Фотографии Мечети Аль-Акса

Иерусалим. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса.

Иерусалим – один из древнейших городов на Земле. Его возраст достигает 6000 лет! Его считают святым все три авраамические религии. И у каждой на то есть свои причины.
С Иудаизмом всё понятно – Иерусалим был столицей Израильского, а затем Иудейского царств. В Иерусалиме были построены и разрушены два Иерусалимских Храма. Стена Плача (на иврите это просто Западная Стена) является остатком фундамента Второго Храма. Здесь же, по иудейским пророчествам, будет построен и Третий Храм. Возможно не построен, а просто появится, сойдёт с Небес.
С Христианством тоже нет вопросов – в Иерусалиме принял смерть и воскрес сын Бога (Он же сам Бог) – Иисус Христос. Оставим, пока, в стороне нестыковки с иудейским пророчеством и отсутствие римских упоминаний об Иисусе. Главное, что в общем, всё вполне могло так и быть. Действительно, в тот период многие провозглашали себя мессиями, поднимали народ и вели на Иерусалим, дабы освободить Иудею от римского протектората. Время было такое. Многих из них признавали мессиями, иначе люди не шли бы за ними. Почти всех их постигла одна и та же участь – восстание топили в крови, а зачинщиков распинали. Того же Понтия Пилата, римского префекта Иудеи, описанного в Библии как человека миролюбивого и благородного, Римские власти отстранили от должности и отправили в Рим за излишнюю жестокость при подавлении подобных восстаний.

Вид со смотровой площадки.

На Храмовой горе расположены три важные мечети.
На месте Первого и Второго Храмов сейчас стоят две мечети — Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой— А́ль-Масджи́д Кубба́т ас-Сахра – мечеть с золотым куполом, и Мечеть Аль-Акса ( отдалённейшая мечеть) – мечеть с серым куполом.
Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф. То есть комплекс Храмовой горы.

Я долго думала, как бы удачнее показать их расположение, а потом в интернете нашла вот такой кадр. Мечеть Купол Скалы.

Место, которое мусульмане называют Благородным святилищем. Это единый архитектурный комплекс, в состав которого входят древнейшая в мире мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Куббат ас-Сахра, или Купол Скалы, была воздвигнута в конце VII века. Внутри купола расположен выступ скалы, с которого, согласно легенде, пророк Мухаммад совершил восхождение на небеса. Купол Скалы находится на Храмовой горе, которая считается святым местом как для иудеев, так и для мусульман, однако на сегодняшний день гора находится в распоряжении представителей ислама. Раньше туда можно было попасть с экскурсионной группой, но в нынешнее время туда не пускают людей не мусульманской веры.

Нередко Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса. Скала — это камень мироздания, другими словами, сначала Бог сотворил этот камень, а уже вокруг него весь остальной мир. Камень, естественно, считается святым, и прикасаться к нему запрещено, для чего он и огорожен позолоченной решёткой. Изначально сам купол был золотым, но лишь до тех пор, пока один из правителей это золото не содрал и не продал. И лишь сравнительно недавно купол снова покрыли золотом благодаря поддержке короля Иордании.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме — одно из самых заметных зданий города, причём в любую погоду. Интересно, что до сих пор не существует единого мнения о том, зачем именно было построено это здание. Одни считают, что оно должно было стать заменой Каабы в Мекке, другие полагают, что сооружение было задумано как противовес Храму Гроба Господня, который находится неподалёку.


Несмотря на то, что купол Аль-Акса имеет более скромный вид, эта мечеть считается третьей по значимости исламской святыней, после Мекки и Медины.

Сегодня купол мечети покрывают свинцовые листы, но некогда он был украшен позолоченными пластинами. Интересно, что в 1969 году австралиец Майкл Рохэн, ворвавшись в мечеть с горючим, поджёг её, что, по его мнению, должно было приблизить дату возвращения Миссии. Несмотря на то, что после поджога ему удалось скрыться, его всё же задержали. В ходе суда Рохэн был признан психически больным, и его депортировали на родину. Одновременно здесь могут находиться до пяти тысяч верующих.


Мечеть отдалённейшая – чёрный купол справа. Купол скалы – золотой купол слева. Закрытый деревянный мост – путь по которому евреи таки могут попасть на Храмовую Гору при условии что не принесут с собой предметов иудаики, не будут молиться и не попытаются припасть к земле. Любое из перечисленного расценивается мусульманами как провокация. Стена за мостом – та самая Стена плача или Западная стена у которой каждый может попросить чего захочет и никто не обвинит его в том что он разговаривает со стеной.
К слову сказать — позолочен “Купол над скалой” был недавно, как я уже упомянула выше, лет этак пятьдесят назад, но стоит давно — с конца седьмого века. Вообще-то, Купол над скалой — не мечеть, а, скорее, исторический памятник архитектуры, “охраняющий” камень, где стоял Ковчег Завета, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Ицхака, камень, с которого по преданию, началось сотворение мира.


Это тоже не моя фотография, но на ней хорошо видно расположение мусульманских святынь и Стены плача. С самым началом мусульманской эры они “освятили” все еврейские ценности, включая еврейских пророков и даже царей. Так Давид стал Даудом, Шломо — Сулейманом, гробница Рахели — мечетью, Хеврон — святым для мусульман местом, а Храмовая гора — местом вознесения на небо Мухаммеда.

Тут же хочу сказать ещё об одной достопримечательности. Согласно христианскому преданию, Иисус вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании. В настоящее время два проема этих ворот заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене.

Читайте также:
Визовый центр Республики Польша в Санкт-Петербурге: адрес

Один из проемов носил название “Ворот Покаяния”, а второй – “Ворот Милосердия”. Эти стены с башней были возведены римлянами после разрушения Иерусалима в ходе Первой римско-иудейской войны; пытаясь стереть память об Иерусалиме, победители назвали свою крепость Элия Капитолина. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества, дорога от этих ворот должна была вести к храму гроба Господня. После захвата Иерусалима турками в XVI веке, Сулейман Великолепный из религиозных соображений приказал наглухо заложить Золотые ворота. Дело в том, что по иудейскому преданию, Мессия должен войти в город именно через них.

Надеясь ему помешать, арабы наглухо замуровали Золотые Ворота, изнутри пристроили эспланаду мечетей, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Проход через кладбище, (по мнению мусульман) запрещен коэнам – он надеялся, что пророк Эльягу (по нашей традиции, он коэн), который должен возвестить приход Мессии, не сможет войти через кладбище в город. Все фотографии были сделаны с разных точек и в разное время суток.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Фотографии Мечети Аль-Акса

Ваша корзина
  • Главная
  • Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Мечеть Аль-Акса — третья важнейшая святыня ислама

Человек не мусульманского вероисповедания, если его спросить о главных святынях ислама, скорее всего назовет Мекку и Медину. Действительно, храмы Аль-Харам в Мекке и Пророка в Медине вспоминаются сразу. Не все знают, что третье место с древнейших времен занимает мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.

Долго она служила так называемой киблой — направлением, куда молящийся мусульманин обращается лицом (сейчас это Кааба в Мекке).

Мусульмане считают своим долгом обязательно посетить Аль-Акса по возможности хотя бы в праздники. Чем же она заслужила такое благоговейное отношение? Вид у нее довольно скромный — особенно если сравнить ее с находящимся рядом зданием Куббат ас-Сахра с его сверкающим куполом. Эти две мечети нередко путают). Обе они входят в единый архитектурный комплекс Харам Аль-Шариф — и обе в традиции ислама связаны с важнейшими событиями из жизни пророка Мухаммада.

Содержание Статьи
  1. История —Судьба Мечети
  2. Архитектура
  3. Аль-Акса Сегодня
  4. Ограничения доступа
  5. Меры безопасности
  6. Советы туристам
  7. Стоимость посещения и Часы работы
  8. Что находится рядом?
  9. Как добраться?
  10. Туры для исповедующих Ислам
  11. Фото
  12. Видео
  • Фото
  • Видео
  • На Карте
  • Экскурсии

Видео

Фильм о Храмовой Горе

На Карте
Экскурсии

Олд Сити, Иерусалим

Святыни 3-х религий Иерусалима

Экспресс экскурсия по Старому городу Иерусалим

Экскурсия Мусульманский Иерусалим

Jaffa Gate, Omar Ibn Katab, Jerusalem

Стопами Пророков. Индивидуальный тур в Иерусалим

На место, где стоит Аль-Акса, Бог чудесно перенес своего избранника из Мекки, здесь тот говорил с прежними пророками Мусой, Ибрахимом и Исой, здесь ангелы подготовили его к вознесению на небеса.

Также Аль-Акса почитается как:

  • Второе из построенных в мире «жилищ Аллаха».
  • Место, которое он называл «благословенным» и где совершал чудеса.
  • Единственное в мире святилище, где пророк Мухаммад молился вместе со всеми посланцами Аллаха.
  • Усыпальница сотен посланцев Аллаха, друзей и учеников пророка.
  • Единственная мечеть, которую можно «отыскать» в тексте Корана. Причем 70 раз.

«Аль-Акса» означает «отдаленная», так назвал ее Аллах, когда перенес сюда Мухаммада.

Трудная судьба мечети

Когда в Иерусалим явился халиф Умар ибн Аль-Хаттаб, он увидел на Храмовой горе городскую свалку. Легенда говорит, что он сам, голыми руками разгреб кучу мусора, чтоб преклонить колени для молитвы. Далее он повелел убрать со священной земли хлам и отбросы и выстроил небольшой дом для молений.

Пятый омейядский халиф Абдул-Малик ибн Мерван впоследствии расширил мечеть, а его сын Аль-Валид в 705 г. завершил постройку. Но здание простояло менее 40 лет — землетрясение уничтожило его. В 754 и 780 мечеть восстанавливали, но в 1033 очередной подземный толчок снова превратил ее в руины. Спустя два года Али аз-Зихир выстроил то здание, что видим мы сегодня.

С тех пор многие арабские правители вносили свои коррективы в облик строения, стараясь сделать мечеть Аль-Акса красивее и значительнее. У нее появился минарет, купол, фасад.

В 1099 г. захватившие Иерусалим крестоносцы увидели уже довольно обширное здание — и использовали его по-своему. Над куполом загорелся позолоченный крест, часть храма превратилась в христианскую молельню, в другой части со временем разместился командор свежесозданного ордена Бедных воинов Христа и Храма Соломонова Гуго де Пейн. Храмом Соломоновым как раз и стала Аль-Акса. Сейчас этот рыцарский орден чаще называют тамплиерами.

Судя по всему, размеры мечети позволяли разместить в ней не только церквушку и резиденцию ордена, но и арсенал, и даже конюшни.

В 1291 г. крестоносцам пришлось бежать со Святой Земли, откуда изгнал их мамлюкский султан Халил Аль-Ашраф, более известный как Салах Ад-Дин. Он велел сбросить с купола Аль-Аксы крест. Амир Дамаска Нуруддин Занги, бывший в дружеских отношениях с Салах Ад-Дином и веривший, что тот победит христианских рыцарей, еще до падения Иерусалима принес в дар мечети удивительный минбар (деревянное возвышение для имама), созданный специально для Аль-Аксы. Минбар был очень искусно сделан из дерева — и все его части соединялись без клея, без единого гвоздика, словно в напоминание о первом минбаре пророка Мухаммада (то был обычный обрубок финикового дерева, с него пророк проповедовал в Медине).

Архитектура и интерьер

Сейчас Аль-Акса внутри состоит из центральной галереи, образованной мраморными колоннами, к которой с востока и запада примыкают еще по три. Центральная галерея покрыта серой крышей. Южная сторона храма увенчана массивным куполом, облицованным листами серого свинца, с северной — семь дверей, каждая из которых ведет в свою галерею.

Читайте также:
Справка для вынужденного переселенца: как получить

Внешне Аль-Акса похожа на скромного аскета в пыльной одежде, внутри же все по-иному. Арки и колонны, белоснежный мрамор и чудесные мозаики (мозаичный изнутри даже «суровый» купол), золотая утварь. Так и кажется, что это — намеренно созданный образ, снаружи неприглядный и мрачноватый, но скрывающий внутри сокровища.

Паломнические туры для Мусульман

Хадж в Израиль и Иорданию в марте 2020

Тур Зиярат. Земля Пророков

Мечеть Аль Акса, Иерусалим

Паломнический тур для Мусульман в Израиль в ноябре 2019

Аль-Акса сегодня

К прискорбию, сегодня Аль-Акса — не просто великая святыня, вмещающая 5 000 молящихся и имеющая неоспоримую историческую и архитектурную ценность. Исламские экстремисты стараются превратить ее в некое «пугало» для своих давних врагов израильтян, заведомую «жертву» арабо-израильского конфликта: любые попытки предпринять археологические изыскания или какую-либо стройку на Храмовой горе вызывают у исламистов одну и ту же реакцию — демонстративно-оскорбленную: Израиль мечтает уничтожить мечеть Омара!

События вокруг храма

В августе 1969 г. некто Дэннис Рохэн, австралийский фундаменталист-сектант, ворвался в здание с канистрами легковоспламеняющейся жидкости и поджег ее. Мечеть Аль-Акса пострадала, несмотря на вполне оперативные действия израильских пожарных. Погиб в огне тот самый, легендарный миндар Салах Ад-Дина.

Исламский мир буквально взорвался негодованием. Религиозный фанатик-пятидесятник, член христианской секты «Церковь Бога», у которого что-то перемкнуло в затуманенной головушке, превратился в «сиониста по фамилии Коэн», получившего за поджог святыни то ли 50, то ли все 100 миллионов долларов! Судебные медики нашли у поджигателя реактивный психоз. Возможно, это был знаменитый «иерусалимский синдром», которому, между прочим, подвержены люди любой конфессии. Рохэн закончил свои дни в психиатрическом учреждении на родине. Видно, мифические сто миллионов ему совершенно не помогли.

Отголоски этого шизофренического происшествия со временем превратились в гром, называемый Интифадой Аль-Аксы — всплеск насилия со стороны арабов с Западного берега Иордана и в Секторе Газа в 2000 г. И будто дублируются до сих пор, правда, в весьма агрессивном смешанном мусульманско-израильском варианте. В последний раз стычка на Храмовой горе случилась 14 июля 2017 года — арабскими террористами были ранены трое израильтян из органов правопорядка. Двое скончались в больнице. Что сообщили из ХАМАС, ведь за день до теракта на сайте Палестинского информационного центра висели фото этих парней с довольными улыбками? А из ХАМАС сообщили, что парни — ровесники убитых полицейских — мстили евреям. За что? Разумеется, за осквернение мечети Аль-Акса!

marafonec

Марафонец

Бег на месте к горизонту

Мечеть Аль-Акса – Детонатор глобальной религиозной войны


Современный облик Храмовой горы. На переднем плане мечеть Аль-Акса, за ней золотой Купол скалы

Трудно найти другое место на планете, где бы в столь тугой узел сплелись коренные национально-религиозные интересы многих народов. Евреи говорят, что их просто нет без Храмовой горы и наследия царей Соломона (первый храм) и Ирода Великого (второй храм). Арабы и другие мусульмане указывают, что к моменту появления там пророка Мухаммеда во время его чудесного путешествия по небу еврейских священных сооружений, разрушенных римлянами, уже не было полтысячелетия. Знаменитая Стена плача – это не часть иродианского храма, а фрагмент подпорных сооружений, окружавших гору. Арабы не изгоняли древних евреев со своих территорий, а построили свои мечети, в том числе Аль-Аксу и позолоченный Купол скалы, на пустом месте.

А если учесть, что в каких-нибудь сотнях метров от этой горы находится важнейшая христианская святыня – Голгофа с Храмом Гроба Господня, то картина становится ещё более сложной и запутанной.

Нынешняя ситуация вокруг Храмовой горы возникла в результате «шестидневной» войны 1967 года, когда гора вместе с Восточным Иерусалимом была отвоёвана Израилем у Иордании, но международного признания это приобретение не получило. Вскоре под давлением Арабского мира управление самой Храмовой горой было передано мусульманскому фонду (вакуфу). В 1993 году после подписания соглашений в Осло управление вакуфом перешло от Иордании к Палестинской автономии.

Мечеть Аль-Акса занимает особенное место в исламской истории и сердцах мусульман. Аль-Акса является третьей по счету главной исламской святыней. С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Но каким бы известным местом не являлась мечеть, данные факты известны мало кому:

Аль-Акса – это не одна мечеть. Да, мы знаем, что аль-Акса – это комплекс мечетей, а саму аль-Аксу представляем как постройку в южном углу комплекса. Но на самом деле, это мечеть Кыйбла, названная так, из-за того, что ближе всех расположена к Кыйбле. Вся гора является мечетью Аль-Акса.

Аль-Акса – это место захоронения. Нет данных о том, сколько пророков и сахабов были похоронены в этом месте, но определенно их много. Например, предполагается, что пророк Сулейман был захоронен именно здесь.

Территория Аль-Акса была мусорной свалкой. В период истории, когда иудеям было запрещено жить в городе, римские жители использовали территорию мечети в качестве мусорной свалки. Когда Умар освободил город, он очистил территорию мечети от мусора голыми руками. Он также поставил конец многовековому изгнанию иудеев и дал право 70 семьям жить в Иерусалиме.

Аль-Газали жил и написал свое величайшее произведение в аль-Аксе. Одна из самых известных книг исламской литературы Ихйа Улум ад-Дин величайшего ученого Абу Хамида Аль-Газали была написана в стенах мечети Аль-Акса. Мало кто знает, что именно здесь жил известный ученый некоторый период своей жизни.

Аль-Акса была конюшней, дворцом и местом, где приводится в исполнение смертный приговор. Когда первые крестоносцы взяли Иерусалим, они обнаружили большинство мусульман запертыми в мечети Аль-Акса. Они убили около 70 000 из них и превратили мечеть Кыйбла во дворец, Купол Скалы – в часовню, а нижние комнаты – в конюшню. Мусульмане, которые выжили в массовом убийстве, позже были распяты на большом кресте в центре мечети. Основание креста на том месте можно увидеть и сегодня.

Читайте также:
Эмират Фуджейра: отдых и цены, достопримечательности с фото

Легендарный минбар. Нуруддин Занги – сельджукский атабек Халеба c 1146 года и амир Дамаска – имел особый минбар, построенный для установки в мечети аль-Акса после того, как она будет отвоевана у крестоносцев (в этом был уверен Занги). Этот минбар был очень красивым и был сделан без использования ни единого гвоздя и клея. К сожалению, Занги не дожил до победы над крестоносцами, но его ученик Салахуддин исполнил желание его учителя, и после освобождения Иерусалима, установил минбар в мечети. К сожалению, минбар не сохранился до наших дней.

Купол Скалы раньше имел другой вид. Купол Скалы – это первый купол в истории ислама – был построен по распоряжение Умайад Халифа Абдул Малик ибн Марвана. Он был деревянным с верхушкой из керамики, но почти тысячу лет спустя во время правления Османского халифа Сулеймана Великого, был добавлен слой из золота, вдобавок к черепице к фасаду здания.

Аль-Акса пережила пожар. В 1969 австралийский сионист поджег минбар Нуруддина, в результате чего мечеть охватило пламя.

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме считается одним из важнейших символов Ислама. Является 3-ей почитаемой святыней для мусульман после Запретной мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Аль-Набави в Медине. Также важным фактом является то, что только эта мечеть упомянута в Священном Коране.

История появления мечети Аль-Акса

Эта мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведён в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). В переводе с арабского языка название означает «мечеть отдаления». Это связано с дальним расположением храма от Мекки.

Изначально это был скромный молитвенный дом, который не сохранился до наших времён. Последующие халифы перестроили его в храм и расширили территорию, так как он не вмещал всех желающих. Также его приходилось реставрировать после землетрясений, пожара и других катастроф. Али аз-Зихир последний, кто кардинально изменил храм и сделал его таким, каким мы видим его до сих пор. Остальные правители изменяли только внешний вид святыни. Теперь мечеть Аль-Акса вмещает единовременно до 5000 мусульман.

Ремонтные работы изменили внутреннюю структуру храма. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и мрамора, арочных проёмов и каменных столбов. Они соединяют семь галерей под одним куполом, куда возможно зайти с разных семи сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна центральная. Изнутри купол и стены отделаны мозаикой, которая придаёт залам величественность и необыкновенную красоту. Также были достроены дополнения к главному зданию: купол и минарет. Фасад мечети несколько раз менялся за многие столетия.

Особенности храма Аль-Акса

Поскольку рядом расположены несколько мечетей, которые создают один архитектурный объект, многие мусульмане путают, какая именно святыня является мечетью Аль-Акса.

Внимание привлекает роскошный двадцатиметровый в диаметр золотой купол огромной мечети Куббат ас-Сахра. Однако, стоит помнить, что святыня имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Её купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета. Несмотря на такой незаметный облик, мечеть числится третьей по значимости в Исламе.

Значимость святыни

В истории Ислама мы можем найти отсылки к долгому путешествию пророка Мухаммеда в город Иерусалим из Мекки и вознесению его на небеса с каменной скалы на горе в конце жизненного пути. Поэтому именно на этой земле была возведена мечеть. Во время Исры перед Мухаммадом (с.а.в.) возникли другие пророки, посланные Богом: Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус).

После единовременного чтения молитвы небесные ангелы совершили омовение сердца, чтобы Пророк мог вознестись на небеса. Мухаммед прошёл путь по ступенькам, средь семи небесных сфер, и предстал перед Аллахом. Он поведал ему молитвенные таинства и разъяснил действия ритуала намаз. Такое чудодейственное явление названо в религии как Мирадж. Оно и придаёт храму особый статус священного места. Теперь Вы знаете, что Аль-Акса – это не просто старинная достопримечательность Иерусалима, но и один из главных символов Ислама.

На протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара не находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба, благодаря своим размерам и габаритам.

Откуда взялось название «Соломоновы конюшни»?

История мечети Аль-Акса была непростой и содержит множество периодов. Они отразились на названиях некоторых помещений храма. Например, святыня имеет просторную площадь в подвале с необычным названием «Соломоновы конюшни». Оно связано с древней историей Храмовой горы. Раньше на ней располагался храм Соломона, который был разбит римлянами. Однако гору так и продолжили называть Храмовой.

В 1099 году Иерусалим пережил захват крестоносцами из-за чего половина мечети была переформировала в церковь христианской веры. Остальную часть помещения занимали тамплиеры, хранилось оружие и боеприпасы, а также денники для военных коней. Позже Салах ад-Дин одержал победу и выгнал крестоносцев со святыни. Однако, воспоминания о различных событиях в мечети смешались, откуда и получилось такое необычное и странное название помещения в подвале – Соломоновы конюшни.

Что следует знать туристам

Побывать в этом месте может любой желающий, независимо от вероисповедания. Но прежде чем посетить столь значимое и священное место, необходимо узнать о нём и о правилах поведения на его территории. Для новых посетителей открывается необычайный вид на огромный архитектурный объект, состоящий их двух мечетей: храм Куббат ас-Сахра и храм Аль-Акса. Вся местность, вся территория Храмовой горы имеет огромную значимость и считается святым местом как для мусульман, так и для иудейских верующих. По иудейским преданиям на этом месте находится Ковчег Завета. Здесь и началось сотворение всего мира.

Читайте также:
Аэропорт Советский. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

Священные земли строго охраняются, поэтому мечеть окружена высоким забором. Зайти на территорию Храмовой горы возможно через несколько ворот, но туристы могут попасть туда только через древние Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача. Каждый посетитель проходит тщательный досмотр вещей и контроль на пункте охраны.

Также стоит помнить о надлежащем внешнем виде: мужчинам запрещено посещать это место в шортах, а женщинам нельзя надевать юбки, шорты и откровенные вещи с отрытыми плечами и декольте. При входе в храм Вам необходимо снять обувь. Внутри мечети мужчинам и женщинам нельзя дотрагиваться друг до друга, если даже они состоят в брачных отношениях. Также в храме запрещено делать фотографии, а также снимать видео.

Время посещения Храмовой горы:

  • В зимний период с 07:30 до 13:30 (перерыв с 10:30 до 12:30)
  • В летний период с 08:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.

На протяжении всех исламских праздничных дней, а также каждую пятницу вход в сами мечети возможен только для мусульман. Туристам необходимо взять с собой деньги, так как посещение священных мест платное. Возможно приобрести единый билет, который даёт право также на посещение познавательного музея исламской культуры.

Если Вы будете придерживаться этих несложных, но обязательных правил, Вы сможете полностью окунуться в религиозную атмосферу, проникнуться таинствами исламской культуры и насладиться красивой архитектурой.

Мечеть Аль-Акса


Мечеть Аль-Акса (Масджид аль-Акса, al aqsa, al aqṣā) или Отдаленнейшая Мечеть, как ее еще называют, является храмом, который для всех верующих мира имеет огромное значение. Она располагается на Храмовой горе в Иерусалиме, то есть в городе, который сам по себе является святым городом не только для представителей исламской религии, но и для христиан, и для иудеев. В исламском мире мечеть Аль-Акса считают третьей по важности святыней после Масджид Аль-Харам, расположенной в Мекке, и мечети Пророка Мухаммада ﷺ, расположенной в Медине.

Мечеть Аль-Акса объединена в один архитектурный комплекс с Куббат ас-Сахра, и поэтому гиды часто ошибаются, указывая на его купола и говоря, что именно этот храм является третьей святыней Ислама, но нельзя путать мечеть Аль-Акса и величественное здание, украшенное золотыми куполами, чье название в переводе означает «купол скалы» – это два разных здания.

Скромные размеры мечети Аль Акса (мечети Умара) несоизмеримы с тем важным значением, которое она занимает в исламском мире. Мечеть Аль Акса имеет всего один минарет и непритязательный купол, в нее не могут поместиться одновременно более пяти тысяч молящихся. Надзором и попечением над всеми святынями, мечетями, памятными местами Иерусалима занимается Иордания – это установлено с целью избежать распрей и религиозных споров в 1994 году с помощью заключения договора. Необходимо обратить внимание на то, что мечеть аль-Акса – это также название всей священной территории. Арабы издревле называют Иерусалим «аль-Кудс» (Святыня), «Байт аль-Ма́кдис» или «аль-Байт аль-Мука́ддас» (Святой Дом), а его центральный храм – «аль-Ма́сджид аль-Акса́» (Дальная мечеть). Часто термин «Святой Дом» применяют только к Иерусалимскому храму. Все эти топонимы существовали в арабском языке задолго до пророчества Мухаммада ﷺ. Нет сомнений, что они были частью духовного наследия пророка Исмаила, от которого произошло множество арабских племён (особенно на западе и севере Аравии).

Ночной перенос и вознесение Пророка Мухаммада ﷺ

Место, в котором была построена третья святыня Ислама, является священным – именно в это место Пророк Мухаммад ﷺ был перенесен из Мекки чудесным образом в священную ночь Исра приблизительно в 620 году. В эту чудесную ночь Аллах воскресил всех пророков, которые ранее были посланы к человечеству и явились к Пророку Мухаммаду ﷺ на Храмовой горе, совершив за ним молитву.

Перед вознесением Пророку Мухаммаду ﷺ ангелы рассекли грудь и омыли его сердце, после этого он ﷺ вознесся, поднявшись среди ангелов, и смог явиться перед Всевышним, преодолев семь небесных сфер. Это называется Мирадж или вознесение на небеса Пророка Мухаммада ﷺ, и с тех пор Аль-Акса получила свой священный статус. Именно Аль-Акса долгое время выполняла функцию киблы, то есть выступала в качестве ориентира, чтобы показать верующим, куда поворачиваться во время совершения намаза. После кибла была изменена в направлении Мекки, а именно мечети Аль-Харам.

Храмовый комплекс

Современная мечеть Аль-Акса в Иерусалиме состоит из просторных галерей, которых семь, и среди них особенно выделяется центральная галерея, к которой примыкает по три галереи с восточной стороны и с западной. У нее все также один купол, который ее венчает состоящий из свинцовых плит, а изнутри этот купол украшен красивой мозаикой. Внутри мечеть Аль-Акса состоит из множества прекрасных колонн, изготовленных из мрамора и камня, и соединенных между собой арками.

Чтобы попасть в храм, можно войти через семь ворот, и каждые из этих ворот открывают проход в одну из семи галерей. Стены здания Аль-Акса снизу покрывает белоснежный мрамор, а сверху они покрыты прекрасной мозаикой. Вся утварь в храме изготовлена из золота.

Мечеть входит в один архитектурный комплекс с храмом Куббат ас-Сахра, который еще носит название «Купол Скалы», а весь этот архитектурный комплекс называется Харам аш-Шариф.

Мечеть аль-Акса

Храмовая гора – это святое место не только для мусульманского мира, но и для иудейского, поскольку они считают, что в этом месте стоял Великий Ковчег, о котором рассказано в Ветхом Завете. Иудеи верят, что с места, где находится Храмовая гора, началось сотворение мира. Храмовая гора является святыней целиком, вместе со всеми располагающимися на ней достопримечательностями и постройками. На Храмовую Гору можно войти только через одни ворота, которые называются Магрибские и только в строго отведенные часы пропуска.

Читайте также:
Признаки подделки паспорта рф: проверка подлинности в 2021 году

Интерьер мечети дополнялся различными правителями, также как украшался и усовершенствовался ее экстерьер и прилегающая к территория. Фасад здания, ее минарет и купол представлены сейчас в том виде, в каком они были сделаны уже в более поздние годы.

Соломновы конюшни

Одна из самых знаменитых частей мечети Аль-Акса – это Соломоновы конюшни, то есть подвальное помещение большой площади, которое известно во всем мире из-за своей интересной истории. Мечеть Аль-Акса располагается сейчас в том месте, где ранее находился Храм Соломона, но это сооружение разрушили римляне на заре нашей эры. Несмотря на то, что храм был разрушен, гора так и продолжала называться Храмовой горой. Относительно конюшен существует другая история. В 1099 Иерусалим был захвачен крестоносцами, и часть мечети была переделана в христианскую церковь, а остальные помещения мечети были отданы под штаб-квартиру, в которой располагался глава ордена тамплиеров. Там же в здании мечети хранилось снаряжение рыцарей-монахов, их оружие, и в некоторых помещениях были организованы для боевых лошадей денники.

Вскоре крестоносцы были изгнаны из Иерусалима султаном Салах ад-Дином, и мечеть Аль-Акса вновь стала использоваться в качестве молитвенного дома мусульман. По прошествии столетий память о том, что раньше там располагался Храм Соломона, а также, что в здании мечети тамплиеры устраивали свои конюшни, перемешались и грани этих двух этих историй стерлись, а Храмовая гора получила такую известную достопримечательность, как Соломоновы конюшни.

В дни, которые приходятся на мусульманские праздники, в мечеть впускают только мусульман. Не мусульмане могут посетить ее только платно – стоит это тридцать шекелей, за эти деньги можно приобрести комплексный билет, который включает в себя и посещение музея исламской культуры. Перед входом в мечеть обязательно снимают обувь, а для посещения следует выбрать одежду, которая будет чистой и скромной.

Кем была построена Аль-Акса?

Мечеть Аль-Акса неразрывно связана с историей Иерусалима, а также тесно переплелась с историей Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. История мечети Аль-Акса началась с небольшого строения для молитвы, которые возвели 636 году, поскольку такой приказ дал халиф Умар ибн аль-Хаттаб, благодаря чему мечеть Аль-Акса имеет еще одно название – мечеть Умара. Но то здание, которое было возведено в этом месте первоначально, не сохранилось, и мечеть с течением времени много раз расширялась и перестраивалась.

На месте старого здания молитвенного дома усилиями Абдуль-Малика ибн Марвана и его сына Валида был заложен большой храм. Мечеть страдала от множества разрушительных землетрясений, и всякий раз ее восстанавливали правители династии Аббасидов.

Мечеть Куббат ас-Сахра была возведена в 691 году халифом Абдуль-Маликом ибн Марваном из омейядской династии. Относительно строительства же мечети Аль-Акса постоянно возникает ряд вопросов и споров. О времени ее постройки точный ответ дал сам Пророк Мухаммад ﷺ, который, отвечая на вопрос, какая мечеть была первой построена на земле, ответил, что первой была построена Аль-Масджид aль-Харам в Мекке, а второй была построена мечеть Аль-Акса. Также Пророк Мухаммад ﷺ уточнил, что между постройкой первой и второй мечети прошло сорок лет. О дате постройки из его слов становится известно доподлинно, но относительно того, кто именно построил мечеть Аль-Акса, в шариатских текстах нет никакого упоминания.

Кем был основан сам Иерусалим, у ученых также есть ряд сомнений, в своем труде «Джами лиль-ахкамиль-Куран» ученый Куртуби говорит, что аль-Байт аль-Харам был построен Адамом, и есть основания считать, что через сорок лет его сын построил Иерусалим.

В книге «Китабун ахадисиль-анбия» ибн Хаджар утверждает, что аль-Масджид аль-Акса была построена Адамом. Также он говорит, что есть мнение, будто она была построена ангелами.

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)

Некоторые факты

О мечети Аль-Акса существует ряд малоизвестных фактов, которые часто неизвестны рядовому туристу и даже не все мусульмане знают об этом. Некоторые люди думают, что Аль-Акса – это всего лишь маленькая мечеть в углу архитектурного комплекса, но это название всей территории, вокруг которой построена стена и в нее входят: ворота, обширная площадь, Мечеть аль-Кибли, Куббат-ас-Сахра, Мусалля аль-Марвани, галереи, террасы, колодцы и другие достопримечательности.

Еще один малоизвестный факт о Храмовой горе: в период, когда римляне захватили эти территории, Храмовая гора была превращена ими в свалку, и когда город был освобожден Умаром, он отправился к Храмовой горе и освободил всю территорию Аль-Акса от мусора своими руками. Умар стал тем, кто прекратил постоянное изгнание из Иерусалима иудейских семей: при нем семьдесят семей получили право жить в Иерусалиме.

Мечеть Аль-Акса подарила миру такое величайшее произведение исламской литературы, как Ихйа Улум ад-Дин: ее автор Абу Хамид аль-Газали, великий исламский ученый, писал этот труд именно в ее стенах.

За время своей многовековой истории мечеть Аль-Акса побывала в разных ипостасях: она была мечетью и дворцом, в ней располагались конюшни и приводился в исполнение смертный приговор, здесь крестоносцы произвели массовой убийство мусульман, когда взяли Иерусалим и обнаружили мусульман запертыми в стенах мечети. Тогда было убито семьдесят тысяч мусульман, а тех мусульман, кто выжил в этой массовой резне, позже распяли на крестах на святой территории Храмовой горы.

В мечети Аль-Акса есть минбар, название которого и история окутана легендами. Амир Дамаска и атабек Халеба от сельджуков Нуруддин Занги имел свой особенный минбар, который был построен для того, чтобы установить его в мечети Аль-Акса после того, как удастся ее отвоевать у крестоносцев, в чем Занги не сомневался. Это был прекрасный минбар, его изготовили, не используя ни гвоздей, ни клея. Но до победы над крестоносцами Занги не дожил. Желание учителя исполнил ученик Занги Салахуддин аль Айюби: он установил в мечеть Аль-Акса минбар после того, как Иерусалим был освобожден. К большому сожалению, этот минбар не сохранился до сегодняшнего дня.

Читайте также:
Новомихайловский 2021, Туапсинский район: отдых, экскурсии, пляжи, фото, информация

Входящий в один архитектурный комплекс с мечетью Аль-Акса Купол Скалы не всегда выглядел так, как выглядит сейчас. Этот купол построил Умайад Халиф Абдуль-Малик ибн Марван, и в истории ислама это был первый купол, в то время он был сделан из дерева, а верхушка его была из керамики. Слой золота на него был добавлен только через тысячу лет, когда правил уже Османский халиф Сулейман Великий, и с тех пор у мечети Аль-Акса появился Золотой купол.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 2

Lost Islamic History

Исламский информационно-образовательный портал

В первой части данной статьи мы говорили о ранней истории третьей Исламской святыни: мечети аль-Акса. Ислам сыграл важную роль в истории Харама аль-Шариф, превратившегося в ранние исламские века из римско-византийской свалки в скромную мечеть, построенную Умаром, а затем ставшего во времена Омейядов гигантским комплексом, коронованным великолепным Куполом Скалы. Также мы затронули приход к власти Фатимидов в 900-ые года, заменивших ортодоксальный ислам на экстремистский исмаилизм и фатимидскую пропаганду.

Во второй части статьи мы рассмотрим пришествие в Иерусалим крестоносцев, влияние этого события на мечеть, а также дальнейшую историю мечети в периоды Мамлюков и Османов.

Крестоносцы

В 1095-ом году византийский император Алексий обратился к Папе Римскому Урбану II за помощью в его нескончаемой войне против турков-сельджуков на анатолийском полуострове. Ответом Папы стал Первый крестовый поход, целью которого была не победа над турками-сельджуками, а завоевание Иерусалима и установление католического королевства на Святой земле.

В 1100-х годах крестоносцы использовали мечеть аль-Акса в качестве королевской резиденции.

Несмотря на то, что Иерусалим находился в самом центре Исламского мира, он оставался уязвимым для крестоносцев. Ведь на ту пору среди мусульманских правителей и полководцев властвовала разобщенность. Когда крестоносцы направились в сторону Иерусалима, множество городов отказались воевать с крестоносцами и позволили им продолжить свой путь в сторону священного города.

В 1099-ом году крестоносцы достигли Иерусалима, который был не так давно отбит у Фатимидов сельджуками. Из-за продолжавшейся войны между сельджуками и Фатимидами, ни одна из этих сторон не была в состоянии отстаивать город, и 15 июля 1099-го года крестоносцы пробили стены города и вошли в Иерусалим.

Вторжение крестоносцев в город стало одним из самых трагических событий, случившихся за всю историю мечети аль-Акса. Поскольку крестоносцы ясно дали понять, что не намерены брать пленников, большая часть мусульманского населения бежала в мечети в поисках укрытия и безопасности. Вне зависимости от святости мест их укрытия, крестоносцы были настроены свести счеты со всеми мусульманами в городе. Они вошли в мечеть с занесенными оружиями и единственной целью – убить каждого мусульманина, находившегося там.

В этой резне в стенах мечети были убиты тысячи мусульман. Для крестоносцев это было необходимым ритуалом очищения святилища. И впоследствии многие из них станут писать об этой резне с нескрываемой гордостью и восторгом, а один даже писал о том, «как восхитительно было видеть крестоносцев в мечети по колено в крови». Для мусульман это стало страшнейшей трагедией за всю историю аль-Аксы.

Вид Харама аш-Шариф сверху. Купол Скалы находится в центре изображения,
а сама мечеть аль-Акса – на переднем плане (с серебряным куполом).

Крестоносцам уничтожение мусульман Иерусалима позволило начать трансформацию всего комплекса Харам по собственному усмотрению. Первый правитель Иерусалимского королевства Годфри сделал мечеть аль-Акса своей резиденцией. Интерьер мечети был полностью изменен в результате ремонта, и мечеть превратилась во дворец с новыми внутренними стенами, комнатами и садами. Конечно же, все признаки исламского прошлого мечети были уничтожены. Каллиграфия в мечети была закрашена, молитвенные коврики выброшены, а михраб (молитвенную нишу) замуровали кирпичами.

Что касается Купола Скалы, который находился в нескольких сотнях метров к северу, то крестоносцы и ее решили использовать в собственных целях. Их познания в истории этого здания были слабыми, а некоторые из них даже считали его оригинальным храмом, построенным Соломоном (пророком Сулейманом, мир ему) в древние времена. Но как бы то ни было, они все же превратили здание Купола Скалы в церковь, ставшую известной как храм Господа. Как и в мечети аль-Акса, вся исламская каллиграфия в здании Купола вместе со всеми прочими признаками исламского прошлого была закрашена. Скалистая поверхность под куполом была покрыта мрамором, и на этом месте был возведен молитвенный алтарь.

С тех пор мусульманам официально был запрещен вход в город и общественные молитвы в мечети не проводились. Есть считанные примеры мусульманских дипломатов, которым во время визита в Иерусалим было разрешено молиться в ней индивидуально, но примеров этих очень мало, и между ними проходили довольно большие промежутки времени.

Салахаддин и Мамлюки

В 1180-х годах курдскому султану Салахаддину аль-Аюби удалось объединить различные враждующие мусульманские государства, окружавшие Иерусалим. Собрав единую мусульманскую армию, он сумел освободить Иерусалим от крестоносцев в 1187-ом году. И в отличие от крестоносцев, пришедших 88 лет назад, Салахаддин не допускал убийства мирных граждан или массовую резню сдавшихся в плен солдат. Тем не менее, он выдворил крестоносцев из города и вернул мусульманам контроль над Харамом.

Так выглядел минбар Салахаддина аль-Аюби до того, как был уничтожен в 1967-ом году.

Салахаддин аль-Аюби пообещал очистить мечеть аль-Акса в течение первой же недели после освобождения города, к следующей пятничной молитве. Следуя примеру второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, Салахаддин наряду со своими солдатами и подчиненными очищал мечеть своими руками. Постройки крестоносцев в здании мечети были снесены. Мебель и ванные комнаты крестоносцев были вынесены из мечети, и Салахаддин лично обливал их розовой водой с целью дезинфекции. Замурованный крестоносцами михраб был снова раскрыт и очищен вместе с очищением закрашенной ими же каллиграфии. Салахаддин даже привез с собой минбар, который изготавливали в Дамаске в рамках подготовки к освобождению Иерусалима. Кроме того, вокруг одной только мечети Салахаддин основал множество образовательных учреждений, расположив их на территории Харама, чтобы вернуть городу Исламский характер.

Читайте также:
Новая карта Витязево с улицами и домами: смотрим, изучаем

Вскоре после мусульманского завоевания города крестоносцами был начат новый крестовый поход, но на этот раз Салахаддин был в состоянии отразить их атаки. После его смерти в 1193-ем году его потомки, основавшие династию Аюбидов, продолжали править Иерусалимом и защищать его от периодических нападений крестоносцев. В конце 1200-х и начале 1300-х годов династия Аюбидов постепенно уступила власть новому Султанату Мамлюков Египта, которым управляли тюркские солдаты, пришедшие к власти в Каире.

Во время правления Султаната мамлюков страсть Европы к крестовым походам понемногу угасает и Иерусалим, наконец, обретает некоторый покой. Таким образом, у мамлюков появилась возможность сделать упор на строительство исламских зданий в городе, в частности, вокруг Харама. Крыльцо с новыми колоннами было построено на западной стороне Харама, граничащей с рынком города. Сам Купол Скалы был отремонтирован и на территории Харама были построены фонтаны и купола для прихожан и паломников.

Множество школ исламского права было построено на границах Харама. Ученые считали особой честью и благословением посетить город и иметь возможность получить исламское образование в мечети аль-Акса и в Куполе Скалы, которое высоко ценилось среди мусульман того времени. Мусульмане из Северной Африки, Персии и даже из таких далеких земель, как Индия и Китай, собирались в мечети для поклонения и обучения. Один из ученых 1300-х годов – Ибн Теймия, даже писал короткий трактат о пользе посещения мечети аль-Акса, об этикете и молитвенной практике мусульман тех мест.

Османы

Купол Скалы был реконструирован султаном Сулейманом Кануни в 1500-х годах.
Облицовка, выполненная в те времена, и по сей день украшает экстерьер здания.

Согласно теории Ибн Халдуна, крупным империям суждено испытывать расцвет и упадок каждые несколько сотен лет. И мамлюки тут не стали исключением. К началу 1500-х годов новой мега-мощной силой исламского мира стала Османская империя, основанная в исторической части города Стамбула. В 1513-ом году Османский султан Селим I выступил с войной против мамлюков, и когда в 1516-ом году он подошел со своим войском к стенам Иерусалима, местное управление мирно передало султану ключи города.

Став частью самой мощной империи 1500-х годов, Иерусалим пережил еще один всплеск. Город был назначен столицей Иерусалимского санджака, – нового административного округа Сирийской провинции. Османы отправили в Иерусалим губернаторов, солдат и администраторов для помощи в управлении городом.

Для мечети контроль Османской империи означал новую эру реконструкции и благоустройства. Сын султана Селима, – Сулейман аль-Кануни, пришел к власти в 1520-ом году, и во время его правления превосходным образом был отремонтирован весь Купол Скалы. Экстерьер здания был весь покрыт мрамором, цветными изразцами и великолепной каллиграфией. Аяты из 36-ой суры Священного Корана (Сура Ясин) украшали верхнюю часть стен, которые можно увидеть там и по сей день. Сулейман также приказал построить фонтан у главного входа в мечеть аль-Акса, который до сих пор используется верующими для совершения вуду (ритуального омовения). Что же касается города, то султан Сулейман приказал главному архитектору империи – Мимару Синану, восстановить стены вокруг города, которые также сохранились до наших дней.

Англичане и израильтяне

На протяжении веков под Османским правлением Иерусалим и мечеть аль-Акса сохраняли здоровый статус-кво. В то время как в административной власти города были мусульмане, евреи и христиане получили религиозную свободу в соответствии с законом Османского государства, – исламским законом. Этот баланс много позже был нарушен появлением сионистского движения в Европе, главной целью которого было превращение Иерусалима и его окрестностей в отдельное исключительно еврейское государство.

Когда их просьбы о разрешении на это были отклонены султаном Абдулхамидом II в конце 1800-х, сионисты обратились за помощью в Первой мировой войне к британцам. Османы вступили в войну против англичан в 1914-ом году, а с 1915-го по 1918-ый года британцы стали быстро продвигаться через Синайский полуостров и Палестину. В 1917-ом году британцы захватили город Иерусалим. Впервые со времен крестовых походов город оказался в руках немусульман. Однако, в отличие от крестовых походов, резни за захватом не последовало. Мусульманской общине было разрешено продолжать свой контроль над Харамом, пусть и под британским надзором.

Для сионистов британский контроль над Иерусалимом означал увеличение еврейской иммиграции из Европы. Сотни тысяч евреев эмигрировали в Палестину, расселяясь, в большинстве своем, в Иерусалиме. Далее, в 1948-ом году, Британия покинула Палестину, и у евреев появилась возможность обосновать свое государство под названием Израиль, и затем в последовавших войнах они захватили большую часть Палестины. Однако, половина Иерусалима, в том числе и мечеть аль-Акса и Купол Скалы, избежали израильского контроля, и Восточный Иерусалим и Харам аль-Шариф оказались во владениях соседней Иордании.

7 июня 1967-го года на третий день Шестидневной войны израильские войска сумели завоевать Иерусалим наряду с остальной частью Западного берега благодаря массовому выводу своих войск Иорданским правительством. Израильские войска с относительной легкостью вошли в Харам, и над Куполом Скалы поднялся израильский флаг. Для мусульман это была эпическая катастрофа, ставшая поворотным пунктом в истории мечети. Вдобавок к существующей напряженности, в 1967-ом году мечеть серьезно пострадала от пожара, устроенного австралийскими экстремистами, в надежде, что разрушение мечети проложит путь для второго пришествия Иисуса. Большая часть древней каллиграфии была разрушена, наряду с минбаром Салахаддина.

Читайте также:
Смотровые площадки в Санкт-Петербурге и экскурсии по крышам

С начала израильской оккупации города вход любого мусульманина в Иерусалим строго контролируется. Даже сегодня большинству мусульман не из Иерусалима запрещено входить в Иерусалим и молиться в мечети аль-Акса. Мусульманами контролируется вакф (религиозный фонд, управляющий территорией Харама), однако, вход в Харам контролируется израильской полицией, которая оставляет за собой право запрещать въезд мусульманам безо всяких объяснений.

Как было всегда на протяжении всей ее долгой истории, мечеть аль-Акса и в наши дни оказалась в центре мусульманской жизни Иерусалима и напряженных конфликтных отношений нескольких сторон. С учетом израильской оккупации, разделения и распрей внутри мусульманского мира, будущее мечети аль-Акса снова оказалось неопределенным.

Библиография:

  1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
  2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк: Vintage Books, 2011 г. Печать.

Мечеть Аль-Акса

8 498 просмотров

Строительство мечети аль-Акса

Мечеть Аль-Акса является второй мечетью после мечети аль-Харам Мекки, построенной на Земле. Муслим передает от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на Земле первой?» Он ответил: «Запретная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после нее?» Он ответил: «Отдаленнейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: «Вся Земля является мечетью (масджид — местом для поклонения – прим. islamcivil.ru), и где бы ни застало тебя время молитвы, совершай ее».

Нет достоверных надежных текстов, в которых говорилось бы о том, кто первым построил мечеть Аль-Акса. Однако нет разногласий в том, что она была построена в тоже время, в которое была построена мечеть аль-Харам в Мекке и то, что мечеть Аль-Акса была построена Пророками.

Её имена

У мечети Аль-Акса несколько названий, а множество названий указывает на достоинство и высокое положение именуемого. У мечети Аль-Акса и Байт-уль-Макдис (Иерусалима) около 20 имен. Самые известные из них приводятся в Коране и сунне. Это Аль-Масджид аль-Акса, Байт-уль-Макдис, Илия. Некоторые говорят, что название «Аль-Акса» произошло от того, что она является отдаленнейшей мечетью от мечети Аль-Харам, которую посещают с надеждой на награду. Также говорят, что она называется «Аль-Акса», потому что за ней заканчиваются места для поклонения. Также говорят, что она так называется, потому что далека от грязи и мерзости.

Границы мечети Аль-Акса

Многие люди полагают, что мечеть Аль-Акса – это только лишь мечеть Аль-Джами аль-Кибли, находящаяся южнее от мечети Куббат-ас-Сахра, и в которой в наши дни совершают пятикратную молитву.

На самом деле «Аль-Масджид аль-Акса» — это название всей мечети, а это территория, вокруг которой построена стена и в нее входят: ворота, обширная площадь, Аль-Джами аль-Кибли, Куббат-ас-Сахра, Мусалля аль-Марвани, галереи, купола, террасы, колодцы и другие достопримечательности, а в стенах находятся минареты. Вся мечеть не имеет крыши, кроме зданий Куббат-ас-Сахра и Аль-Джами аль-Кибли, которую народ часто путает с мечетью Аль-Акса. Остальная территория, по единогласному мнению ученых и историков, является двором мечети и, исходя из этого, награда за молитву в любой части территории этой мечети, внутри стен, увеличивается.

Общая площадь мечети 144000 квадратных метров.

Аль-Джами аль-Кибли (Аль-Мусаля аль-Джамиа – место для совершения джамаат намазов)

Люди называют её Аль-Масджид аль-Акса, однако это джума-мечеть, построенная в передней части мечети Аль-Акса, и у нее есть минбар и большой михраб. В ней совершаются пятикратные и пятничные молитвы, а ряды молящихся протягиваются за пределы самой Аль-Джами аль-Кибли на открытую площадь мечети Аль-Акса. Она находится внутри стен мечети Аль-Акса. В прежние времена, когда говорили Аль-Масджид аль-Акса, то имели ввиду всю территорию, которая окружена стеной, а в настоящее время, среди людей распространено называть Аль-Аксой это большее здание, находящиеся на южной стороне территории мечети.

Строительство мечети Аль-Джами аль-Кибли началось по приказу халифа АбдульМалика бин Марвана (омейядского халифа), а завершил ее строительство его сын Аль-Валид бин АбдульМалик в 70 году по хиджре. Длина мечети составляет 80 метров, ширина 55. В наши дни она стоит на 53 мраморных столбах и 49 каменных опорах квадратной формы. В передней стене аль-Джами аль-Кибли находится кибла. У этой мечети 11 дверей: 7 из них находятся в северной стороне, средняя из которых самая высокая; одна дверь находится с восточной стороны; 2 на западной и 1 с южной.

Во время оккупации Иерусалима крестоносцами (1099 год/493 год по хиджре) здание мечети было изменено. Одну часть этой мечети крестоносцы сделали церковью, а другую стойлом для лошадей и складом для оружия. Когда Салахуддин Аль-Айюби освободил Иерусалим (1187 год/583 год по хиджре), он повелел восстановить Аль-Масджид аль-Кибли и вернуть ей прежний вид.

Он установил там великолепный минбар, который был сделан в Халябе (Алеппо) еще по приказу Нуруддина Махмуда бин Занки специально для мечети Аль-Акса, чтобы с него читались хутбы. Этот минбар находился там до 21 августа 1969 года, пока он не сгорел во время пожара в Аль-Джами аль-Кибли, который устроили иудеи.

В наши дни иудеи стараются ее разрушить путем подкопов вокруг нее и под ней, ссылаясь на то, что они совершают археологические раскопки в поисках реликвий и останков храма Соломона.

Куббат ас-Сахра («Купол скалы»)

Это древнейший памятник исламский архитектуры сохранившийся до наших дней, который был построен омейядским халифом АбдульМаликом бин Марваном и считается одной из жемчужин исламской культуры, возведенной в стенах мечети аль-Акса. Куббат ас-Сахра была построена как купол для мечети над скалой, о которой передается множество вымышленных легенд.

Читайте также:
Как доехать доехать в Перми на общественном транспорте. Общ. транспорт Перми Маршрут проложить

Эта скала представляет собой скальное образование неправильной формы полукруга размером примерно 5х7 и 3 метра высотой и является самой высокой точкой всей мечетской площади. Под скалой находится пещера. Пещера имеет почти квадратную форму: ее длина 4,5 метра глубина 1,5 м. В ее потолке имеется отверстие диаметром около метра. Эта скала не висит в воздухе и никогда не висела, как распространено среди людей, и одной стороной она лежит на земле. Все что о ней рассказывается, является вымыслом. Скала является частью земли мечети Аль-Акса, как и другие ее части.

Купол, который находится над скалой, расположен в центре восьмиугольного строения. Длина стропила ребра купола достигает 20,59 метров, а высота купола – 9,5 метров. В верхней части каждой стены находится по пять окон. В мечети четыре двери в четырех внешних стенах. Купол построен из дерева и является двухслойным, каждый из которых состоит из 32 ребер. Внешний купол покрыт листами свинца, а поверх них покрыт медными пластинами.

Ворота мечети Аль-Акса

Эти ворота находятся в стене, окружающей мечеть Аль-Акса, и они расположены с двух сторон: северной и западной. Общее количество ворот – 14, из них 4 закрыты. Оккупационные власти Израиля захватили ключи от ворот Харат-уль-Магариба в 1967 году и они решают открывать их или нет. Это ближайшие ворота к Аль-Мусалле аль-Кибли, которую евреи хотят разрушить и построить на ее месте иудейский храм.

Открытыми являются следующие ворота: Аль-Асбат, Хитта, Аль-Атам, Аль-Гаванима, Аль-Мутахара, Аль-Каттанин, Ас-Сильсиля, Аль-Магариба, Аль-Хадид, Ан-Назыр. Это древние ворота, обновленные в разные периоды исламской эпохи. Ворота Ан-Назыр являются древними и были обновлены при Айюбидском султане Аль-Малике аль-Муаззам Исе в 600 году по хиджре (1203 г.) Это огромное сооружение прекрасной архитектуры, которое закрывается створками из дерева, обшитыми медью. Все что находится у этих ворот: купола и кафедры, было передано в вакф амиром Аляуддина Айдугдий в пользу бедных, которые приходят посетить Иерусалим. Это случилось во времена правления Аз-Захира Бейбарса в 666 году по хиджре (1267 г.).

Минареты мечети Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса это то, что окружено стеной. У нее четыре минарета, история строительства которых уходит в эпоху мамлюков. Три из них расположены в один ряд на западной стороне, четвертый минарет находится на северной стороне, недалеко от ворот «Аль-Асбат».

Минарет «Аль-Фахрийя»: Он известен также под названием «минарет Баб-уль-Магриба». Он находится в юго-западном углу мечети Аль-Акса и входит в комплекс школы Аль-Фахрия рядом с исламским музеем. Его основал судья Шарафуддин АбдурРахман бин ас-Сахиб – везирь Фахруддина Аль-Халили. Он контролировал строительство минарета будучи смотрителем исламских вакфов. Минарет построен в 677 г по хиджре (1278 г.).

Минарет «Баб-уль-Гаванима». Он был построен также кадием Шарафуддином АбдурРахманом бин ас-Сахибом в 677 г. по хиджре (1278 г.), затем перестроен наместником султана в Шаме амиром Сайфуддином Танказ Ан-Насырий в 730 г. по хиджре (1278 г.). Минарет находится в северо-западном углу мечети, и это самый величественный и искусно построенный минарет.

Минарет «Баб-ус-Сильсиля». Он находится на западной стороне Аль-Аксы в нескольких метрах от ворот Ас-Сильсиля. Этот минарет также называется «Аль-Махкама», так как в османскую эпоху в нем размещался суд. Этот минарет строил наместник султана амир Сайфуддин Танказ бин Абдуллах ан-Насирий в 730 г. Хиджры (1329 г.) в период правления султана Ан-Насира Мухаммада бин Калявуна.

Минарет «Баб-уль-Асбат». Он находится на северной стороне мечети Аль-Акса. Четвертый минарет является одним из самых красивых минаретов. Его построил амир Сайфуддиин Катлубга в 769 г. хиджры при Аль-Малике аль-Ашрафе Ша’бане II сыне султана Хасана (1363-1376 по грегорианскому календарю). Минарет также известен как «Ас-Саляхия», так как он расположен возле школы «Ас-Саляхия». Минарет был перестроен в 1346 году по хиджре после землетрясения.

Мечеть Аль-Марваний

Мечеть аль-Марваний находится в юго-восточной части мечети Аль-Акса. Ее с древности называли восточной окраиной мечети Аль-Акса. Она состоит из 16 крытых галерей, а ее площадь составляет 3775 квадратных метров, или около 4 дунумат (мера площади, равная 910 кв.м. – прим. islamcivil.ru). У нее имеется множество выходов, два из которых на южную сторону, а пять на северную.

Во времена халифа АбдулМалика бин Марвана мечеть была школой по изучению фикха – отсюда и ее название «аль-Марваний». Когда мечеть Аль-Акса была захвачена крестоносцами, они использовали ее как конюшню и хранилище для припасов и называли ее «Конюшнями Соломона».

Многие считают, что это место было построено Пророком Сулейманом, мир ему, однако это ложь, распространяемая иудеями, как аргумент для оправдания их притязаний на эту территорию, чтобы в последующем ее относили к ним и было свидетельством того, что они находились на этой территории с незапамятных времен. Достоверным является то, что она является постройкой эпохи Омейядов, как это и установлено археологами. Поэтому мусульмане проявили усердие в том, чтобы вновь открыть ее и превратить в мечеть и назвали мечеть «Аль-Марваний» в честь ее истинного основателя.

12 декабря 1996 г. состоялось открытие этой мечети для молящихся после ее реставрации, в чем принимали участие многие меценаты из Палестины и других мест.

Аль-К’ас («Чаша» – место для омовения)

Он представляет собой круглый мраморный бассейн, в центре которого имеется фонтан. Вокруг бассейна установлены краники, что позволяет совершать омовения одновременно целой группе людей, а перед кранами стоят каменные скамьи. Вода вокруг бассейна стекается под плиты мечети Аль-Акса, и попадает в большой резервуар под землей мечети.

Чаша была построена султаном Аль-Адилем Абу-Бакром бин Аюбом в 589 году по хиджре (1193 г.) в эпоху аюбитов, и перестроена (обновлена) мамлюкским амиром Танказом Насирий в 728 г. по хиджре (1327 г.). Второй раз она была отреставрирована султаном Къайтбеем.

Читайте также:
Возможно ли иметь двойное гражданство Грузия Россия

Чаша находится между Аль-Мусалля аль-Кибли и ступеньками площади Куббат-ас-Сахра.

Стена «Аль-Бурак»

Она находится на юго-западной стороне и является частью мечети Аль-Акса. Ее длина составляет около 50 метров, а высота – около 20 метров. Эта стена принадлежит мусульманам и является неотъемлемой частью мечети Аль-Акса. Евреи необоснованно утверждают, что западная стена принадлежит им и называют ее «Стеной плача». Они утверждают, что она является оставшейся частью храма Соломона. Иудеи никогда не владели этой стеной и не имели на нее никаких прав, кроме как после того, как смогли создать свое образование в Аль-Кудсе (Иерусалиме). Раньше, когда они посещали Аль-Кудс, они молились у восточной стены, а теперь перешли на западную.

Колодцы

Дождевая и ключевая вода являются единственными источниками воды в Иерусалиме. Ключевой воды было недостаточно для жителей Иерусалима, и поэтому они собирали дождевую воду в специальных резервуарах в колодцах и прудах и использовали для своих нужд. В районе мечети имеется множество колодцев с питьевой водой – 26 колодцев, 9 из которых расположены на «площади Скалы», а остальные во дворе благословенной мечети Аль-Акса. Колодцы были вырыты внутри стен мечети аль-Акса и все они возведены на скале. И какими бы не были сильные дожди вода не уходит бесполезно, а собирается в них и люди пользуются ею.

Колодцы сделаны в прочной, твердой породе, которая не требует ремонта и реставраций, кроме редких случаев. Их верхняя часть сделана в форме печи, и каждый колодец имеет крышку из камня для защиты от попадания туда чего-либо. Колодцы в мечети Аль-Акса используются молящимися и жителями города. У каждого колодца имеется свое имя. На сегодняшний день потребность в воде увеличилась и этих колодцев стало недостаточно, поэтому воду начали получать и из других источников.

Сабиль (источники с питьевой водой)

Сабиль – это место в мечети, где желающие могли пить воду. Такое название оно получило в период правления аюбитов, а до них они назывались сикая.

Сабиль состоит из двух уровней: первый этаж представляет собой колодец, вырытый в земле для хранения дождевой воды. Что касается второго, то он находился над землей на уровне примерно метра в высоту и в нем есть кувшины для распределения воды. На площади мечети аль Акса 11 сабилей, которые отличаются своим уникальным архитектурным дизайном. Самый известный из них это – сабиль Каитбей.

Свидетельствуют, что это было нечто новое и великолепное относящееся к периоду правления мамлюков. Он находится на площади Аль-Каина между воротами Аль-Каттанин и Ас-Сильсиля. Его построил султан Сайфуддин Инал, затем он был перестроен султаном Каитбеем, и с тех пор стоит как сабил Каитбея. Он был построен из цветного камня, а пол из мрамора, его купол украшен колоннами и декоративными элементами исламской архитектуры, и у него четыре окна с четырех сторон.

Террасы

Мечеть Аль-Акса славилась кружками знаний. Из-за большого количества учеников и преподавателей учителя устроили террасы, предназначенные для того, чтобы на них сидели студенты и слушали уроки в особенности в летний период.

В мечети Аль-Акса около 30 террас, у которых имеются михрабы (ниши) в виде каменных строений продолговатой формы, и сделаны они были специально для ученых, чтобы они могли сидеть перед учениками и студентами.

Некоторые из них созданы в период правления мамлюков, но большинство были построены в период правления Османской империи. В основном террасы имеют квадратные или прямоугольные формы, и возвышаются над землей на одну или две ступеньки. Они построены из камня, и самой известной террасой из них считается восточная терраса «Аль-Басыйри» возле ворот «Ан-Назыр», которая использовалась для преподавания, и она придает мечети Аль-Акса еще большую эстетическую красоту. Говорят, что ее построили в 8 веке по хиджре. На ее южном ребре находится михраб из камня, на котором имеется табличка с надписью о том, кто его построил, и это амир Джаркас Ан-Насырий, который жил примерно в 800 году хиджры (1298 г.). Площадка состоит из каменных строений из уложенных квадратных камней. На нее ведут две каменные ступеньки. Что касается михраба, то он сделан из прямоугольного камня и на нем написано имя строители и его прозвища.

Минбар (кафедра) Бурхануддина

Это архитектурный шедевр, который называют «летним минбаром» и он находится в передней части открытого двора. В летнее время здесь читали лекции студентам. Минбар построен из камня и мрамора и украшен мамлюкским геометрическим узором. Его возвели во дворе «Купола Скалы» по приказу судьи Бурхануддина бин Джамаа в 709 по хиджре (1309 г.).

Рассказывают, что эта кафедра была построена из дерева, затем переделана в каменный, а после обновлена в период Османской империи амиром Мухаммадом Ар-Рашидом. Во время правления Абдул Маджида бин Махмуда II в верху входа была высечена надпись.

Кафедра представляет собой каменную постройку. У нее имеется вход, над которым на двух маленьких мраморных столбах имеется свод. Затем поднявшись по нескольким ступенькам доходишь до каменной скамьи, приготовленной для сидения хатыба, над которым находится небольшой тонкий купол, стоящий на красивых мраморных столбах.

Перевод отрывка из книги «Аль-Масджид аль-Акса: действительность и история».

Мадина Рамазанова [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram – группе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: