Миграционная политика: определение и основные направления государства

Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

Читайте также:
Необходимо ли сообщать военкомату о смене прописки в 2022 году

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

– разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

– создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

– разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2022 годы) планируется:

– принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

– оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Миграционная политика государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность миграционной политики государства

Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.

Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.

Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:

  • Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
  • Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.

Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.

Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.

Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.

Готовые работы на аналогичную тему

Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.

Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.

Цели и модели миграционной политики современного государства

Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.

Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.

Читайте также:
Где лучше отдохнуть в ОАЭ в декабре: обзор лучших мест

На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.

Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
  2. Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
  3. Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
  4. Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.

Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.

К таким мерам следует отнести следующие:

  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
  • выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
  • лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.

Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).

1.2 Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации

Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. “О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики”. Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 ( с изменениями от 19.07.2004 N 928).

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России. “Вопросы Федеральной миграционной службы”. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

Читайте также:
Виза для жителей Донбасса цена — Шенгенская виза для граждан с Донецкой и Луганской пропиской

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. “Вопросы Федеральной миграционной службы”. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

Миграционная политика: определение и основные направления государства

Библиографическая ссылка на статью:
Черняк А.В. Миграционная политика: понятие и сущность // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35281 (дата обращения: 05.10.2021).

Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного рода стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых и других преследований или экологических бедствий. Все эти миграционные потоки приобрели в настоящее время поистине глобальный характер [1, с. 4]. В новом тысячелетии уже происходит сдвиг парадигмы «от государств, выбирающих мигрантов, к мигрантам, выбирающим государства» [2].

В плане глобальных миграционных течений государства взаимодействуют друг с другом, акцентируя взаимосвязи различного уровня и порядка уделяя особое внимание разработке и реализации миграционной политики.

В различных источниках научной литературы существует многообразие трактовок термина «миграционная политика». Одни авторы отталкиваются от необходимости взаимодействия между государствами приема и исхода, а другие трактуют ее как внутреннюю систему мер государства.

Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факто­рам, вызывающим нежелательную миграцию [3, с. 8]; [4, с. 24].

По мне­нию Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ – это иммиграционная политика» [5, с. 19]. Как полагает В.Бобылев миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [6, с. 61]. С точки зрения Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика – это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей [7, с. 36].

Миграционная политика, как полагает С.В. Рязанцев представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [8, с. 365].

По мнению Т.А. Прудниковой, С.А Егоровой, С.А. Акимовой миграционную политику можно определить как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [9, с. 10].

Следует согласиться с мнением о том, что миграционная политика представляет собой комплекс мероприятий, которые относятся к сфере государственного управления и включают процесс принятия решений, урегулированный правовыми нормами, контролируемый представительной властью и направленный на упорядочение миграционных процессов. Государственная миграционная политика – это система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, стремятся к достижению целей, которые должны соответствовать и современному, и будущему этапу развития данного общества [10, с. 23].

Читайте также:
Онлайн-табло Аэропорта Нерюнгри — Чульман Как С Добром Добраться!

Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.

Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.

Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица.

Для более полной характеристики миграционной политики необходимо рассмотреть ее основные функции:

  1. Функция регулирования миграционных процессов. Миграционная политика оказывает комплексное воздействие на миграционные потоки с целью их упорядочения, через создание соответствующих социально-экономических условий, принятие законов и подзаконных актов, в целях соблюдения внутриполитических интересов страны, а во внешнеполитической сфере – с помощью двусторонних и многосторонних договоров для урегулирования общих проблем миграции в мире.
  2. Функция рационализации противоречий. Данная функция реализуется через поиск консенсусных решений в конфликтных ситуациях, которые проявляются в уменьшении социальной напряженности среди различных категорий мигрантов при соблюдении государственных интересов.
  3. Интегративная функция государственной миграционной политики. Во внутриполитическом аспекте осуществляется путем инкорпорирования вынужденных мигрантов в общество, включая получение ими гражданства страны, а также содействие в обустройстве на новом месте жительства; создание рабочих мест и оказание другой социальной поддержки. Во внешнеполитическом аспекте интегративная функция государственной миграционной политики осуществляется через сотрудничество с отдельными государствами, международными правительственными и неправительственными организациями, фондами в целях защиты прав мигрантов, а также предупреждения и пресечения нелегальной миграции;
  4. Функция мобилизации человеческих ресурсов государственной миграционной политики является воплощением социальной динамики. Данная функция позволяет использовать миграционную политику как важный фактор в восстановлении социума [11, с. 128].

Вышеперечисленные функции свидетельствую о том, что современные миграционные процессы становятся угрозой национальной идентичности, и государствам необходимо объединять усилия и решать возникающие проблемы путем совершенствования и разработки новых совместных механизмов усовершенствования миграционной политики.

Миграционная политика.

Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Миграционная политика включает в себя:

– Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.

Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.

Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.

Читайте также:
Где находится Острая брама. Местоположение Острой брамы на карте Вильнюса и описание

Можно выделить следующие цели миграционной политики:

– привлечение мигрантов на временное место жительства;

– создание постоянного состава населения;

– обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;

– стабилизация населения в тех или иных местностях;

– повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;

– сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:

— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.

Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.

– Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.

Основными механизмами реализации такой политики должны быть:

– комплексное и универсальное миграционное законодательство;

– единая классификация категорий мигрантов;

– разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;

– система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;

– система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;

– концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.

Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе — федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически — из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Законы по миграции).

Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.

В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.

В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика — не только прошлая, но и настоящая — многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.

Читайте также:
Оффшорный скандал вокруг панамского досье: последствия для компаний

Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы) Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобылев Владимир Владимирович

В статье раскрываются этапы формирования нормативно-правовой основы миграционной политики в Российской Федерации , сформулированы её основные задачи, определены приоритеты деятельности госструктур по каждому из видов миграции.I

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобылев Владимир Владимирович

n this article the development of the legal system of migration politics of the Russian Federation, its main tasks and priorities of migration politics are formulated.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы)»

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы)

В статье раскрываются этапы формирования нормативно-правовой основы миграционной политики в Российской Федерации, сформулированы её основные задачи, определены приоритеты деятельности госструктур по каждому из видов миграции.

In this article the development of the legal system of migration politics of the Russian Federation, its main tasks and priorities of migration politics are formulated.

миграционная политика, методы и направления миграционной политики, международная миграция, нормативноправовая основа миграционной политики в Российской Федерации; migration politics, methods and directions of migration politics, international migration, legal basis.

Понятие «миграционная политика» раньше возникло и закрепилось в общественных науках стран Запада, а не России. Впрочем, в нашей стране применялись иные термины для извечного жизненного процесса: «переселенческое дело», «рациональное размещение производительных сил». Международно принятая терминология закрепилась в отечественной науке, публицистике, а затем — и в законодательстве к концу периода «перестройки», когда СССР столкнулся с массовыми потоками вынужденных и экономических переселенцев. Однако и спустя 17 лет понятийный аппарат в сфере миграционной политики остаётся дискуссионным. Есть даже крайняя точка зрения, по которой термин «миграционная политика» сам по себе является признаком нетерпимости и расизма.

Существуют два понимания миграционной политики, сформулированных И.А. Романовым. В широком смысле миграционная политика должна воздействовать на все факторы переселенческих процессов. В узком смысле — только на механизмы миграционного движения. Но «узкая» трактовка на деле невозможна, т.е. тем же органам власти и управления приходится улучшать параметры качества жизни, дабы повлиять на потоки переселенцев. Следовательно, миграционная политика — элемент социальной политики как более широкой системы. И.А. Романов полагает, что в условиях резкой неравномерности расселения, оттока жителей из стратегически важных регионов именно миграционная политика становится важной мерой эффективности всей социальной политики.

Традиционные направления МП — иммиграционный контроль и интеграция переселенцев сочетаются с новыми направлениями — внешней помощью, прямыми иностранными инвестициями, внешней и внешнеторговой политикой по сдерживанию чрезмерной иммиграции. Это позволяет странам Запада воздействовать на миграционные процессы с упреждением, а не постфактум. Миграционная политика постиндустриальных обществ выходит и с государственного на наднациональный уровень.

Читайте также:
20 лучших курортов Сардинии

Таким образом, миграционная политика — это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Государственная миграционная политика должна быть направлена на достижение целей, соответствующих интересам развития общества как системы.

Сейчас сложились две точки зрения на миграционную политику. Сторонники первой (А.Г. Вишневский, Ж.А. Зайончковская,

БОБЫЛЕВ Владимир Владимирович — соискатель кафедры социальногуманитарных дисциплин Армавирского института социального образования, филиала РГСУ

В.И. Мукомель) доказывают неизбежность массовой миграции в силу демографической нагрузки на экономику. По их прогнозам, к 2025 г. Россия испытает сокращение жителей в трудоспособном возрасте на 16,2 млн чел. даже с учётом иммиграции1.

Сторонники второй точки зрения (Д. Валентей, Н. Слепцов, А. Дмитриев) делают акцент на негативных политических и социокультурных последствиях миграции, предполагая, что РФ должна сохранять сложившийся этноконфессио-нальный состав населения.

Свобода передвижения и выбора места жительства считается одним из неотъемлемых прав человека. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою собственную».

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., любой человек может покинуть свою страну, т.е. имеет право на эмиграцию. Но вместе с тем это право ограничивается императивами безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, правами и свободами иных лиц.

Международная миграция — это неотъемлемая часть глобализации. Если правительства охотно признают мобильность капитала, товаров и идей, но попытаются не допустить свободной миграции населения, такие попытки в принципе не увенчаются успехом. Запреты не остановят миграцию, но будут способствовать расцвету её нелегальных форм, — такова либеральная аргументация регулирования миграции (по А.В. Дмитриеву)2.

С.П. Баньковская в русле либерального подхода эмоционально пишет: «Стремление закрыть границы. и жёстко регламентировать свободу передвижения. есть проявление борьбы за выживание как неизменного социального инстинкта, укоренившегося еще в эпоху миграций

1 Лукьянова А.Ю. Социальный контекст миграционной политики России // Демографическое будущее России проблемы и пути решения. — М., 2008, стр.67.

2 Дмитриев А.В. Миграция: кофликтное измерение. – М., 2007, стр. 70.

племен и целых народов, завоеваний и пе-реселений»3.

Вместе с тем либеральный подход должен признавать равные права постоянного населения и мигрантов. Это вступает в противоречие с ограниченностью социального капитала и процессами глобализации, взламывающими автономию сообществ. Национальное государство, вынужденное сочетать права граждан и справами человека, неспособно эффективно ограждать своих граждан от посягательств иммигрантов на ограниченные ресурсы.

Н. Ювэл-Дэвис ввел понятие «дифференцированное многоуровневое гражданство»4, что предполагает различие гражданских статусов, прав и обязанностей.

Миграционная политика должна решать взаимосвязанные задачи: уменьшать негативные последствия миграции, а также раскрывать конструктивный потенциал притока переселенцев.

Миграционная безопасность определяется как состояние защищённости интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда и выезда из страны, пребывания и проживания на её территории, межрегиональных внутренних перемещений. Реализация миграционной безопасности означает эффективную работу системы правовых норм, институтов, организаций по обеспечению национальных интересов в сфере миграции5.

Рассмотрим формирование нормативноправовой основы миграционной политики в Российской Федерации.

Становление законодательства в сфере миграционной политики шло в РФ крайне неравномерно как по темпам, так и по охвату всех аспектов предмета регулирования. В начале 1990-х гг. законотворчество и правоприменение развивались во всё более расходящихся направлениях.

Рамочные законы должны были продемонстрировать лояльность постсоветских институтов власти международным стандартам. В 1992 г. Россия присоединилась к международной Конвенции о статусе бе-

3 Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис, 2006, №4, стр. 121-122.

4 Yuval-Davis, N. National Spaces and Collective Identities: Borders, Boundaries, Citizenship and Gender Relations: Inaugural Lecture. — Greenwich, 1997.

5 Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ. Ростов н/Д, 2006, стр. 17.

женцев (1951 г.) и Протоколу о статусе беженцев (1967 г.). На основе либеральной доктрины, плохо сочетающейся с ресурсной базой принимающих сообществ, принимается постановление Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 3 марта 1992 г. В нём разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев «на жилой площади родных и знакомых, при их согласии, независимо от её размеров», а также приём на учёт «нуждающихся в улучшении жилищных условий без учёта времени проживания на данной территории». Как иронично отмечают социологи М.М. Кириченко и А.О. Оберемко, нормативный акт отменял институт прописки для избранного круга лиц, но не предоставлял регионам и местностям финансов для обеспечения новоселов. Социальные последствия для принимающих сообществ, очевидно, не прогнозировались (например, население Северной Осетии и Ингушетии почти удвоилось за счёт переселенцев).

Читайте также:
Рубрика: Черногория - Эмиграция - сайт об эмиграции Zagranportal.ru

18 мая 1992 г. правительство России приняло программу «Миграция», впервые сформулировав принципы миграционной политики:

— свобода выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов работы;

— запрет высылки данных лиц в страны, откуда они прибыли в Россию;

— недопустимость дискриминации по признакам расы, вероисповедания, гражданства, этничности, социальной группы, политических взглядов и т.п.;

— гарантии прав и свобод, равенство прав с гражданами принимающего государства;

— безусловное соблюдение беженцами законов принимающей страны;

— недопустимость создания привилегий беженцам сравнительно с местными жителями;

— непосредственное личное участие беженцев в обустройстве своей жизни;

— межгосударственная координация помощи данным лицам;

— государственная поддержка занятости и предоставления жилья данным лицам.

Анализ действующего российского законодательства по вопросам миграции подтверждает, что наиболее ранним и во многом «рамочным» актом стал Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде-рации»1.

Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998— 2000 гг.

ФМП определяла основные понятия и термины миграционной политики: миграцию, её типы и причины. Установлены субъекты вынужденной, внутренней и незаконной миграции. Выяснен статус лица, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ.

ФМП определяет основную цель миграционной политики — регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

— защита прав и интересов мигрантов;

— развитие системы иммиграционного контроля;

— соблюдение государственных интересов при разработке и реализации МП;

— регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономи-ческого развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

— создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

— стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

— недопустимость дискриминации мигрантов;

— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жи-

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — М., 1993, № 32, ст. 1227;

Российская газета, 2004, 5 ноября; там же, 2006, 27 июля.

тельства при государственной поддержке;

— квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

— запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Позже, уже на основе Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1. Последующие десять лет правовое регулирование внешней миграции проводилось в основном на основе двусторонних договоров. Кроме этого, Российская Федерация ратифицировала многосторонние международные соглашения по вопросам миграции2.

Совершенствование миграционной политики должно проводиться с учётом трёх уровней реализации: международного, федерального и регионального. Международный уровень состоит в том, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Однако часть нормативных актов РФ не соответствует международным обязательствам, либо же нормы международных обязательств отсутствуют в российском законодательстве. Применение международных норм в миграционной политике РФ совершается медленно и выборочно3.

Региональный уровень миграционного регулирования обусловлен тем, что сог-

1 Российская газета, 1996, 22 августа; www.garant.ru

2 Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств в борьбе в незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.) // www.garant.ru; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.) // Бюллетень международных договоров, 2005, № 2.

Читайте также:
Достопримечательности Тимбукту

3 Муртазалиев А.М. Совершенствование правовых основ миграционной политики на региональном уровне // Миграционные процессы на Юге — России. — Ростов н/Д, 2007, вып. 1, стр. 30—32.

ласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ субъекты Федерации имеют полномочия по регулированию прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности. Названные полномочия согласно ст. 72 Конституции отнесены к совместному ведению РФ и её субъектов.

На федеральном уровне недостатки регулирования миграции особенно ярко проявляются в институте регистрации по месту жительства или пребывания.

С точки зрения закона, регистрация отражает лишь факт местонахождения индивида, не может ограничивать его конституционного права на выбор мест пребывания или жительства. Однако на практике данное право ограничивается органами внутренних дел в рамках административных действий, что противоречит ст. 27 Конституции РФ.

Склонность органов государственной власти, да и общественного мнения к ужесточению миграционной политики во многом объясняется советским наследием, в котором можно выделить следующие особенности:

— изоляция общества от зарубежных стран;

— низкий уровень международных миграций;

— приоритет политических и административных, а не экономических интересов;

— предпочтение краткосрочных, а не долгосрочных задач;

— примордиальное понимание этнич-ности, коллективных прав этнических групп;

— несформированность институтов гражданского общества, согласительных процедур между обществом и государством;

— доминирование конфликтного, а не консенсусного стиля поведения.

Регулирование потоков вынужденных переселенцев в рамках региональных программ должно производиться с учётом территориального распределения иных категорий мигрантов: беженцев; семей военнослужащих в связи с передислокацией и реформированием их частей; жителей зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и других категорий граждан, переселение и обустройство которых ведётся по федеральным, региональным и отраслевым программам.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – ком­плекс мер, ис­поль­зуе­мых го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми для ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции на­се­ле­ния.

Ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний миграционной политики об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы. Стра­те­гия и це­ли миграционной политики обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции – сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов.

Миграционная политика лю­бой стра­ны стро­ит­ся на ба­зе ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, со­дер­жа­щих­ся в кон­вен­ци­ях, хар­ти­ях, ре­зо­лю­ци­ях и других до­ку­мен­тах различных ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций – Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, Ме­ж­ду­народной организации по ми­гра­ции (МОМ), Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и других. Ко­мис­сия ООН по на­ро­до­на­се­ле­нию суб­си­ди­ру­ет национальные про­грам­мы по во­про­сам ми­гра­ции на­се­ле­ния. Ме­ж­ду­народные нор­мы в об­лас­ти миграционной политики мо­гут ка­сать­ся всех стран или при­ме­нять­ся в еди­ном клю­че для груп­пы стран, объ­е­ди­нён­ных специальными со­гла­ше­ния­ми [например, Шен­ген­ское со­гла­ше­ние ев­ропейских стран, Со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой (НАФТА), пре­ду­смат­ри­ваю­щее сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния ра­бо­чей си­лы]. В рам­ках миграционной политики го­су­дар­ст­ва, ис­пы­ты­ваю­щие зна­чительный ми­грационный при­ток, пе­рио­ди­че­ски про­во­дят круп­ные ам­ни­стии ми­гран­тов, ле­га­ли­зуя их пре­бы­ва­ние у се­бя. Современный под­ход к ми­гра­ции ос­но­ван на при­зна­нии не­од­но­мер­но­сти это­го про­цес­са, не­воз­мож­но­сти изо­ли­рованного под­хо­да к не­му, не­об­хо­ди­мо­сти его ре­гу­ли­ро­ва­ния или управ­ле­ния им в рам­ках ми­грационной по­ли­ти­ки.

Миграционная политика ре­ша­ет не толь­ко ми­грационные про­бле­мы, но и за­да­чи эко­но­мического раз­ви­тия, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка, вос­со­еди­не­ния се­мей, эт­нического мно­го­об­ра­зия стра­ны, куль­тур­ной од­но­род­но­сти и тому подобного. Во мно­гих стра­нах ме­ры миграционной политики вклю­ча­ют ряд под­хо­дов, обу­слов­лен­ных ин­те­ре­са­ми, ле­жа­щи­ми в об­ла­сти дру­гих, взаи­мо­свя­зан­ных с ми­гра­ци­ей яв­ле­ний, – ха­рак­те­ром де­мо­гра­фического раз­ви­тия стра­ны, про­бле­ма­ми за­ня­то­сти и ди­на­ми­кой чис­лен­но­сти тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, со­стоя­ни­ем рын­ка тру­да и не­хват­кой ра­бот­ни­ков отдельных про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей, по­ощ­ре­ни­ем при­то­ка че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла с вы­со­ким уров­нем ка­че­ст­ва, гео­по­ли­тическими ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ст­ва. Боль­шин­ст­во этих под­хо­дов свя­за­но с ро­лью внеш­ней ми­гра­ции в раз­ви­тии об­ще­ст­ва и национальной эко­но­ми­ки. Так, три чет­вер­ти ев­ропейских ре­гио­нов не име­ют аль­тер­на­ти­вы им­ми­гра­ции как ис­точ­ни­ка про­ти­во­дей­ст­вия сни­же­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния до 2030 года.

Основными во­про­са­ми миграционной политики яв­ля­ют­ся пре­дот­вра­ще­ние не­ле­галь­ной (не­за­кон­ной) ми­гра­ции, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ми­грационных по­то­ков внут­ри стра­ны в свя­зи с различной за­се­лён­но­стью, об­жи­то­стью её тер­ри­то­рий, соз­да­ние пер­вич­ных ус­ло­вий для нор­маль­ной жиз­ни раз­ных ка­те­го­рий им­ми­гран­тов, спо­соб­ст­вую­щих их по­сле­дую­щей адап­та­ции и ин­те­гра­ции в при­ни­маю­щее об­ще­ст­во, пре­дот­вра­ще­ние не­доб­ро­воль­ной (вы­нуж­ден­ной) ми­гра­ции с по­мо­щью национальных и ме­ж­ду­народных пра­во­вых норм.

Читайте также:
Можно ли ездить в другие города с РВП?

В боль­шин­ст­ве стран миграционная политика под­раз­де­ля­ет­ся на им­ми­гра­ци­он­ную и эмиг­ра­ци­он­ную, они мо­гут но­сить сти­му­ли­рую­щий или сдер­жи­ваю­щий ха­рак­тер. По­ли­ти­ку по ак­тив­но­му по­ощ­ре­нию въез­да ми­гран­тов в це­лях удов­ле­тво­ре­ния сво­их национальных по­треб­но­стей про­во­дят (по дан­ным ООН) та­кие раз­ви­тые стра­ны, как Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Рос­сия, Че­хия и ряд дру­гих. Боль­шин­ст­во стран вхо­да ми­гран­тов, про­во­дя се­лек­тив­ную миграционную политику, ис­поль­зу­ют та­кой её ин­ст­ру­мент, как им­ми­гра­ци­он­ная кво­та, ко­то­рая рас­пре­де­ля­ет­ся ме­ж­ду раз­ны­ми груп­па­ми ми­гран­тов, раз­ли­чаю­щих­ся по пра­ву «въез­да». Это мо­гут быть род­ст­вен­ни­ки гра­ж­дан стра­ны (прин­цип вос­со­еди­не­ния се­мей), спе­циа­ли­сты, в ко­то­рых за­ин­те­ре­со­ва­на национальная эко­но­ми­ка, эт­нические, кон­фес­сио­наль­ные или иные груп­пы, под­вер­гаю­щие­ся опас­но­сти на преж­нем мес­те про­жи­ва­ния, и так далее. Так, за­кон США об им­ми­гра­ции (1996 год), рас­ши­рив кво­ты, уже­сто­чил тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам им­ми­гран­тов. Ряд стран в рам­ках миграционной политики осу­ще­ст­в­ля­ют государственной про­грам­мы ре­пат­риа­ции ми­гран­тов, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эко­но­мические сти­му­лы.

Государственную эмиг­рационную по­ли­ти­ку про­во­дят стра­ны-экс­пор­тё­ры ра­бо­чей си­лы, осу­ще­ст­в­ляя про­грам­мы под­держ­ки тру­до­вых ми­гран­тов или, на­обо­рот, сдер­жи­ва­ния эмиг­ра­ции. Миграционная политика в та­ких стра­нах стре­мит­ся ис­поль­зо­вать ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции, по­зво­ляю­щий со­вме­щать за­щи­ту ин­те­ре­сов стра­ны и её гра­ж­дан-ми­гран­тов. Осо­бое ме­сто эта по­ли­ти­ка за­ни­ма­ет в та­ких стра­нах (важ­ных ис­точ­ни­ках ра­бо­чей си­лы), как Вьет­нам, Ки­тай, Тур­ция, Фи­лип­пи­ны, Ин­до­не­зия и другие. Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тых стран, где пре­об­ла­да­ет при­ток внеш­них ми­гран­тов, име­ет им­ми­грационная по­ли­ти­ка, не­су­щая мощ­ный со­ци­аль­ный за­ряд. Сре­ди её мер наи­бо­лее важ­ны пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные для тру­до­вых ми­гран­тов и ре­гу­ли­рую­щие ми­гра­цию ра­бо­чей си­лы иностранных гра­ж­дан, при­ез­жаю­щих в стра­ну для временные ра­бо­ты или на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

Кон­суль­та­ции пра­ви­тель­ст­вам по миграционной политике ока­зы­ва­ет МОМ, ко­то­рая стре­мит­ся обес­пе­чить гу­ман­ное и упо­ря­до­чен­ное управ­ле­ние ми­гра­ци­ей, её ре­гу­ли­ро­ва­ние; она спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ме­ж­ду­народного ми­грацтонного за­ко­но­да­тель­ст­ва как ос­но­вы ми­грационной по­ли­ти­ки.

В Рос­сии миграционная политики про­во­дит­ся на ос­но­ве ме­ж­ду­народного пра­ва и национальной нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы; в 1992 году Рос­сия при­сое­ди­ни­лась к Кон­вен­ции ООН по бе­жен­цам 1951 года и про­то­ко­лу к ней 1967 года. Про­бле­мы, свя­зан­ные с не­доб­ро­воль­ной ми­гра­ци­ей по­сле рас­па­да СССР, не ре­ше­ны пол­но­стью; для их умень­ше­ния в 1996 году Уп­рав­ле­ни­ем Вер­хов­но­го ко­мис­са­ра ООН по де­лам бе­жен­цев про­во­ди­лась спец. кон­фе­рен­ция СНГ по проб­ле­мам бе­жен­цев и ми­гран­тов. Об­щее на­прав­ле­ние российской миграционной политики свя­за­но с со­кра­ще­ни­ем на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та с 2007 года. Ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­гра­ции иностранной ра­бо­чей си­лы в рам­ках СНГ, других ин­те­гра­ци­он­ных объе­ди­не­ний на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве осу­щест­вля­ет­ся на ос­но­ве дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний меж­ду РФ и другими стра­на­ми. В ян­ва­ре 2007 года всту­пил в си­лу за­кон «О ми­гра­ци­он­ном учё­те ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва в РФ» (2006 год), ко­то­рым бы­ли ус­та­нов­ле­ны кво­ты в объ­ё­ме 6,3 миллионов человек из без­ви­зо­вых стран и вве­де­на уп­ро­щён­ная про­це­ду­ра вы­да­чи раз­ре­ше­ний на ра­бо­ту. Дей­ст­ву­ют за­ко­ны «О по­ряд­ке вы­ез­да из РФ и въез­да в РФ» (1996 год) и «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в РФ» (2002 год). Разработана кон­цеп­ция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году пра­ви­тель­ст­во одоб­ри­ло Кон­цеп­цию ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов, а в дей­ст­вую­щей Кон­цеп­ции де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки РФ на пе­ри­од до 2025 года ре­гу­ли­рование внут­рен­ней и внеш­ней ми­гра­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки.

С но­ября 2002 года вве­де­ны ми­гра­ци­он­ные кар­ты для учё­та въез­жаю­щих на тер­ри­то­рию Рос­сии ино­стран­цев. С 2007 года осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ная про­грам­ма пе­ре­се­ле­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся до­та­ции в за­ви­си­мо­сти от их эко­но­мического и гео­гра­фического по­ло­же­ния, а субъ­ек­ты РФ раз­ра­ба­ты­ва­ют свои про­грам­мы пе­ре­се­ле­ния. Ин­те­рес субъ­ек­тов к ин­те­гра­ции ми­гран­тов в ре­гио­наль­ное со­об­ще­ст­во слаб, а объ­ём ми­гра­ции не­ве­лик. При ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к внеш­ней ми­гра­ции в хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ро­ва­ние внутренней ми­гра­ции всё ещё от­ста­ёт от тре­бо­ва­ний сво­бод­но­го рын­ка – со­хра­ня­ет­ся раз­ре­ши­тель­ный ха­рак­тер ре­ги­ст­ра­ции гра­ж­дан по мес­ту жи­тель­ст­ва, су­ще­ст­ву­ют ус­ло­вия по её ог­ра­ни­че­нию, пре­ж­де все­го в круп­ных го­ро­дах.

В миграционной политике в XXI веке всё боль­шее зна­че­ние как для раз­ви­тых, так и для раз­ви­ваю­щих­ся стран при­об­ре­та­ют точ­ность, пол­но­та ин­фор­ма­ции и при­об­щён­ность ми­гран­тов к ней, раз­ви­тие ми­грационной ста­ти­сти­ки, пре­ж­де все­го её стан­дар­ти­за­ция, и об­мен дан­ны­ми ме­ж­ду стра­на­ми как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го ме­ж­ду­народного (меж­го­су­дарственного) со­труд­ни­че­ст­ва.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: