Успенский собор в Смоленске
Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.
Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.
В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.
Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.
Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска
Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.
История Успенского собора
Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).
Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.
В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136–1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.
Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.
В 1674–75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.
Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.
Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.
В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.
В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.
Иконы Успенского собора в Смоленске
В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.
Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.
Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.
Как добраться
До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.
Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева».
Вам подойдут следующие маршруты:
- автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
- маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.
От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.
От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.
Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».
Вход в Успенский собор на Google панорамах:
Видео об Успенском соборе в Смоленске:
Успенский кафедральный собор в Смоленске
Смоленский кафедральный собор — один из самых почитаемых храмов России. Он возведен в память о героической обороне города (1609–1611 гг.).
Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Церковь Владимира Мономаха
Храм на этом месте располагался с 1101 года. Он был заложен еще Владимиром Мономахом и был первым памятником монументального зодчества на Смоленщине. Однако в Смутное время при взятия города штурмом после 20-ти месячной осады польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе), и верхняя часть храма рухнула. Под обломками погибли укрывшиеся в церкви жители. В дальнейшем поляки соорудили над порушенным храмом деревянное перекрытие и устроили в нем костел.
История строительства собора
После возвращения Смоленска Московскому государству собор решили не ремонтировать, а разобрать и построить новый. Строительство растянулось более чем на 100 лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.
Для руководства работами из Москвы прислали зодчего Алексея Королькова. За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. Спустя 16 лет под руководством архитектора А.И. Шеделя здание достроили: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера — С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас — настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.
Современный вид собора
В 1740 году собор освятили. Однако через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. Теперь собору нужна была реконструкция верхних сводов и капитальный ремонт. Сама Екатерина II прислала 11 900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели масштабную реконструкцию.
Архитектор Петр Обухов убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола он установил деревянный. В 1772 году храм приобрел тот облик, в котором мы знаем его теперь. Он соединил в себе черты древнерусской архитектуры и украинского барокко. На его фасадах — обилие барочного декора, а интерьер — это наполненное светом и воздухом огромное пространство.
XIX и XX века оказались для собора непростыми. Собор чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».
Чудотворная икона «Одигитрия» и другие святыни
Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Эти мастерские славились своим искусством вышивания. Плащаница была даром княгини Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году французы попытались вывезти её во Францию. Однако смоленские партизаны захватили наполеоновский обоз и вернули ценности.
Ежегодно тысячи путешественников и паломников посещают этот храм, один из самых почитаемых в России. Успенский кафедральный собор в Смоленске — выдающийся памятник барочной архитектуры, по красоте убранства занимает одно из первых мест в Европе.
Успенский кафедральный собор в Смоленске
Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.
История собора
После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.
При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.
Строительство нового собора
Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.
Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.
В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.
Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.
Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.
Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.
В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.
Современный вид собора
Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.
Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.
В соборе 3 святыни:
- чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигрия»;
- сандалии святого воина Меркурия;
- золотая тканая плащаница .
Также в стенах храма хранится годуновский список.
Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.
Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.
Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.
Чудотворная икона Одигитрия
В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.
Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.
Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.
Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.
Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.
Соборная колокольня
Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.
Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.
Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.
Детинец на Соборной горе
Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.
Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.
Как добраться самостоятельно
К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.
Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.
Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.
Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.
Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.
Свято-Успенский кафедральный собор
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk
Настоятель: иерей Владислав Баган
Священнослужители:
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр
протодиакон Игорь Маллер
протодиакон Игорь Пешков
протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин
Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Архитектурное устройство собора
В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.
Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.
Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
Внутреннее убранство
Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.
Святыни Успенского собора
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.
Смоленский Успенский собор в Смоленске — подробная информация с фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска
Успенский собор Смоленска – это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.
1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева – Успенский собор, справа – надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле – барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.
2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.
3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.
4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.
7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню – Смоленскую чудотворную икону Божьей матери “Одигитрия”.
8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.
9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).
10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.
11. Деталь декора колокольни.
12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни – обилие белого барочного декора.
13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.
14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: “Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.”.
15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни – Смоленская икона Богоматери “Одигитрия”, сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена “Положение во гроб”.
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас – выдающийся памятник барочной архитектуры.
16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона “Одигитрия”. По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться “Смоленской”.
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери “Одигитрия” (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.
17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора – плащаница “Положение во гроб”. Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей – десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.
23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов–афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.
24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.
25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.
27. Лестница, ведущая из собора. Направо – памятник Кутузову и автостоянка, налево – Большая Советская.
29. За стенами собора.
.
30. Вид на колокольню и Успенский собор.
33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом. Что ещё можно увидеть отсюда?
Успенский собор
Свято-Успенский кафедральный собор – главный православный храм Смоленска и одна из самых почитаемых святынь России. Собор возвышается на вершине Соборной горы и вместе с другими строениями образует очаровательный архитектурный комплекс в стиле «русского барокко» с преобладанием небесно-голубого и белого цветов.
Адрес: Россия, Смоленск, Соборный двор, 5.
Свято-Успенский кафедральный собор – главный православный храм Смоленска и одна из самых почитаемых святынь России. Собор возвышается на вершине Соборной горы и вместе с другими строениями образует очаровательный архитектурный комплекс в стиле «русского барокко» с преобладанием небесно-голубого и белого цветов.
Экскурс в историю
Первый собор был заложен в начале XII столетия (1101) князем Мономахом, дав начало строительству каменных храмов в Смоленске. На протяжении следующих пяти столетий собор был главной религиозной и архитектурной доминантой города, однако ему было не суждено сохраниться до наших дней.
В 1609 году, в самый разгар Смутного времени, город был взят в осаду поляками. Осада продолжалась на протяжении долгих 20 месяцев, но Смоленск успешно оборонялся, несмотря на нехватку продовольствия и воды, а также повальную заболеваемость среди местных жителей. В июне 1611 года неприятель ворвался в город, прорвав слабый участок восточной стены крепости по наводке одного из местных жителей – помощника архитектора смоленской крепости Андрея Дедешина.
Успенский собор. Фото: goldenmiddle.ru
Поляки взорвали находившиеся в толще Сборной горы погреба с запасами пороха (по другим историческим источникам, порох хранился в самом храме), и верхний ярус собора обрушился, похоронив под своими руинами прятавшихся от неприятеля горожан и защитников Смоленска. В последующем поляки сконструировали над руинами деревянное перекрытие и переоборудовали храм в костел.
После освобождения города храм решили не восстанавливать, а построить на его месте новый. Во второй 1674-1675 собор был разобран до основания. В 1676 году был утвержден план строительства нового Успенского собора. Вскоре в город прибыл московский архитектор А. Корольков. В 1976 году начались строительные работы. В 1728 году, согласно некоторым источникам, место главного архитектора занял Антон Шедель – сын обрусевшего немца Иоганна Шеделя, автора дворцов Меньшикова в Петербурге и Ораниенбауме. По другим источникам, архитектором все же выступал Шедель старший. Именно с приходом мастера немецкого происхождения строящийся храм приобрел черты западного барокко. Собор был освящен в 1740 году, однако фактически строительные работы продолжались в последующие три десятилетия.
Внутреннее оформление. Фото: smoldigest.ru
Буквально в первые несколько лет после завершения возведения собора в его сводах и куполах стали появляться опасные трещины, угрожавшие целостности всего сооружения. Вскоре тесовая деревянная крыша была заменена на жестяную. К 1750 году купол обрушился. Главы храма были перестроены по проекту архитектора Петра Обухова: большой купол из каменного стал деревянным, а вместо семи глав были выстроены пять в традициях русского зодчества. Также вскоре была пристроена колокольня и теплый Богоявленский собор. Капитальный ремонт был проведен на частные пожертвования горожан и меценатов.
Это кажется невероятным, но Смоленский собор выстоял и в русско-французскую войну 1812 года, и в кровавые революционные годы, и даже в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, который был поражен красотой святыни, к храму была представлена круглосуточная охрана. В постреволюционный период в Успенском соборе был открыт Музей атеизма, что также уберегло его от сноса. В 1941 году в ходе немецкой оккупации города храм вновь усиленно охранялся по распоряжению генерала Гудериана.
Ради чего стоит посетить собор
Свято-Успенский собор – одно из самых высоких исторических сооружений Смоленска. В его комплекс входят палаты, каретные корпуса и колокольня. Настоящая гордость храма – 30-метровый иконостас, в лучших традициях русского православия отделанный драгоценной позолотой и искусными узорами. В соборе хранится несколько старинных икон, сандалии Святого Меркурия и шитая пелена «Положение во гроб» – все святыни уникальны и действительно заслуживают внимания. А еще Успенский собор Смоленска стоит на вершине горы и сам по себе является отличной обзорной площадкой, с которой открывается замечательная панорама Днепра, Смоленской крепости, исторических и новых кварталов.
Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Содержание
- 1 История
- 2 Святыни
- 3 Престольные праздники
- 4 Фото
- 5 Видео
- 6 Как добраться
- 7 Паломнику
История [ править ]
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Святыни [ править ]
Главная святыня собора – Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма. У левого опорного столба находится другая святыня – плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г. Икона прп. Серафима Саровского – стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г. Большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.