19 достопримечательностей Тулузы, которые нельзя пропустить
Тулуза известна тем, что является столицей юго-западного региона Франции, которая расположена на берегу знаменитой реки Гаронна, а также тем, что здесь находится штаб-квартира самого крупного центра космических исследований в Европе.
Бесчисленное множество церквей, музеев и прекрасных садов делает этот город невероятно интересным местом для посещения во время туристической поездки во Францию. Представленный ниже обзор, поможет вам сориентироваться и понять, что можно посмотреть в Тулузе.
Космический городок
Cité de l’Espace – потрясающий музей космонавтики на восточной окраине города. Он знакомит посетителей со славной историей аэронавтики Тулузы через экспонаты, которые можно трогать руками, включая интерактивную модель лунохода; вращающийся отсек для тестирования пригодности пилотов к путешествию в космос; планетарий и обсерваторию, а также огромный современный кинотеатр, где можно окунуться в атмосферу космической экспедиции.
В музее вы увидите полномасштабные копии знаковых космических аппаратов, в том числе космической станции «Мир» и 52-метровой ракеты-носителя «Ариан 5».
Адрес: Cité de l’espace, Avenue Jean Gonord, Тулуза, Франция.
Монастырь якобинцев в Тулузе
Couvent des Jacobins – это изящный монастырский ансамбль, состоящий из нескольких сооружений. Он был построен проповедниками доминиканского ордена, основанного в 1215 году. Сначала полюбуйтесь якобинской церковью (Église des Jacobins), которую украшают причудливые витражи. Затем прогуляйтесь по клуатру (Cloitre des Jacobins), чьи изящные колонны красновато-коричневого цвета обрамляют зеленый двор монастыря.
По пути остановитесь в капеллах и боковых помещениях, например, в зале XIV века, напоминающем капитул – его украшает изображение агнца, окруженного ореолом, и портреты доминиканских святых, выполненные в технике гризайль.
Не пропустите часовню св. Антонина с потолочными фресками XIV века, изображающими сцены апокалипсиса.
Адрес: Couvent des Jacobins, Rue Lakanal, Тулуза, Франция.
Базилика Сен Сернен
Basilique St-Sernin – хорошо сохранившийся храм романского стиля. Все сооружение, вплоть до восьмиугольной колокольни, построено из кирпичей розового оттенка и белого камня. Обязательно побывайте во внутренней галерее, где в альковах кирпичных стен стоят величественные мраморные статуи.
Почетное место в храме занимает крипта, где покоятся мощи св. Сатурнина (также известного как св. Сернен) – первого епископа Тулузы, который принял мученическую смерть, когда языческие священники привязали его к быку и пустили по дороге.
Адрес: Basilique Saint-Sernin de Toulouse, Place Saint-Sernin, Тулуза, Франция.
Площадь Капитолия
Place du Capitole – великолепная главная площадь Тулузы. Это в буквальном и переносном смысле сердце города, куда толпы тулузцев приходят выпить ранний аперитив или вечерний кофе в одном из уличных кафе. На восточной стороне площади виден длинный 128-метровый фасад Капитолия – главного административного здания, построенного в 1750-х годах.
Внутри находится оперный театр Théâtre du Capitole – один из самых престижных во Франции, а также Зал славы, посвященный великим людям конца XIX века. К югу от площади находится Vieux Quartier – старый городской квартал, представляющий собой сплетение переулков и площадей, заполненный многочисленными кафе, магазинами и ресторанами.
Адрес: Place du Capitole, 31000 Тулуза, Франция.
Музей августинцев
Musée des Augustins – художественный музей Тулузы, который размещается в здании бывшего августинского монастыря. Богатейшая коллекция музея охватывает период от римской эпохи до начала XX века.
Перекликающиеся по стилю лестничные пролеты и залы с высокими сводами так же прекрасны, как произведения искусства, среди которых много работ французских художников – Делакруа, Энгра и Курбе, а также более поздних Тулуз-Лотрека и Моне. Не упустите шанс увидеть чудесные монастырские сады XIV века со скульптурами горгулий, которые гримасничают, как будто пытаясь привлечь к себе внимание.
Адрес: Musée des Augustins, Rue de Metz, 31000 Toulouse, Франция.
Здание Капитолия
На восточной стороне главной площади города – Place du Capitole – открывается вид на 128-метровый фасад Капитолия, где размещается муниципалитет. Этот архитектурный шедевр неоклассицизма, выполненный из типичного для Тулузы розового кирпича и украшенный мерцающими белыми колоннами, был построен в начале 1750-х годов.
Уже на протяжении 500 лет Капитолий служит резиденцией городских властей. Внутри здания стоит посмотреть Salle des Illustres – Зал славы, посвященный знаменитым людям Капитолия, жившим в XIX веке. Стены зала расписаны известными художниками, в том числе неоимпрессионистом Анри Мартеном.
Адрес: Capitolium, Toulouse, Place du Capitole, Тулуза, Франция.
Дворец Ассеза
Этот музей изобразительных искусств и исторического дизайна расположился в одном из самых роскошных частных особняков (hôtel particulier) Тулузы – Hôtel d’Assézat.
На первом этаже комнаты с бархатными стенами обставлены старинной мебелью и украшены картинами, статуями и предметами декора; на втором этаже выставлены произведения изобразительного искусства разных стилей и школ – от импрессионистов до экспрессионистов. Здесь можно увидеть эскизы Пикассо и Тулуз-Лотрека, а также малоизвестные работы Писсарро, Сислея и Эгона Шиле.
Адрес: Hotel d’Assézat Fondation Georges Bemberg, Place d’Assezat, Тулуза, Франция.
Музей св. Раймона
Сейчас трудно представить Тулузу со статуей обнаженной Венеры или коринфскими колоннами. Наполненный светом Musée St-Raymond помогает незаметно перенестись из кварталов современного города в эпоху античности. Уникальные экспозиции включают каменные барельефы Геркулеса на 1-м этаже; на 2-м этаже можно увидеть удивительные фрагменты мозаики St-Rustice IV-V вв., остатки огромного декоративного элемента морской тематики, на котором изображены резвящиеся дельфины.
Стоит обязательно посетить некрополь в подвальном помещении – место, освещенное таинственным светом с древними саркофагами и надгробиями.
Адрес: Musée Saint-Raymond, 1 ter Place Saint-Sernin, 31000 Toulouse, Франция.
Музей Пола Дюпюи
Musée Paul Dupuy – настоящая сокровищница произведений декоративно-прикладного искусства, аптечного инвентаря и старинных часов. Экспонаты были собраны тулузским меценатом и коллекционером Полом Дюпюи, чье имя теперь носит музей. Для создания музея он приобрел старинный особняк XVII века.
Медицинские керамические банки и инструменты наводят мрачное впечатление при сравнении с атрибутами современной медицины. Среди редких экспонатов деревянная скамья, датируемая 1500 г., с изображениями сцен из жизни святого Этьена и гобелен, на котором шелковыми нитями вышиты картины из жизнеописания Христа (датируется 1320 г.).
Адрес: Paul-Dupuy. Musée des Arts Précieux, Rue de la Pleau, Тулуза, Франция.
Церковь Богоматери Дальбад
Католическая церковь Notre-Dame de la Dalbade – это достойная посещения достопримечательность во время пешеходной экскурсии по Тулузе. В первую очередь, она обращает на себя внимание своим колоритным тимпаном – углубленной частью стены над дверью. Полукруглую нишу украшает композиция из итальянской керамики эпохи Возрождения, изображающая коронование Девы Марии.
Адрес: Église Notre-Dame de la Dalbade, 30 Rue de la Dalbade, 31000 Toulouse, Франция.
Кафедральный собор Сент-Этьен
Этот городской собор строился на протяжении не одного столетия – начиная с XII и заканчивая XIII веком. Он примечателен своей великолепной «готической розой» – большим круглым витражным окном над входом. Кроме того, в соборе захоронен Пьер-Поль Рике – талантливый инженер, по проекту которого был построен известный канал дю Миди.
Адрес: Cathédrale Saint-Étienne, Place Saint-Étienne, Тулуза, Франция.
Церковь Нотр Дам дю То
Église Notre Dame du Taur – красивый храм XIV века, посвященный покровителю города, святому Сатурнину, принявшему мученическую смерть. Согласно преданию, именно на месте теперешней церкви погиб первый епископ Тулузы, привязанный к быку. Отсюда и название храма – du Taur переводится с французского как «бык».
Адрес: Notre-Dame du Taur, Rue du Taur, Тулуза, Франция.
Ботанический сад
Jardin des Plantes – 200-летний ботанический сад площадью 7 га, состоящий из нескольких парковых зон с многочисленными скульптурами. Это тихий уголок Тулузы, где можно отдохнуть от городской суеты. Вход в Ботанический сад находится в 500 м к югу от площади St-Jacques.
Адрес: Jardin des Plantes, Allée Jules Guesde, Тулуза, Франция.
Музей Тулузы
Muséum de Toulouse – городской естественнонаучный музей. Экспозиция отдела, посвященного доисторическим временам, охватывает разные эпохи истории – от скелетов птеродактилей до древних окаменелостей. В музее очень оригинальный, веселый подход к демонстрации экспонатов – например, здесь можно увидеть скелетов, сидящих верхом на лошадях.
Адрес: Muséum de Toulouse, Allée Jules Guesde, Тулуза, Франция.
Галерея современного искусства
Название музейного комплекса Les Abattoirs (в переводе с французского означает «скотобойня») объясняется тем, что он был создан на месте бывших скотобоен на окраине Тулузы. Помимо музея с богатейшей коллекцией экспонатов, в комплекс входит художественная галерея, где постоянно проводятся всевозможные выставки.
Адрес: Les Abattoirs, Allées Charles de Fitte, Тулуза, Франция.
Водонапорная башня Château d’Eau
Château d’Eau – так называют в Тулузе старинную водонапорную башню. В этом кирпичном здании, построенном в XIX веке, когда-то откачивали и хранили пресную воду. Но с 1970-годов башню стали использовать для проведения выставок современной фотографии.
Адрес: Le Château d’Eau, 1 Place Laganne, 31300 Toulouse, Франция.
Канал дю Миди (Южный канал)
Canal du Midi, внесенный в список ЮНЕСКО – это не просто городской водоканал, но и талантливый инженерный проект XVII века. Он представляет собой участок 430-километрового канала Canal des Deux Mers, соединяющего Средиземное море с Атлантикой.
Проще говоря, Canal du Midi – это 240-километровый водный канал, который начинается в Тулузе и тянется до озера То через прибрежный город Сет. Канал был построен по указу Людовика XIV, а над его проектом работал гениальный инженер Пьер-Поль Рике. На строительство канала ушло целых 15 лет.
GPS координаты: 43°35’36.5″N 1°27’26.6″E.
Музей Жоржа Лаби
Musée Georges Labit назван в честь своего основателя Жоржа Лаби – подлинного ценителя восточной культуры и увлеченного путешественника, жившего в XIX веке.
Из своих странствий по странам Востока он привозил интересные вещи в Тулузу, чтобы продать в магазине, принадлежавшем его семье.
Музей, основанный в 1893 году, располагает богатой коллекцией уникальных экспонатов из Древнего Египта и Восточной Азии. Здание музея – это большой особняк в неомавританском архитектурном стиле, находящийся неподалеку от канала дю Миди.
Коллекция музея охватывает период в три тысячелетия. Среди редких экспонатов самурайские доспехи периода Эдо, произведения коптского искусства, а также скульптуры Будды из Афганистана, Индии и Бирмы. Особой популярностью у посетителей пользуются Египетские галереи, где выставлены сохранившиеся мумии и саркофаги.
Адрес: Musée Georges-Labit, Rue du Japon, Тулуза, Франция.
Авиационный музей
Музей Aeroscopia построен на том же месте, где был собран первый аэробус А380. Посетители могут внимательно рассмотреть воздушные суда коммерческого и военного назначения, больше узнать об особенностях авиастроения, и даже забраться внутрь некоторых настоящих самолетов.
Адрес: Musée Aeroscopia, 1 Allée André Turcat, 31700 Blagnac, Франция.
Достопримечательности Тулузы на карте
Лучшие отели Тулузы
Смотрите достопримечательности городов соседних стран:
Музей Тулуз-Лотрека, Франция — подробная информация с фото
Имейте ввиду: Музеи Альби закрыты по понедельникам.
СЭКОНОМИТЬ:
Albi City Pass €12
Туристический билет, стоит €12 на человека. Дает право бесплатного посещения:
- Музей Тулуз-Лотрека
- Алтарь и Сокровищницу кафедрального собора Альби, вместе с аудиогидом.
Albi City Pass также дает многочисленные скидки для других достопримечательностях и в музеи Альби: скидка в Музей Лаперуза, на туристический поезд, на боулинг, морской центр, кино и свыше 90 магазинов и ресторанов.
Музеи Альби:
Музей Тулуз-Лотрека
После 10 лет реконструкции, музей Тулуз-Лотрека вновь открыл свои двери для публики в 2012 году.
Вход: 8 € — постоянная коллекция, 10 € — постоянная и временная коллекции.
Исключительная коллекция работ Тулуз-Лотрека:
С 1922 года в музее Альби выставлена самая большая в мире коллекция работ знаменитого художника Тулуз-Лотрека. Коллекция позволяет открыть каждый аспект многообразного таланта художника:
- хронологическую эволюцию от его ранних картин лощадей и пезажей, иллюстрирующих первые стадии учебы, к более поздним работам
- тематический подход, через его портреты, изображения борделей и парижской ночной жизни и ее звезд: Yvette Guilbert, Jane Avril, la Goulue…
- прекрасные работы, иллюстрирующие талант колориста
- анализ его литографических методов и его творческих методов через серию из 31 постера, а также через его предварительные наброски к его первым картинам
- недавние приобретение увеличили коллекцию, они теперь выставлены в отремонтрованных залах
- коллекция модернистского искусства, друзей и современников Тулуз-Лотрека (Поль Гоген, Эмиль Бернар, Пьер Боннар, Эдгар Дега, Сюзанн Валандон, Эдуард Вюйар и др)
- полотна самых известных художников 1-ой половины 20-го века (Анри Матисс, Альбер Марке, Поль Дюфи), а также ряд скульптур Антуана Бурделя, Аристида Майоля.
- значительный набор работ художников из «поэтической реальности»
Коллекция древнего искусства дополняет музей Тулуз-Лотрека. В двух залах представлена коллекция экспонатов, которая дает возможность больше узнать о бывшем епископском дворце через археологические находки и реконструкции. Они показывают эволюцию Епископского города Альби.
Анри Тулуз-Лотрек
Анри Тулуз-Лотре родился в особняке Hôtel du Bosc в Альби в 1864 году в семье высшего дворянина. Врожденная болезнь костей помешала ему вести жизнь провинциального помещика, подтолкнув его вместо этого к артистической среде. Он поселился на Монмартре и начал рисовать местных танцовщиц, проституток и артистов кабаре. Но прежде всего он был выдающимся портретистом и тонким писателем человеческой природы.
После 1901 года его родители завещали работы их сына, которые были отклонены парижскими музеями, городу Альби. В 1922 году музей Тулуз-Лотрека, расположенный в здании бывшего епископского дворца, открыл свои двери широкой публике.
Время работы музея:
- Январь: Ежедневно, 10 — 12 и 14 — 17, закрыто по вторникам
- Февраль — март: Ежедневно, 10 — 12 и 14 — 17:30, закрыто по вторникам
- Апрель — май: Ежедневно, 10 — 12 и 14 — 18
- 1 — 20 июня: Ежедневно, 9 — 12 и 14 — 18
- 21 июня — 30 сентября: Ежедневно, 9 — 18
- Октябрь: Ежедневно, 10 — 12 и 14 — 18, закрыто по вторникам
- Ноябрь — декабрь: Ежедневно, 10 — 12 и 14 — 17:30, закрыто по вторникам
- Закрыто 1 января, 1 мая, 1 ноября, 25 декабря.
Бесплатный вход в сады и террасы Palais de la Berbie, круглый год
- 8 — 19 с 1 апреля по 30 сентября
- 8 -18 с 1 октября по 31 марта
Билеты:
- Взрослые: 8 € постоянная коллекция / 10 € постоянная и временная коллекции.
- Дети до 14 лет: бесплатно
- Студенты / группы от 15 чел.: 4 € постоянная коллекция / 7 € постоянная и временная коллекции.
- Семьи (двое родителей+ ребенок старше 13): 17 € постоянная и временная коллекции.
- Временные выставки: 5 €
«Музей для всех» Рафаэля Кордовы
Рафаэль Кордова (Raphaël Cordoba) создал «Музей для всех» (Musée pour tous), посвященный 6 веков живописи и 44 известным художникам. Музей расположен в башне Hôtel de Saunal, особняка 16-го века, который ранее принадлежал богатому торговце пастелью Simon Saunal. В музее представлена коллекция из 65 картин, репродукций произведений известных художников из 14 до 20 века. Брейгель, Дюрер, Боттичелли, Ван Гог, Дали … Все картины сопровождаются портретом или автопортретом художника, краткой биографией и местом, где вы можете увидеть оригинал: Париж, Лондон, Амстердам, Мадрид, Нью-Йорк, Флоренция…
Музей Моды
Le Musée de la Mode (“Музей Моды”) посвящен старинным костюмам и аксессуаром. В нем представлены несколько сот экспонатов из частных коллекций, датирующиеся с 18 века по 1970-е гг.
Музей моды Альби расположен в здании бывшего монастыря, многие архитектурные и декоративные элементы которого видны во время посещения музея: винтовая лестница, сводчатый фундамент, скульптурные двери и др.
Время работы:
- Музей открыт со вторника по воскресенье
с 9:30 до 12 и с 14:30 до 18 часов - Магазин открыт со вторника по воскресенье
с 10:30 до 12 и с 15 часов до 18 часов
Вход:
- Взрослые : 6 €
- С билетом Albipass : 5 €
- Льготный (дети 9 — 14 лет, стедунты) : 4 €
- Дети до 8 лет — бесплатно
Адрес: 17 rue de la Souque 81000 ALBI
Музей Лаперуза
В музее представлены большие экспедиции конца 18 века. Экспозиция погружает посетителей в центр семейной и морской жизни семьи Лаперуза, описывает его путешествие. Здесь выставлены многочисленные предметы, найденные на месте кораблекрушения: оружие и обмундирование, макет Ла Буссоль, адмиральского корабля Лаперуза. Музей также описывает различные экспедиции, проводимые на протяжении многих лет, чтобы разгадать тайну Лаперуза.
- взрослые — € 3,5
- льготный — € 2 (студенты, дети до 12).
- с 1 марта по 30 июня: 9-12 / 14 — 18 — закрыты в понедельник
- 1 июля по 30 августа открыт каждый день: 9 — 12 и 14- 18 с понедельника по пятницу, 10-12 и 14-19 в субботу и воскресенье
- 1 сентябрь — 31 октября: 9 -12 / 14 — 18, закрыт по понедельникам
- с 1 ноября по февраль .: 10-12 и 14-17, закрыт по понедельникам
LAIT Art Centre
LAIT Art Centre (Laboratoire Artistique International du Tarn/“Tarn International Artistic Laboratory”) — это исследовательская лаборатория, посвященная современным творениям, где выставляются начинающиеся художники наряду с теми, кто уже имеет международную репутацию.
Главная выставочная зона, les Moulins Albigeois (“Мельницы Альби”), расположенная на месте, датируемым 11 веком, назодится на берегах реки Тарн, откуда открывается лучший вид на Епископский город Альби, внесенный в список ЮНЕСКО. Внутри вас ждет большой сводчатый зал, наследие экономического бума в прошлом, с его мучными мельницами и вермишелевой фабрикой 1845-1971 гг. Les Moulins Albigeois стала первым местом современной кооперации в регионе Миди-Пиренеи, известнои своей индустриальной архитектурой и коммерческими организациями. С 1989 г здесь находился Арт Центр — Centre d’art (“The Art Centre”).
История художника Анри Тулуза-Лотрека, которого близкие считали позором семьи, Ван Гог – другом, а ценители – гением
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рожденный в семье знатных аристократов Анри де Тулуз-Лотрек, волею судьбы был выброшен за борт нормальной жизни, на самое ее дно. Это было и спасением маленького гения и его гибелью, его успехом и позором. О драматической судьбе гениального французского художника 19 века, о его незаурядном таланте живописца, возведшем рекламу в ранг высокого искусства, об маленьком человеке, покорившем мир своим твердым характером и жизнелюбием далее – в обзоре.
Трагедия жизни маленького гения
Анри де Тулуз-Лотрек, французский живописец, рисовальщик, литограф. Рожден был в 1864 году в одной из древнейших аристократических семей Франции, родители которого друг другу приходились кузенами, что генетически вело в их роду к рождению неполноценного потомства. Мальчуган с самого рождения рос слабым, хрупким, и больным.
В 13-летнем возрасте Анри, упав с лошади, сломал левую ногу, а через год, все при тех же обстоятельствах – правую. Кости срослись, однако прекратили свой рост и Лотрек как бы застыл в развитии на отметке 150 сантиметров. Эта проблема со здоровьем невероятно расстроила его отца, надеявшегося на то, что когда его сын вырастет и возмужает, они вместе будут ездить на охоту, бывать в обществе дворян, развлекаться с женщинами. Не оправдав надежды графа, сын в своей семье чувствовал себя изгоем.
Голова Лотрека и кисти рук были непропорционально велики, а ноги очень короткими с маленькими ступнями. Чрезмерно большой череп Анри скрывал под черным котелком, неизменным почти на всех фотографиях, а увесистую челюсть прятал за густой бородой. Гардероб Лотрека состоял из неизменных мешковатых брюк и длинного пальто. А еще неизменным атрибутом в его руках была изогнутая бамбуковая трость.
Судьба приготовила Анри незавидную участь, ему изо дня в день приходилось доказывать, что он такой же, как и другие: ничем не хуже, а во многом даже лучше. И, что он также имеет право на счастье. Но, как оказалось, никому это не было нужным. И Анри ничего не оставалось, как пуститься во все тяжкие: пристрастившись к алкоголю, он опустился на самое “дно парижской богемной жизни”, где имея деньги, можно было купить все что угодно, в том числе и любовь. И эта жизнь ему пришлась вполне по вкусу.
В 19-летнем возрасте Лотрек стал постоянным обитателем Монмартра и публичных домов и полностью посвятил свою жизнь живописи и наблюдениям за ночной жизнью Парижа, где его знала “почти каждая собака”. Все естество Тулуза-Лотрека искало веселья, радости и праздника, одним словом, то чего ему не хватало в своей семье, он нашел мире, свободном от предрассудков и сверкающем весельем, в мире, пленившем и приютившем колченогого карлика. В нем Анри и проживет практически до конца своих дней.
Любовь и страдание Анри
Ко всем недостаткам и достоинствам Лотрека, он хотя и был маленького роста, но у него был необычайно большой половой орган. Он сам называл себя “кофейником с очень уж длинным носиком”. Он вел беспорядочную половую жизнь со своими натурщицами, в частности, с Мари Шарле, молодой авантюристкой, которая и разносила слухи о необычных сексуальных достоинствах Анри. Среди обитательниц Монмартра он пользовался немалым успехом, так как был с ними обходителен, нежен и заботлив. Он без стеснения приглашал девушек из борделей в театры, прогуливался по ночным парижским улочкам, дарил подарки. Даже страстно влюблялся в танцовщиц, проституток и прачек. За свою безумную любовь к женщинам Анри даже получил прозвище «горбатого донжуана». Однако не об такой любви мечтал Анри…. Всю свою жизнь он так надеялся, что кто-нибудь полюбит его по-настоящему таким, каким он есть.
И один раз, казалось, судьба улыбнулась Анри. Он встретил девушку своего круга, с чистой душой и сердцем ангела по имени – Алина. Лотрек бросил пить и кутить, даже сделал ей предложение. Но чуда, увы, не случилось. Шокированные родители девушки вернули ее в монастырь, где та воспитывалась до недавнего времени… Тузлук понял, что не дано ему судьбой тихое семейное счастье.
И Анри продолжал наслаждаться легкостью, молодостью, силой и красотой людей, окружающих его на Монмартре. Разнузданное веселье, простые вульгарные развлечения были по нраву Лотреку. Всем усилием своей воли Лотрек делал вид, что ему безразличны и косые взгляды, и сострадание, и презрение окружающих.
Спасение в искусстве
Лишившись возможности жить обычной жизнью аристократа, Анри посвятил всего себя рисованию и живописи, она стала его спасением. Он с детских лет удивлял родных своими рисунками, и ему пророчили судьбу художника. Первые азы он получил в студии художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца.
В 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской он рисовал как одержимый. Лотреку импонировала смелая, выразительная угловатость произведений Дега и стиль японских гравюр, в них он черпал свое вдохновение. А со временем он создал свой оригинальный и неповторимый почерк.
Монмартр в те годы был практически центром парижской художественной жизни. Поэтому Анри здесь находил сюжеты для своего творчества: быт парижской богемы, кабаре и танцзалы, танцовщицы, актрисы и проститутки.
Как-то судьба его свела с Ван Гогом, они стали друзьями. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста познакомились в ателье Кормона. Оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. Однако на этот мир они смотрели по-разному: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранён, лишь наблюдал за происходящим. Перед гибелью Ван-Гога Лотрек напишет пастелью его портрет, где Винсент запечатлён в профиль, сидящий в одиночестве в кафе, наедине со своими мыслями.
Живя среди изгоев общества, Лотрек любил наблюдать за лицами женщин, излучавших то грусть, то восторг, а то печаль или безразличие. С большим интересом художник рисовал совсем юных и уже увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом. Анри никогда не приукрашивал своих моделей, даже иногда изображал их в весьма грубой манере, искажая до неузнаваемости. И, когда его спрашивали, почему он уродует женщин, отвечал: “потому, что они уродливы”.
Он не мог простить ни природе, ни людям свое уродство. Он своим творчеством мстил всем, изображая своих моделей в гротескном виде, часто с едкой иронией. Хотя Анри и был всегда в центре внимания любых сборищ, но оно было таким для него обидным… Не о такой славе ему мечталось.
Среди его работ знаменитая серия картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц, одна из которых и “наградила” любвиобильного карлика сифилисом.
Выставка “Тулуз Лотрек” в парижском Большом дворце
Анри де Тулуз-Лотрек – Певица Иветта Гильбер исполняет песенку “Задержитесь дольше, Лу” – 1884 – (фрагмент)
Анри де Тулуз-Лотрек, согласно распространённому мнению, был поклонником и завсегдатаем кабаре и борделей, а свою распутную жизнь и своё окружение изображал стремительно и карикатурно. Большой дворец (Гран-Пале) в Париже решил отойти от этой застарелой легенды и вместо этого сосредоточиться на работах художника, его амбициях, его значении и его бесконечной открытости миру, который он страстно изучал и воспевал.
Выставка “Тулуз-Лотрек” начинает свою работу 9 октября 2019 года. Она объединит около 200 работ и станет первой с 1992 года французской ретроспективой художника. Кураторы намерены представить его как экспрессивного реалиста – язвительного и понимающего – в стиле Оноре Домье, Эдуара Мане и Эдгара Дега.
Уже в 17 лет юный отпрыск аристократического рода Анри де Тулуз-Лотрек заявил о своём намерении изображать “реальный, а не идеальный” мир, после чего начал преобразовывать свой энергичный натурализм в резкий и едкий стиль под влиянием японских гравюр, фотографии и импрессионистов. Воодушевлённый быстрыми темпами и новыми изобретениями современного мира, художник изображал движение с почти кинематографическим качеством. Выставка, объединяющая живопись, литературу и новые технологии, проникает в саму суть мировоззрения этого пионера XX века.
Анри де Тулуз-Лотрек – В салоне Дивас – 1893
Тулуз-Лотрек очень рано стал поклонником фотографии, которая позволяла ему рисовать мир вокруг и самого себя так, как это диктовало его бурное воображение. Художник XIX века, как никакой другой он общался с фотографами – любителями или профессионалами – продвигал их и изучал эффекты фотографии в поисках новых способов передачи движения. Его искусство было столь же неудержимо, как и жизнь, которую он интерпретировал с энергией и остроумием. И когда оно соприкоснулось с новой технологией (а после этого – с кино), результат получился ошеломительным.
Toulouse-Lautrec, de retour à Paris!
Тулуз-Лотрек, снова в Париж!
За последние два с половиной десятилетия многие выставки исследовали связи творчества Тулуз-Лотрека с “культурой Монмартра”, в которой он был бы одновременно летописцем и современником. Этот социологический подход, удовлетворившись рассказом об ожиданиях и тревогах того времени, нивелировал художественные достижения Лотрека. Между тем он никогда не был обвинителем городских пороков и непристойных богачей.
Учитывая его происхождение, образование и жизненный выбор, можно сказать, что художник, скорее, хотел быть дерзким и комичным переводчиком, понимающим потребности и свободы, которые подвергались осуждению в его время – и настолько ценятся сегодня.
В конце 1886 года Лотрек опубликовал несколько рисунков в прессе и тем самым объявил о своей будущей связи с плакатами, гравюрами и иллюстрированными книгами. Он принадлежал к “мелкому бульвару”, группе импрессионистов, в смелом стиле изображавших быт простых людей.
Анри де Тулуз-Лотрек – Туалет – 1890 – Музей Орсе, Париж
В тот период художник был буквально одержим Кармен Годен – девушкой с ярко-рыжими волосами (к которым Лотрек испытывал интерес на грани страсти). Он исследовал её в некоем бесконечном фотографическом круговороте, каждый раз стремясь открыть новую перспективу. Предполагается, что на картине “Туалет” (1890) изображены шея и спина Кармен. Её поза остаётся приличной, несмотря на явно видные бёдра и чёрные чулки, а положение и цветовые полосы напоминают Эдгара Дега и Жана Луи Форейна. В свою очередь портрет Жанны Венц “В Ла Бастий” отсылает к работам Жюля Бастьена-Лепажа.
Анри де Тулуз-Лотрек – В Ла Бастий – 1889
В феврале 1888 года одиннадцать картин Лотрека отправились в Бельгию на выставку авангардной группы “Общество XX”. Среди них была работа “В цирке Фернандо”, которую сам автор считал шедевром. На ней изображена молодая рыжеволосая девушка, готовящаяся встать на спину скачущей лошади и прыгнуть через бумажный экран. Здесь всё искажено и укорочено, пропущено через призму ускорения, а Лотрек находит в обычных людях, которых он рисовал, неожиданную грацию и энергию.
Анри де Тулуз-Лотрек – В цирке Фернандо. Наездница – 1888
Монмартр был идеальным местом для Лотрека, который желал исследовать животность и эксцентричность человеческого поведения. Помимо стремления к чистому гедонизму в его работах раскрываются страсти к танцам, выпивке и сексу – они преодолевают социальные классы, предоставляя художнику новые темы и драматические формы. Тревожащие шедевры Лотрека 1889-1893 годов с публичными танцами и концертами в кабаре пресса того времени окрестила “похоронной комедией”. Но это было несправедливо. Художник не стигматизировал простых людей и не осуждал богачей. Мужчины и женщины изучают, оценивают, ищут, а иногда и находят друг друга. В пространстве картин разворачивается театр ожидания. Цвет подчёркивает причудливость искусственного освещения, и превосходный рисунок оживает.
Анри де Тулуз-Лотрек – В “Мулен-Руж” – 1895
В 1893-1894 годах Тулуз-Лотрек тяготел к журналу La Revue blanche, основанному братьями Натансонами. Издание освещало острые социальные и политические проблемы, а также поддерживало Оскара Уайльда в его борьбе с британским правосудием. Лотрек стал частью группы “художников La Revue blanche”, куда входили набиды Пьер Боннар и Эдуар Вюйар. Он также сблизился редактором Феликсом Фенеоном – влиятельным искусствоведом, который рассматривал творчество художника как самое взрывное в своей эпохе.
Лотрек жил в ритме своего творчества – интенсивно и свободно. Но тяжёлая работа и чрезмерное употребление алкоголя стали причиной постепенного ухудшения его здоровья и повлияли на поведение. После серии эпизодов насилия родители художника отправили его в феврале 1899 года в частную клинику в Нейи.
Часть работ Анри де Тулуз-Лотрека, которые будут представлены на выставке в Гран-Пале
Анри де Тулуз-Лотрек – Портрет мисс Долии из варьете “Стар” в Гавре – 1899
Анри де Тулуз-Лотрек – Сцена из оперы “Мессалина” в опере Бордо – 1901
Анри де Тулуз-Лотрек – Портрет Кармен Годен – 1884
Анри де Тулуз-Лотрек – Женщина в корсете – 1896
Анри де Тулуз-Лотрек – Женщина в чулках – 1894
Анри де Тулуз-Лотрек – Тапье де Селейран – 1894
Анри де Тулуз-Лотрек – Певица Иветта Гильбер исполняет песенку “Задержитесь дольше, Лу” – 1884
К моменту выписки он сделал 39 мастерских рисунков цирковых сцен с изображением клоунов и конных трюков среди пустых трибун. Картины, которые он создал после, встретили немало тёплых отзывов – яркие светлые волосы мисс Долли и официантки в “Звезде” Гавра, серия “Мессалина”, “Экзамен на медицинском факультете2 и последние портреты. Они свидетельствуют о способности Тулуз-Лотрека по-разному подходить к творчеству и декларировать собственную независимость и свободу.
Ретроспектива “Тулуз-Лотрек” в Гран-Пале откроется 9 октября 2019 года и будет работать до 27 января 2022-го.
Игнатьевская пещера
Бесценный памятник природы и археологии мирового значения. Одна из самых таинственных и посещаемых пещер на территории Южного Урала. Первое ее описание было составлено еще в XVIII веке, исследования проводились с начала XX века. И только в 80-х годах произошло сенсационное открытие – на пещерных стенах археологами была обнаружена настоящая «картинная галерея», состоящая из многочисленных наскальных рисунков каменного века. Этот факт позволяет причислить Игнатьевскую пещеру к 9 мировым памятникам эпохи палеолита, в которых были обнаружены подобные древние изображения.
Содержание материала:
- Игнатьевская пещера: описание, фото, видео
- Где находится Игнатьевская пещера
- Игнатьевская пещера на карте
- Как добраться до Игнатьевской пещеры
- Когда можно посетить Игнатьевскую пещеру
- Особенности
- Что посмотреть в окрестностях
Игнатьевская пещера: описание, фото, видео
Сколько лет пещере – доподлинно неизвестно. На обнаруженных первобытных картинах, выполненных красной и черной охрой, довольно реалистично изображены люди, разные животные, сцены охоты, геометрические символы. В общей сложности исследовано порядка 40 групп рисунков. По оценке специалистов этой наскальной живописи не меньше 14 тысяч лет. Есть мнение, что пещера служила культовым храмом для первобытных людей, в ней проводили различные священные обряды. Подобных пещер в России всего три: две из них находятся в Челябинской области и одна – Капова пещера в Башкирии.
С пещерой связано множество преданий. Согласно одному из них, в XIX столетии здесь жил отшельником и был захоронен святой старец Игнатий, которого верующие почитают и после его смерти. Существует несколько версий относительно его личности. Предполагают, что он был царских кровей – чуть ли не сам император Александр I, отошедший от мирской суеты, либо принявший монашеский обет князь Константин Павлович, родной брат Александра I и Николая I. Также имеется версия, что старец этот был никем иным, как беглым каторжником, замаливающим свои грехи.
Еще одна достопримечательность пещеры, и одновременно ее самая большая загадка – «Игнатьевская Богоматерь», истинное нерукотворное чудо природы. Это завораживающее кальцитовое натечное образование на одной из пещерных стен, по форме напоминающее женскую фигуру с младенцем на руках, по бокам от которой расположены два сталактита в виде подсвечников. Верующие люди считают это место в пещере священным, возле лика Богородицы паломники зажигают свечи, приносят и оставляют иконы.
Где находится Игнатьевская пещера
Самая известная в Челябинской области пещера находится в южной части Уральских гор, на территории живописного Катав-Ивановского района, в окрестностях поселка Серпиевка. Она входит в состав крупного комплекса карстового ландшафта, состоящего из многочисленных арок, ниш, гротов, провалов, подземных рек и родников. Его название – Серпиевский пещерный град, и занимает он участок протяженностью 15 км вдоль по течению реки Сим.
Расстояние до некоторых населенных пунктов и областного центра:
- Серпиевка – 7 км;
- Сим – 18 км;
- Катав-Ивановск – 21 км;
- Уфа – 123 км;
- Челябинск – 237 км.
Игнатьевская пещера на карте
Координаты Игнатьевской пещеры на карте:
- Широта — 54°53′55″
- Долгота — 57°46′51″
Как добраться до Игнатьевской пещеры
Можно воспользоваться электричкой, идущей из Челябинска, и доехать до станции под названием Симская. Оттуда до города Сима идет автобус.
Далее есть два варианта:
- дойти до пещеры пешком, двигаясь вдоль реки Сим;
- доехать на маршрутке (или машине) до деревни Серпиевка, и далее пешком по тропе выйти к самой пещере.
Если добираться на личном автомобиле, с федеральной трассы М5 лучше свернуть к поселку Аратское, он находится в 7 км к северу от Серпиевки. От него к окрестностям пещеры ведет широкая накатанная дорога.
Когда можно посетить Игнатьевскую пещеру
До недавнего времени вход в пещеру был свободен для всех желающих в любое время года. Однако с 2016 года власти приняли решение о запрете массовых посещений и ограничении количества экскурсий (не более 2-х в день) на территорию исторического памятника. Это связано с аварийным состоянием пещеры. Внутри были обнаружены повреждения наскальных рисунков, появление новых надписей, самовольные раскопки, мусор, спровоцировавший коррозию стен и появление плесневых грибов.
Игнатьевская пещера внутри
С февраля 2018 года пещера временно закрыта на реставрацию, предположительно, на несколько лет. Обсуждается возможность создания на этот период искусственной подземной галереи в формате 3Д с воспроизведением всех наскальных рисунков и текстуры поверхности, на которую они нанесены. Располагаться галерея будет в окрестностях села Серпиевка.
Особенности
Игнатьевская пещера достаточно удобна для посещений туристами. Этому способствует доступное месторасположение и благоприятный микроклимат внутри нее – небольшая влажность, постоянная температура на уровне +5°С, слегка ощутимые потоки свежего воздуха. В больших количествах здесь присутствуют сталактиты, сталагмиты, кальцитовые образования, даже пещерный жемчуг. Общая протяженность всех пещерных ходов – 545 м. Они поделены на 4 участка: Входной грот, длинный Основной коридор и два зала – Большой и Дальний.
Вход в пещеру расположен на 10 м. выше уровня реки и представляет собой большую арку 12-метровой высоты и ширины, к которой ведет лестница. Самый роскошный – Большой зал, потолки в нем достигают высоты 8 м. Но, чтобы добраться к нему, придется идти по Основному коридору, пригнувшись, а иногда даже и на корточках. Дальний зал находится на «втором этаже» – на высоте 4,5 м над полом пещеры, в него можно попасть, преодолев узкий лаз. Здесь находится так называемая келья Игнатия и почитаемый образ Божьей матери. Из кельи есть еще один выход – в виде округлого отверстия в стене на уровне 2,5 м. надо полом.
Наскальные рисунки расположены в Большом и Дальнем залах – на стенах, сводах, в глубоких нишах подземной полости. Видны они не очень хорошо, только в Дальнем гроте защитная кальцитовая пленка помогла сохранить яркие краски изображений. Есть мнение, что рисунки в Большом зале отображают магию охоты, а в Дальнем – магию плодородия. Вероятно, это связано с обрядами, проводимыми в пещере.
Что посмотреть в окрестностях
Как уже упоминалось выше, Игнатьевская пещера находится на территории крупного пещерного града, растянувшегося вдоль берегов Сима. Он включает в себя порядка 30 карстовых пещер самых разных типов и форм. В одной из них также сохранились следы пребывания первобытного человека – это Колокольная пещера. Она представлена полостью, состоящей из нескольких узких коридоров и 4-х крупных гротов высотой 6-8 м. На их стенах в 80-х годах археологами были исследованы несколько групп рисунков эпохи палеолита.
Рядом с Колокольной находится еще одна пещера, заслуживающая внимания – Майская. Пройдя по коридору, высота которого не превышает 1,5 м, а затем по еще более низкому и узкому лазу, можно очутиться в оригинальном Молочном зале. Его потолок и стены покрыты белым веществом, напоминающим творог – мондмильхом, который еще называют «лунным молоком». Поблизости от пещер расположена интересная карстовая арка, называемая Скалой-кольцом. Она образована пластами известняка и имеет причудливую форму с тремя крупными сквозными отверстиями. Здесь же находится и гора Иремель, которая привлекает туристов со всего света.
На противоположном берегу Сима, в 100 м от Игнатьевской пещеры, находится пещера Эссюмская. Вход в нее имеет вид малого отверстия размерами 0,5 на 0,7 м и со стороны реки не виден, т. к. закрыт большими глыбами известняка. Главное украшение пещеры – зал Ривьера, заполненный подземным озером. В зимнее время в нем появляются восхитительные ледяные образования разнообразной формы. Еще одна особенность пещеры – в полнейшей темноте здесь обитают некоторые виды рыб и речные раки.
Игнатьевская пещера фото
Все пещеры Серпиевского града расположены в живописных уголках уральской природы, что делает походы в эти края еще более насыщенными и разнообразными. Что же касается Игнатьевской пещеры, то ее мировой известности поспособствовала еще и прошедшая в 1997 году в Уфе международная конференция на тему пещерного палеолита на Урале. С тех пор ежегодно сюда устремляются ученые, археологи, исследователи-краеведы, а также туристы и просто любители путешествий со всех уголков мира.
Игнатьевская пещера: древние рисунки, старец Игнатий и лик Богородицы
Игнатьевская – одна из самых удивительных и загадочных пещер Урала. В ней найдены древние рисунки и лик Богородицы, а в XIX веке в пещере жил отшельник. Интересна и сама река Сим, уходящая в этом месте под землю. Вокруг возвышаются высокие скалы. Место интересное и очень красивое.
Особенности Игнатьевской пещеры
У этой пещеры несколько названий: Игнатиевская, Игнатовская, Игнатьевская, Серпиевская, Симская, Ямазыташ. Она находится на правом берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области.
Представляет собой горизонтальную карстовую полость коридорно-гротового типа с разветвленной системой ходов. Заложена в массиве темно-серых доломитизированных известняков верхнего силура – нижнего девона. Общая длина ходов пещеры 620 м, средняя ширина 3 м, средняя высота 2,3 м. Площадь пола 1860 м2. Объем полости более 3 тысяч м3.
Внушительный вход в пещеру открывается в дугообразном скальном обнажении на высоте 11 м над урезом воды реки Сим. Пещера очень эффектно выглядит с другого берега реки. Подняться к ней можно по установленной тут металлической лестнице. Входное отверстие ориентировано на юго-восток. Его размер 12х12 м. От входа начинается обширный Входной грот шириной до 10 м, высотой 7,5 м и длиной 44 м. Он хорошо освещается солнечным светом и прекрасно прогревается.
В конце грота установлены две решетки с несколькими замками, дальше уже не попасть. В 2018 году Игнатьевскую пещеру закрыли для туристов. Это связано с негативным воздействием на уникальный исторический памятник со стороны посетителей.
Если бы не решетка, из входного грота по широкому, но низкому ходу можно было бы попасть в главную Большую галерею (второе название – Основной коридор). Справа находится грот Логово, из которого идет система узких ходов лабиринтного типа общей длиной 78 м, с многочисленными короткими боковыми лазами, заканчивающимися тупиками. Большая галерея тянется на 134 м. Она приводит в самый обширный зал пещеры – Большой (второе название – грот Столба). В его центре возвышается большой известняковый столб-останец (14×6 м), подпирающий свод. В нем несколько сквозных ходов и окон. Из этого грота отходит галерея длиной 20 м. Там есть два отверстия, где начинаются боковые ходы, ведущие в последний зал — Келью старца Игнатия (или Дальний зал). Из грота идет несколько узких боковых ходов-щелей длиной от 4 до 9 м.
Схема Игнатьевской пещеры. Источник: http://quist.pro
Местами на полу пещеры сыро и грязно, в кальцитовых ванночках-гурах встречается вода. Особенно сыро в гроте Келья старца Игнатия: со стен и потолка сочится вода. Там, где спускается крутая осыпь из камней и глины, можно заметить сгнившие деревья – остатки избушки старца Игнатия. В дальней части пещеры по трещине образовался круто уходящий вверх лаз к дневной поверхности.
Игнатьевская пещера с 1969 года имеет статус комплексного природно-исторического и геолого-геоморфологического памятника природы Челябинской области и с 1983 года – статус историко-археологического памятника федерального значения.
Старец Игнатий и лик Богородицы
Пещера известна давно. Ее первое описание сделал в 1762 году П.И. Рычков. В 1770 году тут побывал П.С. Паллас. В своих путевых заметках он называл ее пещерой в горе Ямазе-таммаге-таш. Побывавший здесь в 1890-х годах геолог Ф.Н. Чернышев впервые назвал пещеру именем старца Игнатия. Он писал:
«Гора носит название Игнатьевская по имени келейника, жившего в пещере тут находящейся. Келейник Игнатий, умерший лет 40 тому назад, считался среди окрестных крестьян, особенно раскольников, за святого, и до сих пор память о нем благоговейно чтится всем населением».
По легенде, обитавший в пещере в XIX веке старец Игнатий якобы был сыном Павла I – отказавшимся от престола великим князем Константином, братом Александра I и Николая I. Однако известно, что Константин Павлович (1779–1831) умер от холеры в городе Витебске и похоронен в Петропавловском соборе. Историкам известно еще о трех лже-Константинах, появившихся после 1825 года.
По другой легенде, Игнатий был бывшим императором Александром I, уставшим от правления и подавшимся в странники. Есть и мнение, что он был простым беглым каторжником, отмаливавшим грехи. Конечно, Игнатий не был представителем царского рода, а его реальную историю мы вряд ли когда-то узнаем.
После смерти старца Игнатия, в конце XIX – начале XX века местные жители устраивали крестные ходы к пещере. Около входа проводились молебны. Эта традиция продолжалась вплоть до 1930-х годов.
«Путеводитель по Уралу» 1899 года сообщал:
«…В одной из таких пещер, называемой Игнатьевской, погребен человек, слывущий в народе за подвижника. Игнатова пещера — одна из самых обширных и известных на Южном Урале. Перед могилой висит медный образ и горит лампада. В девятую пятницу после пасхи в пещеру стекается масса народа из соседних заводов, сел и деревень. Рассказывают, что в пещерах этих и ныне живут сподвижники, причем в одной из них вырублена даже изба с подземной веревочной лестницей наверх».
На одной из стен грота Келья старца Игнатия кальцитовый натек напоминает фигуру женщины с младенцем. Считается, что это изображение Богоматери, сделанное старцем Игнатием. А может быть этот причудливый сталагмит был тут и раньше, побудив Игнатия поселиться в пещере. По бытующим среди религиозных людей поверьям, лик Богоматери в Игнатьевской пещере якобы приводит к исцелениям.
Древняя картинная галерея
Первое комплексное изучение пещеры в 1912 году провел археолог и палеонтолог С.И. Руденко. В археологическом раскопе он обнаружил железные, костяные и каменные орудия труда, осколки керамики и кости древних животных. В 1960 году археолог О.Н. Бадер провел разведочные раскопки и нашел кремневые орудия, что позволило датировать нижний культурный слой в привходовом гроте эпохой палеолита.
В 1980 году археологи В.Т. Петрин, С.Е. Чаиркин и В.Н. Широков сделали поистине сенсационное открытие: в пещере были найдены рисунки древних людей. Пещеру исследовали экспедиции В.Т. Петрина (1980-86 гг.) и В.Н. Широкова (1995 и 1999 гг.). Всего было найдено более 50 рисунков, сконцентрированных в Большом зале (грот Столба) и Дальнем зале (Келья старца Игнатия) на расстоянии более 120 м от входа.
В Большом зале (гроте Столба) фигуры нанесены в основном красной охрой на вертикальные и наклонные стены, полусводы, выступы стен, в многочисленных нишах и впадинах. В Дальнем зале (Келье старца Игнатия) — на потолок, реже — на стену; здесь преобладают рисунки черного цвета. Красные рисунки делались охрой, а черные – углем. Размеры рисунков – от 1,5 см до 2,3 м, а ширина линий – 1-5 см. Большинство изображений расположено на высоте не более роста человека.
Что же рисовали древние люди? В пещере изображены фигуры животных (мамонты, лошади, бык, носорог), людей, знаки и неопределенные изобразительные мотивы. Фигуры животных в Большом зале выполнены в силуэтной манере, а в Дальнем зале – в контурной, там они более натуралистичны.
Самой интересной композицией считают рисунок на потолке Дальнего зала, где можно увидеть антропоморфные фигуры обоих полов. Фигура женщины имеет хорошо различимые признаки пола. Между ее ногами нанесены три красных ряда из 28 точек. Видимо, они связаны с циклами женщин и лунным календарем. Точки идут к груди носорога. Возможно, композиция отражает бытовавший в то время миф о сотворении мира.
Интересно, что одно из антропоморфных существ совмещает черты человека и птицы. Также встречаются группы линий, отдельные линии, меандры, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде скобы и якоря, крестообразные и стреловидные изображения, отдельные пятна. Один из рисунков выполнен в виде круга и обрамлен с трех сторон отрезками, напоминая след носорога.
Уникально и изображение животного с туловищем верблюда. Показаны изгибы горбов, отвислый живот, небольшой хвост и задняя нога животного. Голову верблюда заменяет личина в анфас.
По предположению ученых, в пещере могли проводиться обряды инициации. Два ведущих в Дальний зал лаза могли символизировать моменты смерти и нового рождения. Посвящаемый попадал в зал с рисунками через нижний ход, а обратно возвращался через верхний.
Картинную галерею Игнатьевской пещеры датируют палеолитом. По богатству пещерной живописи на Урале она может сравниться только с Каповой пещерой на реке Белой, а также она стоит в одном ряду с известными европейскими пещерами с древними рисунками.
Ученые провели в пещере археологические раскопки. Культурный слой эпохи верхнего палеолита здесь представлен многочисленными угольками от факелов и светильников, каменными и костяными изделиями, кусками охры, украшениями, костями животных. Каменные изделия (свыше 1300 экземпляров) изготовлены из яшмы, кремня, кварцита, песчаника, хрусталя, известняка и других пород и минералов.
Среди орудий преобладают скребки, пластины, резцы, долотовидные орудия. Найдены пластинки с притупленным краем, служившие вкладышами составных орудий. Украшения представлены двумя подвесками из клыка песца и зуба быка или бизона и двумя мелкими плоскими бусинами из кости или бивня. Среди остатков животных — кости лошади, северного оленя, сайги, бизона, пещерного медведя, шерстистого носорога и других млекопитающих, характерных для ледникового периода. Археологический памятник датирован 10-14 тысячами лет. Во Входном гроте были найдены вещи более поздних эпох – бронзы и железа (рисунков в этой части пещеры нет).
Считается, что рисунки в пещере были нанесены в эпоху верхнего палеолита – 12-14 тысяч лет назад. В пользу этого говорит и наличие изображений вымерших животных – мамонтов, а также находки в Большом зале только верхнепалеолитических изделий. Однако, к удивлению ученых, проведенный в 1998 году радиоуглеродный анализ образцов пигмента нескольких рисунков выдал результат примерно от 6 до 8 тысяч лет, что заметно меньше ожидаемого возраста. Как это можно объяснить? Археолог, исследователь уральских писаниц В.Н. Широков выдвинул три гипотезы:
- Мамонтовая фауна могла дожить на Урале до ранних постледниковых периодов.
- Изображения могли не базироваться на живых мамонтах.
- Рисунки могли подводиться в более поздние периоды, что сделало возраст рисунков более молодым, чем изначальных изображений.
На реке Сим древние рисунки также найдены в пещерах Колокольная и Белая Царица около села Серпиевка, но там они представлены главным образом лишь линиями.
Загадки суходола реки Сим
Очень интересны и окрестности Игнатьевской пещеры. Выше по течению реки Сим видна впечатляющая отвесная скала высотой до 100 м.
По сложной системе тектонических трещин река Сим здесь уходит под землю. Первые научные исследования суходола провел профессор ЧГПУ А.Д. Сысоев в 1950-х годах. Оказалось, что Сим теряет в трещинах и понорах 61% поверхностного течения при большой воде, заполняющей и участок суходола. Зато после выхода на поверхность в 1 км ниже по течению 4 родников воды в русле реки Сим становится сразу в 2,5 раза больше.
Под действием воды в земных недрах образовались карстовые пустоты, которые давно волнуют спелеологов. Они неоднократно предпринимали попытки попасть в загадочные подземелья.
И вот, в июле 1975 года, когда из-за сильной засухи обмелели реки и снизился уровень подземных вод, спелеологи Челябинского клуба «Плутон» под руководством Семена Баранова смогли проникнуть в одну из карстовых полостей суходола реки Сим. Разобрав глыбовый завал в самом крупном карстовом роднике, они проникли в большой грот, пол которого был залит водой подземного озера. Этот грот назвали Ривьерой. За ним шел наполовину открытый сифон, за которым оказалась просторная тоннелеобразная галерея высотой 3-4 м и шириной до 5 м. Она уходила в глубь горы Эссюм на 165 метров. Заканчивалась сифоном с мощным потоком воды. В подземной реке спелеологи заметили рыбу и речных раков. Новая пещера получила название Эссюмской. В 2010 году через сифон ее объединили в единую пещерную систему с пещерой Эссюмская-4, общая длина ходов составила 706 м, амплитуда 20 м.
Схема Эссюмской пещеры. Источник: http://quist.pro
Видео
Предлагаю посмотреть короткий видеоролик, снятый мной во время посещения этих мест.
Как добраться до Игнатьевской пещеры?
Игнатьевская пещера находится на Южном Урале – в Катав-Ивановском районе Челябинской области. Нужно ехать по трассе М-5 на участке Челябинск – Уфа, в районе Кропачево повернуть на юг на дорогу Шарлаш – Аратское – Серпиевка. Ехать до Аратского (10 км от М5). Там направо уходит грунтовая дорога в сторону кладбища и далее к Игнатьевской пещере. От трассы до пещеры – 8 км.
GPS-координаты Игнатьевской пещеры: N 54° 54.027´; E 57° 46.890´ (для смартфонов 54.90045° 57.7815°).
Здесь организован Серпиевский заказник. Несмотря на наличие дороги, проезд на машинах запрещен, о чем предупреждают информационные таблички около трассы. Одна из жительниц села Аратского чутко бдит за соблюдением этого запрета, особенно по праздникам, когда сюда едет наибольшее количество туристов. Нарушителям приходят повестки в суд и приличные штрафы. Впрочем, как это часто бывает, под раздачу обычно попадают законопослушные люди. Например, наши знакомые оставили машину около трассы, честно отшагали положенные 16 км, а спустя какое-то время получили «письмо счастья». При этом по «заповедной» дороге совершенно спокойно ездят лесовозы со спиленными деревьями. Мы оставляли машину на обочине и ходили от Аратского до пещеры пешком.
Расстояние от Челябинска – 280 км, от Уфы – 160 км, от Екатеринбурга – 400 км, от Перми – 440 км.
Путешествуя по этим местам, стоит также доехать до села Серпиевка и посетить Серпиевский пещерный град.
Игнатьевская пещера
Самая уникальная пещера в Челябинской области — это известная всем пещера Игнатьевская. Она расположена на правом берегу реки Сим в 7 км вниз по течению от деревни Серпиевка Катав-Ивановского района. Является вместилищем картинной галереи древних людей эпохи палеолита (14,5 тысяч лет). Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три: Капова в Башкирии, Игнатьевская и Колокольная у дер. Серпиевка в Челябинской области.
С этой пещерой связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий — по его имени и названа пещера. Здесь же он умер и был похоронен. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был не кто
иной, как император Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда утверждает, что этот старец был никто иной, как великий князь Константин Павлович — брат российских царей Александра I и Николая I, в последние годы жизни предпочитавший уединение.
Но не этими легендами и преданиями знаменита сегодня Игнатьевская пещера. Славу пещере принесла одна из древнейших «картинных галерей» человека. В 1980 г. группа археологов совершила здесь сенсационное открытие — в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы. В эпоху палеолита, древний человек использовал ее как святилище, храм.
Окрестности Игнатьевской пещеры.
Дорога в район Игнатьевской пещеры идет от Аратского на запад. Она грунтовая, но хорошо заметная. В начале дороги ориентиром служит деревенское кладбище, асположенное слева от нее. Первое время дорога идет по открытой, слегка холмистой местности, затем углубляется в лес.
Ответвление в сторону пещеры уходит от основной, более наезженной, дороги примерно в 6 км от села. Оно направляется влево, на юг. От него, в свою очередь, отделяются новые ответвления, среди которых наиболее удобная дорога определяется по самым свежим автомобильным следам. Эта дорога плавно спускается по дну широкого пологого оврага в долину Сима, на прибрежную поляну чуть ниже пещеры. Прочие дороги, идущие левее, выводят на вершину высокой скалы.
Пещера Игнатьевская — самая знаменитая в верховьях Сима, а возможно — и во всей Челябинской области. Главная причина этого — найденные в ней рисунки человека эпохи палеолита. Кроме того, пещера очень легкодоступна. Летом у нее часто можно встретить какую-нибудь туристскую группу, а иногда и не одну. На поляне, куда выходит дорога, имеется табличка с указанием, что Игнатьевская пещера является памятником природы. К самой пещере ведет тропа по берегу. Туристы останавливаются либо на указанной поляне, либо на левом берегу напротив пещеры.
В этих же местах расположен другой интересный природный объект — участок подземного течения Сима сквозь гору Эссюм. Протяженность этого участка около 1,5 км по руслу и 600 м по прямой. Он начинается понором, в который воды реки в межень уходят полностью, лишь в паводок Сим наполняет свое наземное русло.
На участке подземного течения Сима в его русло впадает правый приток — речка Гамаза. Ее вода и протекает летом около Игнатьевской пещеры. Речка тихая, маловодная, легко преодолима вброд, а местами можно перейти по камням, даже не замочив ног. Воды же Сима возвращаются в наземное русло четырьмя родниками на левом берегу, в 100-300 м ниже Игнатьевской. Подземное русло одного из этих потоков проходит по пещерам Праздничная и Эссюмская.
Поблизости располагаются также другие пещеры и гроты. Самой красивой считается пещера Аленушка, а самой интересной технически — шахта Косолапкина с входным колодцем глубиной 24 м (термин «шахта» не вполне оправдан для полости такой глубины, но он используется спелеологами Урала).
Замечательны в этом районе и скалы, дарящие как прекрасные виды, так и удовольствие скалолазания (хотя подготовленных скальных маршрутов нет). Высота скал значительно больше, чем около Серпиевки — до 100-150 м.
Основным названием пещеры считается, как и положено, принятое у местных жителей. В различных информационных источниках упоминаются как варианты этого названия (Игнатовская, Игнатова, пещера Игната), так и совсем другие варианты (Серпиевская, Дальняя, Ямазы-Таш). Название пещеры связано с личностью старца Игнатия, по легендам, жившего в этой пещере в конце XIX века.
Арка входа Игнатьевской великолепна — ее высота и ширина около 12 м, и подземный мрак гордо взирает из нее на краски «верхнего мира». Вход расположен на высоте около 10 м над рекой и хорошо виден с противоположного левого берега. Сама арка и стены рядом с ней хороши для скалолазания, как свободного (на малой высоте), так и со страховкой. На вершину скалы можно подняться в обход. Деревья наверху позволяют надежно закрепить веревку.
Интерьер пещеры определяют четыре основных отдела — Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний залы. Самый грандиозный — Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 метров. Почти всюду в пещере из Входного грота в Основной коридор приходится опускаться на корточки, а чтобы попасть в Дальний зал, необходимо ползти по Низкому переходу либо воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который также ведет в Дальний зал на высоте 4,5 метров от пола пещеры.
Наиболее удаленный от входа грот носит название Кельи Старца Игнатия. Туда ведет узкий лаз в основании правой стены галереи. Попав в Келью, через несколько метров можно достичь второго выхода из нее — отверстия в стене на высоте около 2,5 м над полом.
Кажется, где-то в этой же части пещеры расположен натек, напоминающий по форме женскую фигуру, который называют иконой Богоматери. Вообще, вокруг этой пещеры много легенд, связанных с православной религией. Их можно как найти в Интернете, так и услышать от жителей Серпиевки.
Из особенностей строения Игнатьевской пещеры еще стоит упомянуть длинный невысокий прямой коридор, простирающийся в юго-восточном направлении. В этом ходе сыро, в конце его на своде видны корни, что говорит о близости к поверхности. Кроме этого хода и Кельи Старца Игнатия, в пещере сухо. Пол глинистый, на нем встречаются щебень и глыбы. Больше всего крупных глыб в гроте Столба. Стены пещеры темные, серо-черные от копоти, в узостях — более чистые, серо-коричневых тонов. Они умеренно корродированы. Развитых натеков в большей части полости нет.
Общая протяженность ходов Игнатьевской, по достаточно старым данным, составляет 545 м. От Екатеринбурга далековато. 450 км. Но при желании — не такой большой путь))
Благодарим автора за отзыв и приглашаем в наш офис (ул. 8 Марта 13-605) для получения приза — туристического набора от UralWeb.