Смоленский собор Белгорода в Белгороде — подробная информация с фото

Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)

Мiръ Россия Белгородская область Белгород Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)

Собо́р Ико́ны Бо́жией Ма́тери Смоле́нская (Смоле́нский собор) — православный собор в Белгороде. Храм построен в честь происшедшего в 1703 году знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм построен в честь происшедшего в 1703 году знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы.

По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел, как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от которого зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а в 1727 году заложен каменный собор. Первый этаж собора был освящён в 1747 году, второй — в 1763 году.

В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артиллерийского огня. После войны, в 1958 и 1974 годах, предпринимались попытки взорвать собор. В 1980-х годах здание реставрировалось под органный зал. В 1991 году храм вернули верующим.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Храм имеет массивный, вертикально вытянутый двухэтажный основной объём, имеющий удлиненную форму с юга на север, к которому примыкает одночастная овальная двухэтажная апсида. С запада находятся небольшая двухэтажная трапезная и четырёхъярусная колокольня. Такая объемная композиция характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины и порубежной с ней зоны России конца XVII века, хотя здесь имеются конкретные оригинальные черты.

Деятельность прихода [ править ]

При соборе действуют:

  • Воскресная школа
  • Библиотека

Святыни [ править ]

  • Смоленская икона Божией Матери
  • Частицы мощей свт. Тихона, патриарха Московского, Кипрских мучеников, прп. исповедника Ираклия Иссыккульского

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 308600, г. Белгород, Гражданский проспект, 50

Паломнику [ править ]

Храм открыт для прихожан:

с 6:00 до 19:00 в Воскресные дни и дни двунадесятых праздников

Богослужения совершаются ежедневно:

Утреннее богослужение с 8:00 часов

Вечернее богослужение с 17:00 часов

Божественные литургии совершаются в дни двунадесятых праздников и в воскресные дни:

Ранняя литургия (в нижнем Храме) с 7:00 часов

Поздняя литургия(в верхнем Храме) с 9:30 часов

Исповедь совершается: ежедневно c 8:00 часов; в двунадесятые праздники и в воскресные дни с 7:00 часов с 9:30 часов.

За молебном совершается чтение акафистов:

  • по средам Божией Матери перед Ее иконами «Державная» и «Неупиваемая чаша» попеременно
  • по четвергам Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  • по пятницам Честному Животворящему Кресту и Святым царственным мученикам попеременно

Смоленский собор Белгорода в Белгороде — подробная информация с фото

30.09.2021 . Опубликовано в Новости

В МДЦ «Артек» состоялся долгожданный финал Фестиваля школьных хоров «Поют дети России».

Предлагаем ознакомиться с записями финальных выступлений.

Награждение дипломом окружного этапа фестиваля «Поют дети России»

29.09.2021 . Опубликовано в Новости

Во время финальных выступлений Фестиваля школьных хоров «Поют дети России» музыкальному руководителю детского коллектива «Хористы» Клименко Светлане Борисовне был вручен диплом окружного этапа фестиваля, благодаря которому коллектив попал в «Артек» и участвует в финале. Еще раз поздравляем Светлану Борисовну и её учеников! Желаем новых побед и достижений!

Проповедь отца Павла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 27.09.2021

27.09.2021 . Опубликовано в Новости

Публикуется проповедь отца Павла, настоятеля Смоленского собора, с которой он обратился к прихожанам по окончании Божественной литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

26.09.2021 . Опубликовано в Новости

ДАТЫ

27 сентября; 1 день предпразднства (с 26 сент.) и 7 дней попразднства (по 4 окт.)

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий. Оба со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли.

Творческий видеоролик воспитанников Воскресной школы в МДЦ «Артек»

23.09.2021 . Опубликовано в Новости

Воспитанники Воскресной школы в течение первой недели пребывания в Артеке готовились к съемкам видеоролика на музыкальную тему – о нотках, роли которых дети и исполнили. Результат – поучительная история о добрых отношениях и единомыслии в деле достижения целей. А уж где, как ни в хоровом коллективе важны слаженность и готовность взаимодействовать. Наши воспитанники знают это, а совместный творческий процесс съемок – это новое для всего коллектива направление взаимодействия.

Читайте также:
Схема салона боинг 737-800 Победа: как выбрать удобные места для перелета?

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

20.09.2021 . Опубликовано в Новости

ДАТЫ

21 сентября ; 1 день предпразднства (с 20 сент. ) и 4 дня попразднства (по 25 сент. )

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Од­но из пра­во­слав­ных ли­тур­ги­че­ских пес­но­пе­ний спра­вед­ли­во утвер­жда­ет, что о Бо­го­ма­те­ри нам «удо­бее мол­ча­ние» (при­лич­нее мол­чать)! Это действи­тель­но так, по­это­му це­ло­муд­рен­ное по­вест­во­ва­ние ка­но­ни­че­ских Еван­ге­лий от­ме­ча­ет лишь не­ко­то­рые эпи­зо­ды Ее жиз­ни, да и то лишь в свя­зи с Сы­ном. Ни сло­ва не ска­за­но о рож­де­нии, юно­сти (до об­ру­че­ния Ио­си­фу), до­ста­точ­но про­дол­жи­тель­ной жиз­ни по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы (став­ше­го для нас Днем Свя­той Тро­и­цы), и, на­ко­нец, о бла­жен­ном успе­нии.

Учащиеся Воскресной школы прибыли в МДЦ «Артек»

19.09.2021 . Опубликовано в Новости

Наступил новый учебный год, и пока младшие классы Воскресной школы приступают к занятиям по привычному расписанию, детский хоровой коллектив «Хористы» побывал в городе Евпатория, где участвовал во Всероссийском фестивале-конкурсе «Поющая Омега им. Г. Струве». Кроме того, благодаря многочисленным победам в вокальных конкурсах, наши дети удостоены чести некоторое время отдохнуть в знаменитейшем детском лагере «Артек».

Обновление стенда с художественными работами

19.09.2021 . Опубликовано в Новости

В здании Воскресной школы при Смоленском соборе была обновлена выставка художественно-прикладных работ на актуальную осеннюю тему.

Проповедь отца Павла в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, 19.09.2021

19.09.2021 . Опубликовано в Новости

Публикуется проповедь отца Павла, настоятеля Смоленского собора, с которой он обратился к прихожанам по окончании Божественной литургии в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Репортаж ТРК «Мир Белогорья» о хоровом коллективе Воскресной школы

15.09.2021 . Опубликовано в Новости

Воспитанники Воскресной школы при Смоленском соборе, учащиеся Детской музыкально-хоровой школы г. Белгорода и МБОУ «Гимназия №5» – коллектив «Хористы» – стал лауреатом первой степени в окружном этапе Всероссийского фестиваля школьных хоров. В сентябре юные таланты отправятся в лагерь «Артек» на 11-ю смену, чтобы представить ЦФО уже в финале.

Поездка в Крым на Всероссийский фестиваль «Поющая Омега» им. Г. Струве

15.09.2021 . Опубликовано в Новости

С 26 августа по 9 сентября коллектив Воскресной школы предпринял поездку в Евпаторию для принятия участия в ежегодном Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества «Поющая Омега» им. Г. Струве.

Владимирская икона Божией Матери

08.09.2021 . Опубликовано в Новости

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся икон Древней Руси и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви.

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Проповедь отца Павла в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

05.09.2021 . Опубликовано в Новости

Публикуется проповедь отца Павла, настоятеля Смоленского собора, с которой он обратился к прихожанам по окончании Божественной литургии в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

27.08.2021 . Опубликовано в Новости

Праздник Успения Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства.

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина». Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Проповедь отца Павла в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

25.08.2021 . Опубликовано в Новости

Публикуется проповедь отца Павла, настоятеля Смоленского собора, с которой он обратился к прихожанам по окончании Божественной литургии в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

  • Новости
  • Библиотека
  • Богослужение в храме
  • Воскресная школа
  • Слово пастыря
  • Подать записку
  • Пожертвовать

Расписание Богослужений

Храм открыт для прихожан:

с 6:00 до 19:00 в Воскресные дни и дни двунадесятых праздников

Белгород. Смоленский собор

Белгород. Смоленский собор
Адрес: Гражданский проспект, 60
Годы строительства: 1737-1763, перестройка — 1859-1862
Стиль: Барокко

В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.
«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1737 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.
Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.
Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.
Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.

Читайте также:
Где находится Башня Агбар. Местоположение Башни Агбар на карте Барселоны и описание

В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.
С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.
Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.
Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».
В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.
Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.
Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.
В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.

Читайте также:
Новая миграционная политика России

Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.
Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).
Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.
Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!

Читайте также:
Карта Молуккского моря, где находится Молуккское море на карте мира

Охранительница города. Явлению Смоленской иконы Божией Матери – 315 лет

Предание XVIII века

По преданию, свидетелем чуда стал часовой – об этом говорится в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание: «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражён был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».

В тот же год на месте этого чудесного события была построена часовня, в 1705 году возведена деревянная церковь, а с 1727 года начал строиться каменный собор.

Cмоленская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси, наряду с Владимировской и Казанской иконами. Поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, который восседает на левой Её руке, восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь этот образ попал в 1046 году, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенёс икону из Чернигова в Смоленск, где она и получила своё название – Смоленская.

По преданию, икона прославилась как великая защитница от вражеских войск. Так было во времена нашествия Батыя, были и другие случаи. В начале XVIII века Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяжённости Белгородской черты и Белгородского разряда. И не удивительно, что свидетелем явления иконы-охранительницы стал именно часовой, нёсший вахту у восточных ворот Белгородской крепости.

История храма

Начало строительства каменного двухэтажного Смоленского собора приходится на период относительно мирной истории губернского центра. Если говорить об архитектурном облике храма, то нужно заметить, что в XIX столетии он основательно перестраивался. В целом же его архитектура характерна для Слободской Украины и порубежной с ней зоны России, хотя и имеет свои оригинальные черты.

Собор относится к памятникам с вертикально вытянутым основным объёмом, завершённым малым восьмериком. Такие храмы были распространены уже в самом начале XVIII века. По поводу расположения престолов почти все исторические материалы свидетельствуют, что в первом этаже находился главный из них – Смоленский, а во втором – Петропавловский.

Читайте также:
5 особенностей менталитета англичан, которые могут обескуражить русских

В 20-х годах XX века храм был закрыт и разграблен и долгие годы находился в запустении. Когда прекратились службы, в стенах собора стали устраивать склады, в том числе нанёсший огромный ущерб алтарю первого этажа склад химикатов. После войны собор дважды пытались взорвать, уничтожить, снести с лица земли – в 1958 и 1974 годах, но крепкое здание выстояло. Храм вернули верующим в 1992 году.

Настоятель Смоленского собора протоиерей Павел Вейнгольд вспоминает:

«К моменту освящения верхнего храма в 1996 году – в июле он освящался, а в июне было вывезено 40 КрАЗов мусора. Когда работы в верхнем храме только начались, туда было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие дыры в кладке. Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Нам помогали в восстановлении собора военные Белгородского учебного центра, у нас с ними с тех пор продолжается дружба. А всего за время восстановления собора было вывезено 763 КрАЗа мусора! И всё это переносилось на хрупких женских плечах, потому что нам помогали очень многие верующие люди, в основном это были женщины. Определённые сложности были и с самим зданием. Мы обратились к специалистам по поводу укрепления сводов верхнего храма. Своды были разрушены в войну попаданием нескольких артиллерийских снарядов, которые из-за толщины стен взрывались внутри них и как бы «раздували» их, а после войны там выросли деревья, их корни расшатывали кладку. Специалисты сказали тогда, что все работы и службу нужно прекратить, что это опасно. И когда мы поняли, что помощи не дождаться, то сами все эти «раны» в кладке самостоятельно «затянули», используя железнодорожные домкраты, и кладка встала на место. Колокольный звон в храме возо­бновили в Великий Четверток 20 апреля 1995 года».

Батюшка считает, что храм не должен остаться в памяти людей разрушенным.

«Стыдно за наших предков, допустивших такое поругание святого места, – говорит отец Павел. – Хотелось бы, чтобы Господь изгладил и простил это прегрешение, чтобы в памяти народа Смоленский собор навсегда оставался таким же величественным и прекрасным, какой он есть сейчас».

Смоленский собор: вид современный. Фото: Белгородская епархия

Чудеса не прекращаются

Когда духовенство храма подверглось репрессиям и храм был закрыт, чудотворная икона Смоленской Божией Матери и другие святыни сохранялись в домах благочестивых жителей города. Перед иконой все эти годы гонений не прекращалась молитва. И сам собор, даже будучи полуразрушенным, пребывая в запустении, в годы войны хранил жизни белгородцев – в нём, в его крепких стенах спасались от бомбёжек, потому что дома вокруг были разбомблены, об этом известно из рассказов старожилов.

Сама икона, по словам отца Павла, хранилась в серебряном окладе. Когда же решили, что ей необходима реставрация, ризу сняли – оказалось, что там внутри набиты газеты 1925-27 годов, и что сам оклад не принадлежит этой иконе – в ризе были несовпадения с ликом Спасителя и Богоматери, а на самом окладе можно было различить отпечаток сапога. Видимо, оклад кто-то сорвал с другой иконы, но так как серебро было очень тонким, просто бросил, да ещё и наступил сапогом. А благочестивые люди, чтобы сохранить чудотворную икону, этот оклад использовали.

«Перед иконой всегда молились, и от неё не прекращались чудеса, – говорит отец Павел. – Хотя мы материальную благодарность за чудеса и исцеления не вывешиваем перед иконой, но таких подношений на самом деле очень много. Да, люди жертвуют от сердца, спаси их Господи, но я считаю, Богородице не это нужно. К 300-летию явления иконы в её честь был написан акафист. А потом со временем возникла необходимость в серьёзной реставрации, за которую взялись в Троице-Сергиевой Лавре. Но прежде чем икону взяли туда, мы сделали её фотокопию, которую освятили на самой иконе. Икона ушла на реставрацию, её не было довольно долгое время, а чудеса не прекращались! А потом, когда икона вернулась, мы заметили, что лики Божией Матери и Спасителя порой как бы меняют выражение – бывает благосклонное, бывает и суровое, а самое радостное, я заметил, – когда читается акафист, а читается он каждое воскресенье. Кто не верит, может сам прийти и убедиться – икона всегда находится в нижнем храме на центральном аналое».

Икона Смоленской Божией матери всегда встречала всех входящих в город и провожала тех, кто его покидает. И в наши дни по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна каждый месяц совершается объезд с иконой вокруг города. Белгородцы молятся перед ней, и Владычица Небесная дарует нашему городу мир и благоденствие.

Читайте также:
Ниагарский водопад — подробно с фото и видео, где находится

Смоленский собор, Белгород

Cмоленский собор (Гражданский проспект, 50)

Памятник архитектуры федерального значения

Одним из самых значимых исторических памятников Белгорода по праву является Смоленский собор История его возникновения начинается еще в 1703 году. Вот что говорит сказание «Повесть о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…»:

«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча». На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь. Первоначально она была деревянной, а немногим позже, в 1727 г., Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь, строительство ее велось 27 лет.

После революции 1917 года для этого великолепного памятника архитектуры и духовного центра белгородчины наступили тяжелые времена. В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. В нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный.

Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены.

С течением времени храм совершенно обветшал. В 1958 г. власти решили взорвать храм, но он выстоял. В 1974 г. его опять взрывали, но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, но опять выстоял, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Храм огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка… И хотя он был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. В 1991 году храм вернули церкви, а с 1994 года на его территории развернулись строительные работы. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном .

Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Но он действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.

Смоленский собор

(Гражданский проспект 50)

Смоленский собор в Белгороде

Cмоленский собор в 19 веке

Проспект Славы, находящийся в сердце города Белгорода, отличается большим сосредоточением памятников архитектуры, истории и культуры. Особое внимание обращает на себя памятник федерального значения – Смоленский собор. Его история восходит к началу XVIII в. Согласно преданию, в полночь с 1 на 2 октября 1703 г. находившийся на посту часовой Белгородского полка Мефодий Иванов увидел необыкновенное зрелище: на городских воротах от образа Смоленской Пресвятой Богородицы блеснул свет, наподобие солнечного, а от него сама собой зажглась явившаяся невесть откуда восковая свеча. Трижды часовой тушил свечу, но она загоралась снова и снова. В том же 1703 г. на месте чудесного явления была воздвигнута часовня. Поток богомольцев к чудодейственному образу, исцелявшему больных и увеченных, увеличивался с каждым днем. В 1705 г. рядом с существовавшей часовней была воздвигнута деревянная Смоленская церковь. Но она сгорела во время часто случавшихся в городе пожаров. А в 1737 г. был заложен великолепный двухэтажный храм по благословлению Преосвященного архиепископа Белгородского Петра с престолом Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В XIX в. церковь претерпела значительные изменения. В пластической проработке фасадов первоначально были использованы декоративные приемы русской архитектуры к. XVII в., затем классические приемы сер. XIX в. В то время огромную помощь церкви оказывал купец М.К. Мачурин.

В советское время храм был закрыт. В 1930-е гг. в нем размещался краеведческий музей. Сильно пострадал собор в годы Великой Отечественной войны. После войны в течение нескольких десятилетий храм находился в запустении, служил складами для различных организаций. Дважды – в 1958 г. и в 1977 г. – его пытались уничтожить. В конце 1980-х гг. начались работы по восстановлению храма. Первоначально его планировали реконструировать под органный зал, но собор своевременно был передан епархии. В 1994 г. была освящена нижняя церковь, а через два года – верхняя, расписанная сценами из Нового завета, ликами пророков и вновь причисленных святых. На колокольню храма в апреле 1995 г. подняты уникальные работы современных русских мастеров, колокола, обладающие чудесным ясным голосом. При соборе действует Воскресная школа для детей и взрослых, работают курсы псаломщиков. Сегодня Смоленский собор является одним из красивейших храмов Белгородской епархии, украшающих город.

Читайте также:
Польша — поездка, посольство, консульства, визы

Смоленский собор Белгорода в Белгороде — подробная информация с фото

Описание Смоленского собора в г. Белгород

В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.

«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».

На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.

Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1727 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.

Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.

Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.

Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.

Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.

Читайте также:
Музей Альфонса Мухи в Праге — что нужно знать

В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.

С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.

Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.

Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».

В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.

Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.

Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.

В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…

Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.

С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.

Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.

Читайте также:
Многофункциональные центры будут выдавать паспорта

Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.

Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).

Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.

С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.

Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.

Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.

Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!

Паломнические поездки к Смоленскому собору в г. Белгород

romanenko

Белгородский обозреватель.

Дмитрий Романенко.

Смоленский собор был основан на месте явления чудотворной иконы “Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии” в октябре 1703 года.

Сделал для себя открытие, что в советские времена Смоленский собор дважды взрывали. Было это в 1958 и в 1974 годах. Но здание всё-таки устояло. Ну и немаловажную роль сыграло близкое местоположение к школе №3.

Окончательное восстановление храма произошло в 1997 году.

Цветная фотография найдена посредством Яндекса.

  • 1
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

В качестве основы этому факту взял статью с сайта храма.

“Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.

Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние.”
http://www.smsobor.ru/history/18/

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Да, тут я видел, но это встречается только на этом сайте (скажем, у того же Крупенкова, который выдаёт обычно много версий, даже на уровне слухов и городских сплетен – подобного не встречается). Вся же статья (обратите внимание) достаточно “поэтическая”, и, мне кажется, здесь присутствует некоторое мифотворчество.
Прежде всего – чисто технически: почему (коль решение снести-взорвать было принято и “отмашка” на это уже дана) его не взорвали (пусть первым взрывом и не получилось) вторым, третьим. не снесли другими способами?
(Это знаете, как кого-то приговорили бы к высшей мере, но оставили в живых, поскольку пистолет у палача осечку дал или промахнулись при казни.)

Второе, – это ещё более “поэтическое” про “а школа пришла тогда в аварийное состояние” и. проработала ещё 35 лет (с детьми внутри!) :)

Нет, что-то тут не то.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Развернуть
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

Про колокольню Смоленского собора

К сожалению, доверия статья на сайте Смоленского собора не вызывает.
Однако, если поверить указанному в ней факту, что колокольня собора была разрушена при освобождении города в 1943 году, возможно, эту фотографию нужно датировать 1940(время постройки школы)-1943(до освобождения города от фашистов) годами.

Но тут две странности (имхо):
1. Слишком уж разрушенное здание церкви (мне кажется, в довоенные годы, даже без всякого ремонта за 23 года советской власти оно не могло обветшать до такой степени).
2. Если же принять, что это фотография времен первой оккупации, то слишком уж новой (совершенно не тронутой войной) выглядит школа.

Узнать бы точно, когда была разрушена (возможно, просто разобрана после войны, чтоб избежать её обрушения на школьный двор) колокольня.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Re: Про колокольню Смоленского собора

Единственная работа по истории городских храмов вышла в авторстве Максима Баранова в 1993 году и с тех пор (. ) ничего подобного в более подробном виде не появлялось. Какие-то вещи узнавались силами разных людей в архивах в частном порядке, но системно историей городских храмов с тех пор никто не занимался. А ведь минуло 17 (!) лет. Сейчас планируется подготовить исследование по городским храмам, более добротное, с учетом новых выявленных фактов, но работа пока только в планах – все силы брошены на юбилей канонизации Св. Иоасафа. Вот и выходит, что и информация на сайте явно устарела, да и сайт не особо нов..

По поводу указанных странностей.
Здание обветшало только по штукатурке. Это, действительно, сильно заметно. Конструкции крыши и её покрытие могли снять еще до войны, если готовили здание к сносу. Судя по тому, что видно, каменные конструкции на первой фотографии все целы. А вот штукатурка.. Храм закрыли в 30-е, перед этим общины долго давили налогами и придирками к священникам – на ремонт могли просто не собрать. Еще до этого в Белгороде что ни год-два, то борьба одного раскола с другим – не до ремонтов. Если ремонт и был, то не позднее 1931 года. И это – допущение. При таком масштабе здания и стоимости его ремонта, последнее ремонтирование могли вообще произвести еще до революции. Всё это мысли, но их можно (и нужно) перепроверять.

По поводу школы. В первую оккупацию её могли и не тронуть. Занятия проводились. Боев при первом занятии города не помню чтобы были. То есть, фотография вполне может быть до 1943 года.

Посмотрел фото города с самолета, которое обсуждалось ранее, там, где Смоленский собор по центру, а дома в разных кварталах уже разрушены – там школа выглядит как новенькая, собор примерно так же, как и здесь + целая колокольня. Там мною предполагалось, что то фото – 1942 года.

Недавно подумал – какой прок фотографировать город с самолета ПОСЛЕ 1943 года? Зачем? Фронт продвинулся на запад, по факту вид города УЖЕ не нужен. Нам что, самолеты было некуда девать? Или немцам? Которые на Курской дуге потеряли их черти сколько. Прока летать над ОСВОБОЖДЕННЫМ городом для советского самолета нет – фронт уже ушел на запад и самолеты нужнее там, для немецкого самолета аналогично – какой прок от фотографирования оставленного города, если наступательной операции не планировалось? То есть, по логике, после Курской битвы самолету над Белгородом делать было нечего – ни советскому, ни немецкому. Значит, фото сверху – это до Курской битвы, но после 1942 года, ибо разрушения уже есть. Учитывая грязь и состояние природы, можно предположить, что фото сверху и фото Смоленского собора – это весна 1943 года.

Могу ошибаться? Конечно могу, куда ж без этого..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: