Музей Прадо – одна из лучших художественных галерей мира

Музей Прадо – одна из лучших художественных галерей мира

Обновлено: 28 Ноя, 2019

Национальный музей Прадо, входящий в двадцатку популярнейших галерей мира, будет интересен не только настоящим ценителям изобразительного искусства, но и простым туристам, желающим познакомиться с работами всемирно известных художников.

Общие сведения

Национальный музей, являющийся одной из самых известных достопримечательностей не только Мадрида, но и всей Испании, не уступает ни Лувру, ни Д’Орсэ, ни Эрмитажу. Ныне в залах комплекса, занимающего около 60 тыс. кв. м., выставлено огромное количество уникальных полотен, принадлежащих выдающимся мастерам Франции, Англии, Нидерландов и других европейских стран.
Главной характерной особенностью Prado является отсутствие какой-либо помпезности и претенциозности. Однако это не мешает ему входить в список самых популярных художественных галерей мира – ежегодно ее картинами приходят полюбоваться миллионы человек.

Краткая история

История Национального музея Прадо в Мадриде началась задолго до того, как его двери впустили в себя первых ценителей искусства. Еще в 1775 году, примерно за 45 лет до этого момента, испанский король Карл III приказал зодчему Хуану де Вильянуэва сконструировать здание, в котором мог бы разместиться Музей естественных наук. Воля монарха была исполнена, и уже спустя несколько лет на одной из мадридских улиц возвышался новый двухэтажный паноптикум.

Правда уже совсем скоро, в 1811 году, строение было захвачено наполеоновской армией и превращено в конюшни. Его прежний внешний облик сумели восстановить только 8 лет спустя. Тогда же галерею открыли для широкой аудитории.

Изначально ее коллекция была совсем небольшой – в ней насчитывалось около трех сотен картин, в основном принадлежавшим итальянским живописцам. Однако к 1843 году эта цифра увеличилась в целых 6 раз, что сделало Prado одним из крупнейших паноптикумов своего времени.

После свержения с трона правящей королевы галерея была национализирована и дополнена несколькими абсолютно новыми залами. Поговаривают, что тогдашней ее реставрацией руководил сам П. Пикассо. В 1979 году здание музея пережило очередную реконструкцию, в процессе которой к нему пристроили Куб Монео, дополнительное крыло, названное именем своего разработчика. В настоящее время между новым и старым корпусом существует подземный переход, декорированный буйными зелеными насаждениями.

Сам Prado National Museum представляет собой величественное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Центральный вход в здание, выходящий на одноименную аллею, украшен 6 белоснежными колонами, а перед самим паноптикумом стоит памятник Диего Веласкесу, одному из основоположников изобразительного искусства Испании.

Коллекции

Все экспонаты Национального музея Прадо в Мадриде разделены на несколько отдельных экспозиций, посвященных живописи той или иной страны. Рассмотрим каждую из них.

Создание знаменитого королевского собрания началось с картин признанных мастеров Италии, первым из которых стал Тициан. Этот выбор сыграл огромную роль не только в формировании самой коллекции, но и в развитии всего испанского зодчества. Искусствоведы утверждают, что именно у Тициана испанские художники обучались чувственности и страсти. Вслед за ним тут появились и другие талантливые венецианцы – Рафаэль, Корреджо, Ботичелли, Пармиджано, Тинторетто, Веронезе, Мантеньи и другие мастера, принадлежащие эпохе Возрождения.

Вслед за первыми полотнами итальянских художников экспозицию будущего паноптикума пополнили работы Рубенса, Босха, Брейгеля, Ван Дейка, Ван дер Вейдена. Причиной такой популярности стал тот факт, что в середине 16 ст. Нидерланды принадлежали Испанской империи, а потому культурное наследие этого народа представляло для короля точно такой же интерес, что и собственного. Правда, по поводу авторства некоторых из этих полотен до сих пор ведутся ожесточенные споры, но они не умаляют важность и масштаб работ.

Следующим разделом мадридского музея Прадо является испанская живопись, сформированная под влиянием двух предыдущих течений и возглавленная легендарным живописцем Диего Веласкесом. Являясь одной из самых значимых фигур своего времени, он оставил после себя множество интересных полотен, в том числе и небезызвестные «Менины», написанные с королевской инфанты.

Не меньшего внимания заслуживают и остальные испанские авторы, картины которых занимают целых 3 этажа и охватывают огромный временной период – от живописи 12 столетия до работ Франциско Гойи, датируемых первой половиной 19 века. К сожалению, здесь нет ни намека на Миро, Дали или же Пикассо. Причина этого в том, что в то время Испания утрачивает свое мировое влияние, поэтому многие творческие личности просто вынуждены были уехать в другие страны. Зато их место занимают произведения других, не менее знаменитых испанцев – Хосе де Риберы, Мурильо, Сурбарана и др.

В конце 17 – первой половине 18 ст. между Испанией и Францией зародились теплые дружеские отношения. Спокойная политическая обстановка между двумя странами нашла свое отражение в сфере искусства, пополнив коллекцию короля Фердинанда несколькими десятками полотен, написанных Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Оба обучались в Италии и были подвержены влиянию Вечеллио Тициана.

Несмотря на то, что немецкие произведения в музее Прадо показаны не так широко, как искусство предыдущих 4-х стран, здесь также будет на что посмотреть. Работы А. Менгса, Л. Кранаха и А. Дюрера можно без преувеличения назвать настоящими шедеврами изобразительного искусства Германии. К тому же на некоторые из этих картин (например, автопортрет Дюрера) можно посмотреть только в Мадриде.

Читайте также:
Поездка в дендрарий Трстено Арборетум (Хорватия)

Описание разделов Национального музея Прадо в Мадриде заканчивает английская живопись, представленная полотнами трех живописцев – Альма-Тадема Лоуренса, Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Столь скромный выбор объясняется двумя причинами. Во-первых, дипломатические связи между Испанией и Великобританией только начали зарождаться, а во-вторых, английская живопись тех времен была намного скромнее, чем французская или фламандская.

Помимо пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей в собрании Прадо присутствует великое множество карандашных эскизов и гравюрных эстампов, большая часть которых принадлежит «перу» Франциско Гойи. Кроме того в подвалах комплекса можно увидеть выставку скульптур и предметов декоративного искусства, созданных руками лучших мировых мастеров.

Самые знаменитые картины музея

Из 20 тыс. экспонатов, собранных в стенах Национального музея Прадо в Мадриде, на всеобщее обозрение выставлено чуть больше одной четверти. Остальные образцы лежат в специальных хранилищах и предлагаются к осмотру только на временных экспозициях. Но даже несмотря на это осмотреть все картины за 1-2 визита у вас все равно не выйдет. Чтобы не упустить самое интересное, ознакомьтесь с топовой 8 самых знаменитых произведений, написанных легендарными мировыми художниками.

Картина, второе название которой звучит как «Семья Филиппа IV», поражает тайным смыслом и сложностью построений. Вниманию зрителя предстает момент написания портретов королевской четы, правящей Испанией в первой половине 17 ст. При этом и правитель, и его супруга остаются за кадром, уступая «пальму первенства» маленькой Маргарите и окружающим ее фрейлинам (от испанского meninas). Присутствует на полотне и сам Диего Веласкес, который на тот момент работал главным придворным живописцем.

К числу того, что обязательно посмотреть в музее Прадо относится и работа известного греческого художника, написанная специально для обители в Толедо. Картина, посвященная излюбленному библейскому сюжету, выглядит просто волшебно. Ее непропорционально удлиненные фигуры, сложная компоновка композиции и мастерская игра света лишний раз подчеркивают божественное предназначение ребенка, появившегося на свет путем непорочного зачатия. «Поклонение пастухов» стало одним из последних произведений Эль Греко. Существует мнение, что образ мужчины, стоящего на коленях перед маленьким Иисусом, мастер списал с самого себя.

При взгляде на это произведение современный человек не может скрыть своего изумления, ведь вместо тонких и стройных созданий его взгляду предстают три полноватые античные богини, движущиеся в плавном танце. Их обнаженные тела раскованные, но не пошлые, эротичные, но не вульгарные. А главное – каждый сантиметр этого полотна пронизан огромной любовью, ведь одной из этих граций является молодая супруга живописца.

В список лучших картин музея Прадо в Мадриде относится и «Триумф смерти», написанный известным нидерландским графиком. Полотно, имеющее явный аллегорический подтекст, как нельзя лучше передает тогдашние представления верующих об аде и тех муках, которые уготованы каждому грешнику. Центральной фигурой данного повествования является умирающий король, на глазах которого расхищаются все накопленные ним богатства, и скелеты, везущие наполненную черепами повозку. Всюду царит смерть и хаос, насилие и убийства, сцены мучений и пыток.

Знаменитый триптих, созданный потомственным нидерландским живописцем, является одной из самых спорных работ, созданных в середине 16 столетия. Левая створка картины демонстрирует Адама и Еву, которые проживают в райском библейском саду. Центральная часть композиции олицетворяет обычную мирскую жизнь со всеми присущими ей элементами. Ну а последняя, правая, створка навевает мысль об аде.

Посетителей Национального музея Прадо в Мадриде эта работа привлекает по 2 причинам. Первая заключается в необычайной роскоши королевских костюмов, регалий и драгоценностей, прорисованных с поразительной точностью и скрупулезностью. Вторая же состоит в возможности рассмотреть психологический профиль каждого члена семьи и их нелюбовь друг к другу. Что интересно, это была первая и единственная картина, нарисованная Гойей для королевской семьи – больше от нее заказов художник не получал.

Величие и монументальность данного полотна прослеживаются не только в преобладании прямых линий, но и в наличии огромного количества драгоценных камней, рассыпанных у ног распятого на кресте Иисуса. Дабы привлечь внимание зрителей к последнему автор произведения окружил его фигурами учеников, а небосвод над Мессией спрятал за огромной тучей.

На заметку! Карта с указанием 15 самых известных шедевров искусства установлена при входе в галерею.

Практическая информация

Часы работы музея Прадо, расположенного по адресу Calle Ruiz de Alarcon 23, 28014 Мадрид, Испания, зависят от дня недели:

  • Пн. – сб.: с 10 утра до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 10 утра до 7 вечера;
  • 06.01, 24.12, 31.12 – с 10 утра до 2 дня.

Важно! 25.12, 01.01 и 01.05 комплекс не работает!

  • Общий – 15€;
  • По скидке – 7,50€;
  • Бесплатный вход – люди с инвалидностью, студенты до 25 лет при наличии студенческого удостоверения, посетители до 18 лет.

Кроме того бесплатное посещение музея Прадо осуществляется в следующие часы:

  • Пн. – сб.: с 6 до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 5 до 7 вечера;
Полезные советы

Собираясь посетить Национальный музей Прадо в Мадриде, прислушайтесь к этим полезным советам:

  1. Для осмотра экспозиций стоит взять аудиогид (среди языков есть русский), а еще лучше – воспользоваться услугами профессионального экскурсовода. Для этого следует присоединиться к организованной туристической группе.
  2. Учитывая большое количество экспонатов, прогулка по музейным залам займет не меньше 4-5 часов. Если же вы твердо намерены осмотреть большую часть произведений, приготовьтесь посвятить им не 1, а 2-3 дня.
  3. Гардеробная, предназначенная для хранения зонтиков, сумок, верхней одежды и других личных вещей, закрывается за полчаса до окончания работы галереи.
  4. Помимо сувенирных лавок, расположенных на первом этаже, на территории комплекса есть уютное кафе, в котором прекрасно кормят.
  5. Фото- и видеосъемка в Прадо запрещена, поэтому даже не пытайтесь пронести с собой камеру.
  6. Решив посмотреть коллекцию в часы бесплатного посещения, приходите на час раньше – народу будет поменьше. К тому же вам все равно придется заглянуть в кассу и взять специальный талон.
  7. Чтобы избежать длинных очередей, покупайте электронные билеты через интернет.
  8. Выходить на перекур или просто подышать свежим воздухом не рекомендуется – обратно могут уже не впустить.
  9. Сориентироваться на огромной музейной территории будет довольно непросто, поэтому не отказывайтесь от подробной схемы, выдаваемой при входе.
  10. Не берите с собой воду, бутерброды и конфеты – это здесь запрещено.
Читайте также:
США — краткое описание и характеристика страны, материалы о жизни в ней

Интересные факты о полотнах Веласкеса:

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 26 Авг, 2019 Кавелоссим, Гоа – один из самых красивых пляжных…

Обновлено: 4 Мар, 2019 Вена – музейная столица Центральной Европы, сосредоточила на…

Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…

Обновлено: 23 Апр, 2018 Отдых в дальних странах – это хорошо. Но…

Музей Прадо (Мадрид)

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Читайте также:
Фотографии Келимуту

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

Интересные факты

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт: https://www.museodelprado.es

Отзывы о музее

«Я не являюсь фанатом музеев, максимум, выдерживаю 2 часа. Но не ожидал, что не захочется уходить. Обычно в картинных галереях через какое-то время у меня всё начинает сливаться и мельтешить. В Прадо залы достаточно скромные, между картинами большие расстояния, что позволяет их лучше воспринимать. Из увиденного больше всего понравилось «Непорочное зачатие» Тьеполо и «Сад» Босха. Хотя и запрещено фотографировать, я тихонько сделал несколько селфи. Никто не сделал замечания. В общем, всё понравилось».

Галина, Нижний Новгород:

«У меня появилась идея-фикс посетить этот музей после прочтения раскрученного романа «Хозяин музея Прадо». Хоть историки искусства его и критикуют, меня он восхитил! В музее я с удовольствием рассматривала описываемые картины, вспоминала загадки из книжки. За один поход не уложилась, сходила туда два раза. Один раз воспользовалась бесплатной возможностью за два часа до закрытия. Думала, что будет большая очередь, но по сравнению с Лувром и ватиканскими музеями, почти никого и не было – отстояла ровно 10 минут»

«Я не была в Лувре, поэтому мне было интересно посмотреть «Джоконду», точнее, её копию того же времени. Честно скажу, не впечатлила. А вот Эль Греко мне очень понравился, просто по-новому открыла для себя этого художника. С языками у меня плохо. Перед поездкой в Мадрид читала в Интернете, что все надписи на испанском и английском. Поэтому изначально брала аудиогид на русском (6 евро). Фоткать запрещено, палку для селфи на входе сказали сдать в камеру хранения, она в этом же здании».

Музей в наше время

Война была окончена, фонды Прадо вернулись в Мадрид, и теперь перед музеем, помимо общей для все страны бедности, встала проблема нехватки помещений, необходимых для хранения экспонатов и создания экспозиций. Для решения этой проблемы здание Вильянуэвы было дважды реконструировано, сначала – в 1954-1956 гг., а затем – в 1964-1968тгг.

Однако ближе к концу века становилось все более очевидным, что музею нужно не только расширять выставочное пространство, но и приспосабливать к новым требованиям,предъявляемые к музеям в связи с наплывом посетителей, вызванным туристическим бумом и растущим интересом к искусству. Ясно было, что требовались перемены не только материального порядка, такие как улучшение системы кондиционирования воздуха или новые помещения, необходимые для лучшего обслуживания посетителей. Требовался и иной, более современный подход к музейному делу. Для этого в 1971 году была создана техническая комиссия, задача которой было составление полного проекта модернизации музея, разработка новых критериев оценки оборудования, размещения экспонатов, реставрации зданий и хранения произведений. С этого момента Прадо постепенно привыкает к новым временам, в музее увеличилось число временных экспозиций, развернулась разносторонняя исследовательская деятельность и значительно улучшились условия хранения работ, их реставрация и, конечно же, обслуживание посетителей. Для выполнения всех своих функций музей по-прежнему нуждался в расширении помещения, но этого трудно было добиться за счет очередной пристройки к зданию Вильянуэвы. В результате было решено добавить к имеющемуся зданию музея еще и другие здания. Эта идея выкристаллизовалась, когда музею Прадо перешел так называемый Касон дель Буэн Ретиро – старинный бальный зал одноименного дворца, в котором после перепланировки поместили экспозицию искусства XIX века ; зал был открыт в 1981 году. В этом же году там установили прибывшую из нью-йоркского Музея современного искусства Гарнику Пикассо. Через одиннадцать лет это полотно вместе с другим наследием Пикассо перешло в Национальный музей «Центр искусств имени королевы Софии».Именно в 90 – е гг. широко развернулась и модернизация Прадо, проводившаяся по тому же образцу, что и в других крупных музеях. Решению этой задачи способствовал новый административный статус, наделявший музей большей автономией.

Читайте также:
Экскурсии на Пхукете 2021: цены и описание, отзывы туристов

Испанская Живопись

Из всех коллекций Музея Прадо наиболее полно и широко представлена коллекция испанской живописи, которая и составляет основное ядро фондов

Фундаментальное значение этой коллекции заключается не только в том, что она является собранием образцов полотен, написанных в Испании за восьмивековой период – начиная с романской стенной росписи ХII века и вплоть до первого десятилетия ХХ века, но и в том, что в ней хранятся многочисленные работы испанских живописцев, которые по праву снискали всемирную славу гениев живописи. Среди них можно назвать такие имена как Эль Греко, Рибера, Мурильо,Сурбаран и, конечно же, Веласкес и Гойя. Коллекция музея обладает одним из наиболее полных собраний полотен Веласкеса и Гойи. Не случайно открытие музея Прадо в значительной мере совпадает со вниманием к заявившей о себе на весь мир испанской школе живописи в целом, и с творчеством наиболее символичного представителя этой школы – Веласкеса, в частности. В этом смысле можно сказать, что общие черты художественной модели, известной как “испанская школа живописи, в значительной мере сформировались под влиянием черт наиболее ярких полотен художников, о которых говорилось выше, и работы которых хранятсяколлекции музея Прадо.

Большинство полотен испанской живописи, составляющих коллекцию Музея Прадо, поступило из Королевских Коллекций. Кроме того, коллекция музея была значительно пополнена за счет фондов Национального Музея Живописи и Скульптуры, известного под именем Музея де па Тринидад, прекратившего своё существование в 1872 году, собрание произведений которого включало, в основном, полотна из различных монастырей и церквей, переданных в музей после отмены ограничительных условий по наследованию церковного имущества в течение первых нескольких десятилетий ХIХ века.

Благодаря этому в Прадо поступило большое количество картин религиозного характера, знаменующих собой такие важные исторические вехи как цикл работ живописца Педро Берругуте, которые были переданы в музей из монастыря Санто Томас в Авиле или великолепное собрание полотен Эль Греко. Кроме того, весьма существенная коллекция картин ХIХ века была передана в Прадо из Музея де ла Тринидад, после получения наград на Национальных Выставках

Изобразительного Искусства эти картины перешли в руки государства и были выставлены в Музее Прадо.

Начиная с первого момента своего создания в 1819 г., Музей Прадо делал всё возможное для того, чтобы значительно пополнить и обогатить свою коллекцию испанской живописи, неустанно укрепляя её сильные стороны и заполняя пробелы. Такие пробелы берут своё начало в чрезмерном увлечении некоторых испанских монархов творчеством иностранных художников, большинство из которых являлись представителями фламандской или итальянской живописи.

Однако с другой стороны, эта королевская склонность к предпочтению иностранных живописцев позволила музею сохранить одну из лучших коллекций античной западной живописи. Явным показателем интереса к укреплению коллекции испанской живописи явился тот факт, что самой первой работой, приобретенной музеем Прадо, было полотно Святая Троица, принадлежащее перу именно испанского живописца Хусепе де Рибера , которое король Фердинанд VII купил в 1820 году, всего несколько месяцев спустя после церемонии открытия музея.

Кроме того, первая картина, переданная в фонд музея от частного лица, также была работа испанского художника — это Распятие Христа Д.Веласкеса , переданная в дар королю в 1829 году одним из наследников графини де Чинчон.

Коллекции музея

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). На 0-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Читайте также:
Фото Ботанического сада Рио-де-Жанейро (76 фото)

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV.

Фламандское Искусство

Произведения фламандских ху-дожников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современ-ных Бельгии, Нидер-ландов и Люксем-бурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

Испанское Искусство

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века. На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

Немецкая школа

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящен шедеврам Альбрехта Дюрера иЛукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо,Рейнольдса и Лоуренса.

Диего Веласкес Портрет короля Филиппа IV 1634-1635

Французская школа

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция – «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Заключение

Было увеличено количество персонала, отреставрирован Касон дель Буен Ретиро, и в 2007 году завершен амбициозный проект архитектора Рафаэля Монео – музей увеличили за счет присоединения к нему территории клуатра старинного монастыря ордена Святого Иеронима.

Усилия, предпринимаемые музеем Прадо по обогащению и укрупнению коллекции испанской живописи, были постоянными и не прекращаются и по сей день, о чем свидетельствует огромное количество и историческая важность полотен испанских живописцев, которые продолжают неустанно пополнять коллекцию музея в самом разгаре ХХI века.

Музей Прадо

Национальный Музей Прадо (Museo Nacional del Prado)

Здание Прадо было построено Хуаном де Виллануэва для Карла III как музей естественной истории. Впоследствии брат Наполеона, Жозеф, решил, что здесь следует разместить художественный музей, и к тому времени, когда Прадо открылся в 1819 году, во время правления Фердинанда VII, здесь уже размещалась королевская коллекция живописи. Нет сомнения в том, что Прадо – один из лучших музеев мира. В нем экспонируется более 9000 произведений искусства, среди них творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Караваджо, Веронезе, Фра Анджелико, Босха, Рубенса, Дюрера, Рембрандта и Брейгеля.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Начало королевской коллекции положила королева Изабелла еще в XVI веке, затем вплоть до XIX века ее преемники дополняли собрание. В Прадо одновременно может быть выставлено около 1500 произведений искусства, в основном – живопись. Постарайтесь осмотреть коллекции произведений Гойи и Веласкеса. В последние годы в музее шла реставрация, в том числе появился подземный переход к главному зданию, был перестроен комплекс Касон дель Буэн Ретиро с коллекцией испанского искусства XIX века. Неподалеку расположены другие музеи – Музей королевы Софии, Музей Тиссен-Борнемиса и Археологический музей, где расположены коллекции египетского, месопотамского, греческого и римского искусства, ранее экспонировавшиеся в Прадо.

Тел.: 91 3302800
Пн.-сб. 10.00-20.00; вс. и праздники 10.00-19.00;
закрыто 1 янв., 1 мая и 25 дек.
Вход платный
Метро: Банко-де-Эспанья

Самый знаменитый музей Испании привлекает в Мадрид множество туристов. Это огромное собрание удобнее осматривать небольшими частями, например, работы определенных художников или конкретный исторический период; поэтому рекомендуем посетить его минимум дважды. Если у вас только один день, то найдите хотя бы три часа времени. В конце недели музей обычно переполнен.

Читайте также:
Фото Замка Грашшалковичей (7 фото)

Испанская живопись

Испанское искусство времен раннего Средневековья представлено в Прадо в основном эскизами, но также есть несколько полноцветных образцов, таких как фрески анонимного автора из обители Санта-Крус-де-Мадеруэло, для которых характерны романская тяжесть линий и воссоздание самобытных характеров.

Испанская готика представлена в Прадо работами Бартоломе Бермехо и Фернандо Гальего. Реализм их картин объясняется заимствованиями у фламандских живописцев того времени.

Приметы наступающего Ренессанса появляются в работах таких художников, как Педро де Берругете, чья картина «Аутодафе» вызывает сильную эмоциональную реакцию. В картине «Святая Катерина» Фернандо Яньеса де ла Альмедины просматривается стиль Леонардо да Винчи, на которого, возможно, работал Яньес во время обучения в Италии. Испанский стиль, главными чертами которого является суровость, мрачность и глубокая эмоциональность, начал складываться в период маньеризма XVI в. Примером может послужить картина «Снятие с Креста» Педро Мачуки и мадонны Луиса де Моралеса, по прозвищу Божественный. Нарочито удлиненные человеческие фигуры на полотнах Моралеса были заимствованы Эль Греко (Доменико Теотокопули). Несмотря на то обстоятельство, что многие из шедевров Эль Греко находятся в Толедо, в Прадо хранится солидное собрание его работ, в том числе «Портрет аристократа».

«Золотой век» был временем небывалого расцвета испанского искусства. Хосе де Рибера, живший в испанском Неаполе был последователем Караваджо, используя реалистический характер письма и технику светотени. Другим мастером, который использовал тот же метод, был Франсиско Рибальта, чья картина «Христос и Св. Бернард» также находится в Прадо. В музее также есть ряд работ Сурбарана — натюрморты, изображения святых и монахов.

Этот период великолепно представлен полотнами Диего де Веласкеса, который стал придворным живописцем, когда ему еще не было тридцати лет, и оставался в этой должности до своей смерти. Он писал парадные портреты членов королевской фамилии, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Многие из его картин находятся в Прадо. Возможно, самой значительной из его работ является «Менины» («Фрейлины»).

Другой великий испанский живописец, Гойя, творивший в XVIII в., в начале своей карьеры рисовал эскизы для гобеленов, а позднее стал придворным художником. К наиболее интересным картинам Гойи, хранящимся в Прадо, относятся «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», осуждающая войну и насилие, и известная серия «Мрачные картины».

Фламандская и Голландская живопись

Множество великолепных полотен фламандских и голландских живописцев находятся в Прадо. Примерами могут служить картины «Св. Варвара» кисти Роберта Кампена, пронизанная ощущением интимности, и «Снятие с Креста» Рогира ван дер Вейдена, вне всякого сомнения являющееся шедевром. Наиболее известными являются впечатляющие, мистические полотна Иеронима Босха, среди хранящихся в Прадо «Искушение Св. Антония» и триптих «Воз сена». В числе интереснейших произведений XVI в. «Триумф смерти» Брейгеля Старшего. Музею принадлежит почти сотня холстов фламандского живописца XVII в. Питера Пауля Рубенса, в том числе картина «Поклонение волхвов». Одной из самых известных картин, выставленных в Прада является «Артемисия» Рембрандта, написанная с жены художника. Из других фламандских и голландских художников, работы которых представлении в Прадо, нужно упомянуть Антониса Мора, Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса, считающихся одними из лучших художников-портретистов XVII в.

Итальянская живопись

Музей Прадо превосходит многие музеи и может по праву гордиться обширной коллекцией итальянской живописи. Великолепные декоративные деревянные профили Боттичелли, объединенные названием «История Настаджио дельи Онести», история о рыцаре, навсегда осужденном преследовать и убивать свою возлюбленную, были заказаны живописцу двумя богатыми флорентийскими семьями.

Здесь модно увидеть полотна Рафаэля «Христос на пути к Голгофе» и «Святое семейство с ягненком» и раннюю картину Тинторетто «Христос омывающий ноги ученикам». Испанские живописцы находились под сильным влиянием Караваджо и использовали его характерную манеру обращения со светом и тенью, как на картине «Давид с головой Голиафа». В Прадо также широко представлены работы венецианских живописцев Веронезе и Тициана. Тициан был придворным художником-живописцем при дворе Карлоса V, его полотна выражают наиболее драматические моменты габсбургской эпохи, примером этого может послужить мрачная и торжественная картина «Император Карл V в Мюльберге». В музее также демонстрируются работы Джордано и Тьеполо, признанного мастера итальянского рококо, написавшего картину «Непорочное зачатие», которая входит в серию предназначенную для церкви в Аранхуэсе.

Французская живопись

В музее Прадо имеются восемь картин, приписываемых Пуссену, среди которых его безмятежные «Святая Сесилия» и «Пейзаж со святым Иеронимом».

Лучшей из представленных в Прадо работ Клода Лоррейна является «Отыплытие Святой Паулы в Остию». Среди художников XVIII в., чье творчество здесь представлено, являются Антуан Ватто и Жан Ранк. Интересен портрет «Филиппа V» кисти королевского художника-портретиста Луи-Мишеля Ван Лоо.

Немецкая живопись

В музее Прадо хранятся несколько полотен Альбрехта Дюрера, в том числе картина «Адам и Ева», ставшая классикой. Его выразительный «Автопортрет» 1498 г., написанный им в возрасте 26 лет, — жемчужина небольшого, но весьма ценного собрания немецкой живописи в Прадо. Также здесь можно увидеть несколько картин Лукаса Кранаха и полотен художника конца XVIII в. Антона Рафаэля Менгса, среди них портрет Карлоса III.

Музей Прадо: самые известные произведения, интересные факты

Если приехали в Мадрид, выделите время и обязательно посетите музей Прадо. По количеству шедевров эта галерея изобразительного искусства не уступает Лувру и Эрмитажу.

Читайте также:
ВВП стран мира на душу населения: рейтинг и таблица 2021 годов

Особое место в ней занимает коллекция работ испанских художников. Здесь представлены произведения Веласкеса, Гойи, Эль Греко и других мастеров искусства.

Также здесь найдете творения и других европейских знаменитостей, выполненные в разные периоды творчества.

Коротко о посещении музея Прадо (Museo Nacional del Prado)

Адрес: Paseo del Prado, Madrid.

Метро: станция «Banco de España» (линия 2) и станция «Atocha» (линия 1).

Стоимость билетов:

  1. Входной билет в Музей Прадо (бронируйте онлайн) — € 19,5; до 18 лет — бесплатно; от 65+ лет — € 7,5.

Совет 1. Заказывайте билеты заранее онлайн, чтобы не тратить время на многочасовое стояние в очереди. Тогда вы гарантированно посетите музей в нужное вам время и дату !

Совет 2. Планируете посетить Золотой Треугольник Мадрида: музеи Прадо, королевы Софии и Тиссена-Борнемисы? Заказывайте онлайн «Арт Прогулку по Мадриду» ⇒

Время работы

  • с понедельника по субботу с 10:00 до 20:00;
  • воскресенье и праздничные дни с 10:00 до 19:00;
  • 6 января, 24 и 31 декабря с 10:00 до 14:00.

Закрыто: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Дополнительная информация:

Где находится

Знаменитая галерея — в самом сердце Мадрида. Точный адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014.

Чтобы сюда доехать, воспользуйтесь метро и выйдите на станции Аточа. Еще один вариант — автобусы 10, 19, 14, 9. От остановки останется пройти несколько сотен метров. Благодаря указателям «Museo del Prado» заблудиться невозможно, к тому же здание видно издалека.

Подробная информация о галерее — на официальном сайте музея Прадо: https://museodelprado.es. Здесь общее описание, режим работы, схема музея. Информация доступна на испанском и английском языках.

История создания

Официально выставка начала работу в 1819 году.

Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.

В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.

Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.

Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.

После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.

Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть.

Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.

Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.

Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.

Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.

Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.

Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.

Архитектурные особенности здания

Особенность художественной галереи — наличие трех входов, которые названы в честь испанских живописцев Мурильо, Гойи и Веласкеса.

Основным считается Puerta Alta de Goya, попасть в который можно со стороны улицы Прадо. Если войдете через него, окажетесь на первом и главном этаже, откуда начинается экскурсия в мадридский музей Прадо.

Само здание музея, которое спроектировал испанский архитектор Хуан де Вильянуэва в 1787 году в неоклассическом стиле, представляет собой памятник архитектуры. Сочетание розовых кирпичных стен и белокаменных колонн выглядит очень элегантно.

Несмотря на разгром, который устроили в 1808 году войска Наполеона, внешний облик здания сохранился в почти первозданном виде.

Здесь не найдете золоченой лепнины и роскошных интерьеров, все просто и гармонично. Зато обстановка музея располагает к тому, чтобы не отвлекаться, а осматривать шедевры живописи.

Картины размещены грамотно, поэтому у посетителя не будет кружиться голова от обилия раритетов.

Еще один милый штрих:

В картинной галерее Прадо нет тринадцатого зала!

Последний раз реконструкция музея проводилась в 2007 году. Тогда был построен новый корпус в стиле модерн, а в главном здании увеличили площади.

Благородные формы дворца удачно соединили с отделкой из гранита, мрамора и благородных пород дерева.

Полотно Веласкеса — «Пьяницы, или Торжество Вакха».

Самые известные произведения музея Прадо

В Национальном музее представлено столько экспонатов, что осмотреть все за одно посещение вряд ли получится. Чтобы туристам было легче разобраться, на входе выдают бесплатную карту, где представлена краткая информация по 15 шедеврам музея.

Вот некоторые работы, на которые стоит обратить внимание:

  • «Менины» Веласкеса;
  • полотно Рубенса «Три Грации»;
  • картина «Сад наслаждений» Босха;
  • работа Эль Греко «Портрет кабальеро».

Не стоит проходить и мимо копии портрета «Мона Лиза» («Джоконда») , которую создал ученик Леонардо да Винчи. Точное имя ученика неизвестно. Предполагают, что это либо Андреа Салай, либо Франческо Мельци.

Знатоки говорят, что написана она мастерски, но глубины, которой обладает оригинал Джоконды, в ней все же нет.

Читайте также:
Фото зоопарка Торонто (67 фото)

Копия портрета «Мона Лиза».

Еще одно произведение, привлекающее посетителей Дель Прадо – «Давид, победитель Голиафа» — работа художника Микеланджело да Караваджо.

Изначально предполагалось, что в галерее будут выставлены работы испанских живописцев.

Изначально так и было. Только полотен Гойи насчитывается больше 30 экспонатов. Они располагаются в хронологическом порядке и представляют каждый из периодов его творчества.

Но постепенно музей расширялся и сейчас здесь представлены картины различных мастеров из Франции, Нидерландов, Германии, Италии.

Богатство галереи составляют не только знаменитые полотна. Здесь обнаружите и старинные предметы декоративного искусства. В музее представлены керамика, монеты, оружие, мебель и вещи, которые украшали быт богатых и знаменитых людей во времена Средневековья.

Особый интерес в галерее Прадо представляет коллекция «Сокровища Дофина» , получившая название в честь сына короля Франции Луи XIV. Увидеть ее можно в залах, расположенных в подвальном этаже.

Виртуальная экскурсия

(Источник — Михаил Ломоносов).

Интересные факты

Как и любая знаменитая галерея, испанский музей Прадо за свою историю видел немало.

В ноябре 1936 года, когда в стране началась Гражданская война, большая часть экспонатов была вывезена в сокровищницы Каталонии, Валенсии и Женевы. В Мадрид они вернулись только в 1939 году.

Вот еще несколько интересных фактов о музее Дель Прадо:

  1. Самым старинным экспонатом стал бюст правителя Лагоша. Скульптура из диорита изготовлена в третьем тысячелетии до нашей эры. Позднее бюст перевезли в Национальный археологический музей, где хранится до сих пор.
  2. В 1936 году по указу испанского президента Асаньи директором Прадо стал Пабло Пикассо. Этот пост живописец занимал до окончания Гражданской войны, но фактически в должность не вступил. Правда, время от времени Пикассо представлял музей за рубежом, сопровождая выставки живописцев, отправленных в ссылку. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже. К этому событию художник написал известную картину «Герника».
  3. Сокровищница с бесценными экспонатами всегда привлекала внимание не только ценителей прекрасного, но и грабителей. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году. Тогда в неизвестном направлении исчезло 18 предметов из «Сокровищ Дофина». В причастности заподозрили нескольких сотрудников, один из которых через несколько дней сдал уникальный экспонат в ломбард.
  4. Еще одна неудачная попытка кражи произошла в 1961 году. Вор хотел проникнуть в помещение через крышу, но разбился, сорвавшись с нее. В кармане обнаружили записку с требованием выкупа за картины.
  5. Здесь родился комик Тони Леблан, настоящее имя которого Игнасио Фернандес Санчес. Отец будущей кинозвезды работал в Прадо привратником и жил с семьей в маленькой квартирке, расположенной в стенах музея. Маленький Игнасио помогал отцу, находясь на посылках, а позже с гордостью рассказывал об этом факте биографии.
  6. Иногда в музее показывают кино. Это происходит в честь открытия новых выставок, посвященных разным художникам и эпохам, в которые они жили.
  7. Режим работы галереи с годами тоже менялся. В первые годы ее открывали для посетителей только 2-3 дня в неделю. Когда на улице шел дождь, залы были закрыты, чтобы исключить попадание грязи от большого скопления людей. Дело в том, что при строительстве здания полам не уделили должного внимания, и для удаления грязи долго использовали орошение водой. Со временем в галерее постелили паркетные полы, а в 30-х годах прошлого века заменили на мраморные.

Здание музея.

Правила посещения галереи

Часы работы музея Прадо в Мадриде зависят от дня недели.

С понедельника по субботу открыт с 10 утра до восьми вечера, в праздничные дни и воскресенье режим работы сокращается на час.

25 декабря, 1 января и 1 мая галерея закрыта для посетителей.

6 января, 24 и 31 декабря работает до двух часов.

Взрослый билет стоит 19,5 евро. Молодежь до 18 лет осматривает экспонаты бесплатно, а студенты и пенсионеры – за полцены. Для групп предусмотрены небольшие скидки.

Билет в галерею действителен весь день.

При желании смело выходите погулять или пообедать, а потом возвращайтесь и продолжайте осмотр.

Купить билет в музей Прадо лучше всего онлайн ⇒, воспользовавшись нашей инструкцией. Это позволит избежать очередей на входе.

Также это можно сделать и в кассе музея, потратив около 2 часов на стояние в очереди.

Дополнительно оплачивается аудиогид – 3,5 евро, который берут, в основном, знатоки живописи.

На входе не забудьте получить бесплатную карту-схему музея.

Самый большой поток посетителей на выставке с открытия и до двух часов дня.

Если хочется избежать скопления народа, приходите в вечерние часы.

Ежедневно за два часа до закрытия в галерею пускают бесплатно, а стоимость посещения временных выставок в это время снижается в два раза.

Фотографировать экспонаты запрещено, но строгого контроля за этим нет. В отличие, например, от Эрмитажа гостям здесь верят на слово. Правда, большие камеры придется сдать на хранение, как и сумки с зонтами.

В музее найдете кафе, магазин книг, сувениров и полезных мелочей.

Также работает бюро информации, в котором подскажут, где найти нужную картину или скульптуру.

Даже если не считаете себя знатоком живописи, музей Прадо с его экспонатами достоин посещения.

Читайте также:
Фотографии Океанографического парка Валенсии

Может быть, по помпезности он уступает таким гигантам, как Лувр, но посетители признаются, что из некоторых залов не хочется уходить.

В галерее Прадо есть интересная надпись:

«Бережно относитесь ко всему, что вам кажется непонятным.

Это может быть произведением искусства!»

Цитата, принадлежащая великому Хемингуэю, стала лозунгом, который актуален во все времена.

Музей Прадо. 7 картин, которые стоит увидеть

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, Босха и Гойи . В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

Хочу поделиться своей мини-коллекцией самых любимых работ.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Более подробно о творчестве Гойя читайте в статьях:

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у Мане и Ренуара .

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что Франсиско Гойя : спустя 150 лет он нарисовал портрет другой королевской семьи , также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – Сад земных наслаждений . Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.

Я, конечно, была потрясена этой картиной (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Читайте также:
Визовый центр Хорватии во Владивостоке время работы, адреса и телефоны

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

Только поставив в ряд свои любимые работы музея Прадо, поняла, что временной охват получился серьезным – 15-19 века. Это сделано не предумышленно, цели показать разные эпохи у меня не было. Просто шедевры, которые сложно не оценить, создавались во все времена.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Что обязательно посмотреть в музее Прадо

Прадо – национальный музей Испании в Мадриде, собрана крупнейшая в мире коллекция европейского искусства, открыт в 1819 г.

Музей Прадо в Мадриде — место сосредоточения шедевров изобразительного искусства. По своей значимости музей Прадо не уступает Лувру или Эрмитажу, но размеры его гораздо меньше, чем у музейных коллег. Но это ничуть не минус, по концентрации шедевров мировой живописи он вне конкуренции.

Общая площадь с новыми залами — 53 тысячи квадратных метров, всего выставлено 1300 полотен живописи , остальное хранится в запасниках музея (около 7000 невыставленных полотен).

Коллекция музея Прадо славится полным собранием картин европейских школ живописи. Среди них испанские, фламандские, мюнхенские, голландские школы. В выставочных залах максимально полно представлены собрания картин Босха, Эль Греко, Веласкеса, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Мурильо и многих других мастеров с мировым именем.

Не смотря на высокую концентрацию шедевров в стенах музея, знакомство с ним проходит легко и безболезненно: вы не устанете от прогулок по выставочным залам.

Благодаря грамотному размещению картин ваша прогулка станет познавательной и вдохновляющей. Ежегодно взглянуть на прекрасное сюда съезжаются два миллиона туристов.

История музея Прадо в Мадриде

Но роскошная коллекция музея сформировалась значительно раньше, в XVI веке в годы правления Карла V. Именно он был первым монархом, который коллекционировал предметы искусства и передавать их по наследству.

Для широкой публики в те времена доступно лишь религиозное искусство, а остальную живопись моги созерцать только монаршие семьи. В 1775 году проектируется здание музея известным испанским архитектором Хуаном де Вильянуэва.

Для публичного посещения музей был открыт в 1819 году Изабеллой Браганской, супругой короля Фердинанда VII.

Помимо монарших собраний его коллекцию помогали формировать многочисленные пожертвования, национализация в Испании (частные коллекции перешли в собственность страны), завещания частных коллекционеров.

Что посмотреть

Вам может хватить и одного дня, чтобы обойти ключевые полотна и скульптуры мастеров мировой живописи. Входной билет действителен до закрытия музея с правом вернуться.

Если вы устали, но хотите прийти и посмотреть что-то еще, поставьте на билете штамп у охранника, тогда в этот же день можно вернуться еще.

Самые знаменитые картины Прадо в Мадриде — «Портрет Кардинала» Рафаэля Санти, «Три грации» Рубенса, «Триумф смерти» Брейгеля-Старшего, «Воз сена» Босха, «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко. Еще вас ждет много эллинистических и античных скульптур, вывезенных из Рима.

Помимо художественного искусства, вас ждут драгоценности, посуда, декоративно-прикладное творчество. В здании музея есть кафетерий, где вы можете отдохнуть и перекусить.

В музее хороший сувенирный магазин: есть книжные издания на русском языке, стильные сувениры и многое другое.

Полотно размещены очень грамотно и спокойно. Во время посещения галереи Прадо (Мадрид) нет чувства, что тебя заваливают шедеврами.

Если есть время — разделите первый и второй этажи на разные дни.

За дополнительную плату можно взять аудиогид на русском языке. Но по утверждениям туристов информации в нем недостаточно. Если владеете английским, лучше возьмите аудиогид на нем: информации больше, она систематизирована и интересна.

15 шедевров музея Прадо

Контактная информация

Входной билет для взрослых стоит 14 евро. За 23 евро можно купить билет вместе с официальным проспектом музея. Очень грамотный и хорошо издан.
Каждый день с 18:00 до 20:00 (кроме праздников) действует свободный вход.

Время работы: с понедельника по воскресение с 10:00 до 20:00, в воскресение (и праздничные дни) с 10:00 до 19:00.

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Spain
Официальный сайт: https://www.museodelprado.es/en/


Официальное видео музея

Схема музея на русском языке

В таком музее хочется посмотреть абсолютно все, но на это можно потратить годы. Предлагаем вам планы музея с маршрутами и основными экспонатами, посмотреть на которые приезжают со всего мира:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: