На каких язык говорят в Португалии

Португальский язык

Португальский язык в XXI в.

1. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В настоящее время на португальском языке говорят более 200 млн. человек в разных странах Европы, Африки, Южной Америки и Азии. Сейчас португальский язык по численности говорящего на нем населения занимает шестое место в мире. Это государственный язык восьми государств, расположенных на четырех континентах земного шара, и рабочий язык двенадцати международных организаций. В Европе на нем говорят в Португалии, в Латинской Америке – в Бразилии, в Африке – в Анголе, Мозамбике, Сан-Томе и Принсипе, Гвинее-Биссау и Кабу Верде, а в Азии – в Восточном Тиморе.

Португальский является языком населения Португалии (ок. 10 млн., 1983 г.), Бразилии (свыше 170 млн.), части жителей Анголы (население 12 млн.), Мозамбика (население 13,2 млн., 1983 г.), Республики Кабо-Верде (400 тыс.), Сан-Томе и Принсипи (население ок. 100 тыс.), Гвинеи-Бисау (население 1 млн.). Он используется также некоторыми жителями на территориях, которые когда-то были португальскими колониями — в Макао (Аомынь), в Шри-Ланка, на острове Ява, в бывших португальских владениях в Индии (Гоа, Даман, Диу), а также в Восточном Тиморе, который в августе 2000 года выбрал португальский в качестве государственного языка этой страны.

В Португалии и Бразилии португальский является государственным языком. В Республике Ангола, в Республике Мозамбик, в Республике Кабо-Верде, в Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи и в Восточном Тиморе этот язык имеет статус официального (официальным называется язык, на котором ведется официальная документация, в основном действуют средства массовой коммуникации, осуществляется обучение, но это язык с ограниченными функциями, обычно он сосуществует с местными языками). В республике Гвинея-Бисау имеются два официальных языка — португальский и креольский (также на основе португальского). В Макао, в Шри-Ланка, в Индии, на Тиморе, на Яве португальский используется в ситуации многоязычия, наряду с местными языками и другими европейскими.

Португальский литературный язык существует в двух основных вариантах — португальском и бразильском. В странах Африки, где португальский является официальным языком, в настоящее время происходит формирование вариантов литературного языка.

Начиная с ХV века Португалия осуществляла свою экспансию на всех континентах, от Сеуты до Японии. Именно ее мореплавателям, воинам, торговцам, морякам и миссионерам и обязан своим распространением португальский язык.

Однако грандиозные усилия по созданию империи не сопровождались обязательной унификацией португальского языка, что повлекло за собой возникновение различных креольских языков в Африке, Азии и Америке.

2. ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК В КАЧЕСТВЕ РОДНОГО

По данным институтов, занимающихся опросом населения португалоязычных стран, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что на португальском языке как на родном говорят около 183 миллионов человек, проживающих, в порядке убывания, на четырех континентах земного шара: американском, европейском, африканском и азиатском.

По предварительным результатам переписи 2000 года, опубликованным Бразильским институтом географии и статистики (www.ibge.gov.br), население Бразилии насчитывает 170 миллионов, при том, что среднегодовой коэффициент прироста населения составляет 1,93. Из этого общего количества следует вычесть около 320 000 американских индейцев, родными языками которых являются различные племенные языки, и примерно миллион недавних иммигрантов, для которых язык Машаду де Ассиса еще не стал родным.

Численность населения Португалии в конце 2000 года, в соответствиии с данными, распространенными Национальным институтом статистики, достигла 10 023 070. Таким образом, население Португалии в первый раз за последние 15 лет преодолело 10-миллионый барьер. Этот факт объясняется не столько повышением рождаемости и снижением смертности населения, сколько притоком в страну иммигрантов 1). Считается, что из общего числа жителей Португалии примерно 300 000 не говорят на португальском как на родном.

По данным всеобщей переписи населения Мозамбика 1997 года, из общего числа в 12 536 800 миллионов жителей старше 5 лет, всего 6,5% говорят на португальском языке как на родном, что составляет 814 892 человек (ine.gov.mz/censo2/00/brochura/ 001inguas.htm).

В Африке португальский язык наиболее широко распространен в Анголе. Подсчеты ангольских ученых указывают на то, что примерно для 40% населения страны (12 миллионов человек) португальский язык является родным. Эти подсчеты, однако, не могут быть подтверждены статистическими данными, так как во время гражданской войны большие массы населения вынуждены были мигрировать по всей стране. Но даже если сократить эту цифру наполовину, число ангольцев, говорящих на португальском языке как на родном, достигает 2 миллионов человек.

Португальцы, проживающие за границей, способствуют распространению языка Камоэнса в разных частях света, главным образом в Соединенных Штатах, Канаде, Франции, Венесуэле, ЮАР, Германии, Швейцарии и Люксембурге. При этом следует отметить, что и из Бразилии впервые в истории этой страны с восьмидесятых годов ХХ века началась эмиграция. Численность бразильцев, проживающих за границей, составляет примерно l 374 000, при этом они разбросаны по всем континентам: около 970 000 в Северной Америке, 250 000 в Азии, главным образом в Японии, 127 000 – в Европе. Естественно, что дети эмигрантов уже не говорят на португальском языке как на своем родном, и это должно быть так или иначе отражено в статистике, но общее число португальских и бразильских эмигрантов должно составлять как минимум 3 миллиона человек.

Конечно, эти данные, которые к тому же были сознательно занижены, являются далеко не полными, тем более, что они не включают население еще четырех стран, где португальский язык является государственным – это Гвинея-Биссау, Кабу Верде, Сан-Томе и Принсипе и Восточный Тимор, а также таких территорий, как Макау. Однако постепенное улучшение статистических служб этих стран позволит с большей точностью подсчитать количество португалоязычного населения в мире.

Читайте также:
Музей Орсе в Париже - история, фото, описание, часы работы, карта

3.1. ЮЖНАЯ АФРИКА

Африканские страны, в которых португальский язык является государственным, представляют собой основную базу экспансии португальского языка в Африке. Еще в период борьбы за национальную независимость эти страны сделали свой выбор в пользу языка Камоэнса. Основатель ПАИГК (Африканской партии независимости Гвинеи-Биссау и Кабу Верде) Амилкар Кабрал (1924-1973) заметил: «Португальский язык – это одна из лучших вещей, что оставили нам португальцы».

Потенциал для распространения португальского языка в Африке, в особенно южной, очень велик. Помимо португалоязычных стран Африки, население которых по данным ООН возрастет до 58 миллионов в 2025 году и достигнет 83 миллионов в 2050, отмечается растущий спрос на преподавание португальского языка в странах Южноафриканского сообщества развития, в частности в ЮАР, Намибии и Зимбабве.

3.2. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Региональная интеграция вызвала рост интереса к преподаванию испанского и португальского языков в странах Меркосура. Если учесть демографические прогнозы, получается, что в Аргентине, Уругвае и Парагвае, чье население вырастет до 60 миллионов в 2025 году и до 71 миллионов в 2050 году, возникнет огромный спрос на преподавание португальского языка.

3.3. ДРУГИЕ РЕГИОНЫ

В августе 2000 года Национальный совет Восточного Тимора выбрал португальский в качестве государственного языка этой страны. Таким образом, Содружество португалоязычных государств включает в себя еще одну страну-участницу на азиатском континенте. Новый статус португальского языка в этой стране будет способствовать развитию его преподавания в других странах этого континента, что уже наблюдается, в частности, в Индонезии, на Филиппинах и во Вьетнаме. Одновременно растет число учащихся в Японии, в Китае и в Южной Корее.

Несомненно, вырастет интерес к португальскому языку и в таких регионах, как Гоа, Даман и Диу (Индия), Малакка (Малазия) и Макау (Китай), где сохранилось население, говорящее на португальском или креольских языках.

Многочисленные португальские общины в Европейском Союзе, в частности во Франции, Испании, Германии, а также в Северной Америке (в США и Канаде) также просят, чтобы их дети не забывали язык своих родителей, что требует введения преподавания португальского языка в школе.

Источники:
1. Jorge Couto, Língua Portuguesa. Perspectivas para o século XXI. Lisboa: Instituto Camões, 2002.
2. MNE/DGACCP/Divisão de Informação e Documentação.
3. Diário de Notícias, 4.12.2002

1) Португалия, бывшая в течение десятилетий страной эмиграции, не так давно превратилась в страну иммиграции, принимая тысячи мигрантов из Восточной Европы. По сведениям газеты «Диариу ди Нотисиаш», В 2002 году число работающих в Португалии украинцев достигло 63 533, молдаван – 12 297, русских – 6 939, в то время как число бразильцев, которые традиционно эмигрировали в Португалию, в последние годы не превышает 32 000 (при этом в стране 6 634 иммигрантов из Анголы, также традиционной страны эмиграции в Португалию). Эти данные весьма приблизительны, ведь многие эмигранты не легализируют свое положение в стране. Выходцы из Восточной Европы заняты в Португалии на строительных работах или выполняют иную неквалифицированную работу, при том, что многие имеют среднее или даже высшее образование.

ПОРТУГАЛИЯ (Portugal), Португальская Республика (República Portuguesa), государство на юго-западе Европы, на Пиренейском п-ове, о-вах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане. Площадь – 92 тыс. км2. Население 9,8 млн. человек (1993), главным образом португальцы. Городское население 33,6% (1990). Официальный язык — португальский. Большая часть верующих — католики. Административно-территориальное деление: 18 округов и 2 автономных области. Столица — Лиссабон. Глава государства — президент. Высший законодательный орган — Республиканское собрание.

В северной части Португалии — горы (хребет Серра-да-Эштрела, высота до 1991 м, и др.). Южная и центральная части — Португальская низменность, холмы и низкогорья. Климат субтропический, средиземноморский. Средние температуры января 5-10 °С, июля 20-27 °С. Осадков на равнинах от 400 до 800 мм, в горах от 1000 до 2500 мм в год. В Португалии — низовья рек Дору (Дуэро), Тежу (Тахо), Гвадиана. Растительность средиземноморского типа (маквис, дубовые и сосновые леса), в горах — луга, кустарники. Национальный парк Пенеда-Жереш, несколько резерватов.

В 4-3 вв. до н. э. большую часть территории Португалии населяли лузитаны. В кон. 1 в. до н. э. было завершено покорение Португалии Римом. Во 2-й пол. 5-6 вв. н. э. Португалию завоевали вестготы, в 713-718 — арабы. В ходе Реконкисты было создано в 1095 г. графство Португалия, в 1139 г. (официально в 1143) ставшее независимым королевством. С 15 в. началась колониальная экспансия Португалии; наивысшего расцвета португальская колониальная империя достигла в 1-й пол. 16 в. В 1581-1640 была подвластна Испании. В нач. 18 в. участвовала в войне за Испанское наследство. Подписанные в ходе войны Лиссабонский договор 1703 г. и Метуэнский договор 1703 г. привели к экономической и политической зависимости Португалии от Великобритании. В 1807 г. в Португалию вторглись войска Наполеона I, которые были изгнаны в 1808 г. английскими войсками при поддержке португальских патриотов. 19 в. был отмечен в Португалии революциями (Португальская революция 1820 г., Сентябрьская революция 1836 г.), гражданскими войнами (мигелистские войны, Марии да Фонте война), острой борьбой между сторонниками и противниками конституции. Со 2-й пол. 19 в. в Португалии развивается республиканское и социалистическое движение. В результате Португальской революции 1910 г. Португалия стала республикой. В 1926 г. был совершен государственный переворот, установилась военная диктатура. В 1932 г. власть захватил Салазар, завершивший создание в стране фашистского режима. 25 апреля 1974 г. восставшие войска под руководством Движения вооруженных сил свергли фашистское правительство, разрешена деятельность политических партий. Завершена деколонизация бывших португальских колоний в Африке. В апреле 1976 г. принята новая конституция. В июле 1976 г. — августе 1978 г. у власти находилось правительство, сформированное Португальской социалистической партией (ПСП, основана в 1973 г.), с января 1981 — правоцентристское коалиционное правительство (в 1983-85 гг. у власти коалиция социалистической и социал-демократической партий), с 1987 — правительство ПСП.

Читайте также:
Небанальные города для путешествий, куда стоит поехать

Португалия — индустриально-аграрная страна. Добыча пиритов, вольфрама, урана, олова, железной руды, угля.

Наиболее важные традиционные отрасли промышленности — текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная), швейная, виноделие, производство оливкового масла, рыбных консервов, обработка пробковой коры (ведущее место в мире). Черная и цветная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт, автосборка, электротехническое); развивается химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, цементная, стеклянно-керамическая (производство синей облицовочной плитки) промышленность. В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Около 1/2 обрабатываемых земель занято пашней; виноградарство, плодоводство, оливковые насаждения. В животноводстве разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство. Рыболовство – главным образом сардины. Экспорт: текстильные и швейные изделия, продовольственные товары, пробка, суда, электрооборудование, химическая продукция. Португалия является членом ЕС.

Основные внешнеторговые партнеры — страны Европейского сообщества. Денежная единица — евро.

БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil), государство в Южной Америке. 8,5 млн. км2. Население 160 млн. человек (1995), св. 95% — бразильцы. Официальный язык — португальский. Большинство верующих — католики. Бразилия — федерация в составе 26 штатов, и Федерального (столичного) округа. Столица — Бразилия. Глава государства и правительства — президент. Законодательный орган — двухпалатный Национальный конгресс.

Центральная и южная части Бразилии занимает Бразильское плоскогорье (высшая точка — г. Бандейра, 2890 м); на севере — Амазонская низменность и отроги Гвианского плоскогорья. На крайнем юге — Лаплатская низменность. Климат меняется с северо-запада на юго-восток от экваториального до субтропического (средние температуры января от 23 до 29 °С, июля от 16 до 24 °С). Осадков 3000 мм на западе Амазонской низменности, до 500 мм на северо-востоке Бразильского плоскогорья, 1200 мм в год на юге. Главные реки — Амазонка, Сан-Франсиску, Парана. На Амазонской низменности — влажноэкваториальные леса, в центральной части — саванны и редколесья, на Приатлантической низменности — тропические переменно влажные, на юге — вечнозеленые леса. Под лесом — 38% территории страны. Св. 20 национальных парков, заповедники, заказники.

В древности территорию Бразилии населяли индейцы, в нач. 16 в. завоевана португальскими конкистадорами, уничтожившими большую часть коренного населения и создавшими крупные плантаторские хозяйства с использованием рабского труда негров, ввозимых с 16 в. из Африки. В результате освободительного движения в 1822 г. Бразилия провозглашена независимой империей (с 1889 г. — федеративной республикой). До 1888 г. сохранялось рабство. С конца 19 в. в Бразилию проникал английский и североамериканский капитал. Конец 19 в. отмечен борьбой крестьянства за землю. Особенно крупное выступление — в штате Баия в 1896-97. В период после 2-й мировой войны в экономике Бразилии усилились позиции США и ФРГ. Попытки ряда правительств (особенно Ж. Д. Варгаса и Ж. Гуларта) в 50-60-х гг. поставить под государственный контроль добычу и переработку нефти, обеспечить независимую от иностранных держав внешнюю политику натолкнулись на сопротивление реакции. После военного переворота 1964 г. у власти до 1985 г. находились военные правительства.

Бразилия — индустриально-аграрная страна, крупнейшая по экономическому потенциалу в Юж. Америке. Добыча железных и марганцевых руд, руд цветных металлов, в т. ч. ниобия, бериллия, тантала, бокситов, нефти, каменного угля и др. Черная и цветная (выплавка алюминия, меди, никеля и др.) металлургия. Машиностроение (авиа- и судостроение, сельскохозяйственное, радиоэлектронное), военное, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая, цементная, целлюлозно-бумажная, текстильная (особенно хлопко-бумажная) и пищевкусовая (сахарная, маслобойная, мясная, табачная) промышленность. Главные товарные сельскохозяйственные культуры: кофе (ведущее место в мире), сахарный тростник, какао, бананы, соя, сизаль. Пастбищное скотоводство, мясо-шерстное овцеводство. Морское и речное рыболовство. В лесах — заготовки хвойной древесины, сбор сока гевеи, карнаубского воска, бразильских орехов. Крупные морские порты: Рио-де-Жанейро, Сантус, Риу-Гранди, Паранагуа, Порту-Алегри, Тубаран, Сан-Себастьян. Экспорт: готовые изделия и полуфабрикаты тяжелой и легкой промышленности, кофе, железная руда, соя-бобы, табак, сахар. Основные внешнеторговые партнеры: США, страны ЕЭС, латиноамериканские страны, Япония, Канада. Денежная единица — реал.

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК, разговорный и официальный язык Португалии (с принадлежащими ей Азорскими островами и островом Мадейра, всего ок. 10 млн. человек) и Бразилии (свыше 120 млн. человек), а также официальный язык бывших португальских колоний в Африке (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Республика Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи; общая численность населения – ок. 20 млн. человек). Существует также несколько креольских языков, возникших на основе португальского. Общее число говорящих на португальском языке – ок. 150 миллионов. Галисийский язык (по-испански gallego), на котором говорят ок. 3 млн. человек, живущих на северо-западной оконечности Иберийского полуострова, представляет собой наиболее архаичный диалект португальского, а сама Галисия считается колыбелью португальского языка и литературы.

Читайте также:
Оплата пенсии россиянам и белорусам при смене места жительства

Португальский – это романский язык иберо-романской подгруппы, близкородственный испанскому, но сохраняющий некоторые более архаичные черты: начальное f- (например, в слове falar «говорить»), которому в испанском соответствует h- (hablar); латинский дифтонг au (сохранившийся в виде ou) – например, в слове ouro «золото», – соответствующий испанскому o (oro); дифтонг ei, возникший в лат. словах, оканчивается на

arius, eria, например materia > madeira «древесина» (исп. madera); не подвергались дифтонгизации латинские краткие и – pé «нога» (исп. pié) и morto «мертвый» (исп. muerto); сохранилось сочетание it из латинского ct, например, в oito «восемь» из лат. octo (исп. ocho); сохранилось значение и форма латинского плюсквамперфекта, например fabulaveram > falara «я говорил (раньше)».

Одна из наиболее существенных инноваций португальского языка – утрата интервокального -l-, которое сохранилось в большинстве романских языков; так, латинское dolorem дает в португальском dôr, притом что в испанском остается dolor. Подобным же образом ведет себя интервокальное -n-, которое обычно исчезает, назализуя предшествующий гласный: manum превращается в mão, lunam – в lua. Начальные pl-, fl-, cl- в португальском переходят в ch- (произносится š), что соответствует испанскому ll. Например, латинские слова plorare, flammam и clavem превращаются в португальском в chorar, chama и chave. Для португальского, так же как и для французского, характерны носовые гласные и явления сандхи (фонетические изменения на стыке морфем). Так, конечное s произносится как s перед начальным глухим и как z – перед звонким. В португальском синтаксисе есть явление, незнакомое другим европейским языкам, – спрягаемый инфинитив, например: êle diz sermos pobres «он сказал, что мы бедны».

Современный португальский язык мало чем отличается от старопортугальского; основное изменение состоит в утрате начального l- в артикле (lo, la, los, las превратилось в o, a, os, as) и интервокального -d- в глагольных окончаниях 2-го лица множ. числа (-ais, -eis, -is вместо -ades, -edes, ides).

Язык, на котором говорят в Бразилии, обладает рядом черт, отличающих его от стандартного португальского, которые, однако, не столь существенны, чтобы считать его отдельным языком: ou произносится как o, конечные -r и -l часто отпадают; сочетание lh произносится как l’ в Португалии и как j в Бразилии; окончание -s во множ. числе существительных и глаголов часто опускается: говорят as casa вместо as casas, nos havemo вместо nos havemos и даже nos came a fruta вместо nos comemos a fruta.

В португальском языке имеются некоторые следы германского влияния, но больше всего заимствований из арабского и итальянского. Главное достижение португальской нации – открытие и освоение огромных новых территорий – наложило свой отпечаток и на язык: многие «экзотические» слова, прежде всего азиатского происхождения, проникли в португальский язык, а затем через его посредство – в другие европейские языки. Даже некоторые слова латинского происхождения вошли в общеевропейский обиход из португальского (в том измененном значении, которое они приобрели в португальском) – например, слово кобра (из лат. ).

Первый литературный памятник португальского языка датируется 1189. Это лирическое стихотворение, принадлежащее Пайо Соарес де Тавейросу и адресованное Марии Паэс Рибейро, возлюбленной Санчо I, второго короля Португалии. Португальские слова можно встретить в латинских текстах начиная с 9 в.

Вольф Е.М. Формирование романских литературных языков. Португальский язык. М., 1983
Никонов Б.А. Грамматика португальского языка. М., 1985
Вольф Е.М. История португальского языка. М., 1988

На каком языке говорят в Португалии?

Португалия находится на самом западе Пиренейского полуострова. Ее официальная история насчитывает более 900 лет. Португалия считается одной из самых старых стран мира, сумевших сохранить границы неизменными. У неё единственный сосед — Испания, границы с которым проходят на севере и востоке. По другим направлениям Португалия омывается водами Атлантического океана. Эту страну ежегодно посещают туристы, которым нравятся все возможности предоставленного отдыха. Многие из них предпочитают отправиться на Мадейру, чтобы в полной мере насладиться постоянно теплым климатом, или на Азорские острова. Для большинства из тех, кто в первый раз отправляется в эту страну, очень важно узнать, на каком языке говорят в Португалии.

Важная часть в истории Португальского государства

В начале VIII столетия на Пиренейский полуостров вторглись арабы и берберы, которых называли маврами. Часть населения отправилась на север, тем самым сохранив в чистоте свой язык и говор. А оставшиеся подчинились арабам и сменили официальный язык на язык завоевателей. Такие люди были двуязычными и назывались мосарабами, то есть «подчиненные арабам». Благодаря им, новыми словами обогатился не только португальский, но и арабский язык. Арабские слова, вошедшие в португальский язык, в основном, обозначали новые предметы и понятия и были именами существительными.

С XV века страна начала открывать неизвестные ранее земли. В мировой истории это время известно, как «Эпоха открытий». Португалия проложила морской путь в загадочную Индию, сделала своими колониями часть африканских государств и областей, а также Бразилию в Южной Америке и другие острова, даже Макао, в настоящее время специальный административный район Китая. Конечно же, такая активная политика по захвату новых территорий не обходилась без распространения португальского языка как основного для всех колоний. Поэтому он считается официальным для таких государств, как Португалия, Бразилия, Ангола, Кабо-Верде и других малых стран и отдельных районов.

Читайте также:
Кредит иностранному гражданину в России с видом на жительство и РВП

Особенности португальского языка

Португальский язык относится к языкам романской группы индоевропейской семьи. Если быть еще точнее, к иберо-романской подгруппе. Португалия имеет письменность на основе латинского алфавита, которые в настоящее время является одним из самых распространенных, по числу носителей стабильно удерживает 6-8 место в мире. На нем говорит более 200 млн человек. Все люди, владеющие этим языком, считающие его родным или определяющие его как официальный в своей стране и способные на нем общаться, объединены единым термином,— лузофоны. Слово происходит от названия римской провинции Лузитании, расположенной в древности на территории Португалии. Все территории португалоязычных стран и областей принято называть лузофонией.

Португальский язык считается плюрицентрическим. На нем говорят в нескольких независимых государствах и сообществах, причем каждое из них по отдельности вырабатывает свои нормы. Но Португалия и Бразилия различаются своими вариантами португальского. Причем заметна тенденция приближения европейского варианта к бразильскому, происходит моноцентризация португальского языка. Есть также креолизированные варианты португальского, на которых говорят в некоторых странах Африки и Азии.

Наиболее близок португальскому современный галисийский язык, от которого он и произошел. Галисия — самый северо-западный автономный регион Испании. Еще один очень близкий язык — испанский. Однако состав гласных звуков, среди которых есть открытые и закрытые, сближает его с французским и каталанским (языковым вариантом испанского).

Интересно, что в 2008 г. португальским парламентом было принято решение об изменении орфографии для приближения к бразильскому варианту португальского языка, так как его правила были ближе к реальному произношению слов и фразеологических оборотов.

Современные португальцы

Для туристов и гостей страны будет интересно узнать, что жители Португалии, кроме своего родного языка, хорошо владеют английским, французским и, конечно же, испанским. Причем, зачастую в обслуживании гостиниц задействован испаноязычный персонал, а в столице и других крупных городах — англоязычный. В ряде районов, соседних с Испанией, многие португальцы могут свободно говорить на испанском, а понимают его практически все. Но вот испанцам гораздо сложнее дается изучение языка своего западного соседа. Жители Азорских островов на хорошем уровне владеют английским языком, причем, его знание характерно для людей всех возрастов. Кроме португальского, в стране есть еще один официальный язык — мирандийский. На нем принято говорить в Миранда-ду-Дору и близлежащих районах. Для того чтобы понять, на каком языке говорят в Португалии, нужно помнить и о том, что 1 января 1986 г. страна вступила в Евросоюз, а в 2002 г. в качестве валюты утвердили евро. Все эти факторы заметно повлияли на жизнь португальцев, увеличился приток туристов, а в связи с этим и общение с людьми, приехавшими из самых разных районов планеты.

Португальский язык

Português
европейское произношение — [puɾtu’geʃ]
бразильское произношение — [poɾtu’gejs]

Португалия
Бразилия
Ангола
Кабо-Верде
Восточный Тимор
Гвинея-Бисау
Макао
Мозамбик
Сан-Томе и Принсипи
Экваториальная Гвинея
Организации:
Европейский союз

Родной: ≈ 150—178 млн [1] [2]
Всего носителей: ≈193 млн [2]

Португа́льский язы́к ( порт. língua portuguesa ) — язык романской группы индоевропейской семьи языков. Развился из средневекового галисийско-португальского языка. Письменность на основе латинского алфавита. Это второй по числу носителей романский язык после близкородственного испанского и один из самых распространённых языков мира (6—8 места). Говорящие на португальском языке объединяются в общий термин лузофоны по имени римской провинции Лузитания, приблизительно соответствовавшей территории современной Португалии, а вся совокупность португалоязычных территорий — Лузофония (по аналогии со словом Франкофония).

Содержание

Распространение

Официальный язык Португалии, Бразилии, Анголы, Мозамбика, Кабо-Верде (наряду с Кабувердьяну или криулу), Гвинеи-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Восточного Тимора (наряду с австронезийским языком тетум) и Макао (наряду с китайским). Около 80 % всех современных носителей португальского языка ныне проживают в Федеративной Республике Бразилия.

Языковые варианты

Португальский — плюрицентрический язык: существует два основных общепризнанных варианта, европейский португальский (pt-pt, pt-eu) и бразильский (pt-br), а также ряд креолизированных разновидностей в странах Африки и Азии, отличающиеся друг от друга на уровне фонетики, лексики, орфографии и, в меньшей степени, грамматики. В Анголе и Мозамбике используется европейский вариант португальского языка с большим количеством лексических заимствований из африканских языков. В других африканских странах (равно как и в некоторых сельских регионах Бразилии) португальский язык, по крайней мере в сфере повседневного использования, в значительной степени креолизирован, хотя, по мере повышения уровня образования и грамотности местного населения, наблюдается устойчивый процесс его декреолизации.

Близкородственные языки и взаимопонимаемость

Будучи романским по происхождению, португальский имеет много общего с другими романскими языками. Наиболее близок ему современный испанский язык, ареал которого окружает португалоязычный ареал в основных местах его распространения: как в Европе, так и в Южной Америке. В отличие от испанского, португальский более архаичен и консервативен с одной стороны, а с другой содержит большее количество фонетических инноваций неясного (вероятней всего кельтского) субстратного происхождения. Состав гласных звуков, распространение назализации, перестройка открытости-закрытости гласных, не всегда соответствующая этимологии, сближает его с французским и каталонским языками. И всё же лексический состав португальского, равно как и система спряжения, близка испанской. При этом, из-за сильной позиционной редукции гласных в португальском, лузофоны лучше понимают разговорный испанский, чем наоборот. В местах сильного влияния испанской речи, например на юге Бразилии, лузофоны понимают испанский практически без подготовки. На границе с Уругваем, Парагваем и Боливией сложился смешанный испанско-португальский язык портуньол. Носители стандартного испанского, однако, плохо воспринимают устную португальскую речь, хотя написанное по-португальски обычно понимают.

Читайте также:
Алупка: лучшие места для туризма и знаменитые достопримечательности

История

Возникновение

В 218 г. до н. э. на Пиренейский полуостров пришли римляне, которые принесли с собой латинский язык, давший начало романским языкам. Язык распространялся прибывшими римскими солдатами, поселенцами и купцами, которые строили римские города рядом с поселениями предшествовавших цивилизаций.

Поздняя античность

К 409 г. Западная Римская империя пришла в упадок и западная её часть (Иберия) прекратила своё политическое существование, хотя романизированное население продолжало проживать по всему полуострову. В последующий период, получивший название «Великое переселение народов», Пиренейский полуостров захватывался поочерёдно несколькими германскими племенами — свевы, вестготы. Захватчики, оказавшиеся глубоко в тылу бывшей империи, относительно быстро переняли позднеримскую культуру и местный диалект «народной латыни», употреблявшийся на полуострове. Составляя основу правящего класса несколько столетий, они всё же постепенно ассимилировались. Тем не менее, ряд германских по происхождению слов имеется в испанском и португальском языках (branco «белый», ganso «гусь» и др.), хотя их количество незначительно (около 1—2 % корней).

Арабские нашествия

После арабских завоеваний язык завоевателей стал официальным языком в регионе, однако большая часть населения продолжала говорить на мосарабском языке — ныне вымершем языке романской группы. Арабский язык не оказал существенного влияния на романско-галисийские диалекты северных христианских королевств. В основном это влияние свелось к лексическим заимствованиям. Количество арабизмов в португальском менее значительно, чем в соседнем испанском. Объясняется это тем, что Реконкиста на территории Португалии завершилась почти на два века раньше, а потому андалусийский диалект арабского, равно как и арабизированный мосарабский язык, быстро прекратили своё существование. Тем не менее, мавританская культура оставила значительный след в бытовой культуре португальцев. Их место в официальной сфере вновь заняла классическая латынь (до конца XII века). Галисийско-португальский язык распространился в обиходе с севера на юг, заняв практически всю территорию Португалии.

Протопортугальский

Наиболее ранние из сохранившихся записей на португальском языке датируются примерно IX веком. Эти записи представляют собой вкрапления португальских слов в латинские тексты. Современные исследователи называют язык этого периода протопортугальским (период охватывает IX—XII века).

Старопортугальский

В первую половину развития старопортугальского языка (имевшую свое название — галисийско-португальский период, XII—XIV века) язык вошёл в общее употребление. Некоторое время галисийское наречие было языком поэзии в христианской Испании, подобно тому, как трубадуры выбирали окситанский язык для своего творчества. Португалия в 1143 году признаётся формально независимым королевством во главе с королём Афонсу Энрикешем. В XIII веке галисийское наречие уже является основой литературного языка и при испанском дворе Альфонса Мудрого (вторая половина века), и при галисийско-португальском дворе короля Диниша (ум. 1325). В 1290 король Диниш основал первый португальский университет в Лиссабоне (Estudos Gerais, впоследствии перенесён в Коимбру) и повелел называть использовавшийся язык (тогда называвшийся просто «вульгарным языком») португальским и использовать его в официальном документообороте.

В следующий период развития старопортугальского (XIV—XVI вв.), вместе с португальскими путешественниками-первооткрывателями, португальский язык начинает распространяться во многих областях Азии, Африки и Америки. В настоящее время большинство носителей португальского языка проживает в Южной Америке, в Бразилии. К XVI веку португальский язык становится lingua franca в Азии и Африке, используемым не только колониальной администрацией и в торговом обороте, но и применяемым для общения местных властей с европейцами всех национальностей. Его распространению способствовали смешанные браки португальцев с туземцами и деятельность католических миссионеров, которая даже привела к образованию креольского языка с названием Кристанг (от порт. cristão — христианский). Этот язык использовался в Азии вплоть до XIX века. В некоторых христианских общинах Индии, Шри Ланки, Малайзии и Индонезии португальский язык сохранялся даже после того, как они были изолированы от Португалии, хотя во второй половине XX века португальский практически исчез из данных регионов (исключение составляет республика Восточный Тимор).

Современный португальский

История старопортугальского языка закончилась опубликованием Гарсией Резенде сборника «Cancioneiro Geral» («Всеобщий песенник») в 1516 году. В эпоху появления современного португальского язык обогатился множеством слов из классической латыни и греческого, что было характерно для эпохи Возрождения. В XIX—XX веках в португальский язык перенял многие галлицизмы и англицизмы. Наметилось расхождение между литературными нормами Португалии (и её колоний) с одной стороны и Бразилии с другой. В Бразилии сохранился более архаичный вариант португальского, в последнее время подверженный испанскому (грамматически) и англо-американскому (лексически) влиянию. В XXI веке наметилась тенденция к сближению всех вариантов к преобладающей бразильской норме, по крайней мере орфографически.

    Буквы алфавита из первой грамматики португальского языка (Жуан ди Барруш, 1539 г.)

Музей техники Вадима Задорожного

Музей техники Вадима Задорожного

Музей техники Вадима Задорожного – крупнейший в России и один из самых больших в Европе частных музеев, экспонатами которого являются уникальные образцы старинной техники. Расположенный в Красногорском районе Московской области, недалеко от усадьбы Архангельское, он привлекает к себе не только подлинных фанатов и знатоков антикварных машин различного назначения, но и обычных туристов, неравнодушных к истории и желающих прикоснуться к ее самым ярким и самобытным страницам.

Читайте также:
Расстояние Санкт-Петербург - Таллин. Маршрут проложить. Как доехать

Сэкономь на путешествии!

Видео: Музей техники Вадима Задорожного

Общая информация

Собранная в музее богатая коллекция ретроавтомобилей, мотоциклов, военной и сельскохозяйственной техники прошлого столетия, охватывающая период 30-80-х годов, впечатляет даже искушенных посетителей. Пусть и не все машины находятся на ходу, но зато после ремонта и реставрации выглядят безупречно. Кроме того, здесь хранятся различные образцы воздушной техники – самолетов и вертолетов, а также стрелкового оружия. Причем коллекция музея включает не только модели, произведенные в Советском Союзе, но и зарубежные образцы. Все это бесценное великолепие, насчитывающее свыше 1000 единиц хранения, размещается на огромной территории в 3,5 га и постоянно пополняется новыми экспонатами.

Музей техники Вадима Задорожного – это не просто место, где собрана антикварная техника, на которую можно прийти и посмотреть. Он представляет собой целый научно-познавательный центр, ведущий активную исследовательскую и экспедиционную деятельность. Экспонаты музея регулярно задействуются в военно-исторических реконструкциях, приуроченных к тем или иным важным датам и событиям, в том числе в проводимой ежегодно реконструкции военного парада, состоявшегося на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года.

Музей располагает офисными и административными помещениями, большим архивом, здесь есть своя библиотека и даже отдельная охраняемая парковка. Имеется и собственный ресторанный комплекс, включающий два ресторана, «Museum» и «Гран При», и настоящую полевую кухню, ставшую его визитной карточкой. Отдельно следует сказать о реставрационных мастерских, которыми располагает это учреждение: ведь именно на их базе старая техника обретает тот самый яркий, красивый и без преувеличения благородный вид, которым не устают любоваться и восхищаться посетители. Для них организуются экскурсии с насыщенной программой, катания по территории на ретроавтомобилях и бронетехнике и даже мастер-классы по сборке и разборке знаменитого автомата Калашникова и многое другое. Можно с полным основанием утверждать, что пребывание в Музее техники Вадима Задорожного – это интересно и увлекательно, а полученный здесь заряд эмоций останется с вами надолго!

Кто такой Вадим Задорожный?

Перед тем, как более подробно рассказать о музее, его истории, становлении и экскурсионных программах, будет правильным познакомить наших читателей с его основателем, идейным вдохновителем и владельцем, человеком, без которого он никогда бы не состоялся.

Вадим Задорожный родился в 1961 году на Украине, в Закарпатье. Жили они в тихом и уютном Ужгороде. Мать работала медсестрой, а отец, ветеран Великой Отечественной, участник партизанского движения в Винницкой области, всю жизнь был водителем. После войны крутил баранку «полуторки», потом пересел на ЗИС-5. В конце 50-х годов в качестве вольнонаемного работника оказался в ГДР, в Магдебурге, где заведовал гаражом управления контрразведки. От него любовь к технике и передалась сыну. Владимир в одном из своих интервью вспоминает, как в детстве сидел на коленях у отца и поначалу мог дотянуться только до белого эбонитового руля, а потом начал доставать и до педалей.

После окончания школы Задорожный решил поступать в Львовское высшее военно-политическое училище. Но в самый последний момент передумал и забрал документы. Свой поступок объяснил тем, что по складу ума все же является гуманитарием, в школе был увлечен литературой, особенно творчеством поэтов Серебряного века – Белого, Гумилева, Ахматовой, Северянинова, Аннинского, поэтому вдруг понял, что не готов всю свою жизнь связать с армией. Любил Владимир и французскую литературу, зачитывался произведениями Сандрара, Бодлера, Рембо, Аполлинера. У родителей, по его воспоминаниям, имелась хорошая домашняя библиотека, и это несмотря на то, что они были обычными тружениками, представителями так называемой крестьянской интеллигенции, и никакого отношения к «богеме» не имели. Впрочем, в советское время книги любили и ценили даже простые люди, и покупали их не ради того, чтобы заполнить полки в шкафу, а чтобы читать.

Так и не став курсантом военного училища, В. Задорожный пошел в армию. В первый год служил на границе с Румынией, а потом, прямо перед Олимпиадой-80, их с сослуживцами передислоцировали в Киев, где они охраняли международный аэропорт «Борисполь». О воинской службе будущий создатель Музея техники вспоминает с теплотой. С дедовщиной или чем-то подобным не сталкивался, а с некоторыми армейскими товарищами поддерживает отношения до сих пор. О характере Вадима, его ценностных качествах и отношении к людям можно судить по одному, но очень красноречивому факту: более пятидесяти лет он дружит с Михаилом Мальцом, с которым они вместе ходили в детский садик. Вместе их призвали и в армию, друзья прошли одну «учебку», а потом Михаила отправили служить на границе с Польшей. Встретились уже после «дембеля» и никогда больше не теряли друг друга из виду.

В 1981 году Задорожный поступил в Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н. К. Крупской (сейчас – Московский государственный областной университет). Здесь судьба свела его с молодыми столичными поэтами и писателями. Вадим сам немало времени уделял творчеству, из-под его пера тоже вышло много стихов и рассказов, однако свои произведения нигде не издавал. Говорит, что просто хотел проверить свои литературные способности. Будучи студентом, подрабатывал, не гнушаясь никакой работы. Кем он только не был: и дворником, и грузчиком, и пожарным, и сторожем. Помнит, как подметал Малую Бронную. Навсегда осталось в памяти, как грузил замороженные говяжьи туши – хоть и разрубленные пополам, но все равно очень тяжелые. Ворочать задубевшие груды мяса, работая практически без перерывов – не самое легкое и простое занятие. «Под утро валишься с ног от усталости, – рассказывал он. – Зато в кармане 40 честно заработанных рублей – большая сумма по тем временам!»

Читайте также:
Город Льеж, Бельгия — история, достопримечательности Льежа

В институте В. Задорожный учился хорошо, ему платили повышенную стипендию, а два года был даже ленинским стипендиатом. После вуза пять лет трудился в школе, преподавал историю, был заместителем директора по воспитательной работе. После распада Советского Союза тихая и размеренная жизнь Вадима как простого школьного учителя закончилась. Началась другая, в новой реальности. Всегда увлекавшийся антиквариатом Задорожный решил превратить свое хобби в профессию. Он открыл в Москве сначала один салон, потом второй, третий. Работал в самых разных направлениях, начиная от книг и гравюр и заканчивая живописью и фарфором. Антиквар – профессия интересная, увлекающая, но не терпящая поверхностного подхода. Для того чтобы вырасти в ней, стать квалифицированным специалистом, может потребоваться не менее 10-15 лет. Вадим учился системно, впитывал опыт профессионалов и достойно прошел этот сложный путь, венцом которого стало создание Музея техники, по праву носящего имя своего основателя.

История Музея техники

Идея создания Музея техники возникла у Вадима Задорожного после посещения в 1999 году выставки автомобилей «Автоэкзотика», каждый год проходящей в Тушино. Там он познакомился с группой энтузиастов, которые реставрировали автомобиль BMW DA3 Wartburg выпуска начала 30-х годов прошлого века. Он вызвался помочь реставраторам и восстановил антикварную технику за каких-то десять месяцев. Вдохновленный достигнутым результатом, Задорожный решил приобрести с целью последующей реставрации еще несколько машин марки BMW довоенного периода. Таким образом, к концу 2000 года в активе Вадима было уже пять восстановленных ретроавтомобилей.

Постепенно коллекция увеличивалась, и для ее хранения понадобились помещения. Одновременно у Задорожного появились единомышленники, которые во всем ему помогали. Общими усилиями был создан «Клуб кабриолетов и родстеров». Он-то и стал предшественником будущего музея. Для размещения коллекции выбрали небольшое заброшенное поле недалеко от усадьбы Архангельское. На нем ничего не было, кроме лопухов метровой длины, разросшихся по всей территории, да вышек линий электропередач.

15 апреля 2006 года в фундамент нового, шестиэтажного здания Музея Вадима Задорожного был торжественно заложен первый камень. Строительство завершилось через два года, и 12 апреля 2008 года, в День космонавтики, для посещения была открыта масштабная двухуровневая экспозиция антикварной техники. В нее вошли как раритетные довоенные автомобили, так и мотоциклы, образцы различной техники военного назначения, вооружения, а также самолеты. Обсуждая дальнейшие перспективы, было принято решение создать первый в России технический музей в соответствии с мировыми стандартами. Согласно проекту, будущий музей должен располагать не только помещениями для размещения коллекции и оборудованными всем необходимым реставрационными мастерскими, но и иметь собственный сервисный центр ретроавтомобилей, не говоря уже об офисе, библиотеке и даже ресторане. Со временем все намеченное успешно реализовалось, и наша страна получила Музей техники мирового уровня, которым по праву может гордиться.

За годы своего существования музей значительно расширился. В 2012 году Вадим Задорожный, рассказывая о динамике развития своего детища, попросил не ставить ему препон, отметив, что созданное им учреждение за 12 военно-исторических самолетов платит в государственную казну транспортный налог в сумме 4,5 млн рублей в год. «Если нам не станут мешать, мы построим лучший в Европе музей», – подчеркнул Задорожный. И еще: на территории музейного комплекса находится киностудия «Военфильм», созданная им в сотрудничестве с известным советским и российским актером и режиссером Игорем Угольниковым.

Экспозиция музея

В основном здании выставлены образцы не только советских, но и немецких, французских, итальянских и американских автомобилей довоенного производства. Особо хотелось бы выделить безлошадный экипаж Holsman 1908 года выпуска, являющийся первым в России автомобилем, и первый советский автомобиль ЗИС-115, созданный специально для «вождя народов» Иосифа Сталина и дополнительно защищенный скрытым бронированием. Не меньшего внимания заслуживают Delahaye 135 CC «Синяя птица», на которой ездил легендарный французский гонщик 30-х годов Рене Дрейфус, и автомобиль Mercedes-Benz 770K, известный также как «Фюрерваген», находившийся в распоряжении высшего военного командования гитлеровской Германии. В основном здании выставлены и небольшие самолеты: одни эксплуатировались в Первую мировую войну (1914-1918 гг.), другие – в межвоенный период, до начала Второй мировой (1918-1939 гг.).

В главном музейном корпусе можно увидеть уникальные коллекции советских и немецких мотоциклов. Первая включает в себя образцы продукции завода «Ижмаш» (г. Ижевск, Удмуртия), выпускавшейся до Великой Отечественной войны. В основном здании выставлены, в том числе, самолеты, экспонировавшиеся в музее ОКБ имени Яковлева, который впоследствии был закрыт. Среди них можно увидеть самолет АИР-1 – самый первый, созданный знаменитым советским авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым, и последний дошедший до наших дней ЯК-15.

Не обходят туристы вниманием и аллею военной техники, которая буквально завораживает многообразием своих экспонатов. Чего здесь только нет – и боевые самолеты, и танки, и вертолеты, и противотанковые пушки, и самоходная артиллерия, и реактивные системы залпового огня, и гаубицы, и целые зенитно-ракетные комплексы. Из образцов «мирной» техники на уличной экспозиции можно увидеть старинные грузовики и экземпляры самых первых тракторов.

Читайте также:
Какая валюта в Чехии? Чешская крона: монеты, банкноты и обмен в Праге

Экскурсии и мероприятия

В Музее техники Вадима Задорожного посетители окунаются в совершенно особый, уникальный и увлекательный мир машин. Каждый его экспонат эксклюзивен и имеет свою собственную историю. Экскурсии проводятся как обзорные (1 час 30 минут), так и тематические (50 минут). Они рассчитаны на широкую аудиторию: взрослых, школьников, людей с ограниченными возможностями. Есть экскурсионные программы и на английском языке.

Гиды расскажут о становлении советского, европейского и американского автомобилестроения и ответят на все вопросы, даже самые неожиданные. Все эти новые знания, которые дают экскурсоводы, еще больше подогревают тот живой интерес к антикварной технике, с которым люди, в том числе специалисты, приходят в музей. Экскурсии необходимо бронировать заранее, что является обязательным условием. Дополнительно можно заказать питание для участников группы. Стоимость взрослого билета в будние дни составляет 500 рублей. Школьники, студенты дневных отделений вузов, пенсионеры, инвалиды I и II групп платят 300 рублей. Столько же стоит вход на территорию без посещения внутренней экспозиции.

Что касается стоимости самих экскурсий, она варьируется в зависимости от типа. Так, тематическая экскурсия для группы из 5 человек обойдется в 1000 рублей, и это без учета цены входных билетов. Обзорная экскурсия дороже – 2000 рублей. Если в группе от 6 до 15 человек, оплата будет составлять, соответственно, 2000 и 4000 рублей. От 16 до 25 человек – 3000 и 6000 рублей соответственно. Англоязычные экскурсии организуются по предварительному заказу.

Из дополнительных услуг следует выделить «Катание на технике», а именно на лучших автомобилях прошлого столетия по территории музейного комплекса в сопровождении водителя. Допускаются даже дети до 12 лет, но только вместе со взрослыми. Стоимость услуги (она предоставляется только в выходные и праздничные дни) составляет 350 рублей с человека. Дети до 4-х лет катаются бесплатно.

Посетители могут поучаствовать и в сборке-разборке автомата Калашникова, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное в мире стрелковое оружие (АК-47 стоит на вооружении армий ни много ни мало 55 стран). Услуга обойдется в 250 рублей с человека. Этот увлекательный мастер-класс даст возможность взрослым вспомнить подзабытый опыт обращения с боевым оружием, а детям от 10 лет – приобрести новые навыки. Напомним, что по нормативам Вооруженных Сил РФ сборка-разборка «калаша» составляет 15-25 секунд. Школьникам же на уроках начальной военной подготовки дается чуть больше времени, от 18 до 30 секунд. В теплое время года для юных посетителей предоставляется услуга бесплатного велопроката. Кроме того, здесь можно отметить и день рождения. При музее работает школа юных мастеров, где ребята занимаются авто- и авиамоделированием.

Очень популярен среди посетителей проводимый в Музее техники Вадима Задорожного квест, состоящий из 10-15 заданий, на выполнение которых дается один час. Чтобы решить их, обойтись одной лишь логикой не получится, необходимую информацию придется искать в экспонатах, их информационных табличках (этикетаже) и технических характеристиках. Потребуется проанализировать и особенности конструкции автомобилей. Квест одинаково подходит как для участия всей семьей, так и в школьной группе. Чтобы поднять соревновательный дух, можно разделиться на команды. Кульминацией квеста станет разгадка секретного кода. Всем участникам вручаются памятные призы с музейной символикой. Участие не бесплатное, с человека – 450 рублей.

Музей техники Вадима Задорожного не остается в стороне и от государственных праздников. Так, 12 июня, в День России, была подготовлена интересная программа для всей семьи: катание на детских педальных машинках и ретроавтомобиле, мастер-класс в литейной мастерской по изготовлению сувениров из олова, пролет вертолета с захватывающими дух виражами, аквагрим, шумовой тир, детские аттракционы времен СССР. Проводятся в учреждении и другие массовые мероприятия – например, фестиваль «Техника спорта», который включает в себя выступления звезд силового экстрима, кибер-битву от WarThunder на самых высокопроизводительных игровых ноутбуках, выставку спортивных автомобилей и автозвука и многое другое.

Время работы, как добраться

Музей техники Вадима Задорожного находится по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. №9. В будни он работает с 10:00 до 19:00, в выходные и праздники – с 10:00 до 21:00, выходной – понедельник.

До музея из Москвы можно доехать на автобусах и маршрутках № 151, 541, 549 и 568. Отправление осуществляется от станции метро «Тушинская», нужно ехать до остановки «Липовая аллея».

Можно также добраться маршрутным такси Строгино-Захарково, отправление от станции метро «Строгино».

Музей техники Вадима Задорожного

История, которая всегда рядом с вами

Задумывались ли вы, что история страны неразрывно связана с нашей повседневной жизнью? Наверное, нет, а поход в музей многим кажется скучным мероприятием, которое можно отложить на «когда-нибудь». Полностью изменить вашу точку зрения может Музей техники Вадима Задорожного, поражающий воображение многообразием и уникальностью экспонатов, многие из которых находятся в единственном экземпляре.

Как создавался музей

История крупнейшего в России частного музея началась в 2001 году в подмосковном Архангельском с обычного заброшенного пустыря, выделенного администрацией Красногорского района Автомобильному клубу кабриолетов и родстеров. Его возглавлял предприниматель и коллекционер Вадим Задорожный – президент Русской гильдии антикваров. Началась активная работа по созданию будущего музея. После расчистки пустыря началось строительство по проекту, разработанному в соответствии с требованиями мировых стандартов. И надо отметить, что Музей техники – один из немногих российских музеев, который этим стандартам соответствует.

Читайте также:
Как добраться из Адлера в Абхазию: на поезде, электричке, автобусе, машине, трансфере. Расписание, расстояние, цена билета

В музейный комплекс кроме площадей, где демонстрируются экспонаты, входят:

  • реставрационная мастерская;
  • лаборатория;
  • центр по восстановлению транспортных средств;
  • библиотека;
  • административные здания;
  • 2 ресторана, где можно отдохнуть и снова продолжить экскурсию.

Уникальная экспозиция техники для всех возрастов

Феномен этого музея заключается в том, что находиться в нем интересно всем без исключения – как детям младшего возраста, так и людям, которые в музейных экспонатах увидят отражение своей жизни. Широкая тематика ожившей истории от начала создания первых автомобилей, самолетов, тракторов, военной техники до современных образцов привлекает внимание не только посетителей, впервые соприкоснувшихся с историей техники, но и специалистов – историков, коллекционеров. Кроме того, экспозиция может быть интересна создателям фильмов, где может быть задействована техника того времени, о котором снимается кино. Многие образцы находятся в рабочем состоянии и принимают участие в реконструкциях исторических событий.

Посетители смогут ознакомиться с музейными экспонатами в основном здании, площадь которого равна 6000 кв.м, и снаружи на территории комплекса. На первом этаже размещены автомобили зарубежного производства, цокольный этаж занимает коллекция советских машин, а на третьем находятся различные мотоциклы и большое количество образцов стрелкового оружия, в том числе и пулеметов.

Экспозиция в здании

Знакомство с историей автотехники начинается в здании на первом этаже, где посетителей встречает транспортное средство 1902 года выпуска, которое можно считать прародителем современных внедорожников. Безлошадный экипаж, произведенный чикагской фирмой Holsman в самом начале 20 века, имел большое сходство с каретой. В то время было начато производство машин известных марок Ford, Buick, но из-за бездорожья передвигаться в них по дорогам маленьких американских городков было невозможно. Только внедорожник Holsman со скоростью до 50 км/час мог преодолеть грязь и песок благодаря своим огромным колесам. В России эта машина представлена в единственном экземпляре.

Не менее почетное место занимает в экспозиции спортивный автомобиль Alfa Romeo 8C2900B. Всего за период с 1937 по 1939 их было произведено 30 шт. Заслуживают также внимания такие ретро автомобили, как:

  • ТИП 77, легковой фаэтон американской компании Lozier 1913 года выпуска;
  • Ford T, первый массовый автомобиль из знаменитого семейства Фордов;
  • MERCEDES-BENZ 170, самая популярная машина в довоенной Германии;
  • Delahaye 135CC, продукция французской автомобильной компании, основанной в 1895 году;
  • Adler Trumpf Junior, легковой кабриолет германской фирмы Adler 1937 года выпуска.

Эти и многие другие автомобили, которые сейчас представлены в экспозиции 68-мя единицами, вы сможете увидеть воочию, посетив Музей техники Вадима Задорожного.

Музей техники Вадима Задорожного

Музей техники Вадима Задорожного является крупнейшим в Российской Федерации частным музеем, представляющим коллекции ретро-автомобилей, сельскохозяйственных и военных транспортных средств, стрелкового оружия, а также сопутствующих предметов. Он стал первым на территории страны техническим музеем мирового уровня, дающим представление об отечественном и зарубежном автопроме 1930–80 годов.

По словам основателя, к бизнесу музей не имеет никакого отношения. Вся прибыль идет на покупку и реставрацию новых технических экспонатов, на текущие расходы, нужды и развитие. Своей целью Вадим Задорожный ставит не простое собирательство, а сохранение прошлого для современников и потомков. Он искренне радуется неподдельному интересу посетителей к музейной коллекции, особенно детей.

Музей техники Задорожного: экспозиции

Коллекция разделена на уличную экспозицию, занимающую 3,5 га, и крытые выставочные залы площадью 6000 кв. метров, расположенные на трех этажах музейного здания. Общее количество экспонатов составляет более 1000 единиц и продолжает увеличиваться.

На сегодняшний день в экспозиции представлено:

  • 95 ретро-машин разных производителей;
  • 190 мотоциклов;
  • 150 единиц бронетехники и артиллерии;
  • 35 летательных аппаратов;
  • более 150 экземпляров стрелкового оружия;
  • агитационные плакаты, фотоаппараты, радиоприемники и пр.

Первым в коллекции Задорожного появился компактный спортивный BMW DIXI DA3 Wartburg с нестандартным кузовом, выпущенный в 1934 году. Любопытным экспонатом является «Гроссер-Мерседес-770», служивший Гитлеру во время приема парадов, позже подаренный хорватскому диктатору А. Павеличу, затем переданный И. Сталину и, наконец, оказавшийся в автопарке первого секретаря Узбекской ССР. Не менее интересны бронированные ЗИС-115 и ЗИС-110, служившие средством передвижения И. Сталина и Л. Берии, а также машины Л. Брежнева, М. Горбачева, Б. Ельцина, партийного лидера ГДР Э. Хонеккера и др. Здесь есть автотранспорт, перевозивший Ю. Гагарина, патриарха Пимена и сопровождавший Папу Римского.

К уникальным музейным экспонатам можно отнести таинственный «Бьюик» выпуска 1929 года. Он был принят в подарок одним из заместителей наркома авиапромышленности во время его пребывания в Америке. После причаливания корабля у родных берегов автомобиль тайно вывезли на дачу и надежно спрятали в гараже под одеялами. Машина, густо обмазанная кремом для лица, простояла без движения до начала 1990-х и великолепно сохранилась с «родными» колесами, салоном и лакокрасочным покрытием.

Среди отечественных машин в музейной коллекции представлены марки ЗИС, ЗИЛ, ГАЗ, ЗАЗ. Среди зарубежных — BMW, Ford, Lozier, Alfa Romeo, Mercedes-Benz, Cadilak, Willys, Opel, Fiat, Rolls-Royce и т. д.

Одна из музейных экспозиций предлагает ознакомиться с мотоциклами, выпущенными в период 1920–60 гг. советскими, американскими и европейскими производителями. Отдельное место занимает сельскохозяйственная и железнодорожная техника.

Читайте также:
Савёловский ЖД Вокзал, Москва. Расписание Как С Добром Добраться!

Военная техника

Внутри выставочного здания находятся небольшие летательные аппараты, относящиеся к периоду Первой мировой войны и годам, предшествующим ВОВ. Среди них — немецкий триплан Fokker 1916 года, советский самолет-авиетка Як 1927 года, первый реактивный истребитель Як-15, французский истребитель SPAD 1916 года и пр. На открытой площадке установлены более крупные военные самолеты, выпущенные уже в послевоенное время.

На улице экспонируются бронетранспортеры, танки, артиллерийские пушки, колесные тягачи, бронетанковая техника, реактивная артиллерия залпового огня, гаубицы. Вся техника производства 1936—1980 гг. Стрелковое оружие представлено винтовками, карабинами, пистолетами-пулеметами, изготовленными в период 1892—1947 гг.

Музей Задорожного: цена билетов

Полная стоимость комплексного билета, включающего посещение выставочных залов и уличной экспозиции, составляет 700 руб., льготная — 500 руб. Осмотр только уличной экспозиции стоит 300 руб. Желающие могут приобрести семейный билет на двух взрослых и двух детей за 1900 руб.

При предъявлении удостоверяющих документов льготы предоставляются:

  • школьникам 6–17 лет;
  • студентам;
  • многодетным семьям;
  • пенсионерам.

Право на бесплатное посещение имеют:

  • дошкольники до 6 лет;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • многодетные семьи в особые дни.

Стоимость экскурсий зависит от количества участников и времени проведения. Стартовая цена 50-минутного тура составляет 1000 руб., полуторачасового — 2000 руб.

Дополнительные услуги оплачиваются согласно прейскуранту.

Цены на парковку:

  • до 45 минут — бесплатно;
  • до 60 минут — 100 руб.;
  • каждый дополнительный час, включая неполный, — 100 руб.

Время работы

Музей Задорожного работает ежедневно:

  • в будние дни — с 10:00 до 20:00;
  • в выходные и праздники — с 10:00 до 21:00.

Продажа билетов прекращается за час до закрытия музея.

Экскурсионные туры проводятся каждый день:

  • в будни — с 10:00 до 18:00;
  • в выходные и праздники — с 10:00 до 19:00.

Мероприятия

В рамках музея проводятся тематические лекции и уроки мужества, отмечаются государственные праздники, организовываются фестивали, дни открытых дверей и прямые трансляции футбольных матчей. Здесь устраиваются акции к 8 Марта и Новому году, организовываются конкурсы и марафоны, интерактивные игры и шумовые тиры.

Дополнительные услуги

За отдельную плату организаторы предлагают покататься на ретро-автомобилях в сопровождении музейных водителей (только в выходные дни), принять участие в мастер-классах по сборке-разборке автомата Калашникова, отметить день рождения, заказать увлекательный квест. В летнее время для ребенка можно совершенно бесплатно взять велосипед в пункте проката.

На территории присутствуют рестораны и настоящая полевая кухня. Здесь есть сувенирный магазин и охраняемая парковка.

История

Все началось в 1999 году с ежегодно проводимой в Тушино уникальной выставки «Автоэкзотика», где будущий основатель музея познакомился с увлеченными ретро-темой реставраторами, по мере возможности занимавшимися восстановлением раритетных автомобилей. Вадим Задорожный, будучи любителем техники и состоятельным предпринимателем, решил помочь энтузиастам в реставрации находившего в тот момент в работе BMW DA3 Wartburg выпуска 1930-х годов. После первой, восстановленной менее чем за год, ретромашины последовало несколько других довоенных моделей той же марки. В итоге, к началу 2001 года появилось уже пять восстановленных раритетов, ставших основой будущей коллекции.

Объем реставрационных работ и штат помощников постепенно расширялся. Вскоре понадобились оборудованные мастерские и специальные помещения для базирования отреставрированных машин. Так как стоимость аренды подходящих площадей требовала немалых затрат без каких-либо долгосрочных обязательств, было решено построить новое здание, способное удовлетворить насущные требования с перспективой на будущее.

Место под строительство нашлось в Красногорском районе Подмосковья. Выбранная территория представляла собой заброшенный пустырь недалеко от дворцово-паркового ансамбля «Архангельское». Проект здания разрабатывался с учетом совмещения выставочных залов, реставрационных мастерских и сервисного центра, специализирующегося на ремонте старинных машин. На верхних этажах предусматривалось размещение офисов, административных кабинетов, тематической библиотеки и точки общественного питания.

Закладной камень в фундамент будущего Музея техники торжественно установили в апреле 2006 года, а первую экспозицию, состоящую из ретро-автомобилей, мотоциклов, техники военных лет, в том числе самолетов, посетители смогли увидеть через два года.

Как добраться до Музея техники Вадима Задорожного

Комплекс расположен в 6 км от МКАД. Доехать до него можно на общественном транспорте, личном автомобиле или такси.

Общественным транспортом

Из Москвы до остановки «Липовая аллея» следует несколько маршрутов:

  • от станции метро «Тушинская» (линия 7) — автобусы № 540, 541, 549, 568 и маршрутные такси № 151, 541, 549, 568;
  • от станции метро «Строгино» (линия 3) — автобус № 1067.

Самостоятельно добраться из Москвы можно и другим путем. Сначала нужно доехать до железнодорожной станции Пашино, в направлении которой отправляются электрички по регулярному расписанию:

Из Пашино до Музея техники Задорожного ходят автобусы № 34, 520, 824, 891 и маршрутные такси № 31, 41, 49.

На машине

От МКАД нужно следовать по Новорижскому шоссе (М-9/Е22). Свернуть с трассы можно за мостом через Москву-реку или чуть дальше по указателю «Архангельское».

Схема проезда от МКАД до Музея техники Вадима Задорожного

Проложить собственный маршрут можно на сайте с удобным функционалом. При вызове такси рекомендуется пользоваться мобильными приложениями Maxim, Рутакси, Яндекс. Такси, Uber, Gett, Такси Бонус, Две Столицы и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: