Оптина пустынь — официальная информация о монастыре

Оптина пустынь: история святого места

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Читайте также:
Отдых и погода на Кубе в январе: температура воды, фото туристов и отзывы

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

  • автобусом;
  • поездом;
  • на личном авто.

Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

Читайте также об Оптиной пустыни

  • Паломничество в Оптину Пустынь или навигатор, монахиня Мария и тетя Валя с ВДНХ…
  • Оптина пустынь: годовщина победы

Видео об Оптиной пустыни

Пора в Оптину!

Путеводитель по святым местам

Когда-то я писала и могу повторить это спустя десять лет:

«Милая моя Оптина! Друзья мои, любезные сердцу друзья мои! Вы хотите ощутить это умиление, это странное размягчение сердца? Эту податливость на блаженные слезы? Это чувство детского восторга? Любовь ко всем и всему тебя окружающему? Забудьте о модных морских пляжах и дорогих курортах! В Оптину, скорее в Оптину! То, что испытываешь здесь, вы не забудете никогда, и эти чувства заставят вас возвращаться снова и снова.

Читайте также:
Фото Музея "Музыка и время" (15 фото)

Что это, отчего это? Милые мои, это и есть благодать Божия, которая касается нашего очерствевшего сердца и вызывает вот эти любовь и нежность, которыми так полон мой рассказ».

Что я могу добавить? Лето перевалило за половину, и если вы еще не успели совершить паломничество в Оптину Пустынь – наступила пора это сделать!

Как добраться

Начнем с дороги.

Первый вариант

Из Москвы до Оптиной можно добраться автобусом, который идет с автовокзала «Теплый Стан». Автовокзал расположен в 50 метрах от станции метро «Теплый Стан» (Калужско-Рижская линия, оранжевая ветка). Автобус идет около пяти часов, чуть больше или меньше, в зависимости от пробок; делает две большие остановки продолжительностью по 20 минут – в Обнинске и Калуге, можно выйти и размять ноги, купить что-то съедобное, посетить места общественного пользования.

Стоимость билета – 650 рублей.

От автовокзала в Козельске до монастыря ходит маршрутка «Автовокзал – Оптина Пустынь» один раз в час: 7:30, 8:10, 9:10, 10:10, 11:10, 12:10, 13:10, 14:10, 15:10, 16:10, 17:10. Время в пути: 10–15 минут, стоимость проезда – 20 рублей. Иногда первый и последний рейс – на 7:30 и 17:10 – отменяют. По понедельникам эта маршрутка не ходит.

Можно сесть на маршрутку «Козельск – Сосенский», которая ходит чаще, с интервалом в 10–15 минут, и выйти на остановке перед поворотом на Оптину, предупредив заранее водителя маршрутки. От поворота до монастыря два километра пути, и, если ваш багаж нетяжелый, можно пройти пешком.

Можно вызвать недорогое такси «Rush», номер телефона такси: +7-48-442-3-000-3. Стоимость проезда около 100 рублей. Если вы едете втроем-вчетвером, получается по цене билета на маршрутку.

Второй вариант

Если вы не хотите ехать на автобусе, можно с Киевского вокзала Москвы доехать до Калуги на электричке.

Расписание электричек здесь.

Время в пути около 3,5 часов, стоимость проезда – 450 рублей. Можно сесть на экспресс, тогда время в пути сократится на час, но стоимость возрастет до 530 рублей.

От Калуги до Козельска идут автобусы. Расписание здесь. Время в пути около двух часов, стоимость – 188 рублей.

Так что по стоимости и продолжительности пути оба варианта примерно равнозначны.

Где разместиться и поесть

Вы приехали в Оптину. Пора позаботиться о месте для ночлега.

Рядом со стенами монастыря есть гостиницы для паломников: восьмиместные комнаты, санузел на этаже. Стоимость поселения – 300 рублей за сутки. При поселении необходим паспорт.

Предварительный заказ гостиницы производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166, но никто из паломников на улице не остается, работники паломнической службы всегда заботятся об их размещении.

Покушать можно в паломнической трапезной (направо от Святых врат монастыря), попросив в гостинице талончики на питание, или в чайной, где много разнообразной и вкусной монастырской еды: щи, пельмени с рыбой (60 рублей), вареники с картошкой, с капустой (50 рублей), чебуреки и беляши с рыбой (50 рублей), разнообразные пирожки (с картошкой, чечевицей, повидлом, капустой и т.д. – 20 рублей), хачапури, блинчики с рыбой и творогом, хлеб монастырский, пицца с морепродуктами, монастырские соленья и молочные продукты монастырского подсобного хозяйства, разнообразные салаты, оптинский мед и прочие вкусности, чай, кофе, соки.

Рядом с монастырем есть гостевые пятикомнатные домики, они более комфортны, но и стоят дороже. Здесь вас ждут душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

  • одноместная комната – 1000 руб./ночь;
  • двух-трехместная – 800 руб./ночь с человека;
  • четырехместная – 600 руб./ночь с человека.

Подробно о проживании в Оптиной здесь.

Паломники-мужчины, которые приезжают на длительный срок, чтобы потрудиться на монастырских послушаниях, после собеседования могут поселиться в Предтеченском скиту.

Правила поселения и проживания в паломнической гостинице скита здесь.

В монастыре есть две книжные лавки, где продают духовные книги, иконы, четки, и лавка, где продают церковную утварь, облачения и прочее.

Богослужения

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты

В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святым мощам преподобных старцев Оптинских.

Подробно о храмах здесь.

Ежедневно в Оптиной служится две Литургии: ранняя в 7:00 (Часы в 6:40) и поздняя в 10:00 (Часы в 9:40).

По выходным и праздниками служат три Литургии: ранняя Литургия начинается в 6:30 (Часы в 6:00), средняя – в 8:00 (Часы в 7:40), поздняя – в 10:00 (Часы в 9:40).

Кроме того, каждый день служат молебны с акафистами:

  • преподобному Амвросию Оптинскому – в Введенском храме в 13:00;
  • Собору преподобных старцев Оптинских – во Владимирском храме в 15:00.

Вечернее богослужение начинается в 17:00 (9-й час в 16:45).

Исповедь проходит ежедневно с 6:00 во Владимирском и Казанском храмах.

Подробное расписание богослужений здесь.

В Преображенском храме служат водосвятные молебны и всегда можно набрать святой воды.

Можно искупаться в источнике святого Пафнутия Боровского в любое время. Идти от шлагбаума направо (есть указатель).

Подробный план монастыря и скита здесь.

Свечи в храмах – от 10 рублей, заказные записки о здравии и упокоении – 10–12 имен – 10 рублей. Просфоры есть в храмах и в киоске под колокольней, пожертвование за просфору – 5 рублей.

Официальный сайт Оптиной Пустыни с чудесным оформлением, удобной навигацией и даже 3-D экскурсией здесь.

Что еще посмотреть в Козельске

В Козельске есть интересный краеведческий музей, он основан в 1957 году и является одним из самых старых музеев области. Здесь хранятся экспонаты, символизирующие героическую семинедельную оборону Козельска в 1238 году, есть диорама «Оборона Козельска от монголо-татар». Представлены также экспозиции, посвященные природе Козельского края, его археологии, этнографии и Оптиной пустыни.

Адрес музея: улица Большая Советская, 75.

На маршрутке доезжаем до перекрестка, поворачиваем направо и проходим 200 метров. Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:00 часов, понедельник – выходной день, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Телефон: 8(484-42) 2-24-65.

Также в Козельске находится музей леса «Лесные истоки», открытый в 2001 году (район мехзавода). Музей состоит из трех залов: исторического, природы и фауны, а также посвященного деревянному зодчеству России. Есть обширная видеотека с фильмами о жизни зверей, птиц, насекомых, о заповедниках и экологии. Также в музее широко представлена история развития лесного хозяйства Калужской области (подробная информация здесь).

Читайте также:
Сколько стоит авиабилет Москва - Ереван

Дом Природы: улица Большая Советская, 71.

В Козельске есть прекрасные старинные храмы: Благовещенский храм (1810), Успенский собор (1824), храм святителя Николая Чудотворца (1740), храм Сошествия Святого Духа (1789).

В городском Парке культуры есть обзорная площадка, с которой открывается изумительный вид на реку Жиздру и Оптину Пустынь.

О достопримечательностях Козельска здесь.

Обитель в Шамордино и монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»

Недалеко от Оптиной находится Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, основанная преподобным Амвросием Оптинским близ деревни Шамордино в 1884 году. Весь монастырский устав и распорядок жизни сестер были установлены самим старцем.

Под духовным руководством Оптинских старцев обитель стала одним из самых крупных монастырей Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия и разорения в 1923 году. Помещения монастыря до 1990 года использовались в качестве учебных корпусов сельскохозяйственного техникума.

Монашеская жизнь возобновлена с 1990 года, восстановлен чудесный собор в честь Казанской иконы Божией Матери архитектора С.В. Шервуда.

В настоящее время в обители под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 120 насельниц.

Храмы монастыря украшают замечательные иконы, вышитые золотом, бисером, украшенные полудрагоценными камнями, – ручная работа сестер монастыря. Есть здесь чудесные святые источники.

Добраться до монастыря можно на автобусе «Козельск – Калуга». Ехать до остановки «Каменка», далее два километра пешком или, если повезет, на попутке. Можно поехать на такси, стоимость от Оптиной примерно 400 рублей.

Недалеко от Оптиной есть мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»: http://www.klikovo.ru/.

Особенно привлекает сюда паломников могила и келья известной старицы-схимонахини Сепфоры. О старице можно прочитать здесь.

Пора в Оптину Пустынь!

Ангела-Хранителя в дорогу! Молитвами святых отец наших, старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Монастырь Оптина Пустынь

Мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Место очень популярно для туристического паломничества, говорят, путешественники уезжают отсюда совершенно другими людьми.

Название происходит от имени разбойника Опта, который раскаялся и постригся в монахи, став основателем новой обители. Слово «пустынь» в древней православной Руси означало монашеское поселение вдали от людей.

Местом вдохновлялись русские писатели и мыслители. Например, Ф. М. Достоевский некоторые детали «Братьев Карамазовых» написал под впечатлением после посещения обители, а прототипом старца Зосима стал монах, которого он здесь повстречал.

История

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

Храмы Оптиной пустыни

На территории находятся 7 храмов и несколько церквей. Некоторые все еще на реставрации, но в остальных регулярно проходят богослужения: утренние молитвы, панихиды, Литургии, молебны исповеди и священные таинства.

Главным храмом монастыря является Введенский собор, в котором находятся святые мощи и знаменитые иконы. Наибольшим является трехпрестольный Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Священными таинствами для мирян занимается храм Илариона Великого.

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Расписание богослужений в Оптиной пустыни

Расписание богослужений в храмах Оптиной Пустыни можно посмотреть онлайн на сайте. Также монастырь предоставляет аудиогалерею, содержащую звуковые файлы песнопений, проповедей и молитв, произносимых в Оптиной пустыни.

Цены в монастыре Оптина пустынь

Поминовения для одного имени в монастыре требуют пожертвований, сумма которых рассчитывается из времени поминовения и вида. Проскомидия:

  • 100 руб. на 40 дней;
  • 1 тыс. руб. в год (можно заказать на 1, 3 или 5 лет).

Неусыпаемую псалтирь можно заказать только на 40 дней, сумма пожертвования составит при этом 200 руб. Узнать об услуге подробнее, а также найти банковские реквизиты обители можно на сайте монастыря.

При заказе экскурсий сумма рассчитывается исходя из количества экскурсантов:

  • 150–200 руб. с человека для взрослых и 50 для детей, если группа более 10 лиц;
  • 2000 руб. для группы менее 10 человек.

Экскурсии в монастырь Оптина пустынь

Попасть в обитель можно в составе организованных экскурсий как от различных служб и компаний, так и от самого монастыря. Второй вариант предполагает двух и трехдневные маршруты с предоставлением комнат в гостинице обители.

Мероприятия проводятся братия обители и штатные экскурсоводы. Также возможно привлечение переводчиков для иностранцев. Тематика может быть разной, в зависимости от выбора экскурсантов:

  • общий обзор;
  • для детей;
  • храмы, скит, святыни;
  • день из жизни Обители;
  • Оптинское старчество.

Экскурсионная служба работает ежедневно с 8:30 до 17:00. Мероприятие длится в среднем 1–1,5 часа.

Панорама в Оптиной пустыни возле храма Марии Египетской — Google Maps

Как добраться до Оптиной Пустыни

Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.

На электричке

Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.

Читайте также:
Отдых в Герцег-Нови в 2022 году: цены, достопримечательности, особенности

На автобусе

Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.

На машине из Калуги

Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.

Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты

Из Москвы

Общественный транспорт из Москвы до Оптиной Пустыни в Калужской области — рейсовые автобусы, курсирующие по маршруту Москва — Козельск. Отправление — от автостанции Теплый Стан. В течение дня рейсов несколько, время в пути — чуть больше 5 часов. Расстояние до Оптиной Пустыни от Москвы — около 260 км по автомобильным дорогам.

Видеообзор над монастырем Оптина пустынь

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Оптина пустынь

Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии

Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров. Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.

Основание монастыря

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь – а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Восстановление обители

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова “университет для русского народа”. Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Храмы монастыря:

  1. соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм,
  2. храм во имя иконы Казанской Божией Матери,
  3. храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны,
  4. кладбищенская церковь во имя Всех святых
  5. храм во имя св. Амвросия Медиоланского.

В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.

В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит.

После революции

Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей “Оптина пустынь”, директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители – Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возрождение монастыря

Оптина Пустынь. Колокольня с братскими корпусами и Казанская церковь, 2015 г. Фото Ю. Булкина

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря – иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце 60-ти сантиметровым кинжалом с надписями на клинке “666” , “сатана”. Убийцей оказался некий Аверин, который вступил в секту сатанистов. После обыска у него нашли изрубленную Библию и предметы для сатанинских ритуалов. Следственная экспертиза института имени Сербского признала Аверина невменяемым. Суд определил его в психбольницу. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра (Петрова), Юрий (Георгий), приехавший на праздник Пасхи из Тольятти.

В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование – 11 октября (местночтим.). В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В обители существует значительное подсобное хозяйство, насельники Оптиной пустыни окормляют соседнюю воинскую часть, проводя беседы с солдатами и занятия с членами семей офицеров.

Статистика

  • 2013 – 150 насельников (включая послушников) [1]
  • сентябрь 2016 – ок. 185 насельников (из них половина с высшим образованием, а 80% – закончили духовную семинарию или академию) [2]
  • 2018 – 200 насельников (включая послушников) [1]

Оптинские святые

  • прп. Лев (Наголкин), иеросхим. (+ 1841, память 11 октября)
  • прп. Макарий (Иванов), иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
  • прп. Моисей (Путилов), схиархим. (+ 1862, память 16 июня)
  • прп. Антоний (Путилов), схиигум. (+ 1865, память 7 августа)
  • прп. Иларион (Пономарев), иером. (+ 1873, память 18 сентября)
  • прп. Амвросий (Гренков), иеросхим. (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
  • прп. Анатолий (Зерцалов), иеросхим. (+ 1894, память 25 января)
  • прп. Исаакий (Антимонов), схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
  • прп. Иосиф (Литовкин), иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
  • прп. Варсонофий (Плиханков), схиархим. (+ 1913, память 1 апреля)
  • прп. Анатолий (Потапов), иеросхим. (+ 1922, память 30 июля)
  • прп. Нектарий (Тихонов), иером. (+ 1928, память 29 апреля)
  • прп. Никон (Беляев), иером., исповедник (+ 1931, память 25 июня)
  • прмч. Лаврентий (Левченко), иером. (+ 1937, память 12 октября)
  • прмч. Евтихий (Диденко), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Авенир (Синицын), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Савва (Суслов), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Марк (Махров), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Гурий (Самойлов), иером. (+ 1937, память 7 декабря)
  • прмч. Исаакий (Бобриков), архим. (+ 1938, память 26 декабря)
  • прмч. Игнатий (Даланов), иером. (+ 1942, память 21 августа)

Настоятели, наместники

Строители, настоятели

  • Макарий (Опта), основатель
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630)

В 1724-1726 гг. – монастырь был упразднен, полное возрождение монастыря началось лишь с 1795 года

  • Иосиф (1795 – 1796)
  • Авраамий (1796 – 1817)
  • Маркелл
  • Даниил
  • Прп. Моисей (Путилов) (1825 – 16 июня 1862)
  • Прп. Исаакий (Антимонов) (1862 – 22 августа 1894)
  • Досифей (Силаев) (упом. 17 декабря 1897)
  • Ксенофонт (Клюкин) (1899 – 30 августа 1914)
  • Сщмч. Исаакий (Бобриков) (30 августа 1914 – 1923)
  • Иосиф (Братищев) (1987 – 1988)
  • Евлогий (Смирнов) (23 мая 1988 – 1990)
  • Венедикт (Пеньков) (1990 – 22 января 2018)
    • Никита (Суриков) (24 января – 14 июля 2018), игум., и/о наместника, благочинный [3]
  • Леонид (Толмачев) (с 14 июля 2018), еп. Можайский

Что посмотреть в Марракеше за один день

В Марракеше живут арабы, берберы, французы, испанцы.

Коренное население сохраняет марокканский колорит, европейцы привносят комфорт и современность. В древнем центре города — медине — открывают модные рестораны местной кухни, а отели и хостелы строят в форме риад — традиционных марокканских домов с внутренним садом или двором. На перекрестке одновременно могут стоять дорогой красный Порше и повозка, запряженная ослом.

Впервые я побывала в Марракеше в 2017 году. Город напугал меня шумом и хаосом на дорогах, запутанными улицами, резкими манерами торговцев, строгими лицами местных и специфичными запахами специй. Но каждые полгода я приезжала сюда по работе и все больше влюблялась в этот город цвета охры.

Я работала гидом и часто водила туристов по Марракешу. В статье расскажу, что посмотреть в городе, если вы оказались здесь в первый раз. На карте маршрут протянулся на 7,7 км, но вы пройдете больше: в лабиринте улиц медины легко заблудиться и невозможно пройти мимо красивых лавок и магазинов.

Что вы увидите

  • Музей Ива Сен-Лорана
  • Сад Мажорель
  • Ворота Баб Дуккала
  • Медресе Бен Юсуфа
  • Рынок специй
  • Площадь Джема-эль-Фна
  • Дворец Бахия
  • Мечеть Кутубия
  • Киберпарк Арсат Мулай Абдеслам

Какие документы нужны для въезда в Марракеш

Россиянам не нужна виза для поездки в Марокко на срок до 90 дней. По прилете ставят штамп и просят заполнить анкету о прибытии.

В 2022 году для въезда в страну требуют справку об отрицательном результате ПЦР-теста на арабском, английском или французском языке. Анализ нужно сделать максимум за 72 часа до вылета. Еще путешественник показывает бронь отеля и анкету о состоянии здоровья, которую заполняет на сайте onda.ma и распечатывает до поездки в аэропорт.

О коронавирусных ограничениях в Марокко — на сайте национального туристического бюро

Как победить выгорание

Как добраться до Марракеша

До 2022 года из Москвы в Марракеш были прямые рейсы у Royal Air Maroc. Стоимость авиаперелета туда и обратно составляла 25 000—30 000 Р . Еще можно было взять билеты с пересадкой в Европе, получалось дешевле: 20 000—25 000 Р .

На момент написания статьи прямых рейсов в Марракеш нет, но авиакомпания S7 запустила рейсы без пересадок из Москвы в Касабланку с 30 апреля 2022 года. Это город в 3 часах езды от Марракеша. Перелет в одну сторону стоит от 12 513 Р , рейсы выполняют каждое воскресенье. Время в пути — 6 часов. Между городами ходят автобусы национальной компании CTM. Добраться из Касабланки до Марракеша стоит от 80 Dh⁣ ( 680
Р ).

Как доехать из аэропорта

Из аэропорта Марракеша в город можно добраться тремя способами: на обычном или экспресс-автобусе и на такси.

Самый бюджетный вариант — городские автобусы № 11, 12, 18, 20 и 33. Остановка находится в 500 метрах от здания аэропорта. Автобусы ходят с 06:00 до 23:00 каждые 10—15 минут и везут до главной автостанции, расположенной в километре от ворот Баб Дуккала. Проезд стоит 4 Dh⁣ ( 34
Р ). Дорога в центр города занимает больше часа: автобус постоянно останавливается и подбирает пассажиров.

Экспресс-автобус удобен для тех, кто прилетает и улетает из аэропорта Марракеша. Можно оплатить поездку только в обе стороны. Билет стоит 30 Dh⁣ ( 255
Р ) и действует 14 дней. Автобус ходит каждые 20—30 минут с 06:00 до 23:30. Время в пути — 40 минут. Маршрут проходит через торговый центр «Менара», район Баб Дуккала, площадь Джема-эль-Фна и главный железнодорожный вокзал.

Такси — комфортный вариант, но машину лучше бронировать заранее через отель или заказывать на официальной стойке в аэропорту. Адекватная цена — не больше 100 Dh⁣ ( 850

  • Р ). Но даже отели и тем более частные водители умудряются предложить поездку за 500⁠—⁠800 Dh⁣ ( 4250
  • ⁠—⁠ 6800
  • Р ).

    стоит поездка на такси из аэропорта

    Туристам, которые забронировали отель в медине, стоит учесть, что такси довезет только до ближайших к нему ворот. Дальше придется идти пешком: машина не проедет по узким улицам старого города. Медина в Марракеше большая, поэтому путь с чемоданами может занять 20—30 минут .

    Маршрут

    Музей Ива Сен-Лорана открылся в 2017 году и сразу стал звездой «Инстаграма» и всего Марракеша. Здание привлекает внимание: у него округлая форма с кружевной кирпичной кладкой стен, светлые пространства внутри и зеленые растения снаружи.

    Культурный центр посвящен жизни легендарного дизайнера и истории моды — можно увидеть работы, эскизы и личные вещи Ива Сен-Лорана . Посетители смотрят на созданные им фасоны и скетчи неизданных коллекций. Еще тут хранятся фотографии, книги и украшения. Все экспозиции открыты.

    Раньше в музее показывали кино о моде и искусстве, проводили встречи со знаменитостями, приезжающими в город. Сейчас эта часть закрыта из-за коронавирусных ограничений.

    Билет стоит 100 Dh⁣ ( 850
    Р ). Мне эта цена кажется завышенной, а сам музей — переоцененным. На самом деле экспозиция небольшая, а людей всегда много. Возможно, из-за пандемии сейчас там спокойнее.

    Сад Мажорель — ботанический сад рядом с музеем Сен-Лорана . Парк создал художник Жак Мажорель. Все здания в саду он покрасил в ярко-синий цвет. Здесь растут высокие пальмы, бамбук, бугенвиллеи и много кактусов разных форм. Сад открыли для посетителей в середине 20 века.

    В 1980 году Ив Сен-Лоран со своим партнером купили парк, чтобы спасти его от строительства гостиничного комплекса. Модельер часто приезжал отдыхать на виллу в саду.

    Билет сюда стоит 100 Dh⁣ ( 850
    Р ), детям до 12 лет — бесплатно. В цену включен вход в Музей берберов, который расположен в сине-желтом старинном особняке. Об истории этого народа рассказывают 600 экспонатов: национальные костюмы, украшения, предметы быта.

    Я очень люблю сад Мажорель: изогнутые кактусы можно разглядывать бесконечно, а яркие синие стены особняка поднимают настроение. Туристы приезжают сюда, чтобы сделать классные кадры и выпить кофе.

    Баб Дуккала — одни из 19 ворот в старый центр Марракеша. Вокруг шумно, много людей в национальной одежде, торговцев с повозками. Здесь кажется, что медина — это отдельный город внутри Марракеша, где время остановилось.

    Рядом с воротами находится продуктовый рынок. Он как отдельная достопримечательность, но не туристическая: здесь покупают местные жители. На прилавках есть все: овощи, фрукты, свежее мясо, домашние животные, сладости. Если хотите привезти домой специи, советую купить их у Баб Дуккала.

    стоит килограмм мандаринов

    Цены здесь низкие, а товар качественный. Например, палочки корицы стоят 20 Dh⁣ ( 170

  • Р ) за упаковку из 10 штук, килограмм кофейных зерен — 80 Dh⁣ ( 680
  • Р ), куркума обойдется в 30 Dh⁣ ( 255
  • Р ) за килограмм. Цены на овощи и фрукты зависят от сезона. Тут всегда можно купить недорогие мандарины: килограмм стоит 5 Dh⁣ ( 43
  • Р ).

    Где находится Мечеть Кутубия. Местоположение мечети Кутубия на карте Марракеша и описание

    Где находится: в самом центре медины, недалеко от мечети Кутубия.

    Об этой площади написано немало – и в путеводителях, и в записках путешественников, и в официальных хрониках. Добавить что-либо новое мне вряд ли удастся, посему просто расскажу о нескольких случаях из моей и ее жизни.
    Сижу в ресторане у западной окраины площади. Ем кускус, смотрю на паперть ближайшей мечети. Весьма приличного вида толстячок сидит на корточках. Рядом сидит его жена в голубой паранже. Просят милостыню – время дневного намаза. Намаз закончен – из мечети выходят последние правоверные. Милостыню никто подавать не собирается. Подождав еще пару минут, толстячок встает, зовет жену, они ловят такси и уезжают. Сделать какие-либо выводы относительно увиденного я не успеваю, так как в лицо мне лезет змея. Деревянная. Ее уже в шестой раз за последние сорок минут мне предлагает мальчишка. Я опять отказываюсь. Что они, европейские лица не различают что ли? Мальчишку в шестой раз отгоняет официант. В шестой раз делает грозный вид. По тому, как реагирует на него мальчик, я понимаю, что их игра продолжается каждый день. Место мальчика занимает чистильщик обуви, предлагающий мне стереть пыль предгорьев Атласа с кроссовок. Мне пыль дорога как память и я возвращаюсь к остывающему кускусу.
    Вечереет. Я опять выхожу на площадь. Ее не узнать. Все огромное пустое пространство пришло в движение. Все кипит, как муравейник перед закатом. Муравьи-рабочие закрепляют столы. Муравьи-носильщики тащат огромные котлы. Муравьи-электрики (здесь есть и такие) тянут провода. Муравьи-повара руководят всем этим процессом. Муравьи-туристы исправно щелкают фотоаппаратами. Я поднимаюсь на террасу одного из ресторанов, протискиваюсь к парапету и тоже – щелкаю. Солнце уже почти село.
    И опять я выхожу на Джему эль Фну. Муравейник превратился в ресторан. Пока я внюхиваюсь в ароматы, на моей шее оказывается живая змея. Я смотрю в глаза человеку, одевшему ее на меня. Он смотрит на меня и ждет монетку. Монетку я не даю. Он водит змеей по моей шее – мол, так и буду это делать, лучше дай монетку. Я змей не боюсь. Наша молчаливая игра продолжается. Я делаю шаг назад. Змея натягивается. Он делает шаг вперед. Я улыбаюсь. Он тоже – немного. Я делаю еще шаг. Он хитро прищуривается и не делает шаг. Натянутой змее явно не удобно. Я непреклонен. Он сдается, снимает змею и хлопает меня по плечу. Я делаю несколько шагов в сторону и моей руки касается новая змея. «Фюр арбайтен!» – говорит другой «заклинатель» и протягивает ладонь для монетки. Я опять жадничаю. «Фюр либе!» – пробует он другой аргумент, проводя змеей по моей руке. И с этим у меня порядок. «Фото?» – использует он последний аргумент. Но фото змей меня в этот раз не очень интересует и заклинатель исчезает в темноте. Из темноты появляется нечто. Нечто сильно гремит медными погремушками-кастаньетами. Вертит кисточкой на своей белой феске. Улыбается нечтовскими зубами. Подпрыгивает на одной ножке. Вертится как юла. Из той же темноты ему на помощь бегут еще два нечта. Оба протягивают мне ладони для монет. Я отрицательно киваю. Улыбка на нечто выключается и он бежит к толпе престарелых французов. Улыбка его включается, его погремушки издают звуки падающих медных подносов…
    Вся площадь в дыму от разогретых жаровен. Подходит юная барышня и предлагает сделать мне татуировку хной. Замысловатый рисунок, как на открытках. Как Вы думаете, я соглашаюсь.
    Обхожу по периметру всю вечернюю площадь – весело горят большие лампочки, весело пахнет мятой и специями, мясом и овощами. Веселые лица поваров соревнуются в этой веселости. Веселые зазывалы-официанты учтиво предлагают сесть именно за их столик. Изучаю ассортимент в импровизированных кафе-полевых кухнях. Он – практически одинаков, как и цены. Замыкая круг, сажусь ужинать. Официант, весело усадив меня, считает, что этим он свой долг перед рестораном выполнил и пристает к следующим потенциальным клиентам. Я не обижаюсь, изучаю блюда, выставленные в больших мисках и чанах горкой на тележке прямо между столами и поваром. Выбираю салат по-маррокански (овощи с большим количеством специй), кебабы-микс (шашлычки из курицы, баранины и свинины… то есть, что это я – говядины) и мятный чай. В качестве комплимента получаю тарелку с острыми оливками, острый соус, похожий на бульон, и мягкую лепешку. В тот момент, когда я собираюсь начать трапезу, на площади гаснет свет. Веселая паника длится несколько секунд, свет загорается. Везде, кроме нашего стола. Явно теряя клиентов, официанты пытаются восстановить проводку. Лампочки не загораются и официанты садятся отдыхать. Я ем в полумраке, зато меня не стесняют по бокам такие же голодные туристы. Они стесняют друг друга в более освещенных местах. Мой ужин прерывает девчушка, которая начинает рассказывать мне по-французски, как она ходит в школу, как учится, какие у нее отметки. В конце она потупляет глазки и просит дирам. И в этот момент ее окликает официант. Девчушка гордо встает и не менее гордо уходит. Включают свет. Но я уже закончил ужин и наслаждаюсь мятным чаем. А очнувшиеся официанты опять начинают заманивать публику. Я получаю счет и узнаю, что комплименты сделал сам себе. Я не в обиде – и лепешка, и оливки и даже соус были весьма кстати. Я наслаждаюсь последними минутами пребывания в сердце «Сердца Магриба». Факиров я не дождался…
    Эка я расписался… Ладно, перейду к фактам.
    «Джема эль Фна» значит «лобное место». В назидание горожанам на ней выставляли отрубленные головы преступников. В XVI веке площадь расширили, чтобы возвести на ней огромную мечеть, но что-то не сложилось, и Марракеш получил одну из самых больших в Марокко городских площадей.
    Сейчас «Джема эль Фна» значит «Марракеш». Значит «самый большой в мире ресторан». На 1200 человек. Вместо стен – повозки с апельсинами. Значит «сцена для представлений». И не только факиров, заклинателей резиновых и деревянных змей (реже – настоящих). Но и профессиональных и самодеятельных народных коллективов со всей страны. На ней ежегодно в начале июля проводится Фестиваль народного искусства – танцев живота, акробатов, «синих людей», музыкантов гнауа, чья музыка легко вводит в транс и прочих марокканских талантов.
    И все это охраняется. Охраняется ЮНЕСКО как нематериальное духовное наследие человечества (а целиком медина Марркакеша внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году).
    P.S. В Марракеше можно никуда не ходить. Можно просто сесть на площади Джема эль Фна и в течении дня весь Марракеш придет к Вам сам.

    Медина.

    Где находится: в центре города.
    Почему это интересно: ну, надо же Вам еще что-то, кроме площади, увидеть… Или купить что-нибудь…

    При первом взгляде на карту медины складывается такое впечатление, что кто-то просто рассыпал буквы арабского алфавита – такое немыслимое количество изгибов, тупиков, ответвлений и поворотов предстает перед Вами. Если вспомнить полушуточное утверждение Михаила Задорнова о том, что мы сообразительней американцев потому, что в наших городах улицы кривые, как извилины мозга, в отличии от их «прямолинейных» авеню и стрит, то арабы в этом случае должны быть самой хитроумной нацией. И для проверки этой теории я углубился в дебри марракешской медины. И сделал довольно любопытный вывод – медина очень просто устроена. Во всяком случае – в Марракеше. По форме она похожа на яйцо, в центре тяжести которого находится площадь Джема эль Фна. Это – зародыш. Как и у настоящего яйца, у медины есть небольшая полость, что бы зародыш не задохнулся. Это – сады вокруг мечети Кутубия. Закончим зооаналогии и перейдем к топографии. От площади расходятся несколько больших улиц, которые в конце концов выходят к воротам стены медины. Главные улицы – Семарин (rue Semarine) и Муассин (rue Mouassine) – ведут на север. Двигаясь по любой из них Вы пройдете через все «круги» медины – у площади Вы попадете в сук – восточный базар. На каждой улице (переулке) – он свой (хотя и разбавлен пришлыми торговцами) – медников, ювелиров, кожевников, аптекарей, обувщиков, мясников, пряностей, овощей, тканей, трав, посуды и пр. и др.
    Следующий круг – это спальные районы. Здесь живет основная часть горожан. Тихо и спокойно, в жару и во время намаза – пустынно. Можно встретить некое заведение, выдающее себя за кинотеатр, можно – небольшую лавку, выдающую себя за дворец, можно – тихую мечеть, ни за что, кроме мечети, себя не выдающую, но все же – здесь просто живут те, кто торгует в центре, и те, кто работает в следующем круге, примыкающем к стене. Этот последний круг – круг ремесленников. Промзона. Только тут можно окунуться в самый, что не на есть, КОЛОРИТ.
    В одном из двориков устроен «гараж» для десятков осликов и их повозок (между воротами Кешиш и эль Хемис), в другом квартале все улицы перетянуты нитками – это квартал ткачей. На небольшой площади в железном контейнере можно встретить чумазого старичка – торгует углем, который здесь же и делает. Но самый посещаемый туристами квартал – квартал кожевников, с его невыносимыми запахами и навязчивыми «гидами» и колоритом в прямом смысле этого слова – в больших емкостях красят кожу во все цвета радуги.
    И, наконец, завершает все круги стена медины с какими-нибудь «бабами» – воротами, значит. А за ними – кругомединная магистраль, за которой – достаточно большие и достаточно современные районы Марракеша (основаны в 1913 году).
    Скучная лекция? Ну ничего, главное – не забудьте ее, когда попадете в сутолоку, цветной, слуховой и обонятельный калейдоскоп настоящей медины, где Вам каждые пять шагов мальчишка, девчонка или подросток будут предлагать выйти из того тупика, куда Вас угораздили ноги привести. Где на Ваш вежливый отказ от любых услуг Вам могут плюнуть в след и уж точно послать к шайтану. Где одни красные стены с резными дверями сменяют другие красные стены с резными окнами, только стоят они теснее друг к другу, не позволяя Вам и встречному ослику разойтись. Где велосипедисты и мопедисты будут объезжать Вас на смертельной, как Вам кажется, скорости – и не дай Бог Вам шарахаться – тогда Вас точно сшибут. Где от разнообразных тупиков, поворотов и углов Вы впадаете в однообразный транс путешественника, вывести из которого Вас может только окрик мальчишки «Шерше гран плейс, месье?». Шерше, шерше, Вы же забыли, все, что я Вам описал выше…
    P.S. Рекомендуемые путеводителями (да и мной) места для посещения в медине: кирпичный шестиарочный купольный павильон Кубба-аль-Баадийн (XII век), медресе Бен Юсефа с восемью дворами (1565 год) (оба в геометрическом центре медины), мечеть Сиди-бель-Аббас (1605 года, одно из самых популярных мест мусульманского паломничества), мечеть Сиди Слимана аль-Джазули около ворот Баб-Тагзут на севере, дворец эль Бахия («дворец красавицы», конец XIX века), примыкающая с юга касба (крепость) – с еще более узкими и запутанными, чем в медине, улицами, с резными воротами баб Агнау XII века, мечетью эль Мансур (1197 год), мавзолеем основателя Марракеша – Юсуфа бен Ташфина, и гробницами династии Саадидов.
    Плюс уже упомянутые многочисленные бабы (ворота, как Вы помните) и Королевский дворец. Здесь король Марокко живет зимой, но охраняют его от посетителей круглогодично.
    P.S. Подробную карту медины Марракеша я поместил сюда.

    Квартал кожевников.

    Где находится: на востоке медины (квартал Dar Debagh), у ворот баб Дебаж (bab Debagh), в конце одноименной улицы.
    Почему это интересно: потому, что видами этого квартала украшают открытки и документальные фильмы.

    А так – в общем, обычный рабочий район. Официальных экскурсий туда не водят, зато при входе в каждый двор стоят «гиды» с листьями мяты – дабы кожевенный дух от Вас отгонять. Отделаться от этих гидов и походить по кварталу самостоятельно Вам вряд ли удастся, так как все производство сосредоточено в самих внутренних дворах. Здесь в большом количестве вырытых в земле ям и чанов дубятся, красятся и доводятся до ума шкуры всех животных, из которых Коран разрешает изготавливать кожаные изделия. Гид с удовольствием заведет Вас на крышу дома, дабы показать вид сверху, подведет поближе в ямам, дабы Вы убедились, насколько это непростой труд. Наибольшее удовольствие Вы получите в том случае, если к моменту Вашего прихода техпроцесс дойдет до стадии окраски. Тогда ванны предстанут перед Вами во всех цветах радуги, какие только можно использовать для покраски кожи.
    В конце экскурсии Вас ждет посещение лавки готовых изделий поблизости и расплата с Вашим «гидом». На низкие цены не рассчитывайте – их прейскурант – 100 дирам с человека. Впрочем, если Вы заплатите хотя бы половину, они останутся довольны.
    И – на воздух! Вспоминать о последнем безумно проведенном получасе, как о самом большом приключении в Марракеше.

    Мечеть Кутубия.

    Где находится: на западе медины.
    Почему это интересно: потому, что горожане очень гордятся этим местом.

    Впрочем, мне эта мечеть не показалась столь уж выдающейся – мечеть, как мечеть, минарет, как минарет. Да, может быть и самый высокий в городе (77 метров), да, может быть один из самых древних (годы постройки – 1184-1199) – ну и что с того?
    А то – с ней связано несколько интересных легенд. По одной из них султан Абд аль-Мумин, по чьему приказанию и было начато строительство мечети, приказал отрубить голову ее архитектору и разрушить саму мечеть до основания, когда узнал, что михраб (некий аналог православного иконостаса) не ориентирован на Мекку. Мечеть пришлось перестраивать заново. По другой легенде долгое время мечеть Кутубия вызывала зависть всех правителей Магриба, они хотели захватить Марракеш только лишь для того, чтобы спилить шары, украшающие минарет. Считалось, что эти шары сделаны из чистого золота. Рассказывали, набожный султан Якуб аль-Мансур, узнав, что его жена согрешила в рамадан – выпила днем стакан воды, велел в наказание переплавить все ее драгоценности и отдать для украшения мечети.
    Но арабы, есть арабы – недавно выяснилось, что шары то ли медные, то ли бронзовые. Не все то золото, что блестит. Особенно – на востоке.

    Дворец эль Бади.

    Где находится: на юге медины, рядом с касбой.
    Почему это интересно: потому, что здесь тихо.

    Тихо, нет толп туристов, нет торговцев, за исключением – билетеров (не вздумайте покупать общий билет для посещения дворца и «музея мечети Кутубия» – музей этот расположен на задворках дворца, в единственной комнате, и основными его экспонатами являются несколько схем и большая деревянная резная лестница).
    Некогда это был один из самых роскошных дворцов страны. Построили его в конце XVI века для султана Ахмеда аль-Мансура и за красоту прозвали «эль Бади» – «Несравненный». Одного султана сменил другой и дворец разобрали на кирпичи – вездесущий Мулай Исмаил имел более амбициозные планы…
    Сейчас полюбоваться гигантскими стенами и башнями с гнездами аистов (всем, что осталось от дворца) может любой желающий. А пустое пространство его внутреннего двора используется для проведения различных фестивалей – и Фестиваля народного искусства, и кинофестиваля – самого известного в этой части Африки.
    В остальное время главным развлечением для туристов является подъем на террасу (справа от входа во внутренний двор) и любование с нее видом на медину Марракеша.

    Мечеть Кутубия

    Кутубия ( арабский : الكتبية , в Tachelhit : ⵜⴰⴽⵯⵜⴱⵉⵜ) религиозное здание , построенное в XII – м веке в Марракеше , Марокко . Это самая большая мечеть города. Его архитектура и аскетичный декор отражают искусство Альмохадов .

    Первая мечеть была построена в 1148 году султаном Альмохадом Абдельмуменом после завоевания Марракеша . Он восстановит вторую версию того же размера около 1158 года. Это текущая версия, первая из которых была снесена. Якуб аль-Мансур завершит строительство минарета около 1195 года. Кутубия считается важным примером архитектуры Альмохадов и архитектуры марокканских мечетей в целом. 77-метровый минарет украшен различными геометрическими узорами и увенчан шпилем и металлическими шарами. Вероятно, он вдохновил другие здания, такие как Хиральда в Севилье и Башня Хасана в Рабате, которые были построены вскоре после того, примерно в то же время. Минарет также считается городской достопримечательностью и важным символом Марракеша.

    Резюме

    • 1 Этимология
    • 2 География
    • 3 История
      • 3.1 Исторический контекст между Альморавидами и Альмохадами
      • 3.2 Первая мечеть
      • 3.3 Вторая мечеть: нынешняя Кутубия
      • 3.4 Ориентация на киблу между Альмохадами и Альморавидами
      • 3.5 Кутубия сегодня
    • 4 Описание Кутубии
      • 4.1 Внешняя архитектура
      • 4.2 Внутренняя архитектура
      • 4.3 Минарет
      • 4.4 Минбар
        • 4.4.1 История
        • 4.4.2 Описание
        • 4.4.3 Механизм передвижения
    • 5 Фотогалерея
    • 6 Ссылки
    • 7 См. Также

    Этимология

    Название Кутубия происходит от арабского слова kutubiyyin (كُتُبيين), что означает «продавцы книг». Улица, на которой расположена мечеть, использовалась как место книжной торговли.

    География

    Мечеть расположена в 200 метрах к югу от площади Джамаа-эль-Фна , исторического рынка города. Он граничит с авеню Мохаммеда VI на севере и авеню Хомман Аль Фатуаки на юге. Вокруг мечети находится кладбище Сиди Али Бель Касем, сады, парк Лалла Хасна и бывшее французское консульство, которое стало резиденцией консула. Мавзолей Юсефа Бен Тачфина , построенный в 1126 году, расположен к северу на авеню Хомман Аль Фатуаки.

    На эспланаде мечети, можно наблюдать Koubba (купольные) Лалла Zohra, гробница Фатимы Бинт-Ezzohra Alkouch или Alkouchia, святой Marrakech умер в в XVII – м веке.

    История

    Исторический контекст между Альморавидами и Альмохадами

    Марракеш был основан в 1070 году султаном Альморавидов Юсефом Бен Тачфином и Зайнабом Нефзауи . В 1147 году город захватил султан Альмохад Абдельмумен . В Almohads сделал Марракеш свой капитал , но отказался от культурного и религиозного наследия Almoravids они считали еретиками. Они разрушили большое количество мечетей под видом плохой ориентации на Мекку.

    Стремясь перенести городскую централизацию рядом с Касбах Альмохад, местом силы, Абдельмумен построил новую мечеть.

    Первая мечеть

    «. Халиф (Абдельмумен) построил там впечатляющую мечеть, затем добавил еще одну похожую, если не более крупную, на южной стороне того, что было дворцом, и построил между ними этот монументальный минарет, несравнимый в мусульманском мире . Его сын и преемник Якуб аль-Мансур завершил строительство… »

    Первая версия мечети будет создана султаном Альмохадом Абдельмуменом в 1146 году, после его вступления в Марракеш. Он был построен на месте старого дворца Альморавидов, Ксар эль-Хьяр, фрагменты которого можно увидеть и сегодня. Мы точно знаем, что мечеть действовала. Дата завершения строительства первой мечети неизвестна, но по оценкам историков, это примерно 1157 год, потому что именно в этот день известная копия Корана, каллиграфическая халифом Османом , ранее хранившаяся в Великой мечети Кордовы , была перенесена в мечеть. Абдельмумен также перенес сюда знаменитый минбар Альморавидов мечети Бен Юсефа , первоначально заказанный Али Бен Юсефом у мастера из Кордовы . Эта мечеть была наполнена большой политической и религиозной символикой, тесно связанной с правящей династией Альмохадов . В нем были тонкие отсылки к древнему Омейядскому халифату Кордовы, Большая мечеть которого была образцом для большей части последующей марокканской и мавританской архитектуры.

    Мечеть, казалось, была связана с соседним королевским дворцом через проход (сабат), который позволял султану Альмохадов получить доступ к нему прямо из своего дворца (система, аналогичная проходу, существующему между дворцом халифа и Великой мечетью Кордовы ). Этот проход, вероятно, проходил через жилище имама за юго-восточной стеной киблы и, следовательно, мог исчезнуть, когда в этом районе была построена Вторая мечеть. Археологические раскопки также подтвердили существование в первой мечети Кутубии почти легендарного механизма, который позволил деревянной максуре (ширме, отделяющей султана и его окружение от остальной толпы во время молитв) подняться из траншеи, вырытой в земле в полуавтоматическим способом, а затем втягивайтесь таким же образом. Другой полуавтоматический механизм позволял минбару выдвигаться и продвигаться из камеры хранения (рядом с михрабом ). Точная работа механизма неизвестна, но, возможно, полагался на скрытую систему противовесов.

    Некоторые историки предположили, что бывшая крепость Альморавидов Касба (Ксар эль-Хаджар) могла служить минаретом для мечети. Его останки видны в северо-восточном углу мечети.

    Вторая мечеть: нынешняя Кутубия

    Абдельмумен построил вторую мечеть, примыкающую к юго-восточной стороне первой. Причина такого решения неясна. Первая гипотеза предполагает, что это будет следствием обнаружения неправильной ориентации первого согласно критериям Альмохада. Вторая мечеть на самом деле ориентирована на два градуса южнее первой. Это различие в ориентации может быть объяснено тем фактом, что первая мечеть была выровнена со стенами Ксар эль-Хьяра и что в то время это считалось достаточным, но выравнивание второй мечети больше соответствовало выравниванию мечети Тинмал. (важный памятник Альмохадов, который был построен в то время.) Есть несколько других гипотез, объясняющих это действие: желание удвоить размер здания, чтобы сделать его еще более законным, увеличить вместимость, приветствуя верующих перед лицом растущее население или даже посвятить одно из двух зданий исключительно правящей элите.

    Сроки строительства второй мечети также точно не установлены. Историческая хроника, сообщаемая аль-Маккари , утверждает, что строительные работы на второй мечети начались в мае 1158 года (Раби аль-Тани 553 г. хиджры). Он был открыт во время первой пятничной молитвы в сентябре 1158 года. Однако этот период строительства кажется неправдоподобным: вероятно, строительство длилось дольше.

    Как упоминалось ранее, нам неизвестны обстоятельства разрушения первой мечети, были ли они добровольными или со временем ухудшились из-за отсутствия технического обслуживания. Исследователи полагают, что две мечети, вероятно, какое-то время сосуществовали, образуя единую большую мечеть. Например, нынешний минарет мечети, по-видимому, был интегрирован в ткань двух мечетей, о чем свидетельствуют остатки аркады, принадлежащей первой мечети, и, тем не менее, до сих пор интегрированный в основание минарета. Гастон Деверден в своей книге по истории Марракеша 1959 года высказал предположение, что первая мечеть не была заброшена до тех пор, пока Якуб эль-Мансур не построил новую королевскую цитадель южнее (нынешний район Касба ). Как часть этой цитадели, новая мечеть Касба была завершена в 1190 году и впоследствии служила главной мечетью для халифа и его окружения. Старая мечеть пришла бы в негодность. Есть вероятность, что он был разобран, а его материалы были использованы при строительстве новой касбы и мечети.

    Знаменитый минарет мечети также не датирован достоверно. Некоторые исторические источники приписывают его Абдельмумену (который правил до 1163 года), в то время как другие приписывают его Якубу Эль Мансуру (который правил между 1184 и 1199 годами). Наиболее правдоподобный сценарий, по мнению некоторых историков, включая Девердана, заключается в том, что минарет был заложен до 1158 года и в основном построен Абдельмуменом или, по крайней мере, спроектирован по его приказу, в то время как Якуб Эль Мансур завершил эту работу, добавив небольшую часть в форме фонаря на его вершине около 1195 года. .

    За исключением ориентации, нынешняя мечеть практически идентична первой с некоторыми деталями. План, размеры и используемые материалы примерно одинаковы. Однако новая мечеть была немного шире первой. План этажа мечети также неправильный из-за того, что ее северная стена является бывшей южной стеной первой мечети, ответвляющейся на два градуса от второй мечети, как объяснялось ранее.

    Кутубия и ее минарет станут эталоном марокканско-андалузской архитектуры и послужат образцом для двух других памятников: башни Хасана в Рабате (монументальная мечеть Якуба Эль Мансура, которая останется незавершенной), а также Хиральда в Севилье. в том числе минарет похож на минарет Кутубии.

    Ориентация на киблу между Альмохадами и Альморавидами

    Вопрос об ориентации Кутубии и других мечетей Альмохадов (и даже средневековых исламских мечетей в целом) сложен и проблематичен. Альмохады разрушат ряд мечетей Альморавидов под видом неправильной Киблы (ориентации на Мекку ). Они предпочли ему ориентацию, вездесущую в мечетях того времени в Марокко и Андалусии, направленную больше на юг. На самом деле эта ориентация еще больше отодвинулась от настоящей Киблы, известной и используемой сегодня в современных мечетях. Истинная ориентация Киблы в Марракеше – 91 градус по азимуту с севера. В Альмохадах использовали кибл между 151 ° и 159 °. Позже эта ошибка будет исправлена, в частности, на уровне мечети Бен Юсефа, ориентированной под углом 88 °.

    Киблые Альмохады были таким же , как Великая мечеть Кордовы и мечеть Аль – Карауин в Фесе, как построено между началом VIII – го века и в конце IX – го века. Эта традиционная кибла была основана на хадисе пророка Мухаммеда, который заявил, что «то, что находится между востоком и западом, есть кибла» (скорее всего, имея в виду его пребывание в Медине , к северу от Мекки ), которая использовалась для узаконивания этой киблы на юге. Эта практика, возможно, также была направлена ​​на восстановление ориентации стен прямоугольного здания Каабы в соответствии с другой традицией, учитывая, что каждая стена связана с разной частью мира. Северо-западная стена Каабы была связана с Аль-Андалусом. Таким образом, Великая мечеть Кордовы была ориентирована на юго-восток, как если бы она была обращена к северо-западному фасаду Каабы, а ее главная ось была параллельна главной оси структуры Каабы (которая была ориентирована с юго-востока на северо-запад). Этот результат был достигнут за счет использования астрономических совмещений для воспроизведения ориентации Каабы.

    При этом средневековые мусульманские ученые обладали достаточными математическими знаниями, чтобы вычислить более или менее точную киблу. Кибла дальше на восток (приблизительно указывает на Мекку) было уже очевидно , в королевской мечети Медины Azahara (в окрестностях Кордовы) позже построил X – го века и в ориентации первой версии Almoravid мечети Бен Юсеф оценивается в 103 ° Альмохады, очевидно, выбрали киблу, которую они считали более древней или более традиционной в соответствии с той, что была в Великой мечети Кордовы. Неизвестно, было ли это научным и аргументированным действием или способом отличить себя от Альморавидов.

    Кутубия сегодня

    Мечеть и ее минарет были отреставрированы в конце 1990-х годов. В 2016 году мечеть была оснащена солнечными батареями, солнечными водонагревателями и энергоэффективными светодиодными лампами в рамках усилий по увеличению использования возобновляемых источников энергии в мечетях в Марокко.

    Описание Кутубии

    Он организован на самолете типа «Т». Эта традиция существует с строительства мечети в Кайруан в IX – м веке , а также находится в Испании. Фактически это арабский гипостильный план , то есть состоящий из большого двора, окруженного портиком, и молельной комнаты с колоннами. Нефы расположены перпендикулярно стене киблы , центральная из них шире; и промежуток, который проходит вдоль стены кибли, также увеличен, что образует букву T, отсюда и название. Михраб рассматривается как очень глубокая ниша, и минарет , 77 м , квадратный в сечении, по традиции мусульманского Запада.

    В его 17 нефах, поддерживаемых многочисленными белыми колоннами, находится одна из самых больших молитвенных комнат на мусульманском Западе (90 × 60 м ), которая может вместить до двадцати тысяч верующих. Здание было отреставрировано в духе оригинального памятника в 1990 году по распоряжению министерства культуры Марокко.

    Династия Альмохадов покровительствовала довольно строгой архитектуре, отражающей определенный аскетизм. Мечеть Кутубия не исключение: ее умеренность заметна по ее обнажению. Используемые луки могут быть перекрытыми или многолепестковыми, но оставаться голыми.

    Минарет позже (завершение в 1196), более украшен: один замечает в частности, важная работа переплетенных арками ( sebka ). Он увенчан тремя шарами из позолоченной меди, которые символизируют три мечети Ислама Кааба ( Мекка ), Медина и Иерусалим . Помимо прочего, он служил образцом для Хиральды в Севилье .

    Внешнее убранство минарета различно с четырех сторон: роспись по гипсу с растительным и эпиграфическим орнаментом, рельефная сетка переплетения, где картины перемежаются, полоса фаянса с белыми нитками на бирюзовом фоне, иногда переплетенные арки. Он построен из сланцевого песчаника, добываемого в карьерах Гелиза. Великолепные пропорции: 12,80 сбоку при высоте 69 с фонарем (77 м до острия шпиля) , с внешней стеной 2,50 м . В центре башни во внешнем ядре находятся шесть наложенных друг на друга комнат. Вокруг него пологий пандус ведет к валу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: