Плато Лаоса

Плато Болавен в Лаосе – маршрут на мотобайке

Лучшим временем для путешествия по Южному Лаосу считается апрель-май. В высокий туристический сезон все приезжают в Паксе исключительно для того, чтобы посетить плато Болавен (Bolaven Plateau). Это окруженное зелеными холмами царство богато на водопады и речные пороги. Так что вооружитесь картой плато Болавен, составьте свой маршрут и отправляйтесь в увлекательное путешествие!

Из цикла «Путешествие по Лаосу»

Мы побывали на плато Болавен в 2014 году во время нашего кругосветного путешествия

Водопад Тад Юанг Гнеуанг на плато Болавен

Плато Болавен

Плато Болавен – это удивительное по своей красоте и живописности место с уникальным климатом на юге Лаоса, оно знаменито бескрайними полями и пастбищами, на которых пасутся тысячи свиней и коров, а также небольшими семейными чайными фабриками, кофейными плантациями и текстилем. Оно представляет собой плоскогорье высотой от 1000 до 1350 метров над уровнем моря с красивой природой, множеством рек и красивых водопадов. Будьте предусмотрительны, отправляясь на экскурсию, на плато Болавен часто идут дожди!

Мы ездили по плато Болавен в Лаосе на арендованном в городе Паксе мотобайке и написали 4 статьи о нашем путешествии, которые могут вам пригодиться при планировании маршрута:

Где находится плато Болавен

Интереснейшее место с уникальным климатом, Плато Болавен, находится в южной части Лаоса. Этот приподнятый на 1000 – 1350 метров участок земной поверхности раскинулся между горным хребтом Аннамит (Annamite) – восточной границей Лаоса с Вьетнамом, и рекой Меког на западе. Оно расположено в провинции Чампасак (Champasak), но небольшие его граничные территории относятся к провинциям Секонг (Sekong) и Аттапы (Attapeu).

Плато Болавен на карте

Экскурсии на плато Болавен из Паксе

Программа однодневных экскурсий на плато Болавен несколько различается в разных турагентствах, однако суть у всех одинаковая. Обычно туристам предлагают посетить три водопада в 40 км от города, побаловав еще остановками на дегустацию лаосского чая и кофе (интересно сравнить этот чай с привычным нам чаем из Нувара Элии на Шри-Ланке), а также завозят осмотреть одну из деревень, где живут этнические меньшинства Лаоса. Эта экскурсия занимает целый день и стоит около 150 тысяч кип (около 20 долларов). Однако это не единственная опция, которая позволит ознакомиться с красочным плато.

Стандартная программа экскурсии на плато Болавен

Как известно, в Паксе множество контор, которые сдают мотобайки, а мы выбрали наверное самую лучшую, потому что ее владельцы в лице мисс Нои и Ива проявляют особую заботу о каждом клиенте. А раз так, то что же помешает поехать, куда глаза глядят и посмотреть все, что захочется? Даже в такой простой ситуации у вас все равно есть выбор. Ехать по малому кругу в 180 км (Short Loop) в один или два дня или ехать по большому кругу в 320 км (Big Loop) за два или три дня. Все действительно зависит от вас и ваших желаний. Гестхаусы есть почти во всех населенных пунктах по пути, иногда у самых водопадов, но не везде говорят по-английски.

Схемы маршрутов по плато Болавен

Полезные советы путешественникам

Не везде дорога хорошая, есть участки, где придется ехать по грунтовке. И речь не только о подъездах к водопадам, но и о шоссе. Путь от городка Бан Бенг Пу Кан (Bane Bengal Phou Kham) в сторону Паксонга (Paksong) придется преодолевать по грунтовке. Или же рискнуть поехать по страшной по местным легендам дороге, которая постоянно строится.

Говорят, от Секонга (Sekong) до Паксонга практически не встречаются заправки, так что нужно заправить полный бак именно в Секонге. Но на практике вышло, что первые заправочные станции появляются сразу после трудного участка дороги, в деревне Бан Нонг Ой (Bane Nong Oy).

Участок “страшной” дороги проваливается, несмотря на постоянный ремонт

Но подобное чудо техники (ручная бензоколонка) есть почти в каждой деревне!

Кроме того, на плато Болавен часто идут дожди, поэтому дождевики будут не лишними. А поскольку высокий туристический сезон в Южном Лаосе приходится на прель-май, о в это время тут бывает невероятно жарко, но дожди не обязательно будут каждый день. Обычно дождь прорывается после пика температуры во второй половине дня. Так что утро – лучшее время для осмотра достопримечательностей.

Байк оставляйте на парковках, иногда за парковку нужно заплатить. Вход на водопады – от 3000 или бесплатно. Вот и все, пожалуй, советы перед путешествием.

Читайте также:
Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения — разбираем детально

Самый красивый на мой взгляд водопад – Тад Се Катамток

Плато Болавен и ват Пху. Южный Лаос

Северный и Южный Лаос разделяет центральная часть, с парой национальных парков и несколькими большими пещерами. Но до них сложновато добраться самостоятельно, особенно, если нет запаса времени или денег. Поэтому можно сразу отправиться в Южный Лаос, оставив центральную часть на следующий раз.

Плато Болавен — крупное плато на востоке от Паксе с большим количеством кофейных плантаций и невероятных для этого региона водопадов.

ват Пху Лаос

Паксе — крупный по лаосским меркам город расположен на юге страны, в провинции Чампасак. Паксе успел побывать столицей Лаоса, хотя здесь и не так уж много достопримечательностей. Но это неплохая отправная точка для осмотра плато Болавен и кхмерского храма Пху в Чампасаке.

Кхмерский храм Пху в 12 км от города Чампасак (40 км на юг от Паксе) — крупнейший в Лаосе. Если вы уже смотрели Ангкор Ват, то ват Пху вас не впечатлит, но в ином случае посмотреть стоит.

Что посмотреть в Паксе и Чампасаке

Главное в Паксе — это плато Баловен в 15-20 км от него с большим количеством водопадов и кофейных плантаций.

Есть несколько вариантов посмотреть плато и достопримечательности на нем.

  1. Отправиться туда на мопеде. Стоимость проката — 50000 кип.
  2. Нанять такси и найти нескольких желающих осмотреть плато вместе с вами, чтобы поделить стоимость.
  3. Обратиться в тур.агенство и присоединиться к туру по плато.

Мы взяли мопед напрокат, посмотрели 2 водопада и полазили по кофейным плантациям.

Самый внушительный водопад — 120 метров высотой и на него можно посмотреть только издалека. Чтобы подойти к нему близко, нужно якобы нанять местного гида и пойти туда с ночевкой. Стоимость осмотра — 3000 кип. Около обзорной площадки продают недешевый, но очень вкусный лаосский кофе.

Второй водопад, в 6-7 километрах, хоть и не такой высокий, но рядом с ним можно поплавать. Стоимость осмотра — 10000 кип.

На плато не менее 7-8 водопадов, некоторые из них очень красивые, но смотреть все нет смысла.

Кофейные плантации повсюду.

Чайные плантации также имеются, но их не так много. По пути на самый верх плато есть место для туристов, где можно осмотреть кофейные и чайные плантации, попробовать кофе и чай (платно) и приобрести, если понравится. Мы решили не посещать это место и ограничиться водопадами и кофейными плантациями.

Погода на плато Болавен часто плохая, с дождями и ветром. Запаситесь дождевиком и запасной одеждой. Дорожное покрытие с выбоинами и при движении на мопеде будьте осторожны — мы не избежали прокола.

Чампасак и ват Пху

Чампасак — город на юге от Паксе, в 40 км. Чампасак находится на правом берегу реки. При движении с самого юга необходимо использовать переправу через реку, чтобы попасть в Чампасак.

Очень дешевых гостиниц в Чампасаке нет, но можно разделить комнату с кем-нибудь, если путешествуете один. Погода здесь хорошая и ночью довольно тепло — можно переночевать и в палатке.

Ват Пху

До вата Пху можно добраться на мопеде или на велосипеде. Стоимость проката городского велосипеда в плохом состоянии — 12-15 тыс кип. Велосипедов в хорошем состоянии здесь не найти. До кхмерского храма 15 км. Можно доехать на плохом велосипеде. За храмом возвышаются красивые карстовые горы, заросшие зеленью.

Стоимость входа — 50000 кип, вместе с посещением музея.

ват Пху Лаос

Но можно зайти и посмотреть бесплатно, с бокового входа для местных, слева, в 1 км от центрального.

Храм неплохо сохранился. Центральное здание находится на горе, до которой нужно дойти по крутым ступенькам.

Оттуда прекрасные виды. Желательно остаться до заката — весьма красиво.

Неподалеку от этого кхмерского вата есть еще несколько, не таких больших. Имея в запасе немного времени (а не как у меня — 2 часа) и используя мопед, можно осмотреть все за 1 день.

Как добраться до Южного Лаоса (Паксе, Чампасак)

На автобусе или на самолете из Вьентьяна. На ночном спальном автобусе — 10 часов, 170000-180000 лаосских кип.

На автобусе из Бангкока — около 10 часов.

Прямой автобус из Ангкор Вата — 9 часов и 230-250 тыс. кип.

Я ехал на дневном автобусе 10 часов из Луанг Прабанга до Вьентьяна и затем сразу (через 2 часа) пересел на ночной автобус в Паксе. Переезд занял сутки и 320000 кип (2560 руб.), так как я покупал в агентстве (переплатил процентов 25%). Автостопом, учитывая его скорость в Лаосе, это заняло бы минимум 2-2,5 суток.

Читайте также:
Зарплата судьи, сколько получают работники судебного аппарата, доходы в арбитражном, верховном и мировом суде

В автобусе я познакомился с корейцем, с которым мы пропутешествовали следующие 3 дня вместе.

Где поселиться в Паксе и в Чампасаке

В Паксе множество гестхаусов и пару хостелов. На букинге я нашел дешевый вариант комнаты и мы с корейцем заселились туда за 50000 кип. Кровать в общей комнате в хостеле в 200 метрах стоила 35 тыс кип.

В Чампасаке масса отелей и нет хостелов. По пути с самого юга Лаоса я познакомился со швейцаркой, с которой мы и раздели комнату в Чампасаке за 80000 кип. (320 руб на одного).

Общие впечатление о плато Баловен и вате Пху

Плато — большое, насыщенно достопримечательностями, хотя и немного однотипными. За 1 день можно осмотреть только в составе тура или на машине. На мопеде можно посмотреть за 2 дня. На велосипеде те же 2 дня, при наличии хорошей физической формы.

Ват Пху мне понравился, немного людей, бесплатно, атмосферно. Но я и Ангкор Ват я не видел.

Регион, в целом, симпатичный, дешевая рыба на лотках стрит-фуда, относительно недорогой кофе, приятные люди (в основном, лаоссцы).

Типичная еда юга — рисовая лапша в супе или с рыбно-креветочным соусом.

Болавен – плато в Лаосе

Болавен – плато в Лаосе

Описание плато

Более десяти тысяч квадратных километров плато Болавен высоко вознеслись над долиной реки Меконг. Плато включает в себя земли четырех разных провинций Лаоса и расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. Отличительной особенностью плато является его уникальный умеренный климат. Колебания температур здесь минимальны, а верхняя планка показателя тепла редко превышает +20°C. Благодаря этому плато радует пышной растительностью, обширными лесами, многочисленными реками, раздольными лугами и полями.

Именно здесь фермеры выращивают знаменитые на весь мир сорта кофе. Поставки кофе с плантаций, заложенных еще во времена колонизации французами, прекращались лишь во времена вьетнамской войны. Сегодня фермеры полностью восстановили их. Правда, по оценке экологов, именно сельское хозяйство наносит природе плато наибольший урон.

Паксе, столица провинции Чампасак, служит отправной точкой для большинства экскурсий и туристических маршрутов. На западных склонах плато расположена национальная природоохранная зона Донг Хуа Сао. Пешие маршруты в тени ее густых лесов даруют ощущение величественности и покоя. Нарушают его лишь пение разнообразных птиц, да шум водопадов. Предприняв прогулку к самым отдаленным из них, вы не только насладитесь великолепным видом падающей со скал воды, но и в полной мере ощутите себя первооткрывателем.

Живописные водопады вообще составляют одну из привлекательных особенностей Болавена. Приятно искупаться прямо под широким водопадом высотой десять метров. Такую возможность получают те, кто побывает на реке Сесет в Таат Ло в северо-восточном направлении от Паксе. А вот под водопады Катамток или Таат Фан заплывать никто не рискует – они обрушивают свои воды с высоты около ста метров. Обширность плато и богатое разнообразие его природы, множество достопримечательностей и удивительный климат позволяют здесь жить и путешествовать долгое время. И каждый день находить повод удивляться и восхищаться.

Следует знать

Ват Пху, возведенный значительно раньше храма Ангкора, находится в западном направлении от плата Болавен. Этот индуистский буддийский храмовый комплекс, находящийся на берегах Меконга, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Когда посещать?

Посетить эти места комфортно в любое время года, хотя с ноября по февраль случаются заметные снижения ночных температур.

Как добраться?

  • До Паксе можно добраться автобусом по живописной дороге. Поездка займет девять часов.
  • От Паксе до Болавена автомобиль или автобус доставят вас за два часа.

Не пропустите!

В Паксонге популярен рынок кофе и сельских продуктов, которые предлагают местные фермеры и горцы из соседних поселков.

Понравилась статья?

Будем вам признательны, если вы расскажете о ней друзьям! Для этого нужно всего лишь нажать на одну или на несколько из этих кнопок:

Фотогалерея

Популярные места

  • Джелалабад – город в Афганистане, Афганистан
  • Ущелье Биказ и Красное озеро в Румынии, Румыния
  • Сарек – национальный парк в Швеции, Швеция
  • Северное побережье Норфолка в Англии, Англия
  • Цицикама – национальный парк в ЮАР, ЮАР
  • Столовые горы в Польше, Польша
  • Ханка (Синкай) – озеро в России (Китае), Россия
  • Сораксан – национальный парк в Южной Корее, Южная Корея
  • Аконгагуа – гора в Аргентине, Аргентина
  • Барселона – город в Испании, Испания
Читайте также:
Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в россии в 2021 годах

Популярные статьи

  • Туроператор или турагентство: где лучше покупать тур?
  • Как лучше путешествовать: самостоятельно или взять тур?
  • Обзор самых опасных стран
  • 10 идеальных мест, чтобы сделать предложение
  • Отель, апартаменты или. Где жить путешественнику?
  • 30 мест, чтобы расслабиться и погреться зимой

Top-footer

Быстрые ссылки:

Сайт с полезной информацией для туристов, которая превратит ваш обычный отпуск в необычное приключение!

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовАЗИЯ форумЛАОС форумЛаос отзывы и отчёты
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Пару дней на плато Болавен

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Пару дней на плато Болавен

Harvest » 07 июн 2015, 11:05

Из всего Лаоса в процессе предварительной подготовки к азиатскому вояжу и чтения отчетов на форуме приглянулось только плато Болавен. Поэтому только туда и поехали, в Лаосе были всего три дня, но общее представление, думаю, получили.

Итак, чем же интересно плато? В основном для меня, конечно, природой – водопадами и джунглями. Также на плато расположены деревеньки всяких местных племен, но мы туда почти не заезжали, как-то это все ненатурально мне показалось, явно для туристов, и потому неинтересно. Впрочем, фото оттуда получились неплохие.

Отправная точка для путешествий по плато – город Паксе на западной границе Лаоса. Добраться туда можно из Бангкока прямым рейсом, но цены кусаются (чуть ли не 400 долларов RT), поэтому мы решили лететь до ближайшего к границе тайского города Ubon Ratchathani. В Убон летают как из Суварнапума, так и из Дон Мыанга, мы летели Nok Air из DMK. По прилету взяли такси и за 1200 бат доехали до границы (ехать примерно час), затем пешком перешли границу (все пограничные формальности проходятся быстро, но скарб придется тащить на себе), и на минибасе за 20 тыс кип с человека доехали до Паксе (ехать около 40 минут, но минибас набивают не по-детски, комфорта в поездке будет мало). В самом городе можно добраться до отеля на тук-туке за 5 тыс кип с человека (изначально просят 10). Такой метод хорош тем, что можно полностью контролировать свое время и никого не ждать, но такси из Убона недешево, таскать на себе рюкзаки по жаре через пыльные приграничные территории небольшое удовольствие, а о комфорте в минибасе я уже упомянул выше.
Так выглядит граница со стороны Тайланда:

На обратном пути мы испробовали вариант поездки на рейсовом автобусе через Pakse Travel. Стоимость, если бронировать через них, 80 тыс кип с человека, так же заявлен трансфер из отеля до автостанции. К сожалению, этот опыт у нас прошел не идеально. Мы ехали утренним рейсом в 8:30 (приезд заявлен в 11:30, клерк в агентстве подтвердил, что приезжает автобус вовремя и даже с запасом), забор из отеля назначили в 8:00. Когда в 8:15 никто не появился, я вышел на дорогу и поймал обычный тук-тук, который в итоге и доставил нас к совершенно неприметной билетной кассе, рядом с которой и стоял наш автобус. Сам я бы в жизни эту “автостанцию” не нашел, и не понятно, почему так кинули с забором из отеля, хорошо хоть, квиток Паксе тревел приняли в билетной кассе и обменяли нам на билеты. Выехали, кстати, ровно в 8:30, мы еле успели. На этом приключения не закончились. При переходе границы автобус высаживает всех (вещи можно оставить внутри, что удобно, потом их, правда, надо будет просканировать, но это уже с тайской стороны и очень быстро – с лаосской, по-моему, вообще всем пофиг и можно нести что угодно и даже печать в паспорт не ставить). После этого автобус переезжает на другую сторону границы и ждет всех. В нашей группе несколько человек так и не появились в автобусе, их ждали около часа(!), в итоге уехали без них ровно в 11:30, на автостанции в Убоне были в 12:20, в аэропорт мы приехали к 12:40, учитывая, что рейс на Бангкок улетал в 13:25, ощущения наши были не самые приятные. В общем, если есть возможность, стыковку желательно закладывать побольше, либо ехать на автобусе в сторону Лаоса, когда спешить уже особо не нужно.

Читайте также:
Фотографии Океанографического парка Валенсии

В самом Паксе делать, по большому счёту, нечего – это маленький пыльный город с какими-то повсеместными дорожными работами. Единственное, чем там можно развлечься – это встретить закат на Меконге в ресторане на понтоне (не путать с рестораном-лодкой – оттуда закат не видно). Ужинали мы там оба раза в прекрасном индийском кафе Jasmin, которое находится ровно напротив Pakse Travel (он, видимо, переехал поцентрее, так как в предыдущих отчетах писали, что он чуть в стороне от центральной улицы). Две ночи жили в очаровательном Champasak Palace Hotel – старинном колониальном отеле, очень напомнившем Отель Гранд Будапешт из одноименного фильма (цена $35 с завтраком).

Вид с террасы отеля:

В одну из ночей мы там были вообще чуть ли не единственными постояльцами, в другую ночь навезли каких-то пакетников-азиатов, и завтрак был в стиле шведский стол, но очень некачественный, зато можно попросить, чтобы отдельно сделали омлет, и просьбу удовлетворят. При заселении желательно сразу проверить работу вай-фая в комнате – не везде он нормально ловит, отель очень большой. На верхнем этаже есть бар и его терраса является отличной смотровой площадкой. Почему я на этом так подробно останавливаюсь – информации по плато и Паксе в целом маловато, и когда я готовился к поездке, мне ее очень не хватало.

Приехали мы в Паксе по местным меркам поздно – около 6 вечера. В это время обменники уже не работали ни на границе, ни в городе, и даже в отеле мне отказались поменять мои кровные баксы. К счастью, в том же кафе Jasmin это можно сделать по нормальному курсу 8000 кип за 1$. Как я уже упоминал, прямо напротив этого кафе находится агентство Pakse Travel, которое часто фигурировало в отчетах. Они предлагают однодневные туры на минибасах по плато, и через них можно купить билеты на все виды транспорта из Паксе. Вариант поездки с группой на минибасе мы сразу отмели как неспортивный – слишком много там в программе неинтересного нам (кофейные плантации, магазины, “национальные” деревни), да и претят мне эти организованные экскурсии по расписанию. Поэтому решено было брать мотобайк и исследовать плато на нем, и это можно сделать за 2 или 3 дня в зависимости от того, какой маршрут выбрать – большую или малую петлю. Мы поехали по малому кругу из-за недостатка времени, по километражу вышло около 200 км. Мотобайки брали также в Паксе Тревел, цена 90 000 кип (автомат) в день за аренду на два дня – дороговато, думаю, в других местах можно найти раза в полтора дешевле. Но бонусом шла фирменная карта от агентства, довольно подробная и полезная, которую я предусмотрительно сфотографировал и которую будущие путешественники могут распечатать себе.

natkinskaya

Путешествие длиною в жизнь

Страны, люди, вкусы

Плато Болавен на юге Лаоса – идеальное место для тех, кто любит небольшие и не слишком обременительные путешествия на мопеде или мотоцикле. По нему легко сделать круг – или петлю, как любят говорить англоязычные бекпекеры, катясь на двухколесном друге по неплохим дорогам (за исключением одного куска) в окружении прекрасных и разнообразных пейзажей. К тому же, одни из самых впечатляющих во всей стране водопадов сконцентрированы в этом регионе. И наконец, на плато можно увидеть жизнь местных практически без туристического налета, причем в большинстве случаев не отклоняясь от основного маршрута.

Чтобы устроить себе это мото-приключение, надо иметь в запасе хотя бы 5-6 дней, арендовать в Паксе мотоцикл, взять маленькие рюкзаки, оставить ненужные вещи в камере хранения при отеле за незначительную плату, поменять доллары на кипы (с обменом денег на плато непросто) – и выехать на трассу № 20. Она начнется почти сразу же после пивного завода Beerlao и встретит вас пышной зеленью.

Читайте также:
Отдых на Ибице, Испания - цены, развлечения и достопримечательности

Первый пункт, до которого вы доберетесь часа через 3-4, если поедете по часовой стрелке, – водопад Тат Ло.

Это место достойно внимания и само по себе, так что если у вас всего пара дней вместо пяти, то без сомнения отправляйтесь туда. Единственное, стоит помнить, что на выходных здесь довольно много отдыхающих из Паксе.

В маленькой деревушке при водопаде 6-7 отелей, причем на любой вкус и кошелек: дешевые хоумстеи, где вам сдадут комнату за 20 тысяч кип (туалет общий), популярный у бекпекеров Palamei Guesthouse, дорогой Tadlo Lodge со своими слонами, и не самый дешевый, но очень приятный Saise Guest House – в нем мы и жили. Его прелесть в том, что он, в отличие от остального жилья, находится по другую, дальнюю сторону водопада, за маленькой речкой, в которую водопад впадает. В нем не номера, а бунгало, стоящие на приличном расстоянии друг от друга в джунглях, поэтому «соседей» вы увидите или услышите вряд ли – зато шум падающей воды будет с вами круглые сутки. А с террасы ресторана открывается лучший вид на сами каскады, окруженные высокими деревьями.

Представьте наше изумление, когда мы только приехали и ждали обед, глядя на потоки воды, – и вдруг увидели заходящего в воду слона – одного, без людей (см. пред. фото)! Он искупался, походил и скрылся. Только потом мы узнали, что он не дикий, а «прописан» в Tadlo Lodge.

Там их всего три, мы еще не раз их видели.

Хотя Тат Ло – далеко не самый высокий и мощный водопад Лаоса, но он очень живописный и умиротворяющий. Здесь так и хочется остаться подольше. Тем более что заняться есть чем. Можно купаться в водопаде – и вверху, и внизу, забраться «внутрь» него – на островок между потоками воды, понаблюдать за купанием слонов

и исследовать окрестности.

Здесь неплохие возможности для трекинга: довольно много маршрутов, есть деревни с племенами, работает информационный центр, который и организует эти походы на несколько часов и на день за небольшую плату.

Что приятно, для трекинга необязательно иметь гида: начало основного маршрута обозначено в верховьях водопада. Дальше надо идти еще выше, ориентируясь на то, что водопад и река, из которой он вытекает, должны быть по левую руку. Впереди же как указатель возвышается гора, с вершины которой падает очередной каскад – он и является венцом этого трека (если ничего не путаю, он называется Tat Suong).

Общую карту местности, кстати, можно взять в информационном центре.

Тропинка идет по деревням, посреди которых стоят хижины для совершения ритуалов (многие племена – анимисты).

Пару раз выходит к ледяной речке, в которой в некоторых местах можно искупаться голышом.

затем вьется и иногда теряется среди кофейных и банановых плантаций и выжженных солнцем полей. Путь к подножию горы с водопадом и мостом на другую сторону реки занимает около двух часов, обратно – по асфальту по другой стороне реки – немного быстрее.

На всю прогулку стоит заложить 3-4 часа.

Еще на въезде в деревню Тат Ло есть кофейня, которую держит белый, а кофе (естественно, местного происхождения и специальной обжарки) готовит вручную его подруга-лаоска. Это целый ритуал – тоже сойдет за самостоятельное развлечение.
В Тат Ло мы провели два или три дня.

А потом рано утром поехали в Секонг.

По пути заглянули в храм вдоль дороги с кладбищем в типичном лаосском стиле: местные хоронят покойников в ступах, держа сожженный прах в банках за стеклом.

Перекусили арбузом, купленным у улыбчивого семейства.

Когда оказались в Секонге, то поняли, что делать здесь особо нечего: пыльная деревня вдоль трассы (если здесь и было что-то интересное, то все разрушили бомбардировками во время вьетнамской войны), никто почти не говорит по-английски, с подходящей едой напряг, с жильем тоже. Заглянули на местный рынок с музыкой, там и поели – купили шпажки из рыбного фарша (разные на вид, но одинаковые на вкус) и жареный рис.

Решили, что успеем до темноты доехать до Аттапу (Attapeu) – самой дальней точки нашей поездки, города, расположенного неподалеку от границы с Вьетнамом. Успели, но только-только.

Читайте также:
Фото Ботанического сада Женевы (54 фото)

Очень жаль, что у меня нет ни одной фотки этого города. Он отличается от других городов Лаоса: в нем нет привычных колониальных кварталов, зато есть коммунистический размах. Центральный квартал – огромную площадь, фонтаны, аллеи и какой-то дворец советов – только-только отстроили (когда мы были, даже еще не все открыли), все сверкает и поражает масштабом и новизной. Очень вероятно, что все это построили вьетнамцы – в городе видно их влияние. Аттапу отличается от других городов еще и тем, что он не сонный и тихий, а оживленный и можно даже сказать деловой. Кстати, здесь мне в продуктовой лавке встретился русскоговорящий лаосец, здесь был один из лучших массажей (где именно – объяснить невозможно, так как названия есть лишь у трех основных улиц), и свадьбы здесь гуляют прямо в центре города дольше, чем работают дискотеки.

В окрестностях Аттапу много кофейных плантаций, возделываемых вьетнамцами,

горы, в которых проходила тропа Хошимина,

и русская ракета – теперь уже памятник, стоящий в деревне Па-Ам.

В гесхаузе при выписке мы встретили пару бодрых американских пенсионеров – они делали «петлю» по плато на велосипедах! Пообщавшись с ними, мы осознали, что нас ждет самый тяжелый участок пути: еще не асфальтированная дорога в горах, начинающаяся в Ban Bengkhua Kham (47 км от Аттапу) и заканчивающаяся почти перед самым Паксонгом. Это сплошные камни разного калибра и на них – слой красного песка.

(на фото – дорога уже в деревне, сразу после поворота, в горах было гораздо хуже, но эти фотки дают хоть какое-то представление.)

И так – на протяжении 70 км, без бензозаправок и человеческого жилья. Когда мы по ней ехали и переживали за тоненькие колеса нашего мотоцикла, иногда чуть не падая, я все время представляла среди этих огромных тропических гор двух людей на велосипедах. Возможно, сейчас там уже приятно лететь с ветерком по новенькому асфальту – год назад эту трассу в некоторых местах начали строить.

Через 34 км после поворота в Ban Bengkhua Kham вы найдете в горах еще один водопад, на который стоит посмотреть. К нему ведет небольшой указатель – Nam Tok Katamtok. Завернув по нему в лесок и почти сразу оказавшись на смотровой площадке, сквозь дыру в деревьях вы увидите глубокое и широкое ущелье – как будто большой провал, а на другой стороне, довольно далеко – длинную мощную струю воды, разбивающуюся о камни внизу и разлетающуюся в радужную пыль. Завораживающее зрелище.

Любуясь этим чудом природы высотой более чем 100 м, можно передохнуть и перекусить – добрые люди построили на смотровой площадке пару столов и скамьи.

Последний пункт, где мы ночевали на плато, – деревня Паксонг, известная тем, что в ее окрестностях производится очень много кофе. Конечно же, здесь есть кофейни, а в простых кафе продаются упаковки обжаренного кофе в зернах. На плантации мы не поехали, так как видели их уже достаточно, а на следующий день отправились прямиком к самому знаменитому и самому высокому (120 м) водопаду страны – Тат Фан.

Он похож на китайские фотообои – кажется, что в реальности таких красивых водопадов, окруженных тропической зеленью, не бывает. Единственный его минус – так как он находится неподалеку от Паксе, уже есть ощущение чего-то туристического: вход, заборы, персонал, таблички… Но все равно людей немного (интересно, что сюда приезжают тайцы), и можно побродить по окрестностям, забраться на вершину водопада,

заглянуть, если не страшно, вниз, потом спуститься к подножию и посидеть в приятной прохладе, наблюдая за бесконечно падающей водой.

А потом еще два часа – и круг замкнулся: мы спустились с плато и вернулись в шумный и жаркий Паксе, грустя, что приключение кончилось, и одновременно радуясь привычному городскому укладу, большому выбору ресторанов и особенно хорошему массажу – постоянные переезды на мотоцикле с рюкзаком за спиной дает о себе знать.

Конечно, на плато можно провести гораздо больше, чем шесть дней – там есть что посмотреть и чем заняться. Просто у нас этого времени не было.

Практика
(данные на конец декабря 2012 года, делайте поправку на это)

– аренда мотоцикла в Паксе (в спецконторе или прямо в отеле) – $8-10 в сутки. В залог могут попросить паспорт. Все мотоциклы – японские, с тонкими колесами. Тщательно проверяйте их исправность и особенно шины – у нас пару раз они прокололись.

Читайте также:
Где выгодно покупать недвижимость в Германии?

– купите в аптеке пару тканевых повязок-масок – очень пригодится от пыли.

– Тат Ло – Saise Guest House: ночь в бунгало – 60 тысяч кип ($8).

– Аттапу – вьетнамский Phoutthavong Guesthouse. Расположен недалеко от центра города. Цена – $8 за комнату на двоих.
Насчет еды в Аттапу: как часто бывает в далеких от туристических мест городах, с едой для европейцев здесь не очень, и все рано закрывается. Мы нашли выход – ресторан в самом большом отеле в центре Attapeu Palace Hotel, расположенным прямо за огромной площадью. Там большой выбор еды, и довольно недорого. И главное – вкусно.

Петляя по плато Болавен

Плато Болавен на юге Лаоса – идеальное место для тех, кто любит небольшие и не слишком обременительные путешествия на мопеде или мотоцикле. По нему легко сделать круг – или петлю, как любят говорить англоязычные бекпекеры, катясь на двухколесном друге по неплохим дорогам (за исключением одного куска) в окружении прекрасных и разнообразных пейзажей. К тому же, одни из самых впечатляющих во всей стране водопадов сконцентрированы в этом регионе. И наконец, на плато можно увидеть жизнь местных практически без туристического налета, причем в большинстве случаев не отклоняясь от основного маршрута.

Чтобы устроить себе это мото-приключение, надо иметь в запасе хотя бы 5-6 дней, арендовать в Паксе мотоцикл, взять маленькие рюкзаки, оставить ненужные вещи в камере хранения при отеле за незначительную плату, поменять доллары на кипы (с обменом денег на плато непросто) – и выехать на трассу № 20. Она начнется почти сразу же после пивного завода Beerlao и встретит вас пышной зеленью.

Первый пункт, до которого вы доберетесь часа через 3-4, если поедете по часовой стрелке, – водопад Тат Ло.

Это место достойно внимания и само по себе, так что если у вас всего пара дней вместо пяти, то без сомнения отправляйтесь туда. Единственное, стоит помнить, что на выходных здесь довольно много отдыхающих из Паксе.

В маленькой деревушке при водопаде 6-7 отелей, причем на любой вкус и кошелек: дешевые хоумстеи, где вам сдадут комнату за 20 тысяч кип (туалет общий), популярный у бекпекеров Palamei Guesthouse, дорогой Tadlo Lodge со своими слонами, и не самый дешевый, но очень приятный Saise Guest House – в нем мы и жили. Его прелесть в том, что он, в отличие от остального жилья, находится по другую, дальнюю сторону водопада, за маленькой речкой, в которую водопад впадает. В нем не номера, а бунгало, стоящие на приличном расстоянии друг от друга в джунглях, поэтому “соседей” вы увидите или услышите вряд ли – зато шум падающей воды будет с вами круглые сутки. А с террасы ресторана открывается лучший вид на сами каскады, окруженные высокими деревьями.

Представьте наше изумление, когда мы только приехали и ждали обед, глядя на потоки воды, – и вдруг увидели заходящего в воду слона – одного, без людей (см. пред. фото)! Он искупался, походил и скрылся. Только потом мы узнали, что он не дикий, а “прописан” в Tadlo Lodge.

Там их всего три, мы еще не раз их видели.

Хотя Тат Ло – далеко не самый высокий и мощный водопад Лаоса, но он очень живописный и умиротворяющий. Здесь так и хочется остаться подольше. Тем более что заняться есть чем. Можно купаться в водопаде – и вверху, и внизу, забраться “внутрь” него – на островок между потоками воды, понаблюдать за купанием слонов

и исследовать окрестности.

Здесь неплохие возможности для трекинга: довольно много маршрутов, есть деревни с племенами, работает информационный центр, который и организует эти походы на несколько часов и на день за небольшую плату.

Что приятно, для трекинга необязательно иметь гида: начало основного маршрута обозначено в верховьях водопада. Дальше надо идти еще выше, ориентируясь на то, что водопад и река, из которой он вытекает, должны быть по левую руку. Впереди же как указатель возвышается гора, с вершины которой падает очередной каскад – он и является венцом этого трека (если ничего не путаю, он называется Tat Suong).

Читайте также:
Гора Тибидабо и храм Святого Сердца в Барселоне - история, фото, описание, цены 2021, как добраться, карта

Общую карту местности, кстати, можно взять в информационном центре.

Тропинка идет по деревням, посреди которых стоят хижины для совершения ритуалов (многие племена – анимисты).

Пару раз выходит к ледяной речке, в которой в некоторых местах можно искупаться голышом.

затем вьется и иногда теряется среди кофейных и банановых плантаций и выжженных солнцем полей. Путь к подножию горы с водопадом и мостом на другую сторону реки занимает около двух часов, обратно – по асфальту по другой стороне реки – немного быстрее.

На всю прогулку стоит заложить 3-4 часа.

Еще на въезде в деревню Тат Ло есть кофейня, которую держит белый, а кофе (естественно, местного происхождения и специальной обжарки) готовит вручную его подруга-лаоска. Это целый ритуал – тоже сойдет за самостоятельное развлечение. В Тат Ло мы провели два или три дня.

А потом рано утром поехали в Секонг.

По пути заглянули в храм вдоль дороги с кладбищем в типичном лаосском стиле: местные хоронят покойников в ступах, держа сожженный прах в банках за стеклом.

Перекусили арбузом, купленным у улыбчивого семейства.

Когда оказались в Секонге, то поняли, что делать здесь особо нечего: пыльная деревня вдоль трассы (если здесь и было что-то интересное, то все разрушили бомбардировками во время вьетнамской войны), никто почти не говорит по-английски, с подходящей едой напряг, с жильем тоже. Заглянули на местный рынок с музыкой, там и поели – купили шпажки из рыбного фарша (разные на вид, но одинаковые на вкус) и жареный рис.

Решили, что успеем до темноты доехать до Аттапу (Attapeu) – самой дальней точки нашей поездки, города, расположенного неподалеку от границы с Вьетнамом. Успели, но только-только.

Очень жаль, что у меня нет ни одной фотки этого города. Он отличается от других городов Лаоса: в нем нет привычных колониальных кварталов, зато есть коммунистический размах. Центральный квартал – огромную площадь, фонтаны, аллеи и какой-то дворец советов – только-только отстроили (когда мы были, даже еще не все открыли), все сверкает и поражает масштабом и новизной. Очень вероятно, что все это построили вьетнамцы – в городе видно их влияние. Аттапу отличается от других городов еще и тем, что он не сонный и тихий, а оживленный и можно даже сказать деловой. Кстати, здесь мне в продуктовой лавке встретился русскоговорящий лаосец, здесь был один из лучших массажей (где именно – объяснить невозможно, так как названия есть лишь у трех основных улиц), и свадьбы здесь гуляют прямо в центре города дольше, чем работают дискотеки.

В окрестностях Аттапу много кофейных плантаций, возделываемых вьетнамцами,

горы, в которых проходила тропа Хошимина,

и русская ракета – теперь уже памятник, стоящий в деревне Па-Ам.

В гесхаузе при выписке мы встретили пару бодрых американских пенсионеров – они делали “петлю” по плато на велосипедах! Пообщавшись с ними, мы осознали, что нас ждет самый тяжелый участок пути: еще не асфальтированная дорога в горах, начинающаяся в Ban Bengkhua Kham (47 км от Аттапу) и заканчивающаяся почти перед самым Паксонгом. Это сплошные камни разного калибра и на них – слой красного песка.

(на фото – дорога уже в деревне, сразу после поворота, в горах было гораздо хуже, но эти фотки дают хоть какое-то представление.)

И так – на протяжении 70 км, без бензозаправок и человеческого жилья. Когда мы по ней ехали и переживали за тоненькие колеса нашего мотоцикла, иногда чуть не падая, я все время представляла среди этих огромных тропических гор двух людей на велосипедах. Возможно, сейчас там уже приятно лететь с ветерком по новенькому асфальту – год назад эту трассу в некоторых местах начали строить.

Через 34 км после поворота в Ban Bengkhua Kham вы найдете в горах еще один водопад, на который стоит посмотреть. К нему ведет небольшой указатель – Nam Tok Katamtok. Завернув по нему в лесок и почти сразу оказавшись на смотровой площадке, сквозь дыру в деревьях вы увидите глубокое и широкое ущелье – как будто большой провал, а на другой стороне, довольно далеко – длинную мощную струю воды, разбивающуюся о камни внизу и разлетающуюся в радужную пыль. Завораживающее зрелище.

Любуясь этим чудом природы высотой более чем 100 м, можно передохнуть и перекусить – добрые люди построили на смотровой площадке пару столов и скамьи.

Читайте также:
Монастыри Метеоры, Греция — подробная информация с фото и видео

Последний пункт, где мы ночевали на плато, – деревня Паксонг, известная тем, что в ее окрестностях производится очень много кофе. Конечно же, здесь есть кофейни, а в простых кафе продаются упаковки обжаренного кофе в зернах. На плантации мы не поехали, так как видели их уже достаточно, а на следующий день отправились прямиком к самому знаменитому и самому высокому (120 м) водопаду страны – Тат Фан.

Он похож на китайские фотообои – кажется, что в реальности таких красивых водопадов, окруженных тропической зеленью, не бывает. Единственный его минус – так как он находится неподалеку от Паксе, уже есть ощущение чего-то туристического: вход, заборы, персонал, таблички. Но все равно людей немного (интересно, что сюда приезжают тайцы), и можно побродить по окрестностям, забраться на вершину водопада,

заглянуть, если не страшно, вниз, потом спуститься к подножию и посидеть в приятной прохладе, наблюдая за бесконечно падающей водой.

А потом еще два часа – и круг замкнулся: мы спустились с плато и вернулись в шумный и жаркий Паксе, грустя, что приключение кончилось, и одновременно радуясь привычному городскому укладу, большому выбору ресторанов и особенно хорошему массажу – постоянные переезды на мотоцикле с рюкзаком за спиной дает о себе знать.

Конечно, на плато можно провести гораздо больше, чем шесть дней – там есть что посмотреть и чем заняться. Просто у нас этого времени не было.

Практика

(данные на конец декабря 2012 года, делайте поправку на это)

– аренда мотоцикла в Паксе (в спецконторе или прямо в отеле) – $8-10 в сутки. В залог могут попросить паспорт. Все мотоциклы – японские, с тонкими колесами. Тщательно проверяйте их исправность и особенно шины – у нас пару раз они прокололись.

– купите в аптеке пару тканевых повязок-масок – очень пригодится от пыли.

– Тат Ло – Saise Guest House: ночь в бунгало – 60 тысяч кип ($8).

– Аттапу – вьетнамский Phoutthavong Guesthouse. Расположен недалеко от центра города. Цена – $8 за комнату на двоих.

Насчет еды в Аттапу: как часто бывает в далеких от туристических мест городах, с едой для европейцев здесь не очень, и все рано закрывается. Мы нашли выход – ресторан в самом большом отеле в центре Attapeu Palace Hotel, расположенным прямо за огромной площадью. Там большой выбор еды, и довольно недорого. И главное – вкусно.

Путешествие в Лаос. Водопады плато Болавен…

Мечта увидеть водопады засела во мне давно… Прелюдией было путешествие по северному Лаосу шестилетней давности.

Вьентьян, Ванг Вьенг, Паксе (центральный и южный Лаос).

О водопадах плато я услышал от веселой и немного пьяной группы бекпекеров, сгрудившихся на юте слоубота, державшего свой курс по течению спокойного Меконга в Луангпрабанг в октябре 2014 года… И с тех пор из мечты это превратилось в непреодолимое желание, собственно, как и любое другое… в неизведанные мною места ЮВА.

Исколесив за это время страны почти всего Юго-восточного Азиатского региона я, наконец то, добрался до путешествия по Лаосу.

Маршрут по Лаосу

В маршрут по Лаосу вошли: Вьентьян, туристическая деревушка Ванг Вьенг и далее предстоял 13-ти часовой переезд в столицу южного Лаоса, Паксе, откуда планировалось арендовать скутер и отправиться в круиз по плато протяженностью около 400 километров.

Как всегда, приземлившись в Бангкоке, а большинство моих маршрутов начинается именно с города Ангелов, я сел на метро и полетел над городом до станции Маккасан ‒ там находится стыковка с подземной веткой, ведущей до центрального железнодорожного вокзала столицы Хуа Лампонг.

Там, перед тем как заселиться в гест, я хотел заранее купить билеты на ночной плацкарт до приграничного с Лаосом Нонг Кхая. Билеты обошлись мне в 900 бат. Поезд стартовал через три дня в 20.00 с 5-ой платформы. Три дня ушли на визит к шаману аджану Кобу в Аюттайе.

Тайский плацкарт довольно комфортный поезд, чистый и модернизированный по последнему слову… Ну, а заправляющие вам постель тайские проводники приводят в шок, вежливо принося к ночи подогретые одеяла, т.к. вагонные сплит-системы работают на совесть. В общем, к раннему утру следующего дня, поезд прибывает к границе с Лаосом, и я уже к обеду, преодолевая знакомую процедуру заполнения и переходов приграничного контроля, еду по мосту Дружбы через широкий Меконг, разделяющий две страны.

Читайте также:
Кафедрального собора Загреба — подробная информация с фото

Заселяясь в одну из многочисленных гостиниц вялотекущего Вьентьяна, сразу арендую байк и еду осматривать достопримечательности, заранее забитые в мой пешеходник Гармин.

Надо успеть как можно больше, у меня перед отъездом в Ванг Вьенг всего день, график плотный…

Замечу сразу, что подробное описание будет приоритетно только непосредственно для участка водопадов плато Болавен, т.к. весь маршрут очень объемный и требует отдельного рассказа… Буду отмечать лишь значительные, с моей точки зрения, моменты…

Посетив храмы Лаоса и арку Путасай, я пообедал, и рванул в Будда-парк за 25 км от города вдоль по течению Меконга. А вечером в гесте карма столкнула меня с одним неординарным челом ‒ звали его Павел, и как выяснилось это был довольно известный гид по Лаосу и Мьянме в русскоязычном пространстве. Проболтали мы до утра и условились встретиться в Ванг Вьенге через день. Он уезжал раньше на каком-то драндулете, купленном за дешево накануне.

Утром следующего дня меня забрал из геста мини-бас и через четыре часа, минуя горные серпантины, я подъезжал к Ванг Вьенгу…

Что сказать о Ванг Вьенге ?!

Побывать здесь стоит, хотя бы один раз, это очень красивое место! Оно поражает своей уникальностью и первобытной новизной!

Посетив все, что только можно объехать на байке и излазив местные возвышенности, я купил билет Ванг Вьенг-Вьентьян-Паксе и через 3 дня, утром отправился к следующей точке моего трипа.

Путь от Вьентьяна до Паксе прошел довольно безболезненно… Проснувшись часов в 5 утра и обнаружив, что мои соседи сошли где-то ночью, я, развалившись на втором этаже слип-баса, устроился у огромного лобового стекла и начал впитывать достопримечательности.

В Паксе мы въехали в районе обеда в самое пекло… Пришлось взять тукера и ехать в центр на улицу, где находились основные конторы аренды байков.

Короче, благодаря азиатской волоките неторопливости и бюрократии, стартовал я часа через два и после выезда из города (примерно километров через 10) увидел указатель заезда на первый водопад.

Сказать, что это зрелище завораживает, гипнотизирует, приводит в ступор ‒ это не сказать ничего… На воду и огонь можно смотреть долго. На водопады Болавена ‒ БЕСКОНЕЧНО!

После первого водопада Лаоса я решил заехать на плантации местного кофе. Небольшой городок Паксонг — здесь выращивают великолепный сорт Робусты (климат плато помогает) … И здесь же можно его приобрести и снять пробу.

В первый день я объехал около 10 водопадов и после 200 км пробега выбился из сил. Вечерело и надо было искать жилье, но это была не «БУКИНГ.комовая» зона покрытия, поэтому поиск в интернете ничего не дал…

Видно БУДДА сжалился над уставшим русским бекпеккером на свистящем подшипником японском мопеде и… на въезде в очередной поселок нарисовалась реклама местного геста (неучтенного во всемирной паутине).

Я въехал в широкий двор и сразу снял рюкзак, который настолько исправил мою осанку, что весь оставшийся вечер я проходил с вывернутыми назад плечами…

Я устал настолько, что сон переборол голод, и приняв «лаосский душ» мгновенно провалился в нирвану.

Отъезд был ранним… Я попрощался с хозяевами и поехал не спеша по маршруту, который уже закруглялся на северную границу плато. Там по пути, было еще несколько каскадных водопадов, но не таких больших как предыдущие, но тоже запоминающихся!

Утром деревни оживали, ученики в национальной форме и пионерских галстуках спешили в школы. Крестьяне убирали рис…

И все поголовно пялились на меня как на чудо… А если мне приходилось делать остановки, то я превращался в музейный экспонат.

Добравшись до Паксе я сдал мопед и пошел искать автовокзал, с которого можно было добраться до Бангкока. Переезд обошелся мне в 950 бат и 15 часов дороги с неугомонной тайкой по соседству. Короче, в Тай я приехал в 4 часа утра на автовокзал Мочит, совершенно убитый и добравшись на первом метро до гостиницы, в район Ратчатеви, завалился спать.

Далее было недельное пребывание в родном Бангкоке, но это уже другая история…

Автор статьи: Олег Басов ‒ организатор туров по Азии

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: