Межправительственные соглашения России со Швецией

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Двусторонние договоры

  • Внешняя политика /
  • Международные договоры /
  • Двусторонние договоры /

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ О ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Российской Федерации и Правительством

Королевства Швеция о торговых отношениях

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Швеция, именуемые в дальнейшем Сторонами,

– стремясь к дальнейшему укреплению дружественных отношений между обеими странами,

– желая создать благоприятные условия для торговли между странами на основе равенства и взаимной выгоды,

– желая создать основу для развития и расширения коммерческих связей между гражданами, компаниями и организациями двух стран,

– стремясь способствовать либерализации торговли и принимая во внимание обязательства Швеции как Договаривающейся Стороны Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а также усилия Российской Федерации по соблюдению правил и принципов ГАТТ и ее желание стать Договаривающейся Стороной этого Соглашения,

– учитывая важность реализации всех положений и принципов процесса СБСЕ и в особенности тех, которые вытекают из Хельсинского Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе и Конференции по экономическому сотрудничеству в рамках СБСЕ, состоявшейся в городе Бонне, а также положений и принципов Парижской хартии для новой Европы,

договорились о нижеследующем:

1. Стороны предоставят друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всех областях в отношении:

– таможенных пошлин и сборов при импорте и экспорте, включая способы взимания таких пошлин и сборов,

– правил и процедур в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенному оформлению, транзиту, складированию и перегрузке,

– налогов и других внутренних сборов любого вида, прямо или косвенно связанных с импортированными и экспортированными товарами,

– способа платежа и перевода таких платежей,

– правил продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

2. Каждая Сторона предоставит продукции, происходящей из (или) экспортируемой на территорию другой Стороны, недискриминационный режим в отношении применения количественных ограничений, выдачи лицензий и валютного регулирования.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не будут применяться к:

а) преимуществам, предоставляемым в связи с созданием таможенного союза или зоны свободной торговли, или преимуществам, предоставляемым с целью создания такого союза или зоны,

б) преимуществам, предоставляемым каждой из Сторон соседним странам для облегчения приграничной торговли,

в) преимуществам, предоставляемым в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Общей системой преференций и другими международными договоренностями в пользу развивающихся стран,

г) действиям, предпринятым в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения.

Торговля между деловыми партнерами двух стран будет осуществляться на нормальных коммерческих условиях. Платежи будут производиться в свободно конвертируемой валюте, если деловыми партнерами не будут определены иные условия. Стороны признают, что практика бартерных сделок может привести к искажению в международной торговле и что она должна рассматриваться как временная и исключительная.

Стороны будут разрешать ввоз и вывоз без уплаты таможенных пошлин и иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, кроме сборов за таможенное оформление, товаров и предметов, подпадающих по законодательству каждой из стран под режим временного ввоза, в том числе, в соответствующих случаях, для переработки.

Стороны будут разрешать, в частности, ввоз и обратный вывоз с освобождением от уплаты таможенной пошлины всех предметов для использования в мероприятиях, содействующих торговле, таких как ярмарки, выставки, визиты, семинары, проводимые на их соответствующих территориях с условием, что эти предметы не будут проданы или уступлены иным образом.

Стороны обеспечат доступность текстов всех имеющихся законов и правил в отношении торговой деятельности, включая таможенные пошлины и формальности, инвестиционную деятельность, налогообложение, банковскую деятельность, страхование и другие финансовые услуги, транспорт и рынок труда.

1. Стороны будут консультироваться друг с другом в случае ввоза на территорию одной из них какого-либо продукта в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

2. Сторона, заявляющая о серьезном ущербе или его угрозе, будет требовать проведения консультаций путем письменного уведомления и будет обеспечивать другую Сторону всей необходимой информацией, требуемой для детального изучения ситуации.

3. Консультации, требуемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, будут проводиться с целью поиска взаимоприемлемых решений, надлежащим образом учитывающих основополагающие цели настоящего Соглашения; они должны быть завершены не позднее 30 дней с даты обращения соответствующей Стороны с просьбой о консультациях, если Стороны не договорились об ином.

4. Если в результате таких консультаций будет установлено, что ситуация, о которой идет речь в пункте 1 настоящей статьи, существует, то будут согласованы такие меры, которые бы предупредили или устранили ущерб.

5. В том случае, если Стороны не могут достичь согласия в отношении действий по избежанию такой ситуации, то Сторона, которая потребовала проведения консультаций, будет иметь право вводить ограничения на импорт соответствующей продукции в таком размере и на такой срок, которые требуются для предотвращения или устранения ущерба. Другая Сторона в таком случае будет иметь право отступить от своих обязательств перед первой Стороной в примерно эквивалентных размерах торговли.

6. В критических обстоятельствах, когда задержки в принятии соответствующих мер вызовут трудновосполнимый ущерб, такие меры по предотвращению или устранению ущерба могут быть приняты временно, без предварительных консультаций, при условии, что консультации будут проведены сразу же после принятия этих мер.

7. При выборе мер в соответствии с данной статьей Стороны будут отдавать приоритет тем мерам, которые в наименьшей степени могли бы оказать негативное воздействие на выполнение настоящего Соглашения.

8. При необходимости, Стороны могут проводить консультации для определения срока окончания осуществления мер, принятых в соответствии с настоящей статьей.

I. Настоящее Соглашение не исключает принятия каждой из Сторон мер, которые она считает оправданными по причинам общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны прав промышленной и интеллектуальной собственности, или применения правил, касающихся операций с золотом или серебром либо установленных для охраны национальных художественных, исторических и археологических ценностей.

Читайте также:
Аренда недвижимости в Швеции: стоимость квартир в 2021 году

Такие запреты и ограничения не должны тем не менее представлять собой средства произвольной дискриминации или скрытого ограничения в отношении торговли между обеими странами.

2. Настоящее Соглашение не исключает принятия мер, оправданных соображениями защиты специальных или существенных интересов безопасности, включая действия относительно:

а) расщепляющихся материалов или материалов, из которых они производятся;

б) торговля оружием, боеприпасами и военным снаряжением и торговли другими товарами и материалами, прямо или косвенно имеющими целью снабжение военных учреждений;

в) мер, принимаемых во время войны или в других чрезвычайных обстоятельствах, складывающихся в международных отношениях, или для соблюдения принятых обязательств по поддержанию мира и международной безопасности.

1. Стороны будут сотрудничать с целью последовательного улучшения взаимной недискриминационной защиты прав интеллектуальной собственности, включая меры по их предоставлению и осуществлению. Стороны совместно разработают правила в отношении защиты прав интеллектуальной собственности. Эти правила должны обеспечивать уровень защиты, подобный тому, который существует в странах – членах Европейской ассоциации свободной торговли.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи, права интеллектуальной собственности будут включать в себя, в частности, защиту авторских прав, включая компьютерные программы, базы данных и смежные права; товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, промышленный дизайн, патенты, топологии интегральных микросхем, а также нераскрытую информацию в отношении “ноу-хау”.

Юридическим и физическим лицам каждой страны будет предоставляться национальный режим в отношении обращения в суды и учреждения другой страны в качестве истцов, ответчиков и в иных случаях, связанных с коммерческими сделками, а также в отношении применяемых процессуальных правил.

Стороны намерены далее развивать положения настоящего Соглашения, исходя из новых обстоятельств, включая ситуацию, которая может возникнуть в связи с присоединением Российской Федерации к Генеральному соглашению по тарифам и торговле.

Стороны примут все необходимые меры для достижения целей настоящего Соглашения и выполнения обязательств, вытекающих из Соглашения.

Наблюдение за выполнением настоящего Соглашения будет осуществляться по согласованию между Сторонами.

Каждая из Сторон может в любое время потребовать проведения консультаций относительно выполнения настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение вступает в силу в первый день месяца, следующего за месяцем, когда Стороны информируют друг друга по дипломатическим каналам о том, что их внутригосударственные процедуры выполнены в отношении вступления данного Соглашения в силу.

Стороны могут вносить по взаимной договоренности дополнения или изменения в настоящее Соглашение. Все подобные дополнения и изменения должны быть совершены в письменной форме.

Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение путем письменного уведомления другой Стороны. Соглашение прекратит действие спустя 6 месяцев с даты получения другой Стороной такого уведомления.

Совершено в Москве 4 февраля 1993 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и шведском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Россия присоединилась к международному автоматическому обмену налоговой информацией

Россия присоединилась к международному автоматическому обмену налоговой информацией

Россия и ОЭСР

  • 12 мая 2016 года Россия подписала Многостороннюю конвенцию о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (CRS MCAA) в рамках Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Первый обмен информацией в автоматическом режиме состоится для России в 2018 году. Помимо России в настоящее время участниками данного соглашения является 82 страны, в том числе такие офшорные зоны как Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, Мэн, Сейшелы и др.
  • Процесс присоединения к стандарту состоял из двух этапов. Первым этапом было подписание Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters) 4 ноября 2014 года. Вторым стало подписание Многосторонней Конвенции (CRS MCAA).
  • Для того чтобы Стандарт вступил в полную силу на территории РФ, необходимо привести внутреннее законодательство в соответствие с ним. Для этого надо будет внедрить различные процедуры в российские финансовые учреждения, связанные с анализом клиентов, обработкой их данных, идентификацией и передачей сведений в налоговые органы. Должен быть разработан механизм отчетности финансовых учреждений в налоговые органы. Иными словами, для обработки такого массива данных должна быть создана подходящая IT и административная инфраструктура. Кроме того, необходимо обеспечить защиту персональных данных и конфиденциальности информации. На данный момент ФНС России уже подготовила соответствующий проект постановления правительства.
  • В результате присоединения к Стандарту российские налоговые органы смогут получать информацию о счетах физических и юридических лиц – российских налоговых резидентов, открытых в иностранных странах, также являющихся сторонами Соглашения. В свою очередь они должны будут предоставлять аналогичную информацию о резидентах иностранных стран, имеющих счета в российских финансовых учреждениях. Обмен налоговой информацией будет происходить на автоматической основе, а не по запросу.
  • По Стандарту значение имеет не гражданство лица, а его налоговое резидентство.

Поэтому, например, информация об открытии счета лица на территории какого-то государства подлежит передаче компетентным органам государства, в котором данное лицо является налоговым резидентом. При этом стандарт предусматривает возможность не проводить проверку и не обмениваться информацией о счетах иностранных резидентов – юридических лиц, если их баланс не превышает 250 тыс. долларов США, а для счетов физических лиц, если их баланс не превышает 1 млн. долларов США на отчетную дату.

  • В рамках CRS MCAA налоговые органы разных стран будут обмениваться информацией о 1) лице-держателе счета; 2) финансовой организации, в которой открыт счет; 3) балансе по финансовым счетам, открытым налоговым резидентом другой страны либо пассивными нефинансовыми организациями, контролирующими лицами которых являются налоговые резиденты другой страны; 4) определенных типах доходов, поступивших на счета, в том числе процентах, дивидендах, доходах от страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов.

Что входит в стандарт ОЭСР

  • Помимо Многостороннего соглашения MCAA в основу стандарта ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией входят:
  • 1. Общепринятый стандарт о предоставлении информации (англ. “CRS Common Reporting Standard”, далее “Стандарт CRS”).
  • 2. Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов (англ.

“Model Competent Authority Agreement”, далее “Модельное соглашение МСАА”

  • Данные двухсторонние соглашения адаптируют Стандарт CRS под сотрудничество компетентных органов двух конкретных государств. Соглашения детализируют, какой объем финансовой информации подлежит обмену и какие органы будут ответственны за обмен информацией.
  • 3. Комментарии ОЭСР к Стандарту CRS (англ. “CRS Commentaries”)
  • В данных комментариях ОЭСР дается толкование положениям Стандарта CRS и приводятся примеры его имплементации.
  • 4. Руководящие принципы по разработке схем для применения Стандарта
Читайте также:
Красивейшие магазины мира

CRS (англ. “CRS Schema and User Guide”)

  • Данные руководящие принципы касаются технических аспектов имплементации Стандарта CRS, в частности разработка схем XML, используемых для обмена информации, а также необходимых гарантий по передаче информации, ее защите и шифровании.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

  • Таким образом, подписав Многостороннее соглашение MCAA, Россия сделала первый и важнейший шаг для внедрения Стандарта ОЭРС по автоматическому обмену финансовой информации в России. При успешном внедрении Стандарта ОЭСР Россия будет автоматически получать финансовую информацию о своих налогоплательщиках от компетентных органов стран-участниц автоматического обмена.

Существующий режим обмена финансовой информацией

  • Многостороннее соглашение МСАА призвано заменить существующий режим обмена финансовой информации. На сегодняшний день Россия заключила следующие международные договоры, касающиеся вопросов обмена финансовой информации. Во-первых, двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. У России имеются такие соглашения с Кипром, Люксембургом, и др. Во-вторых, соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства, а также соглашения о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Россия заключила такие соглашения, например, со Швецией в 1997 г. и с Болгарией в 2003 г. В-третьих, Постановлением Правительства Российской Федерации «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» от 14 августа 2014 года № 805 одобрено типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам. В-четвертых, 4 ноября 2014 года Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года.
  • Особенностью этих соглашений является то, что они предусматривают обмен информацией исключительно «по запросу» компетентных органов. Неэффективность данного механизма заключается в том, что сначала компетентным органам необходимо проверить правильность запроса и лишь в случае удачной проверки они могут приступить к обмену информацией. Многостороннее соглашение МСАА же закрепляет автоматический обмен информацией между компетентными органами, что призвано устранить систему запросов и повысить эффективность процедуры обмена финансовой информацией.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА и Закон США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам

  • Несмотря на Многостороннее соглашение МСАА, некоторые режимы обмена финансовой информацией, существующие на сегодняшний день, останутся в силе, например система FATCA.
  • В 2014 г. в силу вступил Закон США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам (англ. “Foreign Account Tax Compliance Act”, далее “FATCA”), который предусмотрел обязанность иностранных финансовых учреждений представлять Службе внутренних доходов США (англ. “Internal Revenue Service”) информацию о финансовых счетах, принадлежащих американским лицам. В случае непредставления данной информации, иностранные организации могут быть оштрафованы в размере 30% от доходов с территории США. Таким образом, во избежание штрафа иностранная организация должна зарегистрироваться в системе FATCA. Однако особенности национального законодательства некоторых государств не позволяют иностранным компаниям соответствовать требованиям FATCA. Для этого Министерство финансов США предусмотрело две модели межправительственных соглашений (Модель I и Модель II), которые закрепляют за компетентными налоговыми органами иностранного государства обязанность представлять всю необходимую финансовую информацию иностранной компании.
  • Россия не заключила с США соответствующие межправительственные соглашения, однако 28 июня 2014 года был принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами», позволяющий российским компаниям соответствовать требованиям FATCA, не нарушая российское законодательство.
  • Так как США не присоединилась и пока не собирается присоединяться к Многостороннему соглашению МСАА, режим FATCA остается в силе для российских компаний.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА

  • Согласно разделу 2 Многостороннего соглашения МСАА, государства берут на себя обязательство ежегодно в автоматическом режиме обмениваться следующей информацией:
  • a) Имя физического лица, наименование юридического лица, ИНН, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры “due diligence” компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • b) Номер банковского счета (или функциональный эквивалент в случае отсутствия номера банковского счета);
  • c) Наименование или идентификационный номер компетентного органа;
  • d) Баланс банковского счета или стоимость банковского счета на конец календарного года или на момент отчетного периода, если счет был закрыт;
  • e) В отношении “custodial account”, общая сумма дивидендов и общая сумма иного дохода, полученного с помощью счета за отчетный период, а также валовый доход от реализации или погашения финансовых активов за отчетный период;
  • f) В отношении депозитных счетов, общая сумма процентного доход за год или иной отчетный период;
  • g) В отношении остальных типов счетов, валовый доход владельца банковского счета за отчетный период.
  • Раздел 5 Многостороннего соглашения МСАА предусматривает, что информация, подлежащая автоматическому обмену, является конфиденциальной. Как следствие, использование данной информации разрешается только компетентным органам, на которых лежит обязанность по защите персональных данных.
  • Стандарт CRS, на который делается ссылка в Многостороннем соглашении МСАА, закрепляет обязательства государств по проведению процедуры “due diligence”. В рамках данной процедуры компетентным органам необходимо идентифицировать банковские счета, информация о которых в дальнейшем подлежит процедуре обмена (англ. “Reportable Accounts”).
  • В отношении банковских счетов физических лиц ограничений по идентификации нет, в то время как банковские счета юридических лиц не подлежат идентификации, если их баланс не превышает 250.000 USD. Стандарт предусматривает процедуру “due diligence” в отношении банковских счетов, которые существовали до вступления Стандарта CRS в силу (англ. “Pre-existing Accounts”) и которые были открыты после вступления Стандарта CRS в силу (англ. “New Individual Accounts”).
  • Также Стандарт CRS предусматривает процедуру выявления пассивного владельца банковского счета (англ. “Passive Non-Financial Entity”, “Passive NFE”) и делает различие между банковскими счетами с балансом, превышающим 1.000.000 USD (англ. “High Value Account”) и не превышающим 1.000.000 USD (англ. “Lower Value Account”) для целей обмена информации с компетентными органами других государств.
  • Согласно Разделу III.В.6, банковские счета физических лиц, стоимость которых не превышает 1.000.000 USD не подлежат отчету и обмену информации. Владельцы счетов обязаны пройти процедуру самосертификации и подать заявление в компетентные органы о том, что их счета не подлежат процедуре автоматического обмена информации.
  • Однако в соответствии с Разделом III.C.5.6 в случае увеличения стоимости банковских счетов до 1.000.000 USD компетентные органы обязаны идентифицировать банковский счет и передать компетентным органам иностранного государства информацию о нем.
Читайте также:
Изучение чешского языка в Чехии – языковые курсы в Праге для иностранцев

Даты проведения процедуры “due diligence” компетентными органами РФ

1 января 2017 – идентификация новых клиентов (физических и юридических лиц)

31 декабря 2018 – идентификация существующих физических лиц, баланс которых превышает 1 млн. долларов США

30 сентября 2018 – обмен информацией между государствами

31 декабря 2018 – идентификация существующих клиентов физических и юридических лиц

Имплементация Стандарта CRS

▪ Таким образом, для соблюдения Стандарта CRS в ближайшем будущем изменения законодательства могут коснуться процедур идентификации банковских счетов, а также может быть предусмотрена обязанность физических и юридических лиц проводить процедуры самосертификации. Законодательно может быть введено обязательное наличие у финансовых институтов комплаенс-документов, направленных на соответствие требованиям Стандарта CRS.

▪ Компетентным органам же придется обновить существующую систему отчетности, в частности, добавить дополнительные поля (например, ИНН и место рождения). Помимо этого, компетентным органам необходимо разработать механизм мониторинга за изменением информации о физических и юридических лицах и ввести ответственность за нарушение требований Стандарта.

Руководство по имплементации Стандарта CRS доступно по ссылке:

  • Технические аспекты имплементации Стандарта CRS находятся в Руководстве по имплементации Стандарта CRS (англ. “Common Reporting System User Guide”) в Приложении III к Модельному договору о сотрудничестве компетентных органов. В частности, руководство детализирует, как информация о банковских счетах физических и юридических лиц должна быть внесена в общую базу CRS.

Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов доступно по ссылке:

  • Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов направлено на установление непосредственного сотрудничества между двумя государствами. В частности, именно в таких соглашениях предусматривается, какие компетентные органы будут заниматься обменом информации. Таким образом, помимо подписания Многостороннего соглашения МСАА, государствам, в частности России, необходимо также подписать двухсторонние соглашения для начала обмена финансовой информацией.
  • Таким образом, обязательство России по автоматическому обмену информации вступит в силу в сентябре 2018 года. Однако перед этим России необходимо заключить двухсторонние соглашения, в которых будет предусмотрено, с какими именно органами будут сотрудничать российские компетентные органы по вопросам автоматического обмена информацией. Помимо подписания двухсторонних соглашений, России также предстоит решить ряд технических вопросов для начала автоматического обмена финансовой информации. Что касается ранее существовавшей системы обмена информации «по запросу», она, скорее всего, останется в силе лишь для государств, не подписавших Многостороннее соглашение МСАА. Режим обмена финансовой информации с США в соответствии с FATCA останется в силе.

Скажите пожалуйста, существует ли соглашение между Россией и Швецией о правовой помощи по семейным и гражданским делам?

Скажите пожалуйста, существует ли соглашение между Россией и Швецией о правовой помощи по семейным и гражданским делам? Это касается семейного права и непосредственно Алиментных обязательств. Можно ли взыскать с ответчика алименты, если он уклоняется от их уплаты в России, сбежав в Швецию.

Ответы на вопрос:

Такого соглашения не существует.

Можно ли взыскать с ответчика алименты, если он уклоняется от их уплаты в России, сбежав в Швецию.

Мама малыша, если у алиментщика есть имущество в России то взыскать сможете и наоборот.

По моему мнению, вам лучше найти адвоката в Швеции, и уже через него в судебном порядке взыскивать алименты. Я знаю такую практику (Германия). алименты в таком случае будут намного больше, чем по РФ.

Желательно, конечно, знать его место нахождения.

Пишите заявление приставам о преступлении плательщика алиментов (ст. 157 УК РФ злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Пусть ищут через Европол.

Между Швецией и РФ заключены следующие договора:

1. Конвенция по вопросам гражданского процесса

(Гаага, 1.03.1954 г.)

2. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5.10.1961 г.)

3.Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15.11.1965 г.)

4. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20.04.1959 г.)

5. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год)

6. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18.03.1970 г.

Но для данного случая, Вам ничего не подходит.

Злостное уклонение от уплаты алиментов является преступлением. Вам необходимо обратиться в службу судебных приставов. Предъявить исполнительный лист ко взысканию, указав последнее известное место жительства и место работы должника.

Далее, при отсутствии выплат по алиментам свыше 4 месяцев, настаивайте, чтобы пристав инициировал возбуждение уголовного дела по ст.157 УК РФ. Далее объявление в розыск, и если будет международный, то возможна и экстрадиция Вашего бывшего благоверного из славной страны Швеции.

Мама малыша, Вам следует передать исполнительный лист на исполнение.

Пристав откроет исполнительное производство.

По истечении четырех месяцев взять справку у пристава о сумме задолженности по исполнительному производству.

Написать приставу заявление о возбуждении уголовного дела в связи с неуплатой по исполнительному листу.

По справке о задолженности написать заявление в представительство Швеции в РФ и обратиться с заявлением о розыске должника.

После всего должник сам объявится и предложит Вам вариант решения вопроса по содержанию ребенка.

Я понимаю вашу безысходность

.Но если алиментщик гражданин РФ и только работает в Швеции. То никакая Швеция вам не поможет и заниматься вашим алиментщиком не будет. У них своих хватает.

Если судебные приставы в Рф по месту его регистрации-прописки и прежнего проживания отмахиваются от вас, то разошлите жалобы и не одну!-прокурору и Главному судебному приставу региона с требованием возбудить уголовное дело по ст.157 УК РФ.

Читайте также:
Где находится Дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Местоположение Дворцово-паркового ансамбля Петергоф на карте Петергофа и описание

Добьетесь этого, сдвинется что-то с места

. Пока жалобы-во множественном числе не пишите ваши проблемы чиновникам в ОСП не нужный.

Все зависит только от вашей активности. Поэтому садитесь за комп, берите почтовые конверты и удачи вам.

Соглашения нет, что не мешает взыскать алименты с должника. Для этого Вам нужно обратиться с судебным решением к адвокату в Швеции.

Как Россия получила возможность присоединить Швецию

210 лет назад, 21 февраля 1808 года, началась очередная русско-шведская война. Война стала часть «большой игры» и войны в Европе, вызванной противостоянием Парижа и Лондона за лидерство в западном мире. Россия же в этой борьбе получила возможность присоединить Швецию.

Россия после Тильзита стала союзницей империи Наполеона и врагом Англии. Шведская корона отказалась мириться с Парижем и взяла курс на сближение с Лондоном. Требование России закрыть Балтийское море для британцев шведский король Густав IV отверг и начал подготовку к войне с Данией, чтобы завоевать у неё Норвегию. А Дания была традиционным союзником России. В итоге Александр при полной поддержке Наполеона решил занять Финляндию, что «успокоить» Швецию и укрепить безопасность северо-западных рубежей, столичного санкт-петербургского района.

Большая игра

Русско-шведская война стала следствием европейского противостояния конца XVIII – начала XIX веков. Великая Французская революция привела к тому, что Франция сделала качественный рывок в развитии и стала угрозой не только для соседних монархий, но стала претендовать на лидерство в западном проекте (цивилизации). То есть Франция бросила вызов Англии, которая претендовала на гегемонию в Европе и мире. Это и стало основной предпосылкой целой серии войн, когда соседи Франции пытались силой уничтожить революционное правительство. Однако Франция выдержала удар, и сама перешла в наступление, претендуя на лидерство в Европе и создавая своего рода «Евросоюз» во главе с французами. При этом во главе Франции оказался один из самых гениальных людей в истории Европы, полководец и государственный деятель Наполеон Бонапарт, который прошёл путь от простого артиллерийского офицера до владыки Французской империи.

Россия влезла в эту европейскую «кровавую кашу», хотя не имела общих границ с Францией и никаких противоречий с ней (территориальных, исторических, национальных, экономических и т.д.). Императрица Екатерина II стала одним из главных идеологов интервенции во Францию. Всё тогдашнее мировое сообщество облетела её фраза: «дело Людовика XVI есть дело всех государей Европы». После казни короля Екатерина публично плакала и даже заявила, что «нужно искоренить всех французов», после такого преступления. В ответ французские революционеры начали свою информационную войну против «русской ультрароялистки». При этом стоит отметить, что, несмотря на внешний праведный гнев, Екатерина была женщиной практичной и умной и дальше слов не шла. Пока монархическая Западная Европа ополчилась против революционной Франции, Россия могла спокойно решать свои национальные задачи. В частности, разумная государыня в это время уладила польские дела, вернув России утраченные сотни лет назад южно- и западнорусские земли. Воссоединив разделенный русский народ и обеспечив безопасность на западном стратегическом направлении. Очевидно, что Екатерина решила бы в пользу России и турецкий вопрос, добив османов и отняв Константинополь-Царьград и черноморские проливы. Но государыня скончалась, не успев завершить это великое дело.

Её сын Павел в пику покойной матери, с которой у него был конфликт, решил полностью пересмотреть политику Петербурга. Сначала решил вообще отказаться от войн. Россия вышла из Первой антифранцузской коалиции. Но затем дал убедить себя, что без вмешательства России порядок в Европе не восстановить. И двинул эскадру Ушакова в Средиземное море, а армию Суворова в Италию. Русские чудо-богатыри на море и суше одержали блистательные победы, но в целом это была не наша война. Павел довольно быстро понял, что русских использую как «пушечное мясо» в интересах Вены и Лондона, при этом постоянно подставляют под удар. В 1800 году в докладе Ростопчина напротив слов «Англия вооружила попеременно угрозами, хитростью и деньгами все державы против Франции», русский государь лично написал: «И нас грешных». Павел был далеко не дураком, как его обычно изображают. Взбешенный русский царь немедленно прекратил войну с Францией и начал переговоры с «корсиканским чудовищем».

Назревал русско-французский стратегический союз, который наносил смертельный удар планам Англии на мировое господство. Политика сближения с Францией, с которой у нас не был общих границ, с этот момент соответствовала национальным интересам России. Пока Лондон, Вена и Берлин были связаны Францией, Россия получала уникальный шанс решить свои самые важные проблемы. Это был подарок судьбы. Россия могла решать вопросы внутреннего развития, не опасаясь внешнего вторжения, задачи расширения сферы влияния на Балканах, Кавказе, Туркестане, Дальнем Востоке (включая закрепление в Русской Америке). Необходимо было закрыть вопрос с черноморскими проливами, навсегда обезопасив Русское Причерноморье и Кавказ. На севере необходимо было выбить шведов из Финляндии, чтобы надежно защитить столицу. Понятно, что британский спрут всполошился и организовал руками выродившихся русских аристократов убийство государя Павла.

После убийства императора Павла Петровича – с помощью британского золота – Россия вскоре снова стала врагом Франции. Александр Павлович должен был или продолжить политику дружбы с Наполеоном или снова вступить в антифранцузскую коалицию. В русских национальных интересах был союз с Францией. Однако Александр предпочёл союз с Австрией и Англией. Во-первых, тут видимо, сыграл роль психологический фактор. Александр был потрясен убийством отца, окружен его убийцами и опасался нового дворцового переворота. Этот страх преследовал его до конца жизни. Кроме того, представители антифранцузской партии сыграли на честолюбии молодого русского царя, ему внушили, что он великий политик и полководец, который должен остановить «корсиканское чудовище». Сам Александр был крайне честолюбив и мечтал о славе.

Во-вторых, оказала влияние сильная германская партия при дворе. Романовы традиционно имели сильные связи в Германии. Так, матерью Александра была вюртембергская принцесса София Доротея (в православии Мария Федоровна), женой – принцесса Луиза Баденская (Елизавета Алексеевна). При дворе традиционно ошивалась толпа их родственников и приближенных. Также в российской элите было много и своих немцев, из Прибалтики. Они были связаны родственными и иными связами с русской аристократией. Получалась мощная прогерманская партия. Она настойчиво требовала вмешательство в германские дела. У одних там были корыстные интересы, у других от политики Наполеона пострадали родственники. Естественно, что политика создания «Евросоюза» во главе с Францией крайне раздражала германцев. Вена и Берлин сделали всё, что Россия снова вступила в борьбу с Францией.

Читайте также:
Если посылка из-за рубежа задержана таможней

Таким образом, в разрез национальным интересам (у русских не было коренных противоречий с французами) Россия воевала с Францией в интересах Лондона, Вены и Парижа в составе III и IV антифранцузских коалиций 1805 и 1806 – 1807 гг. Хотя сам Наполеон всегда стремился к стратегическому союзу с русскими и не имел никаких территориальных претензий к России. Все они привели к тяжелым потерям и поражениям по вине русских «партнеров». Наполеон взял вверх. Император Александр Павлович, вопреки своему желанию, вынужден был заключить мир.

Против Наполеона воевала и Швеция. Король Густав IV, как и Александр, жаждал военной славы. Кроме того, был у Швеции и материальный интерес – захват земель в Померании. В войне 1805 года шведы вынуждены были отступить из Померании. В войне Четвёртой коалиции Швеция также приняла участие. Но поступила умнее. Густав английские деньги взял, но посылать солдат на бойню не спешил. Тильзитский мир завершил русско-французскую войну. А Швеция осталась союзником Англии.

Шведский король Густав IV Адольф

Наполеон, несмотря на победу в войне, не требовал ничего непосильного от Александра. Как можно меньше вмешиваться в дела Германии и Западной Европы в целом и разорвать отношения с Англией. Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии — системе экономических и политических санкций, организованной Наполеоном. Военной поддержки Наполеон не просил, только строго нейтралитета. Взамен французский император предлагал Александру свободу рук со Швецией и Османской империей. В шведском вопросе Наполеон был вполне искренен. В его интересах был конфликт России и Швеции с стоявшей за шведами Англией.

В турецком вопросе Наполеон лукавил. У Франции были серьёзные интересы в Турецкой империи – и стратегические, территориальные (Египет, Сирия), и экономические. Также французы имели стратегические интересы в западной части Балкан. Не менее сильно казался турецкий вопрос и Австрии. А Наполеон в это время колебался между Россией и Австрией. Однако Петербург мог коренным образом изменить баланс в свою пользу и получить Босфор и Дарданеллы. Для этого Александру следовало изменить личное отношение к Наполеону и договориться с ним по коренным вопросам. В частности, разделить Порту на сферы влияния: России – Кавказ, Константинопольский округ и зона проливов, Франции – Египет, Палестина, Сирия и т. д. Также следовало установить родственный союз с Наполеоном, выдав за него сестру Александра. С учётом сложного положения империи Наполеона: противостояние с Англией, ситуация в Испании, волнения в Германии и т. д, французскому императору крайне выгодно было создать ось Париж – Петербург. В итоге холодная позиция Александра толкнула Наполеона на союз с Австрией, включая брачный (Мария-Луиза Австрийская).

Участником блока Англии должна была стать и Дания. В ответ на это в августе 1807 года Великобритания предприняла пиратскую атаку на Копенгаген и захватила весь датский военный флот. Дом Романовых имел родственные связи с датским и голштинским дворами. Кроме того, Дания уже сто с лишним лет была традиционной союзницей России в войнах со Швецией. Поэтому в октябре 1807 года Россия предъявила Англии ультиматум — разрыв дипломатических отношений до тех пор, пока не будет возвращён Дании флот и возмещены все нанесённые ей убытки. Император Александр I потребовал содействия Швеции, чтобы, на основании договоров 1780 и 1800 годов, держать Балтийское море закрытым для флотов западных держав. Густав IV отверг эти требования и взял курс на сближение с Англией. В результате между Россией и Англией произошёл разрыв — посольства были взаимно отозваны и началась вялотекущая Англо-русская война 1807 – 1812 гг. Указом Сената от 20 марта 1808 года в России наложили запрет на ввоз английских товаров в Россию.

Наполеон предложил Петербургу заставить Швецию закрыть порты для британских кораблей. В январе 1808 года Наполеон посоветовал Александру увеличить и усилить свою армию, «удалить шведов от своей столицы» и «распространить свои границы как можно дальше». Наполеон предложил в этом деле свою помощь и содействие. 5 февраля 1808 года Наполеон заявил русскому послу в Париже графу Толстому, что он согласится на то, чтобы Россия приобрела себе всю Швецию, включая Стокгольм.

Англия со своей стороны, в феврале 1808 года, заключила со Швецией договор, по которому обязалась платить Швеции по 1 млн. фунтов стерлингов ежемесячно во время войны с Россией, сколько бы она ни продолжалась. Кроме того, британцы пообещали предоставить Швеции вспомогательный 14-тыс. корпус для охраны её западных границ, чтобы вся шведская армия могла отправиться на восточный фронт против России. После этого война стала неизбежной.

Встреча Наполеона I и Александра I на Немане 25 июня 1807 года

Начало войны

Формальный повод для начала войны дали сами шведы. 1 (13) февраля 1808 года шведский король Густав IV сообщил русскому послу в Стокгольме, что примирение между Швецией и Россией невозможно до тех пор, пока русские удерживают Восточную Финляндию. То есть шведы ещё надеялись на реванш за прежние поражения.

В начале 1808 года русское войско (около 24 тыс. человек) расположилось вдоль границы, между Фридрихсгамом и Нейшлотом. Руководство армией было вверено графу Ф. Ф. Буксгевдену. Армия была небольшой, так как Россия воевала с Турцией. Кроме того, Александр не доверял Наполеону, и основная часть русской армии располагалась у западных границ империи на случай новой войны с Францией. Это предопределило затягивание войны. То есть Александр имел возможность сосредоточить большую армию и быстрым ударом решить войну в свою пользу, но не сделал этого.

Читайте также:
Монастырь Острог на карте

Граф Фёдор Фёдорович Буксгевден

У шведов в Финляндии в это время было 19 тыс. солдат под временным командованием генерала Клеркера. Главнокомандующий граф Клингспор, всё ещё находился в Стокгольме. Когда граф Клингспор поехал наконец в Финляндию, план состоял в том, чтобы не вступать в бой с неприятелем, удерживать крепость Свеаборг до последней крайности и по возможности действовать в тылу русских. Шведский король решил нанести главный удар по датским войскам в Норвегии. Поэтому шведам не удалось собрать значительных сил для действий в Финляндии.

Русские войска 9 (21) февраля перешли границу Финляндии на реке Кюмень. Формально о войне в России сообщили только в марте. Население извещалось о том, что «Стокгольмский двор отказался соединиться с Россией и Данией, дабы закрыть Балтийское море Англии до совершения морского мира». В сообщении указывалось, что истощив способы убеждения, русские перешли границу и ведут успешные бои. 16 марта 1808 г. Александр издал Манифест (Декларацию) о присоединении Финляндии. Поводом для издания манифеста послужил арест русского посольства в Стокгольме. В Манифесте говорилось: «Явная преклонность короля шведского к державе нам неприязненной, новый союз с ней и, наконец, насильственный и неимоверный поступок с посланником нашим в Стокгольме учиненный… сделали войну неизбежной». Присоединение Финляндии (шведской её части) к России подавалось как наказание в ответ на невыполнение Швецией союзнических обязательств в отношении России по договору 1800 года и её союз с врагом России – Англией. В Манифесте говорилось, что «отныне часть Финляндии, известная под наименованием Шведской Финляндии (юго-западная часть), занятая русскими войсками, понесшими потери в людской силе и издержки материального порядка, признается областью, покоренной силой русского оружия, и навсегда присоединяется к Российской империи».

Стоит отметить, что война со Швецией не была популярна при российском дворе. В России светское общество, где были сильны позиции англо- и германофилов, видело в боевых действиях только услугу Наполеону. «В первый раз ещё, может быть, с тех пор как Россия существует, наступательная война против старинных её врагов была всеми русскими громко осуждаема, и успехи наших войск почитаемы бесславием», — писал по этому поводу Ф. Вигель. То есть вестернизированная верхушка России не видела, что война со Швецией решает важные национальные задачи по безопасности северо-западных рубежей империи, столицы.

18 февраля (1 марта) русские заняли Гельсингфорс. Шведские войска укрылись в Свеаборге. Граф Клингспор отступил к Таммерфорсу, предписав всем разбросанным в северной Финляндии отрядам стягиваться туда же. Вслед за тем 24 февраля (7 марта) Тавастехус был занят русскими войсками. 27 февраля (10 марта) Буксгевден предписал князю Багратиону преследовать Клингспора, а генералу Тучкову — постараться отрезать ему путь отступления. 10 марта наши войска заняли Або. Сам Буксгевден решил приступить к осаде Свеаборга, главной крепости шведов в Финляндии. Шведы её называли «Гибралтаром Севера». 22 апреля после 12-дневной бомбардировки Свеаборг капитулировал.

Таким образом, начало войны было успешным для России. Однако были совершены и серьёзные ошибки. Так, наши войска заняли, а затем оставили Аландские острова. После поступил приказ снова занять острова. Их занял небольшой отряд Вуича, который даже не имел пушек. Как только начал сходить лед, шведы высадили десант и при поддержке местных жителей разбили русский отряд. Аландские острова стали плацдармом для десантных операций и операционной базой шведского флота.

Как Швеция заключила «постыдный» мир с Россией

10 сентября 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, закрепивший выход России на Балтику и в большую европейскую политику

Взошедший на престол как царь Московский, Петр Алексеевич Романов завершил свое царствование с титулом Императора Всероссийского, правителя крупнейшей континентальной державы в мире. Случилось это не вдруг, а особую роль в создании Российской империи сыграла Северная война, которую петровская Россия вела со Швецией, бывшей в то время сильнейшей в военном отношении страной в Западной Европе.

Военное счастье бывает переменчиво, и шведский король Карл XII, начав с побед над русскими, в конце концов проиграл сражение под Полтавой и вынужден был бежать на чужбину, а вернувшись на родину, бесславно погиб. Итогом Северной войны стало заключение 30 августа (10 сентября по н. ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией, после которого, по меткому выражению шведского историка Питера Эглунда, «шведы покинули подмостки мировой истории и заняли место в зрительном зале». А царю Петру I во время торжеств в честь заключения мира со шведами Сенат преподнес титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.

От Нарвы до Нарвы и Гангута

Начало Северной войны, в которую Россия, предводительствуемая Петром I, вступила, чтобы добиться широкого и свободного выхода к Балтийскому морю (то есть завершить дело, начатое еще Иваном IV Грозным), было неудачным для русского оружия. Попытка взять Нарву, чтобы использовать ее как плацдарм для дальнейшего наступления в Ингерманландии, обернулась крупным поражением. Но и из него царь Петр Великий сумел извлечь необходимые уроки, с учетом которых была завершена затеянная им реформа русской армии. И уже в следующем, 1701 году петровские войска начали демонстрировать свою способность на равных противостоять сильнейшей в Европе шведской армии, а затем — и свою способность брать над нею верх.

«Гангутское сражение». Гравюра художника Маврикия Бакуа, созданная по личной просьбе императора всероссийского Петра I; 1724-27 гг.

После побед русского оружия в битве при Эрестфере и сражении у Гуммельсгофа, после взятой наконец в 1704 году Нарвы шведский король Карл XII оценил, насколько серьезно выросли силы его главного соперника на берегах Балтики — России, и решил завершить войну одним победоносным походом. Но именно это решение и оказалось для него роковым. Его русский поход 1708-1709 годов завершился полным разгромом под Полтавой, после чего шведскому монарху пришлось искать убежища далеко на юго-западе от своего королевства, в Османской Порте.

«Взятие Нарвы 9 августа 1704 года». Фрагмент картины художника-баталиста Александра Коцебу, 1864-66 годы

Резкое усиление России и все более реальная возможность того, что она в одиночку способна справиться со все более и более слабеющей Швецией, вынудили бывших союзников по Северному союзу — Данию и Саксонию — заговорить о восстановлении коалиции. Петр Великий не стал отказываться от дополнительных сил, которые позволяли ему сосредоточиться на решении главных задач — обеспечении выхода к Балтике и завоевание прибалтийских земель. В течение 1710 года Эстляндия и Лифляндия оказались под русским владычеством, что превращало Россию в страну, располагающую достаточным числом балтийских портов, а значит, имеющую возможность развернуть здесь сильный флот.

Читайте также:
Где находится Дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Местоположение Дворцово-паркового ансамбля Петергоф на карте Петергофа и описание

«Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года». Офорт работы художника Алексея Зубова, 1721 год

Насколько сильный – стало понятно через четыре года, когда в ходе Финляндской кампании русские моряки одержали крупную победу у мыса Гангут. С этого момента никто в Западной Европе уже не сомневался в том, что русский царь сумел превратить свою страну в серьезного игрока на европейской политической арене. Усиление России стало представлять угрозу другим державам, и пришло время дипломатических сражений.

Аландский провал Стокгольма

Первой попыткой вынудить Россию заключить мирный договор со Швецией стал Аландский конгресс 1718 года. Именно об этих переговорах два года спустя, перед заключением Ништадтского мира, Петр I скажет, что тогда он предлагал шведам мир «из великодушия». Но странная гибель шведского короля Карла XII во время осады крепости Фредрикстен, где он был убит пулей, пробившей ему голову, и воцарение на престоле его сестры Ульрики Элеоноры помешали мирным переговорам.

«Петр I объявляет Ништадтский мир на Троицкой площади в Санкт-Петербурге». Гравюра Юлиана Шюблера по рисунку Адольфа Шарлеманя, журнал «Нива», 1901 год

Сестра погибшего короля совершенно не намеревалась уступать России завоеванные ею земли и соглашаться с потерей Швецией ее прежнего высокого статуса. Переговоры зашли в тупик, а после просто были прерваны. Решиться на такой шаг шведам позволила открытая поддержка Англии, вскоре выступившей в качестве союзника шведской короны. Но крупные успехи русского флота на Балтике, в том числе победа при Гренгаме, остудили пыл Лондона, и британский флот покинул ставшее опасным море, оставив шведов один на один с сильнейшим на тот момент противником.

«Победа под Полтавой». Картина художника-баталиста Александра Коцебу, 1862 год

Швеция, разоренная долгой войной, с ослабленной экономикой и разгорающимся внутриполитическим кризисом, вызванным сменой королей на престоле, попыталась ослабить Северный союз, заключив в 1720 году несколько сепаратных договоров с Саксонией, Данией, Пруссией и Речью Посполитой. Но даже фактическое предательство бывших союзников (уже второе по счету) не ослабило позиции России. Русские войска продолжали наступление в Финляндии, а регулярно высаживавшиеся на финские берега десанты Балтийского флота раз за разом уменьшали численность противостоящих шведских войск. Эти мелкие, на первый взгляд, но наносящие серьезные удары по Швеции победы в конце концов и вынудили Стокгольм согласиться на все требования и предложения России и все-таки пойти на заключение мирного договора. Именно это и имел в виду Петр I, говоря своим представителям — Якову Брюсу и Андрею Остерману, отправлявшимся в Ништадт на переговоры, что теперь «пусть же шведы заключат со мною мир по принуждению, для них постыдный».

Почетные условия «позорного» мира

Переговоры о мире, начавшиеся в Ништадте в мае 1721 года, фактически стали продолжением прерванного Аландского конгресса. В течение почти четырех месяцев русские и шведские дипломаты при посредничестве французских коллег согласовывали условия мирного соглашения. За это время и шведы, и французы успели убедиться, что русские стали сильны не только на военном, но и на дипломатическом поприще: все попытки вернуться к условиям, которые обсуждались на Аландах и выглядели как почетная сдача Швеции, Россия отвергала, настаивая на «позорном» для своего противника мире.

Праздничное маскарадное шествие из села Всехсвятского в Москву во время празднования Ништадтского мира в 1722 году. Гравюра XVIII века

Впрочем, когда договор уже был заключен, стало понятно, что «позорным» Ништадтский договор можно назвать достаточно условно. Конечно, Россия приобретала по его условиям очень многое. Ее владениями становились Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, Эстляндия, включая Ревель (нынешний Таллин) и крупные эстляндские острова Эзель и Даго, не говоря уже о более мелких, которые даже не были поименованы в тексте договора. Русскими землями отныне были Лифляндия (включая Ригу) и часть Карелии к северу от Ладожского озера вместе с Выборгом и Кексгольмом (нынешним Приозерском). Население всех этих земель переходило в российское подданство, России передавались все архивы, касающиеся этих территорий. Но при этом русские войска выводились с территории Финляндии: как было сказано в договоре, Россия «испражняла», то есть упраздняла Великое княжество Финляндское, возвращая его Швеции.

Скульптурная группа «Аллегория Ништадтского мира» («Мир и Победа») работы итальянского скульптора Пьетро Баратта из коллекции скульптуры Летнего сада в Санкт-Петербурге, 1722 год

К тому же, согласно пункту 5 Ништадтского мирного договора, Петр I брал на себя обязательство выплатить шведскому королю Фредерику I сумму в 2 млн ефимков, то есть западноевропейских талеров. Чтобы оценить размер контрибуции, благодаря которой Россия навсегда закрепляла за собой территориальные приобретения на Балтике, достаточно сказать, что оговоренная сумма составляла половину российского годового бюджета или весь годовой бюджет Швеции. Кроме того, договор утверждал равноправие русского и шведского флотов на Балтике – условие, еще в начале XVIII века выглядевшее невозможным! Вдобавок договор подтверждал и закреплял привилегии остзейского дворянства, то есть право на самоуправление и наличие сословных органов, а также все земельные владения остзейских дворян, и гарантировал свободу вероисповедания всему населению новых русских земель.

Фейерверк и иллюминация в Амстердаме 9 декабря 1721 по случаю заключения Ништадтского мира. Гравюра художника Джона Смита, 1722 год

Победа России в Северной войне и крупные территориальные приобретения, которых добился царь Петр I, стали поводом для того, чтобы 2 ноября (22 октября по ст. ст.) в церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге российский монарх принял на себя преподнесенный ему Сенатом титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого», став первым в долгой череде русских императоров. Балтика стала едва ли не домашним морем русского флота, местом, откуда российские моряки с гордостью понесли Андреевский флаг по всем морям и океанам. А международный статус страны, сумевшей одолеть крупнейшего континентального игрока — Швецию, поднялся на недосягаемую прежде высоту, что обеспечило Российской империи новые возможности, которыми она с успехом и пользовалась с тех пор, сохраняя и приумножая петровские приобретения и завоевания.

Читайте также:
Аренда недвижимости в Швеции: стоимость квартир в 2021 году

Российско-шведские отношения

Российско-шведские отношения

РОССИЙСКО-ШВЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-шведские отношения (контакты между двумя странами насчитывают более двенадцати столетий) имеют непростую историю, отмеченную многократными войнами в прошлые столетия, «шпионскими скандалами» и периодами мирного добрососедства. Швеция первой на Западе установила торговые связи с Советской Россией – через полгода после Октябрьской революции (дипотношения с СССР установлены 16 марта 1924 г.), а также одной из первых – 19 декабря 1991 г. признала Российскую Федерацию в качестве суверенного государства.

Государственный визит в Швецию Президента России () состоялся 2-4 декабря 1997 г., а в Россию Короля Швеции Карла XVI Густава – в октябре 2001 г.

В сентябре 2000 г. Россию с рабочим визитом посетил Премьер-министр Перссон. В марте 2001 г. в увязке с участием в мероприятиях саммита глав государств и правительств стран Евросоюза в Стокгольме Президент Путин встретился с Й. Перссоном и Королем Карлом XVI Густавом. В апреле того же года в Швеции с официальным визитом находился Председатель Правительства Касьянов. В июне 2002 г. в рамках саммита СГБМ в Санкт-Петербурге вновь состоялась встреча и Й. Перссона. В мае 2003 г. состоялась беседа с Й. Перссоном «на полях» саммита Россия-ЕС в рамках торжественных мероприятий в связи с 300-летием Санкт-Петербурга. В мае 2005 г. Й. Перссон приезжал в Москву на празднование 60-летия Победы, в сентябре 2005 г. он вместе с и Президентом Халонен принял участие в церемонии открытия Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге.

Отношения между Россией и Швецией развиваются в последние годы в целом поступательно. Позитивный вектор в российско-шведских отношениях был закреплен встречами на высшем уровне, придавшими новый импульс продвижению многопланового двустороннего сотрудничества на основе взаимной выгоды, уважения и учета интересов сторон. В Швеции с визитами побывали Президент Российской Медведев (ноябрь 2009 г.) и Председатель Правительства Российской Путин (апрель 2011 г.), нашу страну посетил Премьер-министр Рейнфельдт (март 2010 г.).

Имеется солидная договорно-правовая база двусторонних отношений (действует около 50 межгосударственных и межправительственных соглашений). За последние три года подписано тринадцать двусторонних документов. Важнейшие из них – Декларация о партнерстве во имя модернизации между Российской Федерацией и Королевством Швеция, межправительственные соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Балтийском море, о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в области здравоохранения и социального обеспечения, в области культуры и искусства, о шведском военном транзите через территорию России в Афганистан.

Регулярно поддерживаются практические контакты по линии ведомств.

В 2011 г. Россию посетили шведские министры иностранных дел К. Бильдт, юстиции Б. Аск, торговли Э. Бьёрлинг, социальных дел Й. Хэгглунд, гендиректор Государственного управления судебной системы Б. Турблад и др. В Швеции побывали Заместитель Председателя Правительства Российской Иванов, Министр иностранных дел , Министр связи и массовых коммуникаций (посетил Швецию также в декабре 2012 г.), Председатель Счетной палаты Российской Степашин, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии , руководитель Пограничной службы ФСБ Проничев, директор Пушкинского заповедника , генеральный директор «Третьяковской галереи» и др.

Развиваются межпарламентские связи. В гг. Стокгольм посетили Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Миронов, председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Пивненко, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной политике , первый заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству , зам. председателя Комитета по вопросам местного самоуправления и др. В июне 2011 г. в Москву приезжала делегация Комитета по иностранным делам Риксдага во главе с председателем К. Энстрём.

В сентябре 2012 г. Москву посетила делегация комиссии по экономике риксдага Швеции. 29-31 октября 2012 г. в Москве побывала делегация парламентско-правительственной комиссии Швеции по подготовке проекта очередного доклада о политике безопасности и обороны страны на период гг. во главе с заместителем председателя Комитета по обороне Видегрен, ее приняли в МИД, Минобороны и Госдуме России.

Стабильно осуществляется межпартийный обмен. Партии «Справедливая Россия» и КПРФ развивают контакты с Социал-демократической рабочей партией Швеции, в т. ч. на уровне существующих в парламентах обеих стран «групп по связям».

Регулярно поддерживается межмидовский диалог. Министр иностранных дел Лавров посещал Швецию с рабочими визитами (гг. Кируна и Стокгольм) в октябре 2011 г. и июне 2007 г. 13 сентября 2012 г. в Москве состоялась беседа с мининдел Бильдтом, находившимся в России проездом.

В гг. в Стокгольме и Москве проведены политконсультации заместителей Министра иностранных дел Титова (дважды), и с Первым заместителем Министра иностранных дел Бельфраге, а также на уровне руководства департаментов по двусторонним отношениям (дважды), протокольной тематике, проблематике БВУ, Афганистана и Пакистана (дважды), Ирана, арктической проблематике, вопросам соблюдения прав человека (дважды), международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе, отношений Россия-ЕС и европейской безопасности.

В соответствии с программами сотрудничества и ежегодными планами мероприятий (проведение учений, визитов) развиваются контакты в правоохранительной и военной сфере. В 2011 г. Россию посетил статс-секретарь Минобороны Йеврель, Швецию – командующий Балтийским флотом ВМФ Чирков, Главнокомандующий ВВС России генерал-полковника . Поддерживается практика российско-шведских антитеррористических консультаций. 7-8 июня 2012 г. Швецию посетил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – Первый заместитель Министра обороны .

Шведские партнеры в 2013 г. намерены осуществить визит главнокомандующего Вооруженными Силами Швеции в Россию (октябрь), а также провести военно-штабные переговоры с российской стороной. Осенью 2012 г. Российскую Федерацию посетили командующий военно-морскими силами Швеции на Балтийском море и командующий сухопутными войсками Швеции.

Стокгольм зачастую прибегает к политике двойных стандартов и политического менторства по ряду вопросов российской внутренней (Северный Кавказ, развитие демократии, права человека, НПО, свобода СМИ) и внешней политики (политика России на постсоветском пространстве и в Арктике, поставка энергоресурсов и др.), пытается насаждать эти подходы на международном уровне. Сохраняются, хотя и без прежней агрессивной риторики, известные шведские позиции о необходимости «уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии». В 2008 г. шведское коалиционное правоцентристское правительство фактически солидаризировалось с действиями Грузии в связи с событиями на Кавказе, а Министр иностранных дел К. Бильдт сравнил мотивы действий России с политикой нацистской Германии.

Читайте также:
Тунис, Джерба: отели 4 звезды, все включено, 1 линия – цены и отзывы

С территории Швеции до июля 2012 г. вещал террористический сайт «Кавказ-Центр», несмотря, в том числе на принятое 28 июля 2011 г. Комитетом СБ ООН 1267/1989 по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и связанных с ней физических и юридических лиц решение о внесении в консолидированный санкционный список террористической организации «Кавказский эмират», официальным информационным «рупором» которой является сайт «Кавказ-Центр». Стокгольм по политическим мотивам отказывает в экстрадиции в Россию лиц (М. Успаев, А. Адаев, Э. Садаев, Э. Хамзин, Л.-А. Арцуев и др.), обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений на российской территории.

В Правительстве и МИД Швеции лишь на последнем этапе с большим опозданием вспомнили о необходимости выполнения международно-правовых обязательств Швеции в вопросе урегулирования притязаний немецкого бизнесмена Ф. Зедельмайера на российскую дипсобственность в Швеции – служебно-жилое здание Торгпредства России Стокгольме в плане обеспечения ее неприкосновенности. В настоящее время Служба взысканий Швеции в нарушение международно-правовых обязательств страны по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. пытается на основании решений шведских судов провести аукцион по продаже этой российской дипнедвижимости. Первый аукцион состоялся 7 сентября 2012 г., единственный покупатель – Ф. Зедельмайер – потребовал снижения оценочной стоимости здания. Дата следующего аукциона не определена.

Российская Федерация не признает легитимность ни подобных действий Службы взысканий Швеции, ни решения Верховного суда Швеции от 1 июля 2011 г., допускающего возможность осуществления мер принудительного взыскания в отношении этой российской недвижимости, как противоречащих международному праву. Продажа здания нанесет российско-шведским отношениям серьезный ущерб.

Динамично развиваются торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. В качестве приоритетного направления обозначено сотрудничество в сфере модернизации с упором на энергетику, «зеленую экономику», телекоммуникационные, информационные, космические и нанотехнологии, лесопромышленный комплекс, медицину и образование.

Вместе с тем во взаимной торговле по-прежнему сохраняется «разделение» на Россию как поставщика сырья и топлива (80% российского экспорта) и Швецию как экспортера услуг и высоких технологий (63% – готовые изделия, в т. ч. продукция машиностроения и средства телекоммуникаций).

Практические вопросы экономического взаимодействия курирует Российско-Шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству. Его сопредседатели: с российской стороны – Министр промышленности и торговли , со шведской – Министр торговли Э. Бьёрлинг. В марте 2011 г. образован российско-шведский Деловой совет.

Объем товарооборота с 2003 по 2008 гг. вырос почти в четыре раза (с 2,12 млрд. в 2003 г. до 8,64 млрд. долл. в 2008 г.) В 2009 г. на двусторонней торговле сказался мировой финансово-экономический кризис. Ее объем снизился на 39,5% по сравнению с 2008 г. и составил 5,24 млрд. долл.

С 2010 г. вновь наблюдается положительная динамика. В 2011 г. взаимный товарооборот составил рекордный показатель в 9,2 млрд. долл. (+42,2% по сравнению с 2010 г.), в т. ч. экспорт – 5,13 млрд. долл. (+42,8%), а импорт – 4 млрд. долл. (+41,5%). Среди торговых партнеров Швеции Россия занимает 11-е место – 3,2% (доля России в импорте Швеции занимает 7-е место – 4,75%, в экспорте – 13-е место – 1,8%). Доля Швеции во внешней торговле России составляет 1,1% (24-е место в списке торговых партнеров), в т. ч. в импорте России занимает 19-е место – 1,3%, в экспорте – 27-е место – 0,9%. Швеция занимает 16-е место среди крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику (2,5 млрд. долл. общих накопленных инвестиций).

В первые десять месяцев 2012 г. товарооборот составил 8,34 млрд. долл. – на 11,8% выше, чем годом ранее.

К 2010 г. в целом завершилось шведское техническое содействие России (с начала 1990-х гг. составило более 4 млрд. шв. крон, из которых 2/3 – на Северо-Запад России; 55% – на вопросы демократии и экологии, 23% – на социальный сектор и экономические преобразования, 19% – инфраструктура, безопасность и катастрофы и др.). Через международные каналы продолжается шведское финансовое участие в завершении крупных экологических проектов на Северо-Западе России (в т. ч. строительство водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге и Калининграде).

В сентябре 2010 г. шведским правительством принята Стратегия поддержки Швецией демократии и прав человека в России на гг. с фондом ассигнований в 37 млн. шв. крон ежегодно. Стратегия предусматривает концентрацию усилий шведской стороны прежде всего на Северо-Западе и северокавказском регионе России на трех основных направлениях: повышение уровня свободы слова (укрепление «независимых» СМИ, поддержка журналистики расследований, развитие контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государства), гендерное равноправие (повышение участия женщин в политической и общественной жизни и в процессе принятия решений, безопасности женщин) и укрепление институтов гражданского общества (стимулирование демократической активности участников гражданского общества, включая молодежные движения; содействие партийной деятельности и активности; поддержка демократических институтов и независимой правоохранительной системы; содействие работе против ксенофобии и нетерпимости; поддержка Московской школы политических исследований).

Более 40 российских городов/регионов поддерживают побратимские связи или имеют соглашения о сотрудничестве (всего около 70) с административными образованиями Швеции, особенно центральными и южными.

В гг. российские регионы посетили губернаторы Ункель (Санкт-Петербург), губернии -У. Эрикссон (Мурманская область), председатель Регионального совета губернии Юханссон (Калининград) и др. В Швеции, в свою очередь, побывали губернаторы Ленинградской области , Кировской области , заместители председателя правительства Калининградской области и губернатора Тюменской области.

Позитивно развиваются связи в области науки, культуры, искусства и спорта. В Швеции регулярно проходят гастроли Мариинского театра, фестиваль российского кино «КиноРюрик». Хорошей традицией стало проведение в Швеции «Русских сезонов», с серией концертов видных российских исполнителей классической музыки и выставками. В сентябре 2011 г. – марте с. г. в Национальном музее Стокгольма с большим успехом прошла выставка работ русских художников-передвижников, которую посетило более 100 тыс. чел. В январе с. г. в присутствии министров культуры двух стран дан старт музыкальному фестивалю «Русская весна» в Швеции.

Читайте также:
Красивейшие магазины мира

В Швеции проживает, по некоторым оценкам, около 18 тысяч российских соотечественников (из них 4,5 тыс. состоят на учете в наших консульских учреждениях). С 2003 г. действует общешведская «зонтичная» организация Союз русских обществ в Швеции. Русская православная церковь представлена приходами в Стокгольме (Сергиевский), Гётеборге, Упсале, Лулео, Карлстаде, Вестеросе и Умео.

Успешно взаимодействуют наши страны и в различных форматах международного сотрудничества на Севере Европы – Совете государств Балтийского моря, Совете Баренцева/Евроарктического региона, Арктическом совете, «Северном измерении» и его партнерствах.

Этот день в истории: 10 сентября 1721 года — Россия и Швеция заключили Ништадтский мир

10 сентября 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия) между Русским царством и Шведским королевством был подписан мирный договор, завершивший Великую Северную войну (1700−1721). С русской стороны договор подписали Я. Брюс и А. Остерман, со шведской — Ю. Лилльенстедт и О. Стрёмфельд.

Успехи русских войск в Финляндии и на южном побережье Балтийского моря, а также победа русского флота в балтийских водах и угроза перенесения военных действий на территорию самой Швеции заставили Карла XII пойти на мирные переговоры.

Этому способствовали также переговоры, которые вел Петр I и русские дипломаты, выехавшие с ним в 1716 г. за границу. В августе 1717 г., после посещения Петром I Парижа, в Амстердаме был заключен союзный договор между Россией, Францией и Пруссией. Франция обещала свое посредничество для заключения мира между Россией и Швецией и вместе с тем обязалась отказаться от своего союза со Швецией и прекратить уплату ей денежных субсидий.

Амстердамский договор ослабил позиции Швеции и сблизил Францию с Россией. Это побудило шведов пойти на уступки, и в Голландии завязались переговоры между русским послом Б. И. Куракиным и представителем Швеции голштинским министром Герцем. В результате этих переговоров 10 мая 1718 г. открылся мирный конгресс на Аландских островах. Проект договора, подготовленного на этом конгрессе, удовлетворял территориальные требования русского правительства. К России должны были перейти Ингрия, Лифляндия, Эстляндия и часть Карелии. Россия соглашалась на возвращение Швеции занятой русскими войсками Финляндии.

Швеция настаивала на получении «эквивалента» в виде возвращения ей Бремена и Вердена, отнятых у нее во время Северной войны и присоединенных к Ганноверу. Россия соглашалась предоставить шведам военную помощь для войны против Ганновера, а следовательно и против Англии, так как ганноверский курфюрст Георг I являлся английским королем. Однако в ноябре 1718 г. Карл XII был убит при осаде крепости в Норвегии, и в Швеции взяли верх противники мира с Россией. Аландский конгресс затянулся, а затем переговоры были прерваны.

Английское правительство добилось заключения в 1719 г. конвенции между Швецией и Ганновером, по которой Швеция уступала Бремен и Верден Ганноверу, а за это Англия заключала со Швецией союз против России. Летом 1719 г. в соответствии с договором английская эскадра под командой адмирала Норриса вошла в Балтийское море для внезапного нападения на русский флот. Но тут выяснилось, что британское адмиралтейство недооценило силы противника. Натолкнувшись на неожиданно крупные военно-морские силы русских, Норрис предпочел уйти, не ввязываясь в сражение с непредсказуемым концом. Зато на политической ниве англичане оказались куда более успешны — под их давлением Пруссия подписала договор с Швецией в 1720 г. и разорвала союз с Россией.

В том же году английский флот вторично вошел в Балтийское море, однако это никак не помешало русской эскадре одержать победу над шведами при Гренгаме. Еще одним провалом стал русский десант на шведском побережье, высадку которого адмирал Норрис так же не смог предотвратить. Кампания 1721 года окончательно показала, что дальнейшее продолжение войны с Россией чужими руками становится для Англии невозможным. А действовать собственными силами в Лондоне похоже и не собирались. Поняв, что демонстративные рейды эскадры Норриса никак не влияют на ход войны, англичане резко сменили политику и стали настойчиво рекомендовать шведскому правительству возобновить мирные переговоры с русскими.

Мирный конгресс открылся в г. Ништадте в Финляндии в апреле 1721 г. Здесь Россия добилась принятия всех своих территориальных требований, выдвинутых еще на Аландском конгрессе, и даже с меньшими уступками со своей стороны.

Ништадтский мирный договор, подписанный 10 сентября 1721 г., являлся огромным успехом России. Устанавливались «вечный, истинный и нерушимый мир» и дружба между Россией и Швецией. К России переходили в «вечное владение» и «собственность» Ингрия, часть Карелии, Эстляндия, Лифляндия с морским побережьем от Выборга до Риги и островами Эзелем, Даго и Мооном. Россия обязалась возвратить шведам Финляндию, уплатить 2 млн. ефимков и отказывалась от поддержки претендента на шведский престол — голштинского герцога, жениха дочери Петра I Анны.

Ништадтский мир внес важные изменения в соотношение сил в Европе. Швеция утратила значение великой державы. Договор закрепил успехи России, достигнутые победами в длительной и тяжелой войне. Была решена важнейшая задача внешней политики России, поставленная еще в XVI—XVII вв., — приобретен выход к Балтийскому морю. Россия получила ряд первоклассных портов и тем поставила в благоприятные условия свои торговые сношения с Западной Европой. Весьма велико было значение Ништадтского мира для укрепления обороноспособности страны: северо-западные границы России отодвинулись далеко на запад и из сухопутных стали морскими; на Балтийском море появился мощный русский военный флот.

Швеция отказалась от союза с Англией и заключила в 1724 г. союзный договор с Россией с обязательством взаимной помощи при нападении со стороны другой державы (за исключением Турции). В дальнейшем попытки Швеции вернуть прибалтийские провинции были неудачны.

Внешним выражением возросшего международного значения России и утверждения абсолютизма явилось провозглашение Сенатом в том же 1721 г. Петра I императором. Русское государство стало именоваться Российской империей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: