Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России
Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.
ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.
Основные задачи миграционной политики (МП):
1) защита прав и интересов мигрантов;
2) развитие системы иммиграционного контроля;
3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;
4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;
5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Миграционная политика основывается на следующих принципах:
1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
2) недопустимость дискриминации мигрантов;
3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;
4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;
5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.
Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.
Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :
I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:
1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;
2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;
3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;
4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;
6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.
II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:
1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;
2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:
3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;
4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.
III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:
1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;
2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;
3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.
IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:
1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;
2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;
3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;
V. В области поддержки академической мобильности:
1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;
2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.
VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:
1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;
VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:
1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;
3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;
VIII В области противодействия незаконной миграции:
1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;
2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;
3) противодействие организации незаконной миграции;
4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Этапы реализации
I. (2012-2015 годы) планируется:
– разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;
– создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
– проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;
– разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.
II. (2016-2022 годы) планируется:
– принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
III. (2021-2025 годы) планируется:
– оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
– уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.
Миграционная политика государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность миграционной политики государства
Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.
Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.
Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:
- Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
- Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.
Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.
Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.
Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.
Готовые работы на аналогичную тему
Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.
Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.
Цели и модели миграционной политики современного государства
Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.
Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.
На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.
Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:
- Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
- Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
- Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
- Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.
Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.
К таким мерам следует отнести следующие:
- выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
- выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
- лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.
Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).
1.2 Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации
Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. “О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики”. Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 ( с изменениями от 19.07.2004 N 928).
Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению.
Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.
В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.
Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России. “Вопросы Федеральной миграционной службы”. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.
Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. “Вопросы Федеральной миграционной службы”. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.
Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.
Миграционная политика: определение и основные направления государства
Библиографическая ссылка на статью:
Черняк А.В. Миграционная политика: понятие и сущность // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35281 (дата обращения: 05.10.2021).
Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного рода стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых и других преследований или экологических бедствий. Все эти миграционные потоки приобрели в настоящее время поистине глобальный характер [1, с. 4]. В новом тысячелетии уже происходит сдвиг парадигмы «от государств, выбирающих мигрантов, к мигрантам, выбирающим государства» [2].
В плане глобальных миграционных течений государства взаимодействуют друг с другом, акцентируя взаимосвязи различного уровня и порядка уделяя особое внимание разработке и реализации миграционной политики.
В различных источниках научной литературы существует многообразие трактовок термина «миграционная политика». Одни авторы отталкиваются от необходимости взаимодействия между государствами приема и исхода, а другие трактуют ее как внутреннюю систему мер государства.
Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факторам, вызывающим нежелательную миграцию [3, с. 8]; [4, с. 24].
По мнению Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ – это иммиграционная политика» [5, с. 19]. Как полагает В.Бобылев миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [6, с. 61]. С точки зрения Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика – это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей [7, с. 36].
Миграционная политика, как полагает С.В. Рязанцев представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [8, с. 365].
По мнению Т.А. Прудниковой, С.А Егоровой, С.А. Акимовой миграционную политику можно определить как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [9, с. 10].
Следует согласиться с мнением о том, что миграционная политика представляет собой комплекс мероприятий, которые относятся к сфере государственного управления и включают процесс принятия решений, урегулированный правовыми нормами, контролируемый представительной властью и направленный на упорядочение миграционных процессов. Государственная миграционная политика – это система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, стремятся к достижению целей, которые должны соответствовать и современному, и будущему этапу развития данного общества [10, с. 23].
Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.
Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.
Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.
Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица.
Для более полной характеристики миграционной политики необходимо рассмотреть ее основные функции:
- Функция регулирования миграционных процессов. Миграционная политика оказывает комплексное воздействие на миграционные потоки с целью их упорядочения, через создание соответствующих социально-экономических условий, принятие законов и подзаконных актов, в целях соблюдения внутриполитических интересов страны, а во внешнеполитической сфере – с помощью двусторонних и многосторонних договоров для урегулирования общих проблем миграции в мире.
- Функция рационализации противоречий. Данная функция реализуется через поиск консенсусных решений в конфликтных ситуациях, которые проявляются в уменьшении социальной напряженности среди различных категорий мигрантов при соблюдении государственных интересов.
- Интегративная функция государственной миграционной политики. Во внутриполитическом аспекте осуществляется путем инкорпорирования вынужденных мигрантов в общество, включая получение ими гражданства страны, а также содействие в обустройстве на новом месте жительства; создание рабочих мест и оказание другой социальной поддержки. Во внешнеполитическом аспекте интегративная функция государственной миграционной политики осуществляется через сотрудничество с отдельными государствами, международными правительственными и неправительственными организациями, фондами в целях защиты прав мигрантов, а также предупреждения и пресечения нелегальной миграции;
- Функция мобилизации человеческих ресурсов государственной миграционной политики является воплощением социальной динамики. Данная функция позволяет использовать миграционную политику как важный фактор в восстановлении социума [11, с. 128].
Вышеперечисленные функции свидетельствую о том, что современные миграционные процессы становятся угрозой национальной идентичности, и государствам необходимо объединять усилия и решать возникающие проблемы путем совершенствования и разработки новых совместных механизмов усовершенствования миграционной политики.
Миграционная политика.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
– Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
– привлечение мигрантов на временное место жительства;
– создание постоянного состава населения;
– обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
– стабилизация населения в тех или иных местностях;
– повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
– сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
– Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
– комплексное и универсальное миграционное законодательство;
– единая классификация категорий мигрантов;
– разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
– система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
– система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
– концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе — федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически — из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Законы по миграции).
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика — не только прошлая, но и настоящая — многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы) Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобылев Владимир Владимирович
В статье раскрываются этапы формирования нормативно-правовой основы миграционной политики в Российской Федерации , сформулированы её основные задачи, определены приоритеты деятельности госструктур по каждому из видов миграции.I
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобылев Владимир Владимирович
n this article the development of the legal system of migration politics of the Russian Federation, its main tasks and priorities of migration politics are formulated.
Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы)»
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы)
В статье раскрываются этапы формирования нормативно-правовой основы миграционной политики в Российской Федерации, сформулированы её основные задачи, определены приоритеты деятельности госструктур по каждому из видов миграции.
In this article the development of the legal system of migration politics of the Russian Federation, its main tasks and priorities of migration politics are formulated.
миграционная политика, методы и направления миграционной политики, международная миграция, нормативноправовая основа миграционной политики в Российской Федерации; migration politics, methods and directions of migration politics, international migration, legal basis.
Понятие «миграционная политика» раньше возникло и закрепилось в общественных науках стран Запада, а не России. Впрочем, в нашей стране применялись иные термины для извечного жизненного процесса: «переселенческое дело», «рациональное размещение производительных сил». Международно принятая терминология закрепилась в отечественной науке, публицистике, а затем — и в законодательстве к концу периода «перестройки», когда СССР столкнулся с массовыми потоками вынужденных и экономических переселенцев. Однако и спустя 17 лет понятийный аппарат в сфере миграционной политики остаётся дискуссионным. Есть даже крайняя точка зрения, по которой термин «миграционная политика» сам по себе является признаком нетерпимости и расизма.
Существуют два понимания миграционной политики, сформулированных И.А. Романовым. В широком смысле миграционная политика должна воздействовать на все факторы переселенческих процессов. В узком смысле — только на механизмы миграционного движения. Но «узкая» трактовка на деле невозможна, т.е. тем же органам власти и управления приходится улучшать параметры качества жизни, дабы повлиять на потоки переселенцев. Следовательно, миграционная политика — элемент социальной политики как более широкой системы. И.А. Романов полагает, что в условиях резкой неравномерности расселения, оттока жителей из стратегически важных регионов именно миграционная политика становится важной мерой эффективности всей социальной политики.
Традиционные направления МП — иммиграционный контроль и интеграция переселенцев сочетаются с новыми направлениями — внешней помощью, прямыми иностранными инвестициями, внешней и внешнеторговой политикой по сдерживанию чрезмерной иммиграции. Это позволяет странам Запада воздействовать на миграционные процессы с упреждением, а не постфактум. Миграционная политика постиндустриальных обществ выходит и с государственного на наднациональный уровень.
Таким образом, миграционная политика — это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Государственная миграционная политика должна быть направлена на достижение целей, соответствующих интересам развития общества как системы.
Сейчас сложились две точки зрения на миграционную политику. Сторонники первой (А.Г. Вишневский, Ж.А. Зайончковская,
БОБЫЛЕВ Владимир Владимирович — соискатель кафедры социальногуманитарных дисциплин Армавирского института социального образования, филиала РГСУ
В.И. Мукомель) доказывают неизбежность массовой миграции в силу демографической нагрузки на экономику. По их прогнозам, к 2025 г. Россия испытает сокращение жителей в трудоспособном возрасте на 16,2 млн чел. даже с учётом иммиграции1.
Сторонники второй точки зрения (Д. Валентей, Н. Слепцов, А. Дмитриев) делают акцент на негативных политических и социокультурных последствиях миграции, предполагая, что РФ должна сохранять сложившийся этноконфессио-нальный состав населения.
Свобода передвижения и выбора места жительства считается одним из неотъемлемых прав человека. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою собственную».
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., любой человек может покинуть свою страну, т.е. имеет право на эмиграцию. Но вместе с тем это право ограничивается императивами безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, правами и свободами иных лиц.
Международная миграция — это неотъемлемая часть глобализации. Если правительства охотно признают мобильность капитала, товаров и идей, но попытаются не допустить свободной миграции населения, такие попытки в принципе не увенчаются успехом. Запреты не остановят миграцию, но будут способствовать расцвету её нелегальных форм, — такова либеральная аргументация регулирования миграции (по А.В. Дмитриеву)2.
С.П. Баньковская в русле либерального подхода эмоционально пишет: «Стремление закрыть границы. и жёстко регламентировать свободу передвижения. есть проявление борьбы за выживание как неизменного социального инстинкта, укоренившегося еще в эпоху миграций
1 Лукьянова А.Ю. Социальный контекст миграционной политики России // Демографическое будущее России проблемы и пути решения. — М., 2008, стр.67.
2 Дмитриев А.В. Миграция: кофликтное измерение. – М., 2007, стр. 70.
племен и целых народов, завоеваний и пе-реселений»3.
Вместе с тем либеральный подход должен признавать равные права постоянного населения и мигрантов. Это вступает в противоречие с ограниченностью социального капитала и процессами глобализации, взламывающими автономию сообществ. Национальное государство, вынужденное сочетать права граждан и справами человека, неспособно эффективно ограждать своих граждан от посягательств иммигрантов на ограниченные ресурсы.
Н. Ювэл-Дэвис ввел понятие «дифференцированное многоуровневое гражданство»4, что предполагает различие гражданских статусов, прав и обязанностей.
Миграционная политика должна решать взаимосвязанные задачи: уменьшать негативные последствия миграции, а также раскрывать конструктивный потенциал притока переселенцев.
Миграционная безопасность определяется как состояние защищённости интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда и выезда из страны, пребывания и проживания на её территории, межрегиональных внутренних перемещений. Реализация миграционной безопасности означает эффективную работу системы правовых норм, институтов, организаций по обеспечению национальных интересов в сфере миграции5.
Рассмотрим формирование нормативноправовой основы миграционной политики в Российской Федерации.
Становление законодательства в сфере миграционной политики шло в РФ крайне неравномерно как по темпам, так и по охвату всех аспектов предмета регулирования. В начале 1990-х гг. законотворчество и правоприменение развивались во всё более расходящихся направлениях.
Рамочные законы должны были продемонстрировать лояльность постсоветских институтов власти международным стандартам. В 1992 г. Россия присоединилась к международной Конвенции о статусе бе-
3 Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис, 2006, №4, стр. 121-122.
4 Yuval-Davis, N. National Spaces and Collective Identities: Borders, Boundaries, Citizenship and Gender Relations: Inaugural Lecture. — Greenwich, 1997.
5 Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ. Ростов н/Д, 2006, стр. 17.
женцев (1951 г.) и Протоколу о статусе беженцев (1967 г.). На основе либеральной доктрины, плохо сочетающейся с ресурсной базой принимающих сообществ, принимается постановление Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 3 марта 1992 г. В нём разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев «на жилой площади родных и знакомых, при их согласии, независимо от её размеров», а также приём на учёт «нуждающихся в улучшении жилищных условий без учёта времени проживания на данной территории». Как иронично отмечают социологи М.М. Кириченко и А.О. Оберемко, нормативный акт отменял институт прописки для избранного круга лиц, но не предоставлял регионам и местностям финансов для обеспечения новоселов. Социальные последствия для принимающих сообществ, очевидно, не прогнозировались (например, население Северной Осетии и Ингушетии почти удвоилось за счёт переселенцев).
18 мая 1992 г. правительство России приняло программу «Миграция», впервые сформулировав принципы миграционной политики:
— свобода выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов работы;
— запрет высылки данных лиц в страны, откуда они прибыли в Россию;
— недопустимость дискриминации по признакам расы, вероисповедания, гражданства, этничности, социальной группы, политических взглядов и т.п.;
— гарантии прав и свобод, равенство прав с гражданами принимающего государства;
— безусловное соблюдение беженцами законов принимающей страны;
— недопустимость создания привилегий беженцам сравнительно с местными жителями;
— непосредственное личное участие беженцев в обустройстве своей жизни;
— межгосударственная координация помощи данным лицам;
— государственная поддержка занятости и предоставления жилья данным лицам.
Анализ действующего российского законодательства по вопросам миграции подтверждает, что наиболее ранним и во многом «рамочным» актом стал Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде-рации»1.
Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998— 2000 гг.
ФМП определяла основные понятия и термины миграционной политики: миграцию, её типы и причины. Установлены субъекты вынужденной, внутренней и незаконной миграции. Выяснен статус лица, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ.
ФМП определяет основную цель миграционной политики — регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.
Основные задачи миграционной политики (МП):
— защита прав и интересов мигрантов;
— развитие системы иммиграционного контроля;
— соблюдение государственных интересов при разработке и реализации МП;
— регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономи-ческого развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
— создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Миграционная политика основывается на следующих принципах:
— стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
— недопустимость дискриминации мигрантов;
— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жи-
1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — М., 1993, № 32, ст. 1227;
Российская газета, 2004, 5 ноября; там же, 2006, 27 июля.
тельства при государственной поддержке;
— квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;
— запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.
Данная программа ставит задачу определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.
Позже, уже на основе Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1. Последующие десять лет правовое регулирование внешней миграции проводилось в основном на основе двусторонних договоров. Кроме этого, Российская Федерация ратифицировала многосторонние международные соглашения по вопросам миграции2.
Совершенствование миграционной политики должно проводиться с учётом трёх уровней реализации: международного, федерального и регионального. Международный уровень состоит в том, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Однако часть нормативных актов РФ не соответствует международным обязательствам, либо же нормы международных обязательств отсутствуют в российском законодательстве. Применение международных норм в миграционной политике РФ совершается медленно и выборочно3.
Региональный уровень миграционного регулирования обусловлен тем, что сог-
1 Российская газета, 1996, 22 августа; www.garant.ru
2 Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе в незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.) // www.garant.ru; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.) // Бюллетень международных договоров, 2005, № 2.
3 Муртазалиев А.М. Совершенствование правовых основ миграционной политики на региональном уровне // Миграционные процессы на Юге — России. — Ростов н/Д, 2007, вып. 1, стр. 30—32.
ласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ субъекты Федерации имеют полномочия по регулированию прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности. Названные полномочия согласно ст. 72 Конституции отнесены к совместному ведению РФ и её субъектов.
На федеральном уровне недостатки регулирования миграции особенно ярко проявляются в институте регистрации по месту жительства или пребывания.
С точки зрения закона, регистрация отражает лишь факт местонахождения индивида, не может ограничивать его конституционного права на выбор мест пребывания или жительства. Однако на практике данное право ограничивается органами внутренних дел в рамках административных действий, что противоречит ст. 27 Конституции РФ.
Склонность органов государственной власти, да и общественного мнения к ужесточению миграционной политики во многом объясняется советским наследием, в котором можно выделить следующие особенности:
— изоляция общества от зарубежных стран;
— низкий уровень международных миграций;
— приоритет политических и административных, а не экономических интересов;
— предпочтение краткосрочных, а не долгосрочных задач;
— примордиальное понимание этнич-ности, коллективных прав этнических групп;
— несформированность институтов гражданского общества, согласительных процедур между обществом и государством;
— доминирование конфликтного, а не консенсусного стиля поведения.
Регулирование потоков вынужденных переселенцев в рамках региональных программ должно производиться с учётом территориального распределения иных категорий мигрантов: беженцев; семей военнослужащих в связи с передислокацией и реформированием их частей; жителей зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и других категорий граждан, переселение и обустройство которых ведётся по федеральным, региональным и отраслевым программам.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения.
Базируется на международных договорах, национальных законодательных актах, решениях правительства или уполномоченных органов. При формулировании направлений миграционной политики общество и правительство пытаются оценить как созидательные, так и регрессивные импульсы миграции как экономической и социальной силы. Стратегия и цели миграционной политики обосновываются в профильной концепции – системе определённых взглядов социально-экономического и иного порядка, очерчивающей ключевые характеристики государственного регулирования миграционных процессов.
Миграционная политика любой страны строится на базе основополагающих принципов мирового сообщества, содержащихся в конвенциях, хартиях, резолюциях и других документах различных международных организаций – Организации Объединённых Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции (МОМ), Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Комиссия ООН по народонаселению субсидирует национальные программы по вопросам миграции населения. Международные нормы в области миграционной политики могут касаться всех стран или применяться в едином ключе для группы стран, объединённых специальными соглашениями [например, Шенгенское соглашение европейских стран, Соглашение между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), предусматривающее свободу передвижения рабочей силы]. В рамках миграционной политики государства, испытывающие значительный миграционный приток, периодически проводят крупные амнистии мигрантов, легализуя их пребывание у себя. Современный подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолированного подхода к нему, необходимости его регулирования или управления им в рамках миграционной политики.
Миграционная политика решает не только миграционные проблемы, но и задачи экономического развития, соблюдения прав человека, воссоединения семей, этнического многообразия страны, культурной однородности и тому подобного. Во многих странах меры миграционной политики включают ряд подходов, обусловленных интересами, лежащими в области других, взаимосвязанных с миграцией явлений, – характером демографического развития страны, проблемами занятости и динамикой численности трудоспособного населения, состоянием рынка труда и нехваткой работников отдельных профессий и специальностей, поощрением притока человеческого капитала с высоким уровнем качества, геополитическими интересами государства. Большинство этих подходов связано с ролью внешней миграции в развитии общества и национальной экономики. Так, три четверти европейских регионов не имеют альтернативы иммиграции как источника противодействия снижению численности населения до 2030 года.
Основными вопросами миграционной политики являются предотвращение нелегальной (незаконной) миграции, перераспределение миграционных потоков внутри страны в связи с различной заселённостью, обжитостью её территорий, создание первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращение недобровольной (вынужденной) миграции с помощью национальных и международных правовых норм.
В большинстве стран миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную, они могут носить стимулирующий или сдерживающий характер. Политику по активному поощрению въезда мигрантов в целях удовлетворения своих национальных потребностей проводят (по данным ООН) такие развитые страны, как Австралия, Канада, Россия, Чехия и ряд других. Большинство стран входа мигрантов, проводя селективную миграционную политику, используют такой её инструмент, как иммиграционная квота, которая распределяется между разными группами мигрантов, различающихся по праву «въезда». Это могут быть родственники граждан страны (принцип воссоединения семей), специалисты, в которых заинтересована национальная экономика, этнические, конфессиональные или иные группы, подвергающиеся опасности на прежнем месте проживания, и так далее. Так, закон США об иммиграции (1996 год), расширив квоты, ужесточил требования к качественным характеристикам иммигрантов. Ряд стран в рамках миграционной политики осуществляют государственной программы репатриации мигрантов, ориентированные на экономические стимулы.
Государственную эмиграционную политику проводят страны-экспортёры рабочей силы, осуществляя программы поддержки трудовых мигрантов или, наоборот, сдерживания эмиграции. Миграционная политика в таких странах стремится использовать механизм регулирования миграции, позволяющий совмещать защиту интересов страны и её граждан-мигрантов. Особое место эта политика занимает в таких странах (важных источниках рабочей силы), как Вьетнам, Китай, Турция, Филиппины, Индонезия и другие. Наибольшее значение для развитых стран, где преобладает приток внешних мигрантов, имеет иммиграционная политика, несущая мощный социальный заряд. Среди её мер наиболее важны правила, установленные для трудовых мигрантов и регулирующие миграцию рабочей силы иностранных граждан, приезжающих в страну для временные работы или на постоянное место жительства.
Консультации правительствам по миграционной политике оказывает МОМ, которая стремится обеспечить гуманное и упорядоченное управление миграцией, её регулирование; она способствует развитию международного миграцтонного законодательства как основы миграционной политики.
В России миграционная политики проводится на основе международного права и национальной нормативно-правовой базы; в 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН по беженцам 1951 года и протоколу к ней 1967 года. Проблемы, связанные с недобровольной миграцией после распада СССР, не решены полностью; для их уменьшения в 1996 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводилась спец. конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. Общее направление российской миграционной политики связано с сокращением населения трудоспособного возраста с 2007 года. Регулирование миграции иностранной рабочей силы в рамках СНГ, других интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется на основе двусторонних соглашений между РФ и другими странами. В январе 2007 года вступил в силу закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (2006 год), которым были установлены квоты в объёме 6,3 миллионов человек из безвизовых стран и введена упрощённая процедура выдачи разрешений на работу. Действуют законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (1996 год) и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (2002 год). Разработана концепция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов, а в действующей Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года регулирование внутренней и внешней миграции рассматривается как часть демографической политики.
С ноября 2002 года введены миграционные карты для учёта въезжающих на территорию России иностранцев. С 2007 года осуществляется федеральная программа переселения соотечественников, в соответствии с которой регионам предоставляются дотации в зависимости от их экономического и географического положения, а субъекты РФ разрабатывают свои программы переселения. Интерес субъектов к интеграции мигрантов в региональное сообщество слаб, а объём миграции невелик. При радикальных изменениях политики по отношению к внешней миграции в ходе рыночных преобразований регулирование внутренней миграции всё ещё отстаёт от требований свободного рынка – сохраняется разрешительный характер регистрации граждан по месту жительства, существуют условия по её ограничению, прежде всего в крупных городах.
В миграционной политике в XXI веке всё большее значение как для развитых, так и для развивающихся стран приобретают точность, полнота информации и приобщённость мигрантов к ней, развитие миграционной статистики, прежде всего её стандартизация, и обмен данными между странами как условие эффективного международного (межгосударственного) сотрудничества.