что были подарены немецким императором Вильгельмом Вторым к знаменательной дате.

Местные краеведы утверждают, что это первая часовая башня в Турции.

Координаты: 36.886606, 30.703270

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! С одной из стен башни торчит длинный металлический шест. Некогда на него вешали трупы казненных людей на всеобщее обозрение горожанам.

Усеченный минарет

Минарет из шлифованного скального камня с отсутствующей верхушкой. В 19 веке в него ударила молния, после чего часть башни отсекло. Восстанавливать ее не стали и оставили как есть.

Координаты: 36.882658, 30.706056

Руины мечети и храма Святого Петра

Рядом с минаретом расположены руины старой мечети с очень непростой историей, разбитой на несколько этапов:

  • Изначально на ее месте находился греческий, а затем и римский храм, посвященный одному из богов их пантеона. Примерно во 2 веке н.э. он пришел в упадок.
  • В 4 веке византийцы переделали языческий храм в церковь Девы Марии. По историческим сведениям, внутри него хранилась икона, написанная самим Святым Лукой. Та церковь была основательно повреждена и разграблена в ходе средневековых арабских набегов. Но в 7 веке византийцы восстановили и расширили ее.
  • В 13 веке город захватывают сельджуки, которые переделали церковь вмечеть. Но уже через полвека греки с Кипра отвоевывают город и переделывают мечеть в церковь Святого Петра.
  • В 14 веке в Анталью вторгается орден рыцарей госпитальеров, которые переделывают ее в Католический храм. Потом греки изгоняют рыцарей и снова превращают ее в православную церковь.
  • В 15 веке, когда город был захвачен османами, церковь была вновь переделана в мечеть и названа в честь султанского визиря Коркута – Коркут Джами. В ту пору к ней пристроили минарет. Но в ходе землетрясения в 1480 году оба здания разрушаются до основания. Их быстро восстанавливают.
  • В 19 веке в минарет ударяет молния и отсекает верхушку. В мечети начинается пожар, который разрушает ее до основания.
Читайте также:
Отдых и погода в Лермонтово: отзывы туристов с фото

На текущий момент от здания остались лишь фрагменты стен и часть башни.

Координаты: 36.882658, 30.706056

Порт старого города

Небольшая марина с красивой и ухоженной набережной, вдоль которой расположено множество магазинов и ресторанов. Отсюда отправляются морские экскурсии из Антальи. Примерно в середине порта можно найти невысокую скалу со стеклянным панорамным лифтом. Он ведет к обзорной площадке наверху. Поездка на лифте бесплатная.

Координаты: 36.884729, 30.703159

Башня Хыдырлык

Невысокая круглая башня, которая стоит на квадратном основании. Располагается на южной окраине района Калеичи, рядом с парком Каралиоглу. Она была сооружена с неясными целями, примерно во 2 веке н.э. Существуют версии, что это гробница знатного римского чиновника, маяк или обычное оборонительное сооружение.

У туристов есть возможность бесплатно зайти внутрь башни, и подняться на обзорную площадку на ее вершине.

Координаты: 36.881434, 30.703030

Дюденские водопады

Каскад из двух Дюденских водопадов: верхнего и нижнего. Они расположены на большом отдалении друг от друга на реке Дюден, которая берет свое начало из карстовых подземных источников за городом.

Верхний водопад

Широкий поток воды, низвергающийся с 27-метровой скалы, которая находится посреди живописного леса. Находится на южной окраине города, почти у истока реки. Под водопадом есть пещера с лавками для отдыха. Вход в парк платный – 6 лир.

Координаты: 36.964583, 30.726881

Нижний водопад

Находится в 13 км севернее верхнего, на берегу моря в районе Лара. Представляет собой 40 метровый водопад, который впадает в Средиземное море. Посмотреть на него можно с обзорных площадок по обоим бокам от реки, либо с воды – заказав морскую экскурсию в старом порту.

Координаты: 36.851277, 30.783363

Археологический музей

Внутри него есть 14 залов, каждый из которых экспонирует археологические находки определенной тематики: вымерших животных найденных в округе Антальи, первобытных людей проживавших там, культур бронзового века, античности и средневековья.

Особенный интерес представляют римские, византийские и сельджукские коллекции. Есть зал посвященный статуям и традициям погребения римских императоров, где можно посмотреть на усыпальницы знатных людей. Еще имеется пантеон римских богов: их статуи и культовые предметы.

Вход – 25 лир, аудиогид – 15 лир. Координаты: 36.886018, 30.679753

Музей Ататюрка

В Турции существует культ личности первого президента страны – Мустафы Кемаля Ататюрка – отца турецкой нации. Любое место, где он жил (даже несколько дней) и работал, превращается в музей. Есть таковой и в Анталье.

Вход бесплатный. Координаты: 36.880933, 30.708235

Парк Каралиоглу

Был основан в 1943 году. Представляет собой дендропарк с ландшафтным дизайном и субтропическими и средиземноморскими растениями, расположенный в холмистой местности южнее башни Хыдырлык.

Читайте также:
Фотографии Мраморного каньона "Рускеала"

Он протянулся вдоль морского берега на несколько сотен метров. Внутри есть контактный зоопарк, кафе, рестораны, скульптурные инсталляции и детские площадки. Это очень красивое место.

Координаты: 36.879765, 30.706112

СПРАВКА! Рядом с парком находится российское консульство.

Древний город Аспендос

Руины античного города Аспендос, который был возведен в 13 веке до н.э., во времена троянской войны. Был покинут жителями в эпоху позднего средневековья, после того как неоднократно подвергся варварским набегам арабов.

Некоторые его строения хорошо сохранились до наших дней:

  • амфитеатр на 10 000 мест – один из самых больших в мире;
  • римский акведук 2 века н.э.;
  • византийский мост через реку, 13 века н.э.;
  • некрополь с гробницами знатных людей;
  • руины ипподрома, римской агоры (торгового форума) и византийской базилики.

Вход – 6 лир. Город находится в 35 км на восток от Антальи. Координаты: 36.939463, 31.171853

Древний город Термессос

Остатки античного горного города, расположенного на высоте 1 км над уровнем моря. Был основан во времена до троянской войны, варварским племенем солимов. По историческим свидетельствам – это единственный город, который не смог захватить Александр Македонский.

В середине третьего века н.э. был сильно разрушен землетрясением, отчего пришел в упадок построенный римлянами водопровод. Город остался без воды и был покинут местными жителями и забыт.

На его территории сохранились остатки нескольких сооружений:

  • амфитеатр на 5000 зрителей;
  • одеон – музыкальный зал;
  • булевтерион – здание муниципалитета;
  • храмы Зевса, Геры и Артемиды:
  • ликийский некрополь с гробницами;
  • агора с остатками колоннады;
  • римская гимназия;
  • подземные каменные емкости для воды.

Термессос находится посреди живописного горного леса, на небольшом плато, в 30 км на северо-запад от Антальи. С некоторых его частей открывается вид на Анталью и море. Вход – 6 лир.

Координаты: 36.982772, 30.464931

Древний город Перге

Останки древнего города, основанного более 3500 лет назад греческими колонистами. В разные эпохи принадлежал множеству народов: ликийцам, персам, македонянам, селевкидам, римлянам и византийцам. При римлянах достиг наибольшего расцвета. Был полузаброшен в 7 веке после набегов варваров арабов и пересыхания судоходной реки. Окончательно был заброшен при владычестве османов в 15 веке.

Согласно историческим сведениям, здесь в 1 веке н.э. проповедовали святые апостолы Павел и Варнава.

От города сохранились такие объекты:

  • руины амфитеатра на 15 000 зрителей;
  • стадион ипподром на 12 000 зрителей;
  • эллинистические входные врата;
  • остатки башен и крепостных стен;
  • остатки агоры, монастыря и муниципальных зданий;
  • римские термы и остатки базилики.

Перге находится в 18 км на северо-восток от Антальи за поселком Аксу. Вход платный – 6 лир. Координаты: 36.961665, 30.854025

Какие места подойдут для самостоятельного изучения?

Большинство интересных мест находятся в пределах Старого Города, в районе Калеичи. Их можно обойти пешком за день, поэтому нет никакой необходимости покупать экскурсию.

Куда лучше ехать с экскурсией?

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 609 городах мира: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут интересно и увлекательно рассказать о самом интересном в своих городах.

В античные города Перге, Термессос и Аспендос. Экскурсия до них с трансфером туда и обратно, обойдется немногим дороже (а иногда и дешевле) чем заказ такси.

Однодневный тур по трем этим городам стоит около 70$, а посетить один из них можно за 25-30$.

Впрочем, если вы располагаете достаточным количеством времени и не боитесь сложностей в дороге, можно попробовать добраться до античных городов на автобусах с пересадками.

Читайте также:
Карта Долины Смерти, где находится Долина Смерти на карте мира

Мечеть Алаэддина – Alâeddin Mosque

Мечеть Аладдина является главным памятником на цитадель Конья , Турция . Здание служило «Тронной мечетью» сельджукских султанов Рума и содержит династический мавзолей. Он был построен поэтапно между серединой XII и серединой XIII веков. И цитадель и мечеть носит имя султана Ала ад-Дин Кей-Кубад I ( Аладдин Тепеси и Аладдин Camii ).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Мечеть
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Надписи
  • 3 История
    • 3.1 Сохранение
  • В мечети похоронены 4 султана
  • 5 Галерея
  • 6 Источники
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Мечеть

Следуя типичной сельджукской процедуре, христианская базилика на этом месте была преобразована в мечеть после захвата города в 1080 году. Большая часть строительных материалов и архитектурных украшений, использованных в более поздних перестройках, особенно колонны и капители , были спасены из этой базилики и других близлежащие византийские постройки.

Данные здания начала программы , сроки от времени Месуда I . Надпись датирует прекрасный, эбеновый минбар 1155 годом; Минбар – первый датированный образец искусства сельджуков в Анатолии . К этому периоду можно отнести полихромный керамический каркас михраба и купола наверху.

Кайкаус I начал масштабную программу восстановления в 1219 году. Он изменил главный вход с запада на север, напротив михраба. Он добавил монументальный фасад на северной стороне, с видом на город и дворцом Сельджуков. Во дворе была начата мраморная гробница. Здание Kaykaus’ оборвалась его смерти в том же году, только будет возобновлена после его брат и преемник Кей-Кубад I . Кайкубад изменил несколько надписей своего брата и потребовал улучшения мечети для себя. В 1235 году он добавил большую комнату, поддерживаемую сорока двумя колоннами, к востоку от михраба.

Минарет , мрамор михраб (1891), восточная дверь, через которую большинство посетителей войти в мечеть, дату от османского периода. Восточное крыло мечети, построенное из повторно использованных византийских и эллинистических колонн, обладает уникальной открытостью и простором.

Архитектура

В мавзолейной части мечети есть две гробницы, одна из которых построена Килидж Арсланом II с частями оставшейся синей черепицы на крыше. В мечети используются разные дизайнерские приемы. Сельджуки Рама использовали технику аблак , особый стиль, также встречающийся в Сирии. К северу от стены киблы и к югу от двух башен-гробниц находится купол, который покрывает область михраба .

Надписи

На входе, который используется сегодня, есть надпись, посвященная завершению строительства мечети султану Алаеддину в 617 году по Хиджре. Справа от нее находится надпись того же султана, который был строителем как мечети, так и части мавзолея. Сирийский мастер Мухаммад бен Хаулан из Дамаска также изображен на отдельном камне. Надписи на фасаде показывают имя Алаэддина, Иззеддина Кейкавуса , и Атабека, который отвечал за строительство мечети во время правления как Алаэддина, так и Иззедейна. Иззеддин отвечал за строительство конгрегационной части мечети.

Вокруг основания крыши надгробная башня с оставшимися синими черепицами – надпись тронного стиха из Корана .

История

Анатолия стала свидетелем увеличения масштабов и производства строительных работ в начале тринадцатого века из-за объединения восточной и центральной Анатолии от имени султанов.

В 1945 году собственность на мечеть перешла в ведение Министерства образования, которое вместе с медресе Каратай преобразовало ее в музей . Вплоть до 1951 года собственность мечети была передана Главному управлению благочестивых пожертвований (Vakıflar Genel Müdürlüğü). В следующем году мечеть вернулась к богослужению. Споры продолжались, поскольку двор Алаэддина принадлежал Главному управлению древностей и музеев (Eski Eserler ve Müzeler Genel Müdürlüğü).

Сохранение

Процесс консервации мечети Алаэддин сильно отличался от процесса сохранения других памятников в Конье. Работы по его ремонту начались только в конце периода Второй мировой войны, в течение которого он использовался для хранения армейского оборудования. За четыре года ремонта он претерпел серию вмешательств. Изменения, которые произошли в мечети, включают добавление свинцовых листов и тяжелых бетонных плит с водонепроницаемым слоем на куполе западной части.

Читайте также:
Погода в Варшаве: климат, сезонные особенности по месяцам, лучшее время для посещения

Султаны похоронены в мечети

Двор мечети Алаэддина окружает две монументальные мавзолеи или тюрбе . Согласно надписи на фасаде, Кылыж Арслан II построил десятигранную гробницу с конической крышей. Этот мавзолей стал местом захоронения династии Сельджуков и хранит саркофаги восьми сельджукских султанов Рума:

Второй мавзолей был начат Кайкаусом I, но остался незавершенным во время смерти султана (ум. 1219). Гробница восьмиугольная и построена из мрамора. Этот недостроенный мавзолей известен как Адсиз Тюрбе , или «Анонимный мавзолей», поскольку имена тех, кто похоронен внутри, неизвестны. Видны мумифицированные трупы.

Как выглядит настоящая мечеть Алаэддина? (ФОТО)

Мечеть Алаэддина в Конье

Мечеть, построенная в 1155 году, расположена на северном склоне центра города Алаэддин Хилл (Конья, Турция). Предполагается, что она была частью дворца сельджуков, который когда-то стоял на этом холме.

Мечеть Алаэддина – самое раннее здание, построенное в столице Сельджукской империи. Сооружение отражает все исторические периоды ее эволюции от дворцовой мечети, построенной как a cappella palatina («небная часовня»), до соборной мечети города. Мечеть также является памятником архитектурного наследия, символизирующим силу и могущество всего периода сельджуков. Во внутреннем дворе находятся гробницы сельджукских султанов. Дворец сельджуков с его группой построек легендарной красоты, разбросанных по садам на вершине кургана, известного как холм Алаэддин, со временем пришел в упадок и исчез. Разрушение, злоупотребление и неправильная реставрация ускорили ухудшение ситуации и изменили физическую среду, включая материальные свидетельства периода сельджуков.

Мечеть простирается на большой прямоугольной территории, ориентированной на северо-запад и юго-восток, на северном склоне холма. Она включает в себя 2 молельных зала, которые не демонстрируют целостности между восточной и западной частями мечети, и внутреннего двора на севере, окруженного подпорными стенами.

В настоящее время восточная часть устроена в виде 7 проходов, идущих параллельно стене киблы и разделенных колоннами с выступами, которые соединены друг с другом заостренными арками из каменной кладки. Информация, полученная из архивных источников, указывает на то, что первоначально восточный молельный зал был разделен на 9 проходов, ведущих перпендикулярно стене киблы и разделенных в общей сложности 49 мраморными колоннами, соединенными кирпичными арками. Часть была покрыта деревянной и черепичной крышей. Молельный зал приобрел свой нынешний вид после капитального ремонта и перестройки османами в конце 17 века. Согласно документам, для предотвращения повреждений, вызванных смещением строения на север, всю конструкцию разобрали, в ее фундаменте соорудили каменные опоры, бывшая арочная система была изменена в осевом направлении. Вероятно, аномалия, вызывающая искривление восточной стены, могла возникнуть во время соответствующего ремонта.

Предполагается, что восточная часть этой мечети первоначально была построена как Великая мечеть Коньи. Восточная стена имела нынешнюю кривую линию, молельный зал был разделен на 7 проходов, идущих перпендикулярно стене киблы, а двор, с трех сторон окруженный портиками, был расположен на севере и был доступен с 3 осевых направлений. С другой стороны, северное крыло, где находился предполагаемый двор, на 4 метра ниже молитвенного зала, и это исключает возможность того, что внутренний двор окружен портиками и воротами, ведущими внутрь.

Западная часть мечети содержит куполообразное помещение перед михрабом и проходы, выходящие на запад. Фасад из 3 остроконечных арок, поднимающихся из 2 круглых колонн к северу от купола михраба, считается результатом османского вмешательства.

Помещение перед михрабом образовано двумя опорами в стене киблы и двумя отдельно стоящими крестообразными опорами. Купол из кирпича стоит на остроконечных арках. Тот факт, что купол был покрыт «красным илом» во время османской реставрации второй половины 17 века, предполагает, что изначально купол был украшен глазурованным кирпичом или мозаичной плиткой, которая к тому времени исчезла. Мраморный михраб был вставлен в михраб из мозаики в 1889 году губернатором Коньи Сурури-пашой во время правления султана Абдулхамида II. Выпавшие части мозаики также имитируются краской по штукатурке.

Читайте также:
Аэропорт Грозный. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

На верхней рамке михраба уцелел оригинальный почерк насх (один из шести традиционных арабских почерков) и элегантные цветочные мотивы в бирюзовой, пурпурно-баклажанной и темно-синей мозаичной плитке. Треугольные поверхности переходной к куполу зоны также сохранили растительный и геометрический орнамент из плиток аналогичного цвета. Считалось, что эти мозаичные украшения были выполнены Каримом ад-Дином Ардишахом, возможно, мастером глазурованной плитки (кашигар), упомянутым в медальоне из плитки, который вделан в рамку дверного проема с остроконечной аркой в северном углу двора. Сам медальон представляет собой подглазурную плитку с выпуклой надписью белого цвета на темно-синем фоне. На внешней полосе читаются титулы и эпитеты султана Ала ад-Дина Кая Кубада I, написанные шрифтом сулут. На круглом поле в центре указано имя Карим ад-Дин Ардишах и дата 617 года хиджры. Эта дата соответствует 1220-1221 году нашей эры. Предполагается, что мозаичная облицовка мечети начала производиться во времена правления султана Изз ад-Дина Кая Кавуса I, и завершилась, когда на престол взошел Ала ад-Дин Кай Кубад I.

Заслуживают внимания «глиняные кирпичи», использованные в арках проходов к западу от купола, и темно-красный и белый декор на швах между ними. Подобная концентрация цветной отделки в юго-западном углу может говорить о том, что изначально там находилась деревянная королевская ложа; однако по большей части они были удалены во время недавних реставраций.

Деревянный минбар, скорее всего, первоначально располагался в восточной части мечети, а потом его перенесли в западную. Это один из самых ярких образцов искусства сельджуков. Минбар демонстрирует работу по дереву кюндекари (техника обработки дерева), фаску, глубокую резьбу с круглыми поверхностями, двухуровневую резьбу и решетчатую технику. Надпись на дверной створке содержит имя Султана Месуда, сына Кылыдж Арслана. На лепнине у двери изображен Кылыдж Арслан, сын Месуда, сын Килидж Арслана. Восьмистрочная надпись на тронной части гласит, что она была сделана в августе/сентябре 1155 года мастером Мангумбарти аль-Хаджем из Ахлата. Некоторые читали имя мастера как Макки, сын Барти. 1155 год означает, что минбар был построен во времена правления султана Кылыдж Арслана II.

Надписи, расположенные в различных точках мечети, указывают на то, что строительство западного крыла с куполообразным помещением перед михрабом и проходами, а также второй гробницы в восьмиугольной планировке стартовало во времена правления султана Изз ад-Дина Кая Кавуса I. Свою окончательную форму они приобрели во времена правления Ала ад-Дина Кая Кубада I. Понятно, что расширение мечети на запад было связано с изменениями в планировке дворца сельджуков на холме Алаэддин. С другой стороны, в результате реставрации и изменений после 13 века были утеряны не только оригинальные структурные особенности мечети, но и некоторые ее декоративные части.

Мавзолей Зинджиркирана (Зинджиркырана)

Мавзолей Зинджиркырана (Zincirkıran Mehmet Bey Mausoleum) является знаковой религиозной достопримечательностью Анталии. Он входит в комплекс минарета Йивли (Yivli), известного как Великая мечеть и ставшего символом города. Название минарета переводится как «рифлёный», так как стены образуются небольшими цилиндрическими выступами, словно слоями. Посетить мавзолей можно в любой день — он работает круглый год, вход — свободный. Однако следует помнить о простых правилах посещения мусульманских религиозных объектов: одежда должна закрывать ноги и руки, у женщин должна быть покрыта голова, молящихся нужно обходить сзади, если планируете зайти в мечеть — не делайте этого во время молитвы мусульман.

История мавзолея

Мавзолей построил в 1378 году Мубариз ад-Дин Мехмет Бей для своего сына Зинджиркирана. Мубариз ад-Дин Мехмет Бей был правителем сельджукского эмирата Текке, государства на территории нынешней турецкой провинции Анталии. Сооруженный из тесаного камня в традициях Сельджчук, мавзолей имеет восьмиугольную крышу и один купол. Усыпальница расположена в верхнем саду на севере от минарета. Внешне мавзолей выглядит очень просто, как и большинство османских усыпальниц. Внутри находятся 3 саркофага. Гробницы находятся ниже уровня земли, их верхний слой покрыт штукатуркой. Данное сооружение располагает лишь одним окном прямоугольной формы. На дверной арке, изготовленной из камня, видны высеченные религиозные надписи. Посетившие мавзолей путешественники пишут об удивительной энергетике места.

Читайте также:
Вязьма — достопримечательности и памятники, описание

Достопримечательности рядом

Кроме мавзолея в комплекс Йивли входят мечеть Йивли, обитель Мевлеви, минарет, медресе, расположенные в нескольких метрах от мавзолея. Здесь же находится еще один мавзолей Нигар Хатун, в котором покоится жена султана Баязида II, в честь которой и назван мавзолей. Он был возведен в 1502 году и выполнен в таком же архитектурном стиле сельджуков, как и первый мавзолей Зинджиркирана.

Минарет Йивли считается самым ранним образцом исламской архитектуры. По мнению историков, основание минарета Йивли заложено в период завоевания Средиземноморья. Поэтому считается, что планировалось возвести башню как символ победы. Согласно надписи на минарете, его построил султан сельджуков Кей-Кубад I Ала ад-Дин в 1230 году. Сейчас минарет можно увидеть, находясь в любой частигорода.

Винтовая лестница приведет к балкону — шерефе. Именно отсюда, согласно исламским традициям, служитель мечети призывает верующих на молитву.

Также как в мавзолее, башня минарета имеет восьмиугольную форму. Такая форма получается следующим образом: фундамент строится на квадратном основании, затем его верхние углы срезаются. На башне сохранились декоративные ниши с кусочками бирюзовой мозаики из кобальтового стекла. На полу минарета можно рассмотреть надписи, сделанные синей и бирюзовой краской — это цитаты пророка Мухаммеда, Аллаха и выдержки из Корана.

Первая мечеть комплекса не сохранилась до наших дней. Вероятно, она была переделана из византийской церкви, в строительстве использовались также руины античных сооружений. Мечеть, которую мы видим сегодня, построена Балабаном Таваши в 1372 году. Она имеет шесть куполов, покрытых красным кирпичом. Покровителем мечети является Мубариз ад-Дин Мехмет Бей, построивший мавзолей для любимого сына.

Медресе, входящее в комплекс Йивли, названо в честь правящего в период строительства султана — Кей-Хусрава II Гияс ад-Дина. Это мусульманское духовное училище, где преподавали различные науки. Рядом можно увидеть руины другого сооружения, предположительно — тоже медресе.

При этом же султане была возведена обитель Мевлеви, где жили монахи (дервеши). Сейчас здание выполняет функцию выставочного зала.

Как добраться до мавзолея Зинджиркирана

Комплекс минарета с мавзолеем находится в историческом центре Анталии — старом городе (район Калеичи). Так как в старом городе улицы являются пешеходными, удобнее всего доехать на общественном транспорте:

  • автобус № 210 или KL08, проехать до остановки Sinan Mh. и пройти пешком еще примерно 7 минут до мавзолея.
  • наземное метро (скоростной трамвай) Fatih-Expo в направлении Expo Tramvay Durağı, выходить на остановке «Ismetpasa» и идти пешком также около 7 минут.

Маршрут движения общественного транспорта Анталии можно проследить в приложении Аntalyakart, выпущенном городскими властями.

Можно также доехать до старого города на такси: в Анталии работают 24 Taxi, Ataturk Park Taxi, Altinkum Taxi.

Планируя посещение мавзолея, можно прогуляться по узким улочкам старого города, сохранившим колоритную восточную атмосферу. Многие здания сохранились с XIX века, а сам район Калеичи возник еще во времена Римской империи. Одна из известных достопримечательностей старого города — триумфальная арка или ворота Адриана. В старом городе можно увидеть и древние мечети, бани и другие строения разных периодов: от Римской до Османской империи. После прогулки можно спуститься по лестнице в порт Анталии или прокатиться вниз на стеклянном панорамном лифте.

Читайте также:
Как добраться до Тенерифе из Москвы и других городов

Панорамный вид с улицы Cumhuriyet на мавзолей:

Кот Казанский

Кот Казанский

На коврике, у подножия, выгравирована одна из старинных лубочных шуток про Кота: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский. Славно жил, сладко ел, сладко бздел». Но вместо последнего «неприличного» слова художник изобразил ночной горшок!

Надо заметить, что это далеко не первое столь необычное произведение автора. Секрет всех его творений в том, что Игорь Башмаков очень любит памятники со своей историей. Например, это он придумал воссоздать фонтан с лягушками, на той же улице Баумана.

У кота своя увлекательная история, уходящая корнями в прошлое

История 1. Лубочные картинки

Самые известные лубки средневековой России: “Как мыши кота хоронили” и “Кот казанский”. На последнем потрет кота с выпученными глазами с подписью: “Кот казанской, а ум астраханской, с уса терской. Славно жил, сладко ел, сладко бздел”. По одной из версий, этот лубок, пародировал внешний облик царя Петра I с характерными усами и выпученными глазами, и его пышный титул Императора всея Руси.

“Как мыши кота хоронили” – своеобразный “комикс” или “телесериал”. Картинок и подписей – на несколько страниц (этот вариант выставлен в Русском музее). В заголовке слоган: “кот казанской, а ум – астраханской. умер в сером месяцу в шестопятое число”. Далее множество уморительных шуточных картинок, на которых каждая из мышек-участниц похорон (их количество достигало порой шестидесяти шести!) подписана небольшим шуточным текстом.

По мнению ученых, лубочный мастер изображает в коте татарского царя. Причем слова казанский, астраханский, сибирский в тексте – это, по сути, перечисление царств. Первые лубки создаются в конце 16 века, все татарские царства к тому времени уже завоеваны. И над побежденным противником можно посмеяться. Но здесь ирония распространяется не только на кота, но и на мышей. Русский не может без татарина, а татарин не может без русского.

История 2. Любимец хана

Существует марийская легенда о коте последнего казанского хана. Вот, что она рассказывает: во время осады Казани войсками Ивана Грозного марийские цари Йыланда и Акпарс решили сделать подкоп под Казанский кремль, чтобы захватить хана со всем его семейством и выдать русским. Дело происходило ночью, и никто ничего не подозревал. И только любимый кот хана, почуял неладное, разбудил своего хозяина и тем самым спас его от смерти – хан с женой, детьми и котом вышел потайным ходом к Волге и уплыл в Персию.

История 3. Государыня-императрица

Документально подтвержденным является тот факт, что коты Казани славились своими отличными качествами мышеловов. В 1745 году, когда Императрица Елизавета находилась в Казани, был издан высочайший указ такого содержания: «Сыскать в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных для ловления мышей, и прислать в Петербург.

Если у кого есть такие коты, чтоб донести под опасением, в противном случае, штрафа». Казанские коты были частью пушистой лейб-гвардии Елизаветы I – 300 (по числу гвардейцев, возведших императрицу на престол) котов охраняли ее покои. По личному распоряжению государыни котов кормили говядиной, а потом перевели на тетеревов и куропаток.

На вопрос, почему котов привезли именно из Казани, ответить точно нельзя. По легенде, именно наместник казанского ханства, прознавший о нашествии грызунов в королевские апартаменты, предложил в помощь котов из Казани, которые были потомками знаменитого крысолова кота Алабрыса.

Нынешние потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота – в огромном количестве балуют всякими кошачьими вкусностями. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покоя мышам, как и в старые добрые времена.

Читайте также:
Недвижимость в Крыму в 2022 году – реальная оценка состояния

Кот Казанский Алабрыс: Почему его помнят в Эрмитаже, а в Казани ставят памятники как народному герою

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью. Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.

Казанские коты были так популярны, что в середине XVIII века о них узнали даже при дворе в Санкт-Петербурге. Дело в том, что мыши и крысы в то время были настоящим бичом недостроенного Зимнего дворца. По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года в Казани было велено сыскать тридцать лучших котов местной породы, «удобных к ловлению мышей» , и прислать их в столицу. Отвечал за эту важную операцию сам губернатор Казани.

В результате таких исключительных мер котейки действительно были доставлены в Санкт-Петербург, прижились в огромных подвалах нового дворца и прекрасно справились со своей миссией. От этих первых казанских переселенцев ведет свою историю славная братия котов Эрмитажа, которые до сих пор выполняют ту же функцию – спасают музейные ценности от грызунов. Правда, так как животных из Казани везли, согласно указу, только кладеных (т.е. стерилизованных), то, к сожалению, род этих удивительных животных в Питере не сохранился, а местные казанские разбойники за сотни лет так перемешали гены с обычными кошками, что на сегодняшний день порода казанских котов считается утерянной.

Однако еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века. Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук! Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.

Сегодня русский лубок является предметом многочисленных исследований. Оказалось, что незамысловатые картинки могут много рассказать об истории и быте нашего народа. «Похороны Кота» при этом часто трактуют как политическую сатиру. В разных работах главному герою приписываются аналогии с различными историческими личностями, нелюбимыми на тот момент в массовом сознании. Возможно, что первые варианты лубков – это сатира на царя Алексея Михайловича, более поздние – карикатуры раскольников на Петра Первого, которые становились «обвинительным актом его деяний государственных и исторических» . Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» – это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.

Читайте также:
Недвижимость в Крыму в 2022 году – реальная оценка состояния

Интересно, что этот народный юмор нашел свое продолжение в начале XX века в виде политических карикатур. Знаменитый сюжет с котом обыгрывался, например, вот таким необычным способом:

Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошел раскол членов партии на большевиков и меньшевиков. После этого говорили о «политических похоронах» Ленина. На миниатюре вокруг повешенного кота пляшут торжествующие мыши – Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» – Плеханов. Впрочем, это только первая картинка из трех. Следующие рассказывают о том, как внезапно оживший кот-Ленин без труда и с большой фантазией расправляется с меньшевистскими мышами.

Через сто лет после этих драматических событий на исторической родине решили увековечить память Кота Казанского – верного спасители от мышей и героя народных преданий. В Казани ему сегодня установлено несколько памятников. Самый любимый, ставший одной из главных туристических достопримечательностей, был создан заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым. Скульптура изображает Кота возлежащим под красивым балдахином и, судя по объемам, вполне довольного жизнью. Трехметровую композицию венчает мышка, которая, вероятно, не дает забыть откормленному герою о его славном прошлом.

Многие персонажи русской мифологии сегодня забыты или воспринимаются нами не так, как раньше, читайте дальше о том, Что обещают людям загадочные чудо-птицы Алконост, Сирин, Гамаюн и другие.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Памятник «Казанскому коту» в Казани + итоги конкурса

Приветствую, друзья! :) На связи, как обычно, блоггер Казанец… Для тех, кто еще не в теме, и впервые на моем блоге — здесь я делаю обзоры на различные места и заведения в Казани (подробнее в «Лучших статьях» в верхней менюшке).

А также есть огромная пока небольшая движуха по конкурсам…

Так и сегодня я подведу итог предыдущего конкурса, и сделаю анонс следующего. Будет желание поучаствовать — я всегда за! :)

Итог конкурса читайте в конце статьи, а пока по теме сегодняшнего сабжа — Казанского кота. Постоянные читатели уже в курсе моей неравнодушности в хвостатым… поэтому скоро я вам расскажу одну историю про одну рыжую морду!… :)

А пока — про памятник…

Памятник — Казанский кот

1. Данный экземпляр вы найдете на главной «артерии» города Казани — улицы Баумана (пересечение с ул. М. Джалиля)… рядом с КРЦ «Родина».

Его установили в 2009 году, и он сразу полюбился казанцам и гостям города, и сейчас это, пожалуй, самый популярный фотообъект на Баумана… Когда я его фоткал, не проходило и минуты, чтобы он вдруг заскучал без туристов.

Читайте также:

Пузатый, наглец под полтора метра… с хитром прищуром (будто задумал какой-то зихир) лениво разлегся на лавочке под шатром… облокотившись на подушку в виде сардельки… одной лапой наматывает ус, другой почесывает пузо…

2. А наверху шатра безустанно молится церковная мышка…

Легенда Казанского кота и Елизаветы Петровны:

Во времени прибытия в Казани в 1745 года императрица заметила, что в города отсутствуют грызуны. Тогда она издала указ:

Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…

… о том, чтоб собрать 30 казанских котофеев, и отправить Петербург на «государственную службу». Вот так в Зимнем дворце появились казанские хвостатые… предки которых до сих пор контролируют вопросы популяции грызунов.

Кстати, каждый год 1 апреля сотрудники Эрмитажа устраивают им праздник «олинклюзив»… в стиле «шведского стола» — День мартовского кота!

Собственно, казанский кот знаменит своими мышеловскими качествами.

3. Рядом с памятником казанского кота вы найдете описание этой славной истории на 3-х языках.

Читайте также:
Вязьма — достопримечательности и памятники, описание

4. Кстати, на коврике написано:

«Алабрыс * Кот казанский * Ум астраханский, разум сибирский. *** Славен жил, сладко спал»

Лично я не думаю, что тогдашние коты были такие пузатые, иначе они б не только мышь, а собственного хвоста бы не поймали…

Но все же пузатик на Баумана берет своей няшностью каждого 3-го проходящего мимо! И за это респект автору скульптуры — Игорю Башмакову.

Стоимость скульптуры — 1.000.000 рублей.

Сувениры казанского кота вы можете купить практически в любой сувенирной лавке в Казани.. стоимость от 100 рублей.

Казанский кот (Казань). Фото:

5. Казань, Баумана, 2015 г.

Что нужно обязательно сделать?

В обязательном порядке нужно почесать ему пузо.. и ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ… Ну сам он уже не достает…! :)

А если проголодались, то можно зайти в Тактир «Кот Казанский», и плотно там похомячить. Расположен он в 300 метрах от памятника.

Ну а тем, кому настоящий… живой кошак дороже селфи с достопримечательностью на «Казанском Арбате» — сходите в котокафе «Мурзик»… там за поглаженное пузо вам ответят мурлыкой… ну или «когтевым дождем»… это напрямую зависит от выбранного пуза! :)

6. Еще недавно на Баумана появился «Дом Великана» и «Музей Иллюзий»… кто-нибудь уже был там? Стоит ли идти? Сам пока что только мониторил отзывы…

Анонс конкурса:

В одной из следующих статьях я напишу вам про своего кота… точнее, про своего НОВОГО кота! История прикольная…

И там же устрою конкурс с денежным призом… чтобы не прокотить статью — подпишитесь на обновление блога по e-mail.

Итоги конкурса «Даже если рушиться Мир…»:

Итог предыдущего конкурса… Суть конкурса была в следующем: нужно было смешно продолжить фразу «Даже если рушиться Мир…». Победитель получает 500 руб.

Из-за небольшого количества участников я не стал выделять одну лучшую фразу, а выделил несколько прикольных фраз, авторы которых получат по 150 рублей…

Итак, призы получают:

Татьяна — (понравились несколько) выделю «кефир» — приз 150 руб.

Даже если рушится Мир, не забудь выпить на ночь кефир.

Александр — «ой все»… — приз 150 руб.

Даже если рушится Мир, ой, всё!

Вадим — «Кабзон» — приз 150 руб.

Даже если рушится Мир, Кобзон мой кумир.

Ded Mazai — поощрительный приз 50 руб. за быстроту принятия решений! ;)

На этом все, друзья… победителям прошу засветить свои номера электрокошельков для получения призов! Форму обратной связи найдете на странице «контакты». Прошу написать с той же почты, с которой был оставлен комментарий. :)

P.S. Если у вас есть мысли по теме данной статьи или оффтоп — напишите об этом в комментах!

Всем шанти! С вами был блоггер Казанец!

Об авторе

Привет! Меня зовут Александр, и я единственный автор этого блога. Делаю обзоры на различные места и развлечения в Казани! Подробнее обо мне читайте здесь.

16 Oтвет на Памятник «Казанскому коту» в Казани + итоги конкурса

А мне Ваш казанский кот напоминает булгаковского кота Бегемота.

Татьяна, приветствую! Да, есть сходство!

Прикольный кот, на моего похож))) тоже серый, и так же валяется)) Архитектору реальные респект… Создать ТАКОЙ памятник… Это дело не одного дня! Сразу видно что архитектор вложил душу и любовь в этот памятник! И КАЗАНЕЦЦ))) продолжая писать, ты рассказываешь людям про наш город… И красиво расписываешь прямо скажу))) СПАСИБО)) Рекомендую своим друзьям)))

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: