Статьи Эрмитажа в Санкт-Петербурге

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Эрмитаж: история создания

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан “Бегство в Египет”

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

Микеланджело “Скорчившийся мальчик”

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Читайте также:
Аренда жилья на Самуи, цены. Недорогие хостелы, отели у моря

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты)

Канова “Три грации”

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Читайте также:
Средняя продолжительность жизни в России у мужчин и женщин, динамика за последние годы и перспектива

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

Поль Сезанн “Берег Марны”

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Эрмитаж

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX – начала XX в.

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

Читайте также:
Древний грузинский город Мцхета: достопримечательности и интересные места

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.

Оформление залов Зимнего дворца

История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.

Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны

Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих “Поклонение волхвов”. Ниделанды. XV век Малая столовая

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Читайте также:
Рейтинг стран мира с самой дешёвой и дорогой жизнью в 2021 году

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико “Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским” Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”, 1478-1480 Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”, 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.

Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа

Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша “Царица чаш” Зал Диониса Зал Юпитера

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.

Оформление Малого итальянского просвета

Эрмитажный театр

Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2.
  • Телефон: +7(812)710-90-79
  • Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org
Время посещения и стоимость билетов

Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.

Читайте также:
Анкета на транзитную визу в Австралию

В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.

Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы

Образовательные программы музея

Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Коротко об Эрмитаже

Коротко об Эрмитаже

Эрмитаж – самый крупный государственный музей Санкт-Петербурга, который располагается на Дворцовой площади, в самом центре города. На сегодняшний день комплекс включает в себя 7 исторических зданий, среди которых самое популярное, это, конечно Зимний Дворец, который стал первым в общем комплексе всех строений, образующих Эрмитаж сейчас. Изначально количество зданий было равно пяти, но не так давно в их число вошли еще два, Меншиковский Дворец и Здание Главного штаба.

Красота и величественность Эрмитажа никого не оставят равнодушным. Картины и скульптуры завораживают каждого настолько, что хочется приходить снова и снова, чтобы охватить их все.

Краткая история

1764 год. Именно этот год принято считать годом основания Эрмитажа. Первоначально музей представлял собой флигель Дворца, где была частная коллекция картин Екатерины 2. Все началось с Зимнего Дворца, а позже, когда картин становилось все больше и больше к нему пристроили еще одну часть, которую назвали Эрмитаж. До середины XIX века данный музей могли посещать только избранные, а с 1852 года он стал открыт для всех желающих и получил уже официальное название «Императорский Эрмитаж».

Уже в 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями.

Интерьер

Одним из самых популярных архитекторов Эрмитажа является Б. Ф. Растрелли. Данный музей выполнен в стиле Барокко. Фасад Зимнего Дворца представляет собой наглядный образец эпохи классицизма и практически полностью сохранил свой первозданный вид.

В Зимнем дворце мы можем наблюдать огромное количество залов, но наиболее знаменитый это, конечно же, Георгиевский, или как его еще называют, Большой Тронный зал, площадь которого составляет 800 квадратных метров, за счет чего он производит очень величественное впечатление.

В залах Эрмитажа представлено развитие искусства с глубокой древности до наших дней. Однако самой знаменитой, несомненно, являются работы художников, которые относятся к самым разнообразным периодам и стилям. В основном можно найти работы периода 13-20 века.

Интересные факты

Коты Эрмитажа – это самая настоящая городская легенда. На сегодняшний день на территории музея проживает около 70 животных, которые даже имеют документы (свои паспорта и ветеринарные карточки). Они даже числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе с крысами.

Также, если вы думаете, что Эрмитаж есть только в Санкт-Петербурге, то вы глубоко ошибаетесь. Данный музейный комплекс затронул еще несколько городов и даже стран, построив там свои филиалы. В России Эрмитаж так же есть в Казани, Выборге, Омске. Самым знаменитым иностранным филиалом является Эрмитаж в Амстердаме.

В Эрмитаже насчитывается около 3 миллионов экспонатов. Для того, чтобы обойти их все нужно пройти порядка 24 километров. Если задерживаться у каждого экспоната хотя бы по 1 минуте, то при ежедневном посещении музея по 8, а то и 10 часов вам понадобится около 11 лет для того, чтобы посмотреть все.

Похожие записи:

  1. Коротко о достопримечательностях Питера и Ленинградской области
  2. Очень коротко о Питере
  3. Коротко о Стамбуле
  4. Коротко о Токио и его достопримечательностях

Коротко об Эрмитаже : 2 комментария

Люблю Эрмитаж, каждый раз посещая его находишь что-то новое. ОСобенно нравится изучать картины художников пишущих море, ятя, корабли, так как сам являюсь шкипером парусных яхт. Если кто скучает в Питере и хочет посетить Эрмитаж — пишите, буду рад составить компанию.

Здравствуйте, если вы очень любите Эрмитаж, вам , наверное, небезразлично искусство вообще.
А можно вам написать деловое предложение? Наша команда ( работники культуры) из Удмуртии. Мы отправили на конкурс проект «Благо Деяние» ( в свете традиций Абрамцевского кружка). 15 января объявят итоги , и если мы войдем в число победителей, то с 17 по 23 февраля будем в Петербурге. Остановимся в самой дешевой гостинице- А.Невской Лавре ( 15 или 18 чел). В программе пребывания — масса мероприятий на разных площадках. Одно из них -Эрмитаж уникальных встреч (о русских меценатах, в первую очередь Надежде Филаретовне фон Мекк, поддерживавшей П.И. Чайковского ( мы с родины Чайковского) и Савве Мамонтове и его друзьях-художниках. Мероприятия мы будем проводить на разных площадках, но такого вото любителя Настоящего Эрмитажа мы могли бы пригласить на наше мероприятие. чтобы вы рассказали об Эрмитаже, как поклонник этого музея. Кстати, в составе аудитории части мероприятий будет потомок Чайковского ( Денис фон Мекк) и потомки рода Васнецовых, и наверное, музыканты. Мы ищем заинтересованную аудиторию. У наших проектов есть сайт, созданный летом. Он не раскручивается дальше. т к грантов пока нет. Сайn : Rus.divo (Игринская районная библиотека). Если вас заинтересует участие в проекте ( а Эрмитаж нас очень интересует), то напишите мне. 15 января я точно скажу. выиграем ли мы грант и готовы обсудить вопросы сотрудничества.

Читайте также:
Образование в Канаде в 2021 году: детский сад, школа, университет

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 1.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.


В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Cамое известное здание музейного комплекса – Зимний дворец.

Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),.”Золотая кладовая”, Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Ухтомский Константин Андреевич

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического , Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Фельдмаршальский зал. Зимний дворец.Садовников Василий Семёнович

Эдуард Петрович Гау

Портрет Ивана Паскевича России, Франц Крюгер 1834 С-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Портрет А.В. Суворова 1833 г. Н.-С.Фросте

П. Басин. Князь М. Кутузов-Смоленский.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был создан в 1833г.О. Р. де Монферраном и восстановлен после пожара 1837г.В. П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I -в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы “P”), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленнойкак триумфальная арка, находится картина”Петр I сМинервою”. В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны( П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно излионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К. Петровский

Гербовый зал

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг.У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала – чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIXв.

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Эдуард Петрович Гау
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич – Виды залов Зимнего дворца

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Читайте также:
Достопримечательности Хайдарабада

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.

Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Фельдмаршал Барклай де Толли.

Великий князь Константин Павлович.

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827

Эдуард Петрович Гау

Пушкин, восторгавшийся этой галереей, в своем стихотворении “Полководец” посвятил ей несколько строф. Они выбиты на мраморной доске, установленной здесь.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца был создан в начале1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф “Георгий Победоносец,поражающий копьем дракона”. Большой императорский трон был исполнен позаказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепеннаборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Ухтомский Константин Андреевич

Поляков – Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post227281515/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.

В настоящее время музейный комплекс состоит из 6 зданий. Главное из них – Зимний дворец. Также в состав Эрмитажа входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. Но, помимо них в распоряжение Эрмитажа также входят Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 233 квадратных километров.

История Эрмитажа

В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.

Основание Эрмитажа

Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.

Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.

Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо

В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.

В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.

В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.

Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.

Эрмитаж в XIX веке и начале XX

Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.

Читайте также:
Визовый режим в России для стран бывшего СССР

До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.

Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.

Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.

Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».

В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.

К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.

Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны

После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.

До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.

Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.

Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.

Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.

Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.

После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.

Современный период в истории Эрмитажа

Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.

На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.

В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году, Эрмитаж временно приостановил показ экспонатов. Зато были запущены онлайн-экскурсии на нескольких языках, которые посмотрели более 10 миллионов человек.

Описание Эрмитажа и выставок

Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.

Зимний дворец

На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.

Читайте также:
Работа и зарплата в Макдональдсе и Бургер Кинге в Москве и других городах России в 2021 годах: рассказываем по порядку

Иконы «Богоматерь», «Архангел Михаил» и «Апостол Пётр» из деисусного чина. Новгород, последняя треть XV в. Эрмитаж

Часть стелы Харемхеба. Древний Египет. Конец XIV – начало XIII вв. до н.э.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Если вы только приехали в Санкт-Петербург или давно не были в музеях — достопримечательности Эрмитажа обязательно вас заинтересуют. Это крупный музейный комплекс, где собрано около 3 млн экспонатов. В 2016 году он вошел в мировой топ-10 по посещаемости среди всех музеев мира. Сюда приезжают из Европы, Азии и других уголков планеты, чтобы увидеть просторные залы и посмотреть на уникальные экспонаты. Их начали коллекционировать русские монархи ещё в 18 веке.

Исторические факты и современное устройство

История Эрмитажа в Санкт-Петербурге начинается в 1764 году. Основателем считается Екатерина II, решившая оформить частное собрание коллекций. Художественный и культурно-исторический музей открыли для посетителей в 1852 году. Но корни — гораздо глубже, первые шаги к открытию на самом деле совершил Пётр I. Во времена его правления собрано большое количество экспонатов. До екатерининских времён коллекция практически не пополнялась.

По императорскому указу к Зимнему дворцу сделали пристройку — Эрмитаж. Она использовалась для собраний в кругу приближённых лиц. Здесь была и личная коллекция живописи императрицы. Благодаря ей, мы можем любоваться картинами Тициана и Рафаэля. Екатерина очень любила живопись и была готова покупать дорогие полотна.

Эрмитаж сегодня

В настоящее время Эрмитаж Санкт-Петербурга состоит из нескольких частей — Большой, Новый, Малый, также сюда относится здание Главного штаба, Зимний дворец, Эрмитажный театр и Дворец Меньшикова. Внутри — множество отделений, посвящённых разным эпохам, начиная с каменного века, заканчивая концом XX в.

Перечислять всё, что находится внутри, можно бесконечно. Поэтому советуем ознакомиться с базовыми сведениями и структурой Эрмитажа, а затем отправляться на интересующие выставки. Посмотрите фото внутри и снаружи — поймёте, что будет интересно лично вам.

Временные выставки

Кроме просмотра постоянных экспонатов, которые всегда находятся в музее, вы можете попасть на временную выставку. Тематики бывают различными: одни посвящены науке, интегрированной в искусство, другие — связаны со внутренней жизнью музея. Хороший пример — День Эрмитажного Кота. Екатерина II во времена своего правления даже придала котам статус охранников. Кошек здесь всегда было достаточно. Часто проводятся выставки, посвящённые азиатской культуре. Экспонируются картины современных художников, кукольных мастеров — идей всегда множество.

Как попасть в Эрмитаж?

Сначала нужно понять, где находится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Адрес — Дворцовая набережная, 34. Главный вход расположен со стороны Дворцовой площади. Нужно доехать до м. Адмиралтейская, пройти несколько метров по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейского парка, затем пойти на площадь. Запутаться сложно. Желательно смотреть актуальную информацию на сайте: в некоторых случаях вход посетителей с билетами будет с другой стороны.

Музей открыт каждый день, кроме понедельников. Также он не работает 1 января и в День Победы. Двери открываются в 10:30, а закрывается Эрмитаж в 18:00. Но среда и пятница — более удачные дни, когда музейный комплекс работает до 21:00. Билеты в Эрмитаж будут стоить по-разному, а дети, студенты и пенсионеры могут проходить бесплатно. Стоимость зависит от вашей цели посещения.

Руководство Эрмитажа в Санкт-Петербурге радует посетителей возможностью бесплатного посещения. В первый четверг каждого месяца вход свободный. Также это распространяется на 18.05 и 7.12. Но предупреждаем: в эти дни посещение не слишком комфортно. Приходится стоять длинную очередь — вплоть до центра Дворцовой площади. И внутри будет слишком людно — экспонаты рассмотреть сложно. Особенно когда сюда приводят толпы организованных групп.

Смотрите то, что интересует

Оптимальный вариант — выбрать экскурсию. Чтобы посмотреть все экспонаты, одного дня не хватит точно. Поэтому рекомендуется найти хорошего гида и отправиться туда, где вам будет интересно. Экскурсионные маршруты могут быть обзорными. Рассказы про историю Эрмитажа, проход по главным отделам, общая экскурсия с посещением мест, на которые вы хотели посмотреть. Вы будете переходить от одной тематики к другой, чтобы сформировать общее представление.

Существуют тематические экскурсии, если вы хотите посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге с конкретной целью. Например, при желании подробно изучить экспонаты экспрессионизма. Тогда нужно обращаться к гиду, который на этом специализируется. Экскурсия будет увлекательной и долго не наскучит. Подобным образом посетители записываются на демонстрацию интерьеров и рассказ об их особенностях — направлений множество.

Подбор экскурсионных туров

«Спутник» регулярно обновляет информацию по действующим экскурсиям. Записаться на них и оформить бронь можно в режиме онлайн. Это удобно: даётся гарантия, что ваше место не займут. А ознакомиться с текущими предложениями вы сможете в каталоге экскурсий по Петербургу.

Музей Эрмитаж — место, которое нужно посетить обязательно. Здесь будет интересно даже тем, кто не претендует на звание эксперта в искусстве. Залы с множеством экспонатов привлекают внимание и вызывают желание узнать больше. А интерьером можно любоваться часами.

Поэтому выберите подходящую экскурсию и отправляйтесь лицезреть культурное достояние России и всего мира.

Музей «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге

Читайте также:
Кабардинка в июне: погода и отзывы туристов
  • Зал искусства Фландрии

    Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из лучших музеев, который вы когда-либо посетите. Расположен в красивом Зимнем дворце и является местом где собрана одна из самых больших коллекций произведений искусства в мире. Его посещают более 5 миллионов человек в год, и это один из самых известных и посещаемых музеев в мире. Итак, давайте узнаем, некоторую информацию о нём и советы о том, как лучше всего исследовать сокровища Эрмитажа.

    Что же такое – Эрмитаж

  • Зимний Дворец

    Уверены, что многие видели на фотографиях Санкт-Петербурга красивое бело-зеленое здание на одной из площадей. Это Зимний Дворец – бывшая резиденция русских императоров, а площадь перед ним – Дворцовая.

    Теперь давайте кратко пробежимся по истории этого прекрасного места. Российская императрица Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году. Она была настоящим меценатом и положила начало коллекционирования произведений искусства в Зимнем дворце. С тех пор музейные коллекции пополнялись и преображались. Таким образом, в настоящее время они включают в себя большое количество предметов искусства со всего мира. Здесь можно познакомиться с шедеврами Древней Греции, с искусством Древнего Египта, живописью фламандских художников, итальянской живописью эпохи Возрождения, искусством и культурой России, а также увидеть роскошные государственные и частные покои императоров.

    Строительство

  • Парадный Белый зал

  • Павильонный зал

    Впечатляет не только коллекция, но и здание, в котором расположен музей, само по себе произведение искусства. Он состоит из шести зданий, но центральной его частью является Зимний дворец с узнаваемым зеленым фасадом.

    Интересно, что Зимний дворец несколько раз перекрашивали в течение истории, в разные цвета. Какое-то время он был красным, желтым и т. д., и только после Второй мировой войны его перекрасили в исходный светло-зеленый цвет.

    Он использовался как дворец и дом для семьи Романовых. Екатерина Великая организовывала здесь множество мероприятий, от маскарадов для знати до грандиозных приемов и различных церемоний. Его первоначальное предназначение всё ещё ощущается в интерьере с большими холлами и исторической мебелью.

    Некоторые комнаты действительно выделяются своей отделкой стен и мебелью. Особенно примечательна галерея, известная как «Лоджии Рафаэля». Она была создана в 1780-х годах как копия комнаты, расписанной Рафаэлем в Апостольском дворце в Риме.

    Что посмотреть в Эрмитаже

    Многие туристы, собирающиеся посетить Санкт-Петербург, ставят Эрмитаж в свой список желаний. И неудивительно, так как он, настоящее чудо света.

    Разумеется, посмотреть все его выставки за одно посещение невозможно. Чтобы не перегрузить себя количеством вещей, которые стоит увидеть, спланируйте заранее свой визит. Хотя бы, подберите пару тематик, которые интересны больше всего.

    Коллекции

  • Экспонаты Эрмитажа

  • Саркофаги Па-куш

    Эрмитаж, насчитывающий более 3 миллионов предметов, ещё раз повторимся, что он является вторым по величине музеем в мире. Говорят, что если потратить всего минуту, наблюдая за каждым экспонатом, нужно будет провести в нём 11 лет. Одиннадцать лет, Карл . Лучшая часть коллекции – подборка западноевропейского искусства. Среди самых известных – работы итальянских художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Рафаэль, или голландских мастеров, таких как Рембрандт. Помимо этого, среди самых интересных – коллекции древнего Египта, античного искусства, живописи в стиле барокко и классической скульптуры.

    Интерьеры

  • Иорданская лестница

  • Малахитовый зал

    Вы уже в курсе, что Эрмитаж – бывший дворец императоров России. Поэтому его часто называют Зимний дворец. Многие русские цари проживали в этой резиденции, принимали почетных гостей и устраивали грандиозные празднества.

    Сейчас у гостей есть возможность полюбоваться роскошными парадными залами и уютными частными комнатами монархов.

    Наверняка многие видели на фотографиях знаменитую Иорданскую лестницу, которая изумляет своим колоритом на входе. Эта самая лестница – первая анфилада Зимнего. В анфиладу парадных комнат включены: Малахитовый зал, Большой тронный зал, Ротонда, Военная галерея и Николаевский зал и т. д. Торжественные залы – самые эффектные в музее.

    Также, можно увидеть залы с внутреннем убранством разных периодов и стилей. Они знакомят, как жили и украшали свои дома русские дворяне и аристократия.

    Главный штаб

  • Главный штаб

    Длинное здание жёлтого цвета напротив Эрмитажа и есть Главный штаб. Это тоже часть музея, тут также проводятся великолепные выставки.

    Самая знаменитая коллекция, размещённая в Главном штабе, – собрание импрессионистов и постимпрессионистов, включающая полотна Пикассо, Моне, Ренуара, Мане, Ван Гога, Сезанна, Гогена.

    К тому же, тут находятся комнаты с интерьерами времен Императорской России.

    Билеты

  • Билет в государственный Эрмитаж

    Можно приобрести билеты в кассах расположенных у входа. Только не пугайтесь, обнаружив длинную очередь – это норма для Эрмитажа. Также можно купить билеты в автоматах во дворе музея.

    Можно приобрести билеты онлайн, так вы сэкономите своё время.

    Советуем приобрести двухдневный билет. Он имеет хорошую ценность. 1-й день проведёте в Зимнем дворце, а 2-й – в Главном штабе.

    Стоит отметить, что посещение Эрмитажа для дошкольников, школьников, студентов бесплатное (просто попросите в кассе бесплатный детский билет).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: