Фото Ростовского Борисоглебского монастыря (16 фото)

Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.

Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский!

Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла.

Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось.

Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету.

Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней.

Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним

Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.

Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

3

Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада

Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.

Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков.

В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.

4

Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями

Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России.

  • Сретенская надвратная церковь. Фото Сергея Чекалова instagram.com/chklvsv/
  • Сретенская надвратная церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского
  • Сергиевская надвратная церковь. Фото Ярослава Блажина golddomes.ru

Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века.

5

Борисоглебский собор расписан по мотивам сказочных росписей Васнецова

Этот собор — самое древнее из сохранившихся зданий обители, он построен в 1524 году. А в начале XX века его расписал художник Егоров, ориетировавшийся на росписи Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Борисоглебском соборе хранятся мощи преподобных Иринарха, Феодора и Павла.

6

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

Читайте также:
Сколько стоит частный самолет: стоимость аренды линчного авиалайнера, цена нового пассажирского Боинга 737

7

Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей

Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи.

До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.

8

Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом

Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.

Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

По Руси Великой: Борисоглеб (ФОТОпутешествие)

Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?

Борисоглеб

Часть 1. Монастырь

В 30 верстах от Ростова Великого, на границе громадного лесного массива стоит Борисоглеб – внезапно лесная дорога поворачивает, огибая древние стены и башни, за стенами – целый город храмов и палат, вокруг – небольшие домики монастырской слободы.

Преп. Сергий родился всего верстах в 15 отсюда и, конечно, знал это примечательное и скорее всего издревле обжитое, но пустовавшее место на холме в излучине реки Устье – одновременно и труднодоступное, и хорошо защищенное, и вполне пригодное для жизни.

Поэтому, вскоре после устроения Троицкого монастыря, он послал сюда одного за другим двух своих духовных чад – монахов Феодора и Павла (родом они, возможно, были из Новгорода и, скорее всего, были родными братьями; сейчас они почитаются как местночтимые святые).

Новый монастырь был освящен в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1363 году преподобный Сергий сам пришел сюда и благословил молодую обитель. Благословение было исполнено – и вот, лесная обитель, пережив века, доныне принимает паломников и интересующихся ее древностями.

В XVI веке царскими почестями и боярскими вкладами обитель разбогатела. В 1520-х годах при игумене Феофиле и по проекту известного тогда ростовского каменных дел мастера Григория Борисова обитель была обстроена каменными храмами, а потом и стенами. Кирпич для масштабной стройки делали на месте – благо, залежи глины находились неподалеку. Строили с молитвой и на века.

В XVIII веке монастырь уже не был богатым, поэтому все древние здания уцелели практически в первозданном виде. Так выглядела обитель в начале XX века, когда ее посетил знаменитый фотограф, изобретатель цветной фотографии Прокудин-Горский.

Фото начала XX века. Работа Прокудина-Горского

«Лицо» монастыря — надвратные храмы. Они очень разные. Величественный, серьезный Сергиевский над Южными воротами и изящный, ликующий Сретенский – над Северными. Оба храма богато украшены каменной резьбой, но несколько по-разному.

Надвратный Сретенский храм. XVII век

Надвратные храмы – и духовные, и боевые сооружения. В Сергиевском храме впервые в России был применен метод строительства, до этого не встречавшийся – две фланкирующие башни по обе стороны от ворот. Потом этом метод применили и в Сретенском.

Читайте также:
Посольство Украины в Ростове-на-Дону официальный сайт, адрес

Надвратный Сергиевский храм. XVI век.

Сохранился монастырь на удивление хорошо – даже дубовым воротам несколько столетий. Только вот фрески, когда-то покрывавшие стены изнутри, выцвели от времени.

Фреска свт.Алексий, митр. Московский

Когда-то обитель была меньше. Каменные стены XVI века расширили его неравномерно, так что большинство зданий оказалось в северо-восточном углу новых мощных стен. Такая вот необычная черта… А еще, пройдя по Сергиевской церковью, можно попасть в узкий проход в стене, сделанный так, что в него может попасть только пеший…

Не стоит город без святого. Таким подвижником, прославившим Борисоглеб, стал прп. Иринарх Затворник. (1548-1616).

Уроженец села Кондакова (это примерно 30 км по дороге от Борисоглеба на Углич) Илья (таково его мирское имя), пришел сюда в 30-летнем возрасте. Из 38 лет, проведенных потом в монастыре, 30 он прожил в затворе, приняв строгий пост, нося на теле тяжелые вериги. Монах Иринарх стал молитвенником за всю Русь, переживавшую страшное время смуты. Даже хозяйничавшие на Руси и, судя по всему, захватившие обитель после осады поляки уважали его.

В 1612 г. прп. Иринарх благословил воеводу Пожарского и гражданина Минина на битву за освобождение страны.
Многим приходящим старец открывал их тайные грехи, говорил поучения по Евангелию и увещевал жить по заповедям Божиим.

В послании к Коринфянам ап. Павел писал, что претерпевал гонения и был в опасности от лжебратий (2 Кор 11:26). Да, праведник бывает гоним всегда. За два года до кончины, гонения от своих пришлось претерпеть и старцу Иринарху. Новый игумен приказал выгнать его из затвора. При насильственной «операции» старцу сломали руку. Так поступать с подвижником не позволяли себя даже захватчики-иноземцы…

Крошечная келья, где молился прп.Иринарх, примыкает к восточной стене монастыря.

Вериги преподобного, находящиеся сейчас в обители были найдены в наше время в музее Углича. Мощи святого находятся в Борисоглебском соборе, в западной части которого пристроен придел в честь Илии Пророка, именем которого был назван прп.Иринарх от рождения.

Главный и самый древний монастырский храм находится на холме, и поэтому кажется стоящим вровень с остальными высокими храмами. У его алтаря – могила Ростовского архиепископа Тихона (+1503) и блаженного чтеца Алексия Стефановича (+1781), продолжателя подвига прп.Иринарха.

Собор свв.Бориса и Глеба (1520е гг.)

Самое необычное здание обители – звонница. Она напоминает Новгородскую и Ростовскую, но совершенно самобытна, удивительна. Хотя построена она в XVII веке, ее ополовиненное окошко скорее напоминает модерн XX-го. На звоннице установлены работающие башенные часы, а крыльцо и стены украшены изразцами и каменной резьбой.

Вообще, о древнерусских украшениях стоит сказать отдельно – тем более в Борисоглебском монастыре их в достатке. Умели наши предки сочетать украшение с благородством и даже аскетизмом. Это красота – на украшательство, а гармония архитектуры и пластики, посвященных молитве.

С 1997 года возрождена соблюдавшаяся до 1917 г. традиция – каждое лето устраивать Крестный ход из Борисоглебской обители на родину преподобного Иринарха в село Кондаково, где сохранился источник (колодец) его имени. Ход проходит (с 2004 г.) не по кратчайшей автодороге, а через села, где сохранились восстановленные или разоренные храмы.

Каменное кружево Боисоглеба

Территорию монастыря делят сейчас монастырь и музей. И потому сюда могут придти и те, кто хочет помолиться на месте подвигов многих знаемых и незнаемых предков, и те, кто хочет познакомиться с древнерусским искусством.

Борисоглебский монастырь удивителен еще и тем, что здесь все сохранилось, и при этом все не настолько выбелено и ухожено, как в некоторых нынешних обителях. Поэтому представляется более живым, естественным, природным.

Борисоглеб – Благовещенский храм с монастрской трапезной, Сретенская церковь, Собор.

Когда едешь в любом направлении от Борисоглеба, повсюду видны маковки храмов – то восстановленных, то заросших деревьями. Значит, нам еще предстоит вернуться, чтобы увидеть, что там – вокруг, совсем рядом с нами…

Часть 2. Вокруг Борисоглеба

Край между двумя духовными центрами центральной Руси – Ростовом Великим и Борисоглебом – был просвещен и освящен под их влиянием. Заселялись земли густо, и из-за многолюдства храмы стали возникать один на 2-3 селения, а порой даже по соседству, так что от одного и сегодня бывает виден вдали второй, а то и третий.

Сначала деревянные, потом каменные, они похожи по архитектуре то на Успенский собор Ростовского кремля, то на монастырские церкви Борисоглеба. Даже во времена классицизма, когда в столицах господствовало увелечение древним Римом с его арками и ротондами, здесь почти не строилось храмов, похожих на столичные, предпочтение отдавалось древним образцам. Образцом же большинства колоколен являлась скорее всего звонница Троице-Сергиевой Лавры. Вокруг храмов располагались скромные сельские погосты.

Особенность этой земли еще и в том, что, заселенная с незапамятных времен, она бережно сохранила еще дославянские — мерянские, финно-угорские – названия, ласкающие слух своей таинственностью, непонятностью. Речки Ишня и Могза, деревня Согилó, села Малая Шугорь, Вёска… Да и русские названия – сочные, былинные: Уславцево, Вощажниково, Никола-Березняки, Бóрушка. Фактически, всем селам этих краев многие сотни лет, а части из них, видимо, и больше тысячи.

В некоторых местах близ Борисоглеба уже раскопаны древние поселения и могильники IV-VII веков. Как раз неподалеку от Борисоглеба, недалеко от таких раскопок, стоит село Павлово. По преданию, еще в то время, когда часть русичей крестилась, а часть еще была в язычестве, здесь принял мученическую кончину от рук языческих жрецов христианин по имени Павел.

В Павлове – Тихвинский храм. Надо сказать, что времена меняются, а события повторяются. Настоятель Тихвинского храма священник Николай Немиров вместе с псаломщиком Алексием Воскресенским приняли мученическую кончину за веру от рук единоплеменников-безбожников в 1937 году.

Читайте также:
Омск Аэропорт Табло. Расписание рейсов Маршрут проложить

Тихвинский храм с.Павлово

Никола-Березники – ныне маленькое село по дороге, ведущее от Борисоглеба на север-запад. Небольшая Никольская церковь в нем – увы, пример мерзости запустения на святом месте. Давно упали главы, обрушились своды трапезной и колокольни. И только печальная св.мц. Параскева с единственной уцелевшей росписи смотрит на картину раздора и запустения. Такое впечатление, что ей хочется сойти с грозящей обрушением стены…

От Николо-Березников видно Вощажниково, известное по письменным источникам с XIII века – уже как большая вотчина ростовских князей. В XVII веке отсюда в Москву поставляли рыбу из прудов и мед, воск которого дал название селу. Потом это крупное, широко раскинувшееся село стало волостным центром, главным поселением большой округи, вотчиной графов Шереметевых. В селе сохранились старые каменные дома: до революции здесь были и школа, и больница, и богадельня.

Соответственно, здесь мы видим не просто храм, а целый церковный ансамбль, сегодня восстанавливающийся после страшного запустения.

Самый древний храм – Рождества Богородицы (конца 17-начала 18-го века) с колокольней (19 век); рядом – храм Живоначальной Троицы (18 век), ворота и часовни. Храмы в Вощажникове были первыми возвращены Церкви после периода запустения, Троицкая церковь долго оставалась единственной действующей приходской церковью на много километров вокруг. А Рождественский храм, уже радующий свежими куполами, к службе пока еще не приспособлен.

Вощажниково. Троицкий храм

Вощажниково Храм Рождества Богородицы

На кладбище Вощажникова – еще одна небольшая Преображенская церковь.

Всего 2 км на север – река Могза и над ней – старинное Уславцево. Люди здесь, как и везде на нашем пути, жили с глубокой древности, в селе сменилась не одна деревянная церковь. Некогда Богоявленский храм, построенный в 1804-1806 гг. на средства князя Шереметьева, был великолепно украшен древними, в основном XVI-XVII века, иконами, бережно перенесенными из предыдущих деревянных храмов; сейчас они в Москве (в музее Древнерусского искусства имени прп. Андрея Рублева) и в художественном музее в Ростове.

Уславцево – храм Богоявления

Икона Владимирской Божией Матери из храма с.Уславцево (XVIвек). Ныне в Ростовском художественном музее.

Известно, что храм в Уславцеве, даже после закрытия и вывоза древних икон, жители отстаивали, оберегали. Действительно, храм очень красивый, изящный. Построенный в 19-м веке, по пропорциям и местоположению он явно наследует традиции Древней Руси. Но… старожилы умирали и храм приходил в запустение. Листы на крыше ржавели, облетали, на свод попадала вода, и постепенно ржавчина съела ажурные основы глав, и они (это произошло за последние 2 года) покосились и упали.

Село расположено на уступах большого холма. При въезде нас встречает руина какого-то небольшого сооружения и рядом – необычная табличка.

Действительно, Уславцево – родина знаменитой русской актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. И на этом месте ее встретил барин – граф Николай Шереметьев и пленился ее красотой…

В память об этом событии, перевернувшем его жизнь, Шереметьев построил каменную Богоявленскую церковь, а на месте встречи – небольшую часовню, от которой сейчас осталась жалкие руины.

Остается верить, что люди восстановят прекрасный храм – тем более, еще не поздно. Походатайствует за свой храм и убитый коммунистами за веру в Бога последний его настоятель – о.Симеон Федотов.

Ивакино находится на пути от Борисоглеба к Ростову, на вершине высокого холма. Этот маленький изящный храм описан в путеводителях, его проект приписывают столичному архитектору Карлу Бланку или кому-то из его учеников.

Церковь была сооружена княгиней М.Шаховской – как усадебная. В путеводителе пишется про «вспарушеный свод» и «барочный купол», но читается все это с горечью. Изящный храм безвозвратно погибает. В стенах – трещины, крыша давно прохудилась, внутрь – свободный доступ.

Ивакино. Никольская церковь

И снова, как в Николо-Березниках, остался как бы единственный свидетель – ангел в арке Царских врат. Когда-то он не был виден за иконостасом и обращен к Престолу. Сейчас он обращен к картине разрушения.

Ивакино – Последий Ангел

Увы, я понимаю, что мои дети это еще смогут это увидеть, а вот внуки уже вряд ли. Храм стремительно разрушается.

Запустение храмов идет, конечно, от того, что места эти – когда-то густо населенные – сейчас обезлюдели. Во многих деревнях былинного края большинство домов заколочены.

Деревня. Оставленный дом.

Казалось бы, все здесь для человека. А с вершин холмов открываются виды на озеро Неро и Ростов Великий. И вот, эти дивные краски природы сочетаются с заброшенностью и безлюдьем…

В какой-то момент, проехав немало верст по асфальтовым и грунтовым дорогам и проселкам, я остановил машину на обочине и вышел в поле, любуясь стелющимися травами и синевой вечернего неба. Земли здесь просто былинные.

Было время возвращаться. Но ведь осталось столько недосмотренного! Громадная колокольня-маяк в Вёске, остатки монастыря в селе Николо-Бой, где в страшной усобице XV века московский князь Василий Темный был разбит галицким князем Юрием Шемякой, оставленное жителями село Закедье с заросшим деревьями Воскресенским храмом.

История здесь лежит прямо под ногами – стоит только сделать шаг.

Значит, будет причина вернуться! До новых встреч, Борисоглебский край!

Текст и фото Виктора Сударикова

Использовано:

1. Титов А.А. Ростовский уезд. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда. М., 1885.
2. Т.П.Федотова. Вокруг Ростова Великого. М, Искусство, 1987.
3. Материалы группы сайтов «Борисоглебский рай»

Фото Ростовского Борисоглебского монастыря (16 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories
Читайте также:
Перевозка собак в самолете разными авиалиниями: правила и особенности

Ростов Великий: Часть I. Борисоглебский монастырь.

После поездки в Великий Новгород мы решили продолжить наше знакомство с древнерусскими городами на примере другого «Великого» – Ростова.

До Ростова мы добирались электричкой с Ярославского вокзала в Москве (1350 руб. на двоих в оба конца). Этот маршрут имеет несколько мистический характер: в пригородных кассах он не обнаруживается, и купить билеты на него можно только в кассах дальнего следования. Продаются билеты по паспорту, выглядят тоже «по-взрослому» – как в любой обычный поезд. Однако сайт РЖД этот поезд «не видит» и купить билет на него можно только на вокзале.

Мелкий, но немаловажный нюанс – при покупке билетов на двоих-троих не ожидайте, что кассир «по умолчанию» выдаст билеты на соседние места. Нам, например, достались билеты в разных рядах. Правда, мы легко поменялись и ехали в соседних креслах.

Кресла комфортабельные, дорога занимает три часа. Девушки развозят всякую снедь и термосы с горячим чаем. Чай в одноразовой чашке – 20 руб. Но при желании за 2 руб. вам дадут чашку и кипяток, а пакетик Гринфилда предпочтительного для вас вида можно захватить с собой.

Наш маршрут мы решили начать с Борисоглебского монастыря, который находится за городом, а потом постепенно приближаться к ростовскому Кремлю. Сразу по прибытии в Ростов, прямо на станции, подходим к дежурящим таксистам. Такси в один конец – 300 руб. В принципе, цена оправданная, так как монастырь находится в 30 километрах за городом. На всякий случай делаем звонки в пару фирм из путеводителя – но там нам называют ту же цену.

На площади перед автостанцией стоит монах-затворник Иринарх, один из символов монастыря (см. о нем ниже), благословляющий проезжающие фуры и автобусы.

Памятник, вобщем-то, нам скорее понравился. Хотя я и подумал о том, что вряд ли настоящий Иринарх был похож на этого умиротворенного старца. Может быть, я ошибаюсь, но когда ты достиг такого спокойствия и гармонии, какие читаются у каменного монаха, то тебе незачем укрощать плоть, надевая на себя 150-килограммовые вериги. Вериги – там, где бушует страсть, исступление, фанатизм… Еще раз повторюсь – возможно, что я ошибаюсь.

За монахом можно найти магазин-люкс.

Закупившись в нем всем необходимым, жители поселка могут смело отмечать 8 марта.

Монастырь окружен поселком с трех сторон и его башни то и дело мелькают между заборами, лабазами и сараями.

И, наконец, вы выходите к самой крепостной стене.

Три факта о Борисоглебском монастыре

Факт первый. Монастырь был основан в 1363 году пустынниками Павлом и Феодором с благословения Сергия Радонежского. В основании монастыря было не только религиозное чувство, но и военно-политический расчет. Сергий Радонежский был сторонником Дмитрия Донского и московских «собирателей земель». Ростовское княжество (и сам Ростов) было в то время поделено на Ростовско-Усретенское и Ростовско-Борисоглебское (стали говорить, что «в Ростовской земле князь в каждом селе»). Ростовско-Усретенское княжество московские князья уже прибрали к рукам, а Борисоглебское оставалось «суверенным». В виде монастыря московские князья получали мощный центр военного и политического влияния.

Факт второй. Иван Грозный использовал монастырь как место ссылки для неугодных ему бояр, избежавших по каким-то причинам колесования. Земли бояр при этом также приписывались к монастырю. Неудивительно, что к началу XVII века монастырь имел в собственности 360 (. ) сел и 7000 крепостных крестьян.

Факт третий. В начале XVII века монастырь стал известен благодаря монаху-затворнику Иринарху. Он предрек разорение Москвы поляками Василию Шуйскому, а когда Шуйский не смог его предотвратить скрылся в монастыре. Через оконце в своей келье он выкрикивал пророчества и призывал проходящих присоединяться к ополчению Минина и Пожарского. Монастырь осаждался польскими войсками, но взят не был. Одна из осад была снята после того, как воевода Ян Сапега побеседовал с Иринархом в его келье. И сейчас к окошку, выходящему на дорогу, протоптана в снегу дорожка.

Впечатления

Постепенно, пока идешь от поселка вдоль монастырской стены (1040 м. по периметру), все звуки стихают, и в какой-то момент чувствуешь, что оказался в полной тишине. Немного странное чувство для жителя большого города.

Самая внушительная и строгая часть монастырского кремля – та, которая выходит на лес. Если мысленно заменить след от автомобильных шин на колею от санных полозьев, то можно себе представить, как выглядел монастырь четыреста лет назад.

А еще раньше, семьсот лет назад, здесь не было вообще ничего, кроме леса. И вот пришли два пустынника. Хочется сказать – старца, но, мне кажется, на тот момент они были людьми в полном расцвете сил. Вырыли себе тут… землянку. или построили какой-то сруб. Трудно сейчас вообразить себе подробности их быта, равно как и мотивы.

Бежали они от соблазнов города к тишине и уединению? Может быть, и так. Но, как мне кажется, в основе их путешествия лежал прагматический мотив. Думаю, были они кем-то вроде агентов Сергия Радонежского – приехали, осмотрелись, выбрали место для монастыря, оценили общую обстановку. А Сергий, приехав в Ростов, уже решил вопрос о монастыре напрямую с князем Константином Борисоглебским.

В том, что за строительством стояла четкая стратегия, убеждает и то, что почтенные Павел и Феодор, основав Борисоглебский монастырь, а этом не успокоились, а продолжили создавать монастыри-крепости на севере Руси (например, на Белом озере). Это говорит и о том, что в Ростовскую землю они прибыли еще не стариками.

Южные ворота когда-то были главным въездом в монастырь. Сейчас на них можно найти чудом сохранившиеся фрагменты фресок.

Читайте также:
Онлайн-табло Аэропорт Астрахань Как С Добром Добраться!

Внутри монастыря пустынно, ходят редкие монахи и совсем редкие туристы (один-два на квадратный километр).

Мы нашли, по совету «Афиши», дверку, за которой должна была скрываться сотрудница музея-заповедника. Но на дверке висел большой замок, и подняться на обзорную башню за 30 рублей нам не удалось.

Так что мы обошли еще раз крепость, наслаждаясь последним «зимним» днем и вглядываясь в маленькие сюрпризы декора, в виде случайно уцелевших изразцов или каменных украшений.

В качестве местного экстрима мы хотели еще посетить «Закусочную», которая, вместе с другими лавчонками, притаилась под крепостными башнями.

Но закусочная закрылась на перерыв. Потому, взяв такси под памятником Иринарху, мы отправились обратно в Ростов.

Ростовский Борисоглебский монастырь – знаменитая обитель на пути из Ростова в Углич

Адрес: Россия, Ярославская область, п. Борисоглебский
Дата основания: 1363 год
Основные достопримечательности: Собор Бориса и Глеба, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, Звонница, церковь Сретения Господня
Святыни: список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, Охранное знамя Сапеги
Координаты: 57°15’31.1″N 39°09’09.3″E

В небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь. Он был основан здесь, возле реки Устье, в XIV веке и пережил много непростых испытаний. Обитель, окруженная сосновыми борами, поражает величием и красотой сохранившихся древних храмов и почитаемых святынь. И к ним стекается много паломников, особенно во время проведения знаменитого Иринархского крестного хода.

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

Читайте также:
Фотографии Телевизионной башни Токио

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого. На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города – 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича, к-рый дал Б. м. первый земельный вклад – «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем, укрывался в Б. м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II – буд. вел. кн. Иоанна III. С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный. В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича, цариц Анастасии Романовны, Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу. Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII – нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами.

Читайте также:
Погода в Египте в апреле 2021 температура воды и воздуха. Отдых в Египте весной

В Б. м. подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон. 90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан. 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781).

Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам – еженедельные торги.

Храмы и другие постройки монастыря

В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов, ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие – четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии.

Твердыня в честь святых Бориса и Глеба — Ростовский Борисоглебский мужской монастырь

Хоть кое-кто убежденно утверждает, что земля неповторима под серебристым светом луны, но – вы только посмотрите! — как она хороша при свете дня! Мы едем в ростовский Борисоглебский монастырь, а вдоль дороги — темнеют зеленью дремучие сосновые леса, белеет снег, их сочетание гармонично дополняет серое пасмурное небо. Машина подпрыгивает на российской дороге извечного качества, нас время от времени основательно встряхивает.

Мы собираемся полюбоваться еще одним историческим местом Ростова с несколькими непревзойденными памятниками архитектуры.

Все-таки какая замечательная вещь – путешествия! Новые места всегда сулят ранее неизвестные и незабываемые впечатления! Там, куда мы сейчас едем, мы получим их в избытке – просто захлебнемся впечатлениями от красивого и истинно русского места, почти не истоптанного туристами. Во всяком случае так нас уверили.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части. Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю.

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Читайте также:
Медвежья яма в Берне — подробная информация с фото

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.

Узнаем интересные факты

О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная.

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.

В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.

Насельники святой обители и преподобный Иринарх, затворник Ростовский

Монастыри есть сообщества людей особенных, пребывающих один на один с Богом. Численность братии в них разная, в среднем от 20 до 100 человек. В Борисоглебском монастыре в настоящее время живет всего девятеро монахов.

А в XIV веке здесь жил инок Пересвет, тот, которого вместе с братом Ослябей благословил на битву добра со злом преподобный Сергий.

В конце 16 и начале XVII веков жил в монастыре еще один инок — Иринарх, впоследствии прославленный как святой.

В расцвете сил принял он постриг и 38 лет, до самой своей смерти, жил в добровольном затворе – крохотной келье размером в полтора на три метра. Укрощая плоть, носил на себе вериги: на шее цепь двадцати сажен, на руках восемнадцать оков, на плечах тяжестей числом семь, на ногах наложенные весомые путы, пояс обременял пуд металла, да было еще кое-что по мелочи — полторы сотни крестов на теле и железная палка, которой он побивал себя.

Но главным было не аскетическое житие преподобного Иринарха, а тот дар прозорливости, который позволял борисоглебскому затворнику провидеть будущее.

Так, он предсказал царю Шуйскому нашествие поляков, а потом подсказал ему момент победного наступления. А самому гетману Сапеге, не убоявшись, прямо в лицо предрек, что тот будет убит, если не покинет Русь. Святой Иринарх благословил поход и воинство Дмитрия Пожарского на борьбу с интервентами.

Святой источник Иринарха

Близ села Кондаково, что в сорока километрах от Борисоглебского монастыря Ярославской области, находится источник, выкопанный руками юного Иринарха, до того, как он стал святым затворником.

Родничок находится в лесу, холодная целебная вода слегка попахивает глиной – почвы вокруг глинистые. Святой источник Иринарха не замерзает, зимой и летом приходят сюда верующие за исцелением от болезней. Около него обустроена удобная купаленка. Считается, что эта ключевая вода излечивает бесплодие, кожные и сердечные болезни.

Читайте также:
Куда дешево слетать на море? Лучший отдых

Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка, что отмечается 2 августа, из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха целых четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги затворника ростовского…

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Лесной кремль – Борисоглебский монастырь

Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.

В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.

Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна — три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.

Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.

Великий строитель владыка Иона Сысоевич

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать здесь.

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки — сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…

Храмы и основные постройки монастыря сурового и мужественного

  1. Храм Бориса и Глеба – небольшой, четырехстолпный, одноглавый.
  2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной.
  3. Святые врата и над ними церковь преп.Сергия Радонежского – сооружения замечательные.
  4. В центре двора высится каменная трехъярусная звонница, на нижнем этаже которой находится церковь св.Иоанна Предтечи, а в проемах верхнего яруса просматриваются висящие колокола.
  5. Ворота и надвратная церковь Сретения Господня — великолепный образец декоративной архитектуры XVII века.
  6. Келья прп. Иринарха – прилепилась торцом к стене монастыря около башни.

Много не налюбуешься, однако

Внутри двора проложены дорожки, но во всем владении Борисоглебского монастыря не наблюдалось ни одного живого существа. Лишь при входе мимо нас торопливо прошагал один-единственный монах, указавший на собор Бориса и Глеба: «Там может быть еще открыто».

Но двери там уже были заперты. И не только там, в монастыре были закрыты абсолютно все двери, куда бы мы не пытались войти. Определенно, день был не наш.

Как-то взгрустнулось: нам не удалось подняться на стены, ни на башню, не получилось ни зайти внутрь церквей, ни посмотреть музейные экспозиции.

Какое-то время мы бесцельно походили по территории. Неприятное для жителей мегаполиса полное безлюдье и некомфортная погода своим сырым холодом буквально выдавливали нас отсюда. Если бы не ветер, то тишина, наверное, стояла бы просто пугающая. И мы ушли.

Для себя решили: Борисоглебский монастырь — это то место, куда непременно нужно съездить еще раз, но только тогда, когда тепло.

Фотографии С.М. Прокудина-Горского

Жил в начале XX века в Санкт-Петербурге некто Сергей Михайлович Прокудин-Горский и было у него увлечение — фотография. Причем снимки он делал цветные. И это за полвека до изобретения цветного фото! Каждая фотография запечатлевалась тремя камерами с разными светофильтрами на три отдельных стеклянных пластины.

Читайте также:
Фотографии Телевизионной башни Токио

Однажды в его жизни наступил звездный час — его работы увидел сам Николай II. Хозяин земли русской поручил ему сделать снимки всей империи. Закипела работа, да тут неожиданно грянула революция. Фотограф, подхватив семью и часть снимков, бежал за границу. В конце концов, нужда заставила его продать коллекцию Библиотеке конгресса США, где о ней надолго забыли.

А когда вспомнили, то чуть не попадали в обморок от счастья: на фотографиях виды городов, какими они были сто лет назад! Да в истинном цвете! С подробными деталями! На них исчезнувшие ныне здания, разрушенные храмы…

На видео то, как выглядел Борисоглебский монастырь Ярославской области сто лет назад и те самые, весом в добрый центнер, вериги преподобного Иринарха.

Борисоглебский монастырь

Фото и описание

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.

В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.

В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.

Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.

Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.

Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.

Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.

Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.

Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.

За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.

В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.

В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.

С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.

В 1954 г. музей закрыли, но в 1961 г. его снова открыли, он занял всю территорию монастыря. Были начаты реставрационные работы, которые возвратили памятникам, искаженным перестройками 18-19 вв., их первоначальный облик. С 1994 г. территория монастыря делится между Православной Церковью и музеем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: