Фотографии Ахенского собора

Ахенский собор – музей истории на границе трех государств

Расположенный в одноименном городе на границе Германии, Бельгии и Нидерландов Ахенский собор является величественным памятником истории, привлекающим огромное количество туристов. Под его сводами короновались правители Священной Римской империи, восходили на престол немецкие правители. Стены храмового комплекса несут на себе отпечаток тысячелетней истории. Здание подвергалось разрушениям, не раз достраивалось и реставрировалось, но, несмотря на это, Ахенский собор в наши дни сохранил первозванное внутреннее убранство.

О городе Аахен

Аахен – город, привлекающий туристов историческими свидетельствами жизни Карла Великого, святынями Собора. С 936 по 1531 римско-германские короли короновались при главном алтаре Аахенского собора. Историки утверждают, что было короновано 30 королей и 12 королев.

Экскурсию стоит вести по маршруту европейского проекта «Шарлемань» («Путь Карла Великого»), ведущему к значительным местам центра Аахена, представляющим историю развития тем «Власти», «Бальнеологии», «Науки».

История создания собора

Идея построить кафедральный собор принадлежит Карлу Великому. Получив корону императора после падения Византии и ее столицы Константинополя, он задумал создать новую империю. А величественный собор должен был стать манифестом его политики в камне. Карл хотел, чтобы собор сочетал в себе элементы зодчества Восточной и Западной Римской империи, стилистические формы византийской и античной культуры. Его фундамент был заложен в 795 году, когда Европа только вступала в эпоху раннего средневековья.

Строительство центральной части собора продолжалось в течение восьми лет. Она представляла собой восьмиугольник Каролингов, позаимствованный из византийских архитектурных традиций. После смерти Карла Великого это здание превратили в капеллу-усыпальницу императора. Позднее появились многочисленные пристройки к собору, выполненные в готическом стиле.

Со временем Ахен перестал быть интеллектуальным центром империи, тем не менее интерес паломников к собору только усилился.

С XIV века город принимает всех желающих взглянуть на собор, который неофициально называют имперским:на протяжении шестисот лет в Ахенском соборе было короновано 35 германских королей и 14 королев.

Он стал первым немецким объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание собора

Ахенский, или Имперский, кафедральный собор (Aachener Dom, Aachener Münster, Kaiserdom) епархии Римско-Католической церкви, расположенный на стыке границ трех государств – Германии, Нидерландов и Бельгии, — это уникальный архитектурный комплекс, который сочетает различные стили возведения христианских церквей. Он был заложен королем франков Карлом I Великим в 796 г. и является древнейшим средневековым храмом Европы. В 1978 г. Ахенский собор стал одним из первых объектов списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Местом строительства он избрал город Ахен, а осуществление замысла было поручено зодчему Одону Мецскому. Мастер спроектировал здание, подобное итальянской церкви Сан-Витале, с гармоничным созвучием мотивов позднеантичной и ранневизантийской архитектуры.

Капелла представляет собой монументальное двухуровневое восьмигранное сооружение с куполом и достигает высоты 31 м. Верхнюю часть здания поддерживают восемь столбов, а в арках верхнего уровня установлены восемь декоративных двойных колонн. Опорные элементы, арки, мраморный пол, а также украшающие интерьер золотые мозаики были доставлены в соответствии с распоряжением короля из Равенны и Рима. Внутреннее помещение окружено 16-гранной галереей с бронзовым ограждением.

В стенах капеллы проложены винтовые лестницы, ведущие на второй уровень, где в часы богослужений восседал на троне король, а также находились его приближенные.

К центральному восьмигранному ядру капеллы примыкает Западный зал – прямоугольная базилика, имеющая несколько боковых приделов. Ее вытянутые сводчатые формы выполнены по канонам римской архитектуры, давшей начало романскому стилю.

Возведение Палатинской капеллы было завершено в 806 г. По окончании строительства папа Лев III освятил ее во имя Пресвятой Девы. Карл I сумел собрать в своей резиденции важные христианские святыни: пеленки младенца Иисуса, набедренную повязку Христа, покров Девы Марии, ткань, на которой покоилась после казни голова Иоанна Крестителя. Великие реликвии хранятся в сокровищнице собора.

Карл I Великий скончался в 814 г., и созданный им храм стал местом его вечного упокоения. Он был захоронен в центре капеллы, о чем свидетельствует ныне лежащий там камень, на котором начертано его имя. Могилу короля раскрывали несколько раз. Впервые это сделал в 1000 г. император Оттон III и засвидетельствовал, что тело Карла I очень хорошо сохранилось: монарх с короной на голове сидел в кресле и держал скипетр.

При канонизации короля франков в 1165 г. по велению Фридриха I Гогенштауфена для останков изготовили богато украшенный ящик, а в центре зала был подвешен обруч диаметром 4,2 м со свечами. В 1215 г. Фридрих II переложил тело в драгоценный гроб, который стоял на алтаре до XVIII века. Сегодня Карл Великий покоится внутри позолоченного ковчега, установленного в реликварии. Трон короля, украшенный золотом, можно увидеть на верхнем ярусе священного монументального восьмигранника.

Готические хоры капеллы пристроили в середине XIV столетия. В 1367 г. на пожертвования короля Венгрии был сооружен Венгерский придел, который после реконструкции XVIII века обрел черты классицизма. В XV веке, чтобы разместить паломников, возвели несколько часовен и готический зал, ныне известный как «Стеклянный дом». В 1884 г. к собору была добавлена одна башня.

С момента основания и на протяжении шестисот лет в Ахенском соборе короновались германские короли. В XIV столетии был построен придел Карла и Губерта, где будущие императоры проводили ночь перед церемонией.

За более чем десять веков истории Ахенский собор неоднократно реконструировался и достраивался, но его центральная часть – Палатинская, или Императорская, капелла – сохранила первозданный облик, а также изначально заложенный глубокий духовный смысл. Центральный восьмигранник символизирует гармонию и совершенство, а удвоенное число граней окружной галереи предрекает небесное царство.

Читайте также:
Что важно знать о возможности получения иного гражданства гражданином РФ?

Могила императора Карла Великого

Трехъярусная капелла, построенная рядом со дворцом императора, получила название Октагон. Ее высота составляла 31 метр, диаметр купола – примерно 32 метра. Именно она сохранилась в первозданном виде, тогда как другие постройки и хоры претерпели изменения – их разобрали и возвели заново в готической стилистике. Войти внутрь можно было через величественные бронзовые врата с позолотой, каждая створка которых весила около двух тонн и была отлита за один раз как единое целое.

В центре капеллы лежит камень с надписью Carolo Magno (Карл Большой). Император Карл был похоронен здесь в день смерти – 18 января 814 года. Его могилу несколько раз вскрывали.

Согласно летописи монастыря Новалезе, составленной в 1048 году, первый раз склеп Карла вскрыл император Оттон Третий в 1000 году. Когда правитель вошел в подземную крипту, он был поражен – тело Carolo Magno практически не истлело и отлично сохранилось: император сидел на троне в золотой короне со скипетром в руках. После этого вход в подземную камеру был снова замурован.

Во второй раз могила императора была раскрыта в 1165 году Фридрихом Первым Барбароссой во время канонизации Карла Великого. Фридрих велел переложить останки короля франков в украшенный драгоценностями мраморный ящик. В нем они хранились менее ста лет – в 1215 году Фридрих Второй приказал мастерам изготовить драгоценный гроб художественной работы. В нем останки императора покоились на алтаре хора до XVIII века.

После этого тело еще несколько раз было эксгумировано (с исследовательскими целями), но в итоге возвращено в саркофаг, который сейчас находится в сокровищнице собора. В 2010 году ученые подтвердили, что останки действительно принадлежат Карлу.

Символы императорской власти, найденные в гробу, перевезли в Вену в 1798 году, а мраморный стул, на котором, согласно легенде, сидел император, украсили золотом. Несколько веков он служил троном действующим императорам, а теперь стоит под куполом восьмиугольного зала.

Реликвии Ахенского храма

Ахенский императорский собор знаменит многими реликвиями. Некоторые из них были вывезены в Париж в 1794 году, когда французы заняли город, а позже возвращены в Ахен.

Кроме того, в храме хранится покрывало, в которое была завернута голова Иоанна Крестителя. Установить историческую достоверность реликвий в наши дни уже невозможно, но все эти предметы обладают большой ценностью для паломников.

В сокровищнице Имперского собора в Германии также хранится серебряный бюст Карла Великого (он был выполнен с использованием части черепа императора), Каролингское Евангелие, датированное IX веком, крест с печатью Лотаря Второго и другие ценности.

Церковь в Ахене знаменита и своими легендами. Говорят, что во времена Карла Великого, истратившего много средств на военные походы, закончились деньги на строительство Октагона. Помочь жителям Ахена согласился только дьявол, причем с условием – за душу первого вошедшего в храм священника. Однако когда строительство было завершено, хитрые ахенцы запустили в здание волчицу. Дьявол понял, что его обманули, сильно разозлился и так хлопнул дверью, что она треснула.

Эту самую трещину каждый турист может увидеть своими глазами, а еще и след от пальца, который дьявол якобы прищемил. Внутри здания сохранилась статуя черной волчицы – в ней даже есть отверстие, через которое, согласно преданию, сатана забрал у животного душу.

Аахенский собор. Германия. Часть 1: Видео

Как добраться до Ахена

Ахен (Aachen) находится в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. На карте этот регион вы найдете в северо-западной части Германии, недалеко от границы с Бельгией и Нидерландами. Добраться до Ахена проще всего железнодорожным транспортом – поездами типа Thalys, соединяющих между собой все столицы и крупные города Европы.

Из некоторых немецких городов в Ахен курсируют поезда Deutsche Bahn. Воспользоваться ими могут туристы, прилетевшие в Эссен, Дейсбург или Дюссельдорф. К слову, именно в Дюссельдорфе расположен ближайший к Ахену аэропорт.

От главного железнодорожного вокзала Ахена до собора можно дойти пешком за 15-20 минут.

Ахенский собор открыт ежедневно. С апреля по октябрь он работает с семи утра до семи часов вечера, в остальное время – до шести.

Вход бесплатный, разрешено фотографировать. Любой турист может заказать экскурсионную программу на немецком или английском языке – она стоит 4 евро для взрослых и 3 евро для детей. Больше можно узнать на официальном сайте собора.

Советы туристам

  • Собор стоит осмотреть не только снаружи, но и внутри. И сделать это лучше в составе русскоговорящей экскурсии, продолжающейся 1,5 часа.
  • Возьмите с собой наличные съемка внутри платная.
  • В здании проводят концерты духовной музыки, расписание которых известно заранее. Хороший способ увидеть известную достопримечательность с другой стороны.

В заключение

Ахенский собор, учитывая его возраст и потрясающую архитектуру, безусловно, является одним из выдающихся памятников культуры, хранящих память о нескольких поколениях немецких правителей. Сегодня окунуться в атмосферу величия прошлого может любой желающий. Внутри Ахенского собора вы увидите легендарный реликварий, витражи, галереи мозаик, многочисленные скульптуры – все то, что по праву позволяет причислить храм к церковным сокровищницам Европы. Также сюда входят Берлинский собор, Императорский собор во Франкфурте, Ульмский собор.

Аахен. Собор и город

Есть в Германии город, что лежит на самом стыке трёх государств — на границах с Бельгией и Нидерландами. Это Аахен, он расположен на земле Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen) . На его окраине даже есть столбик — Dreilaendereck, который принадлежит трём государствам одновременно. (Источник фотографии http://ikarus-288.de.tl/Aachen.htm).

Вы можете с гордостью сказать, что побывали в трёх странах, если только прикоснётесь к Dreilaendereck. Да и называют Аахен по разному — Аахен в Германии, Акен в Нидерландах и Акс-ля-Шапель в Бельгии.

Читайте также:
Как добраться на ко Самет из Бангкока, Паттайи. Цены и расписание
Аахен. Первое сокровище

У Аахена никогда не было официального статуса столичного города, но по значению не только для Германии, но и для всей Европы, он, несомненно, сыграл столичную роль.

История Аахена уходит вглубь веков. Городу без малого 2000 лет. Римское поселение появилось здесь ещё в I веке от Рождества Христова благодаря сокровищу этих мест — горячим сероводородным и соляным источникам. Их обнаружили кочующие племена кельтов. Поселение посвятили римскому божеству Aquisgranum, вероятно, Аполлону Гранусу, этим объясняется латинское название Аахена. Решивший поправить своё здоровье король франков Пипин Короткий в 60-х годах VIII века решил построить здесь свою резиденцию, то есть пфальц, с купальней и капеллой. Но своим расцветом Аахен обязан сыну Пипина Короткого, императору Карлу Великому (742-814 годы, правил с 768 года). Король предпочитал Аахен другим пфальцам из-за его удачного местоположения и целебных источников, а в конце жизни он и вовсе избрал город своей главной резиденцией.

Великолепный и огромный по тем временам (20 га) дворцовый комплекс завершили около 800 года, в этом же году Карл получил корону Священной Римской Империи. Совершив немало славных дел, он почил в бозе и был похоронен в день смерти — 28 января 814 года в придворной капелле. Имя Карла Великого глубоко чтили во все времена. Это хранило и капеллу, и сам город. Когда же обрели мощи императора, то Аахен и вовсе стал важнейшим паломническим центром.

Со смертью последнего императора франков, Лотаря II в 869 году, пфальц в Аахене потерял значение главной резиденции Каролингов. Но уже через полвека о нём вспомнили. В 936 году в Аахене Оттон I, первый германский правитель из Саксонской династии, получил имераторский титул и корону. С этих пор здесь короновались 30 королей и 12 королев (По другим источникам — 35 королей и 14 королев). Более того, только интронизированный в Аахене правитель получал право на императорскую корону Священной Римской империи, которую вручал Папа Римский.
Не будем утомлять читателей подробным пересказом истории города. Мы преследуем иную цель — представить наиболее значимые сокровища Аахена. А все события, связанные с историческими драгоценностями поведаем в ходе повествования.

Императорская капелла. Аахен

Итак, начало императорской капелле (Capella in palatio) в византийском стиле положил в 796 году Одон Мецский — архитектор, приглашённый Карлом Великим. Папа Лев III освятил храм в 804 году. Храм достраивался, изменялся и расширялся с перерывами вплоть до XVIII века. (Из-за плотной городской застройки огромный собор можно снять только фрагментарно).

Чтобы понять замысел храма, придётся углубиться в европейскую историю. В первую очередь обозначим этапы развития средневековой культуры Западной Европы — его разделяют на дороманский период — VI–X века, романский — XI–XII века и готический — XIII–XV века. В этот период из множества государств-однодневок (в историческом масштабе) самым долговечным оказалось появившееся в V веке государство франков. При Карле Великом оно достигло небывалых размеров и окончательно отделилось от Византии. Христианский романо-германский мир оказался скреплённым императорской властью и стал называться Священной Римской империей.

«Каролингское Возрождение» — так по имени короля династии Каролингов Карла Великого стала именоваться эта культура, она ориентировалась на римскую античность. Для нас это важно, потому что собор в Ахене — это яркий пример архитектурного подражания античному образцу. Церковь была придворной молельней, входившей в пфальц Карла Великого. Капелла построена по примеру архитектуры Древнего Рима: на квадратном цоколе стоит низкая, круглая галерея, а над ней возвышается восьмиугольный в плане средний объем капеллы. Таким образом, римская кoнcтрукция получила мистическое толкование в христианской символике чисел – 7 — 12 — 8. Поясним.

Знак материального мира — это квадрат (нижняя часть храма), его число — четыре. Кpyг (круглая часть капеллы) — символ Святой Троицы, число 3. Если сложить 3 и 4, получается магическое число 7. Оно означает полноту духовной и материальной жизни. Перемножаем те же 3 и 4 и получаем 12 — богочеловеческое число как синтез духовного и материальнoгo. Оно означает и христианскую Церковь, её создали 12 апостолов, которые проповедовали учение Христа на все четыре стороны света. Восьмиугольник (верхняя часть храма) — число 8, похоже на развернутую по гoризонтали восьмерку – знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь, гармонию плоти и духа.

Вот такая религиозная, символическая и даже мистическая программа заложена в конструктивном решении церкви. Поскольку храм достраивали и расширяли в последующие романской эпохи, его внешнее убранство — готическое, вполне в духе времени и места.

Аахен. Королевская капелла. Фрагмент

Аахенская волчица

Отвлечёмся от теории, войдём в храм через «ворота волчицы».

Здесь же найдём и объяснение столь необычному названию главного входа. Нас встречает бронзовая волчица, романская или эллинская, сохранившаяся со II века.

Конечно, логично предположить, что Карл привёз волчицу в свою резиденция, как замену знаменитой волчице Вечного Города чтобы подчеркнуть, что Аахен — «новый Рим». Эта версия не находит отклика у историков, ведь впервые бронзовую скульптуру в Аахене упомянули лишь в 1414 году в коронационной хронике короля Сигизмунда. Искусствоведы достаточно уверенно подтверждают, что отверстие в груди зверя появилось позже, скорее всего, волчицу использовали в комплексе фонтана. Левая передняя лапа волчицы не сохранилась, её заменили в XIX веке.

С волчицей связана интересная городская легенда. Говорят, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола. Но он никогда, ничего и никому не даёт даром. Условием договора была душа первого, кто войдёт в отстроенный храм. И здесь горожанам на выручку пришла человеческая смекалка, они провели лукавого, запустив в законченный храм волчицу. Дьявол вцепился в зверя и только после этого заметил подвох, но дело было сделано, жертва принесена и долг оплачен.

Читайте также:
Правитель Дубая и его семья, жены и дети (фото)
Аахен. Аахенская сосновая шишка

Здесь же, в притворе храма находится и тысячелетняя (около 1000 года) бронзовая шишка. Её отлили как цельный предмет вместе с основанием, из сплава, не содержащего цинка. На шишке 129 металлических чешуек, расположенный в 9 рядов.

На концах чешуек находятся небольшие отверстия, скорее всего шишку сделали для фонтана. Стояла она на капители колонны, как небольшая корона, а сама колонна была помещена в центр фонтанной чаши. На основании шишки частично сохранились латинские надписи, можно прочитать только две из них. «Вода, дарованная миру, причиной стала цветения земли» и «Богат Евфрат и так же быстр, как стрелы Тигра.» Третья надпись появилась в 1620 году и гласит: «Удальрих, смиренный аббат, возносит благодарности Творцу». На каждом из четырёх углов основания шишки были изображены аллегорические фигуры четырёх рек рая. До наших дней уцелели лишь фрагменты изображений. Во время правления Оттонов шишка находилась в атриуме собора и напоминала о pigna (итал. — еловая шишка), что находилась в атриуме собора Святого Петра в Риме. Со времён античности до средневековья такие шишки были обычным архитектурным украшением и в Византии, и на Западе.

Аахен. Внутреннее убранство капеллы

Если сказать, что внутри храм очень красивый — значит не сказать ничего. Это церковь, где всё: величина, форма, необыкновенно богатое убранство служит для особых чувств неземной радости, благоговения, потрясения от окружающей красоты. Такие эмоции испытает не только христианин, но и атеист, и последователь другой религии, настолько сильное впечатление производит убранство капеллы.

В первую очередь, поднимаешь глаза вверх и видишь сияющие неземным светом мозаики, где по стенам и сводам на божественном золотом фоне расцветают дивные разноцветные ковры.

Изумрудные виноградные лозы узоров чередуются с винно-красными гроздьями ягод. На золотых стеблях цветут белые и синие васильки. Святые мужи и жены в белоснежных одеяниях стоят в зелёной мураве с червонными маками у нoг. В сияющем золотом пространстве под куполом Христос восседает на троне, а вокруг горят небесные звезды. Купол окружают крылатые ангел, лев, бык, орёл (символы евангелистов) и их крылья вспыхивают красными, золотыми, небесно-синими всполохами.

Фигуры франкских королей в белоснежных одеждах праведников обращены ликами к Христу, они ровной процессией движутся к престолу Спасителя.

Мозаика королевской кaпеллы в Ахене, несомненно, ассоциировалась с роскошными мозаиками полов в парадных помещениях римских дворцов. Трудно оторваться от любования дивными смальтовыми картинами!

Не только мозаики, но и всё убранство капеллы выполнено в античных традициях. Стены храма отделаны мраморными плитами.

Второй и третий ярусы базилики поддерживают яшмовые и мраморные колонны.

Чтобы рассказывать о важнейшей реликвии храма, придётся снова вернуться к истории. Мы остановились на том, что Карл Великий был захоронен в капелле в 814 году. Точное место захоронения потерялось, ведь в 881 году Аахен разорили норманны. В 1000 году император Оттон III повелел найти и вскрыть могилу императора. Приказ исполнили и нетленные мощи великого основателя династии Каролингов нашли в необычной позе. Он восседал на троне перед своим мраморным саркофагом с изображением похищения Прозерпины. В его захоронении нашли множество ценностей — меч Карла Великого, кошель святого Стефана. Вместе с другими символами королевской власти, они стали императорскими регалиями, а позже оказались в Карлштейне, Нюрнберге, Вене.

Аахен. Паникадило Барбароссы

Спустя более, чем 150 лет после обретения мощей Карла Великого, священный престол императора занял Фридрих Барбаросса. О его правлении напоминает огромное медное позолоченое паникадило Барбароссы — вклад императора и его жены Беатрикс в королевскую капеллу Аахена. Паникадило сделано по образу и подобию горнего града Иерусалима, как его увидел Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса. Светильник имеет восемь арок, шестнадцать башен, да и его размер (4,16 м в диаметре) равен одной восьмой диаметра Палатинской часовни в Риме, ведь по форме он должен был точно соответствовать архитектуре императорского храма.

Из 16 башен 12 — малые, а 4 — побольше. Панели малых башенок канделябра изображают сцены из жизни Христа — от Благовещения до Положения во Гроб, Вознесения, и Христа Вседержителя. Освещается храм 48 свечами, по числу 12 апостолов, 12 мучеников, 12 исповедников и 12 девственниц. Церковные хроники упоминают мастера Вибертуса, который работал над паникадилом. Но до сих пор осталось загадкой, участвовал ли мастер в изготовлении или установке светильника. Ведь в храме нет таких дверей, в которые мог бы пройти предмет такого размера, поэтому вполне вероятно, что Вибертус собирал паникадило на месте. В конце ХХ века огромный светильник поновили.

Рака Карла Великого. Аахен

В 1165 году Фридрих I Барбаросса добился канонизации Карла Великого. Его останки поместили в реликварий, а когда изготовили новую раку в 1215 году, его мощи перенесли в неё и до сих пор они хранятся в капелле. Форма реликвария довольно проста — он выглядит как однонефный храм. Убранство мощевика несёт целую программу торжества Священной Римской Империи Гогенштауфенов. На торце ковчега изображён Карл Великий на троне, в верхнем медальоне Христос благословляет императора. По бокам от него — фигуры папы Льва III и реймсского архиепископа Турпина. По бокам раки изображены 16 императоров: от последнего единовластного императора франков, сына и преемника Карла Великого, Людовика Благочестивого до Фридриха II Гогенштауфена. Все они последователи Каролуса Магнуса.

Читайте также:
Фукуок на карте вьетнама на русском с курортами – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

На крышке раки изображено житие Карла Великого, как последователя учения Христа.

Рака Девы Марии. Аахен

Ещё одна рака-мощевик, находящаяся в капелле, называется ракой Девы Марии. Дубовый ковчег покрыт позолоченным чеканным серебром. По форме реликварий очень похож на мощевик Карла Великого. Историки признают руку одного мастера, работавшего над обеими раками. Это тоже храм с одним нефом, но разделённый трансептом. В центре раки помещена фигура Богородицы с младенцем. На противоположной стороне — Карл Великий, слева — фигура Христа, справа — папы Льва III. На двускатной крыше мощевика изображены христианские праздники.

Аахен. Святыни

Рака Девы Марии сделана в 1239 году для четырёх величайших реликвий Аахена. Это риза Богородицы, бело-жёлтая туника с короткими рукавами. Пречистая Дева была одета в эту тунику в ночь Рождества в Вифлееме. Туника прекрасно сохранилась, ведь ткачество в Иерусалиме в библейские времена достигло высочайшего уровня.

Когда святыни вынимают, тунику помещают по стекло. Рядом с витриной стоит охрана и по очереди дежурят католические монахини. (Фото взято с сайта православной церкви святой царицы Тамары в Аахене http://www.rok-aachen.de/)

Пеленки Богомладенца Иисуса Христа тоже хранятся в реликварии. Они сделаны из плотной холщёвой ткани и, скорее всего, служили свивальником, в который младенца заворачивали поверх нижних пелёнок.

Две другие великие святыни: окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, в которой его распяли и плат, в него была завёрнута глава Иоанна Крестителя. Демонстрируют их, как и пелёнки Младенца Христа, в сложенном виде.

Начиная с 1349 года каждые семь лет святые реликвии вынимали из раки и показывали в галерее капеллы. В начале ХХ века эта традиция прервалась, но в память о ней каждые семь лет с седьмого дня седьмого месяца года ( с 7 июля) на протяжении семи дней множество паломников из всего христианского мира приезжают в Аахен поклониться святым мощам.

Без малого шестьсот лет, когда паломники могли видеть реликвии, в Аахене бытовала интересная традиция. Фигурка Богородицы на реликварии — съёмная. Каждые семь лет верующие могли видеть маленькую дверку раки, она находится за фигурой Девы Марии. Когда реликвии возвращали назад, дверку закрывали маленькими замочками и опечатывали свинцом на следующие семь лет. Ключи от от замочков раздавались на хранение церковным служащим и членам городского совета — эти два института отвечали за сохранность святынь. Так называемое право со-опеки ключей существовало с 1424 года до начала ХХ -го века. Миниатюрные замочки от раки Девы Марии сейчас выставляются в сокровищнице капеллы.

Ей посвящена отдельная статья — «Аахен. Сокровищница». А мы немного прогуляемся по городу.

Аахен. Достопримечательности

Совсем рядом с капеллой расположена городская Ратуша. Нам не очень повезло, первую неделю сентября в Аахене проводится фестиваль народных промыслов и торговцы заставили весь центр города белыми палатками. Но кое-что снять удалось, в первую очередь — готическую Ратушу.

Её построили в начале XIV века на фундаментах дворца Каролингов. Конечно, она горела и, конечно, её перестраивали, последний раз в конце XIX века. Северный фасад здания украшают 50 статуй немецких правителей, а также 31 фигура императора, которые короновались в Аахене.

C правой стороны в Ратушу встроена древняя башня Грануса, она напоминает о римском периоде истории Аахена.

Напротив Ратуши установлена скульптура Карла Великого (1620 год).

В Ратуше сейчас работает музей. Интерьеры здания украшены фресками Альфреда Ретеля и Иозефа Керен конца XIX века, где изображены сцены жизни Карла Великого. Также там выставлены копии императорских коронных драгоценностей, готическая и барочная мебель. Работает музей ежедневно с 10 до 18, но иногда закрывается для проведения торжественных городских мероприятий. Вход — 5 евро.

Из 27 храмов Аахена выделяется церковь Петра и Марии.

У нас не было времени посетить православный храм, посвящённый святой царице Тамаре. Находится он в центре города, рядом с Theaterstrasse, на Schützenstrasse 13.

Нельзя не упомянуть термальные источники с целебной водой, с них мы начали рассказ о городе. Их обнаружили кочующие кельты за 100 лет до Рождества Христова. Температура воды самых горячих в Западной Европе серосодержащих минеральных источников от 37 до 77°С . Всего в Аахене 10 источников с очень высоким содержанием серы.

Источники стали известными благодаря римлянам, на протяжении нескольких столетий в них лечились легионеры. Но с распространением христианства о термах забыли, ведь церковь не одобряла плотских забав и купание в источниках относилось к запретным наслаждениям. О старых водных процедурах вспомнили во время правления Карла Великого. Хронисты говорят, что император страдал ревматизмом и воды Аахена ему очень помогали. Есть версия, что именно из-за горячих источников Карл Великий и решил обосноваться в Аахене. Elisengarten — сад Елизаветы расположен на том же месте, где лечился великий император. В ту пору там стояли церковь святой Елизаветы и монастырь урсулинок. Современную ротонду построили в начале XIX века.

До сих пор там бьют два источника с живительной влагой. Туристы заходят туда не только приникнуть к источнику, но и взглянуть на список знаменитостей, лечившихся в Аахене. Кстати, здесь же находится и офис туристической информации.

Подробные сведения о термах можно получить на этом сайте: http://www.euronotes.ru/aqua/geaachencarolusthermenbad.html

И ещё. Похоже, что Аахен — идеальный город для отдыха. Он очень милый, но не самый красивый город в Германии, его архитектурные достоинства уступают тому же Эрфурту. Но это замечательное место, где можно посидеть в кафе,

насладиться настоящим немецким пивом,

походить по магазинам (после 6 вечера и в выходные всё закрыто!), понаблюдать за местными жителями. Туристическая жизнь Аахена кипит в соборе и Ратушной площади. А в тихих улочках и пустынных переулках вы увидите настоящую жизнь немецкого города.

Читайте также:
Аэропорт Саратов онлайн табло Маршрут проложить

Если Вы путешествуете по северу Германии, не обойдите Аахен своим вниманием. Вы не пожалеете!

Полезную информацию о городе можно посмотреть на официальном сайте Аахена: http://www.aachen.de/

А мы послушаем аахенский карильон и пойдём в Сокровищницу Капеллы.

Всемирное наследие ЮНЕСКО. №3 – Кафедральный собор в городе Ахен

Год внесения: 1978

Тип: Памятники культуры и истории христианства

Кафедральный собор епархии Ахена, в котором столетия короновались императоры Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох — дворцовая капелла-усыпальница (796—806) Карла Великого , в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. В восточной части собора расположены готические хоры. Ахенский собор одним из первых был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1978 году).

Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).

За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох

Суровость и полумрак древней капеллы очень контрастирует с яркими и светлыми хорами. Солнечный свет, в изобилии проникающий сюда через огромные витражные окна, окрашивает помещение мириадами разноцветных бликов, создающих неповторимую, почти волшебную атмосферу. Находясь под сенью стройных готических сводов очень легко поверить в величие и всемогущество Бога, вдохновившего человека на создание подобной красоты. Благоговение еще более усиливается при взгляде на роскошный золотой алтарь и изящную кафедру из слоновой кости.

В Ахенском соборе, многие века считавшемся одним из главных храмов Европы, собрано множество драгоценных реликвий. Помимо останков Карла Великого, в ризнице бережно хранятся бесценные пелены, которыми, по преданию, укрывали Младенца Христа, скромное полотняное платье Девы Марии и отрез ткани, в который была завернута отрубленная голова Иоанна Крестителя. Все эти реликвии в разное время были привезены с Востока и иногда демонстрировались широкой публике. В такие дни перед собором собиралось огромное число паломников. Эта традиция жива и сегодня, так что любой желающий может воочию увидеть драгоценные для всего христианского мира предметы.

Найдены возможные дубликаты

Я тут мимо проходил и заметил одну неточность. Город называется Аахен через два А в начале. Ну я пошёл.

Сергей Зверев исполнил гимн Бурятии

Будущий депутат Госдумы Сергей Зверев спел гимн Бурятии.

Суперзвезда выдвинут партией “Зелёные” по террсписку Иркутская область и Республика Бурятия.

Ранее Сергей Зверев выступил против строительства китайского завода по розливу питьевой бутилированной воды на Байкале.

Сергей вышел одиночным пикетом в короне с требованием: “Я против строительства завода на Байкале!”

Суперзвезду после пикета суд оштрафовал на 15 тыс.рублей

Строительство завода было прекращено, когда у общественности сформировалось негативное мнение о строительстве завода.

#зверев #госдума #клип #бурятия #обсуждение #видео

Как немцы из шахты, сделали достопримечательность

“Цольферайн” – эталон шахтостроительной архитектуры

Статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО шахта “Цольферайн” (Zeche Zollverein) в Эссене получила в 2001 году. Свой нынешний облик этот комплекс, влючающий также сортировочный цех и углемойку, обрел в 1927-1932 годах, а заложили его в середине XIX века.

Архитекторы Фриц Шупп (Fritz Schupp) и Мартин Креммер (Martin Kremmer) продумали здесь все до мельчайших деталей, вплоть до формы дверных ручек. Их проект стал эталоном шахтостроительной архитектуры.

Первый владелец шахты Франц Ханиэль (Franz Haniel) назвал ее в честь основанного в 1834 году Германского таможенного союза (Deutscher Zollverein), в который со временем вошло большинство тогдашних немецких государств. Этот союз на долгие годы создал условия для успешного экономического развития Рурской области – промышленного центра Германии.

Школа менеджмента и дизайна построена на месте шахты

Каменный уголь здесь добывали на протяжении 135 лет – до 23 декабря 1986 года. Сейчас выведенная из эксплуатации шахта является индустриальным памятником и одним из центров культурной жизни региона.

Всемирное наследие ЮНЕСКО. №33 – Беловежская пуща

Год внесения: 1979

Страна: Беларусь, Польша

Тип: Природоохранная территория

Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно представлениям, сложившимся в современной науке, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Белоруссии и Польши. Беловежскую пущу относят к экорегиону под названием «сарматский смешанный лес».

Через Беловежскую пущу проходит государственная граница между Республикой Польша и Республикой Беларусь. Рядом с Пущей находится водораздел Балтийского и Чёрного морей. Для сохранения уникальной природы в Беловежской пуще выделены четыре функциональные зоны с различным режимом охраны: заповедная зона, зона регулируемого пользования, рекреационная и хозяйственная зоны. Кроме того, вокруг пущи создана охранная (буферная) зона.

В рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в 1976 году в польской части Пущи создан биосферный заповедник «Беловежа», а в 1993 году в белорусской части пущи — биосферный заповедник «Беловежская пуща», с площадью 216,2 тыс. га (2015), имеющий зону ядра, буферную и переходную зоны.

Читайте также:
Карта каньона реки Блайд, где находится Каньон реки Блайд на карте мира

В 1979 году решением ЮНЕСКО Беловежский национальный парк (Польша) включён в Список Всемирного наследия. В 1992 году этот природоохранный объект ЮНЕСКО расширился за счет части Государственного национального парка «Беловежская пуща» (Белоруссия). Решением сессии Комитета Всемирного наследия от 23 июня 2014 единый трансграничный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с площадью 141 885 га и буферной зоной 166 708 га.

Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. Под лесом 86 % территории. Преобладают сосновые леса (59,3 %), главным образом черничные и мшистые.

Средний возраст деревьев в лесах Беловежской пущи составляет 81 год, на отдельных участках леса деревья имеют возраст 250—350 лет и диаметр до 150 см . В пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов (Царь-дуб и другие 400 — 600-летние дубы, 250 — 350-летние ясени и сосны, 200 — 250-летние ели). Ель — самая высокая порода беловежских лесов: до 50 м высотой. У заболоченных пойм рек и на низинных болотах растёт ольшаник. Березняки главным образом на переходных болотах, на возвышенных местах — клён, ясень, ель. Хорошо развит подлесок из черемухи, бересклета, чёрной смородины, малины. Осина почти не образует чистых древостоев.

Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе. Здесь произрастают 958 видов сосудистых споровых и семенных растений, зарегистрировано 260 видов мхов и мохообразных, более 290 видов лишайников и 570 видов грибов.

Всемирное наследие ЮНЕСКО. №21 – Старый город в Алеппо (Халеб)

Год внесения: 1986

Тип: Ансамбль, сохранивший свой исторический облик

Алеппо — один из самых древних постоянно населённых городов мира, он был заселён уже, скорее всего, к 6 тысячелетию до нашей эры. Раскопки в Телль ас-Сауда и Телль аль-Ансари (юг старой части города) показывают, что область была заселена по крайней мере во второй половине III тысячелетия до нашей эры. Алеппо упоминается в хеттских надписях, в надписях Мари на Евфрате, в центральной Анатолии, и в городе Эбла, где он описывается как один из главных центров торговли и город военного искусства. Город имеет значительное место в истории, так как расположен на Великом шёлковом пути, проходившем через Среднюю Азию и Месопотамию.

Существует довольно четкое разделение между старым и новым Алеппо. Старая часть заключена в стены, образующие окружность длиною в 5 км, с девятью воротами. Огромный средневековый замок, известный как Цитадель Алеппо, находится в центре древней части. Он был построен подобно акрополю.

Исторически сложилось, что Алеппо постоянно переходил из рук в руки, был под контролем разных государств, политическая ситуация была нестабильна. В связи с этим жители строили отдельные кварталы, делившиеся по религиозному принципу, которые были социально и экономически независимыми. Хорошим примером таких кварталов является известный христианский квартал Ждейде.

Старый город Алеппо можно разделить на две части: старая часть и Ждейде. Как уже было описано выше, старая часть была построена внутри стен, в то время как Ждейде — христианский квартал, построенный в начале XV века, после выхода монгольских войск из города. После того как в 1400 году Тамерлан вторгся в Халеб и полностью разрушил его, христиане были вынуждены уехать. Но в 1420 году они создали свой квартал на северо-западе города — квартал Ждейде. Жители этого района в основном занимались маклерством: были посредниками между иностранными торговцами и местными купцами.

Общая площадь древнего города составляет около 3,5 км². Здесь живут более чем 120 тысяч жителей.

К сожалению и Старый город не избежал значительных реконструктивных вторжений. В соответствии с разработанными иностранными специалистами в 1950-х и 1960-х гг. и утверждёнными городскими властями генеральными плана-ми была начата пробивка через исторические территории прямых магистральных улиц, обстроенных по фронту новыми многоэтажными домами.

Продолжение этого процесса, сдерживавшегося вначале лишь недостатком средств, угрожало полным уничтожением самобытности исторического архитектурного ансамбля центра города. Однако, благодаря усилиям сирийских специалистов, общественности, и содействию ряда зарубежных организаций, он был остановлен, сменившись действиями по восстановлению и сохранению ценного культурного наследия Халеба. В этом приняли активное участие Генеральная дирекция древностей Сирии, объявившая в конце 1970-х гг. Старый город Халеба национальным памятником; ЮНЕСКО, подготовившей в 1979 и 1983 гг. доклады с рекомендациями по сохранению исторического наследия города, и новые муниципальные власти, перешедшие с начала 1980-х гг. в лагерь защитников наследия. Это позволило добиться официальной отмены действия генерального плана города в части, относящейся к Старому городу.

В 1986г. Старый город Алеппо был включён в Список Всемирного наследия, что закрепило поворот к его возрождению, как важного свидетельства непрерывного развития арабо-мусульманской культуры на протяжении 1400-летнего периода истории.

Европа » Германия » Ахенский собор

Германия, Ахен, собор VIII в

На стыке трех государств: Германии, Бельгии и Нидерландов, в древнем городе Ахен находится Ахенский или Имперский собор (Kaiserdom) – старейший средневековой собор Европы, где в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев. Имперский собор в Ахене стал первым объектом Германии, занесенным в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как “шедевр архитектуры Каролингов”.

Карл Великий, первый император Священной Римской империи, объединивший под своим скипетром почти все христианские народы Западной Европы, решил воздвигнуть «новый Рим» в своей резиденции в Ахене. В 786 году он начал строительство дворцовой императорской капеллы по проекту Одона Мецкого, ставшей ядром собора. Капелла разработана в византийском стиле по образу базилики Сан-Витале в Италии, откуда были заимствованы восьмиугольные формы, полосатые арки, мраморный пол и золотые мозаики.

Читайте также:
Фото стадиона Амстердам Арена (46 фото)
Мифы и факты

Еще при жизни Карла в капелле были собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В средние века эти реликвии привлекали полчища паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Начиная с XIV века четыре “Великие Реликвии” стали выставлять на показ только один раз в семь лет. Этот обычай продолжается и сегодня (следующий будет в июне 2014 года).

В центре капеллы лежит камень с надписью «Carolo Magno», где похоронен Карл Великий. В 1000 году император Оттон III велел открыть склеп. Говорят, тело Карла было найдено в замечательной сохранности, сидящим на мраморном троне. Большая фреска представляющая этот эпизод нарисована на стене большой комнаты в ратуше. В честь канонизации Карла Великого в 1165 году по просьбе Барбаросса в центре зала был подвешен огромный (4,2 м в диаметре) бронзовый обруч со свечами. По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, которого почитали как прародителя французских королей.

В то же время часовня была перестроена в готическом стиле. Храм императора был перенесен в восточную часть, где находится и по сей день. В XV веке было добавлено несколько небольших часовен и зал для прихожан, чтобы поместить толпы паломников, в результате чего здание увеличилось до нынешних размеров.

Что посмотреть

Имперский собор в Ахене представляет собой шестнадцатигранное большое каменное здание из плотного известняка. Восьмиугольный внутренний зал окружен кольцевой галереей, окаймленной бронзовым ограждением. Капелла отличается высоким куполом (31 м), своды собора поддерживают множество мраморных колонн эпохи Каролингов. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. Западный вход украшают большие бронзовые двери VIII века, известные как “Волчьи Ворота”. Это сохранившийся оригинал древней капеллы и весят четыре тонны. Современный вход открыт через меньшие, более скромные двери справа.

В верхней галерее находится трон, на котором короновались императоры Германии. В стенах встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту. Оригинальные окна были повреждены во время Второй мировой войны, а затем восстановлены в 1950 году. К счастью сам собор не пострадал.

В 1978 году Имперский собор одним из первых 12 объектов мира был занесен в список ЮНЕСКО. Сегодня действующий собор в Ахене относится к наиболее важным церковным сокровищницам Европы и, как кафедральный собор в Кельне, собор Парижской Богоматери во Франции, или собор Святого Иакова и Севильский собор в Испании, привлекает толпы паломников.

Ахенский собор (Aachener Dom) открыт ежедневно с 7.00 до 19.00 с апреля по октябрь и до 18.00 с ноября по март. Вход бесплатный, фотографирование – 2 €.
Официальный сайт: www.aachendom.de

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-03-18

Ахенский собор — первый среди великих и уникальных

16.02.16 2 4 1756

По фасаду собора размещены скульптуры святого семейства.

Вход в собор свободный, фотографировать можно. Но для особо-любознательных, можно пойти с 45-минутной экскурсией через музей, который расположен рядом. Жаль только, что практически все экскурсии проходят на немецком языке (доп. информация под текстом совета).

Мы, естественно, не стали ждать немецко-язычной экскурсии и вошли через вход для туристов. Здесь находится знаменитая бронзовая волчица с медвежьими чертами. Эта скульптура относится к временам Карла и символизирует рождение Священной Римской империи. Ведь символом Рима является именно волчица.

Уже на входе мы видим богатейшую, явно византийскую мозаику.

Дело в том, что в 9 веке в тех краях уже были великие воины, но не было нормальных зодчих. Потому и были приглашены лучшие специалисты из Византии и Италии.

Благодаря византийскому влиянию, главной отличительной особенностью этого католического собора стала восьмиугольная императорская капелла.

Просто на тот момент еще не существовал канонический нынче для того региона готический стиль.

Византийские мотивы преобладают и во внутренней отделке собора.

В середине собора висит знаменитая восьмиугольная люстра Барбароссы. Именно этим “отметился” в соборе другой великий император в 12 веке.

Точнее, не только этим. Карл Великий после смерти был похоронен в этом соборе в 814 году. Его могилу вскрывали в 1000 году, и нашли останки и одеяние прекрасно сохранившимися. При императоре Фридрихе I Барбаросса в 1165 годе Карл Великий был канонизирован. Тогда его останки были перенесены в золотой гроб, который установили перед алтарем.

В этом “гробу” останки Карла покоились до конца восемнадцатого века. После были перенесены в ризницу.

Ну а наше внимание обращают на себя впечатляющие витражи.

Уже собирая информацию по собору я понял, что для туристов открыты не все залы и капеллы этого собора. Например, мы не видели королевский трон Карла Великого. Может туда проводят во время организованной экскурсии. А обычные посетители приравниваются к прихожанам, цель который помолиться, поставить свечи. Кстати, поставить свечи и мы стараемся во всех посещаемых соборах, и здесь нам это удалось.

Может мы и не все посмотрели здесь, но и этого хватило для впечатления грандиозности от увиденного.

В боковом проходе собора мы заглянули в одну капеллу, вход в которую был запрещен. На полу была очень старая могильная плита.

Читайте также:
Аренда на сутки в Европе – где выгоднее сдавать?

Зная, что в соборе хоронили Карла Великого, но точное место сейчас не известно по причинам, описанным выше, я представил, что это и есть его могила. А почему нет?

Уже на выходе с территории при соборе я вдогонку сфотографировал и “Всевидящее око”. Тут признаюсь, не знаю, играет ли оно какую-то дополнительную роль в этом конкретном месте, но его фото встречается во всех фото-подборках Ахенского собора. Я решил не делать мои фото-иллюстрации к материалу исключением)))

Адрес:

Domhof 1, 52062 Aachen, Германия

Дополнительная информация:

Время работы с апреля по октябрь — с 7:00 до 19:00, с ноября по март — до 18:00. Вход бесплатный.
Экскурсионные туры по Ахенскому собору продолжительностью 45 минут стартуют в 11:00, 12:00, 13:00, 14:30, 15:30, 16:30 и 17:30 с понедельника по пятницу и в 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и 17:00 в выходные дни. Экскурсии на английском языке начинаются ежедневно в 14:00, в остальное время — на немецком языке

Ахенский собор / Aachener Dom

50° 46.4847 ′N , 6° 5.0281 ′E
50.77475N, 6.08380E
50°46′29.08″N, 6°5′1.69″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Ахенский собор — первый среди великих и уникальных

Материал понравился:

50° 46.4847 ′N , 6° 5.0281 ′E
50.77475N, 6.08380E
50°46′29.08″N, 6°5′1.69″E

Этот собор держит первенство по многим характеристикам, и как смогу, я постараюсь об этом поведать.

Начнем с того, что он самый первый собор в Северной Европе. В 796 году по приказу будущего первого императора Священной Римской империи Карла Великого в своей тогдашней столице Ахене началось строительство Дворцовой императорской капеллы. Она была освящена в 805 году лично папой Львом III (ну а куда ему было деваться, если он был обязан Карлу жизнью и сохранением сана, и к тому времени прошло уже пять лет как лично короновал его, как императора всего Запада).

Позже к этой часовне на протяжении тысячелетия были пристроены множество башен и часовен.

Так Ахенский собор получил такую вот сложную внешнюю геометрическую форму, которую в здравом разуме не придумает ни один проектировщик.

Ой, а что мы видим под бронзовым макетом собора? Значок ЮНЕСКО? Конечно,именно этот фактор сыграл основную роль в том, что наш маршрут из Висбадена в бельгийский Антверпен прошел именно через Ахен. Заглянем на сайт этой уважаемой организации:
“Кафедральный собор в городе Ахен
Строительство Дворцовой капеллы, с базиликой и восьмигранным куполом, началось между 790 и 800 гг. во время правления императора Карла Великого. Первоначально выстроенная по образцам церквей Восточно-Римской империи, капелла приобрела еще более роскошный вид при расширении в Средние века.” (whc.unesco.org/ru/list/3)

Да, лаконичными были объяснения от специалистов ЮНЕСКО 38 лет назад, ничего лишнего))).

А теперь главный фактор, почему я присудил первенство этом собору. Представьте, 38 лет назад!, в первый же год существования списка объектов Всемирного наследия в 1978 году, под почетным номером 3, первым среди всех возможных соборов, дворцов и прочих сооружений именно Ахенский собор был удостоен ЮНЕСКО такой чести. Я думаю у нас нет оснований не доверять специалистам ЮНЕСКО в их выборе.

В период с 936 до 1531 года, Ахенская часовня была местом коронации тридцати немецких королей и двенадцати королев.

В интернете, особенно на немецко-язычных сайтах, имеется большое количество информации буквально о каждом элементе этого собора. Я не буду перегружать заметку не очень важной (по моему личному усмотрению) информацией, которую все равно не возможно не то что запомнить, а и толком воспринять. Пока мы ищем вход в собор, просто полюбуемся деталями фасада, которые появлялись здесь на протяжении тысячелетней истории.

По фасаду собора размещены скульптуры святого семейства.

Вход в собор свободный, фотографировать можно. Но для особо-любознательных, можно пойти с 45-минутной экскурсией через музей, который расположен рядом. Жаль только, что практически все экскурсии проходят на немецком языке (доп. информация под текстом совета).

Мы, естественно, не стали ждать немецко-язычной экскурсии и вошли через вход для туристов. Здесь находится знаменитая бронзовая волчица с медвежьими чертами. Эта скульптура относится к временам Карла и символизирует рождение Священной Римской империи. Ведь символом Рима является именно волчица.

Уже на входе мы видим богатейшую, явно византийскую мозаику.

Благодаря византийскому влиянию, главной отличительной особенностью этого католического собора стала восьмиугольная императорская капелла.

Просто на тот момент еще не существовал канонический нынче для того региона готический стиль.

Византийские мотивы преобладают и во внутренней отделке собора.

В середине собора висит знаменитая восьмиугольная люстра Барбароссы. Именно этим “отметился” в соборе другой великий император в 12 веке.

Точнее, не только этим. Карл Великий после смерти был похоронен в этом соборе в 814 году. Его могилу вскрывали в 1000 году, и нашли останки и одеяние прекрасно сохранившимися. При императоре Фридрихе I Барбаросса в 1165 годе Карл Великий был канонизирован. Тогда его останки были перенесены в золотой гроб, который установили перед алтарем.

Читайте также:
Русские и международные школы в Италии в 2021 году: среднее школьное образование в стране

В этом “гробу” останки Карла покоились до конца восемнадцатого века. После были перенесены в ризницу.

Ну а наше внимание обращают на себя впечатляющие витражи.

Уже собирая информацию по собору я понял, что для туристов открыты не все залы и капеллы этого собора. Например, мы не видели королевский трон Карла Великого. Может туда проводят во время организованной экскурсии. А обычные посетители приравниваются к прихожанам, цель который помолиться, поставить свечи. Кстати, поставить свечи и мы стараемся во всех посещаемых соборах, и здесь нам это удалось.

Может мы и не все посмотрели здесь, но и этого хватило для впечатления грандиозности от увиденного.

В боковом проходе собора мы заглянули в одну капеллу, вход в которую был запрещен. На полу была очень старая могильная плита.

Зная, что в соборе хоронили Карла Великого, но точное место сейчас не известно по причинам, описанным выше, я представил, что это и есть его могила. А почему нет?

Уже на выходе с территории при соборе я вдогонку сфотографировал и “Всевидящее око”. Тут признаюсь, не знаю, играет ли оно какую-то дополнительную роль в этом конкретном месте, но его фото встречается во всех фото-подборках Ахенского собора. Я решил не делать мои фото-иллюстрации к материалу исключением)))

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

  • Адрес:

Domhof 1, 52062 Aachen, Германия

Время работы с апреля по октябрь — с 7:00 до 19:00, с ноября по март — до 18:00. Вход бесплатный.
Экскурсионные туры по Ахенскому собору продолжительностью 45 минут стартуют в 11:00, 12:00, 13:00, 14:30, 15:30, 16:30 и 17:30 с понедельника по пятницу и в 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и 17:00 в выходные дни. Экскурсии на английском языке начинаются ежедневно в 14:00, в остальное время — на немецком языке

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Капелла Карла Великого: творение армянского архитектора Одо из Меца

В небольшом городе Аахене, расположенном на западе Германии в нескольких километрах от границ Бельгии и Нидерландов, существует очень важный для истории искусства и архитектуры памятник. Речь об Ахенском соборе, сердцевина которого — Палатинская капелла — была заложена самим Карлом Великим. Эта капелла и является предметом интереса исследователей Армянского музея Москвы, так как зодчий, приложивший руку к её строительству, — армянин по имени Одо из Меца.

Подкупольное пространство капеллы Карла Великого. Источник: dik.academic.ru

Капелла эта такая древняя и ценная, что ЮНЕСКО включил её в список Всемирного наследия одной из первых ещё в 1978 году.

Город Аахен упоминается как королевская резиденция ещё со времен зимовки Пипина Короткого в 765–766 годах [первый король франков из династии каролингов. — Прим. ред.]. Позже Аахен стал резиденцией Карла Великого в связи с удачным стратегическим расположением, выгодным для организации военных походов против саксов. В последние годы жизни императора город и вовсе стал постоянным местом пребывания царского двора и свиты. Здесь же Карл Великий скончался и был погребен.

Память о резиденции Карла Великого

Октагон. Источник: otdyhateli.com

Ахенская, или Палатинская, капелла — это ядро нынешнего Ахенского собора. Капелла сохранилась и считается искусствоведами уникальнейшим памятником — предвестником романского стиля в архитектуре. Некогда капелла была дворцовой церковью большой императорской резиденции Карла Великого, от которой, увы, на сегодняшний день остались лишь одни руины. Считается, что дворцовый комплекс был одним из самых значительных архитектурных ансамблей раннего Средневековья. Здесь впервые появляется стиль зодчества вестверк. Кроме того, здание капеллы — первая постройка [к северу от Альп. — Прим. ред.], перекрытая куполом.

Строительство и формирование ансамбля Ахенского собора заняло практически 1100 лет. Древнейшая часть комплекса и есть Палатинская капелла. Она неоднократно перестраивалась — добавлялись готические хоры, достраивались часовни. Лишь относительно недавно, в середине XIX века, комплекс был окончательно завершен.

План собора, где черным цветом выделена схема Палатинской капеллы, с которой начал разрастаться собор. Источник: pinterest.com.au

Карл Великий, желая уподобить образ своего двора Константинополю и тем самым упрочить императорский титул наследника Римской империи, пригласил для создания дворцовой церкви прославленного в те годы архитектора — Одо из Меца. О зодчем остались крайне скудные сведения, однако известно, что Одо из Меца был армянином и служил при дворе Карла Великого. В капелле, как считают исследователи, отразилось увлечение франков архитектурой Равенны, что хорошо читается в многоугольном строении с тщательно продуманными фасадами. Строительство грандиозной капеллы также символизирует объединение Запада и его духовное и политическое возрождение под эгидой Карла Великого — первого императора франков.

Идея «небесного храма» Одо из Меца

Вид на Ахенский собор и капеллу Карла Великого. Источник: pod.aevl.us

Палатинская капелла построена в 786–798 годах, освящена в 805 году. Здание церкви центрическое в плане, имеет октогональную форму [восемь граней. — Прим. ред.]. Выбор формы неслучаен — идейно октагон транслирует программу соединения «материального» и «духовного». Как это понять? Существует интерпретация.

Читайте также:
Какова зарплата бурильщика нефтяных скважин на севере?

Абстрактно октагон вбирает в себя формы круга и квадрата. Квадрат — знак материального мира, соответствует числу 4. Круг — символ Троицы, ему соответствует число 3. Сумма этих чисел равна числу 7, что символизирует полноту материальной и духовной жизни. Произведение даёт число 12, что означает христианскую церковь, знание о которой несут 12 апостолов по четырем частям света. В свою очередь, и цифра 8, что соответствует количеству углов октагона, — знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь и гармонию плоти и духа.

Бронзовая люстра Барбароссы. XII век. Источник: plogmann.net

Октагональная капелла была расширена в 1355–1414 годах. К ней по бокам добавились готические хоры. Но и сегодня в ансамбле Ахенского собора хорошо заметна самая ранняя часть.

Также неслучайно и практически равнозначное соотношение высоты, длины и ширины — все эти параметры равны 31–32 метрам. Ключ к пониманию смысла кроется в Откровении Иоанна Богослова, где описывается видение Иерусалима Небесного, где «длина и высота и ширина его равны». Стремясь уподобить постройку «граду небесному», Одо из Мецца учитывал эти ключевые характеристики и воплотил их в проекте здания.

Архитектурные открытия Аахена

Именно в Ахенской капелле впервые появляется вестверк — западная башня, расположенная перпендикулярно центральному нефу. Она имела нерелигиозное назначение. Эта массивная пристройка стала большим вкладом Каролингов и архитектора Одо из Меца, в частности, в романскую архитектуру.

Перекрывает капеллу восьмигранный купол, поддерживаемый восемью мощными столбами. И это первое купольное сооружение в средневековый период севернее Альп: более ранние купола на такой территории «варварски» перекрывались монолитной плитой или создавался «ложный» купол — когда образ купола создается путем накладки кирпича один на другой с небольшим сдвигом.

История декора купола непростая и очень насыщенная. Изначально купол был украшен фресками, но они практически не сохранились, так как на рубеже IX–X веков фрески были заложены мозаиками. Тесеры, в свою очередь, тоже утеряны — их уничтожил случившийся в середине XVII века пожар. Чуть позже в XVIII веке оставшийся после пожара еле заметный рисунок мозаик был записан барочными фресками.

Мозаики внутри капеллы — этапы реставраций

Мозаики Палатинской капеллы после реставрации. Источник: tat-jana-skvorcova.tourister.ru

На рубеже XIX–XX веков были инициированы работы по реконструкции капеллы. Бельгийский художник Жан-Батист Бетун создал купольный рисунок, который мы можем наблюдать сегодня. Все мозаики сделаны в раннехристианской традиции, сложившейся ещё в Равенне. В центре — Христос, сидящий на троне, его фланкируют символы евангелистов. Внизу под фигурами — святые, облачённые в белые одеяния, несущие в руках мученические венки. Практически всё свободное пространство плотно заполнено сияющими звездами.

Дальнейшие работы по реставрации в 1898 году перенял Герман Шапер. Он завершил мозаичные работы, инкрустировал стены и полы цветным мрамором, привел в порядок бронзу на решетках и дверях, сделанную в VIII веке в мастерских династии Каролингов. Также он занимался обновлением витражей хоров, однако последние во время Второй мировой войны были, к сожалению, утрачены. Сегодняшние витражи сделаны в 50-е годы XX века. В церкви присутствует ещё довольно много насыщенных цветом прекрасных ковровых мозаик, которые располагаются на барабане, сводах в галереях всех ярусов и возле окон.

Духовное оружие капеллы Карла Великого

Саркофаг Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Интерьер внутреннего пространства капеллы был выполнен из роскошных дорогих материалов. Для утверждения статуса преемника Римской империи некоторые декоративные элементы — мозаики, мрамор, сполии — были привезены из Рима и Равенны.

Ахенский собор хранит множество исторических и религиозных реликвий. Подобно тому, как византийцы из Софии Константинопольской сделали «духовную крепость христиан», собирая мистическое оружие — мощи и святыни, в Палатинскую капеллу также собирали всё самое ценное и дорогое сердцу франков. Так, в капелле, в искусно выполненном саркофаге, хранятся мощи Карла Великого. Саркофаг имеет длину 2 метра, обит листовым золотом и серебром, украшен барельефами, драгоценными камнями, эмалями и филигранью.

Какие ещё реликвии хранит древний Аахен?

Будете там, обратите внимание — под куполом над лавками для прихожан есть 4-метровое в диаметре бронзовое позолоченное паникадило, принесённое в дар Фридрихом Барбароссой в XII веке [король Германии с 1152 года. Барбаросса — это прозвище, которым короля наградили латиняне из-за его рыжей бороды — barba, «борода», и rossa, «рыжая». — Прим. ред.]. Люстра эта напоминает грандиозного масштаба корону.

В галерее капеллы находятся мраморный трон Карла Великого, созданный по образу и подобию трона библейского царя Соломона. Довольно простой на вид, не имеющий украшений, именно он использовался для коронации всех германских императоров.

Трон Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Здесь в 813 году был крещен сын императора Людовик Благочестивый. Эта коронация положила начало традиции коронования германских императоров в Аахене вплоть до 1531 года. Обычай долго пребывал в таком статусе неофициально — документально традиция была зафиксирована лишь в середине XIV века. Но спустя столетие в 1562 году ритуал коронации был перенесен в Франкфурт-на-Майне. С этого момента Аахен стал терять своё ключевое значение для империи, а собор постепенно пришёл в упадок.

Сегодня Ахенский собор привлекает не только верующих, искусствоведов, архитекторов, но и простых туристов. Восхитительное внутреннее и внешнее убранство собора и ценнейшие реликвии не оставляют сомнения в необходимости посещения этого, актуального и по сей день, места паломничества всех любителей христианской истории.

Журналист Алина Шагиева специально для Армянского музея Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: