Транспортная стратегия столицы: Астана – город пешеходов и велосипедистов
Власти столицы намерены отучить астанчан ездить на личном авто и пересадить на общественный транспорт. Именно таким образом Астану планируют избавить от пробок.
Проблема автомобильных пробок в крупных городах всегда остаётся актуальной в мире, и Астана не исключение в этом вопросе. Эксперты заверяют: через пять лет на улицах столицы будут такие же огромные пробки, как в Москве. По данным акимата Астаны, с момента становления столицы население города увеличилось в три раза и перевалило отметку в миллион человек. Количество зарегистрированных автомобилей в столице на сегодняшний день – 343 240. Каждый день в город въезжает и выезжает свыше 65 тысяч авто, а число незарегистрированного транспорта – порядка 30-35 тысяч автомобилей. В акимате заявляют, что с улучшением благосостояния населения страны на дорогах становится всё больше автомобилей. Темпы автомобилизации населения в два раза превышают рост годового прироста населения города. Вследствие чего транспортный коллапс неминуем. Как с пробками на дорогах намерены бороться власти Астаны? Ответ прост: развивать общественный транспорт.
По словам экспертов, через 30 лет 70% населения мира будут жить в городах. Следовательно, политики должны создать все условия для счастливой жизни населения в мегаполисах. Так считает генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта (далее UITP) Алан Флауш, который готов в этом вопросе помочь властям столицы. Возглавляемая им компания уже на протяжении многих лет помогает крупным городам мира решать проблемы с пробками и находить устойчивые транспортные решения. Первым делом, он посоветовал акимату столицы побольше инвестировать в развитие транспортной системы и общественного транспорта и, конечно, разработать план мобильности города.
“Я предлагаю вам ввести некий баланс города. Количество машин должно составлять 25%, 40-45% – общественный транспорт, а остальное – пусть будут другие виды транспорта, велосипеды к примеру. Это действительно поможет городу. Потому что, мы видим, большое количество нагрузки приходится на машины. Но я не хочу сказать, что я против личного авто. Мы лишь предлагаем снизить их количество, тем самым также понизить то негативное влияние, которое они оказывают на окружающую среду”, – заявил он в интервью informburo.kz.
Международный эксперт привёл в пример Америку, где жители пользуются одной машиной на несколько человек. Почему бы в одно авто не собирать сразу несколько человек, как и в одном общественном транспорте? Общее пользование одним транспортом способствует уменьшение количества транспорта на дорогах.
“Это самый лёгкий путь, и он не требует больших инвестиций. Это своего рода политика. Не нужно строить большие парковки, просто пусть два-три человека будут делить транспорт, что и освободит место на дорогах. Это требует очень маленьких инвестиций”, – пояснил Алан Флауш.
Власти Астаны намерены развивать транспортную систему как раз в этом ключе. Приоритет будет дан общественному транспорту. Отметим, что в акимате Астаны разработали программу дальнейшего развития транспортного комплекса столицы, который включает в себя 65 направлений. В первую очередь осуществляется переход в систему управления транспортным комплексом на основе планирования, управления спросом и целого комплекса составления технологий, развитие общественного транспорта, организация дорожного движения, который включает внедрение ITS (Интеллектуальная транспортная система), введение комплекса запретов и ограничений (ограничение въезда грузового транспорта и так далее), строительство и реконструкцию дорожной сети.
“Хотел бы отметить, что приоритет будет отдаваться в первую очередь пешеходам, велосипедистам, далее общественному транспорту и только потом – автомобилям. Это соответствует всем мировым трендам и вызывает неудовольствие горожан, которые передвигаются на автомобилях. Но как общественное благо транспортный комплекс должен иметь в виду именно эти приоритеты”, – заявил аким Астаны Асет Исекешев на международной конференции под названием “Тенденции развития транспортного комплекса города Астаны”.
Помимо этого в 2017 году запустят программу строительства 50 зон общественного пространства. Он включает в себя обустройство 17 скверов и парков, набережных, открытие специальных пешеходных и велосипедных зон. Таким образом в столице станет ещё удобнее и комфортнее для пешеходов, уверены в акимате.
Бросайте личное авто и пересаживайтесь на автобусы
Именно такую цель перед собой поставили власти Астаны. Чтобы минимизировать транспортные заторы, людей нужно пересадить на автобусы, а чтобы горожане захотели ездить на общественном транспорте, нужно повышать его уровень. В настоящее время в Астане насчитывается 1140 автобусов, которые ежедневно совершают 875 тысяч поездок. Только треть населения Астаны (33%) пользуется общественным транспортом. В первую очередь астанчан обеспечивают комфортабельными автобусами нового поколения. По информации ТОО “Астана LRT”, в рамках проекта “CityBus 1” приобретено 358 автобусов на сумму 107 млн евро. Дефицит автобусов составляет 569 единиц. Во втором квартале 2017 года планируется закупить ещё 210 новых автобусов.
В последующем закрытие дефицита позволит наладить работу общественного транспорта в части соблюдения расписания движения по маршрутам города, уверены в”Астана LRT”. В компании признают, что существует проблема точности движения автобусов по расписанию. На них влияют такие внешние факторы как заторы на дорогах и ремонтные работы. По словам руководителя центра диспетчеризации Astana LRT Бауыржана Сеитова, для улучшения расписания движения автобусов внедрена новая программа, с которой можно отслеживать, планировать и создавать маршруты с максимальной точностью. Поможет разгрузить маршруты, по его мнению, внедрение электронной системы оплаты проезда AstraPlat, внедрение которой будет поэтапным.
Как пояснил руководитель центра платёжных систем филиала “Астана LRT” Сергей Попов, внедрение ЭСОП поможет астанчанам сэкономить на поездках на общественном транспорте. Внутри города будет единый тариф – 90 тенге, на экспресс-маршрутах – 150 тенге. Школьники будут иметь 50-процентную скидку на проезд. Для удобства жителей пригородных зон столицы автобусные маршруты разделили на 4 зоны.
Именно пригородные зоны (14 маршрутов) будут завершающим этапом внедрение ЭСОП. Начнут внедрение системы с 4 экспресс-маршрутов уже в этом месяце, после чего безналичная система оплаты будет задействована на всех 70 городских маршрутах до конца 2016 года.
При покупке 10 поездок на карточку – каждая 11 будет предоставляться бесплатно, что позволит горожанам экономить на проезде 10%. Также при оплате карточкой человек получает возможность сделать бесплатную пересадку в течении часа.
“Когда заходишь в следующий автобус, нужно в обязательном порядке приложить опять на входе карту. Это зафиксируется. Если пройдёт больше часа, и ты заходишь в автобус, прикладываешь карту, то валидатор понимает, что время истекло и списывает следующую поездку. Хотелось бы подчеркнуть, час – это не значит, что по его истечении человека выгонят из автобуса. Даже если он сядет на 59-й минуте, он имеет право доехать до конца”, – разъяснил принцип действия пересадок Сергей Попов.
Также будут отменены проездные в бумажным виде. С 2017 года проездные будут в электронном виде, что, по словам Сергея Попова, избавит людей от очередей на получение месячного проездного билета. Проездные карты можно будет пополнять через автоматы или платёжные терминалы “Астана LRT”. При этом важно подчеркнуть, что стоимость проездного не повысится и останется на прежнем уровне.
Стоит отметить, наравне с карточной системой оплаты в общественном транспорте столицы продолжит действовать и привычный всем наличный расчёт.
Общественный транспорт Астаны – визитная карточка города
Следующий шаг для повышения привлекательности общественного транспорта – квалифицированный персонал. Как рассказал руководитель центра платёжных систем филиала “Астана LRT” Сергей Попов, все кондукторы и водители автобусов прошли переквалификацию. Они научились правильно пользоваться новым оборудованием современных автобусов. Кондукторы после внедрение ЭСОП будут помогать горожанам пользоваться карточкой, выявлять “зайцев” на маршрутах, а также помогать распечатать разовый билет на специальном аппарате.
Однако проблема потребности в квалифицированных кадрах всё-таки остаётся актуальной. На сегодняшний день в автопарках столицы работает 1 205 водителей и 980 кондукторов. По словам руководителя центра квалификации специалистов транспорта города Астаны Аяжан Касымовой, существует большая текучесть кадров в автопарках столицы. Раз в полгода сменяется около 20-25% именно кадрового состава, как водительского, так и кондукторского.
“Визитная карточка города – это общественный транспорт. Мы много усилий прилагаем, чтобы водители и кондукторы выглядели презентабельно, максимально могли приблизиться к мировым стандартам обслуживания. Наш центр работает. В течение года проводим тренинги, обучение”, – рассказала она.
Также в центре борются с правонарушениями со стороны кондукторов и водителей. По инициативе предприятий в Астане введён чёрный список работников общественного транспорта, где уже состоят 70 человек.
“Большая часть из них не работает в городе. Если они попадают в этот список, то уже тяжело куда-то устроиться здесь”, – уточнила Аяжан Касымова.
Для того чтобы автобусы вовремя ходили на маршрутах и по расписанию, разработан проект BusLane. Спецполосы для автобусов в Астане уже внедрены на 11 улицах столицы, а их общая протяжённость составляет порядка 38,4 км. Их протяжённость до конца 2017 года планируется увеличить до 100 км, что составит 10% уличной сети.
“Что касается тех улиц, на которых мы планируем (внедрить спецполосы для общественного транспорта. – Авт.), в настоящее время у нас около 6-7 улиц рассматривается. Сейчас выбираем из них самые оптимальные, которые будут более эффективными и помогут нам в период проведения международной выставки ЭКСПО”, – уточнил руководитель филиала транспортного центра ТОО “Астана LRT” Талгат Абдрахманов.
На каких улицах будут внедрены спецполосы, пока неизвестно. Сейчас рассматриваются и изучаются участки дорог, на которых спецполосы принесут максимальный эффект.
Помимо этого планируется внедрение трёх ночных автобусных маршрутов, которые будут работать с 23.00 до 05.00 утра. В основу маршрутов взяты объекты, которые работают допоздна. В ТОО “Астана LRT” пояснили, что внедрение ночных маршрутов откладывается в связи с дефицитом подвижного состава. Как только дефицит будет покрыт, по трём ночным маршрутам начнут курсировать автобусы.
Движение автобусов можно будет отслеживать через мобильное приложение AstraBus, которое на полную мощность, по словам разработчиков, заработает до конца года. Приложением на сегодняшний день уже активно пользуются 200 тысяч человек. К концу 2016 года в нём также будет указываться информация о пробках на дорогах Астаны.
Легкорельсовый транспорт – дорогой, но оправданный проект
В этом убеждены власти Астаны. Как пояснили в ТОО “Астана LRT”, легкорельсовый транспорт (LRT) – большой проект не только для Астаны, но и для всего Казахстана. Председатель правления ТОО “Aстана LRT” Талгат Ардан признаётся, что проект дорогой, но оправданный. Как он уточнил, линейные системы необходимы для столицы, так как невозможно постоянно наращивать количество автобусов в городе. Стоимость проекта LRT, ориентировочно, составит от 1,3 до 1,9 млрд долларов. Система включит в себя 22,4 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов, 4 из которых будут приобретены для эксплуатационного резерва и 15 – непосредственно для эксплуатации. Для реализации проекта привлечён Консорциум китайских компаний, а финансируется проект Государственным банком развития Китая.
“Непростой проект, который требует больших капиталовложений, большой подготовки”, – заявил Талгат Ардан.
По его словам, в течение ближайших двух лет он будет реализован. Запустить легкорельсовые трамваи в столице планируется к концу 2018 года. Одна поездка будет стоить примерно 200 тенге.
“Это большая транспортная система, ещё необходима пуско-наладочная работа всех систем, а их больше 20. Это процесс сложный, поэтому предсказать конкретно до минуты – это вам никто не скажет. Тариф мы предлагаем из расчёта 200 тенге за поездку”, – сообщил Талгат Ардан.
Первый этап проекта LRT соединит международный аэропорт Астаны, площадку ЭКСПО, Назарбаев Университет, “Абу Даби-плаза”, Дом министерств и далее – до нового железнодорожного вокзала. Пассажирооборот в сутки составит до 150 тысяч человек.
Власти столицы уверяют, что в условиях быстрого роста столицы система LRT позволит удовлетворить постоянно растущий спрос на быстрые, качественные и безопасные пассажироперевозки.
Также власти не забывают о реконструкции дорожной сети в Астане. Планируется строительство и реконструкция 25 дорог, 6 мостов, 9 транспортных развязок, – всего около 50 объектов инфраструктуры.
Таким образом в акимате Астаны рассчитывают сделать столицу удобной для пешеходов и без транспортных заторов на дорогах. Как уже заметил генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш Астана на правильном пути в развитии общественного транспорта.
“Мы уже видим, как изменились все автобусы. И действительно Казахстан выходит на высокий уровень, потому что он уже инвестирует в LRT-систему. Я могу с уверенностью сказать, что Астану не будет ждать тот эффект, который был в Москве несколько лет назад, когда было практически невозможно добраться из одной точки в другую. Я полностью одобряю то направление, которое выбрали власти”, – считает Алан Флауш.
Что не так с Астаной: транспорт и дороги
Сегодня вторая часть обзора столицы Казахстана. В прошлом посте я рассказал, что не так с планировкой и общественными пространствами. Сегодня посмотрим на транспорт и дороги. Помните, как говорил Воланд: “Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. транспортный вопрос только испортил их. “ И сложно спорить! Народ из-за парковки готов убивать! В пробках мы проводим иногда больше времени, чем с родными! А на дорогах каждый день погибают десятки людей!
Кстати, в Казахстане проблема смертности на дорогах стоит очень остро. Всем любителям безумной автомобилизации стоит помнить, что ежегодно в Казахстане погибает 3 тысячи человек и более 30 тысяч получают травмы. Вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в Норвегии. И в 2 раза выше, чем в России.
В представлении большинства горожан и чиновников вопрос транспорта – это “что нам делать с пробками и как победить давку в ПАЗике”. Неправильная постановка вопроса приводит к ошибочным задачам: строить ещё больше дорог и пускать дополнительные маршрутки.
Нужно смотреть не конкретно на вопросы транспорта, а рассматривать мобильность людей в целом. Как вы решите задачу безопасного пути ребёнка до школы, если будете бороться за пропускную способность отдельного перекрёстка? Или учитывать пути пенсионеров от дома до магазина?
Современная урбанистика не говорит о том, чтобы насильно пересадить всех на велосипеды и общественный транспорт. Современная урбанистика говорит о том, чтобы города были справедливыми и удобными для всех. Чтобы слабый, бедный или пожилой не чувствовали себя людьми второго сорта. А сегодня происходит именно это. Современная урбанистика призывает к тому, чтобы восстановить баланс. И в удобном городе у вас всегда будет выбор: поехать на личном автомобиле или на комфортном автобусе. Возможно, вы захотите комбинировать свои поездки. Нет ничего плохого в том, что вы хотите ездить на личном автомобиле. Плохо, когда единственная возможность выжить – это личный автомобиль.
Сегодня Астана удобна лишь для людей в автомобиле – это пробки, убитые нервы, плохая экология, высокая смертность и враждебность города. Из такого города хочется сбежать, что явно не идёт на пользу всем его жителям. Что с этим делать?
Я уже вижу, как кто-то набирает мне комментарий про ужасный климат и про то, что без машины в Астане не выжить. Тут я просто хочу ещё раз напомнить, что большинство жителей Астаны не имеют автомобиля. А как им жить в городе, который вы строите для 20% тех, кто жить не может без большого белого внедорожника?
Город, удобный для каждого, начинается с планирования. Многие любят говорить, что в каждой семье есть автомобиль, или как дороги нужны для грузов и других вещей, но забывают простой факт: каждый из нас – пешеход по умолчанию. Всегда нужно исходить из удобства пешеходов “по умолчанию”. Ещё человек сам по себе занимает мало места, что очень важно для ограниченного пространства улиц и города, поэтому человеческие пробки – явление довольно редкое, в отличие от автомобильных. Городу и обществу выгодно иметь удобные для пешеходов улицы, ведь ими могут пользоваться абсолютно все жители города, и это не приводит к зависимости от автомобиля. Но это не относится к Астане:
Планировка Астаны устарела ещё до выхода проектов улиц и кварталов из стен проектных институтов. Такое происходило и с другими городами, но итог всегда был один: идеальный город для автомобилей с широкими проспектами и мегакварталами оставался идеальным лишь на планах, а в жизни это всегда превращается в мёртвое пространство.
Просто чтобы вы понимали. Вот новая улица в одном из жилых районов. Это не главная улица, это просто проезд между кварталами. Его ширина – 50 метров.
50 метров – это ширина Тверской улицы!
До сих пор Астана строится с прицелом на тотальную автомобилизацию. Для сравнения, вот так эта улица должна выглядеть в нормальном городе. Это улица с человеческим масштабом:
Или вот ещё одна улица в центре Астаны. Она шириной более 100 метров! Такие широкие улицы в мире почти не встречаются. Например, ширина Елисейских полей – 71 метр. Но Астана умеет удивлять.
Но так как Астана изначально проектировалась как автомобильный город, тут такое возможно. Зачем нужна такая огромная улица с кучей проездов, никто не знает. Тут сегодня эффективно используется только процентов 20:
Возможно, проектировщики представляли будущее города так? Это Ленинградка, ширина 110 метров, немного шире главных проспектов Астаны. Хотите так?
Основная проблема подобной среды – она провоцирует автомобилизацию! Она показывает всем, что город для машин. А мы знаем, что город для машин – это мёртвый город.
В СССР не было проблем с пробками из-за простого недостатка машин: автомобили получала лишь элита, поэтому сформировался образ успешности: с машиной ты человек, а без – челядь. Проектировщики и градостроители смотрели на западный опыт и копировали дороги с развязками, хотя какой-либо надобности в этом не было.
Появление массового автомобиля и рост городов однозначно показал, что советские подходы не работают: у вас появляется пробки не в 2-3 полосы, а заторы в 10 и более полос (а иногда и несколько уровней) с более тяжёлыми последствиями для всех. Причина оказалось простой, её проходили все города примерно 50 лет назад: машина занимает слишком много места и везёт слишком мало людей. Если все жители решат ездить на машине, то не хватит никаких дорог мира. Запомните: самые широкие дороги стоят в самых больших пробках.
Деградация архитектурных и градостроительных школ где-то с 1960-х годов была столь обширной, что образ широченных дорог, проходящих через жилые районы, сохранился и превратился в общенациональный психоз на постсоветском пространстве. Посмотрите на Астану – о таком же ужасе мечтает практически каждый градостроитель или дорожник от Москвы до Владивостока:
Есть термин “человеческий масштаб” застройки и города. Это когда улицы с площадями не напоминают огромные поля или крохотный пятачок, а соразмерны человеку. Максимальная высота застройки по такому параметру равна примерно 7-8 этажам, а ширина улицы – 20-40 метрам: достаточно для проезда машин и автобуса, озеленения, бизнеса, а человек в состоянии перейти её за 10-30 секунд. Такая среда максимально комфортна для человека на улице, жителей в зданиях и достаточна для обеспечения транспортом.
Ещё город должен быть плотным, без пустырей и огромных дорог. Такая среда максимально комфортна для передвижения людей пешком, на велосипеде и общественном транспорте. Окружающие условия не провоцируют брать машину для поездок до магазина, школы, родственников или любимой девушки: всё рядом.
При этом нужно понятно выстраивать приоритеты: главное, чтобы вся система была эффективной. Поэтому вводят выделенные полосы для общественного транспорта, развивают велодвижение, строят трамвай и убирают парковки. Полосой для стоянки в день может пользоваться 10-100-200 человек, а трамвайная линия в тех же габаритах позволяет провозить несколько десятков тысяч человек в сутки. Это простая математика и геометрия. Приятный бонус: хорошая среда и общественный транспорт стоят дешевле автомобильных развязок и приносят больше налогов. Всем выгодно, когда город удобный и безопасный!
Сейчас пустыри города заняты машинами и практически не используются. Нужно создавать живые районы с разными функциями. Что делать со всеми этими полями асфальта? Где-то придётся уплотнять застройку, где-то – делать общественные пространства, нормальные, человеческого масштаба. Кстати, тут ещё важный вопрос относительно развития туризма. Города для машин не привлекают людей.
Огромные улицы нужно гуманизировать: высадить деревья для успокоения ветров и защиты пешеходов от осадков и солнца. Из огромных взлётных полос вполне можно сделать бульвары и проспекты. Сюда идеально войдёт скоростной трамвай, который как раз может выполнить роль метро и связать весь город в одно целое. Парковка же должна делаться по остаточному принципу и платной. Сейчас городские улицы вызывают лишь одно желание – побыстрее сбежать в квартиру или машину. Просто посмотрите на Париж, где когда-то тоже делали развязки ради всеобщего блага, а потом одумались: снесли развязку, высадили деревья, уложили пути, увеличили провозную способность улицы в несколько раз и не жалеют об этом:
Если Астана выберет правильный путь развития, то скоро будет выглядеть вот так:
Маршруты автобусов Астаны
Для многих людей передвижение на автобусе является обязательным ежедневным процессом. Естественно, что при активном жизненном ритме жителям столицы необходимо знать разные маршруты автобусов Астаны, чтобы вовремя добираться до того или иного пункта назначения. Предлагаем вам подборку сайтов и приложений, которые продемонстрируют маршруты автобусов Астаны на карте, вместе с остановками.
Пользователям общественного транспорта будет полезен сайт www.infobus.kz, на котором размещены маршруты автобусов Астаны на карте. Этот сайт удобен тем, что на нем перечислены все конечные точки местных автобусов. Также маршруты автобусов Астана с остановками можно уточнить с помощью приложения Astra Bus, которое сообщает о местоположении столичных автобусов в режиме реального времени. Изучить маршрут автобусов Астаны вам также помогут такие сайты, как www.wikiroutes.info, www.zaproezd.kz. А на этом сайте вы можете ознакомиться с последними изменениями маршрутной сети Астаны.
Маршруты автобусов, Астана, конечные точки:
Автобусный маршрут №1: АО «ГазМаш» – пос. «Кирпичный»
Автобусный маршрут №2: Градкомплексы – Промышленный
Автобусный маршрут №3: Вокзал – Айнаколь
Автобусный маршрут №4: ЖК «Гранд Астана» – пос. «Коктал-2»
Автобусный маршрут №5: ГМ «Мастер» – пос. «Коктал-1»
Автобусный маршрут №6: Мясокомбинат – Ж/М «Кирпичный»
Автобусный маршрут №7: Детский сад «Бал-бала» – ЖМ «Промышленный»
Автобусный маршрут №8: «ЦОН-Достар-1 ш.а.»
Автобусный маршрут №9: ж/д Вокзал – ж/м Жибек жолы
Автобусный маршрут №10: Вокзал – Аэропорт
Автобусный маршрут №12: Вокзал – Аэропорт
Автобусный маршрут №14: Вокзал – ж/к «Гранд Астана»
Автобусный маршрут №16: Ет комбинаты – Тараз к-сі
Автобусный маршрут №17: Жагалау 3 – Литмаш
Автобусный маршрут №18: Литмаш – Автохозяйство УДП
Автобусный маршрут №19: Ж/д Вокзал – ж/м Тельмана
Автобусный маршрут №20: «Агрогородок» – ж/к «Сарайшык»
Автобусный маршрут №21: Вокзал – ж/к Турсын Астана
Автобусный маршрут №22: Вокзал-пос. Железнодорожный
Автобусный маршрут №23: ж/д Вокзал – Межрегиональная больница
Автобусный маршрут №24: №69 улица – Разъезд №39
Автобусный маршрут №25: Вокзал – Теплотранзит
Автобусный маршрут №26: м-н Караоткель – Рынок автозапчастей
Автобусный маршрут №27: ЖД вокзал «Астана» – Национальный Космический центр
Автобусный маршрут №28: Ак бидай – пос. Заречный
Автобусный маршрут №29: ТРЦ «Хан Шатыр» – «Д/с Дархан»
Автобусный маршрут №30: ул. Сусамыр – ул. Тараз
Автобусный маршрут №31: Вокзал – улица №69
Автобусный маршрут №32: Градкомплекс – Улица Ж. Нажимеденова
Автобусный маршрут №33: Агрогородок – ж/к Турсын Астана-2
Автобусный маршрут №34: рынок «Шарын» – ЖМ «Коктал-2»
Автобусный маршрут №35: ЖМ «Караоткель-2» – ЖМ «Арнау»
Автобусный маршрут №36: пр. Сарыарка – ЖМ «Караоткель-2»
Автобусный маршрут №38: рынок «Шарын» – улица №69
Автобусный маршрут №39: Мяскокомбинат – ул. Тараз
Автобусный маршрут №40: Вокзал – Клинико-реабилитационный центр
Автобусный маршрут №41: Көк базар – ж/к «Сарайшык»
Автобусный маршрут №42: Мясокомбинат – Улица Сырдария
Автобусный маршрут №43: рынок «Шарын» – Клинико-реабилитационный центр
Автобусный маршрут №44: Мастер – Тех. лицей
Автобусный маршрут №45: рынок «Шарын» – «Астра» орталығы
Автобусный маршрут №46: Коктал-2 – Дом Министерств
Автобусный маршрут №48: Вокзал – ж/м Промышленный
Автобусный маршрут №49: Минимаркет «Азамат» – ЖК «Железнодорожный»
Автобусный маршрут №50: Дом Министерств – Градкомплекс
Автобусный маршрут №51: ж/м Пригородный – «Межрегиональная больница»
Автобусный маршрут №52: ж/м Тельмана – Рынок «Асем»
Автобусный маршрут №53: Вокзал – Аэропорт
Автобусный маршрут №54: ж/м Жибек Жолы – д/с Бал бала
Автобусный маршрут №55: Ледовый каток – Межрегиональная районная больница
Автобусный маршрут №56: ж/м Промышленный – ТРЦ «Хан Шатыр»
Автобусный маршрут №60: ГМ «Строймарт» – «Научно-онкологический центр»
Автобусный маршрут №61: ж/м Жагалау – «АО Теплотранзит»
Автобусный маршрут №64: АО «Газмашаппарат» – ТОО Avalon-K
Автобусный маршрут №66: рынок «Шарын» – Поликлиника №4
Автобусный маршрут №70: Минимаркет «Азамат» – «Комфорт Таун» т/к
Автобусный маршрут №73: Градкомплекс – ж/м Промышленный
Автобусный маршрут №76: Минимаркет «Азамат» – ЖМ «Промышленный»
Автобусный маршрут №81: «Кок базар» – Специализированный ЦОН
Автобусный маршрут №100э ЖД вокзал «Астана» – Международный аэропорт Астаны
Автобусный маршрут №101э: ЖМ «Жагалау-3» – Межрегиональная районная больница
Автобусный маршрут №102э: ЖМ «Коктал-2» – Клинико-реабилитационный центр
Автобусный маршрут №103: ЖМ «Коктал-2» – ГМ «Метро»
Автобусный маршрут №103э: рынок «Шарын» – ЖМ «Караоткель-2»
Автобусный маршрут №104э: улица Болашак – ЖК «Сарайшык»
Автобусный маршрут №106: Дет.инф.больница – ул. Бокеева
Автобусный маршрут №109: Мясокомбинат-ж/м Железнодорожный
Автобусный маршрут №112: Сусамыр – завод «Пенопласт»
Автобусный маршрут №120: ул. Болашак – ЕЦ 166/10
Автобусный маршрут №126: Талапкер – Кок базар
Автобусный маршрут №127: Мечеть – Мясоперерабатывающий завод
Автобусный маршрут №129: Ж/м Куйгенжар – Градкомплекс
Автобусный маршрут №300: Астана қ. – Ақмол а.
Автобусный маршрут №301: Астана қ. – «Лесная поляна»
Автобусный маршрут №302: Астана қ. – Тайтобе а.
Автобусный маршрут №303: Астана қ. – Қосшы а.
Оплату за проезд по SMS отключат в автобусах Нур-Султана
С 1 мая в столичных автобусах отключается сервис безналичной оплаты за проезд посредством отправки SMS с кодом транспорта, сообщает zakon.kz.
Решение принято по неоднократным обращениям перевозчиков города Нур-Султан в связи с частыми сбоями связи сотовых операторов.
SMS-оплата на короткий номер 2505 является одним из видов альтернативной оплаты проезда. Основной способ – это валидация транспортной картой и наличные средства. Оплата проезда наличными средствами, в настоящее время не действует в связи с карантинными мерами, введенными Главным государственным санитарным врачом города.
На сегодняшний день оплата проезда доступна транспортной картой, а также посредством QR-кода. Для этого существуют следующие мобильные приложения: Transcard, Kaspi.kz, SMSBUS, Homebank, My Activ, My Beeline, Senim, Рахмет, Astra Bus, Plus24 (Касса24), Qiwi и OYBY.
Помимо сбоев связи, это создает неудобства самим пассажирам. К примеру, возникают случаи, когда оплата посредством SMS проходит с задержкой, либо снимается несколько раз. Также есть много случаев уклонения от оплаты проезда пассажирами общественного транспорта. Так, некоторые граждане оплачивают за проезд через отправку SMS только непосредственно перед проверкой контролерами. Сотрудники департамента транспортного контроля, посредством приложения “SMSBUS контролер” при входе в автобус единовременно фиксируют свыше 30 фактов оплаты проезда посредством SMS-сообщений на одной остановке. С учетом фактически выполняемых оборотов всех маршрутов, убытки от неуплаты составляют порядка 7 млн. тенге в сутки. Это порядка 216 млн. тенге в месяц и 2,5 млрд. тенге в год. председатель правления ТОО “City Transportation Systems” Бекмырза Игенбердинов
Сервис оплаты проезда в общественном транспорте города Нур-Султан посредством отправки SMS внедрен в 2018 году. К сервису подключены все мобильные операторы (Activ/Kcell, Beeline, Altel, Tele2) и оплата с помощью QR-кода. С 2018 по 2022 годы оплата в общественном транспорте посредством SMS и QR-кода в разрезе от общего пассажиропотока столицы составила:
- в 2018 году – QR 0,6%; доля SMS 0,4%;
- в 2019 году – QR 3,2%; доля SMS 5,8%;
- в 2022 году – QR 15,6%; доля SMS 12,4%;
- в 2022 году – QR 29%, из которых доля SMS составляет лишь 12%.
В коллективных обращениях от операторов сотовой связи касательно сохранения SMS-оплаты приводятся аргументы, что среди пользователей общественного транспорта столицы лишь незначительная часть пользуются сотовыми телефонами без возможности выхода в интернет и оплаты через QR-код.
Как показывает практика, в большинстве случаев, такими пользователями являются люди пожилого возраста, с ограниченными возможностями и реже – учащиеся младших классов. Для данных категорий граждан предусмотрен бесплатный проезд посредством использования льготных и школьных транспортных карт. Учитывая данные факты, можно отметить, что наибольшая часть пользователей общественного транспорта столицы, использующая оплату посредством SMS-сообщений – это экономически активное население, имеющее смартфоны, и в случае отключения данного вида оплаты, оно всегда сможет оплачивать за проезд через мобильные приложения посредством сканирования QR-кода. руководитель управления цифровизации и государственных услуг города Нур-Султан Ботагоз Касабек
В соответствии с решением маслихата № 167/21-VI социальная помощь, в виде освобождения от уплаты проезда в общественном транспорте предоставляется следующим категориям граждан: участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; пенсионеры по возрасту и выслуге лет, а также получателям государственных социальных пособий по возрасту и по случаю потери кормильца, достигших пенсионного возраста; многодетные матери; многодетные семьи; инвалиды; дети-инвалиды до восемнадцати лет, в том числе один из родителей (законных представителей).
Кроме того, по поручению акима столицы Алтая Кульгинова предоставлен бесплатный проезд учащимся учебных заведений столицы и обслуживаемых пригородных зон с 7 до 18 лет при условии валидации персональной школьной транспортной картой.
Общий пассажиропоток с начала 2022 года составил 42 396 276 тысяч. В день в среднем их количество составляет 403 600 тысяч.
Кому и на каких условиях доступно участие в Программе переселения соотечественников в Россию из Украины
За последние несколько лет Украина столкнулась с радикальными переменами, вследствие чего у населения возникло противоречивое отношение к сложившейся в стране ситуации. Темпы миграции украинцев в Россию неуклонно растут, и в большинстве случаев получить гражданство РФ помогает программа переселения соотечественников в Россию из Украины, действующая на основании ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве РФ” и направленная на содействие добровольному переезду некоторых категорий граждан.
Способы получения гражданства РФ
Лица без гражданства и иностранные граждане вправе приобрести гражданство России по одному из законных оснований, входящих в стандартный перечень и применимых в отношении всех желающих стать российским подданным. При этом законодательство РФ предписывает отказ от иностранного гражданства для всех, кроме граждан Таджикистана , – им позволено иметь двойное гражданство.
Упрощенный порядок
Практически каждое из установленных законом РФ оснований для приобретения гражданства России подразумевает обязательное проживание в стране на протяжении 3-5 лет (за исключением оформления гражданства носителем языка, когда срок может быть сокращен до 3 месяцев).
Российский паспорт можно приобрести не только на общих основаниях, но и, например, в рамках Государственной программы переселения соотечественников (далее по тексту – Программа).
Кому адресована Программа переселения соотечественников
Правительство выяснило, что основная масса приезжих иностранцев либо трудится в России нелегально, либо отправляет заработанные средства за границу, а вскоре возвращается на родину. В то же время соотечественники достаточно владеют русским языком и осведомлены об условиях жизни в России, многие из них заинтересованы в постоянном проживании в стране. Поэтому власти сосредоточились на программе, упрощающей въезд в Россию данной категории граждан.
Требования к гражданам Украины
В связи с боевыми действиями на востоке Украины в 2014 году участие в Госпрограмме переселения в Россию соотечественников и даже перспектива проживания в регионах со стабильно снижающимся уровнем населения показались многим гражданам Украины привлекательными.
Так, в период с 2007 по 2013 год в Россию переехали только несколько тысяч человек, тогда как с 2014 года заявку на участие в Программе подали 700 тысяч украинцев, и, по мнению специалистов, это далеко не предел.
Однако стоит понимать, что добровольное переселение соотечественников в Россию из Украины доступно не всем желающим. К переезду по Программе допускаются исключительно лица, официально признанные соотечественниками, а к таковым относятся перечисленные ниже категории иностранцев и лиц, не имеющих гражданства:
- Граждане и их родственники, находящиеся за границей на постоянной основе и относящиеся к народам, которые имели историческую оседлость в России.
- Выходцы из РФ, СССР, РСФСР, Российского государства, которые в прошлом были их гражданами.
- Лица, которые ранее были подданными СССР, а сегодня пребывают в странах, бывших в составе Союза.
- Граждане, родственники по прямой восходящей линии которых жили в России.
Госпрограмма рассчитана не только на людей, находящихся за границей, но и на лиц без гражданства и иностранцев, в том числе апатридов, которые:
- Получили когда-то на территории РФ временное убежище .
- Имеют вид на жительство в России и постоянно находятся в стране.
- Обладают РВП на территории РФ .
Помимо того, что потенциальный переселенец должен быть официально признан соотечественником, он обязан соответствовать дополнительным требованиям:
-
Являться носителем языка и уметь свободно общаться и писать по-русски.
Если выяснилось, что желающий переехать в Россию гражданин Украины не отвечает предъявленным условиям, и Программа помощи соотечественникам из Украины оказалась для него закрытой, за ним остается право принятия гражданства России по общей или упрощенной схеме при наличии на то законных оснований.
Кто относится к членам семьи участника программы переселения
Согласно положениям Программы, на переезд в Российскую Федерацию вместе с непосредственным ее участником и на оформление паспорта РФ по упрощенной схеме имеют право члены его семьи. Программа “Соотечественник” для переселенцев из Украины в 2017 году рассматривает в качестве членов семьи следующих лиц:
- супругу переселенца;
- его родных, усыновленных и подопечных детей;
- детей мужа/жены участника;
- мать/отца мигранта;
- его тещу/тестя или свекровь/свекра;
- бабушку/дедушку;
- внуков;
- родных сестер и братьев;
- сестер и братьев мужа/жены;
- родных, подопечных и усыновленных детей родных сестер и братьев;
- родных, усыновленных и подопечных детей родных сестер и братьев жены/мужа.
Стоит иметь в виду, что Государственная программа по переселению соотечественников позволяет совершеннолетним членам семьи переселенца, кроме мужа или жены, самостоятельно подать заявку на участие и принять гражданство России.
Процедура оформления паспорта РФ для украинцев
Участник переселенческой программы, желающий оформить гражданство РФ, должен действовать согласно приведенной ниже схеме:
-
Принести в компетентный орган заявление об участии в Госпрограмме переселения соотечественников с приложенными к нему документами и дождаться получения свидетельства участника госпрограммы .
- удостоверение личности ,
- свидетельство участника Госпрограммы,
- миграционную карту .
- удостоверение личности;
- свидетельство участника госпрограммы;
- миграционную карту.
Данная возможность появляется сразу после выдачи РВП, переселенцы не обязаны оформлять еще и ВНЖ.
Документы, которые потребуется собрать
Прежде всего участник Программы должен подать заполненное на русском языке заявление установленной формы. Сведения в бланк могут вноситься от руки или через компьютер. Для заявителей, находящихся на территории России, есть возможность оформить и отправить заявление в электронном формате через официальный сайт Госуслуги .
Следующие документы на Программу переселения соотечественников для украинцев должны быть предъявлены заявителем при подаче заявления:
- 2 фотографии установленного образца.
- Документы (оригинал и копия), удостоверяющие личность переселенца и его родственников, информация о которых вписана в заявление ( паспорт , свидетельство о рождении , ВНЖ лица без гражданства) с остаточным сроком действия минимум полгода.
- Документы (оригинал и копия), свидетельствующие о семейном положении заявителя и членов семьи (судебное решение, свидетельство о вступлении в брак или о разводе).
- Документы (оригинал и копия), доказывающие законность пребывания на территории РФ (РВП, ВНЖ, свидетельство о предоставлении временного убежища) – исключительно для иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих в России и подающих документы в территориальный орган ФМС РФ.
- Копии документов об образовании, наличии ученой степени, звания, профессиональных навыков, трудового стажа и т.д.
Копии документов, выданных за границами России, легализуются в консульских учреждениях Российской Федерации.
Документы на иностранном языке подлежат предварительному переводу на русский язык, подлинность подписи переводчика и верность перевода подтверждаются нотариально.
Оригиналы документов возвращаются заявителю сразу после рассмотрения, копии остаются в материалах дела и участнику Программы не возвращаются.
Куда обращаться, чтобы стать участником Программы
Чтобы подать документы на участие в Программе переселения соотечественников и получить консультацию по вопросам, касающимся оформления гражданства РФ, гражданам Украины нужно обратиться в уполномоченные органы в зависимости от места нахождения на момент подачи заявления:
- Если потенциальный участник программы проживает не в России, он должен посетить российский уполномоченный орган, задействованный в реализации Программы и находящийся в стране постоянного пребывания гражданина:
- представительство (или отдельные представители) ГУВМ МВД за пределами России;
- консульские учреждения РФ в иностранных государствах;
- временные группы в консульских отделах дипломатических представительств РФ за пределами России, реализующие Госпрограмму.
- Если потенциальный участник Программы находится на территории России на временной или постоянной основе (имеет РВП, ВНЖ или получил временное убежище), он должен подавать документы в местное отделение ГУВМ МВД России в регионе, участвующем в реализации Программы.
Сотрудник миграционной службы, принявший комплект документов, обязан выдать справку, в которой указывается срок рассмотрения заявления. С даты выдачи справки должно пройти не более 3 месяцев до получения участником Программы соответствующего свидетельства. Однако обычно срок составляет 2 месяца, а продлевается он в случае невозможности установить личность заявителя или члена его семьи.
В какие регионы РФ возможно переселение
На сегодняшний день приоритетом пользуется программа переселения на Дальний Восток для украинцев и мигрантов других стран. Как и большинство людей, участники Программы предпочли бы остановиться в крупных городах России, таких, как Москва и Санкт-Петербург. Однако переезд в приоритетные субъекты РФ позволит воспользоваться максимальным размером материальной государственной поддержки. Властями определены регионы по программе “Соотечественники” для украинцев в 2017 году, среди которых Хабаровский край, Сахалинская область и еще 45 субъектов РФ.
Преимущества и недостатки Программы переселения соотечественников
Участник Программы, чья кандидатура была одобрена и кто успел получить соответствующее свидетельство, получает не только право на оформление гражданства РФ, но и некоторые социальные гарантии. В дополнение к ним мигрант имеет право на компенсацию из государственного бюджета затрат на уплату госпошлины и перевозку имущества, в том числе крупногабаритных грузов.
Госпрограмма переселения соотечественников из Украины в Россию предполагает также выдачу переселенцу денежной суммы, размер которой зависит от региона переселения – в приоритетных субъектах РФ действует максимальная ставка господдержки.
Материальная помощь выдается с расчетом на быструю адаптацию и интеграцию в новых условиях. Если участник программы долгое время не в состоянии найти работу, ему выплачивается ежемесячное пособие. Срок выплат составляет 6 месяцев, а размер определяется, исходя из действующей средней величины пособий в России.
Переселенцам гарантировано право на трудоустройство и образование.
На данный момент Россия нуждается в специалистах сферы аграрной промышленности и сельского хозяйства, поэтому гражданам Украины, квалифицированным в данных областях, гражданство будет оформлено в приоритетном порядке. Особо позитивное отношение у властей сложилось и к индивидуальным предпринимателям и инвесторам из Украины.
Программа содействия переселению соотечественников в РФ из Украины обладает следующими преимуществами:
- дает право переселенцу на занятие любым не запрещенным законом видом деятельности;
- позволяет получить образование, включая дополнительное;
- предполагает содействие при трудоустройстве;
- ее участник может рассчитывать на своевременную квалифицированную медицинскую помощь;
- оформление РВП не зависит от квот ;
- освобождает переселенца от таможенных пошлин;
- участник программы и члены его семьи могут устроиться на работу без специального разрешения, необходимого при других случаях оформления гражданства;
- программа бессрочная, за свидетельством ее участника можно обратиться в любое время;
- решение о выдаче РВП участнику программы и членам его семьи принимается в рамках 60 дней с момента подачи заявления;
- программа дает возможность получить гражданство РФ без предварительного оформления ВНЖ.
Недостатками Программы по переселению соотечественников можно считать:
- повсеместные отказы в оформлении гражданства лицам, не имеющим требуемой в регионах квалификации;
- срок получения гражданства может растянуться на 4-6 месяцев, и в большинстве случаев шестимесячное ожидание означает отказ в выдаче свидетельства участника Программы;
- список регионов для участия в Программе включает дальние регионы со стабильно снижающимся уровнем населения;
- государственная материальная помощь не оказывается при выборе для проживания крупных городов;
- в случае, если гражданин Украины передумал оставаться в России на постоянной основе и решил покинуть страну, прожив в ней менее 2 лет, он должен будет вернуть все деньги госбюджета РФ, затраченные на его интеграцию.
Программа «Соотечественники» в 2022 году: условия для граждан Украины
Содействие переезду в Россию соотечественников, живущих за рубежом, представляет интерес как для них самих, так и для российских регионов. Программа переселения соотечественников для граждан из Украины в 2022 году — оптимальный способ демографической стабилизации. Зная язык и культуру страны, украинцы адаптируются практически безболезненно.
- Основные положения и участники программы
- Преимущества участия в программе
- Сбор документов
- Беженцы из Украины в Новосибирске: видео
Основные положения и участники программы
Участником Госпрограммы могут стать соотечественники, которые постоянно или временно живут в РФ или получили временное убежище. К ним относятся:
- проживающие вне РФ ее граждане;
- бывшие граждане СССР – ныне граждане стран – бывших его республик или апатриды;
- эмигранты с территорий, относящихся сейчас к РФ, и их потомки.
Принять участие в программе могут дееспособные граждане старше 18 лет, которые соответствуют определенным требованиям, а также члены их семей.
Свидетельство участника программы можно получить и в России, и за границей — при содействии уполномоченных органов.
Такими посредниками являются зарубежные представительства миграционной службы и дипломатические учреждения РФ, при которых обычно работают специально созданные группы.
На территории России вопросами учета, регистрации и оформления свидетельств занимаются территориальные органы ГУВМ МВД (бывая ФМС). Основной пакет документов находится на его официальном сайте. Кроме того, на портале https://ruvek.ru/, созданном специально для русских соотечественников, опубликован перечень регионов-участников программы. Свидетельство соотечественника выдается на 5 лет.
Преимущества участия в программе
Просьбу о выдаче статуса участника не удовлетворят, если соискатель:
- не обладает профессией, приоритетной для данного региона;
- сообщил недостоверные данные;
- имеет непогашенную судимость и пр.
И все же попробовать стоит, ведь программа переселения “Соотечественники”интересна тем, что обладатели свидетельства получают привлекательные государственные гарантии и солидную социальную помощь, в которую входит:
- Компенсация затрат на переезд (в том числе оплаты сбора и прочих расходов по оформлению документов).
- Право ввезти в РФ любой объем имущества и личное транспортное средство.
- Освобождение от уплаты пошлин при ввозе товаров в РФ.
- Компенсация госпошлины за оформление документов, легализующих положение переселенцев в РФ (ВНЖ, ходатайств о предоставлении гражданства РФ).
- Получение пособия теми, кто не имеет доходов от разных видов деятельности.
- Получение денег на обустройство — так называемых подъемных средств.
Кроме того, участники программы вправе ходатайствовать о получении РВП, невзирая на квоты в регионе, а также обращаться за ВНЖ и гражданством по упрощенной схеме. Они могут работать без патента и уплачивать НДФЛ по льготной ставке — 13%.
Сбор документов
Какие документы понадобятся беженцам из Украины для участия в программе соотечественников? Согласно перечню, опубликованному на сайте ГУВМ МВД https://мвд.рф, участники должны представить заполненное заявление (его форма утверждена распоряжением Правительства РФ от 16.02. 2022 № 196-р) и копии ряда документов:
- удостоверения личности предполагаемого участника программы и его родных (свидетельства о рождении несовершеннолетних детей и паспорта совершеннолетних);
- свидетельства о рождении соискателя;
- свидетельства о составе семьи (заключении /расторжении брака);
- справки о перемене фамилий, имен или отечества заявителя/членов его семьи;
- свидетельства об образовании, профессиональной подготовке и других документов, характеризующих личность претендента;
- трудовой книжки;
- военного билета (для военнообязанных).
Заявление следует заполнять по-русски, печатными буквами. При внесении данных можно задействовать компьютерную технику или использовать шариковую ручку с синими или черными чернилами. Помарки и исправления не допускаются.
Документы, составленные по-украински, должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены.
Беженцы из Украины в Новосибирске: видео
Как получить и оформить статус беженца в России гражданину Украины
Получить статус беженца в России для украинцев возможно, подав ходатайство в уполномоченные органы. Ранее этими вопросами занималась ФМС, а теперь ее функции переданы Главному управлению по вопросам миграции МВД России. Далее в статье – «уполномоченный орган».
Статус беженца позволяет гражданам Украины не только проживать на территории РФ, но и официально трудоустраиваться, пользоваться льготами.
Основания для предоставления статуса
По действующему российскому законодательству, беженцем может быть признан человек, который:
- Не является гражданином РФ, но был вынужден покинуть свою страну из-за обоснованных опасений стать жертвой по причине преследования на основании расовой, национальной, религиозной, политической, социальной дискриминации.
- Не может или не желает в силу объективных причин воспользоваться защитой своей страны.
- Не может или не желает возвращаться в свою страну, опасаясь преследований и насилия по вышеуказанным причинам.
Подать ходатайство о признании беженцем имеют право такие категории лиц:
- Лица без гражданства, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
- Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
- Граждане другой страны или лица без гражданства, в настоящий момент пребывающие на территории РФ на законных основаниях.
Основания для отказа
Отказать в присвоении статуса беженца могут таким категориям лиц:
- Военнообязанные в своей стране.
- Скрывающиеся от уголовной ответственности, находящиеся в розыске или под следствием.
- Не обратившиеся в соответствующие инстанции в течение длительного времени.
- Ранее получившие отказ в предоставлении статуса беженца при условии, что в период с момента получения отказа до подачи нового ходатайства ситуация в стране пребывания не изменилась.
- Прибывшие из государств, в которых имели возможность оформить статус беженца, но не сделавшие этого.
- Обладатели какого-либо документа, уже дающего разрешение на проживание и трудоустройство на территории РФ.
- Отказывающиеся сообщать достоверные сведения о себе, причинах и обстоятельствах прибытия на территорию РФ.
- Граждане Украины, имеющие близких родственников, постоянно проживающих на территории РФ.
Региональные квоты
Каждый регион имеет определенные квоты на прием беженцев из Украины. При выборе региона для проживания желательно поинтересоваться количеством квот в том или ином регионе. Например, для Москвы их количество довольно ограничено.
Таким же ограниченным является и количество годовых разрешений на работу для беженцев. Каждый регион РФ утверждает их заранее. 15 мая 2016 года было принято решение не учитывать квоты при трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому пока что для работы не нужно специальное разрешение или патент.
Порядок действий
Для оформления статуса беженца следует придерживаться описанной ниже пошаговой инструкции
Подача ходатайства
Оно заполняется на специальных бланках, от руки (разборчивым почерком) или на компьютере, исключительно на русском языке. Все совершеннолетние дети должны подавать собственное ходатайство. Информация о несовершеннолетних детях вписывается в документы родителей.
Если человек находится за пределами РФ, ходатайство подается в посольство, консульство. На территории РФ – в территориальное отделение уполномоченного органа. На государственной границе – в пункте пограничного пропуска.
К ходатайству обязательно прикладывается опросный лист. В нем подробно указываются обстоятельства, вынудившие человека к переезду, а также ряд других данных. Желательно приложить к опросу-интервью документы, обосновывающие необходимость поиска убежища на территории РФ.
Все документы должны быть переведены с украинского на русский язык. С 2015 года действует упрощенная процедура предоставления статуса, по которой достаточно лишь предъявить паспорт (или другой документ, подтверждающий личность владельца).
Также кандидату на статус беженца необходимо сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев, пройти медицинский осмотр. После всего этого ходатайство принимают, а заявитель получает соответствующую справку. Она действует в течение 5 дней.
Важный момент – заявитель сдает свои национальные документы (в данном случае – паспорт Украины) на хранение уполномоченному органу. Возвращают паспорт год спустя. Теоретически это означает, что в течение года человек не может вернуться в свою страну, поскольку никаких документов у него нет.
Получение свидетельства
Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в течение 5 дней с момента его приема. В случае положительного решения выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Оно действует 3 месяца на территории РФ. Свидетельство еще не означает, что человек будет признан беженцем.
В случае отказа заявитель получает предписание с требованием покинуть территорию РФ в течение 3 дней. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке.
Получение денежного пособия и проживание
Ходатайство рассматривается до 3 месяцев. В течение всего этого времени имеется право на проживание в центре временного размещения. Кроме проживания, беженцу предоставляется бесплатное питание, медицинская помощь.
Каждому заявителю, ходатайство которого было принято, государство выплачивает единовременное денежное пособие – 100 рублей или 150 рублей для инвалидов и малоимущих.
Для получения всего вышеописанного необходимо подать заявление на выплату пособия и выдачу направления в центр временного размещения.
Медицинское освидетельствование
Подавший ходатайство человек и прибывшие с ним члены семьи ставятся на учет уполномоченного органа по месту пребывания и проходят медицинское освидетельствование. Все медицинские учреждения проводят эти обследования бесплатно, расходы компенсирует государство.
После обследования человек получает соответствующий сертификат, который дает право на неотложную и первичную медицинскую помощь.
Получение статуса или отказ
Если в присвоении статуса беженца было отказано, заявителю выдается предписание покинуть территорию РФ в течение 3 дней.
Также может назначено дополнительное рассмотрение ходатайства еще на 3 месяца.
При положительном решении заявитель получает удостоверение беженца. Если в этот момент он находится не на территории РФ, ему также выдают билет для проезда. Пока действует статус беженца, паспорт Украины (или другой документ, удостоверяющий личность) хранится в уполномоченном органе.