Фото монастырь Нилова пустынь (84 фото)

Фото монастырь Нилова пустынь (84 фото)

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg) , указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif ).

Тверская губерния

ОЗЕРО СЕЛИГЕР (продолжение)

НИЛОВА ПУСТЫНЬ

Монастырь Нилова пустынь находится на острове Столбный (Столобный), в 10 км от Осташкова.

В 1515 г. в Тверскую землю пришел инок Крыпецкого монастыря (под Псковом) Нил. Сначала он поселился на р. Серемхе в Ржевском уезде, а в 1528 г. перебрался на остров Столобный и построил себе келью. Здесь преподобный Нил Столобенский (Столбенский) прожил до своей кончины в 1554 г.

В конце XVI в. на этом месте был основан монастырь. В 1667 г. были обретены мощи преподобного Нила Столобенского.

Первые постройки монастыря были деревянными. Они погибли в пожаре 1665 г.

В 1667 г. была заложена первая каменная Богоявленская церковь, положившая начало каменному строительству в монастыре. Однако от построек XVII века остались лишь небольшие фрагменты (на фотографиях Прокудина-Горского они не показаны). Существующий прекрасный архитектурный ансамбль сложился в основном в период со 2-й половины XVIII до середины XIX века.

Нилова пустынь была была широко известна по всей России, это было одно из наиболее посещаемых паломниками святых мест.

В 1919 г. монастырь был разграблен большевиками, мощи прп. Нила вскрыты. В 1927 г. монастырь был закрыт. В 1929—1935 гг. в Ниловой Пустыни размещалась богадельня, в 1935—1939 гг. — детская трудовая колония. В 1939 – 1940 гг. здесь разместилась тюрьма для польских военнопленных, многие из которых (до 6000) были расстреляны. (Это одна из позорных страниц нашей истории.) Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь, потом – опять колония, дом престарелых и, наконец, с 1971 г. турбаза. В 1970-х гг. началась реставрация монастырских зданий. (К счастью, уцелели почти все основные постройки. Исключение составляет церковь св. Иоанна Предтечи, разрушенная в 1930-х гг., см. далее.)

С 1990 года началось возрождение монастыря.

Вид с острова Городовня на монастырь препод. Нила Столбенского. 1910

Репродукция №21108. Оригинал

Другой вариант названия острова (обычно употребляемый в современной литературе) – Городомля. На этом острове находится Гефсиманский скит (фотографии скита показаны на другой странице).

Общий вид Ниловой пустыни от дер. Пески. 1910

Репродукция №21109. Оригинал

Главное здание монастыря – величественный ампирный Богоявленский собор, построенный в 1821 – 1833 гг. по проекту талантливого (хотя и не очень широко известного) петербургского архитектора И.И.Шарлеманя 1-го (так его называют в отличие от его младшего брата – Л.И.Шарлеманя 2-го, тоже архитектора). На мой взгляд, именно собор Ниловой пустыни остался лучшим его произведением. Строительством собора руководил А.Боттани (малоизвестный архитектор, выходец из Швейцарии).

Перед собором виден купол надвратной церкви св. Нила (1751 – 1755), почти сливающийся с куполами собора (далее см. фотографию, где эта церковь показана гораздо лучше).

Еще ближе – братский корпус корпус с небольшими куполами (1838 г., арх. И.Ф.Львов; далее см. фотографию этого корпуса крупным планом).

Перед монастырем – гранитная набережная, построенная в 1833 – 1851 гг. (арх. И.Ф.Львов), с украшенной колоннами Архиерейской пристанью (построена ранее, в 1814 г.) и Светлицкой башней (1863 г.), оформляющей вход в монастырь с моста (ныне – с дамбы, см. далее).

Левее собора возвышается надвратная церковь свв. Петра и Павла (1760 – 1764 гг.).

Значительно левее, в стороне от основных монастырских зданий видны купола церкви св. Иоанна Предтечи (1771 – 1781). Эта церковь была уничтожена в 30-х годах (подробнее см. далее). Очень жаль, что нет фотографии, на которой эта церковь была бы видна лучше.

На переднем плане – ограда фруктового сада, справа в нее включены стены одного из амбаров (виден его торцовый фасад).

Вид монастыря Пр. Нила с востока. 1910

Репродукция №21110. Оригинал

[ Монастырь Пр. Нила Столобенского с востока ] . 1910

Репродукция №02330

Фотография ошибочно названа “Монастырь Пр. Нила Столбенского с севера”. (Прокудин-Горский вообще нередко ошибается в определении стран света.)

К сожалению, от этой красивой по композиции фотографии осталась только черно-белая копия.

Здесь очень хорошо видны некоторые из зданий, показанных на предыдущих фотографиях.

В центре – Богоявленский собор, обращенный к озеру восточной, алтарной стороной. Первоначально собор был пятиглавым. Во 2-й половине XIX века была добавлена шестая глава над алтарем, которая видна на этой фотографии.

Слева от собора четко вырисовывается купол надвратной церкви св. Нила (в отличие от предыдущих фотографий, где он сливается с куполами собора). Еще левее – братский корпус, а перед ним Архиерейская пристань – красивое произведение архитектуры ампира.

Справа от собора, на заднем плане – купол надвратной церкви свв. Петра и Павла, расположенной к западу от собора.

Еще правее – сооружения, которые почти не видны на предыдущих фотографиях: трапезная палата (1669 г., перестроена в 1781 г.) и одна из башен ограды с северной стороны монастыря (1766 г.). Между собором и трапезной палатой – видимо, купол больничной церкви (1723 г.).

Вид монастыря из Светлицы. Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер. 1910

Репродукция №21114. Оригинал. Фотография реставрирована библиотекой Конгресса США

и представлена на выставке сайте библиотеки ( http :// www . loc . gov / exhibits / empire / ).

Помимо сооружений, изображенных на предыдущих фотографиях, здесь видны три башенки ограды с северной стороны, увенчанные затейливыми барочными куполами со шпилями.

Читайте также:
Маврикий Москва: сколько лететь, прямой рейс, пересадки

Кроме того, здесь гораздо лучше, чем на второй фотографии, видна Светлицкая (Сторожевая) башня. Башня построена при входе в монастырь с моста, соединявшего Столбный остров (на котором стоит монастырь) с полуостровом Светлица.

В 1930-х годах было решено построить (силами колонистов) дамбу вместо моста. Для получения строительных материалов были варварски уничтожены две церкви – церковь св. Иоанна Предтечи в Ниловой пустыни (см. вторую фотографию) и сельская церковь на берегу, напротив моста (фотографии этой церкви показаны на другой странице).

Строительство было организовано бездарно. Кирпича и щебня не хватило, осталась узкая протока, через которую был построен только пешеходный мост (вместо проезжего, который виден на фотографии!), и перевозка грузов стала осуществляться водным путем.

Кроме показанной здесь фотографии, есть еще одна (репродукция №21115), представляющая собой повторный снимок, слегка отличающийся от данной фотографии оттенками цветов. Два снимка сделаны, очевидно, непосредственно сразу друг за другом: даже форма облаков еще почти не успела измениться.

Вход в ограду Ниловой пустыни. 1910

Репродукция №21112. Оригинал

На фотографии изображена надвратна церковь св. Нила, построенная в 1751 – 1755 гг. – красивое произведение провинциального барокко. Первоначально церковь была пятиглавой, но в 1832 г. ее верх был переделан и приведен в соответствие с архитектурой вновь построенного Богоявленского собора.

Слева – южный фасад собора, справа – братский корпус.

Главный корпус монастыря препод. Нила Столбенского. 1910

Репродукция №21111. Оригинал

Братский корпус был построен в XVII веке. В 1838 году он перестроен по проекту тверского губернского архитектора И.Ф.Львова. Это красивое произведение архитектуры романтизма в советское время потеряло купола и шпили. Но затем (не ранее 70-х годов) они все же были восстановлены.

Слева на заднем плане возвышается купол надвратной церкви свв. Петра и Павла.

1. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. М., “Искусство”, 1975, с. 77 – 106

Нилова пустынь

Новости

Внимание! Изменение в расписании работы офиса!

Осторожно: мошенники!

Внимание! Изменение в расписании работы офиса!

Турция открыта!

Фотография монастыря с полуострова Светлица. Сергей Прокудин-Горский, 1910

В России есть немало легендарных монастырей и один из них находится на Селигере. Нилова пустынь является главным рукотворным украшением не только знаменитого озера, но и окрестностей старинного города Осташков.

Наследие преподобного Нила

Древняя обитель приютилась на острове Столобном, что у восточного берега озера Селигер. Это в 25 километрах от Осташкова. Ближайшим населенным пунктом является деревня Светлица. Возможно, остров так назвали из-за вытянутой формы. Однако более достоверной кажется другая версия. На острове находилось древнее капище, в центре которого возвышался столб для принесения жертв. Отсюда и пошло название – Столбовой.

Имя монастырю было дано по преподобному Нилу Столобенскому, в честь которого и была основана обитель. Он родился в XV веке в Жабенском погосте, неподалеку от Великого Новгорода. После смерти родителей юноша ушел в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом, где и стал монахом. Свое монашеское имя он получил в честь христианского святого Нила Постника.

Нил Столобенский (фрагмент иконы 1771 года)

В 1515 году Нил решил оставить монастырь и стать отшельником. В течение 13 лет он жил в лесной келье в полном одиночестве. Пищей ему служили дубовые желуди и съедобные травы. Он молился день и ночь. Согласно легенде, однажды его решили убить лихие люди. Однако монах вышел к ним с чудотворной иконой, и разбойники в ужасе разбежались. Им почудилось, что их окружают вооруженное люди.

Слух о чудесном отшельнике стал распространяться по всей округе, к нему потянулись люди с просьбами. В поисках уединения Нил оставил свою келью и ушел на Селигер. Там на острове он выстроил часовню и келью, в которой в одиночестве прожил еще 27 лет. Отшельник прославился тем, что дал обет нележания. Чтобы спать, монах подвешивал себя на крючки, вбитые в стену. В келье он вырыл могилу, куда установил гроб. Умер преподный Нил в декабре 1555 года.

Через тернии к звездам

Поскольку место было намоленным, сюда стали приходить другие монахи-отшельники. В 1594 году было решено основать монастырь в честь преподобного Нила. Задумано – сделано. Обитель быстро стала почитаемой. Каждый год на остров приезжало множество паломников. В 1820 году на Селигер прибыл с визитом сам император Александр I. В начале XX века число монахов в обители перевалило за тысячу! Берега острова облицевали камнем. В монастыре была даже собственная больница.

План монастыря в начале XIX века

Благополучие закончилось после революции, когда вскрыли захоронение преподного Нила Столобенского, а церковные ценности разграбили. Дальнейшая судьба монастыря была типичной для того времени – исправительная колония, концлагерь, госпиталь, дом престарелых, турбаза. Полуразрушенный комплекс вернули епархии только в 90-е годы. Вскоре в обитель перевезли мощи преподобного Нила. Сейчас в пустыне служит 50 монахов.

Всего в монастыре насчитывается шесть храмов. Главным является Богоявленский собор, возведенный в 1833 году. Он высится в самом центре обители и выделяется монументальной классической архитектурой и пятью золотыми куполами. Строительство курировал итальянский архитектор Анжело Ботани, поэтому в облике здания явно прослеживаются тосканские мотивы. Именно здесь хранятся мощи святого.

Так выглядел монастырь в 1789 году

Самым старым считается храм Всех Святых, возведенный в 1701 году. Он имеет небольшие размеры. Когда перестраивали Богоявленский собор, храм выполнял роль соборной церкви. Сюда на время были перенесены мощи основателя монастыря. Когда к нему пристроили больничный корпус, храм стали называть больничной церковью. Сейчас он находится в стадии реставрации.

Читайте также:
Кофе Luwak и других сортов из кала и помета животных, сделанное во Вьетнаме

Далее следует храм Преподобного Нила Столобенского, который высится над восточными вратами. Отсюда и его название – надвратный. Его построили в 1755 году. Деньги на строительство собирали всем народом. При разработке проекта за основу взяли надвратный храм Донского монастыря в Москве. Он выглядит очень изящным и легким. Высокую ротонду украшают золотой шар и крест, которые видны издалека.

Столь же красив храм святых Апостолов Петра и Павла. В монастыре он появился в 1764 году. Храм тоже является надвратным и высится над западными воротами монастыря. Храм выделялся своим богатым внутренним убранством, включая резной деревянный иконостас, разнообразную скульптуру и изящную лепнину.

Храм Воздвижения Креста Господня вынесен за пределы монастырских стен. В 1788 году его построили на самом берегу в юго-западной части острова. Место было выбрано неспроста. Именно здесь стояла часовня, возведенная в честь преподобного Нила. Даже Александр I, во время своего визита в обитель, поразился изящной отделке церкви. Украшали храм мастера из Осташкова – иконописец Илья Верзин и резчик по дереву Кондратий Конягин.

В 1820 году обитель посетил император Александр I

А вот от храма св. Иоанна Предтечи сохранился только фундамент. Жаль, поскольку он имел особое значение для верующих, так как находился на том месте, где была землянка, в которой первоначально жил преподобный Нил. Когда копали котлован для строительства церкви, обнаружили саму землянку. В полу храма на этом месте оставили углубление. В советский период церковь была разрушена до основания. В настоящее время лишь расчищен фундамент.

В монастыре имеется собственное производство – свечной завод, коровник, молочный цех, пасека и даже ювелирная мастерская. Здесь производят экологически чистые продукты. Большой популярностью пользуется хлеб «Столобенский». Его выпекают без дрожжей с использованием воды святого Оковецкого источника. Пекут также ржаной хлеб с солодом, который производят сами. В ассортименте представлено домашнее печенье – медовое, творожное, миндальное, овсяное. Есть медово-шоколадные коврижки.

В лавке также можно купить разнообразное варенье и консервированные салаты – пикантный и огуречный. Монастырский ассортимент включает соленую и копченую рыбу, выловленную в Селигере, травяные чаи, мед и молочные продукты с подворья – молоко, масло, творог. Все продукты очень свежие и вкусные. В качестве духовной пищи посетителям предлагают экскурсии по обители и посещение монастырского музея. Для паломников действует гостиница.

С Ниловой пустынью связано так много тайн и легенд, что турфирмы предлагают двухдневные туры по данной тематике. Одна из легенд рассказывает о том, как монахи спаслись от бушевавшей в крае эпидемии холеры. Они совершили вокруг обители крестный ход с чудотворной иконой. После этого не пострадал ни один человек, находившийся на острове, где стоит монастырь.

Как добраться

Ближайшим к монастырю городом является Осташков. Через него проходят поезда, следующие по маршруту Москва – Осташков и Санкт-Петербург – Великие Луки. Электрички ходят из Бологого и Торжка. Из Москвы и Твери ежедневно курсируют междугородние автобусы.

Из Осташкова до деревни Светлицы, у которой находится монастырь, ежедневно утром и вечером ходят рейсовые автобусы. Время в пути – 25 минут. Самый простой способ добраться до Ниловой пустыни – доехать до обители на машине по трассе М10 через Тверь и Торжок. Расстояние от Москвы – около 450 километров.

Нило-Столобенская Пустынь, Тверская область, Россия – отзыв

Нилова пустынь – побывала в ней дважды за одно лето. И теперь всем рекомендую! В моём отзыве + видео – потрясающий вид на Селигер с колокольни!

Не могу не поделиться впечатлениями от посещения потрясающего по красоте места – Нило-Столобенской пустыни, или Ниловой пустыни, как её называют местные.

И хотя я не считаю себя глубоко религиозной, но это место действительно прекрасно, и не только природой.

Перед поездками в какие-либо новые места я обычно не читаю о них и не смотрю (если только уже не знаю что-либо о месте), люблю впитывать информацию на месте. Это позволяет мне проникнуться духом тех времен, о которых идет речь в рассказе экскурсовода.

Историческая справка

Кто такой Нил Столобенский я знать не знала, это имя было мне незнакомо. Как я уже говорила, я не сильно религиозна, не посещаю службы по праздникам и много чего еще с приставкой НЕ. Однако рассказ о преподобном Ниле заставил призадуматься.

Нил Столобенский (конец XV века – 7 декабря 1555 г., остров Столобный на озере Селигер) – святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный.

Стало интересно – а за что же он причислен к лику святых? Об этом я узнала на экскурсии, приведу краткие сведения для полноты картины.

Родился Нил в XV в. в Новгородской земле. Осиротев в раннем возрасте, пришел в Крыпецкий монастырь и принял монашеский постриг. В 1515 г. Нил покинул его и пришел в лес близ речки Черемхи (Серемхи), где построил себе келью, в которой прожил отшельником 13 лет.

Постепенно известия о поселившемся в лесу отшельнике стали распространяться, к Нилу начали приходить люди за наставлениями и молитвами. Тяготясь вниманием, он в 1528 г. оставил свою Серемхскую пустынь и переселился на остров Столобный на озере Селигер.

На острове Нил вырыл себе землянку, в которой прожил первую зиму, а летом построил деревянную келью и часовню. Преподобный прожил в одиночестве на острове 27 лет; добывал себе пищу земледелием, принимал в дар рыбу от посещавших иногда остров рыбаков.

Читайте также:
Особенности рабочей визы в Италии

Господь наделил Нила Столобенского даром духовного прозрения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

Я читала, что многие мученики, ставшие впоследствии святыми, жили отшельниками. Но Нилу было мало отшельничества:

Нил отличался особым аскетизмом, не желая спать лёжа, он вбил в стену кельи крюки и, опираясь на них, отдыхал или чутко спал.

Как добраться

Поезда дальнего следования
Москва (Ленинградский вокзал) – Осташков
Санкт-Петербург(Моск. вокзал) – Великие Луки
(через г.Осташков)

Автобусы

Тверь – Осташков
(отправление с тверского автовокзала)
Москва – Осташков
(отправление с автовокзала Тушино)

Санкт-Петербург-Андреаполь через город Осташков Тверской области

(отправление из Санкт-Петербурга)

Автомобиль

Тут даже расписывать не буду – сейчас у всех навигаторы.

Мы добирались по Новорижскому шоссе. Нужно быть готовыми к тому, что почти сразу после съезда с Новорижского шоссе начнутся испытания. Асфальтовое покрытие зачастую такое, что кажется – лучше бы его вовсе не было, настоящая “стиральная доска”. Но на многих участках уже заменено дорожное покрытие, хочется верить, что в ближайшем будущем вся дорога до этого посещаемого тысячами людей места будет на уровне.

Войти на территорию монастыря можно совершенно бесплатно и сразу можно увидеть карту-схему монастыря, что позволит лучше сориентироваться внутри.

Однако надо помнить о том, что есть определенные условия посещения:

– женщинам обязательно покрыть голову и быть в юбке.

Если при себе нет ни того, ни другого – не беда. На входе есть киоск, где выдают эти атрибуты всем, кому они необходимы, бесплатно, разумеется.

– мужчины должны быть в длинных брюках.

Тем, кто путешествует в шортах тоже придется повязать юбку, дабы прикрыть ноги.

Здесь же нас встретил монах с коробкой для сбора пожертвований, у него мы получили карточки на шею – разрешение на фото- и видеосъемку, стоимость – 100 руб.

На входе паломников встречает бронзовый памятник преподобному Нилу.

А рядом расположена башня, которая выглядит очень старой, вероятно такой она и является.

Инфраструктура

По приезду большую часть нашего коллектива интересовало одно – где здесь туалеты? Да, ничто человеческое не чуждо всем нам даже на такой святой земле. Так вот, эти кабинки первой необходимости расположены на подходе к монастырю, в некотором отдалении, но на виду, чтобы каждый смог найти. Все чинно-благородно,

Поодаль есть несколько лавок с разными товарами – сувенирная продукция, сыры и колбасы, изготовленные в монастыре, выпечка оттуда же, варенье. Мы брали там двойную монастырскую коврижку – вкуснота невероятная скажу я вам!

На территории есть гостиница для паломников. Считаю, что это очень удобно для тех, кто не располагает личным транспортом, потому что общественный сюда не ходит.

Также от прогулки можно отдохнуть в Чайной, где можно перекусить.

Ну и музей, как без него, тут есть.

Сейчас в нем уже 4 зала, но если честно, мне были интересны лишь первые два – история монастыря до советских времен. Вот тут реально стоит побывать на экскурсии, чтобы услышать и увидеть с чего все началось и как это место стало таким почитаемым.

Монастырь прекрасен! Уже на подходе к нему от вида захватило дух!

Территория монастыря довольно обширна, он занимает весь остров Столобный. Сейчас к нему ведет мост с большой земли, а раньше добирались по воде.

Возник монастырь вскоре после кончины преподобного Нила, когда сюда стали селиться для молитв монахи. И очень быстро этот монастырь стал очень посещаем и почитаем.

Войти на территория монастыря можно лишь одним путем – через проездную арку Светлицкой башни. А кроме того, нам рассказали, что в непогоду она служила маяком для судов.

Центральный храм пустыни – Богоявленский собор. Этот храм построен петербургским архитектором Иосифом Шарлеманем в ампирном стиле.

Фотографировать внутри храмов я не решаюсь. Но поверьте, внутри он очень красив и величествен, здесь можно помолиться и просто подумать, а еще поклониться мощам преподобного Нила, они покоятся именно здесь.

Все храмовые постройки расположены вокруг Соборной площади.

Из Богоявленского собора можно подняться на колокольню

и это то, что надо сделать обязательно, посещая Нилову пустынь. Вход на колокольню для взрослых паломников равен 100 руб., их собирает монах на входе – пожертвование на храм. Дети до 18 лет могут подняться бесплатно.

Наверх ведет оооочень много ступенек, передо мной шли дети и считали, правда несколько раз сбивались, но сверив данные, определили, что в общей сложности надо преодолеть 184 ступеньки!

Мы останавливались передохнуть оба раза, что я туда поднималась, тяжко с непривычки. Но стоит того! Добравшись до самого верха, туда, где расположены часы, вышли на площадку. Я обомлела от этой красоты!

Остров надежды, или Как в Ниловой пустыни спасают обреченных, изгоняют бесов и перевоспитывают грешников

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в уникальном монастыре на берегу Селигера в Тверской области и узнал, что давая новую жизнь людям, эта обитель и сама нуждается в спасении.

Очарованный странник

В Нилову пустынь я приехал в будни. Было с переменным успехом солнечно, ветрено, с неба сыпал град, но не ледяной, а в виде крупного спрессованного снега, словно клюква в сахаре. Монастырь был пустынен — из посторонних был только я, что удивляло. Обычно здесь толпы туристов и паломников, но не в этот раз. Хотя необитаемым его нельзя было назвать даже с большой натяжкой — тут постоянно живут 60 человек братии (послушники и монахи), 98 трудников и 130 кошек.

Читайте также:
Какие маршруты по России будут популярны

— Подбрасывают и подбрасывают кошек, привозят и оставляют, нет бы наоборот — забирать, — смеется иеромонах Иаков, в миру Павел Стёпкин 42-х лет от роду.

За главного в монастыре вот уже 10 лет наместник, архимандрит Аркадий (Губанов). Во многом благодаря ему и его предшественнику, ныне почившему архимандриту Вассиану, монастырь обрел новую жизнь, стал возрождаться, сюда, как и в прежние времена, потянулись люди. Нилова пустынь вновь стала одним из символов тверской земли.

Монастырь очаровывает: доминанта Богоявленского собора, высокая набережная из дикого гранита, о которую безуспешно бьются воды Селигера, гостиный двор с цветниками, архиерейская пристань, надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма, настоящая брусчатка под ногами, взлеты и подъемы островного ландшафта.

С тех пор, как сюда, на остров Столобный, в 1528 году пришел отшельник, преподобный Нил, судьба монастыря не всегда была радужной. Были и сложные, болезненные времена. В советские годы пустынь пережила и колонию для несовершеннолетних на своей территории, и лагерь для польских военнопленных, и военный госпиталь, и дом для престарелых, и турбазу, пока (30 лет назад) вновь не обрела своего монастырского предназначения.

Сложная судьба не только у монастыря, но и у тех, кто приезжает сюда в поисках новой жизни.

Художник, лазарет и раскаявшийся бандит

У Сергея глаза редкого цвета — прозрачно-серые, а в минуты задумчивости — голубые, как небо на рассвете. Ум и опыт в них граничат с наивностью, а постоянная жгучая боль омывается прохладой ноток смирения и понимания. Сергею 58 лет, он талантливый художник, но выставки, картины, резные скульптуры, поклонницы и поклонники остались для него в прошлом. Он жил, творил и крепко пил в Осташкове до тех пор, пока его не сразил инсульт. С тех пор он частично парализован.

— Сам виноват, много пил, — признается он. Голос совсем детский, тонкий, слабый.

Художник уже полгода в монастыре. Здесь за ним ухаживают, кормят, поят, меняют белье. Без монахов и трудников Сергей совсем беспомощен — левая часть тела предательски подводит, почти не работает. Словно судорогой сведенная рука поверх одеяла поджата, как перебитая лапа. Но мысли о болезни он отгоняет светлыми воспоминаниями.

— Крестился я в сознательном возрасте, специально, в Кувшиновском районе, в деревне Васильково, — смотрит он в потолок и улыбается. Хотя, обычно это и не улыбка вовсе — из-за инсульта мимика нарушена, так что художник «улыбается» даже тогда, когда плачет. Но сейчас, вспоминая об этой церквушке в Васильково, он, кажется, действительно счастлив, вновь и вновь рисуя внутри себя некогда увиденную красоту:

— Хорошая церковочка на бугорке, очень замечательная, аккуратненькая. Православные церквушечки — они все такие аккуратненькие, если в старорусском стиле…

Почти никто в лазарете не ходит — лежачие, многие смертельно больны, у троих рак. Трудники монастыря, послушники и монахи в меру сил о них заботятся.

— Лазарет у нас с 2010 года, за больными ухаживают трудники, а мы готовим людей к переходу в вечность, исповедуем, причащаем, соборуем, — благочинный монастыря иеромонах Антоний показывает мне лазарет, где он частый гость. Кстати, художник Сергей учит этого монаха, и не без успеха, рисовать.

— Из больницы один раз прислали человека без рода, без племени, без родственников, человек умирал, — подхватывает нить разговора отец Иаков. — Мы сказали, что его не воскресим, но поможем подготовиться к переходу в вечность. Несколько раз исповедовали, причащали, соборовали, а потом… Потом он встал на ноги, стал приходить на службы. Затем познакомился с женщиной, и она его увезла.

— Здесь он получил исцеление, — тихо подтверждает благочинный. — А еще у нас был трудник Анатолий, в тюрьме у него выявили рак, к нам он прибыл уже с третьей стадией… Стал ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Поехал через три месяца проверяться к врачам, а они у него ничего не обнаружили. Полностью исцелился. Врачи не поверили своим глазам — все рассосалось. Это чудо…

Главный в лазарете — трудник Владислав. Седобородый 58-летний крепыш в черной водолазке. Хотя это сейчас он крепыш, раньше, как сам говорит, был скелетом, кожей обтянутым, крепко болел, ноги не ходили, лицо загнивало. Причина — беспробудное пьянство. Признается, что целых 10 лет каждый день «не просыхал», пил так, что лишь чудом не умер.

История жизни Владислава по большей части своей связана с криминалом. В 90-х бандитствовал в Бологовском районе.

— Всяким занимался…, — туманно говорит трудник. — Бандитствовал, завод обанкротил, большими кражами промышлял, КамАЗами с завода товар вывозил. Денег было много, адвокат хороший, дали условный срок, 298 миллионов иска повесили. Потом сел на семь лет за то, что за долги машину у человека отнял. Отсидел, освободился по УДО, вышел — жена ушла, развелся. Стал пить беспробудно. И так 10 лет.

В конце концов Владислав сподобился прийти за спасением в монастырь: «Умереть на улице не хотелось». Сначала поехал в Иверский монастырь под Валдаем, потом — в Тверскую область, в Нилову пустынь. Здесь он уже третий год, трудника выходили, вылечили, теперь его послушание — заботиться от тех, кто в лазарете, называет себя «братом милосердия». По душам он с подопечными не говорит, объясняет, что не его это дело, но вот заботится он о них от сердца, переживает, когда кто-то умирает. Объясняет, что все их болячки на себя воспринимает.

Читайте также:
Ребенок родился на территории РФ, а родители граждане другого государства

— Вне монастыря, в миру, я очень устаю. На неделю уезжаю и уже на пятый день устаю. От людей, от общения с ними, там все другое. Собираюсь, приезжаю обратно в монастырь, здесь уже мой дом. Для себя решил, что это мое и все, нашел свое место в жизни.

Трудники на распутье

Поток трудников в Нилову пустынь не иссякает, принимают здесь всех. Люди, которые потеряли себя из-за пьянства, наркотиков, тех, кто впал в депрессию из-за горя, потери близких, тех, кто потерял смысл жизни. Но остаются здесь далеко не все. Многие попросту не выдерживают порядка, монотонности, рвутся обратно в мир, к пьянству, гулянкам, забвению.

Часто путники приходят ночью, стучатся в ворота надвратной Светлицкой башни, просятся в трудники. Им не отказывают, одевают, обувают, кормят, дают место в общих комнатах, где тепло и есть двухъярусные кровати. Затем дают послушание. Работы здесь много, ведь монастырь практически всем обеспечивает себя сам. Заготовка дров (монастырь отапливается дровами, на то, чтобы провести газ, требуется 55 миллионов рублей, таких денег у монахов нет, — авт.), пекарня, коптильня, скотный двор, медовая, огород и так далее. Без дела не сидит никто.

Бывает, что приходят люди с «зоновскими» замашками, сразу пытаются устроить жизнь «по понятиям». Таких здесь не держат, просят уйти.

— Такое сразу пресекается, — объясняет благочинный, иеромонах Антоний. — Жаргон, тюремные разговоры, сквернословие — человек за такое исключается из монастыря. Если есть жалобы, если человек начинает себя агрессивно вести, всё! Он ведь пришел в семью. Если видим, что он ведет себя неадекватно, начинает хамить, то просим его покинуть территорию. Можем обуть, одеть, накормить, но просим покинуть монастырь.

— А в 2009 году пришел к нам трудник, который чудом выжил на пожаре, — рассказывает отец Антоний. — Отдыхал с компанией, вспыхнул пожар, все погибли, а он лежал на диване и ничуть не пострадал, даже дымом не пропах. Вокруг него все полыхало, а у него ни ожога, ничего. Жар такой был, но у него даже волосы не опалились. Пожарные ему тогда сказали, что это чудо, и посоветовали идти в монастырь. Полгода он у нас пробыл…

Был в монастыре и настоящий вор в законе, известный карточный игрок. В советские времена его по Союзу с охраной возили. В начале 90-х плавал он с возлюбленной на лодке по Селигеру и услышал голос, который поведал ему год и день смерти.

— Пришел к нам с чемоданами, сказал, что пришел потрудиться, искупить грехи и жить здесь до самой смерти, — рассказывает отец Иаков. — Привез Иверскую икону Божией матери, подарил монастырю. Эта икона до сих пор у нас висит в трапезной. Нес послушание у ворот дежурным, сказал, что недостоин жить среди братии. Потом у него возникла проблема с ногой, требовалась простейшая операция. Он со всеми попрощался, все раздарил, сказал, знает, что не вернется. Поехал в Москву и во время операции умер в 2008 году. Ровно в тот день, который обозначил ему голос.

Монахи и одержимость

Монахи и послушники Ниловой пустыни просыпаются рано — в пять утра. Уже через полчаса они на молитве, затем на литургии, затем несколько часов на послушаниях, у каждого свое. Трапезничают полчаса, затем час отдыхают, а затем вновь послушания, богослужения и так вплоть до времени сна — 23:00.

Народ это совсем не замкнутый, как я раньше предполагал. Общаются охотно, шутят, впрочем, лишь когда есть свободное время, а его у монахов немного. Своей историей удивил благочинный. Отцу Антонию 35 лет, сам он из Крыма, там выучился на повара-пекаря, затем вместе с братом-близнецом поступил в Смоленскую духовную семинарию.

— По латыни друг за друга экзамены сдавали в семинарии, один изучил цитаты, другой — молитвы, свитерами менялись, — смеется иеромонах.

Так вот, мало того, что и он и его брат стали монахами и оба сейчас живут в Ниловой пустыни, так оказалось, что их мать с отцом после того, как вырастили детей, тоже стали монашествующими. Целая династия монахов!

Неожиданной стала наша с монахами беседа о бесах и одержимости. Уж к этому-то я всегда относился со здравой долей сомнения и скептицизма. Однако монахи воспринимают это серьезно. Хотя и говорят, что экзорцизмом не занимаются, но одержимых не раз видели.

К примеру, в составе паломнической группы приезжала в Нилову пустынь женщина. В Богоявленском соборе она пыталась приложиться к мощам Преподобного Нила Столобенского, которые вернули в обитель в 1995 году. Но сделать этого ей не удалось.

— Она даже не смогла приложиться к стеклу, начала рычать, начала кукарекать, — серьезен отец Антоний. — Я подошел к ней, взял под руку, посадил на скамеечку, дал ей крещенской воды. А она просто отталкивает ее и всё. И я просто влил ей воду в рот. Она начала кричать, что жжет, а потом раз и всё, всё прошло, женщина полностью успокоилась, пришла в себя. Или был у нас трудник Андрюша, бывший суворовец. До прихода в монастырь сильно пил. Очень талантливый парень, к любому делу относился со всей ответственностью. Но если выпьет, становился по-настоящему одержимым. Говорил такие вещи, которые не мог знать. Однажды я вне стен монастыря разговаривал с человеком по телефону, затем вернулся, Андрей ко мне подошел и весь этот разговор пересказал. Вот откуда, скажите, он мог это знать?

Читайте также:
Пути перепланировки однокомнатной квартиры в двухкомнатную в 2021 году

Отец Иаков поддерживает иеромонаха:

— Многие говорят, что видели чертей, когда выпьют, и над ними смеются. А ведь на самом деле бесы являются человеку именно тогда, когда он находится в пограничном состоянии. Он внушаем, он управляем, его можно подвигнуть на безумные поступки. У беса задача — душу погубить. Вот в таком состоянии они человеком овладевают, начинают им манипулировать, доводят его до безумных поступков. Для нас, верующих людей, это совершенно реально.

На самом деле в монастыре не всё так идиллически, как это может показаться на первый взгляд. Уникальный архитектурный ансамбль Нило-Столобенской пустыни требует капитального ремонта и профессиональной реставрации. Величественные храмы и постройки XVII-XIX веков нуждаются в дорогостоящем уходе. Монастырь на пожертвования пытается отреставрировать разрушенный Иоанна-Покровский храм (XVIII в.) на месте подвигов преподобного Нила, храм Всех Святых (XVII в.), воссоздать внутреннее убранство храмов преподобного Нила, святых апостолов Петра и Павла, Крестовоздвиженского.

Сейчас монастырь, в котором спасение находят трудники и смертельно больные люди, и сам требует спасения…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святые места России. Монастырь на Селигере Нилова Пустынь (фото)

  • 14 Октября, 2018
  • Направления
  • Олег Петров

Фото монастыря на Селигере Нилова пустынь хорошо знакомо всем православным христианам, верующим и паломникам. Это православная мужская обитель, которая находится на острове Столобном, а частично на небольшом полуострове Светлица. Одно из самых святых мест России расположилось приблизительно в десяти километрах от города Осташкова напрямую, а если ехать по дороге, то придется преодолеть около 25 километров.

Название

Фото монастыря на Селигере Нилова пустынь производит впечатление на всех истинно верующих своей красотой и размахом.

Монастырь занимает большую часть острова Столобный, о происхождении названия которого существует сразу несколько версий. Согласно одной из версий, свое название он получил из-за своей характерной формы, которая с высоты птичьего полета может напоминать столб. Существует также мнение, что в древние времена тут существовало капище, на котором находится жертвенный языческий столб, а со временем он стал ассоциироваться и с самим островом.

Святой Нил Столобенский

Монастырь на Селигере Нилова пустынь (фото представлено выше) связан со святым Русской православной церкви Нилом Столобенским, который и стал основателем этого святого места. Он появился на свет в конце XV столетия в одной из деревень неподалеку от Великого Новгорода.

До нас не дошла информация о том, как в действительности звали его в миру, известно только имя, полученное им при крещении. Также неизвестно, кем были его родители, как прошло его детство. Первая информация о Ниле относится ко времени, когда его мать и отец умерли, а сам он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, расположенный возле Пскова. Там он уже принял монашеский постриг, получив имя, под которым нам известен.

Отшельничество

В 1515 году Нил решил уехать из Крыпецкого монастыря. Он своими руками построил в лесу неподалеку от реки Серемхи небольшую келью, в которой уединенно жил, питаясь дубовыми травами, желудями. Все время он проводил в молитвах.

Существует предание, согласно которому однажды к Нилу пришла разбойники, задумавшие его убить. Помолившись, он вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Бандитам в этот момент привиделось, что святого окружает большое количество вооруженных людей. Они в ужасе припали к его ногам, стали молить о прощении, тут же раскаялись.

Популярность святого

Со временем слава об отшельнике разнеслась по всем окрестным селениям. Люди стали регулярно приходить к нему, прося о наставлениях и духовной помощи. Существовавшая молва стала вскоре тяготить Нила, поэтому он решил перебраться на новое место.

В 1528 году преподобный Нил прибыл на остров Столобный на озере Селигер. В первый год он жил в выкопанной землянке, затем самостоятельно построил часовню для совершения молитв и небольшую келью.

Легенды

Существует еще одна легенда о святом. Она гласит, что дьявол насылал на Нила всевозможные напасти. Это были нападения разбойников, пожары, сам Сатана даже пытался сбросить его келью в озеро. Но Нил оставался непреклонным, преодолевая все эти нападения с верой и молитвами.

На острове он жил на протяжении 27 лет. Перед смертью оставил завещание, в котором просил построить монастырь на этом месте, что в будущем и было сделано. Существует еще одно поверье, согласно которому Нил дал обет нележания, из-за чего никогда не находился в горизонтальном положении. Например, спал он, подвесив себя веревками за плечи или на крюках, которые были вбиты в стену.

Основание монастыря

По фото монастыря Нилова пустынь на Селигере сегодня можно сделать вывод, что это большая и хорошо развитая православная обитель, которая расположено в красивом и живописном месте в Тверской области.

После смерти Нила неподалеку от его могилы начали селиться отшельники. Ими в результате и был основан монастырь Нилова пустынь на Селигере. Это произошло еще в 1594 году.

До Октябрьской революции он оставался в числе самых почитаемых на территории всей России, каждый год в него приезжали тысячи людей, чтобы постараться решить свои проблемы, найти духовную поддержку, получить требуемую помощь.

В 1820 году гостем обители стал император Александр I, а через несколько десятилетий после этого вокруг острова даже была сооружена гранитная набережная. К началу XX столетия количество насельников составило около одной тысячи человек. Мужской монастырь Нилова пустынь на Селигере играл большую роль для окружающих сел. Например, на его территории даже существовала больница.

Читайте также:
Фото сада Блонье (15 фото)

Современная история

При советской власти для монастыря Нилова пустынь на озере Селигер наступили темные времена. В 1919 году все без исключения церковные ценности были изъяты, а сами мощи преподобного святого вскрыли. При этом монастырь оставался действующим. Местной братии удалось продержаться до 1927 года.

После этого на его территории была основана колония для малолетних преступников и трудовая коммуна. С 1939 по 1940 гг. здесь действовать лагерь, в котором содержались польские военнопленные, в годы Великой Отечественной войны здание монастыря со всеми постройками было отдано под госпиталь.

С 1945 по 1960 гг. тут снова существовала колония для несовершеннолетних правонарушителей, затем на протяжении 11 лет был дом престарелых, а с 1971 по 1990 годы – база для размещения туристов.

В 1990 г. был передан Русской православной церкви весь комплекс Нилова пустынь на Селигере. Фото обители сегодня подтверждает, что работа по ее восстановлению ведется. Мощи преподобного Нила были возвращены туда в 1995 году.

Храмы, относящиеся к монастырю

На территории монастыря существует несколько храмов, о которых необходимо рассказать подробнее. Одним из главных считается Богоявленский собор, строительство которого было начато еще в 1671 году. После этого он неоднократно перестраивался, масштабные отделочные работы были завершены в 1833 году.

Собор является настоящим украшением этих мест, его строительством и обустройством занимались многие известные люди. Например, ворота из серебра были отлиты по эскизам отечественного художника Якова Михайловича Колокольникова-Воронина. В этом храме и сейчас хранятся мощи преподобного Нила, которые были открыты в 1667 году. При этом практически вся внутренняя роспись к этому времени утрачена.

На острове находятся два надвратных храма – во имя преподобного Нила и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В стороне от основного монастырского комплекса стоит Крестовоздвиженский храм. В нем проходят обряды крещения, которые не выполняются в основных храмах, относящихся к монастырю.

До 1833 года соборным считался храм во имя Всех Святых, который позже стал больничным. Это одна из самых старых построек, который в настоящее время практически полностью разрушена, ведутся работы над ее восстановлением.

Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы была построена на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году ее полностью разрушили, пустив кирпичи на возведение дамбы, которая соединяла остров с “большой землей”. Сейчас на месте, где стоял этот храм, проводятся археологические раскопки.

Монастырский быт

В настоящее время в монастыре живет около 50 насельников, меньше половины из которых пребывают в священном сане.

У монастыря несколько подворий, одно из которых расположено в Торжке. На его территории работают молочный, свечной и столярный цеха, есть своя конюшня, коровник, пасека, а в церковной лавке можно приобрести освященный мед.

У этого монастыря даже имеется своя ювелирная мастерская, возрождению этого промысла тут уделяют большое внимание. Послушники обители регулярно принимают участие в торговле на православных выставках и ярмарках. На его территории открыта гостиница, в которой могут остановиться прибывающие паломники.

Как добраться?

Из этой статьи вы уже узнали, где находится Нилова пустынь (это территория Тверской области). Теперь подробно расскажем, как до нее добраться. Сделать это достаточно просто. Приехать можно на один день. При желании можете остаться на более продолжительный срок, поселившись в гостинице для паломников.

Точный адрес монастыря Нилова пустынь на Селигере – Тверская область, Осташковский район, деревня Светлица, 27. Есть несколько способов, как сюда добраться. Вы можете воспользоваться экскурсионным катером, который регулярно отправляется из Осташкова. Другой вариант, как доехать до монастыря Нилова пустынь на Селигере – заказать такси. Расстояние из Осташкова около 25 километров, поездка обойдется приблизительно в 500-600 рублей в одну сторону.

Наконец, можно сесть на автобус в Осташкове, доехать до станции Троеручица, откуда до монастыря потребуется пройти пешком около пяти километров. Автобус ходит три раза в день, но самый первый рейс отправляется очень рано, еще до прибытия московского поезда.

Если вы разобрались, где находится Нилова пустынь, можете доехать на своем автомобиле. В этом случае хорошим ориентиром будет указатель “Светлица”, по которому потребуется свернуть. Именно в этом месте располагается мостик на остров, где расположена мужская православная обитель. Стоит отметить, что отсюда же открываются лучшие виды на сам монастырь и его храмы.

Оковецкие чудеса

Много легенд и сказания связаны с этим святым местом. Рассказывают даже о чудесах монастыря Нилова пустынь на Селигере. Так, с историей чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской напрямую связан Спасо-Преображенский скит. В 1539 году, когда на озере появился отшельник Нил, в лесной глуши людям явилось чудо неподалеку от древнего городища под названием Пырошня.

При этом святыня никак не давалась в руки, пока местные жители не пришли крестным ходом в лес во главе с самим иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ, который известен как Честный Крест Господень. Позже они были оформлены в одну иконную доску.

В сказании, посвященном этому событию, отмечается, что после обретения данной иконы сразу 25 человек были исцелены, получив помощь от самого Бога. О появлении и обретении святыни сразу было рассказано царю Ивану Грозному.

Читайте также:
Маркграфский театр: прекрасен внутри и снаружи

Судьба Оковецкой иконы

По распоряжению государя Оковецкая икона была перевезена в Москву, где стала его любимым и самым почитаемым образом. На месте, где произошло это знаменитое явление, царь приказал построить церковь, еще три храма в ее честь появились в самой Москве.

Когда число чудес, которые были связаны с образом, стало сокращаться, местные жители обратились с просьбой вернуть им святыню. Интересно, что Иван Васильевич не стал этому противиться, распорядившись вскоре отправить икону в деревню Оковцы. Там она находится и сегодня, привлекая к себе многочисленных верующих православных паломников.

О чудесах, связанных с этой иконой, можно встретить много отзывов. Нилова пустынь на Селигере привлекает многих верующих. Считается, что она в первую очередь помогает людям, страдающим проблемами с опорно-двигательным аппаратом, глазными заболеваниями, а также помогает решить проблемы бездетным парам.

С 1875 года по распоряжению Священного Синода икону на один месяц стали отправлять во Ржев и Зубцов. В разное время икону выставляли в многочисленных храмах, совершались молебны и богослужения, также выдавалось благословление на то, чтобы ее носили по домам обычных горожан, нуждающихся в помощи.

Когда в 1930 году храм в деревне Оковцы был закрыт, икона исчезла. До нашего времени сохранились только списки с образа и фотографии. На месте, где явилась святыня в Оковецком скиту, и сегодня бьет святой источник, к которому регулярно приезжают паломники.

Магницкий в Ниловой пустыни

С судьбой этой обители связана биография известного российского ученого Леонтия Магницкого, который был самым первым автором российского учебника по арифметике и алгебре.

Сам он родился в Осташкове в крестьянской семье. Был внучатым племянником святителя Нектария. Леонтий свои первые знания получил в библиотеке при монастыре. После он отправился получать образование в Иосифо-Волоколамский монастырь, а после – в Симонов, расположенный в Москве. Он изучал философию, богословие, психологию, логику, риторику, физику, греческий и латинский языки. Его познания в области математики многих удивляли и даже поражали.

В 1932 году при строительстве первой линии московского метрополитена была обнаружена его могила. Останки были перенесены в Нилову пустынь. Сейчас монахи надеются собрать деньги на памятник воспитаннику обители.

Нило-Столобенская пустынь — святая обитель Тверской земли

Человек так устроен, что за красотами, и получением новых эмоций и впечатлений, мы отправляемся за сотни и тысячи километров,а красоты, которая совсем близко, подчас не замечаем, или откладывает поездку. Вот и я, живя в Тверской губернии, давно мечтала побывать в Ниловой пустыни и своими глазами увидеть озеро Селигер. Какие-то проблемы, дела и обстоятельства не позволяли мне этого сделать. Но вот 21 мая 2018 года состоялась моя первая, и надеюсь не последняя поездка в Нило-Столобенский монастырь.

Нило-Столобенская пустынь – православный мужской монастырь, находится в десяти километрах водного пути по озеру Селигер к северу от Осташкова. Расположена обитель на острове Столобный. Основатель монастыря преподобный Нил Столобенский.

В монастырь мы отправились на теплоходе “Капитан Хоробрых”. Селигер поражает своим масштабом и красотой, а когда среди водной глади показались очертания Нило-Столобенской пустыни, восхищению и радости не было предела!

Само путешествие по озеру Селигер дало положительный заряд и хорошее настроение. Озеро Селигер – очень красивое, вода прозрачная, а весенняя природа радовала своей яркой зеленью. Площадь озера 260 км кв, в том числе 38 км. кв. приходится на острова.

К монастырю, находящемуся на острове, сделана насыпная дорога (это хорошо видно на фото), по которой мы и отправились.

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века на Новгородской земле. После кончины своих родителей, которые воспитали его в вере и любви к Богу, он принял монашество в обители преподобного Саввы Крыпецкого. Во всей своей жизни преподобный Нил проявлял кротость, терпение и незлобие. И чтобы избежать мирской славы в 1515 году испросил благословение и покинул Карпецкий монастырь. Долгое время странствовал, ведя отшельнический образ жизни в необитаемых местах, до того времени пока во сне не услышал повеление идти на остров Столобный на озере Селигер. Переселение на остров произошло в 1528 году. Сначала святой жил на острове в выкопанной им пещере, а уже потом построил небольшую келью и часовню.

Святому Нилу пришлось пережить немало трудностей. Не нужный ранее никому остров, вдруг стал необходим крестьянам для пахоты. Неоднократно на святого нападали разбойники, требуя сокровищ. Никакие трудности не помешали святому выстоять в неравной борьбе с врагами и ненавистниками. Вера в Господа помогла ему во всех тяжелых испытаниях и преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Нил Столобенский прожил на острове 27 лет,с великим терпением и смирением переносил все тяготы и лишения. Особым подвигом было то, что святой никогда не ложился во время сна, и спал, оперевшись на два деревянных крюка, вбитых в стену кельи.

Преподобный знал день своей кончины, скончался 7 декабря 1554 года.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный стали приходить иноки из разных монастырей, и в дальнейшем на острове был построен храм, возникла обитель, получившая название Ниловой пустыни.

Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой происходили чудесные исцеления болящих.

На фотографии Памятник прп. Нилу Столобенскому(2003 год) на фоне Богоявленского собора (1821-1833 г.г.)

Сначала храмовые постройки были деревянными, в 1665 году в монастыре был пожар, и все они сгорели. После пожара началось строительство в камне, и во время копания рвов под закладку фундамента, были обретены мощи преподобного Нила Столобенского 27 мая (9 июня по новому стилю). Этот день особо почитаем в монастыре. Ежегодно 9 июня проходит крестный ход “на водах”. В 2017 году праздновалось 350- ти летие обретения мощей преподобного. Множество паломников из всех уголков нашей страны посетили святую обитель.

Читайте также:
Пицунда 2021, Абхазия – отдых, достопримечательности, пляжи, фото

Центр обители – Богоявленский собор. Красивейшее архитектурное сооружение. Внутреннее пространство собора огромно.

На переднем плане собора – Башня Архиерейской пристани

С запада к храму пристроена колокольня, с великолепными башенными часами и открытой смотровой площадкой. Мы поднялись на колокольню. Со смотровой площадки открылся необыкновенной красоты вид, на монастырские храмы и строения и на панораму Селигера! Эти ощущения духовной радости и красоты невозможно описать, это нужно видеть!

Вид со смотровой площадки на Соборный двор и Селигерские дали.

Уезжать не хотелось, если бы была возможность, я с большим удовольствием осталась на какое-то время в гостиннице при монастыре, но нужно было ехать. Рада несказанно что побывала в Ниловой пустыни, походила по святой земле, поклонилась мощам преподобного. Сделала немного памятных снимков. На душе радость и я надеюсь, что моя публикация принесет и Вам свет и радость.

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Читайте также:
Подарки и сувениры из Черногории – что привезти домой?

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: