Расписание по станции 104В, Москва — Адлер Фирменный поезд «Двухэтажный состав» Маршрут проложить

Расписание по станции 104В, Москва — Адлер Фирменный поезд «Двухэтажный состав» Маршрут проложить

НЕофициальный форум Московского железнодорожного агентства

  • Текущее время: 06 окт 2022, 19:23

104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Для того, что бы данный раздел форума был полезным для широкого круга читателей, для обеспечения быстрого поиска информации по нужному поезду, в данном разделе установлены следующие правила:

1. Тема сообщения должна начинаться с номера поезда(ТРИ цифры и буква), маршрута и может содержать название состава в случае фирменного поезда. Например: 001/002 Москва – Санкт-Петербург “Красная стрела”.

2. Один поезд – одна тема, и никак иначе! Прежде чем написать, пожалуйста, воспользуйтесь поиском по форуму и если уже есть тема по поезду, о котором у Вас сложилось какое либо мнение, то мы все с удовольствием увидим его в ветке, посвященной данному поезду.

3. Сообщения нужно отставлять в форме максимально приближенной к структуре:
1) Дата поездки
2) Внешний вид
3) Первое впечатление
4) Чистота вагона
5) Качество обслуживания поездной бригады
6) Контингент пассажиров
7) Соответствие статусу фирменного поезда (для фирменных поездов, разумеется)
8) Станция формирования поезда (если знаете)
.
n) Ваша оценка позда/поездки по 10 бальной шкале.

4. Общее впечатление о поездке.

Возможно дополнение сообщений фотографиями поезда и информацией о составе.

В основном разделе НЕ ЗАДАЮТ ВОПРОСОВ о поездах, пожалуйста, все вопросы задавайте в соответствующем разделе «Обсуждение и вопросы по поездам».
Все сообщения, не выполняющие данные правила, удаляются без предупреждения.

  • Пред.
  • Сообщений: 77
  • Страница 4 из 6
  • 1
  • ,
  • 2
  • ,
  • 3
  • ,
  • 4
  • ,
  • 5
  • ,
  • 6
  • След.

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

На ночь глядя отзывы про двухэтажные вагоны. Очень многие недовольны. Вот один из аспектов:

«От кондиционера в поезде мы спасались газетами и скотчем»

«В этом году выбрались семьёй в Сочи. Ехать решили поездом, благо с недавних пор через Воронеж ходит скорый двухэтажный поезд №104ж Москва — Адлер: садишься вечером на станции «Придача», а следующим утром уже купаешься в море, очень удобно. Когда загрузились в поезд, вагоны Тверского вагоностроительного завода, действительно, показались очень современными — купе чистые, хотя и тесноватые, отличные туалеты, даже мусорные контейнеры раздельные — для стекла, бумаги, пластика и почему-то металла.

Вот только в купе было слишком прохладно из-за работающего кондиционера, кроме того, холодный воздух довольно чувствительно сквозил из разных щелей в купе, а ведь мы ехали с двумя детьми. Попросили проводницу увеличить температуру, и вот здесь начались проблемы. Оказалось, что одним пассажирам было слишком жарко, другим слишком холодно, но отрегулировать температуру в каждом купе индивидуально в вагоне невозможно. Поэтому проводница предложила нам решить проблему с помощью… скотча и газет. То есть заклеить кондиционер газетами, ими же заткнуть щели, из которых сквозил холодный воздух. К вечеру скотч стал самым популярным предметом в нашем вагоне — ведь почти в каждом купе ехали дети. А вот проводница утром простыла и сама жаловалась пассажирам на кондиционер, видимо, ей скотча уже не хватило.

На обратном пути мы запаслись уже собственным скотчем и, загрузившись в вагон, сразу принялись обклеивать купе газетами. Поэтому тем читателям, которые планируют ехать в Краснодарский край поездом, особенно с детьми, рекомендуем захватить с собой скотч — оказывается, это незаменимая вещь в наших поездах”.
Корреспонденты “МОЁ!” направили запросы в РЖД и Тверской вагоностроительный завод с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию.

Кстати, у нас очень многие на работе, кто ездил на этом поезде на юг тоже плевались от него и сдавали билеты и обратно ехали на других поездах.

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер

Re: 104В/104Ж Москва – Адлер (двухэтажные вагоны)

Дата поездки 14.01.2017
От станции Краснодар-1 до станции Сочи.
Вагон 05К. Второй этаж.

Билет покупал за баллы. Доплатил 678 рублей. За 7 дней до даты поездки были в продаже только вагоны 03 05 и 07. Не стал ждать, пока появятся остальные вагоны в продаже, так как и в эти мест было полно. Посадочный билет на сына (4 года) пришлось оформлять в кассе. Выбрал себе 16-е купе на втором этаже.
В 05:31 показались огни ЭП20 – состав прибыл на 5 минут раньше на второй путь. Первое впечатление – ну что же, обкатаем и тебя двухэтажная махина). Что бы ни говорили, но сам момент, когда стоишь на платформе и к ней подкатывает эта вереница брони и осознание, что через пару минут ты сядешь в этот вагон – очень приятные и волнительные (по крайней мере для меня, за сына вообще молчу – радости не было предела).

Днище лока и вагонов, а так же тележки были в снегу и льду. На первый путь в это время подали на посадку Ласточка №803 Краснодар – Имеретинский курорт, она будет следовать за двухэтажкой до самого Адлера с разрывом 7 – 9 минут. Но на Ласточке я уже ездил, а на этом «чудовище» нет. С лёгким хлопком (отслоился лёд и снег от дверей при открытии) двери открылись. Проводницы по форме вышли и сразу включили красные фонари, не смотря на то, что поезд прибыл на 5 минут раньше расписания. По расписанию у поезда по Краснодару -1 стоянка всего 2 минуты. Из состава выходило мало людей. По справке РЖД свободных мест до Сочи было более 350.

Читайте также:
Если просрочен загранпаспорт за границей в 2022 : что делать, замена по истечении срока, штраф

Второе впечатление – «о, как чудесно, наше купе второго этажа, будет с видом на море».
Проводница одной рукой держала красный фонарь, а второй рукой просмотрела документы. Пригласила в вагон. В вагоне все спали, а это по справке свободных мест, человек 15 на весь вагон. Третье впечатление после того, как зашли в купе. О майн год))) как высоко, и как уютно!
Да, возможно уют был обеспечен тем, что мы ехали вдвоём. Когда в купе 4 чужих человека, думаю это не комфортно. Хотя, понятие комфорта относительное. Вещей у нас не было, кроме 1-го рюкзака. Поэтому проблем с размещением багажа не испытали.

Очень плавно отправились. Ход вагона мягкий, мне понравился. Шумоизоляция прикольная. Вопросов нет. Температура в вагоне была порядка +24, но мне показалось слегка прохладной, впрочем, я укрылся и проблем не было. Возможно, немного замёрз утром в ожидании поезда.
После отправления пришла проводница, сообщила, что горячее будет утром. Пожелала спокойной ночи и ушла. Информации про кондитерку, сопутку, туалеты и т.д. не предоставила.

За окном промелькнула река Кубань, двухэтажный состав следовал по территории Республики Адыгея. Постель на верхних полках в двух комплектах лежала без упаковки, в эдаком виде простынь, полотенце, и сверху подушка в наволочке. Я почему-то взял, комплект запаянный, потом подумал, можно было взять уже раскрытый комплект (а вдруг он использован был?)). В общем из одного комплекта белья сформировал 2 спальных места. На столе лежал сух пай. На каждой полке лежало по комплекту сан набора. Примерно к Энему -2 (05:55 утра) я довольный, что постель готова, сел с сыном завтракать. В купе было всё исправно, освещение (индивидуальное в том числе), пыли замечено не было. Слегка грязновата ковровая дорожка, но после дорожки в скором №84 Адлер – Москва, на котором возвращались, эта дорожка показалась идеальной))).

За окном пролетали Шенджии, Псекупсы, нас пропустил 14-й скорый Саратов – Адлер. Скорость вагона не ощущалась, фактически ехали 100, а казалось, что 50. Я сделал вывод, что мне этот вагон нравится. До Горячего Ключа так и не прилегли, смотрели в окно, хотя за окном было темно.
Горячий принял на дальнюю платформу. Стоянка 24 минуты. Локомотив не меняли. Проводники занимались уборкой мусора из вагонов, несколько пассажиров вышло покурить. За 1 минуту до отправления, на соседний путь прибыла почти пустая Ласточка №803. Помчались дальше. До Фанагорийской скорости были приличные для этой местности – 80 – 90 км/ч. Решаю прилечь подремать. Удалось заснуть, но проснулся я в момент прохождения состава через Лысогорский жд. Тоннель. Спать не хотелось. Смотрю в окно. Выезжаем из тоннеля на разъезд Чилипси, уже светло, в низинах много тумана и дыма от печных труб. Красиво смотрятся снежные вершины гор. В хвосте нашего состава вижу прицепленный автомобилевоз. Поезд виляет спускаясь в долину реки Туапсе. На 1860 километре скорость до 25 км/ч – тут массивное укрепление грунта на склоне полотна. Всё чаще среди растительности появляются вечнозелёные представители – хвоя, лавровый лист, какие-то лианы и прочее. Через минут 10 проезжаем ПМС-152 и станцию Кривенковская. Далее ползли километров 45 в час. Туапсе принимает на 4-й путь. На 3-м пути уже стоит Ласточка №802 Адлер – Краснодар. Двухэтажка постояла 3 минуты и поехала дальше. Плавно прокатились по мосту через реку Туапсе и выезжаем к берегу моря. Красиво смотрелась морская вода, был солнечный день. Пустынные пляжи.

В Лазаревскую прибыли на 1-й путь, постояли 2 минуты и поехали. В коридоре заиграла музыка, включаю громкость у нас в купе – таки да, в эфире заиграла местная радиостанция (Туапсинская частота вещания). Через 5 минут пришла проводница, принесла горячее, гуляш и рис. Из этого более менее сносным был рис, остальное выбросили. Удивительно, но на море смотреть надоело, мы с сыном переместились в коридор и смотрели на горы и посёлочки.
В 09:45 проводница прошла по вагону и предупредила, что через 30 минут Сочи. Через 5 минут по поездной радиосвязи начальник поезда проговорил речь, что скоро мы прибываем в столицу курорт город Сочи, что не забывайте свои вещи, стоянка 5 минут и т.д.
Проехали без остановки Лоо, по Уч-Дере пропустили встречный №346 Адлер – Нижневартовск, необычно из окна было видеть крыши вагонов))). Посетили туалет, был удивлён, что в вагоне их 3, в принципе на такое кол-во людей неудивительно, когда вагон забит. В туалете был запашок, но сносно. Жидкое мыло, бумажные полотенца, горячая (теплая вода) присутствовали. Грязи не было.
Постель собирать не стал. Было дикое желание ехать дальше, чтобы ещё хотя быт часиков 20 в пути. Так не хотелось выходить. Сочи приняли на 1-й путь. Как всегда зазывалы таксисты и немногочисленные посредники предоставления жилья, встречали состав. Приезжих было мало, перрон опустел через 3 минуты. Остались только мы. По громкой связи объявили прибытие Ласточки из Краснодара.

Я остался очень доволен поездкой, повторюсь, что возможно это мнение было связано с тем, что ехали мы одни в купе, не было вещей, вагон был почти пустой и т.д… Но сама мягкость хода, шумоизоляция, относительно новенькое состояние вагона, спальных мест – позволяют с уверенностью поставить оценку 10 баллов.
P.S. А я думал, что шоколадный аммендорф своим уютом не победит двухэтажку – я ошибался. Но это ИМХО.

Читайте также:
Когда получают штраф за просрочку регистрации по месту жительства в 2022 году

Пардон за унылое качество фотоматериала, но что есть.

Справа появились огни ЭП20 ведущего двухэтажку. На первом пути подана на посадку «Ласчтока» №803

Скорый поезд № 104 Адлер – Москва по участку Адлер -Туапсе

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 sidor_sanya

  • Спонсоры
  • 195 сообщений
  • 445 спасибо
    • Имя: Александр
    • Пол: Мужчина
    • Город: Санкт-Петербург
    • Интересы: Эксплуатация железных дорог. Электромеханика.

    Фирменный поезд «Двухэтажный состав» №104 Адлер-Москва по участку Адлер – Горячий Ключ

    “Жизнь не имела ввиду — сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее..”
    Эрих Мария Ремарк

    Автор: sidor_sanya.
    Помощь в озвучке : amishura, andrei66, Nikel , Sflit , Денчик Королёв, kipast и другие не менее дорогие мне люди.
    Версия симулятора: 55.008.
    Маршруты:
    Туапсе – Адлер (вер.4.1) Туапсе-Адлер v.4.1
    Белореченская – Туапсе Белореченская – Туапсе – Маршруты – Форум ZDSimulator
    Направление: обратно
    № поезда: 104
    Серия локомотива: ЧС2К http://fs.zdsimulato. 2k-511_v1.0.exe
    Количество вагонов: 14
    Трафик: не ниже версии 17
    Максимальная скорость: не более 140 км/ч (тормоза дисковые)
    ЭПТ: в наличии
    Звуковое оформление: есть
    Манёвры:
    104S1, 104Y1, 104S2-ТБ. – без манёвров;
    104R1 – с манёврами по Адлеру и Туапсе
    104Y2-ТБ – с манёврами по Белореченской
    Время прохождения: лето
    Адлер – Туапсе, часть-1 не менее 3 часов.
    Туапсе – Белореченская, часть-2 не менее 3 часов.
    Расписание: 2022 г.

    Внимание! Автор оставляет за собой право на дальнейшее изменение и усовершенствование сценария.

    Описание:
    В описании к сценарию не ошибка. Сценарий написан под строящийся маршрут на Горячий Ключ. Ждём маршрут и всё таки доедем до Ключа.
    Сценарий написан по инструкциям РЖД и приказам принятым на Северо-Кавказской железной дороге. Поэтому не нужно сравнивать действия ЛБ с другими дорогами и тем более государствами.

    Для прохождения сценариев необходим любой локомотив постоянного тока – желательно с КЛУБом.

    В ход сценария заложены ошибки, неточности, поэтому обнаружили – молодцы… Не нашли – нужно работать, читать инструкции хотя бы ZDSima.
    Часть первая. Адлер-Туапсе.
    Сценарий стриммерский (104S1) – самый лёгкий. Содержит сюжет, минимум диалогов. Главная борьба – с графиком… максимальное выполнение графика ну и не отвлекаться от ведения поезда.
    Сценарий геморройный (104R1) – начинается с приёмки локомотива на экипировке. Время на приёмку ограничено, Вам необходимо заехать на шестой путь не позднее 18 часов 24 минуты. Далее стандартная поездка (ничто не предвещало), слушайте локомотивную бригаду, и радиостанцию, не отвлекайтесь. Заканчивается манёврами по Туапсе.
    и по традиции:
    Сценарий развлекательный (104Y1) – без манёвров, много переговоров, юмора, нестандартных ситуаций. Далее стандартная поездка… но… будьте внимательны, не отвлекайтесь. Слушайте локомотивную бригаду, и радиостанцию.
    Часть втор ая. Туапсе -Белореченская .
    Сценарий стриммерский (104S2-ТБ) – самый лёгкий. Для тех, кто любит спокойную езду, без лишних переговоров. Содержит сюжет, минимум диалогов. Главная борьба – с графиком… максимальное выполнение графика ну и не отвлекаться от ведения поезда.
    Сценарий развлекательный (104Y2-ТБ) – продолжение первой части сценарияY1, много переговоров, юмора, нестандартных ситуаций. Далее стандартная поездка… но… будьте внимательны, не отвлекайтесь. Слушайте локомотивную бригаду, и радиостанцию. Заканчивается манёврами по Белореченской.
    Акцентирую внимание: Вся нужная информация передаётся в переговорах локомотивной бригады, ДСП и ДНЦ.
    Во всех сценариях – стоянку не сокращаем, отправляемся после минуты готовности или слов машиниста «отправляемся».
    Под красный сигнал пробу тормозов не производим. До пробы ЭПТ пользуемся пневматикой. Останавливаемся строго по маркеру. Под красный не летим. Если на однопутке встретились со встречкой – начните сначала.
    Следите за сигналами, временем, графиком.
    Время не перематываем, из сохранений не загружаемся. Кто это делает – делает на свой страх и риск, автор сценария не даёт гарантии на правильную работу сценария при таких действиях.

    Установка сценария: файл заархивирован программой 7-Zip
    В папках архива имеется файл редактора состава *con, который необходимо добавить в папку по пути: ZDSimulator/data/consist.
    – содержимое папки ч .1-Туапсе-Адлер помещаем в папку сценариев по пути …ZDSimulatorroutesТуапсе-Адлер_v.4.1scenaries
    – содержимое папки ч.2-Туапсе-Белореченская помещаем в папку сценариев по пути … ZDSimulatorroutesТуапсе-Белореченскаяscenaries

    Использование скрипта TWS: да.
    Рекомендую приглушить звуки и отключить фоновое сопровождение радиостанций ПРС (РЖД и УЗ)

    Автор выражают глубочайшую признательность «Братьям по разуму»:
    Брату Константину (ZLOY KHRUSH) , Брату Дмитрию ( DNEPR_UA ), Брату Андрею (andrei66) – любезно поделившимися своими знаниями и наработками, за терпение и участие в создании сценария!
    Особый респект разработчику этого прекрасного маршрута: Евгению Воронину ( Ржавый Гвоздь)
    Всем приятных поездок!

    Сообщение отредактировал zloy khrush: 01 Октябрь 2022 – 20:17

    Двухэтажный поезд РЖД: особенности выбора, плюсы и минусы, полное описание состава

    Можно ли назвать двухэтажные поезда чем-то новым? Мало кто помнит, что первый двухэтажный вагон появился еще в XX веке. Он выпускался для того, чтобы перевозить граждан на Дальний Восток. Однако, пассажирским был только 2-я ярус. На первом этаже перевозили крупный рогатый скот. После, о двухэтажных поездах забыли почти на 50 лет.

    Хрущев неоднократно пытался вернуть к жизни двухэтажные поезда, но удалось это только в 2013 году. Именно тогда, к Олимпиаде, был запущен первый двухэтажный состав по маршруту Москва-Адлер. Спустя три года, а именно в мае 2016, появился еще один состав Санкт-Петербург – Адлер.

    Читайте также:
    Как устроиться на работу домработницей или сиделкой в Польше

    Сейчас двухэтажные вагоны курсируют по многим российским направлениям. В данном обзоре вы сможете узнать основные преимущества и недостатки такого состава, узнать, как правильно выбирать места, а также познакомиться с двухэтажным составом с подробным описанием.

    Что такое двухэтажный поезд от РЖД

    Двухэтажный поезд – это пассажирский состав, который имеет два салона, находящиеся друг над другом. Такие поезда являются распространенным видом транспорта в Японии.

    Основное преимущество таких поездов – это скорость. Так же важно отметить, что двухэтажный поезд имеет только СВ и КУПЕ вагоны. Плацкарты в таком составе отсутствуют.

    • Двухэтажный купейный вагон вмещает в себя 64 места, против 36 стандартных;
    • СВ вмещает в себя 18 мест, вместо 30 стандартных;

    Все вагоны разделены на отделения, которые вмещают 2 или 4 человека. Так же в каждом купе есть:

    • Окно со стеклопакетом;
    • 2 розетки;
    • Личные полочки;
    • Зеркало;
    • Спальное место.

    Более подробный обзор двухэтажного поезда внутри будет в следующем разделе.

    Преимущества и недостатки первого этажа

    Так как поезд потерпел значительные изменения, нужно ознакомиться со всеми плюсами и минусами, которые могут ждать пассажиров двухэтажного состава.

    Преимущества:

    • Для каждого места есть розетка или USB порт для зарядки мобильного телефона;
    • Комфортные и чистые биотуалеты;
    • Есть специальное купе для инвалидов;
    • Есть вагоны купе с 2-мя местами;
    • В наличии отдельный санузел для инвалидов;
    • Так же есть бар и вендерные аппараты с газировкой и закусками.

    Недостатки:

    • Теперь нет верхних полок для багажа, что существенно заставляет задуматься о том, куда определить свои сумки;
    • Значительно было уменьшено расстояние между полом и нижней полкой;
    • Над верхней полкой очень низкий потолок;
    • Соседей еще больше, чем в одноэтажном составе;
    • Имеются проблемы с кондиционерами, что особенно неприятно в жаркую погоду;

    Нет однозначного мнения по поводу удобства на первом этаже. Пассажиры отмечают, что какие-то элементы стали намного приятнее для использования, но и имеются недостатки. Самый существенный – это пропавшее место для багажа.

    Преимущества и недостатки второго этажа

    Второй ярус так же имеет свои плюсы и минусы, которые бросаются как на первый взгляд, так и выявляются во время поездки.

    Преимущества:

    • Есть Wi-Fi. Причем, пассажиры поезда отметили, что работает он достойно;
    • Табло показывает температуру в туалете;
    • Выдается бесплатный «паек», в который входит: крекер, джем, булочка, мятная конфета, паштет и бутылка воды без газа.

    Недостатки:

    • Самый главный и очевидный минус – это лестница. Людям в возрасте и с больными ногами будет тяжело подниматься по ней. Да и чемоданы поднимать крайне неудобно.
    • Для того, чтобы посмотреть в окно нужно согнуться. Окна находятся крайне неудобно, поэтому наслаждаться видом не получится.
    • Размер вагонов. Второй ярус «тесноват» для тучных и крупных людей;
    • Туалет находится на первом этаже.

    Безусловно, вагоны потерпели изменения и двухэтажные составы – это удобно. Но есть и минусы, которые, возможно, в скором времени будут максимально устранены. Или хотя бы оптимизированы.

    По каким маршрутам можно встретить двухэтажный поезд РЖД

    С запуска первого двухэтажного поезда по маршруту прошло уже больше 6 лет и естественно, количество направлений значительно увеличилось. На сегодняшний день состав из двух этажей можно встретить по следующим маршрутам:

    • Ростов-на-Дону – Адлер;
    • Кисловодск – Москва (из Москвы в Кисловодск едет одноэтажный поезд);
    • Москва – Казань;
    • Москва – Санкт-Петербург;
    • Москва – Адлер;
    • Москва – Воронеж;
    • Москва – Самара;
    • Санкт-Петербург – Адлер;
    • Москва – Ижевск;

    Стоимость билетов на двухэтажный вагон можно узнать на сайте РЖД. Дело в том, что на сегодняшний день используется динамическая система ценообразования, а это значит, что в пятницу билеты будут дороже, чем, например, во вторник. Так же стоимость может увеличиваться если на конкретную дату будет высокий спрос.

    Однако, стоимость билетов на двухэтажный и одноэтажный составы отличается. Причем первый значительно выигрывает.

    Что входит в стоимость билета на двухэтажный поезд

    При покупке билета вы оплачиваете:

    • Спальное место;
    • Комплект постельного белья;
    • Питьевую воду;

    Если вы покупаете билет в купе, то будут застелены только верхние полки. В СВ проводники застилают все места.

    За дополнительную плату можно купить:

    • Чай;
    • Сувениры;
    • Кондитерские изделия;
    • Электронные сигареты;

    И прочие товары. Более подробно можно уточнить у проводников конкретного направления.

    Курить обычные сигареты в поездах строго запрещено! Однако данный запрет не распространяется на электронные устройства и IQUS. Их можно спокойно курить в общих коридорах.

    Двухэтажный состав: подробное описание первого и второго этажей

    Самое время перейти и более подробно изучить двухэтажный поезд от РЖД. В данном разделе предоставим фотографии состава, а также постараемся более подробно описать все новшества и нюансы такого поезда.

    В целом, поезда сделаны по прототипу состава, который пустили в эксплуатацию в 2013 году. Поэтому внешне и внутренне они одинаковые. Отличия могут быть лишь в оформлении и сухпайках, которые выдаются.

    Внешне поезд выделяется на фоне остальных составов. Двухэтажные вагоны видно сразу и издалека. Кстати, на некоторых поездах с двумя ярусами до сих пор осталась символика олимпиады. Это касается направлений, которые были запущены непосредственно к старту самой олимпиады в 2013 году.

    Первое, что попадается в глаза при входе в поезд – «коморка» проводников. Там можно взять кипяток и купить необходимые предметы. Кипяток находится только на первом этаже, поэтому можно не удивляться очередям, которые возникнут в особый часпик.

    Читайте также:
    Где находится Тисо-самшитовая роща. Местоположение Тисо-самшитовой рощи на карте Сочи и описание

    Слева находится лестница на второй этаж, а впереди коридор, с расположенными по правую сторону купе и СВ.

    Как уже было сказано, купейные вагоны имеют 64 спальных места, а СВ вагоны по 18. Коридоры такие же, как и в классическом, одноярусном поезде.

    Вагон купе: основные изменения

    Разница становится очевидной только после подробного изучения купе. С первого взгляда – это классический купе, к которому привыкли частые путешественники на ЖД-поездах.

    Место между потолком и верхней полкой было уменьшено. Это не ощущается во время сна, но довольно заметно если присмотреться. Добавилась удобная лестница-ступенька, которая выдвигается в случае необходимости и убирается. Так же есть ограничитель на краю кровати. Можно не переживать за безопасность.

    Теперь можно отключить радиоточку. Каждый пассажир отключает ее индивидуально для себя, что является преимуществом. Появились крючки, полочка для вещей, индивидуальный источник света и вешалка для одежды.

    Штабной вагон: РЖД не забыли и о сотрудниках

    При разработке двухэтажного поезда штабной вагон не обошли стороной. В данном вагоне находится:

    • Пульт управления климат контролем;
    • Пульт управления системой безопасности;
    • Купе начальника;
    • Купе для колясочников;
    • Диспетчерская;

    Площадь купе, которое рассчитано для инвалидов, намного больше стандартного. В таком купе есть:

    • Верхнее место для сопровождающего;
    • Нижнее место для инвалида, которое имеет регулируемую спинку;
    • Откидное сиденье;
    • Место для коляски;
    • Столик;
    • Кнопка для того, чтобы вызвать проводника

    В данный вагон установили подъемник для коляски, туалет для инвалидов, а все надписи имеют дубляж на шрифте Брайля.

    Вагон повышенного комфорта

    В двухэтажном поезде есть специальный СВ вагон, который еще называют вагоном повышенного комфорта.

    Кроме того, что такие купе имеют лишь 2 нижних места, для тех, кто едет в данном вагоне, помимо сухого пайка, выдают двухразовое питание.

    СВ вагоны почти не изменились. Добавились дополнительные USB-разъемы для зарядки телефонов, а также сделали более комфортным сами места.

    Прочие изменения

    Важно отметить, что между тамбурами теперь автоматические двери, а сам переход полностью герметичен. Тамбура для курения больше нет, пепельницы запаяны, а проводники регулярно следят за тем, чтобы данный запрет не нарушался.

    Каждый вагон теперь имеет три санузла. Напротив туалетов есть контейнеры, в которые можно складывать мусор. Отходы, кстати, классифицируются и складываются в разные контейнеры.

    Лестницы подсвечиваются, что удобно в ночное время. А все двери в купе открываются при помощи магнитной карты. В оправдание к лестницам можно сказать, что они широкие и с багажом на них можно без проблем вместиться.

    Что можно сказать о двухэтажном вагоне РЖД? Он безусловно намного удобнее и комфортнее, чем более старые поезда, к которым мы привыкли. Исправлены многие недочеты и добавлены функции, которые по душе придутся тем, кто путешествует и на короткие и на длинные расстояния.

    Если есть возможность съездить на таком составе, то обязательно попробуйте, как минимум для того, чтобы смело сказать, что у вас был такой опыт.

    Отличие от одноэтажного состава

    Подытоживая обзор двухэтажного вагона, самое время кратно назвать главные отличия «нового» и «старого» поколения поездов:

    • Доступ в купе строго по магнитной карте. Карта выдается каждому пассажиру индивидуально. Такой способ предотвращает кражу в случае, если нужно куда-то отойти. В чужой вагон по своей карточке попасть нельзя;
    • Каждое купе имеет две розетки. Больше никакой очереди, чтобы зарядить телефон;
    • Двери в вагон открываются с помощью специальной кнопки:
    • Во время следования можно воспользоваться одним из трех туалетов. В сан. помещении есть мыло, большое зеркало, накладка на унитаз, туалетная бумага и полотенце. Кстати, в туалете есть розетка. Поэтому в дороге можно побриться или высушить волосы;
    • Во всех вагонах есть кондиционер и система климат-контроля. Из-за чего окна в поездах больше нельзя открыть;
    • На второй этаж ведет широкая лестница с подсветкой. Так же есть обзорное стекло, которое позволяет увидеть тех, кто поднимается наверх;
    • Переходы между вагонами герметичные. Непогода, снег и дождь больше не страшны;
    • Есть отдельное купе для людей, которые имеют ограниченные физические возможности. Данное купе находится в штабном вагоне и оснащено специальным подъемником и туалетом;
    • Спутниковая система ГЛОНАСС обеспечивает пассажиров качественным и скоростным Wi-Fi;
    • Каждый вагон имеет табло, на котором написана информация о вагоне, а также температура на данный момент;
    • Есть подсобное помещение с куллером, кофемашиной и микроволновкой. В некоторых направлениях есть утюг и душ.

    Как видно, Тверской завод хорошо постарался и смог не только избавиться от недостатков прошлых моделей, но и добавить много достоинств.

    Как выбрать лучшее место в двухэтажном вагоне

    На что стоит обратить внимание при покупке билетов в двухэтажном составе, чтобы путешествие прошло максимально комфортно и принесло вам только удовольствие?

    • Помните о том, что на второй этаж ведет довольно высокая лестница, по которой придется нести свой багаж. Если вы обладатель большой сумки, то избегайте мест, которые начинаются с 81 и старше. Это места второго яруса.
    • Так как место для багажа урезано, то все четыре человека умещают свои сумки под нижние полки. Поэтому внимательно пересмотрите количество вещей, которое вы планируете с собой взять, чтобы не думать о том, куда уместиться. Кстати, двухэтажные вагоны имеют 2Т класс обслуживания. Это значит, что вам выдадут личное средство гигиены и санитарный паек.
    • Не забывайте о том, что высота верхних полок тоже уменьшена, а это значит, что сидеть на этих полках смогут только маленькие дети. А на втором этаже к уменьшенной высоте добавился еще и скос потолка. Все «неудобные» места имеют четную нумерацию.
    Читайте также:
    Погода в Тунисе в феврале 2022 температура воды и воздуха. Отдых в Тунисе зимой

    А ниже, для вашего удобства, представлены схемы обоих этажей вагонов-купе, чтобы вы смогли сориентироваться до покупки билета.

    Вагон-купе 1 этаж

    Вагон-купе 2 этаж

    СВ-вагон 1 этаж

    СВ-вагон 2 этаж

    Фирменный поезд №104 Адлер – Москва

    Настала пора покидать Адлер и возвращаться обратно домой.
    Решил ехать поездом до Москвы, а оттуда уже самолётом в Омск.
    Выбор пал на двухэтажный состав.
    Такие вагоны эксплуатируются уже давненько, но я ехал в нём впервые.
    Отправление со станции Адлер в 18:37.
    При покупке на сайте РЖД выбрал себе купе на втором этаже.
    Попадаем туда по лестнице.
    Сначала на какой то полуэтаж где находятся три биотуалета.

    Затем по винтовой идёт на второй этаж.

    В углу висит зеркало, что бы можно было видеть есть кто нибудь на лестнице или нет.

    На втором этаже потолки скошены и окна находятся в районе живота.

    В своём купе я оказался один.
    Правда продлилось это счастье только до Туапсе, где ко мне в соседи заселилась семья.
    На столе сразу лежали четыре “рациона питания” и столько же булочек.
    Два набора с газетами.

    Как обычно на начальных станциях верхние полки были застеляны, нижние нет.

    Если бы не скошенный потолок и вид из окна выше обычного, никаких отличий от стандарного купе нет.
    Только для верхних полок появились лампы индидуального освещения и со стороны входа.

    Появились так же индивидуальные розетки для подзарядки, правда они не работали.
    Так же не работал и заявленный WI-FI.

    В картонных каробках каждому пассажиру был предоставлен такой набор

    Для удобства поездки, подкинули каждому тапочки, влажную салфетку и “зубной набор”)).

    В пути поезд находится чуть менее суток.
    Другие же поезда катятся от 34 до 42 часов.
    После отправления из Туапсе лёг спать. За окном тмно и много в окно не увидишь.
    Сделал на следующий день несколько фото из окна поезда.

    Вечером прибыли в Москву на Казанский вокзал.
    После чего отправился в Домодедово оттуда на следующее утро у меня был рейс в Омск.

    Что можно сказать о поездке.
    Ничего особого, честно говоря я не заметил.
    Если на втором этаже ещё видны какие то различия со стандартным вагоном.
    То на первом думаю никто и не заметил что ехал в двухэтажке.
    Поездка с двумя рационами питания вышла почти 4400.
    О питании в этом позде напишу завтра отдельно.
    Всем спасибо за внимание, до новых встреч!

    Сборщик мандаринов в Абхазии: «Пять ящиков мандаринов в день собрал – оплатил ночлег и бутылку пива»

    4 декабря 2018 1:00

    ЛЕТО ПРОШЛО – МЕСТ НЕТ

    Забил в поисковик «сбор мандаринов, работа, Абхазия», и сразу же выскочила тематическая страничка популярной соцсети. «Жилье за 200 руб. в день, доставка утром до плантаций» – указанные условия мне подошли.

    Дозвониться до администратора группы Натальи из Москвы не удалось —полетел наугад. Уже вечером, в Сухум, Наталья наконец взяла трубку. Оказалось, что работники на сезон уже набраны, и мест у нее в гостевом доме больше нет.

    – Если тебе очень нужны деньги, приходи без пятнадцати семь на улицу Чанба, мы как раз выезжаем на сбор. Что-нибудь придумаем.

    Найти поздно вечером в Сухуми жилье не удалось: никто из частников, у кого висели табличке на воротах о сдаче комнат, на одну ночь даже за 500 рублей не пускал (кстати, вполне нормальные по местным меркам и не в сезон деньги).

    Может еще не отошли от прибыльного летнего курортного сезона, и деньги не кончились? Всю ночь я прослонялся по темному Сухуму, а ровно в половину седьмого подошел к гостевому домику. У ворот встретил парня и двух девушек, по виду — студенты. Оказалось — из Кирова, так же не прочь подзаработать и пожить в тепле, пока в России зима.

    Наконец появилась хозяйка Наталья, она же и предводитель сборщиков: активная женщина лет сорока. Ровно в 6:40 открыла ворота, скептически смерила нас взглядом:

    – Там работать надо, пахать! Уверены в себе, своих силах?

    – Если б не были уверены, не пришли бы, – за всех ответил я.

    – Энтузиазм и комсомольский задор — это хорошо! Особенно на нашей абхазской целине. А сменная одежка у вас хоть имеется? И сапоги? А то были пять дней дожди, склоны развезло.

    Подъехал уже забитый другими сборщиками автобус. Что интересно — все русские. Если в Москве черной работой обычно занимаются южане, то в Абхазии все наоборот: я за все время не видел ни одного абхаза, собирающего мандарины. «А зачем мне это и за такие деньги? Я еще работу получше найду, не понравится — уйду, и сразу еще найду. Хотя, могу и не работать — за курортный сезон денег можно поднакопить, и до следующего дотянуть», – объяснили мне потом местные.

    К тому же у многие, если не большинство постоянно живущих в Абхазии, – пенсионеры с российским гражданством. Как мне потом признается арендатор совхозных полей Вячеслав Анкваб, к доходам от мандарин у него еще 12,5 тыс. руб. российской пенсии, плюс 7,5 тыс. руб. — от местных властей, за ранение и военные заслуги в грузинской компании, «так что на эти деньги вполне можно жить, ну и еще немного другие дела приносят».

    Читайте также:
    Визовый центр Испании в Краснодаре - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

    ГАСТАРБАЙТЕРЫ РУССКОГО МИРА

    – Ведер на всех может не хватить – как приедем, сразу бери себе ведро, – учила меня соседка по автобусу, восемнадцатилетняя Света, – с ящиком по склону ходить тяжело.

    Света из Луганска, как и ее младшая сестра, как и ее мама, сидевшие рядом. Да и, практически, все остальные сборщики – из ДНР и ЛНР.

    – У нас там знаешь, какая зарплата? Пять тысяч рублей в месяц, – это еще хорошо, если столько, а цены — как у вас. Как жить? – продолжила Светина мама, – а тут можно заработать, если не лениться. Ну и если погода позволяет. Сегодня, считай, тебе повезло, дождь закончился. А пока шел сбора не было.

    – Но сезон мандаринов короткий, пара месяцев, и все, – спрашиваю, – домой уезжаете?

    – Да что там делать, дома. Летом мы тут в отеле работаем, или официантками. Все же не пять тысяч в месяц, как у нас в Луганке предлагают, а примерно тысяча в день, да и море, тепло, не стреляют.

    Автобус выгрузил нас посреди совхозного поселка. Но прежде чем собирать мандарины, с нами нужно решить вопрос жилья. И пока все пошли в гору, на плантацию, Наталья повела нас в поселок, в квартиру.

    – Система у нас простая: есть в этот день сбор мандаринов — платите за комнату 200 руб. в сутки, нет сбора — 100, – Наталья водила нас по трехкомнатной квартире, в которой явно давно не жили.

    – Хотите — сегодня можете отдохнуть, но можно и на плантацию, посмотрите хоть, что это такое, может, и не рождены вы мандаринщиками, – предложила Наталья, когда мы распределили комнаты.

    КАК ИЗ 30 РУБ ЗА КИЛО ПОЛУЧАЕТСЯ 150

    Мы хотели работать. Вообще, жить вблизи работы — это не по московским пробкам утром. От совхозного поселка пятнадцать минут по асфальту и тропинке, перелезть через забор, и сразу начинаются поля хозяйства «София», в прошлом успешного совхоза имени В.И. Ленина. Сейчас поля сдаются государством в аренду частникам. «София» – одно из крупнейших мандариновых хозяйств Абхазии, 200 га, более 50 тыс. мандариновых деревьев

    С одного дерева в урожайный год можно собрать до десяти ящиков, каждый по 15 кг! Этот год урожайный – за желтым цветом плодов не видно даже зеленых листьев. А вот в прошлом году мандаринов в Абхазии почти не было.

    Как уверяет меня Вячеслав Анкваб, 80 — 100 тысяч тонн мандарин соберут в этом году во всей Абхазии.

    – В прошлом году после дождей как морозы ударили, минус 4 было, и все, мандарин сразу как каменный стал, считай, пропал, 350 тонн всего собрали, раз в пять меньше, чем обычно, – Вячеслав пытается перекричать гул сортировочного цеха, куда свозят мандарины со всех совхозных полей. – Но в этом с урожаем очень хорошо! Только все равно от погоды зависим, дожди вон как зарядили, пять дней сбора не было, мандарин мокрый, но зато тепло. Все равно надо спешить.

    В большом ангаре воздух буквально пропитан кисло-сладким ароматом. Тут работают исключительно женщины. Мандарин едет по конвейеру, и надо успеть убрать бракованный, который без плодоножки или травмированный. На профессиональном сленге его называют «инесс» – в продажу не поступает, идет на соки или в Сухумский обезьянник — зимой у обезьян такая мандариновая диета. Дальше сортировка: крупный мандарин диаметром от 8 см стоит, понятно, дороже, чем мелкий в 5 см. Сейчас за рабочий день на полях Анкваба собирают 60 -70 тонн мандаринов, так что склад сортировки работает до полуночи.

    – Вот сколько мандарин у тебя в Москве стоит? – спрашивает Вячеслав

    – Рублей 150 за кило.

    – Дорого, конечно. Если хочешь поесть от души, не думая о деньгах — надо в Абхазию ехать!

    На рынке в Сухуми мандарины стоят 30-50 руб.

    – Экономика мандарина такова, – делится Вячеслав Анкваб, – себестоимость килограмма у нас в хозяйстве примерно 22 рубля, отпускная — 35 рублей, это вместе с ящиком. Плюс еще таможня, что бы ввести мандарины в Россию, это 6 — 7 рублей за кило, и доставка, итого — в Москве наш килограмм стоит чуть дороже 58 рублей. 20-тонная фура — около 130 тыс. Но вот основную прибыль забирает розница, если, говоришь, у вас кило по 150 рублей. Так еще турецкие и китайские выдают за абхазские. Но запомни — в наших никогда косточек не бывает, и на вкус они какие. Ешь сколько хочешь, прям подходи к ящику, и ешь.

    Воспользоваться его советом мне удастся сразу – за день сбора я наемся мандаринов на неделю вперед.

    НА ДЕРЕВЕ – БЕЗ ПОЛИТИКИ

    Наконец, вслед за Натальей мы поднялись на самую вершину мандаринового склона. Таскать ведра по скользкой земле непросто. Да и выделенный нам участок явно уже кто-то обобрал, фрукты остались лишь в кронах деревьев, без лазанья по веткам или лестницам не дотянешься. Но лестниц и ведер нам, опоздавшим, не досталось.

    Читайте также:
    Отказ в РВП в России: причины, основания и обжалование

    – Уж извините, сегодня я вас на самый трудный участок поставлю, да и пока научитесь. Тут у меня уже работает бригада в четырнадцать человек — просто берете, и помогаете им зачищать деревья. Чем быстрее соберем, тем быстрее пойдем на лучший сад.

    Наталья выдала нам секаторы.

    – Главное — не оставляйте никакого хвостика, если оставили много — дорезайте, иначе плодоножка травмирует соседние плоды, – учит Наталья, – но и отрывать мандарин руками нельзя, да и не оторвете его — это вам не яблоко. И не бросайте сверху мандарин в ящик. Лучше захватывайте одной рукой сразу три плода, вот так держите, и другой срезаете. Наполняете ящик, и несете к дороге, ставите на обочину. Вечером приезжает машина, забирает, а я записываю количество ящиков на фамилию. Зарплата раз в десять дней, по 50 рублей за ящик. У меня все четко, путаницы нет. Вы как, бригадой хотите работать? Или поодиночке?

    Мы выбрали поодиночке – никто не был уверен в навыках партнеров. Компашка из Кирова, понятно, образовала бригаду.

    – Вообще, бригадой намного удобнее, уж поверьте. Особенно, где мандарины остались в кронах вверху, и по деревьям лазить надо, лестницу держать, ведро снимать. Зато как доберете этот склон, пойдем на другой, не обобранный, где мандарин еще много, и склон не такой крутой.

    Соседний склон, через дорогу, действительно был увешан плодами сверху донизу, но сегодня он достался не нам.

    – Не тот сад, но добрать-то надо. Вчера за день всего пять ящиков собрала, – жалуется мне соседка по дереву, которую я не вижу, а говорю вверх, куда-то в шевелящуюся листву.

    – А с другой стороны у вас тут работают, с украинской, как, без политики среди мандарин обходитесь?

    – Да какая политика, тут все равны. Правда, был недавно один, из Киева, что-то начал высказывать, но у нас луганские мужики крепкие, предупредили, что б поосторожней, а то горы тут такие — и не найдут. Вроде шутка, но он понял, уехал в другой совхоз.

    «Пять ящиков — это 250 рублей, минус 200 за жилье, в остатке — 50 руб., хватит лишь на бутылку сухумского пива», – я подчитываю в уме свой потенциальный доход. А глядя на доставшийся сад, сомневаюсь и в этом.

    Под конец дня, мне, действительно, удалось собрать лишь четыре ящика – окупил лишь комнату за 200 рублей.

    В артели Натальи, которая сама приехала в Абхазию из Сибири четыре года назад, работает семьдесят сборщиков. Во всем совхозе — порядка двухсот. Летом в ее гостевом домике живут отдыхающие, платят, конечно, больше, порядка 500 рублей в сутки, а зимой — сборщики мандаринов. Так что, в отличие от большинства местных, особо не желающих работать, у Натальи дела идут неплохо, даже в межсезонье.

    ТАЧКОВАЯ АРМАДА

    На следующий день опять зарядил дождь, и сбор отменили. Солнечной погоды я ждать не стал — купил билет на автобус до границы, это 200 рублей — четыре ящика. Поймал себя на мысли, что стал деньги переводить в ящики.

    На границе традиционное столпотворение мандариновщиков. Килограмм мандарин, купленный в Абхазии по 30 рублей, плюс 10 рублей таможне, плюс 3 рубля за услуги «тачкиста», сбытый в России прямо сразу после таможни, приносит местным 5 — 10 руб. Перетащил 20 ящиков – уже заработал 1,5-3 тысячи. Дальше от границы отвезешь— еще дороже продашь.

    – Ты телефон мой запиши, вдруг понадобится перевезти мандарины, у меня русская симка. Хоть и живу в Абхазии, но недалеко, вон там, за заправкой, – Юрий, типичный «тачкист», сидит на своей сваренной из металлических уголков тачке в ожидании клиента, на окраине приграничного рынка, – не всегда ловит, но обычно нормально. И лучше приходи во второй половине дня. Утром все мы, тачкисты, работаем. Один рейс в Россию — 700 рублей. А сейчас уже два часа, чаек попиваю. Две ходки в Россию успел сделать.

    – Тачкист — почти как танкист, – смеюсь названию профессии.

    – Ну а кто мы еще, мы же тачками управляем, а это дело непростое, вон какое движение, а еще в очереди стоять, и на тачке 250 килограмм лежит, у меня тачка длинная.

    Но я на самолет в Москву — на билет надо насобирать 65 ящиков.

    НА ЗАМЕТКУ

    Как отличить абхазские мандарины от прочих

    На вкус кисло-сладкие, чем спелее, тем слаще. В отличие от китайских, и даже соседних грузинских, никогда не бывают с косточками. Плоды не идеально-круглые, а как бы слегка приплюснутые, с тонкой, легко отделяющейся у спелых, кожурой, с отчетливой текстурой. Достаточно крупные (в диаметре 50-80 мм), никогда не бывают с листиками, веточками, и даже минимальными остатками плодоножки. Обычно в одном ящике не откалиброваны, в отличие от идеально подобранных китайских и турецких. Маркируются исключительно на русском языке (никаких иероглифов и английского).

    Абхазия – сбор мандаринов, Сухуми, 2018

    Читайте также

    Возрастная категория сайта 18 +

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    Читайте также:
    Фотографии Бани-Луки

    АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

    «Как я собирал мандарины в Абхазии» Как съедать по три килограмма мандаринов за день и зарабатывать на этом

    Середина декабря традиционно считается пиком «мандаринового сезона». За сутки через российско-абхазскую границу проходит около 200 тонн мандаринов, за месяц в страну завезли 6,5 тысяч тонн цитрусовых. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, показатели сократились почти вполовину: тогда за аналогичный период через таможню оформили более 12 тысяч тонн оранжевых фруктов. Сокращение поставок связано с неурожаем — 80% плодов либо слишком мелкие, либо имеют повреждения. После сбора мандарины отправляются на сортировку, и к покупателям приезжают уже отборные и сочные фрукты. Редакция The Village «Черное море» встретилась с Михаилом Порядиным, который трудился на сборе мандаринов в прошлом году, и попросила рассказать о своем опыте работы фрутобайтером.

    В 2016 году я решил резко изменить свою жизнь, для меня это был такой своеобразный дауншифтинг. Я оставил должность директора по развитию в липецкой компании, которая занимается производством гибкой упаковки, и поехал по стране, чтобы посмотреть, как живут люди. Однажды я узнал, что поздней осенью в Абхазии начинается сбор мандаринов, и решил отправиться туда, но не с целью заработать, а просто из любопытства. Ну и еще мне хотелось провести зиму в более-менее теплых условиях.

    Подробнее интересоваться темой я начал в августе 2018 года. Сначала нашел в соцсетях группу фрутобайтеров — ребят, которые занимаются сбором фруктов и стараются совмещать это с путешествиями. Там был большой отзыв одной девушки о работе в совхозе «София» в 10 км от Сухума. Я решил самостоятельно найти контакты этого совхоза, что оказалось довольно затруднительно, ведь в интернете информации о нем практически нет. В итоге мне удалось найти номер управляющего, я позвонил ему, и мы заранее обговорили условия работы. Хотя многие приезжают прямо в совхоз и договариваются уже на месте.

    Как устроен сбор

    На мандариновых плантациях работают люди разных возрастов, в моем «потоке» были сборщики от 20 до 75 лет. Контингент очень разнообразный: есть и студенты, и путешественники, и люди, приехавшие с востока Украины на заработки. В 2018 году сбор начался 10 ноября и завершился 10 января. Обычно стараются собрать все до новогодних праздников. Совхоз «София» — самый большой мандариновый питомник в стране, на площади в 90 гектаров растут 42 тысячи деревьев, за два месяца работы мы постоянно приезжали на новое место. Всего в нашем совхозе на сборе работали около 300 человек, в моей группе было 40.

    В общих чертах, работа выглядит так: на плантацию приезжает машина с пустыми деревянными ящиками. Каждый работник берет несколько себе. Во время работы эта же машина собирает уже заполненные ящики, которые везут на сортировочный пункт. Там содержимое ящиков вываливается на сортировочную ленту, а потом отсортированные мандарины снова загружаются в ящики и отправляются покупателю.

    Со временем приобретается сноровка, и в одну руку может помещаться до пяти мандаринов

    Для сбора нам выделяли определенные участки, на которых работали бригады по два-три человека. По бригадам мы группировались сами, кто с кем договорится. Обычно распределяли обязанности так: кто-то лезет на дерево, кто-то срезает мандарины, стоя на лестнице, а кто-то собирает с земли. Как правило, старались собрать все с одного дерева, а затем переходили на другое. С одного дерева, в среднем, можно собрать пять ящиков. Бывало, с особо плодовитых деревьев собирали и 10 ящиков, но такие встречаются редко.

    Физически это тяжелая работа. Не из-за того, что нужно лазить по деревьям, а потому, что приходится таскать эти ящики. Мужчины носили по ящику, поэтому дело двигалось быстрее. Женщинам же приходилось сложнее – некоторые несли один ящик вдвоем. Еще нужно лазить по лестницам. После дождей почва становится очень скользкой, из-за чего, бывало, люди падали и рассыпали мандарины.

    Ты сидишь, собираешь мандарины на фоне пейзажа гор и моря и каждый вечер наблюдаешь красивый закат. При этом тепло, и тебя никто не торопит

    Когда идет сбор, собирают все подряд: как зрелые, так и незрелые. Бригадиры очень строго следят за тем, чтобы на дереве не осталось ни одного мандарина, неважно гнилой он или маленький. Поэтому иногда приходилось лезть на приличную высоту, чтобы сорвать высокорастущие мандаринки. На сортировке вся масса мандаринов отбирается по размерам и степени зрелости. Конечно, остаются и зеленые мандарины, которые позже дозревают, но в этом нет ничего плохого, они будут такими же вкусными, как и остальные.

    Сбор мандаринов — это монотонная работа, даже, в своем роде, медитативная. Ты сидишь, собираешь мандарины на фоне пейзажа гор и моря и каждый вечер наблюдаешь красивый закат. При этом тепло, и тебя никто не торопит. Кто-то собирал пять ящиков за день и сидел отдыхал, а кто-то работал по полной программе, устраивая соревнования.

    Как правильно срезать мандарины

    Срезаются мандарины довольно просто. Нам выдавали ведра с крюками, которые можно повесить на ветку, и секаторы. Секатором мандарины срезаются под самый корешок. Если оставить веточки, то они будут протыкать кожуру при транспортировке, и мандарины начнут гнить. При этом нужно оставить маленькую «пимпочку», ведь без нее плод тоже начнет портиться. В магазинах иногда можно увидеть мандарины с листочками. Это не абхазские, а, как правило, китайские мандарины.

    Читайте также:
    Признаны ли в России водительские удостоверения ДНР/ЛНР и прочих непризнанных стран?

    Мандарины не собираются во время дождя и некоторое время после, потому что мокрые мандарины долго не хранятся. Вообще, абхазские мандарины довольно быстро портятся, потому что они натуральные и не напичканы химией. Без холодильника через три-четыре дня они начинают чахнуть. Их, конечно, обрабатывают от вредителей, но, вроде как, эта «обработка» не попадает под кожуру. Самый опасный из вредителей — мраморный клоп. Местные говорят, что его специально завезли грузины.

    Условия работы

    Мы работали с 8:00 до 16:30 — стандартный рабочий день, при этом нас никто не торопил и не ставил строгих KPI. За ящик собранных мандаринов платили 50 рублей. В одном ящике помещаются два ведра — это примерно 15 килограммов. В день, работая бригадой из трех человек, мы собирали не более 22 ящиков на человека — больше не получалось. Грубо говоря, каждый зарабатывал около 1000 рублей. Есть плантации, где люди собирают и по 40 ящиков на человека. Все зависит от местности. Если поле ровное, и стоят маленькие деревья, которые усыпаны мандаринами, все собирается намного быстрее. Наша плантация была холмистой, а деревья росли на террасах, по которым было довольно тяжело лазить, несмотря на то, что у нас был весь необходимый инвентарь.

    Чтобы вывести новый сорт мандаринов нужно 25 лет

    В дождливые дни мандарины собирать нельзя, работы нет, поэтому такие дни не оплачивались, а зимой дожди идут часто. Из 30 дней мы работали где-то половину. Для людей, которые приезжают на заработки, этих денег, конечно же, мало. Из нашей группы в 40 человек к январю осталось всего шестеро. Чаще всего уезжают те, кто приехал заработать. Их не устраивает маленькая зарплата, и, отработав месяц, они возвращаются домой. Лично для меня деньги не были мотивацией к работе, мне было интересно посмотреть, как все устроено, и еще просто хотелось поесть мандаринов с дерева, а ели мы их сколько влезет — этого никто не запрещал, хотя выносить было нельзя. Но нам удавалось договориться с бригадирами, и мы брали с собой по паре килограммов.

    Быт и досуг

    Проживание нам оплачивали, а вот питались мы за свой счет. Жили в хорошем гостевом доме в Сухуме, откуда каждое утро на автобусе нас доставляли на плантацию. Нас расселили по три человека в обычном туристическом номере со всеми удобствами. На первом этаже была столовая, и нашей группой мы часто готовили и ели вместе. В общем, была своя маленькая жизнь в небольшой коммуне. На обед брали еду с собой, но некоторые питались только мандаринами.

    В среднем, за день я съедал по три килограмма мандаринов, если не больше. Самые вкусные —средние, с мягкой кожурой, которая легко очищается. Что-то съедалось во время сбора, прямо на дереве, пару килограммов мы всегда уносили с собой. Делали мандариновый фреш с помощью соковыжималки, готовили мандариновое варенье и украшали мандаринами торты, которые пекла одна из девушек. Мы думали, что мандарины нам очень быстро надоедят, и мы их больше видеть не сможем, но ничего такого не произошло. Не было ни аллергии, ни пресыщения.

    В среднем, за день я съедал по три килограмма мандаринов, если не больше

    В нашей группе было много молодежи — половина ребят до 30 лет. Были ребята из Украины, Перми, Екатеринбурга, Москвы, Крыма. Была женщина из Уфы около 70-75 лет, которая активно путешествует. В общем, публика очень разная. Люди разных вероисповеданий, разных убеждений. Несмотря на это, мы находили общий язык, чувствовали себя частью одной большой семьи, каждый мог чем-то поделиться, мы обсуждали какие-то жизненные моменты, религиозные темы, праздновали дни рождения. В свободное время ходили на разные выставки, вечеринки, купались, занимались йогой, гуляли.

    У нас в команде был парень-протестант, который каждое утро достаточно громко пел свои молитвы. Мы жили на третьем этаже, а он уходил на первый этаж, закрывался в каморку и вроде как никому не мешал, но, тем не менее, все было прекрасно слышно. Поначалу мы не могли понять, кто и где поет каждое утро. Я сначала вообще думал, что это какие-то пьяные ребята поют под гитару во дворе. В конечном итоге мы его обнаружили, посмеялись и смирились. А так, по мере работы на плантации, возникали какие-то локальные шутки и прибаутки. Мы все вместе часто пели во время работы, чтобы не было скучно.

    Бизнес по-абхазски

    Работа по сбору мандаринов сложная и стоит точно намного больше, чем 50 рублей за ящик. Но, увы, абхазы пока не могут себе позволить платить больше, ведь сами плантации тоже не много зарабатывают, потому что продают мандарины оптом. С сетевыми магазинами плантации не работают, заказы поступают только от овощных баз, потому что у сетей достаточно жесткие системы сертификации и контроля. В силу своей неорганизованности абхазы не могут соблюдать правила сетевых магазинов и вынуждены работать с частниками. Поэтому в условной «Пятерочке» вы вряд ли увидите абхазские мандарины, там продаются только марокканские или турецкие.

    Читайте также:
    Что посмотреть в Хуа Хине. Достопримечательности в городе и рядом

    Еще одна причина малой оплаты труда — запущенность мандариновых плантаций в Абхазии. Все заработанные деньги на предприятии изымаются из оборота, не давая ему развиваться. Все еле-еле дышит. За годы с момента распада СССР и после войны с Грузией новых плантаций там не появилось, поэтому непонятно на сколько хватит существующих деревьев, которые высадили еще в советское время. Местный агроном рассказывал: чтобы вывести новый сорт мандаринов нужно 25 лет – от начала разработок до первого урожая.

    До конечного потребителя доезжает 20% из того, что там растет

    До конечного потребителя доезжает процентов 20 из того, что там растет. Очень много мандаринов пропадает при сборе, сортировке, транспортировке. В советское время из «бракованных», но не испорченных мандаринов делали соки и даже косметическую продукцию, например, масло. Сейчас ничего такого не делается, а отбракованные мандарины сваливаются в одну большую кучу на сортировке и гниют, а затем выбрасываются. Жалко. Перезрелые мандарины сами падают с деревьев, и иногда ты просто давишь их ногами, когда ходишь по плантации.

    О фрутобайтерах

    Тема фрутобайтеров полезна для обеих сторон. Сборщики фруктов могут приехать, напитаться витаминами, да еще и денег заработать. И для принимающей стороны это тоже выгодно, потому что всех этих ребят они знают, знают, что они хорошо работают и за ними не нужен особый контроль. Хотелось бы, конечно, чтобы условия были получше. Но это только в Абхазии такая неорганизованность, в Турции или Испании, например, все с этим очень хорошо. Я думаю, что тема фрутобайтеров очень хороша для путешественников и для тех, кому нужно перезимовать в тепле и не потратить много денег, а даже заработать. Второй раз, зная, что происходит в Абхазии, я бы не поехал, скорее, обратил бы внимание на другие места.

    Фотографии из личного архива Михаила Порядина

    Читайте также:

    Как выбрать качественные мандарины

    В Роскачестве рассказали, как определить самые сладкие фрукты

    Как выбрать качественные мандарины

    В Роскачестве рассказали, как определить самые сладкие фрукты

    Оранжевый сезон

    Совхоз “София” находится в Гулрыпшском районе, который здесь называют “Рублевкой” – из-за относительно богатых домов и близости к морю с песчаным пляжем. Недалеко от плантаций, занимающих 92 гектара, находится павильон, где сортируют мандарины. Плоды проходят тщательный отбор – отбраковку и калибровку.

    – В день мы сортируем по десять тонн мандаринов. Если в прошлом году здесь трудились 50-60 человек, то сейчас – не больше двадцати: неурожайный год выдался, – рассказывает бригадир Татьяна Ищенко, которая уже 26 лет подряд приезжает сюда из Луганска.

    До плантации на обычной машине не проехать. Ухабистую дорогу покоряет только бесстрашный уазик. Бесконечные сады с зелеными деревьями залиты оранжевым солнцем. Сборщиков порой даже не видно за пышными кронами.

    – Наш рабочий день длится примерно с семи утра до четырех дня, – улыбается Тенгиз Пулицкий. – Сегодня собрал 26 килограммов – дело это довольное трудоемкое.нами

    Как рассказали корреспонденту “РГ” в абхазском минсельхозе, в этом году в республике уже получено 7,9 тысячи тонн мандаринов. Кстати, в 2018-м эта цифра была в четыре с лишним раза больше – примерно 37 тысяч тонн цитрусовых.

    Как объяснил начальник агрономического отдела Государственного комитета Республики Абхазия по сельскому хозяйству Эдуард Барганджия, это легко объяснимо: земля так “отдыхает”, чтобы в следующий сезон деревья опять начали дружно плодоносить.

    – Если в прошлом году с одного собирали по 100-300 килограммов за сезон, то в нынешнем – 20-30, – добавляет Эдуард.

    По его словам, мандариновые сады в республике морально устарели – эти плантации закладывали еще в 60-е годы прошлого века. Их надо омолаживать, но денег пока нет.

    Частично на неурожай повлияла и засуха (долгое время не было дождя, поэтому мандарины осыпались), а также мраморный клоп.

    – Кроме обработки химическим препаратом, который нам доставляют в качестве гуманитарной помощи из России, мы собираем вредителей механическим способом, – поясняет Барганджия. – Это очень важно, ведь каждая особь откладывает 250-350 яиц. Кстати, за килограмм вредного насекомого – а это тысяча штук – жители получают тысячу рублей от государства.

    Практически все собранные мандарины экспортируются в Россию. Причем 30 процентов урожая не проходят выбраковку. Сейчас в Абхазии нет ни одного государственного производства переработки цитрусовых – раньше из плодов, не прошедших калибровку, изготавливали соки и варенья. После войны в Абхазии (1992-1993 годы) все предприятия закрылись.

    – Представляете, если в прошлом году мы поставили в Россию примерно 37 тысяч мандаринов, то сколько плодов нам пришлось уничтожить?! – с нескрываемым сожалением произносит абхазский чиновник. – А ведь наши мандарины единственные, которые не обрабатываются парафином (из-за него плод внутри начинает гнить). С дерева мы снимаем их зрелыми.

    Между тем

    В Абхазии выращиванием мандаринов занимаются 12 общественных хозяйств. Общая площадь мандариновых плантаций сегодня составляет 2,3 тысячи гектаров.

    На сочинских прилавках оранжевые плоды стали появляться уже с конца сентября. Цена за килограмм мандаринов сейчас в Сочи составляет 60-90 рублей, а в Абхазии – в два-три раза дешевле.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: