Плотинка в Екатеринбурге — подробная информация с фото

Екатеринбургская плотинка

Чтобы начать рассказ об истории Екатеринбурга, прежде всего надо обратиться к истокам. Как известно, город был основан в 1723 году. Что это был за город? Это было не просто поселение, а город-завод с четким «регулярным» планом застройки, столь популярным в Петровскую эпоху. Где находился завод, догадаться нетрудно. Это место и по сей день является историческим центром города – речь пойдет о «плотинке», а в связи с этим нужно сказать пару слов и об основании Екатеринбургского завода.

Появление города-завода

Днем основания города принято считать 18 ноября 1723 года – это дата, когда выковали первое железо. А строительство завода началось еще в марте того же года под руководством двух лиц, которых мы привыкли видеть на памятнике основателям города – капитана артиллерии Василия Татищева и генерал-майора Вильгельма де Геннина.

Территория завода располагалась в пространстве между современным проспектом Ленина и улицами Малышева, Воеводина и Горького. Северная часть ограничивалась плотиной, южная – каменным мостом.

Завод окружала деревянная крепость, строго ориентированная по сторонам света. Улицы располагались вдоль крепостных стен. Интересно, что дома, выходили на улицу не фасадами, как мы привыкли видеть, а огородами – такой способ застройки улиц отвечал мерам пожарной безопасности в ту эпоху. Кроме того, в начале каждой улицы всегда вырывали по три колодца. Также для того, чтобы обезопасить деревянный город от пожаров, строго контролировали ширину домов и дворовых ворот, высоту и форму крыш, количество придомовых построек. Город-завод разделяла на две части река. Левобережная часть города называлась Церковной, именно здесь с 1723 года располагался храм Святой Екатерины (сейчас это место занимает часовня на площади Труда). Правобережная часть – Торговая, или Канцелярская, в соответствии со старым названием администрации и горного правления. На этой стороне находился Гостиный двор (сегодня на этом месте – городская администрация).

Плотина

Основным источником энергии на заводе в Петровскую эпоху являлась вода, для чего сооружали плотины. Для этого была построена и екатеринбургская плотина, которая сегодня является единственным сохранившимся объектом Екатеринбургского завода и самым древним сооружением города. Уникальна она еще и тем, что до сих пор используется по назначению и, как в XVIII веке, является городским центром.

В основании плотины – деревянные срубы, набитые камнем и глиной. Строили плотину приписные крестьяне Невьянского и других казенных заводов, солдаты Тобольского полка, каменщики, плотники. Строительством руководил мастер Невьянского завода Леонтий Злобин.

Приписные крестьяне – в XVIII – первой половине XIX веков государственные крестьяне, которые вместо уплаты податей (налога) работали на частных и казенных заводах.

Интересно, что в 1998 году, когда прокладывали пешеходный тоннель, выяснили – плотина находится в отличном состоянии. И это, несмотря на то, что она использовалась в течение 275 лет. Строительство сооружения завершилось в рекордно низкие сроки. Начали ее строить в марте 1723 года, уже 11 сентября плотина была готова, а 18 ноября открыли рабочий водосток. Кстати, как выглядела старая кладка стены, можно увидеть в пешеходном тоннеле – при реконструкции 1990 года оставили часть стены запасного прореза плотины.

Кроме того, фрагмент древнего сооружения представлен в западной части «плотинки», вблизи лестницы, поднимающейся к колледжу им. Ползунова.

Изначально плотина имела три прореза со шлюзами. Мы их можем увидеть и сегодня, но два из них закрыты. В XVIII веке центральный прорез использовался для сброса лишних вод весной во время половодья, а два боковых – в рабочих целях.

В 30-50-е годы XIX века плотину расширяли и перестраивали архитекторы Малахов и Спиринг. В 1886 году на плотине разбили сквер и установили бюсты Петра I и Екатерины I, которые, согласно одним источникам, в 1917 году были сброшены в пруд красноармейцами, согласно другим, сброшены с постаментов и разбиты на кусочки. Сейчас на их месте скульптуры писателей П. Бажова и Д. Мамина-Сибиряка.

В 1972-1973 годах плотину снова расширили, а также облицевали гранитом. Тогда же на стене плотины появилась скульптурная композиция – барельеф, посвященный уральским горным мастерам.

Читайте также:
Исторические сооружения Сан-Франциско

Судьба завода

В первой половине XVIII века Екатеринбургский завод активно развивался. К нему относились множество фабрик и мастерских: плавильная, якорная, дощатная, молотовая, проволочная, жестяная и другие.

В 1751 году на территории Екатеринбургского завода появилась Императорская гранильная фабрика. Располагалась она на современной площади Труда, примерно на месте современного памятника основателям города. В основном на фабрике занимались шлифованием и обработкой мрамора. Кроме того, предприятие специализировалось на изготовлении больших декоративных ваз и чаш из твердого камня: из яшмы, малахита, лазурита. Примечательно, что в начале XIX века фабрика работала под покровительством Императорской Академии художеств, в результате чего возникла уральская камнерезная школа. Здесь выполняли множество заказов для императорского дома, некоторые из них сегодня хранятся в Эрмитаже.

После революции предприятие переименовали в «Русские самоцветы», а в 30-е годы XX века оно получило название «Свердловская гранильная фабрика». Именно здесь вырезали рубиновые звезды для башен Кремля.

На фото Екатеринбургская гранильная фабрика

В 1781 году Екатеринбург получает статус города – судьбы города и завода постепенно расходятся. К 1808 году завод потерял свое значение и был закрыт. Его цеха стали использоваться Монетным двором. А Екатеринбург продолжал жить и активно развиваться: строились новые заводы, возводились новые здания, росло население.

История Екатеринбургского монетного двора начинается еще в 1725 году. Первые деревянные постройки располагались в том месте, где сейчас находится Екатеринбургский музей изобразительных искусств на «плотинке». Позднее здесь возвели каменное здание из четырех корпусов, в северо-западной части которого располагался монетный двор, в северо-восточной – заводской госпиталь. Изначально предприятие, занимавшееся чеканкой монет, называлось – Платный двор, поскольку здесь изготавливали самые тяжелые монеты-платы – прямоугольные медные пластины с штампом номинала в центре и герба в углах.

Однако в 1727 году согласно императорскому указу платы изъяли из обращения, так как они были неудобны в использовании: монета номиналом в один рубль весила около 1,6 килограмма. На базе Платного двора был открыт Монетный двор. До 1735 года в Екатеринбурге изготавливали лишь заготовки – кружки монет, которые затем отправлялись в Москву и Санкт-Петербург на штамповку. Позднее на Екатеринбургском монетном дворе стали чеканить и штамповать монеты разного достоинства. Деятельность Монетного двора продолжалась почти полтора века – до 1876 года. Это способствовало укреплению авторитета Екатеринбурга в составе Урала.

Красным цветом на гравюре выделен Екатеринбургский Монетный двор со стороны Покровского проспекта ( современной улицы Малышева)

Здание, в котором располагался монетный двор и госпиталь, сохранилось, но его внешний вид сильно изменился. Строение несколько раз перестраивалось в XIX веке, в 80-е года XX века внутренний двор перекрыли кровлей – так, внутри здания образовалось дополнительное пространство. Сейчас в этом помещении размещен Каслинский чугунный павильон, выставлявшийся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, а также коллекция чугунного литья.

В 1883-1885 годах на плотине, в самом центре – над руслом, установили памятную доску с надписью:

«Настоящие мастерские расположены на месте, где в 1723 г. по повелению Императора Петра I был построен генерал-майором Геннином переделочный завод и основан г. Екатеринбург. Завод обращен в мастерские в 1883 — 1885 гг. во время сооружения Екатеринбурго-Тюменской железной дороги».

Снимок сделан в 1910 году русским фотографом С.М.Прокудиным-Горским во время фотографической экспедиции.

Ни одно из этих зданий, как и эта доска, не сохранились до наших дней. Единственным свидетелем основания города-завода является легендарная «плотинка» – вот что поистине можно назвать символом города.

Исторический сквер

Исторический сквер, или Плотинка — сердце города. Что за механизмы и камни выставлены здесь под открытым небом?

Исторический сквер — одно из самых популярных мест в Екатеринбурге как среди горожан, так и среди гостей города. Именно здесь ещё в XVIII веке началась история завода, давшего начало столице Урала.

Казалось бы, мы бываем здесь очень часто, знаем ли мы, какие памятники есть на территории Исторического сквера и о чём они могут нам рассказать. Мы изучили все экспонаты музея под открытым небом в Историческим сквере.

Читайте также:
Фотографии Аквариума Барселоны

Содержание:

Как появился Исторический сквер

В далёком 1721 году началось строительство плотины на реке Исеть. Через 2 года плотина была готова, и по указу Петра Первого начали возводить железоделательный завод. Именно 1723 и принято считать годом основания Екатеринбурга.

Завод имел около 30 различных фабрик и мастерских и считался одним из самых мощных в России. На всю страну стал известен и Екатеринбургский монетный двор, обеспечивавший Россию монетами.

К началу XIX века железоделательный завод потерял своё значение и был закрыт. На территории сквера продолжали работать вагоноремонтные мастерские, механическая фабрика.

В 1830-е провели первую реконструкцию территории. Разбили сквер, плотину расширили по проекту знаменитого архитектора Малахова. На месте нынешних бюстов Мамина-Сибиряка и Бажова установили бюсты Петра Первого и Екатерины Первой.

Исторический сквер сегодня

Следующая реконструкция сквера прошла в 1960–70-е годы, тогда он и приобрёл свой нынешний вид. Территория общей площадью около 8 гектаров превратилась в музейно-мемориальный комплекс, состоящий из двух частей. Река делит его на музейную и мемориальную зоны.

Музейная зона — это исторические заводские здания, в которых сейчас расположены музеи, а также экспозиция старинной техники. Мемориальная зона — это площадь перед барельефом, рассказывающим историю города, и «сад камней», где под открытым небом представлены различные виды уральских горных пород.

Ну и, конечно же, в середине расположена сама плотина, она же «Плотинка», шедевр мастеров XVIII века.

Главные достопримечательности Исторического сквера:

  • водонапорная башня;
  • музей Природы Урала;
  • музей Архитектуры и промышленной техники Урала;
  • музей Изобразительных искусств;
  • ограды и ворота;
  • памятники и барельефы.

Барельеф, а точнее горельеф «Рождение города». Изначально бетонная скульптурная композиция была установлена в 1960-е. Через десятилетие он был снесён, позднее восстановлен по старым фотографиям, уже из алюминия. Современный вариант появился лишь в 2013 году. Изображает Татищева, подписывающего указ о создании завода, в окружении де Геннина и рабочих.

Ещё один мемориал с непростой судьбой — памятник первому строителю. Его также сносили, а затем восстанавливали. Представляет собой фигуру безымянного строителя города.

Слева от него установлена плита, подробно рассказывающая об истории сооружения завода-крепости.

Всем известен один из символов города — водонапорная башня. Построена она была в 1880-е для обслуживания железнодорожных мастерских. Сейчас здесь располагается экспозиция «Метальная лавка» Исторического музея.

Не менее знаменит Музей ИЗО. Уникально само здание Музея: постройка 1749 года (бывшее здание Горного госпиталя) соединена с советской частью здания. Смешались архитектура XVIII и XX веков, не менее эклектична экспозиция: здесь и картины великих художников, и образцы камнерезного и ювелирного искусства, и, конечно же, знаменитый Каслинский чугунный павильон.

Музей старинной техники под открытым небом

Выставка под открытым небом Музея Архитектуры и промышленной техники Урала впечатляет нас старинной техникой Урала, Англии, Германии. Это молоты, краны, прессы XIX-XX веков, изготовленные или использовавшиеся на уральских заводах.

Здесь же стоит памятник Петру Перовому, основателю горного дела на Урале. Памятник восстановлен в 1992 году по старым фотографиям.

Техника была отреставрирована совсем недавно, в 2014 году. Познакомимся с ней подробнее.

1. Молот листопроковочный, 1826 год, Нейво-Шайтанский завод (Свердловская обл., г. Алапаевск). Служил для получения листовых заготовок из слитков и свежего железа.

2. Конвертер бессемеровский, XIX век, Салдинский металлургический завод (Свердловская обл., г. Нижняя Салда). Это печь для получения стали из чугуна путём продувки кислородом. Кстати, это единственная модель на выставке: настоящие конвертёры имеют весьма немалые размеры.

3. Клеть прокатная, конец XIX века, Нейво-Шайтанский завод. Это механизм, в котором осуществляли прокат металла, т.е. его обработку давлением.

4. Машина паровая реверсивная, конец XIX века, завод «Эрхардт и Земмер» (Германия). Это тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара. Машина использовалась на Нижне-Салдинском заводе и приводила в движение валки прокатного станка.

Читайте также:
Страхование путешественников в «ВТБ» при выезде за границу

5. Молот паровоздушный, 1938 год, Старокраматорский машиностроительный завод (Донецкая обл., Украина). Использовался до 1970-х годов на Уралмашзаводе, позже был передан в дар музею. Использовался для штамповки заготовок и изделий из стали.

6. Ножницы для резки листового металла, 1908 год, завод «Пельс» (Германия). Машина с самым очевидным предназначением: нарезка листов металла.

7. Пресс обрезной, начало XX века, завод «Толедо» (США). Это аппарат для устранения заусенцев, возникающих при штамповке заготовок под прессом.

8. Пресс двухкривошипный, 1930, Златоустовский машиностроительный завод (Челябинская обл., г. Златоуст). Машина для штамповки различных деталей.

9. Мостовой кран, начало XX века, Англия. Это кран с грузозахватным устройством, перемещающимся по мосту. Использовался для подъёма и перемещения изделий и грузов на заводах.

Сейчас нам трудно даже представить, как эти большие старинные механизмы работали на заводах. В наши дни они радуют посетителей музея, особенно детей, которые так любят на них карабкаться.

Уральский «сад камней»

Вторая выставка под открытым небом — это аллея камней. Для Екатеринбурга это достаточно привычная картина — различные горные породы у нас нередко выставлены в парках, перед какими-либо публичными зданиями, во дворах.

Экспозиция на Плотинке радует своей аккуратностью и тем, что большинство камней имеют таблички с названием и происхождением.

1. Яшма, Глинское месторождение. Это крупнейшее яшменное месторождение Среднего Урала, находится в Режевском городском округе. Яшма — камень красного, коричневого, зелёного цветов, используемый в камнерезном искусстве. Говорят, что этот камень имеет лечебные свойства и защищает от сглаза.

2. Змеевик Асбестовский, Баженовское месторождение. Находится оно в городе Асбесте, и добывают так более 120 видов минералов. Змеевик, он же серпентин, — зелёный камень, используемый в камнерезном искусстве, отделке интерьеров, при строительстве АЭС. Ему приписывают свойства увеличивать творческие способности человека и его стремления.

3. Гранит, Шарташское месторождение. Всем известен гранитный карьер в черте города Екатеринбурга. Именно там добывают этот пёстрый камень, который так популярен в строительстве, изготовлении памятников и облицовке.

4. Змеевик, Шабровское месторождение. Это в 25 километрах от Екатеринбурга, в посёлке Шабровский.

5. Кварц жильный, месторождение «Гора Хрустальная». Это крупнейшее на Урале место добычи кварца, 17 километров от нашего города. Кварц имеет очень большое количество разновидностей (агат, аметист, оникс и т.д.), используется в ювелирном деле, в оптических и электронных приборах, в теле- и радиоаппаратуре, для изготовления кварцевого стекла.

6. Офиокальцит, Бакальское месторождение. Этот зелёный минерал — единственный приехавший к нам из Челябинской области. Он популярен в камнерезном искусстве и отделке. Ему приписывают свойства укрепления характера и самодисциплины человека.

7. Мрамор, Черновское и Мраморское месторождения. Мрамор приехал из Полевского городского округа. Светлый пёстрый камень известен нам как материал для памятников, облицовки зданий, отделки интерьеров, также используется в сельском хозяйстве, электротехнике.

Возле самой Плотинки, около водосброса, стоит большой родонит из Седельниковского месторождения. Это место известно своим поделочным родонитом. Камень розово-чёрный. Говорят, что он пробуждает любовь и творческие способности человека. Так что при следующей прогулке по Плотинке постойте возле него подольше. ☺

Конечно же, Исторический сквер развивается вместе с городом. Реставрируются старые объекты, появляются новые: часы отсчёта времени до Олимпиады в Сочи, до Чемпионата Мира по Футболу-2018. Четыре года назад был восстановлен светомузыкальный фонтан, яркое шоу которого всегда собирает множество зрителей.

Исторический сквер — сердце Екатеринбурга, и не только в историческом смысле. Сюда приезжают молодожёны, чтобы скрепить свою любовь замочком. Здесь проводят концерты на День города и День Победы и ярмарки по выходным. Именно сюда приходят горожане, чтобы отдохнуть после рабочего дня и прогуляться перед сном. Здесь рисуют граффити, курят кальяны, крутят пои, играют на гитарах, катаются на скейтах, знакомятся, заводят новых друзей и влюбляются.

«Плотинка» в Екатеринбурге в 18 веке и сегодня – история городской достопримечательности

«Плотинка» в Екатеринбурге

«Плотинка» – это плотина городского пруда на реке Исеть, сердце современного Екатеринбурга, центральная площадка для проведения всех городских праздников и гуляний. Как она появилась и чем интересна история старейшего сооружения?

Читайте также:
Визовый центр Греции в Красноярске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Страницы истории и малоизвестные факты

Уникальное инженерное сооружение, которое жители ласково называют «Плотинка», построено на самой длинной уральской реке. Протекает она по территории трех областей – Курганской, Тюменской, Свердловской. Реку назвали Исетью, что в переводе с финского означает «богатая рыбой». Это имя ей дали вогумечи, жители восточного склона Северного Урала.

Река Исеть – главная водная артерия для столицы Урала-Екатеринбурга. Датой основания города считается ноябрь 1723 года. Петр Первый приказал отстроить в долине реки Исеть железоделательный завод, для успешной работы которого требовалось возвести плотину.

В строительстве принял деятельное участие российский военный инженер В. И.де Геннин. Строительство началось весной 1723 года. Одновременно стали возводить крепость, защищающую будущий завод от набегов башкир, на чьих землях он и строился.

Плотина представляет насыпь малой протяженности, но значительной ширины. Именно с этого места стартовало строительство всего города. Для строительства использовали редкие породы уральской лиственницы, не боящейся влаги, и гранит. Строили на века.

В этом убедились прокладчики пешеходного перехода, проложенного в 1998 году к 275-летию основания города. Все конструкции плотины, прослужившие без малого 300 лет, оказались в отличном состоянии.

С возведением плотины образовался пруд, названный Городским. Сама же она стала мостом, соединяющим пруд и реку. Теперь плотина выполняет только декоративную функцию.

Ремонт и реконструкция плотины

Постепенно внешний вид плотинки преобразился. Строение монументально. При строительстве использовали грубо обтесанный камень, но это не помешало сооружению органично вписаться в городской ландшафт.

Первоначальная длина плотины была 209 метров при ширине 4,2 метра и высоте 6,5 м. Со временем ее расширили и обустроили.

Сверху с высоты постамента смотрят на плотинку основатели города Татищев и де Генин. Подпорную стенку покрыли барельефами, по краям разместили скульптуры, ставшие символом мастерства уральских умельцев. Среди них – бюст автора уральских сказов П.П. Бажова.

В 1998 году плотину укрепили железобетонными перекрытиями. Верхнюю часть преобразовали в площадь.

Возле моста через Исеть установлен огромный камень родонит. Он придавил раскрутившийся свиток, в котором указана дата закладки Городского исторического сквера, разбитого на месте бывшего здесь железоделательного завода.

История оживает

В 1973 году, к 250-летнему юбилею Свердловска (так назывался Екатеринбург в то время) на территории бывшего завода создали музейно-мемориальный комплекс «Исторический сквер».

Он включает в себя памятники завода и располагается в историческом центре города. В сохранившихся заводских помещениях – Музей архитектуры и дизайна. В качестве экспонатов представлены станки 17-18 веков, несколько паровых машин и молоты.

Отдельно можно полюбоваться горными породами, из которых добывали железную руду. Интересно узнать об истории кузнечного мастерства и лично принять участие в изготовлении монет, получив мастер-класс прямо в музее.

Здесь же можно осмотреть водонапорную башню 300-летней давности. При возведении использовали гранит и деревянные брусья. Сооружение сохранилось до наших дней в том виде, в котором и было спроектировано.

Картинная галерея поражает разнообразием и богатством произведений искусства местных художников и мастеров.

«Плотинка» в современной жизни Екатеринбурга

Плотина городского пруда – излюбленное место для прогулок местных жителей. Екатеринбуржцы любят это место за его монументальность, спокойствие, и неподвластность времени.

Каждый из отдыхающих может найти себе занятие по душе. Кто-то катается на лошадях или лодках, другие сидят в кафе и наслаждаются живой музыкой, третьи прогуливаются или пьют кофе, который можно купить тут же.

Летом здесь можно прокатиться на катамаранах, покормить уток. Зимой – просто прогуляться по льду, сократив путь при переходе на другой берег реки.

Недалеко от плотины целый ряд достопримечательностей: Театр драмы, Музей архитектуры и дизайна, Октябрьская площадь, спортивный комплекс «Динамо», здание областной администрации.

Здесь же устраиваются уличные художники для работы, молодежь катается на роликах, отдыхают студенты, фотографируются молодожены. На мосту с коваными перилами они закрепляют замки, символизируя свою прочную любовь.

Читайте также:
Фотографии Богоявленского-Анастасиина монастыря

Именно здесь происходит самое интересное в Екатеринбурге: свадебные церемонии, выпускные вечера, фестивали, сезонные ярмарки, городские праздники и народные гулянья.

А на другой стороне плотинки скейтбордисты и роллеры удивляют трюками, которые проделывают на каменных лестницах. Место прекрасно и днем, но вечером оно завораживает своей красотой. Здесь же можно увидеть шоу музыкальных фонтанов.

Набережные Екатеринбурга: Рабочей Молодежи и Плотинка

  • Набережная Рабочей Молодежи р. Исеть (Городской пруд)
  • Как добраться до набережной Рабочей Молодежи
  • Достопримечательности набережной
  • Инфраструктура набережной
  • Набережная Плотинка в Екатеринбурге
  • Благоустройство: зоны прогулок и отдыха Плотинки
  • Как проехать до набережной Плотинка
  • Достопримечательности набережной
  • Инфраструктура набережной Плотинки

Набережная Рабочей Молодежи р. Исеть (Городской пруд)

Набережная Рабочей Молодежи в Екатеринбурге имеет протяженность около 2-х км, и является старейшей в городе: ее история насчитывает около 100 лет. Это одно из центральных мест отдыха жителей и гостей Екатеринбурга, где всегда царит романтическая, уютная обстановка. Центральные аллеи набережной, что идут точно вдоль берега пруда, «одеты» в тротуарную плитку или асфальт. От воды променад отделяют изящные металлические ограды и невысокие бетонные бордюры. Местами оборудованы спуски к воде с лестницами.

Вдоль тротуаров разливаются газоны, украшенные цветниками, топиариями и стройными посадками лиственных деревьев. Для удобства отдыхающих повсюду установлены скамейки и лавочки, за уличное освещение отвечают торшерные фонари. В районе Академического театра драмы бьет фонтан, там же, прямо у воды установлены два каменных шара.

Чуть дальше, у Президентского центра Б. Н. Ельцина, проходит Аллея энергетиков. С набережной открывается отличный вид на современный городской пейзаж.

Как добраться до набережной Рабочей Молодежи

Автобус: остановка «Драмтеатр» по улице Бориса Ельцина № 32.
Трамвай: остановка » Ельцина» по улице Челюскинцев №3.
Метро: станция метро «ВИЗ».
Маршрутка: остановка «Ельцина» по улице Бориса Ельцина №№: 12, 45. Остановка «Драмтеатр» по улице Бориса Ельцина №№: 12, 45, 0150.

Достопримечательности набережной

На Набережной расположено несколько колоритных архитектурных сооружений:

  • Дом купца И. Г. Пшеничникова. Адрес: Набережная Рабочей Молодежи, д. 2. Возведен в первой половине 19 столетия по проекту архитекторов М. Малахова и И. Свиязева. Представляет собой 2-этажный дом с мезонином в стиле классицизм. Фасад постройки на украшен рустиком, на одном из выступов установлен портик из четырех колонн, доходящий до надстройки;
  • Дом Главного горного начальника. Адрес: Набережная Рабочей Молодежи, д. 3. Построен в 1818-30 годах архитектором М. П. Малаховым. Еще одно сооружение в стиле классицизм. Состоит из двух этажей, портика из трех ярусов и мезонина. По бокам здания расположены симметричные ворота;
  • Дом Гайдара. Адрес: Набережная рабочей молодежи, д. 23. Старинный дом, сооруженный в 1880-90 годах в стиле эклектика по проекту В. В. Коновалова. Известен тем, что в 1927 году там жил А. Гайдар. Объект нуждается в реставрации;
  • Мужская гимназия. Адрес: проспект Ленина, д. 33. Основана в 1861 году. Белокаменное 3-этажное здание, что входит в список объектов культурного наследия РФ. Ныне в его стенах находится гимназия № 9, которая в 2013 году вошла в перечень самых «сильных» школ РФ.

Инфраструктура набережной

На всей протяженности Набережной расставлены автоматы для приготовления чая и кофе. Летом здесь появляются палатки с напитками, мороженым, попкорном и другими легкими закусками. Кафе и рестораны расположены в основном в здании Президентского центра, а также на ул. 8 Марта («Бабушка Маруся», «Бон-Бон»).

Для детей у Президентского центра действует оригинальная песочница: очень просторная и достаточно высокая, она обнесена деревянными бортиками, к которым примыкают лавочки-шезлонги.

Набережная Плотинка в Екатеринбурге

Благоустройство: зоны прогулок и отдыха Плотинки

Попасть на территорию променада можно с Набережной Рабочей Молодежи (она находится прямо напротив) или через пешеходный тоннель с территории сквера. Зона прогулок и отдыха отделена от пруда невысоким поребриком и чугунной, кованой оградой. Вдоль широкого, мощеного тротуара установлены торшерные фонари под старину, скамейки, разбиты зеленые лужайки и высажены раскидистые деревья. Для удобства горожан в пешеходной части выделена полоса для велосипедистов.

Читайте также:
Бостон Массачусетс достопримечательности. Чем заняться в Бостоне? - 2022

С Плотники открывается потрясающий вид на город: на первом плане – гладь пруда, по обеим его сторонам – современные бизнес-центры из стекла и бетона, историческая застройка, справа – купола Храма на Крови. Набережную украшают три великолепные беседки, декорированные колоннами, светильниками и замысловатым узором.

Как проехать до набережной Плотинка

Автобус: остановка «Колледж имени Ползунова» по проспекту Ленина №№: 13, 13А, 018, 21, 28, 32, 48, 50, 53, 54, 57.
Трамвай: остановка «Площадь 1905 года» по улице Халтурина №№: 6, 23.
Метро: станция метро «Площадь 1905 года».
Маршрутка: остановка «Колледж имени Ползунова» по проспекту Ленина № 052, остановка «Площадь 1905 года» по улице 8 Марта №№: 011, 014, 016, 030.

Достопримечательности набережной

Набережную украшает несколько любопытных достопримечательностей:

  • Бюст П. П. Бажова. Установлен в 1958 году. Его авторы — скульптор М. Г. Манизер и архитектор А. П. Великанов;
  • Бюст Д. Н. Мамина-Сибиряка. Возведен в 1989 году по проекту скульптора А. Г. Антонова и архитектора Б. А. Демидова;
  • Дом Севастьянова (Дом профсоюзов). Располагается на пересечении ул. Горького и пр. Ленина. Адрес: пр. Ленина, д. 35. Нарядная постройка архитектора А. И. Падучева возводилась в середине 19 столетия. В ее внешнем виде прослеживаются элементы эклектики, необарокко, псевдоготики и неомавританского стилей. Дому присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения;
  • Усадьба Тарасова. Адрес: ул. Горького, д. 21. Комплекс построек середины 19 века, совмещающий в себе элементы эклектики и классицизма. Часто по фамилии ее хозяина именуют и набережную – Тарасовская. В пределах исторического каменного забора сохранились 1-этажный флигель и центральное 2-этажное здание. Ныне усадьбу занимает Администрация губернатора;
  • Здание бывшего Уральского приборостроительного завода. Засекреченное ранее производство не функционирует с 2017 года, однако интересная постройка начала прошлого века продолжает существование;
  • Старинная золотосплавочная лаборатория. Адрес: ул. Первомайская, д. 1/ул. Горького, д. 15. Объект культурного наследия, построенный в 40-х годах 19 столетия. Нуждается в реставрации.

Инфраструктура набережной Плотинки

Полюбоваться на набережные Городского пруда можно во время водной прогулки: на Плотинке открыта лодочная станция.

Зоны общепита

На набережной действует несколько кафе:

  • Летняя открытая веранда «Ветерок». Адрес: ул. Горького, д. 17/1. В меню заведения – легкие салаты, выпечка, блюда на гриле и кальяны;
  • Пироговая «Штолле». Адрес: ул. Горького, д. 7а. Сетевое кафе с огромным выбором выпечки;
  • Коктейль-бар «Brut Bar». Адрес: ул. Горького, д. 7а. В ассортименте представлено более 200 видов алкогольных и безалкогольных коктейлей.

Тамбовский музей греха (Жесть)

До чего человека могут довести его грехи?
Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие при жизни кости… Все это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном «Музее греха», который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.
Все эти экспонаты выставки собрал патологоанатом тамбовской второй городской больницы им. архиепископа Луки Юрий Щукин за более чем 30-летнюю практику. Для
этой своеобразной коллекции он отбирал трупные останки, наиболее ярко иллюстрирующие последствия пагубных человеческих пороков – пьянства, наркомании, курения и т.д.

Тридцатипятилетняя работа в морге навела врача-патологоанатома на мысль о том, что наглядно представлять себе последствия каждой лишней сигаретки или рюмки полезно не только узким медицинским специалистам, но и как можно большему количеству людей, чтобы понимать к чему приводят пагубные пороки. Первоначально всё собрание располагалось в подсобном помещении морга. Количество экспонатов росло, небольшое, плохо приспособленное помещение не могло вместить растущий поток посетителей, и осенью 2011 года, после реорганизации паталогоанатомического отделения 2-ой городской больницы им.

Экспозиция выставки-музея сейчас разрослась до нескольких структурных отделов. Помимо главного отдела, состоящего из нескольких стеллажей с различными «препаратами», как научно называются ёмкости с заспиртованными органами, в музее собрана обширная библиотека по медицине включающая редкие и старинные издания.
Экскурсию по музею проводит непосредственно его создатель, который готов подробно рассказать о каждом собранном их экспонате. Всего их здесь, кстати, 700…

Читайте также:
Фотографии музея Фриды Кало

Коллекция патологоанатома началась с … оторванного пальца руки. Настолько его тронула история, произошедшая с человеком, потерявшим этот палец.
Дело в том, что палец принадлежит мужчине, который вынужден был спасаться бегством от внезапно вернувшегося домой мужа своей любовницы. Та жила в частном доме с палисадником, огороженном забором. Мужчина, убегая, перепрыгивал забор и зацепился пальцем за торчащий гвоздь. Лишь приземлившись, он обнаружил, что одного пальца на руке не хватает. Он остался на гвозде…
Позже его пытались пришить, но… операция оказалась неудачной, и палец попал в коллекцию Щукина.
— Если бы он не грешил прелюбодеянием, палец остался бы цел, — говорит Юрий Кириллович. — Все беды от человеческих пороков…
И с тех пор врач стал собирать немые свидетельства вредных привычек человека

Значительное место в его коллекции занимают банки с заспиртованными человеческими эмбрионами, которые были извлечены мертвыми из утроб наркоманок и алкоголичек.


Ладно бы одни эмбрион, но их … десятки.

Десятки.
Гидроцефалия, многоглазие либо отсутствие глаз, увеличенные органы, занимающие половину тела, циклопия, отсутствие позвоночник и многие другие уродства

Ребенок, родившийся мертвым от матери, курившей на протяжении все беременности

Ребенок без глаз

Ребенок, родившейся от матери, больной сифилисом.

В музее есть и некоторые экспонаты, демонстрирующие патологии, возникающие уже у взрослых людей вследствие их пагубных привычек.
Опухоль печени хронического алкоголика

Сердце алкоголика слева и сердце с механическим искусственным клапаном справа

Руки человека, сгоревшего во время пожара. Левая рука так и осталась в положении, в котором она держала сигарету.
Классическая картина. Ее «владелец», будучи сильно пьяным, курил в постели… И уснул

Нога байкера, попавшего по пьяни в аварию

Кусочки кожи с татуировками с тел умерших заключенных

Вот так выглядят стеллажи экспозиции.

А вот так, мужики, выглядят в разрезе бубенчики человека, подхватившего сифилис.

Эмбрионы, которые были отвергнуты организмом матерей-курильщиц на начальной стадии беременности

Легкие курильщика

Этот экспонат поразил меня больше всего.
Так выглядит череп курильщика. Оказывается, кости имеют свойство накапливать смолы и выглядят темнее костей обычного человека. Ну а если человек курит очень много, могут выглядеть даже так!

А это все, что остается от человека при кремации.
Всего лишь горстка бренного пепла…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Музей Греха в Тамбове

Музей Греха в Тамбове — нетривиальная экспозиция на базе медицинского факультета, которая изначально задумывалась, как ответ Кунсткамере, но позже переросла в совершенно другой формат. Теперь это не просто анатомический театр с заспиртованными колбами, а концептуальная образовательная площадка. Несмотря на подчёркнутую скромность оформления, витрины в полной мере отражают последствия разнузданного образа жизни — от вредных привычек до заболеваний.

История

Зарождение первой коллекции, посвящённой находкам тамбовского патологоанатома Юрия Щукина, стартовало ещё, когда молодой врач только приступил к своим не самым радужным обязанностям в 1960-х годах. Практически сразу после университета он начал изучать бальзамирование. Навыки и знание технологий помогли устроиться в медицинское училище, где студенты нуждались в наглядных пособиях и собственном анатомическом театре на лекциях по патологиям организма.

С тех пор доктор стал по крупицам составлять первые экспонаты, почти все они появились из личной практики — вскрытий и несчастных случаев, когда пациенты теряли конечности, или им ампутировали отказавшие внутренние органы. Почти 20 лет забальзамированные образцы использовались как учебный материал университета и больницы. Увидеть их просто так, ради просвещения, никто не мог, пропускной режим учреждений давал допуск в залы только медперсоналу и студентам.

Наконец, в 2004-м году, после многолетних хлопот, удалось получить отдельное помещения для общедоступных выставок. Оформляли его, буквально, всем миром. Кто-то жертвовал платяные шкафы, другие сотрудники приносили ненужную мебель, списанные хирургические инструменты использовались для антуража. Спустя два месяца университетская подсобка преобразилась — сюда провели отопление и осветительные стойки, появились первые экскурсионные программы для взрослых и детей.

Читайте также:
Самые бедные страны мира — топ 10

Ситуация не меняется и сегодня. Несмотря на преклонный возраст, основатель музея продолжает время от времени проводить лекции и рассказывать истории из рабочих будней, приправленные чёрным юмором. В 2010-м он стал первым профильным патологоанатомом, кто получил престижную российскую награду «Лучший Врач Года». Регалии лишь подстегнули интерес к дальнейшей просветительской работе — через мрачные на первый взгляд образы доносить людям идею хрупкости жизни.

Экспозиция музея Греха в Тамбове

На 2022 год коллекция составляет более 700 предметов, но традиционно осмотр начинается с самого первого экспоната в ней, который романтично называют «пальцем любовника». Интересна его история — по легенде, оторванная фаланга принадлежала мужчине, ухлестывавшему за замужней женщиной. В момент очередного свидания домой внезапно вернулся супруг, и незадачливый Ромео вынужден был спасаться бегством, не заметив, как травмировался о металлический забор.

От забавного анекдота, который призван разрядить обстановку, гостей возвращают в суровую реальность, и начинается лекция о последствиях употребления алкоголя, наркотиков и курения при беременности. Около 30-ти заспиртованных эмбрионов мертворождённых детей демонстрируют различные степени врождённых пороков — от генетических заболеваний до ужасающих мутаций, когда на лбу формируется несколько глаз, а органы вырастают до размеров головы.

Большая часть экспозиции посвящена вредным привычкам. Многих посетителей шокируют «натуральные», доведённые до мумифицированного состояния человеческие конечности — результат курения в постели. Рядом — заспиртованные руки и ноги тех, кто однажды сел за руль в нетрезвом состоянии. Любимцем публики стал местный Йорик — череп с сигаретой во рту, демонстрирующий, что никотин скапливается отложениями не только на зубах, но и в костной ткани.

С пропагандой здорового образа жизни Юрий Щукин пошёл ещё дальше. В годы, когда о компьютеризированных манекенах нельзя было и мечтать, он собрал собственную «курящую голову» от которой через систему трубок и насосов протягивался «выхлоп» на стеклянную бутылку. 14 пачек сигарет хватило для того, чтобы стекло покрылось не отмываемым слоем коричневой сажи — теперь результат эксперимента можно увидеть среди других красноречивых экспонатов.

Следующий раздел стеллажей — венерические болезни и их исход, как для мужчин, так и женщин. Тематика особенно впечатляет молодёжь, но на бурную реакцию подобное и рассчитано — самый «сладкий» из грехов как правило печально заканчивается для каждой из сторон. Отдельно показаны эмбрионы, отторгнутые организмом матери на I триместре беременности. Следы сифилиса, СПИДа и прочие нелицеприятные проявления страшнейших смертельных недугов.

Пикантной изюминки в повествование добавит сугубо «взрослый» тематический блок образцов — фрагменты кожи с татуировками заключённых. Как правило, все преступники отбывали пожизненное наказание и были кремированы на территории исправительной колонии, поэтому морально-этическая сторона вопроса автоматом отпадает. К слову, то, что остаётся от человека после кремации, тоже можно увидеть, и даже подержать в руках невесомое судно с горсткой серого пепла.

Интересные факты

Официальный девиз музея написан на входной двери — Mortui vivos docent — «Здесь мёртвые учат живых». Фраза стала популярной среди эпитафий и мемориалов на местах массовых захоронений, но мало кто знает о её сакральном медицинском смысле. Дело в том, что у ряда врачей вошло в традицию завещать собственные тела на научные исследования и демонстрацию органов в подобных анатомических театрах. Даже после своей биологической смерти доктор приносит благо.

Юрий Щукин зарекомендовал себя не только как врач и энтузиаст просвещения — он является дипломированным экскурсоводом и краеведом, написавшим несколько книг по истории родной земли. Главным его немедицинским трудом стал четырёхтомный «Путеводитель по Тамбову», создававшийся почти 30 лет. Издание выдержало несколько редакций и не получило ни одного негативного отзыва, как от именитых специалистов в туристической отрасли, так и обычных жителей города.

В оформлении экспозиции принимал участие известный тамбовский художник и путешественник Алексей Медведев. Его живописные полотна имеют мало общего с суровой темой патологоанатома, зато именно благодаря ему появились необычные композиционные решения в ограниченном пространстве и с не менее ограниченным бюджетом. Кроме масла и холста живописец работает с металлическими листами, создавая фантасмагоричные коллажи на самые разные темы.

Читайте также:
Таллинская ратуша — подробная информация с фото

Формально, анатомическая выставка носит имя Архиепископа Луки — Валентина Войно-Ясенецкого, известного деятеля православной церкви и одного из родоначальников современной российской хирургии. В переломные годы Великой Отечественной войны он руководил главным эвакуационным госпиталем Тамбова. Несмотря на священнический сан, до глубокой старости оставался практикующим врачом, и не оставлял своих пациентов, пока окончательно не потерял зрение.

Большая часть экспонатов до официального переезда в главный корпус ТГУ имени Державина находилась на постоянном рабочем месте директора — в тесном помещении центрального морга городской больницы № 2. Обычная практика — приводить студентов-медиков на учебные вскрытия трупов со временем превратилась в музейные экскурсии. Когда количество посетителей стало превышать все мыслимые пределы, руководству университета пришлось согласиться выделить помещение.

Основатель музея отслеживает современные веяния культуры и выступает категорически против любых сетей быстрого питания и некачественной еды. Он даже придумал собственную расшифровку названия популярной американской сети ресторанов — «Место аппетитного кушанья, добавляет ожирения, нарушает активность личности и двигательной системы». И да, чревоугодие тоже включено в число упоминаемых на витринах грехов, где на каждую колбу будет своя история.

Как добраться до музея Греха в Тамбове

Главный корпус университета имени Державина, где расположен анатомический музей, находится в центре Тамбова, но непосредственно у главного входа общественный транспорт не останавливается. Ближайшая остановка — «Драмтеатр», от которой придётся идти пешком почти 300 метров, сначала вдоль Интернациональной улицы до светофора, потом повернуть налево, на нечётную сторону, и шагать до высокого кованого забора — он будет по правую руку.

Альтернативный маршрут — пройти от «Парка культуры», для этого нужно выйти чуть дальше по Советской улице, и вернуться назад на 250 метров по тротуару, но уже никуда не переходя дорогу. Ориентиром здесь будет яркое кирпичное здание Тамбовской картинной галереи, она должна оставаться по левую руку, после неё — памятный туристический знак «Я люблю Тамбов» у торгового центра и перекрёсток перед шлагбаумом, где начинается университетская ограда.

С такси по Тамбову проблем возникнуть не должно. В городе уже стабильно работает мобильное приложение Uber, аналоги в виде Maxim и Яндекс тоже представлены на рынке.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, повезло больше — напротив центральных ворот университета есть даже велосипедная стояночная зона. Машину можно оставлять с торца университета (52.723815, 41.456653) и непосредственно перед ним, на одном из благоустроенных «карманов» Советской улицы (52.723349, 41.456219). все парковки бесплатные, поэтому места лучше занимать заранее, тщательно спланировав маршрут по городу.

Здание музея Греха в Тамбове на Google-панораме:

Видео о музее Греха в Тамбове:

Музей греха в Тамбове (не для слабонервных)

До чего человека могут довести его грехи? Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие при жизни кости. Все это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном «Музее греха», который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.

35-летняя работа в морге навела врача-патологоанатома на мысль о том, что наглядно представлять себе последствия каждой лишней сигаретки или рюмки полезно не только узким медицинским специалистам, но и как можно большему количеству людей, чтобы понимать к чему приводят пагубные пороки.

Первоначально всё собрание располагалось в подсобном помещении морга. Количество экспонатов росло, небольшое, плохо приспособленное помещение не могло вместить растущий поток посетителей, и осенью 2011 года, после реорганизации патологоанатомического отделения 2-й городской больницы им. Арх. Луки, выставка переехала в учебный корпус ТГУ им. Г. Р. Державина на ул. Советской, 93.

Сейчас музей располагается на кафедре университета, где Юрий Кириллович Щукин ведёт преподавательскую деятельность в университете.

Читайте также:
Как добраться до Третьяковской Галереи на метро, Новая Третьяковка на карте, Маршрут проложить

Попасть в музей можно в будние дни, предварительно договорившись по почте или телефону со Щукиным.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Экспозиция выставки-музея сейчас разрослась до нескольких структурных отделов. Помимо главного отдела, состоящего из нескольких стеллажей с различными «препаратами», как научно называются ёмкости с заспиртованными органами, в музее собрана обширная библиотека по медицине включающая редкие и старинные издания.

Экскурсию по музею проводит непосредственно его создатель, который готов подробно рассказать о каждом собранном их экспонате. Всего их здесь, кстати, 700…

Юрий Щукин

Коллекция патологоанатома началась с оторванного пальца руки. Настолько его тронула история, произошедшая с человеком, потерявшим этот палец.

Дело в том, что палец принадлежит мужчине, который вынужден был спасаться бегством от внезапно вернувшегося домой мужа своей любовницы. Та жила в частном доме с палисадником, огороженном забором. Мужчина, убегая, перепрыгивал забор и зацепился пальцем за торчащий гвоздь. Лишь приземлившись, он обнаружил, что одного пальца на руке не хватает. Он остался на гвозде. Позже его пытались пришить, но операция оказалась неудачной, и палец попал в коллекцию Щукина.

«Если бы он не грешил прелюбодеянием, палец остался бы цел, — говорит Юрий Кириллович. — Все беды от человеческих пороков…»

И с тех пор врач стал собирать немые свидетельства вредных привычек человека.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Значительное место в его коллекции занимают банки с заспиртованными человеческими эмбрионами, которые были извлечены мертвыми из утроб наркоманок и алкоголичек.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Смотреть на них без содрогания невозможно.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Ладно бы один эмбрион, но их … десятки. Десятки.

Гидроцефалия, многоглазие либо отсутствие глаз, увеличенные органы, занимающие половину тела, циклопия, отсутствие позвоночника и многие другие уродства.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Ребенок, родившийся мертвым от матери, курившей на протяжении всей беременности.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015. Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Ребенок без глаз.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Ребенок, родившейся от матери, больной сифилисом.

Музей греха в Тамбове. октрябрь 2015. Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

В музее есть и некоторые экспонаты, демонстрирующие патологии, возникающие уже у взрослых людей вследствие их пагубных привычек.
Опухоль печени хронического алкоголика.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Сердце алкоголика слева и сердце с механическим искусственным клапаном справа

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Руки человека, сгоревшего во время пожара. Левая рука так и осталась в положении, в котором она держала сигарету.
Классическая картина. Ее «владелец», будучи сильно пьяным, курил в постели… И уснул

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Нога байкера, попавшего по пьяни в аварию

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Кусочки кожи с татуировками с тел умерших заключенных

Музей греха в Тамбове. октрябрь 2015.

Вот так выглядят стеллажи экспозиции.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015. Музей греха в Тамбове. октябрь 2015. Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

А вот так, мужики, выглядят в разрезе бубенчики человека, подхватившего сифилис.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Эмбрионы, которые были отвергнуты организмом матерей-курильщиц на начальной стадии беременности.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Этот экспонат поразил меня больше всего. Так выглядит череп курильщика. Оказывается, кости имеют свойство накапливать смолы и выглядят темнее костей обычного человека. Ну а если человек курит очень много, могут выглядеть даже так!

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

А это все, что остается от человека при кремации. Всего лишь горстка бренного пепла….

Музей греха в Тамбове. октябрь 2015.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: