Пещерные храмы Аджанты, Индия — подробная информация с фото

29 пещер Аджанты и их предназначение

Пещерный монастырский комплекс Аджанта – туристическая достопримечательность Индии, древние мастера в скальных пещерах создали памятник буддистской культуры.

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии. Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок. Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них – самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды. Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Читайте также:
16 лучших курортов Сейшельских островов - какой выбрать для отдыха, фото, описание, карта

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

Проклятье пещер Аджанты: история и современность уникального пещерного храма в Индии

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность.

Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Читайте также:
Характеристика загранпаспорта для ребенка до 3-х лет в 2021 году

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря наприсутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Храмовые пещеры Индии

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Читайте также:
Правила въезда гражданам Таджикистана в Россию с 18 марта 2021 года

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.

Тут явно был вырван большой кусок.

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, — словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды — от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

Читайте также:
Постановление Правительства РФ N 335 от 09.06.2003 - V. Продление срока действия визы, аннулирование и восстанов

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.

Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм — шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

Читайте также:
Фотографии театра Массимо

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии — загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» — это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги.

Пещерные храмы Аджанты

Пещерные храмы Аджанты (Ajanta Caves)

Пещерные храмы Аджанты, высеченные в гранитных горах Виндхья на северо-западе плоскогорья Декан — одно из самых больших чудес Индии. Храмы и монастыри, искусно украшенные резьбой, выполненной с помощью простых инструментов, сами по себе являются превосходными произведениями искусства; чувственная живопись и изящные скульптуры делают их шедеврами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Пещерные храмы Аджанты

Общая информация

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»). Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»). Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» – живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках). Пять пещер – это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 – это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны). В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо – его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Читайте также:
Погода на Кубе в декабре 2021. Отзывы, фото

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) – самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 – тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке – геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 – самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 – единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 – одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.). Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах – от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 – это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок – «умирающая принцесса» – изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 – потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры – окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры – потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 – фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 – чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы – надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

Читайте также:
Болгария — полезная информация

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий). Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей

Обновлено: 6 Окт, 2019

Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.

Общие сведения

Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.

Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.

Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.

Историческая справка

Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н.э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.

Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.

С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.

После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.

Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.

Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.

Структура комплекса

Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.

Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.

Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:

  • фреска короля-аскета;
  • царь Сиби Джатака;
  • Ваджрапани.

Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.

Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.

Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.

Читайте также:
Далматовский Успенский монастырь в Далматово — подробная информация с фото

Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.

По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.

Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.

Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.

Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.

Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.

Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.

Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.

Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.

Подземелья были украшены следующим образом:

  • изображения цветов на стенах:
  • фрески с Буддой;
  • надписи на санскрите;
  • резные орнаменты на стенах и потолке.

Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.

Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.

Как добраться

В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.

Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.

Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.

Практическая информация

Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.

Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.

Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.

Цены на странице указаны на октябрь 2019.

Полезные советы
  1. В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
  2. В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
  3. Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
  4. Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
  5. В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
  6. Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).

Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.

Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Обновлено: 25 Сен, 2019 Город Пуна (Индия) находится в западной части плоскогорья…

Обновлено: 14 Окт, 2019 Кандолим, Гоа – небольшой уютный посёлок в северной…

Обновлено: 26 Авг, 2019 Главные достопримечательности Гоа – это не только просторные…

Храмовый комплекс Аджанты

2. Думаю, что сюда доходят не многие, так как путь долог и тернист. К тому же, буддийские монастыри сравнительно скучны, даже не смотря на то, что в храмах Аджанты прослеживается явное влияние индуизма. Тут же, на парковке, вас ждут торговцы всяким хламом, типа драгоценных камней, древних монет и прочей кукурузы. Впервые в моей жизни мне пригодилось умение лаять: индийцы, услышав лай, опешили, что дало нам время для свободного прохода. Индийцы были в восторге. Вход в пещеры платный, местным он стоит 10 рупий, для туристов — 250 рупий с человека. Но, если пойти не по маршруту, можно войти бесплатно.

Читайте также:
Погода на Тенерифе в октябре 2021 температура воды и воздуха. Тенерифе осенью

3. На скальной породе видны следы от воды, которая водопадами спускается по храмам в сезон муссонов. В январе же тут сухо, и даже река, которая течет внизу пересыхает, и от нее остаются лишь лужицы.

4. К сожалению, нам не удалось залезть так высоко, чтоб было видно, что по форме это ущелье напоминает подкову, так что фотография с просторов интернета.

5. В центре «подковы» находится холм с беседкой. По холму лестница ведет к смотровой точке.

6. Героям, забравшимся сюда, откроется вид на еще один каньон, в нем нет храмов, зато в сезон, когда воды достаточно, можно увидеть каскады водопадов. К сожалению, солнце било прям в объектив, так что всей красоты на фотографии не увидеть.

7. И, конечно, с этой точки открывается вид на всё ущелье. Глубина ущелья около 70 метров, это 2,5 девятиэтажки.

8. Весь маршрут по комплексу можно пройти по современным лестницам и дорожкам.

9. Те, кому не по силам обойти весь комплекс пешком, могут нанять носильщиков.

10. Сами храмовые пещеры целиком высечены из скальной породы, а глубина их внушительна.

11. Нужно признать, что высечены они очень искусно.

12. Как и в Эллоре, храмы Аджанты были окрашены в яркие цвета, краска наносилась на штукатурку, которая, в свою очередь, делала все элементы более детальными.

13. Но до наших дней дожили лишь малые кусочки.

14. При входе в действующий храм, нужно непременно снять обувь. Индийцы же оставляют обувь в самом начале пути, так как для них это священное место, а не памятник.

15. Повсюду можно увидеть высеченные фигуры Будды.

16. Их очень много.

17. И все они примерно одинаковы.

18. Также встречаются танцующие, полуголые женщины. Явное влияние других религий.

19. Но все-таки, основным мотивом является сидящий Будда. Нередко сменяя позу лотоса на нетипичные для Будды позы.

20. Также, в некоторых храмах высечены комнаты, внутри которых есть лавки из камня. Эти лавки служили монахам кроватями. Кроме кроватей в комнатах ничего нет, сами комнаты очень тесны, размером не более метра в ширину и двух метров в длину, нет ни окон ни дверей, лишь узкий вход.

21. Помимо фигур Будды встречаются и слоны, стоящие на коленях.

22. Но статуй Будды тут не счесть.

23. Cама горная порода, напоминает нечто похожее на ракушечник. Видимо, пористая структура камня и натолкнула древний народ применять штукатурку, которая выполняла несколько функций. Она служила грунтовкой, делая краски более яркими, так как сама имела белую окраску. Также штукатурка заполняла поры ракушечника, создавая гладкий рельеф.

24. В храмах, которые действуют поныне, некоторые фигурки красят. И видно, что без штукатурки краска очень тусклая.

25. Редкие для буддизма статуи. Танцующие полуголые женщины.

26. Эротические сцены.

27. И силуэты танцовщиков скорее присущи индуизму, нежели буддизму. Явное влияние одной культуры на другую.

28. Замысловатые флористические мотивы украшают углы.

Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра. Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову. Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты — это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их. Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

  1. Как выглядит пещерный комплекс?
  2. Загадки Аджанты
  3. Из истории о пещерах
  4. Как добраться?
  5. Видеоролик «Пещеры Аджанта»

Как выглядит пещерный комплекс?

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29. Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров.

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады. Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды. На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки. Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой. Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность. Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями. К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно. Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Читайте также:
Депортация иностранных граждан из России: проверка в ФМС и основания для выдворения

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна. Здесь изображались все слои населения : как правители, так и нищие. Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре. Боги, люди, растения и птицы, звери — все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды. Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Загадки Аджанты

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии — пещеры Эллоры.

Ауровиль — город-достопримечательность на правом побережье Индии. Узнайте о нем подробнее и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь. Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Чтобы сохранить удивительный храмовый комплекс, Аджанту в 1938 году занесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор и по сей день пещеры Аджанты пользуются невероятной популярностью у туристов.

Как добраться?

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад. Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант. Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.

Помните, что по понедельникам комплекс закрыт для посещения.

Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других — тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

Видеоролик «Пещеры Аджанта»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: