Покровский собор в Харькове — подробная информация с фото

Покровский собор в Харькове

Покровский собор в Харькове (Покровський собор)

Покровский собор Харькова — ценный памятник украинской архитектуры второй половины XVII века. Это барочная трёхкупольная («трёхбанная») церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме. Верхняя, холодная церковь окружена галереей — «опасанням» и объединялась «гульбищем» с шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники соседствуют с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

В основании Покровского собора находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная “теплая” зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном “гульбищем”, возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной — такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 метров. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками.

Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.

История

Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ Харьковской крепости, вблизи её северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви (известной ещё с 1659 года). В том же 1689 году храм освящён митрополитом Авраамием.

В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М. М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Покровская церковь при этом с 1729 года стала монастырской и коллегиумской. Храм отремонтировали, украсили и обеспечили церковной утварью.

В восточном алтарном окне находился герб Империи, а в нижней половине стекла металлические буквы: Б.М.Е.Т.Е.Б.О., то есть «Божией милостью Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский».

В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1,6 тонны.

В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова.

В течение XIX и начала XX века в церкви велись работы по его украшению, ремонту и благоустройству.

В 1920-е собор был закрыт и вскоре стал разрушаться. В 1950-е была предпринята попытка его косметического ремонта.

В 1992 году храм вместе с архитектурным комплексом Свято-Покровского монастыря вернули Украинской православной церкви.

Информация для посетителей

Богослужения в Покровском соборе в Харькове проходят ежедневно: по будням в 6:00, 6:30 и в 9:30. В те же дни в 15:30 совершаются следующие молебны: о здравии (по понедельникам), об избавлении от нападения нечистой силы (по вторникам), о помощи в трудоустройстве и решении семейных проблем (по средам). По четвергам в Покровском соборе совершаются молебны в помощь об избавлении от пьянства, наркомании, игромании и других страстей, а по пятницам — об исцелении от заболеваний и в помощь при хирургических операциях. Более подробную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте храма. Добраться до Покровского собора в Харькове можно на любом виде общественного транспорта.

Ближайшая трамвайная остановка — «Площадь Розы Люксембург», а следуют сюда трамваи № 3, 5 и 6. На автобусах № 231э, 246э, 304э и 305э нужно доехать до остановки «Площадь Пролетарская». До этой же остановки курсируют троллейбусы маршрута № 11.

Покровский собор в Харькове

Приезжая в Харьков, первую столицу Украины, нельзя обойти вниманием главный кафедральный собор. Во-первых, это прекрасный пример христианской архитектуры, а во-вторых, в этом храме находятся мощи сразу троих православных святых. Чем еще примечателен Благовещенский собор в Харькове?

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Дата возникновения и история

Сегодня Благовещенский собор — это величественное здание в византийском стиле, которое без преувеличения можно назвать настоящим украшением Харькова. Но первая постройка этого храма, мягко говоря, сильно отличалась от современного прекрасного строения. Это была небольшая деревянная церковь, которая находилась в довольно бедном поселении Залопань (впоследствии, залопанская часть города Харькова).

Читайте о других храмах Украины:

  • Кивево-Печерская Лавра
  • Свято-Покровский мужской монастырь Харькова
  • Горловская и Славянская епархия

Интересно! У историков нет единого мнения о дате основания храма. Большинство говорят о том, что появился он в годы основания Харькова, но не позже 1655 года.
Приход тогдашней небольшой деревянной Благовещенской церкви сложился из бедного населения окрестных улиц. Местность, где возник храм, была болотистой, местами с заливными левадами и лугами (впоследствии Левадой был назван соседний район города). Поэтому тут поселилось небогатое сословие, люди строили маленькие домики-мазанки с соломенными крышами. У таких прихожан не было больших денег на содержание церкви, поэтому ее внешний вид и внутреннее убранство были довольно убогими.

Читайте также:
Фото Ботанического сада Рио-де-Жанейро (76 фото)

Однако постепенно по мере развития инфраструктуры всего города, рос приход и Благовещенской церкви. Не прошло и столетия, и вот уже к 1720 году появилась целая Благовещенская парафия (большой приход), где служили два священника. Однако в 1738 году случился большой пожар, который уничтожил деревянную церковь до основания.

Храм был отстроен на том же месте, постройка была также деревянная, имела три купола. В убранстве стали появляться ценные предметы, особенно выделялась икона Богородицы «Казанская» в красивом серебренном окладе.

В 1789-1794 годах деревянная постройка была заменена на каменную по проекту талантливого харьковского архитектора Ярославского. К середине XIX века небольшое помещение уже не вмещало всех прихожан, поэтому начали обустраивать пристройки. После освящения храм уже имел три престола, а число постоянных прихожан превысило 1000 человек.


Ночное освещение Благовещенского собора

Уже с этого времени некогда бедный деревянный храм стал отличаться пышностью убранства и красотой строения. К началу ХХ века церковь имела один из наибольших приходов города, а в 1914 году официально получила статус главного городского собора, которым является и по сей день.

Постройка нового большого храмового здания

К началу ХХ века стало совершенно очевидно, что старая постройка совершенно не соответствует потребностям прихожан. Не помогло даже небольшое расширение и новые пристройки. Город Харьков активно развивался, росло и благосостояние прихожан, которые приняли решение строить новый большой храм.

Для этого с разрешения церковноначалия был создан специальный строительный комитет, в чьи задачи входило вести все дела, связанные с постройкой нового здания. Очень быстро собралась нужная сумма для начала строительства из добровольных пожертвований прихожан и жителей города, и вот незадолго до праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1888 году была торжественно освящена закладка нового фундамента.

Архитектурный проект будущего главного собора города принадлежал опытному зодчему, профессору архитектуры М. И. Ловцову. Все работы были закончены, а храм освящен в 1901 году. Это был довольно короткий период времени для такой постройки, ведь собор просто поражал и своими габаритами, и убранством.

Немного цифр: Потрачено кирпичей — 70 млн. шт., высота основного купола без креста — 59 м, колокольня вместе с крестом — 80 м, длина собора — 71 м, вместимость — 4000 чел.

Помимо размеров, необычайно красивым было и внутреннее убранство собора. Главный иконостас был выполнен из дорогого наррского мрамора, над ним работал известный мастер из Москвы В. И. Орлов. Расписывала храм целая команда художников как из Харькова, так и из Москвы. Идеи для росписи были частично взяты из храма Христа Спасителя (Москва) и Владимирского собора (Киев).

С приходом к власти большевиков, Благовещенский собор много раз пытались закрыть и передать в пользование государству. В 30-е годы на территории храма расположили склад и конюшню, и вплоть до 1943 года богослужений в соборе не проводилось.

Начиная с 1943 года собор открылся и в нем возобновилось служение литургий, а еще через 3 года ему был присвоен статус кафедрального собора города Харькова, который сохранен до сих пор. Кроме того, по сей день Благовещенский собор в Харькове считается самым большим кафедральным собором всей Восточной Европы.

В исторических хрониках сохранился любопытный факт:

после железнодорожной катастрофы царского поезда под Борками (Харьковская обл.) в 1888 г. горожане решили, по случаю спасения Императорской семьи, помимо постройки храма Христа Спасителя, отлить серебряный колокол. Задумали сделать 10-ти пудовый колокол, а пожертвований собрали намного больше — и отлили 20-ти пудовый. Этот великолепнейший колокол с изображением Императорской семьи и посвящённой надписью торжественно укрепили на первом ярусе соборной колокольни в специально построенной для него часовне. Кронштейн на наружной стене колокольни был обращен на запад к магистрали Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, где произошла катастрофа. Звонили в царский колокол ежедневно в 13 часов дня, в самое время свершения чуда спасения Императорской семьи. Сразу же памятный серебряный колокол прослыл городской достопримечательностью, но во время гражданской войны колокол исчез. Кто его демонтировал и увез (немцы, добровольческая армия, большевики) неизвестно, а вместе с этим оригинальным колоколом исчезло и памятование об этом уникальном памятнике Императорской семье.

После революции история Свято-Благовещенского собора приобрела трагическую окраску и в1930 г. он был закрыт, а помещения должны были использоваться для различных культурных целей. Собор вновь открыли лишь в 1943 г. и с тех пор уже не закрывали.

По инициативе архиепископа Стефана в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателароса). С 1946 г. Благовещенскому собору присваивается статус «кафедрального», который сохраняется и поныне.

Читайте также:
Монастыри Метеоры, Греция — подробная информация с фото и видео

В 90-е к святыням собора прибавилась еще одна — мощи свщмч. Александра (Петровского), принявшего мученическую смерть в1937 г.

В последние годы Кафедральный Благовещенский собор претерпел несколько неприятностей: в 1974 г. сильным ураганом сорвало крест с колокольни и унесло в Лопань. Спустя 22 года снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло. Но самый страшный случай произошел в 1997 г.: из-за нарушений правил техники безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни. Несмотря на все материальные и технические трудности, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором был воздвигнут крест, а высота купола после пожара даже несколько увеличилась. В 2007—2008 гг. вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность и придавшая соборному ансамблю логическую завершенность.

В 2011 г. Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первым в истории УПЦ официальным визитом в Харьков.

Святыни главного храма Харькова

Конечно же, главной духовной ценностью любого храма будут святыни, которые в нем хранятся. Освященными являются и сам храм, и все иконы, которые в нем находятся, поэтому придя в любую церковь надо помнить, что мы находимся в святом месте, в Божьем доме.

Но помимо святых образов, которые есть в любом храме, некоторые церкви владеют особыми дарами в виде святых мощей. Есть такие и в Благовещенском кафедральном соборе в Харькове. Настоятелем собора является митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий, который служит перед святыми мощами специальные молебны.


Митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий

Святитель Милетий, архиепископ Харьковский

Мирское имя — Михаил Иванович Леонтович, родился в Полтавской губернии в 1784 году. В роду у мальчика были священнослужители, поэтому с детства ребенок рос в атмосфере христианской веры и благочестия.

Был пострижен в монахи в возрасте 36 лет, а до этого возраста успел получить звание профессора греческого языка и церковной истории. Монах Милетий очень быстро всходил по ступеням церковной иерархии, и уже через несколько лет над ним была совершена архиерейская хиротония.

Святитель был очень добрым ко всем немощным, убогим, обделенным. Много помогал сиротам, вдовам, заключенным в тюрьме. Он стал истинным отцом для многих, кто в этой жизни терпел лишения и страдания. Святитель Милетий всех любил, всем сострадал, всем помогал и наставлял на путь истинный в вере Христовой. При этом к себе он был очень строг, как и любой настоящий подвижник благочестия.

Особое внимание святитель Милетий уделял дальним уголкам своей Родины, где еще мало знали о христианстве. С его подачи были организованы и открыты православные приходы на Камчатке, близ Якутска и Охотска. Суровый климат Иркутской епархии, где он служил, сильно подорвал здоровье святителя, и он был переведен в Харьков.

Читайте о других святителях, почитаемых в православии:

  • Иоанн Златоуст Константинопольский
  • Митрофан Воронежский Чудотворец
  • Николай Мирликийский

В Харькове будущий святой особое внимание уделил образованию духовенства, занялся восстановлением духовных училищ и монастырей, которые были закрыты императрицей Екатериной ІІ. Святитель Милетий постоянно находился в молитве, очень мало спал, всячески утруждал себя делами во имя Господне. Конечно, такие труды не могли не воспитать его душу в святости, и еще при жизни архиерей снискал славу святого.

Отошел ко Господу он тихо, после принятия Христовых Таин, с нескончаемой молитвой на устах. Православная церковь считает, что такой смерти удостаиваются только люди, которые действительно при жизни достигли святости.

Прославлен в лике святых святитель Милетий, архимандрит Харьковский, в 1978 году. Мощи его находятся в Благовещенском кафедральном соборе Харькова, в левом приделе. Многие верующие получили от него помощь и исцеление в душевных и телесных болезнях.


Харьковский Благовещенский собор

Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский

Родился будущий святой в конце XIV века на острове Крит, в Греции. Семья мальчика была богатой и знатной, но с самого детства богатство мира не прельщали ребенка и его душа устремлялась к Богу. Поэтому как только позволил возраст, юноша принял иноческий постриг.

Будучи еще в молодых летах, он снискал славу большого проповедника, хорошо понимающего Святое Писание. Его выдающиеся способности к богословию и проповеди не скрылись от тогдашнего Патриарха Константинопольского Кирилла I, и будущий святой был рукоположен во епископа. Вскоре он сменил своего предшественника на патриаршем троне.

Святостью своей жизни, искренней и горячей верой, чистым желанием всю жизнь служить Господу владыка Афанасий привлекал к себе множество верующих людей, которые искали настоящего подвижника. Во время своего служения, владыка посетил Москву и Украину, где был встречен Богданом Хмельницким.

Отошел ко Господу и похоронен святитель в городе Лубны, где через 8 лет после его смерти были обретены его святые нетленные мощи. По восточной традиции владыка был похоронен сидя, и в таком же виде и находились его мощи. Истлело только облачение и кресло, на котором он сидел.

В 1948 году святые мощи были перенесены в Благовещенский собор города Харькова, где находятся и поныне, а поклонение им с искренней молитвой творит настоящие видимые чудеса.

Читайте также:
Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения — разбираем детально

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Собор Покрова ( Харьков)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Харькове представляет собой действующий православный храм, в котором и в наше время происходят ежедневные богослужения. Покровский собор является выдающимся памятником архитектуры в Украине.

Храм был построен во второй половине XVII века. Стилистика архитектуры собора в полной мере сосредоточила в себе характерные черты украинского барокко .

История постройки.

Во второй половине XVII века, после победного завершения войны 1654 года и воссоединения Украины с Россией, настал период расцвета украинской архитектуры . Одним из прекраснейших храмов — монументов тех времен является Покровский собор, построенный харьковскими казаками в 1689 году.

Собор был построен на территории старой Харьковской крепости, на холме над речкой Лопань. К сожалению, имя архитектора — автора Собора Покрова на сегодняшний день неизвестно. Постройка заменила собой деревянную церковь Покрова, которая до этого 30 лет стояла на этом месте. Сразу же после окончания строительных и отделочных работ собор был освящен митрополитом Авраамием.

Здание церкви располагалось за стенами Харьковской крепости, со стороны северной стены. Процесс строительства Покровского собора проходил очень быстро, но несмотря на это архитектура здания отличалась изяществом и великолепием.

В 1732 году на колокольне был установлен гигантский колокол, который весил 1600 кг. С 1799 по 1846 годы собор Покрова Пресвятой Богородицы имел статус кафедрального собора Харькова. На протяжении всего XIX века храм постепенно ремонтировали и отделывали, украшали и всячески улучшали его интерьер .

В начале XX века ( в 1920 году) собор был закрыт для посещения прихожан, и в нем перестали проводить богослужения. Без надлежащего ухода здание постепенно, но неуклонно стало разрушаться. В 50 — е годы XX века его пытались ремонтировать, но о серьезных реставрационных работах речь в то время не шла.

В 1992 года Покровский собор вместе с комплексом Свято — Покровского монастыря был передан в ведение Украинской православной церкви. С тех пор он является действующим собором, который, кроме прихожан, часто посещают туристы, потому что он представляет собой архитектурную и культурно — историческую ценность.

Особенности архитектуры.

Экстерьер Покровского собора представляет собой типичную трехкупольную церковь. Она установлена на теплом зимнем храме. Верхняя, так называемая » холодная» церковь со всех сторон окружена галереями.

Композиция сооружения состоит из трех граненных башен, которые расположены плотно друг к другу. Каждая башня — это три восьмерика, поставленных друг над другом, меньших над большими. Центральная башня в высоту составляет более 45 метров.

По своему плану и особенностям композиции Покровский собор представляет собой тип украинской трехкамерной, трехглавой церкви. Основание собора поставлено на высокую подклеть, выполняющую роль своеобразного пьедестала, на котором размещается зимняя церковь.

Подклеть окружена аркадой с парапетом, и внешне напоминает подклеть церкви Вознесения в Коломенском. Аркада придает сооружению характер особой легкости и воздушности. Фасады собора украшены тонкими полуколоннами, расположенными на гранях восьмериков. Они декорированы наличниками вокруг окон и карнизами с рельефным орнаментом.

Декоративные детали экстерьера тоже имеют характерные отличительные особенности. Кирпичные наличники выложены узорами, а рядом с ними расположены многопрофильные карнизы, конструкция которых немного выдвинута вперед.

В формах декора воплотилось мастерство русской художественной школы. Наращивание форм ввысь, живописные заломы бань, их высокие и тонкие вершины, вертикальные линии полуколонн — все эти элементы придают архитектурной композиции здания динамичности, легкости и ощущения движения.

Стены Покровского собора украшены прямоугольными медальонами, расположенными в небольших впадинах. Архитектура собора Покрова Пресвятой Богородицы поражает гармонией своих линий, которые легко и изящно возносятся вверх, а рядом с ними расположена монументальная, тяжелая колокольня, отличающаяся суровыми и сдержанными формами. По стилистике архитектуры колокольня напоминает крепостную башню.

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Мiръ Украина Харьковская область Харьков Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Свято – Покровский монастырь

православный мужской монастырь в историческом центре Харькова.

Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Богослужения
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Местонахождение
  • 7 Где остановиться
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей.

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко.

Читайте также:
Из Санкт-Петербурга в Ригу на машине: расстояние, маршруты из СПб в столицу Латвии со списком достопримечательностей, точек питания и необходимых туристу вещей

В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма.

Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань.

Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.

Описание [ править ]

На территории Свято-Покровского монастыря находятся храмы: Озерянской иконы Богородицы, Покровский, Крестовоздвиженский, Иоанно-Богословский домовой храм Архиерейской резиденции.

Сейчас на территории монастырского комплекса располагаются Харьковское епархиальное управление и духовная семинария. После реконструкции территория Покровского монастыря стала одним из самых живописных уголков города. Во дворе комплекса, утопающего в зелени, установили памятники к 2000-летию Рождества Христова и к 200-летию Харьковской епархии. При обители действует церковно-исторический музей, в котором представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Харьковской епархии.

Святыни [ править ]

В 1787 г. в обитель была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Озерянская», обретенная чудесным образом в с. Озерянка возле г. Мерефы.

Однако в 30-е годы 20 в. Чудотворный образ был утрачен. Остались лишь многочисленные списки, существенно отличающиеся от первообраза. 17 сентября 2010 года восстановлена точная копия главной святыни нашей обители и покровительницы всего Слобожанского края – Озерянская икона Божией Матери. Список с первообраза находится в Крестовоздвиженском храме.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

В 2004 г. стараниями приснопамятного Священно-Архимандрита Покровского монастыря Митрополита Никодима в дар обители со святой горы Афон был передан точный список чудотворной иконы Богородицы «Всецарица» (память 31 августа н.ст.), к которой прибегают больные тяжкими недугами.

  • Киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

В Озерянском храме находится бесценное духовное сокровище – киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, камни со св. Горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, Камень сорокадневной молитвы. А также частицы святых мощей Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, св.ап.Андрея Первозванного, св.ап.Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт.Иоанна Златоуста, свт.Василия Великого, св.вмц.Варвары, преп.Сергия Радонежского, св.вмч. и целителя Пантелеимона, преп.Кукши и другие, всего более 50-ти, которые были переданы в дар святой обители митрополитом Никодимом.

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители.

  • Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Богослужения [ править ]

В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно.

6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии – панихида.

В воскресные и праздничные дни:

6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии – панихида (молитва о усопших)

8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании – панихида.

Престольные праздники [ править ]

12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери

Местонахождение [ править ]

Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10

Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря)

Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей».

Где остановиться [ править ]

* Гостиница “Харьков” Расположенная в центре города, гостиница «Харьков» удобно соединена транспортными сообщениями со всеми районами города, в 5 км. от железнодорожного вокзала и в 12 км. от аэропорта.

Адрес: пл. Свободы, 7, г. Харьков, 61022, Украина

  • Гостиница “Асотел”

Гостиница расположена в историческом центре Харькова. Она находится недалеко от ст. м. Советская и ст. м. Исторический музей.

Адрес: Украина, г. Харьков, 61057,пер. Кравцова, 8, напротив «Планетария»

Фото [ править ]

Икона Богородицы “Всецарица” в Покровсом монастыре

киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

В самом центре Харькова, большого и современного города, расположено место, где душа любого человека может прийти к Богу. Свято-Покровский монастырь в Харькове — излюбленное многими православными христианами место для паломничества и молитвы. Удобное расположение монастыря позволяет легко добраться до него из любой точки города. Давайте узнаем больше об этом чудесном месте, куда люди приходят спасать свои души.

Читайте также:
Фото Замка Грашшалковичей (7 фото)

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается — появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Читайте еще о храмах Украины:

В конце ХІХ века в бывшем подвале, который также служил усыпальницей, освящена еще одна церковь, получившая название Трехсвятительской. С этим строительством связан один примечательный момент: находящиеся в усыпальнице мощи святителя Милетия сделали открытыми для поклонения, и на пожертвования прихожан над ними был оборудован специальный киот.

Вскоре случился сильный пожар, в котором полностью сгорело все украшение гробницы, однако мощи чудесным образом не пострадали, хотя пламя добралось до самого гроба святого.

Важно! После пожара усилилось почитание мощей святого, а многие христиане стали верить, что монастырь стоит на освященной земле.

В 1844 году в обители появилась очень чтимая святыня — Озерянская икона Богродицы. К ней целыми днями не иссякал поток паломником, и маленький верхний Покровский храм не вмещал всех желающих. В скором времени была построена и освящена отдельная Озерянская церковь, которая выгодно дополнила архитектурный ансамбль Покровского монастыря.

В советские времена весь огромный Покровский монастырь был закрыт, а на его территории разместили различные государственные учреждения, даже районный военкомат. В 60-е годы была попытка начать реконструкцию всего комплекса, однако до конца дело не довели, и строительные леса виднелись на зданиях до конца 90-х годов.

В распоряжение православной церкви Покровский монастырь вернулся только лишь в 90-е годы, когда начался большой процесс возврата церковного имущества по всей стране.

Факт: Именно на территории Покровского монастыря в 1992 году проходил Архиерейский Собор, на котором осудили деятельность раскольнической филаретовской церкви. Для Украинской Церкви был выбран новый предстоятель — митрополит Владимир.

Полностью восстановлен весь ансамбль обители был лишь к 2003 году. При реконструкции старались сохранить все древние памятники архитектуры XVII — XVIII веков, которые до сих пор являются украшением города Харькова.

Описание и храмовые постройки

После длительного периода застоя, а затем восстановления всего комплекса обители, в ней существуют такие храмы:

  1. Крестовоздвиженский. Он находится на первом этаже Покровского собора.
  2. Озерянский.
  3. Покрова Пресвятой Борогодицы. Для этого нужно подняться на второй этаж Покровского собора.
  4. Домовая церковь в честь Иоанна Богослова. Расположена в Архиерейском доме.
  5. Трехсвятительский. Он освящен в подвальном помещении Озерянской церкви.

Для православных прихожан открыты Крестовоздвиженский храм, где богослужения проходят ежедневно в будние дни, и Озерянский, куда верующие приходят по церковным праздникам и воскресеньям.

Помимо церковных строений, в состав обители входит административное здание Харьковской епархии и Харьковская духовная семинария. Кроме того, можно посетить уникальный музей, в котором собраны как исторические, так и духовные реликвии, рассказывающие об истории всего города Харькова.

Завершает благолепие всего монастырского комплекса памятные скульптуры к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а так же к 200-летию всей Харьковской епархии. Помимо неоценимой духовной пользы, сама архитектурная композиция Свято-Покровского мужского монастыря является настоящим украшением центра Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица». По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли — киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа, Синай и Фавор, частицы Гроба Господня. Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.
Читайте также:
Египетский музей в Каире: описание, фото, отзывы

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Праздники и богослужения

В большой обители, в отличие от маленьких церквей, богослужения проходят ежедневно. Для удобства паломников и для того, чтобы разместить всех верующих, в дни церковных праздников и воскресения в Покровском монастыре служится две Литургии — ранняя и поздняя. Ранняя начинается в 6.30 утра, а поздняя в 8.30. В обычные будни Литургия бывает только ранняя.

О важности церковной жизни:

Что касается престольных праздников, то о них можно судить по названию храмов монастыря. Конечно же, главный престол припадает на 14 октября по новому стилю, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, служится архиерейская служба, торжественно звенят колокола.

Помимо главного престола на Покров, в каждом отдельном храме служат свои престольные праздники в дни, в честь которых освящены храмы. В день почитания Озерянской иконы Богородицы (а это 12 ноября и 29 июня) совершаются праздничные богослужения в Озерянском храме.

Помимо Литургии, после которой всегда служится панихида (чин поминовения умерших), прихожане могут помолиться на различных молебнах. Так, ежедневно в будни в 9.30 утра можно заказать водосвятный молебен, а в 15.30 прийти на молебен с чтением таких акафистов:

  • в понедельник — молебен о здравии с водосвятием Пресвятой Богородице;
  • во вторник — для избавления от воздействия злых духов молятся святым Киприану и Иустине;
  • в среду — о получении помощи в самых разных сторонах жизни просят святую блаженную Матрону Московскую;
  • в четверг — ради избавления от греха пьянства возносят прошения перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • в пятницу — для избавления от тяжелых недугов, благоприятном исходе операций молятся святому врачу Луке Крымскому.

После вечернего пятничного богослужения, которое начинается в 17.00, также служится молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

В воскресные дни в 13.00 можно принять участие в заказном молебне святителю Николаю, на котором всех прихожан помажут освященным маслом.

Исповедь в Покровском монастыре проводится на вечернем богослужении накануне дня причастия, поэтому обязательно вечером нужно прийти в храм.

Найти Покровский монастырь в Харькове не составит труда — он находится в самом центре города, на улице Университетской, сразу напротив выхода из станции метро Площадь Конституции.

Православная Жизнь

На территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор, на котором Предстоятелем УПЦ был избран Митрополит Владимир (Сабодан).

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.

Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.

История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.

При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки – Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) – человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.
Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) – стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившего монастырь величественным храмом.

Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича), Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием на его ходатайство перед Богом.

Читайте также:
Фото зоопарка Торонто (67 фото)

В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.

С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.

Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения – в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.

Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.

Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.

В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания – Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.

О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.

Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.

Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат.
И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.

И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять Имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим, в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ.

Среди братии монастыря есть имеющие высшее образование. Полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах находят свое применение на послушаниях.
8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов».

Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, также как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.

Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.

9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом.
Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище – кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы. А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки,

Читайте также:
Испанское консульство - адреса, функции, этапы оформления визы

Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши,

и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святыни Харькова

Харьков (Харкiв) — бывшая столица Украины, второй по величине город страны и крупнейший в ее восточной части. Считается, что город был основан в первой половине 17 века, а точное происхождение его названия до сих пор никому не известно. Некоторые считают, что оно связано с именем прославленного в легендах казака Хдрько, другие — что оно пошло от названия реки Харьков, кроме того, есть еще несколько менее популярных теорий. Как и многие другие старые города Украины, Харьков привлекает туристов в первую очередь множеством прекрасных церквей и соборов.

Сегодня город Харьков мы вспоминаем не в связи с политическими событиями, которые там произошли два дня назад. Посетить святыни Харькова хотя бы виртуально захотелось после того, как узнал, что в этом городе пребывет Елецкая-Черниговская икона Богородицы привезённая из Чернигова, святыня, которой 19 февраля был праздник.

Предание свидетельствует, что Елецкая–Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы. Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез.

Её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы.

В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны музей сгорел, но одна женщина нашла на пепелище Елецкую икону Пресвятой Богородицы и передала её монахам Троице-Ильинского монастыря. Однако вскоре икону вновь забрали в музей. Черниговская Елецкая обитель была возрождена в 1992 году, а через семь лет из музея была возвращена древняя святыня.

В служебном каноне написанном Елецкой-Черниговской иконе не однократно говорится, что сама икона находится в Харькове и является великой святыней, которая многих исцелила от болезней и является заступницей всех изгнанных и скорбящих людей.

ДНЕСЬ ЖЕ В ВЕЛИКОМ ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ПОСРЕДЕ СОБОРНЫЯ ЦЕРКВИ ВОДРУЖЕННЫЙ, СИЛУ МОЛИТВ БОЖИЯ МАТЕРЕ ИСЦЕЛЕНЬМИ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛЬ­СТВУЕТ, К НЕЙЖЕ ВОЗОПИИМ: О ВСЕБЛАГАЯ, ИЗГНАННЫХ И СКОРБЯЩИХ ЗАСТУПНИЦЕ, ПРОШЕНИЯ НАША ВО БЛАГИХ ИСПОЛНИ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ .

Совершенно по разному изображают эту икону, мне довелось видеть четыре разные изображения, где общее только то, что икону изображают на дереве, на ели.

Но вот в 2012 году восстановили первообраз иконы, которая выглядет так, как мы видим выше на фото. И этот образ в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Покровский монастырь, это старинный монастырь, церковь на том месте в честь Покрова Богородицы стояла уже как известно в 1659 году. В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова. С 1920 по 1992 год храм и монастырь были закрыты.

Однако Елецкая-Черниговская икона Богородицы не единственная и даже не главная святыня Харькова. Наверное большим почитанием там пользуется чудотворная Озерянская икона Богородицы .

Эта икона считается покровительницей Харькова, имя этой иконы даже вписано в припев гимна города Харькова, где говорится:

Харківщино, земле слобожанська,
Вірні ми тобі на все життя
Матір Божа Озерянська
Освятила наше майбуття.

А история иконы такова:

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна, в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

Читайте также:
Где находится Музей кораблей викингов. Местоположение музея кораблей викингов на карте Осло и описание

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен. В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова, в храме, построенном в её честь.

День празднования: 12 ноября.

Сам потерянный оригинал был не большой. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см. Она писана была на холсте, который был прикреплён к доске.

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника, больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве, потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать – различать предметы, ориентироваться на местности.

От Озерянской иконы и сегодня совершается много чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным.

Но кроме чудотворных икон Богородицы, город Харьков известен ещё и святыми мощами того же Покровского монастырского собора.

В Харькове, в Благовещенском соборе покоятся мощи святого Афанасия Цареградского (Константинопольского) Патриарха.

Святитель Афанасий в миру Алексий Пателларий родился на греческом острове Крыт в 1597 году.

Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского.

В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол, но в 1635 году его уже свергли в борьбе за власть и он уехал жить в Венецию. Так уж случилось, что святителя Афанасия аж трижды изберали Константинопольским Патриархом. 8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил Богдана Хмельницкого, а в Москве его лично принимал Царь Алексей Михайлович Романов.

Святитель Афанасий много потрудился для Русской Православной Церкви, по просьбе Патриарха Московского Никона, он написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» по которому и сегодня служат епископы Русской Православной Церкви.

А вообще святитель Афанасий приезжал в Россию чтобы побудить Русского царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру.

Святитель Афанасий, изгнанный Константинопольский Патриарх умер в 1654 году на Украине в Полтавской облости в местечке Мгар, в Преображенском монастыре. Монастырь этот кстати очень известен своими насельниками там погребёнными, в том монастыре покоится ещё один погребённый Константинопольский Патриарх, это Серафим (Анина), а так же киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский).

Там же было решено и Святителя Афанасия погребсти. Похоронили его под амвоном у Царских врат по патриаршему чину со всеми почестями. И похоронили его в сидячем положении на троне, так хоронили всех Константинопольских Патриархов по Византийскому Уставу. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом».

Через 8 лет в 1662 году в тех местах проезжал один митрополит и он попросил ему показать останки Патриарха Константинопольского. Когда гробницу вскрыли, то и трон и облачение было истлевшими, а сам Святитель Афанасий был полностью нетленный., что и послужило его канонизацией. К тому же от мощей произошли случаи исцелений больных. С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию .

Ещё один Святой святитель покоится в Харьковском Благовещенском Соборе, это архиепископ Мелетий (Леонтович), Харьковский и Ахтырский.

В сане епископа он так же служил в Иркутске и в Перми. В 1839 году Мелетий тяжело заболел в Харькове. 6 декабря 1839 года, в день именин императора Николая I, не обращая внимания на болезнь, архиепископ Мелетий отслужил литургию и из-за плохой погоды заболел ещё сильнее. 29 февраля 1840 года архиепископ Мелетий скончался. 3 декабря 1875 года в Покровский церкви начался пожар, сгорело всё, но огонь не тронул гроб Мелетия. В 1948 году мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор Харькова, где они находятся в настоящее время в левом Свято-Варваринском приделе, у стены вблизи клироса.

Читайте также:
Фотографии Океанографического парка Валенсии

21 февраля 1978 года Священным синодом Русской православной церкви Мелетий был канонизирован для общецерковного почитания.

Третья рака с мощами в Благовещенском соборе. Это архиепископ священномученник Александр (Петровский ). Будущий святитель родился в Луцке в 1851 году . Прожил 88 лет и канонизирован только в 2000 году.

Владыко Александр принял монашество в Донском монастыре Москвы, служил в Туркестане, в Белорусских Жировичах, был настоятелем Псково-Печерского монастыря. В 1918 году приехал в Полтаву. 1932 год – наместник Киевско-Николаевского монастыря. Далее был епископом Уманским, Винницким, а с 1934 года Харьковским.

В это время в городе Харькове оставался действующим лишь один православный храм — Казанский — его посещало столько людей, что причащение продолжалось по нескольку часов.

17 июня 1939 года был осуждён к 10 годам тюремного заключения. После суда содержался в тюрьме. 5 января 1940 года приговор был отменён и дело было возвращено на доследование, однако освобождён не был, несмотря на преклонный возраст. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24 мая 1940 года в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни.

Тело владыки было по ошибке отправлено из тюрьмы в городской судебно-медицинский морг. Когда ошибка выяснилась, из тюрьмы поступило указание вернуть тело обратно. Однако верующие смогли подменить тело и тайно похоронить владыку на Залютинском кладбище Харькова, обозначив место захоронения особым знаком.

Священномученик Александр был объявлен покровителем г.Харькова и его жителей.

Всего в Харькове три собора, не говоря о множестве церквей, третий собор Харькова, это Успенский собор. Построен в 1657 году . Сейчас он самый старинный и самый высокий собор в Харьковской епархии. В этом соборе нет особых святынь, может это и правильно, ведь как написано в путеводителях по Харькову, в соборе проводятся иногда концерты местной филармонии.

Харьков, это второй по численности населения город после Киева, полтора миллиона человек. Город с 1669 года. В 2010 году Харьков был признан лучшим городом по качеству жизни на Украине, в связи с чем городской совет развесил по городу плакаты «Харьков — лучший город для жизни».

Харьков, это ещё и город рекордов. В городе имеется самая большая площадь Европы и третья площадь в мире, в городе самый большой вещевой рынок в Европе и 14 место в мире, его площадь 75 ГА. Ещё Харьков имеет самый большой спальный район на Украине с населением 400.000 чел. Ну и на конец до Первой Мировой войны, Харьков делил 1 место с Петроградом в Европе по количеству докторов на душу населения в городе.

А ещё город Харьков, побратимый город Латвийскому Даугавпилсу.

Ещё интересно, что все экскурсеонные и паломнические туры в Харковь включают в себя посещения зоопарка, т.к. это старейший зоопарк Украины и двадцатый по возрасту в мире.

У харьковчан, очевидно, прекрасное чувство юмора. Во всяком случае, по всему городу вы можете найти большое количество забавных памятников, например, памятник летающим влюбленным, памятник Отцу Федору, персонажу «Двенадцати стульев», Эллочке Людоедке, Остапу Бендеру, футбольному мячу, и зеленой лягушке в белый горошек.

Чтобы увидеть самое большое собрание картин Ильи Репина, достаточно посетить Харьковский художественный музей.

Кстати, в парке имени Горького работает самое высокое на Украине колесо обозрения.

Харьков – очень гостеприимный город. Он очень разный. И отдыхать здесь можно по-разному.

Честно говоря, не ожидала увидеть в Харькове ничего интересного. Я думала, это город со строгими постройками советского типа, и их действительно очень много, но вот центр Харькова – очень красивый, особенно вечером. Деревья вдоль проспектов подсвечиваются разноцветными лампочками, как где-нибудь за границей.

Харьков и сейчас можно назвать второй столицей Украины – огромный современный, шикарный и достаточно пафосный город. Что здесь можно посетить? Поверьте, и недели не хватит, чтобы изучить достопримечательности Харькова.

Многие думаю, что Харьков – город хоть и большой, но не слишком туристический. И они ошибаются!

Харьков всегда считался городом промышленным и никогда не считался городом туристическим. Но за последние лет десять он изменился до неузнаваемости. Для отдыха в городе есть множество парков и скверов, для шопинга – куча торговых центров европейского уровня, для культурной программы много выставочных залов, кинотеатров и концертных площадок.
Для любителей футбола в Харькове раздолье. Обновлён спайдер-стадион (так его называют местные жители, потому что он очень похож на паука) «Металлист»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: