Соборы Стамбула

8 самых посещаемых и знаменитых соборов Стамбула

До того времени, когда Константинополь был завоеван турками, в городе было очень много храмов и соборов, принадлежащих различным конфессиям и течениям церкви.

Многие народы – греки, армяне, генуэзцы – имели свои соборы, отличающиеся архитектурными особенностями и уставами. В Стамбуле существует множество духовных мест, мы выделили 8 из них, самых красивых и невероятных.

Получите больше информации о знаменитых соборах Стамбула, прочитав статью представленную ниже.

Святой Софии (Айя-София)

Самый главный собор Стамбула, его гордость и краса, символ туризма, находится в старинном районе города – Фатих. Многие века он считался по праву самым большим в Турции.

Согласно легенде, именно здесь принимала крещение княгиня Ольга, а много лет спустя ее внук – князь Владимир, – посетив Собор, также принял христианство. Существует еще одна легенда, что одна дверь сделана из досок Ноева ковчега. Сегодня собор Святой Софии в день посещает не менее 80 тысяч посетителей. Рядом с собором расположен красивейший парк Гюльхане и главные достопримечательности города: дворец Топкапы и Голубая мечеть Султанахмет.

  • Адрес: Istanbul, Cankurtaran Mh., Soguk Çeşme Sk 14-36.
  • Телефон: +90 (212) 522-17-50.

Великомученика Георгия (Айя-Йорги)

Это строение считается одной их жемчужин стамбульской архитектуры, находится в старейшем районе Стамбула – Фанар. В Айя-Йорги (Святой Георгий) совершает богослужения сам Великий Патриарх Константинопольской Православной церкви.

Здесь можно встретить поистине уникальные церковные реликвии. Например, древнейшую икону, которую случайно обнаружили во время раскопок на территории Храма Айя-София. Еще одна реликвия, которую можно увидеть собственными глазами – фрагмент мраморного столба, к которому, по преданию, был прикован Иисус Христос во время распятия, и кольцо, к которому привязывалась веревка.

К кольцу можно приложить ладонь и помолиться. Есть еще одно поверье, связанное с этим храмом – сюда приходят женщины, отчаявшиеся забеременеть. Добираясь до этого Храма, можно сказать водителю «Фанар» или «Патриархат» — и водитель доставит вас прямиком в нужное место.

  • Адрес: Istanbul, Yavuz Sultan Selim Mh.
  • Время работы и проведения богослужений – с 8.30 до 17 часов.
  • Добраться можно автобусами № 14, 28.

Святого Антония Падуанского

Когда-то на его месте располагалась другая церковь, выстроенная в середине 18 века, но она была снесена – в районе прокладывались трамвайные пути и церковное строение стояло как раз на пути будущего маршрута трамвая. Позже здание было отстроено снова, чуть южнее того места, где оно стояло ранее.

Этот католический собор является в Стамбуле самым большим и значимым. Службы (мессы) здесь проводятся на итальянском (по субботам с 19 часов), на английском (воскресные, с 10 часов) и на турецком (по вторникам с 11 часов).

  • Адрес: Istiklal Caddesi, Galatasaray, Beyoğlu.
  • Телефон: +90 (212) 244-09-35.

Сурп Киркор Лусарович

Самое любопытное во всем то, что этот собор – православный. Хотя православных среди армян можно встретить не так уж много. Собор построен в середине 15 века и является самым старым армянским церковным строением на территории Стамбула.

Купол имеет коническую форму, что весьма типично для армянской архитектуры. А внутри можно отыскать остатки древней церкви, построенной когда-то на этом месте, изначального храма.

Внутренние помещения освещаются слабо (как и в других армянских храмах), свет поступает только из нескольких узких окон.

Сакызагаджы Сурп Асдвазазин

Еще одно здание армянской епархии было выстроено в района Бешикташ ближе к концу 19 века. Помимо основного алтаря, который посвящен Деве Марии, внутри имеется еще 4 алтаря – над ними трудились знатные римские мастера, расписывая его и выкладывая мозаикой.

Святых Петра и Павла

Уникальный средневековый храм, сохранившийся до наших дней. История этого церковного здания не менее любопытна.

Монахи доминиканского ордена, проживающие здесь, в 15 веке остались без крова из-за приказа султана Байязида, который повелел храмовый комплекс перестроить в мечеть (сегодня эта мечеть известна туристам как Арабская). Однако монахам удалось получить крохотный участок земли неподалеку от Галатской башни (с нее открывается удивительный вид на величественные мосты Стамбула), где и была построена небольшая деревянная часовня, а чуть позднее было возведено здание из камня.

Сегодня это место требует большой реставрации и кропотливой работы по восстановлению внутреннего убранства и предметов церковной утвари. Рядом находится небольшое кладбище, где захоронены члены богатых и родовитых французских семейств.

Святого Феодора

Поздневизантийская церковь, сохранившаяся в Стамбуле практически в первозданном виде. Сегодня он превращен в мечеть Килисе-джамии (Vefa Kilise Camii).

Судя по кирпичной кладке и некоторым архитектурным особенностям, возведен он в 12 веке. После реставрации в 30-х годах 20 века были очищены от штукатурки византийские фрески и мозаики.

  • Адрес: Kalenderhane Mh., 34134 Istanbul.
  • Добраться можно на трамвае TR 1 (остановка Университет Лалели).

Святого Андрея в Крисе

Находится в районе Фатих (может быть полезной статья о районах Стамбула). Впервые упоминается в документах 8 века как монастырь, а затем собор Андрея в Крисе. Первоначально был назван в честь святого Андрея Первозванного, но позже сюда были перенесены мощи святого Андрея Критского и его переименовали.

После долгого запустения был восстановлен в 13 веке, а в 15 веке превращен в мечеть. В османский период здание перестраивалось и реставрировалось, комплекс был дополнен различными пристройками (в том числе медресе и фонтаном).

Стамбул примечателен тем, что в нем можно найти церкви, храмы и соборы, построенные в разное время, отличающиеся друг от друга архитектурными особенностями своего времени, а также уникальными мечетями, рынками, музеями и достопримечательностями, хранящие в себе традиции и дух Востока. Стоит совершить прогулку по этим удивительным местам ради того, чтобы прикоснуться к вещам, несущим в себе всю многовековую историю.

Церкви Стамбула

Собор Святой Софии (Ayasofya Camii)

Редко встретишь место, где так ощущается история. Когда входишь в собор, поражает сочетание великолепия и благоговения. Здесь было сердце византийского Константинополя; это необыкновенное сооружение — отражение самого Византия.

Эту церковь император Юстиниан освятил в 537 г. в честь Святой Софии, Премудрости Божией. Сейчас мы видим третью из построенных на этом месте церквей. Первые две уничтожил огонь.

С архитектурной точки зрения здание Айя Софии невероятно сложное. Огромный, не очень глубокий купол оказывает колоссальные конструктивные нагрузки. На протяжении долгих веков жизни собора всегда существовал риск его обрушения в результате землетрясений. Нагрузки компенсируют массивные контрфорсы. В 1204 г., когда крестоносны грабили Константинополь, они вынесли из собора все, что смогли. Под властью крестоносцев Айя София была римско-католическим собором. В XV в. Константинополь окончательно пришел в упадок, а с ним и собор. Последнее христианское богослужение состоялось в нем в 1453 г., за день до взятия города турками.

Читайте также:
Аэропорт Апатиты Хибины. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

Войдя в город, возглавлявший завоевателей султан Мехмед II направил коня к собору Святой Софии и приказал немедленно переоборудовать его в мечеть. Тогда же, в ближайшую пятницу сюда явились для молитвы первые мусульмане. Вскоре были пристроены минареты, добавлены михраб и минбар, окончательно завершив преобразование. Сначала возвели кирпичный минарет, три других, из камня, построил в XVI в. архитектор Мимар Синан. В эпоху Османской империи здание было в прекрасном состоянии: сменявшие друг друга султаны заботились о реставрации.

Мозаики Святой Софии заштукатурили, что помогло им сохраниться до наших дней.

В 1934 г. мечеть стала музеем. При входе обратите внимание на гигантские, покрытые бронзой двери времен Юстиниана. От работы по камню в нефе захватывает дух, особенно хороши фантастические колонны из красного порфира и темно-зеленого змеевика, добытого в Фессалии специально для собора. Большая часть порфира, должно быть, из Египта — только там добывали вулканический мрамор. Но, возможно, что колонны взяты из другого сооружения, более ранней постройки. Они увенчаны прекрасными капителями с акантом. При возведении церкви использовали редкие, дивной красоты разновидности мрамора.

На верхнем уровне сохранились несколько мозаик, в частности замечательная Дева Мария с младенцем Христом на коленях. И все же самые изумительные — на галереях-хорах, куда можно подняться по пандусу. Во время службы там находились члены императорской семьи и придворные. Самая знаменитая мозаика на хорах — Деисус, с изображением Христа в центре, Девы Марии и Иоанна Крестителя — по обе стороны от него.

Возле собора — увенчанные куполами гробницы времен Османской империи.

Святая София, Ayasofya Camii, Sultanahmet. Открыто: вт—вс 9.00-16.00. Закрыто: пн. Вход — платный, со стороны Ayasofya Meydani (западная сторона), напротив Голубой мечети.

Церковь Святой Ирины (Aya Irini)

Просторная, спокойная базилика, вторая по величине после собора Святой Софии. Стоит в первом дворе дворца Топкапы. В ней царит райская тишина. Ее название переводится как «Божественный мир». Современная постройка датируется VI в. Янычары, военная элита, охранявшая султана, использовали ее в качестве арсенала. Сейчас здесь проводят выставки и концерты, особенно часто — во время Стамбульского фестиваля. В храме прекрасная акустика.

Aya Irini Muzesi, рядом с входом во дворец Топкапы. Открыта только во время культурных мероприятий.

Храм Святого Стефана Болгарского (Bulgar Kilisesi)

Замечательная церковь, целиком выполненная из железа. Отдельные конструкции сделали в Вене в 1871 г., затем по Дунаю и Черному морю перевезли в Стамбул и собрали. В ней до сих пор регулярно собирается небольшая болгарская община.

Находится на западном берегу бухты Золотой Рог, которая так нравится туристам, что, несомненно, усиливает притягательность храма.

Вокруг церкви — огороженный садик с домиком сторожа, который охотно откроет храм за небольшое вознаграждение.

Mursel Pasа Caddesi, Fener. Открыта всегда, если сторож на месте. Вход свободный, но следует все же оставить сторожу немного денег.

Базилика Святого Иоанна Студиона (Imrahor Camii)

Эмир Ахор Джами — это руины старейшего христианского памятника. Строительство церкви завершили в 463 г. Несмотря на свое бедственное состояние, она по-прежнему производит впечатление, войдите в огороженный стенами дворик. Когда-то церковь была центром монастырской общины в 1000 человек.

Imam Asir Sokak, неподалеку от замка Йедикуле (Семибашенный замок). За информацией о посещении лучше обратиться в дирекцию Музея Святой Софии.

Церковь Христа Спасителя в Хора (Kariye Camii)

Карие Джами, вторая по значимости после собора Святой Софии византийская церковь Стамбула, также стала музеем. Здесь можно увидеть мозаики и фрески, считающиеся лучшими образцами византийского искусства. Церковь стоит в очаровательном саду. Покой этого места нарушают лишь несколько сувенирных лотков.

Слово «хора» означает «пригород», «загородная местность». Раньше церковь располагалась за городскими стенами. Она невелика, и можно хорошо рассмотреть фрески и мозаики, так как они находятся близко. Работы мастеров XIV в. и сейчас в прекрасном состоянии благодаря реставрации.

Мозаики рассказывают историю жизни Девы Марии и Иисуса Христа — от рождения до смерти — с удивительными подробностями. Одна из сцен — Иосиф упрекает Марию, когда, вернувшись из путешествия, находит ее беременной. На другой — во сне его успокаивают: жена сказала о зачатии правду.

Поразительны сцены искушения Христа и чудес, им совершенных, особенно хождение по водам, превращение воды в вино и насыщение 5000 голодных. Удивительно и воскрешение из мертвых, где Христос выводит из могил Адама и Еву.

Недалеко от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi). Открыто: ср—пн 9.00-17.00. Закрыто: вт. Вход платный.

Церковь Святых Сергия и Вакха (Kusuk Ayasofya Camii)

Эта красивейшая из древних византийских церквей была переоборудована в мечеть в XVI в. Она расположена в старинном квартале, где сохранились деревянные дома с нависающими резными балконами. Ее называют Малой Айя Софией. Строительство церкви завершили во времена Юстиниана, в 527 г., еще до возведения собора Святой Софии, который, как считают, на нее похож.

Внутри стоит подняться на хоры, чтобы увидеть их убранство. Посмотрите в окно на заросшее кладбище, и вы забудете, что находитесь в городе.

Kucuk Ayasofya Caddesi, Sultanahmet. Открыто: постоянно, как и все действующие мечети. Вход свободный.

Действующие церкви и храмы Стамбула: описание, фото, где находятся

Автор: Татьяна Турецкая

Мы с мужем Дмитрием более 9 лет живем в Анталии. Надеюсь эти статьи и наш опыт путешествий окажутся полезными. Информация регулярно обновляется. Поэтому смело задавайте вопросы в комментариях и на телеграм канале.

Согласитесь, не каждый турист, приезжая в мусульманскую страну, задаётся целью посмотреть церкви. Не отрицаю и тот факт, что такие люди есть, а церкви в Стамбуле достойны внимания: греческие, армянские, итальянская, болгарская и даже русская собрались в списке ниже.

Церкви Стамбула — духовная сторона многогранного города

До 15 столетия Константинополь (или Царьград) был столицей Византии. После прихода в те места турок-сельджуков во главе с султаном Мехметом Фатихом последняя христианская святыня на Востоке перешла в руки мусульман. Произошло это в 1453 году. Предводитель турок, прозванный за свой подвиг Завоевателем, переименовал Константинополь в Стамбул, сделав город столицей империи Османов.

Большая часть православных соборов стала мусульманскими мечетями. И лишь немногие оставшиеся в Стамбуле храмы напоминают сейчас о христианском прошлом бывшей турецкой столицы.

Превращенные в мусульманские религиозные сооружения византийские соборы сегодня активно используются адептами ислама.

Из них выделяются мечети:

  • Мустафы-паши (в прошлом храм святого Андрея в Крисе);
  • Санджактара Хайреттина (бывший монастырь Гастрия);
  • Кефели-джамли (собор Святого Николая);
  • Каленжерхане (храм Богородицы Килиотиссы);
  • Фенари Иса (монастырь Липса рядом с церковью Святого Иоанно Предтечи).

В Стамбуле находятся сохранившиеся с древности источники. Археологи объясняют их наличие пролегающими под городом водоносными слоями. Эти места считаются историческими памятниками. Некоторые из них действующие, другие же давно заброшены.

Читайте также:
На 3 года регистрация гражданин узбекистана 2021 законы

В прошлом жители Царьграда считали источники волшебными, веря в их живительную силу. В современном Стамбуле особо выделяются две таких святыни.

Каждый год здесь проходит крестный ход.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г. Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер. Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке. Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.

В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

Церкви-музеи в Стамбуле

Некоторые святыни православной религии, оставшиеся со времен Византии, больше не используются по прямому назначению. Учреждения превратились в музеи, открытые для посещения и доступные для проведения туристических экскурсий.

Мечеть Айя-София (Aya Sofia Cami)

Грандиозная константинопольская православная святыня — Собор Святой Софии — после завоевания Царьграда стала главной стамбульской мечетью. После падения Османской империи религиозное заведение приобрело статус музея. Произошло это в 1935 г.

Возвел храм византийский император Юстиниан в 530-х годах. До сооружения римского Собора Святого Петра константинопольская постройка считалась самым большим христианским храмом. Купол Софийского Собора равен 31 метру в диаметре. Высота здания составляет 55 м 60 см.

Достопримечательность открыта для посещений с 9 до 19 часов летом. Зимний режим работы — 9.00-17.00. Билет стоит 60 лир. Дети, не достигшие восьмилетнего возраста, входят в музей бесплатно.

Церковь Святой Ирины (Aya İrina)

Временем основания святыни считается 4 столетие. Возведено религиозное учреждение при императоре Константине Великом, первом правителе Византии. Предание гласит, что останки основателя помещены в саркофаг, находящийся в храме.

Сама Айя –Ирина ныне размещается на территории дворцового комплекса Топкапы, во времена Османской Империи служившего резиденцией султанов. В начале прошлого века сооружение стало музеем. В течение последних 40 лет там также проводятся музыкальные фестивали (раз в год).

Церковь работает ежедневно с 9 до 17 часов. Выходной — вторник.

Монастырь Хора (Hora Manastırı)

Православная святыня, на территории которой расположился храм Христа Спасителя в Полях. С середины 20 столетия (1948г) это место превратилось в достопримечательность, известную у туристов как музей Карие. После взятия Царьграда в 15 веке иконы, находившиеся в христианском святилище, были замазаны, а само учреждение превратилось в мечеть.

Возрождение Хоры произошло только после падения империи Османов. Желающие посетить музей и соприкоснуться с частью византийской истории могут сделать это ежедневно, с 9.00 до 17.00.

Мечеть Фетхие (Fethiye Cami)

Обращенная в мусульманскую святыню Церковь Богородицы Паммакаристы (т. е. Радующейся) является одним из крупнейших памятников византийской эпохи в Стамбуле. Главную ценность этого собора представляют многочисленные мозаики. В основном здании до сих пор действует мечеть. Южная часть постройки превращена в музей.

Правила посещения

Православные соборы турецкого мегаполиса, расположенного на берегах Босфора, составляют часть культурного наследия города. Побывать в этих местах рекомендуется всем приезжающим в Стамбул путешественникам.

Однако перед планированием визита нужно обратить внимание на требования, предъявляемые к посетителям религиозных учреждений:

  1. При входе в здание лучше выключить мобильные устройства.
  2. Следует избегать ярких кричащих нарядов. Лучше одеться как можно скромнее.
  3. Даже в жаркую погоду не рекомендуется заходить в храмы в чересчур открытых, платьях и топах, предназначенных для пляжного отдыха.
  4. Нельзя громко разговаривать и шумно выражать свои эмоции.

Правила посещения храмов лучше соблюдать не только при нанесении визита в действующие религиозные учреждения. Эти требования касаются и входа в места, ныне являющиеся музеями. Несмотря на то, что там не действуют строгие церковные уставы, одеваться и вести себя все же желательно соответственно месту и цели визита.

Заключение

Крупнейший мегаполис Турции может похвастаться обилием исторических памятников, относящихся к христианской эпохе в истории города. Многие из сохранившихся православных храмов Стамбула работают и в настоящее время. Некоторые религиозные сооружения стали музеями, открытыми взору туристов.

Древние монументы христианской эпохи давно заняли почетное место в числе городских достопримечательностей. Их посещение станет ярким воспоминанием для каждого туриста, независимо от вероисповедания.

Знаете ещё красивые церкви, но в списке их не нашли? Дополните меня в комментариях.

Мечети Стамбула: Михримах Султан в Эдирнекапы и в Ускюдар, история, время работы, как доехать

Читайте также:
Най Харн, Пхукет: обзор пляжа с фото, отели и как добраться

Пешеходная улица Истикляль в Стамбуле: расположение на карте, фото, магазины, отели

Мечеть Ортакёй в Стамбуле: история, где находится и как доехать

Сколько и какие аэропорты в Стамбуле: описание, на карте, как узнать в какой прилетает самолёт

Турецкая баня Хаммам: что нужно для посещения, польза и вред, фото

Смотровые площадки Стамбула и как до них добраться, расположение на карте

Завоевание вместо Мудрости

Что теряет мир от превращения Айя-Софии в мечеть?

Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.

Новость о перемене статуса Айя-Софии за пределами Турции встретили с печалью, а в Стамбуле отмечали массовой молитвой

Новость о перемене статуса Айя-Софии за пределами Турции встретили с печалью, а в Стамбуле отмечали массовой молитвой

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

Собор-музей Святой Софии (Премудрости Божией в христианской традиции) в Константинополе-Стамбуле снова становится мечетью. Это мало кого радует в мире, поскольку превращение одного из главных символов культурного наследия человечества в заложника политических амбиций — плохой знак. Политика от таких подходов если и выигрывает, то ненадолго, а вот наследие, как правило, проигрывает. Вместе с человечеством.

Запоминается результат

Анализировать турецкие внутриполитические расклады вкупе с тактическими и стратегическими целями президента Реджепа Эрдогана — дело специалистов по политической конъюнктуре. Не буду этим заниматься, но оговорюсь: у большой истории — другая логика, она проста и неумолима. Сиюминутные тактические выигрыши политиков обесцениваются назавтра, заслоняются новыми комбинациями, забываются. А ценности вневременные — то, собственно, что и зовется Всемирным наследием, — живут своей долгой жизнью.

В конце концов, любой объект Всемирного наследия, практически любое заметное произведение мировой художественной культуры в свое время тоже имели политический контекст и подтекст. Но эти контексты и подтексты в наши дни интересны историкам и иным специалистам; а миллионы людей восхищаются Парфеноном, Ангкор-Ватом в Камбодже или церковью Вознесения в Коломенском, не вдаваясь в подробности политических и иных амбиций их создателей и заказчиков.

Причем это касается не только созидания, но и разрушения: никого не волнуют амбиции, чувства и мотивации геростратов — запоминается результат.

Поэтому, если абстрагироваться от политических дел сегодняшней Турции, ответ на вопрос, что происходит в Стамбуле, коль скоро музейный собор Святой Софии вновь делают мечетью, каковой он пребывал до 1934 года, прост.

Мечетей в Стамбуле и так хватает — Айя-София станет 3272-й по счету.

Дело в другом. Президент Реджеп Эрдоган, а также его сторонники и избиратели повторяют, воспроизводят, переживают заново захват Константинополя в 1453 году. И присвоение — точнее сказать, перекодировку — главного символа и духовного центра захваченного города. С той разницей, что в отличие от 1453 года в 2020-м Святую Софию некому защищать.

В мировой истории подобная перекодировка происходила не раз и не два: победители осваивали и присваивали культурные и духовные символы побежденных. То есть ставили их себе на службу.

Можно вспомнить и церковь Святой Женевьевы в Париже, обращенную победившими французскими революционерами в 1791 году в «храм Отечества», и тот же Парфенон, побывавший и христианской церковью, и мусульманской мечетью. Да и превращение православных храмов в России после 1917 года в храмы нового советского «культа» — дома культуры и школы — явление того же порядка.

В России, кстати, история со Святой Софией принимается близко к сердцу, возможно, еще и потому, что после 1917 года победители-большевики проделали с Москвой очень похожее на то, что завоеватели 1453 года — с Константинополем.

Второй и Третий Рим

Виды Стамбула. Старинные золотистые мозаики с изображением Иисуса Христа в главной мечете Стамбула – Айя-Софии

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Виды Стамбула. Старинные золотистые мозаики с изображением Иисуса Христа в главной мечете Стамбула – Айя-Софии

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

С тех пор как старец Филофей, монах Спасо-Елеазарова монастыря, затерянного меж лесов и болот неподалеку от Пскова, сформулировал теорию «Москва — Третий Рим, а Четвертому не бывать», наши соотечественники беспрестанно сопоставляют судьбы, образы и черты Рима, Константинополя и Москвы.

Параллели, безусловно, прослеживаются (это большая отдельная тема, не будем в нее здесь углубляться). Но удивительно вот что: отслеживая те или иные отдельные похожие черты устройства Второго и Третьего Римов, Константинополя и Москвы, историки поразительным образом проходят мимо сходства их исторической судьбы.

Остановлюсь на некоторых. Как известно, Константинополь был захвачен турками в 1453 году и превращен из столицы Византийской империи в столицу империи Османской. Но объявить чужую столицу своей и действительно сделать ее таковой — совсем не одно и то же. Захваченный турками город был визуально чужим и чуждым. Всюду высились купола христианских храмов, кресты, мемориальные колонны императоров. Это была иная слава, иная история, иная философия, овеществленная в камне. И эти камни говорили. Туркам потребовалось почти полтора столетия, чтобы перекодировать захваченный город на свой манер. Напомним вкратце, что они для этого сделали.

Как в Германию пришла мода на свержение памятников

Они закрыли почти все христианские церкви города. Главную святыню Константинополя — собор Святой Софии — превратили в мечеть, пристроили к ней минареты — так, чтобы храм и внешне напоминал мечеть. То же превращение пережили десятки больших и малых городских церквей и монастырей. При этом десятки храмов, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты города, были снесены до основания. На их месте выросли мечети. Колонны императоров были низвергнуты. Греческие названия улиц, площадей и районов города заменены турецкими. И, наконец, само имя Константинополя было стерто с географических карт, уступив место Стамбулу.

Нам это ничего не напоминает? Не Москву ли преобразовывали подобным образом из первопрестольного града Российской империи в столицу мирового коммунизма? С той, впрочем, разницей, что на перекодировку большевикам понадобилось не 150, а каких-нибудь 15–20 лет. Напомним вкратце, что они для этого сделали.

Закрыли почти все православные церкви города. Главный храм города — храм Христа Спасителя — взорвали, чтобы построить на его месте символ нового коммунистического мира — Дворец Советов. Десятки церквей были перестроены до неузнаваемости — с них снимали кресты, сносили колокольни и главы, сбивали декор, отламывали апсиды — так, чтобы здание ничем уже не напоминало православный храм. Десятки других церквей и монастырей, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты, были снесены. На их месте построены рабочие клубы, школы и другие источники «пролетарской культуры». Монументы императоров были низвергнуты. Старинные названия улиц, площадей и районов были заменены советскими. Вот только имя Москвы все же не было стерто с географических карт — хотя вопрос о переименовании ее в Сталинодар некоторое время обсуждался, но до решения не дошло…

Читайте также:
Как добраться до Измайловского Кремля в Москве

Параллель эта, как и любая другая, в какой-то мере условна. В самом деле, Москву в 1917 году захватывали не иноземные завоеватели. Но то, что к власти в стране пришли люди, желавшие построить в ней принципиально иную цивилизацию,— несомненно.

Как и в Константинополе в 1453 году. И мечеть Айя-София стала символом этой новой цивилизации, построенной на руинах прежней.

Так что в главном, цивилизационном смысле все Римы пали — без исключения.

Прорыв и срыв

Собор Святой Софии с изображением Богоматери с младенцем под куполом

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Собор Святой Софии с изображением Богоматери с младенцем под куполом

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В 1934 году, когда в Москве строители новой цивилизации ломали Сухареву башню, Кемаль Ататюрк, великий преобразователь Турции, превратил мечеть Айя-София в музей. Вновь оставляю в стороне европейские и турецкие политические расклады и тактические расчеты 1934 года — с большой временной дистанции этот акт выглядит мудрым шагом в области культурной политики, предвосхищавшей многие тренды последней трети ХХ века.

Тут было видение. Когда культуру и ее памятники перестают делить, ее начинают приумножать. В новом музее соседствовали и христианские, и мусульманские религиозные артефакты. Ататюрк фактически объявил Святую Софию объектом общего, Всемирного наследия — за несколько десятилетий до появления соответствующей Конвенции ЮНЕСКО (она была принята в 1972 году). И миллионы людей во всем мире, ценящих культуру и наследие, до сих пор признательны Ататюрку и Турции за этот шаг.

Поэтому, кстати, так болезненна реакция в самых разных странах — от Греции до Франции — на турецкий шаг в обратном направлении. Историческая память сильна, и покушение на нее вызывает подлинную боль. И насколько решение 1934 года до сих пор выглядит прорывом в будущее, настолько же решение 2020 года кажется срывом в архаику.

Президент Эрдоган сегодня называет превращение Святой Софии в мечеть исправлением «ошибки» турецких властей 1934 года. Увы, исправляется «ошибка», которой следовало бы гордиться.

Пророчество Петроградской коллегии

Разумеется, турецкие власти уверяют мир, что объект Всемирного наследия не понесет никакого урона. «Пусть никто не волнуется, мы продолжим сохранять Айя-Софию как сокровище, ее культурную ценность»,— обещает президент Турции. Его официальный представитель Ибрагим Калын добавляет даже, что представители всех религий, в том числе и православные христиане, смогут беспрепятственно посещать собор Святой Софии, где будут сохранены все христианские фрески и мозаики.

Но «нейтральный» статус музея (а музейное использование для столь древнего и почтенного здания, несомненно, самый лучший вариант) предполагает равные права и равные возможности для всех конфессий или социальных групп.

Как только музей превращается в мечеть, неизбежно возникают первые среди равных.

(Надо заметить, что именно этим, а отнюдь не антирелигиозными мотивами, был вызван недавний гражданский протест в Санкт-Петербурге в связи с намерениями сделать Исаакиевский собор из музея действующим храмом. И наши власти поступили весьма мудро, остановив реализацию этого намерения.)

Турецкие СМИ уже сообщают о специальной технике освещения, которая позволит сделать христианские фрески, мозаики и символы невидимыми — пока что во время намазов. Для туристов же, которые теперь не смогут осматривать собор во время намаза, будут устроены некие специальные коридоры. Мраморный пол Святой Софии застелют молитвенным ковром. В новую мечеть уже назначены два имама и четыре муэдзина. В общем, Всемирное наследие делается турецким.

И нельзя сказать, кстати, что ко всеобщему ликованию. Хоть Реджеп Эрдоган и заявляет, что исполняет волю 83 млн турецких граждан, в турецкой печати можно встретить и такие оценки: «Что мы, Турция, обретем от этого? Никто не может сказать, что в округе нет другой мечети и людям некуда ходить на намаз… До настоящего времени ни из одной точки мира не поступило заявление: “Молодцы, мы вас поддерживаем…” Дорогие читатели, когда Айя-София превратится в мечеть, вот что нас ждет. Мраморный пол, которому тысяча с лишним лет, будет покрыт коврами, чтобы на них совершали намаз. Местным и иностранным туристам, приезжающим посетить музей, будут на входе указывать на несоответствия внешнего вида. Особенно если будет введен запрет на вход в обуви… Музей Айя-София — чуть ли не машинка для печатания денег для Турции. Это второй музей после Топкапы (старинная резиденция турецких султанов в Стамбуле.— “О” ), который приносит нашей стране больше всего доходов». И тому подобное.

Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма

Оставим без комментариев столь прагматичный подход к защите культурных ценностей. Тут важнее, что гипотетические политические дивиденды представляются турецким властям важнее реальных экономических доходов. И тут снова нельзя не вспомнить Россию, а именно — поистине пророческое обращение Петроградской коллегии по охране памятников старины и сокровищ искусства к Советскому правительству в 1918 году, когда было принято решение о том, что Московский Кремль станет резиденцией новой политической власти: «Опытом установлено, что место пребывания правительства, как место наиболее интенсивной политической жизни, неизбежно влечет за собою гибель многих памятников старины и искусства… занятие Кремля правительством создает чудовищную угрозу целости величайших по своему мировому и исключительному значению памятников».

Все так и сбылось, напоминание тому — пустыри на месте Чудова и Вознесенского монастырей, Малого Николаевского дворца, Дворец съездов на месте старой Оружейной палаты и другие кремлевские утраты…

Критикам нового поворота в судьбе Святой Софии в Стамбуле отвечают, что превращение музея в мечеть — внутреннее дело и суверенное право Турции.

Никто не спорит. Однако нельзя забывать, что Святая София в то же время является объектом Всемирного наследия, Конвенцию о котором подписала и Турция.

А в Конвенции этой, принятой ЮНЕСКО еще в 1972 году, есть такая статья: «Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие… государства, стороны настоящей Конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать».

В списки объектов Всемирного наследия Святая София включалась, будучи именно музеем, так что радикальное изменение статуса требует если не согласования, то согласия ЮНЕСКО.

Однако в эти дни турецкая печать вспоминает иное имя Святой Софии — «Мечеть Завоевания», что не оставляет сомнений в политической подоплеке происходящего. Международное сообщество Турции в вопросе о судьбе Святой Софии, судя по всему, не указ. А между «завоеванием» и «всеобщим наследием» — не просто дистанция огромного размера, а целая пропасть.

  • Журнал “Огонёк” №28 от 20.07.2020, стр. 40
  • Все о Ближнем Востоке подписаться отписаться
  • Деятельность мусульман подписаться отписаться
  • Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) подписаться отписаться
  • Турция и ее отношения с миром подписаться отписаться
Читайте также:
Работа и вакансии в Бангладеш для русских в 2021 году

Обсудить

Собор (мечеть) Святой Софии в Стамбуле: тайны, мистика, история (Ayasofya-ı Kebir Camii)

Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».

Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia — мудрость).

Собор (Мечеть) Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а до 2020 года являлся музеем. Его официальное название звучало, как «Музей Айя-Софья».

Буквально недавно, в июне 2020 г., был поднят вопрос о том, чтобы снова сменить статус Айя Софии на мечеть. Государственный совет Турции аннулировал решение от 1934 года, в котором Святая София становилась музеем. Уже 10 июля, статус собора был изменен, и с июля 2020 года — Собор Святой Софии стал мечетью.

Официально, новое название собора, теперь звучит как Ayasofya-ı Kebir Camii (Мечеть Айя Софья-и Кебир).

Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.

Собор Святой Софии: история возведения

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Собор Святой Софии

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Интерьер собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

15 июля 2020 года, статус музея был снова изменен на мечеть.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Купол собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Читайте также:
Правила тестирования для по русскому языку трудовых мигрантов

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Икона Девы Марии в соборе Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы могли встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно было через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года, кот умер.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Фото собора Святой Софии

Загадки подземелий собора Святой Софии

Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Исторические документы гласят, что для закладки фундамента собора рабочим пришлось вырыть огромный 70-метровый котлован. Также некоторые летописцы утверждают, что подземная часть Айя-Софии испещрена десятками тоннелей и скрывает несколько цистерн, предназначенный для сбора и хранения пресной воды. Вероятно, конструировали их по образу и подобию знаменитой Цистерны Базилика, расположенной вблизи от собора.

С течением столетий подземелья Святой Софии заполнились водой, и добраться в них было очень сложно. Первую попытку совершили американские исследователи в 1945 году. Было решено поставить мощные глубинные насосы и выкачать воду из неизведанных тоннелей. Тщательно разработанный план с треском провалился. Оборудование работало на полную мощность, но уровень воды в подземелье оставался на прежнем уровне. Когда насосы не выдержали и перегорели, американцы свернули неудавшуюся операцию.

Более внушительных успехов удалось добиться турецким исследователям, которые не стали заниматься откачиванием воды, а организовали несколько подводных экспедиций с аквалангами. Последнее погружение специалистов было совершено в 2013 году. Часть информации, полученной из древних летописей, подтвердилась, а часть оказалась преувеличением.

В частности, во время исследования была обнаружена территория, предназначенная для захоронения. Удалось неплохо изучить колодец, расположенный рядом с главным входом в собор, глубина которого составляет 12 метров. Из колодезных недр извлекли фрагменты огромной старинной люстры. В каменных стенах нашли крепкие, плотно закрытые двери. Конечно, отворить их не представлялось возможным. Но существует предположение, что эти двери открывают доступ к цистернам для воды. Подтверждением этой теории служат данные, полученные с мощных сканеров: приборы показали, что под полом колодца и за стенами имеются огромные пустоты.

Еще был тщательно обследован сухой каменный тоннель, который разделяется на две части: первая часть тоннеля – это проход к площади Ипподром, а вторая – ко дворцовому комплексу Топкапы. Подземные коридоры имеют ответвления. Некоторые из них ведут наружу, а некоторые способны завести в тупик.

Собор Святой Софии: видео

Совершить онлайн-прогулку по Собороу Святой Софии вы можете прямо сейчас, вместе с Travel Forever

Собор Святой Софии (Мечеть Святой Софии): как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2021 году

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

В связи с тем, что с 10.07.20 статус Святой Софии был изменен на мечеть, поменялись и условия ее посещения.

Часы для посещения: доступно для посещения постоянно, кроме часов молитвы (Намаза). Для посещения, как и любой мечети, женщинам необходимо прикрыть голову платком.

Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно.

Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Айя София в Стамбуле

27 июня 2021 – последняя актуализация статьи

Новые правила въезда с 1 июня 2021 года
Читайте Коронавирус (COVID-19) в Турции — правила и штрафы для туристов

Чем привлекателен Собор Святой Софии для туристов? Как сюда удобнее всего добираться? Какие часы работы? Сколько стоит билет? Какие архитектурные элементы, мозаики и декор нужно обязательно посмотреть? Читайте ответы в этой статье.

Читайте также:
Где находится Дворец Потоцких. Местоположение дворца Потоцких на карте Льва и описание

Главная новость!

Решением Президента №2729 от 10.07.2020 Собор Святой Софии перешёл в ведение Управлению по делам религий и стал действующей мечетью.

Изменились часы работы, вход стал бесплатным, есть изменения в интерьере. Подробности обо всех изменениях и обзор текущей ситуации (июнь 2021 года) читайте ниже в этой статье.

Краткое описание достопримечательности

Собор Святой Софии (Айя София) построен в 537 году по заказу императора Юстиниана I. Почти 1000 лет он был самым большим христианским храмом в мире. Он стал главным шедевром византийской архитектуры и прообразом для имперских мечетей Османской империи, например Голубой мечети или Сулеймание.

По итоговым статистическим данным 2019 года Собор Святой Софии посетили 3 727 361 турист, и сейчас это самая посещаемая достопримечательность Стамбула и Турции.

Собор имеет центральную часть из трёх нефов. Первый центральный неф расположен под главным куполом высотой 55,6 метра и диаметром около 31 метра. Северный и южный нефы находятся под двумя полукуполами меньшей высоты. Вокруг нефов расположены два нартекса (примыкающие помещения) — внутренний и внешний.

Размеры сооружения — примерно 120х100 метров. Размеры внутренней части (не считая нартексов) — примерно 48х32 метра. Вместимость в османскую эпоху в качестве мечети — 50 000 человек. Какова была вместимость в бытность христианским храмом? Даже сказать сложно. Учитывая тот факт, что мусульмане молятся сидя, а христиане стоя, можно предположить около 100 000 человек.

Внутри туристы смотрят главный купол, который особенно интересен при ярком солнце, когда солнечные лучи проникают сквозь 40 окон, образуется эффект «парящего купола». Также интересны христианские мозаики 10 века, место коронации императоров Византии, «колонная желаний».

Так как после завоевания Константинополя турками, Айя София стала мечетью, здесь есть и исламские элементы — четыре минарета, михраб и минбар, стена Каабы, отдельный павильон для молитв султана и его свиты.

Обо всех интересных местах в соборе мы ещё расскажем по ходу нашей статьи. А сейчас начнём с дороги в Собор Святой Софии.

Где находится и как добраться

Собор Святой Софии находится на площади Султанахмет, что в европейской части Стамбула.

Дешевле всего доехать на Стамбульском метро. В Стамбуле в систему метро входят не только классические подземные ветки метрополитена, но и ветки скоростного трамвая, фуникулёры и даже две канатные дороги. Нужно доехать до станции «Sultanahmet» на трамвайной ветке T1. Смотрите схему линий, читайте о ценах на проезд и особенностях в нашей подробной статье «Метро Стамбула».

После выхода с трамвайной станции, посмотрите вдоль трамвайных путей. Сразу увидите Собор Святой Софии, у него стены песочного цвета, большой купол и четыре высоких минарета, его ни с чем не перепутать. Идите вдоль трамвайных путей, попадёте прямо ко входу.

Если не жалко денег, то езжайте на такси. Стоимость поездки предсказать сложно, зависит от расстояния. Тарифы в Стамбуле и других городах смотрите в нашей статье «Такси в Стамбуле, Анталье и других городах». Таксисту скажите фразу «Султанахмет Айя София», он точно поймёт место назначения.

Цена билета

Бесплатно. И это приятное изменение для туристов. Ведь раньше билет стоил 100 турецких лир. Актуальный курс смотрите в нашей статье «Деньги в Турции».

На момент обновления этой статьи (июнь 2021 года) посетителей не так много, так как туристов в Стамбуле мало из-за коронавируса. Однако вспомним, что в 2019 году в летний сезон выстраивались огромные очереди в кассу и на вход. Даже продавали «Fast Track» за 105 лир.

Вероятно, в будущем турпоток будет уже гораздо больше. И мы прогнозируем гигантские очереди на вход, так как время работы Святой Софии для туристов сократилось. Скорее всего практика продажи «Fast Track» возобновится.

Можно купить экскурсию в любом туристическом агентстве Стамбула. Цена экскурсии — 20-25 долларов. Тогда обо всём интересном внутри расскажет гид.

Часы работы

Время работы для туристов (немусульман) зависит от намазов – времени молитв у мусульман.

Мечеть закрывают незадолго до начала каждого намаза и готовят к службе. Через полчаса-час после молитвы открывают для туристов. Время начала намазов зависит от положения солнца и меняется каждый день. Предугадывать сложно.

Но есть один универсальный совет. Есть большой перерыв утром, когда намазов нет. Это примерно с 9-00 до 11-30 утра. Приходите в это время, и считать ничего не придётся.

Немного истории

Собор Святой Софии пережил многое, попробуем рассказать очень кратко.

Первая большая церковь на этом месте появилась в 360 году, её построил император Констанций II. Церковь была деревянной, простояла до 404 года, когда была сожжена. Император Феодосий II в 415 году построил новую церковь, но так же деревянную. Во время бунтов 532 года она сгорела.

В 532 году император Юстиниан I (на картине рядом, кликните для увеличения) заложил новый огромный собор из камня. На строительство собрали 10 тысяч рабочих. 27 декабря 537 года Собор Святой Софии торжественно открыли сам император Юстиниан и патриарх Менас (позже канонизирован). Внутреннее убранство, мозаики и фрески на тот момент ещё не были закончены, их доделывали ещё 40 лет.

Когда император Юстиниан открывал собор, он заявил: «Соломон! Я превзошёл тебя!». Император имел в виду, что величие нового собора больше, чем было у Первого храма царя Соломона.

Первая беда. Землетрясения 553, 557 и 558 годов обрушили главный купол, который в свою очередь погрёб под собой алтарь храма. Реконструкция длилась до 562 года. Именно тогда Собор Святой Софии получил нынешний облик, до этого купол был более приплюснутый.

Вторая беда. В 858 году случился вначале пожар, а потом землетрясение. Обрушился один из полукуполов. Собор быстро восстановили по приказу императора Василия I.

Третья беда. 25 октября 989 года произошло большое землетрясение в Константинополе, которое в историю вошло как «Великое землетрясение». Обрушилась одна из купольных арок. Реконструкция заняла 6 лет. Также добавились новые фрески и мозаики.

В 1204 году Константинополь завоевали рыцари Четвёртого крестового похода. Они разграбили собор и превратили его в католический храм. Балдуин I короновался здесь как первый император Латинской империи. Впрочем, побыл он таковым всего год. Латинская империя просуществовала до 1261 года, и вернувшие власть греки снова сделали собор православным.

И ещё одно землетрясение потрясло Константинополь в 1344 году. Повреждённый землетрясением купол обрушился в 1346 году. Собор стоял закрытым до 1354 года, когда всё-таки провели реставрацию.

29 мая 1453 года Константинополь пал под осадой турков-османов. Византийская империя перестала существовать. В Соборе Святой Софии прятались верующие — женщины, дети, раненые, больные. Что там было в тот момент, когда турки ворвались внутрь, мы рассказывать не будем, слишком страшно. Турки разграбили собор.

Читайте также:
Годовой (или больше) шенген

Султан Мехмет II Завоеватель распорядился отремонтировать здание и превратить в мечеть. Христианские мозаики либо замазали штукатуркой, либо уничтожили. Внутри обустроили михраб и стену Каабы (обращённую к Мекке) и минбар. Первый минарет построили только к 1481 году. Положенные четыре минарета мечеть получила только в правление Селима II в 1573 году.

В 1847-1849 годах прошла масштабная реконструкция. Здание приобрело именно тот вид, каким мы видим его сейчас. Минареты выровняли по высоте, перестроили султанскую ложу, повесили диски с именами Аллаха, Мухаммеда и первых исламских халифов. Мечеть была торжественно открыта 13 июля 1849 года.

Очень интересный исторический факт. Когда в 1453 году турки ворвались в собор и устроили резню, там шло богослужение. Естественно, служба была прервана. В 1919 году, когда Стамбул был оккупирован войсками Антанты, греческий военный священник Элефтериос Нуфракис в присутствии четверых офицеров закончил эту службу.

После основания Турецкой республики, в 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк объявил Айю Софию музеем, она перестала действовать как мечеть. Это решение Мустафы Кемаля неудивительно, ведь он строил светское государство.

В 2018 году президент Реджеп Эрдоган прочитал в Айе Софии первый стих Корана. В 2019 он явно высказался, что намерен сделать Айю Софию действующей мечетью. Решением Президента №2729 от 10 июля 2020 года Айя София стала действующей мечетью. Первая пятничная молитва состоялась 24 июля 2020 года.

Что смотреть — купол

Шедевр архитектуры Византийской империи — купол высотой 55,6 метров и диаметром 32,7-33,5 метра. Купол имеет немного овальную форму, которая образовалась в ходе реконструкций. Сейчас такими размерами уже никого не удивить, но в 537 году этот купол стал вершиной инженерной мысли того времени.

В основании купола находятся 40 окон. В солнечные дни свет проникает через окна, и образуется потрясающий эффект «парящего купола», когда из-за обилия света перегородок между окнами не видно.

Обратите внимание на рёбра между окнами, именно эти рёбра держат конструкцию. Такой конструкции не было изначально, её построил в 562 году архитектор Исидор Младший.

Обратите внимание на мозаики шестикрылых херувимов в четырёх углах ниже купола. Это четыре поддерживающие купол конструкции — кулоны. Херувимы на этом месте только подчёркивают световой эффект. Складывается впечатление, что херувимы держат «парящий купол».

Что смотреть — минареты

Первый деревянный минарет построил Мехмет II Завоеватель. Нынешние четыре высоких каменных минарета Айя София получила только во время реконструкции 1847-1849 годов. Высота минаретов — 60 метров.

С 1935 года, когда Айя София стала музеем, с её минаретов не было призывов к молитвам. Однако во время праздника Рамазан Байрам в 2016 году минареты заработали по прямому назначению, так как павильон Хюнкар был открыт для молитв мусульман.

Что смотреть — Врата Императора и ложа императрицы

Самые большие ворота предназначались только для императора Византии, его телохранителей и участников свиты. Обязательно пройдите через них, почувствуйте себя императором.

На верхнем этаже располагалась специальная зона для императрицы и её свиты. Обязательно сходите на второй этаж, оттуда открываются великолепные виды. Верхняя галерея довольно большая, выполнена в форме подковы, охватывающий весь неф, кроме апсиды. Наверх ведут не ступени, а специальный скат.

Если повезёт, то найдёте на стенах две надписи руническим письмом, которые сделали варяги на службе императора Византии.

Что смотреть — Омфалион

Это место коронации императоров Византии. Ничего особенного в этом месте нет, это просто круг на полу. Рекомендуем посмотреть «для галочки».

Что смотреть — мозаики

Многие великолепные мозаики уцелели исключительно благодаря лени турков-османов. Турки не стали уничтожать мозаики, а просто замазали побелкой и штукатуркой.

Над Воротами Императора есть великолепная мозаика, изображающая Христа и кланяющегося ему императору. Можно сказать, что эта мозаика наглядно показывает императору, что он не самый главный.

Наверху увидите мозаики с изображениями архангелов Гавриила и Михаила, мозаики птиц из белого и чёрного мрамора. Мозаики херувимов на куполе интересны тем, что их лица турки закрыли золотыми пластинами. Только разглядеть эти пластины без увеличительных приборов проблематично. С одной из мозаик золотая пластина снята, видно лицо.

На полукуполе над апсидой находится мозаика с изображением Богородицы с младенцем Иисусом. Чтобы разглядеть эту мозаику точно нужны увеличительные приборы.

И ещё десятки интересных мозаик и фресок по всему Собору Святой Софии. Ходите, смотрите, наслаждайтесь древней красотой.

Что смотреть — «колонна желаний»

В северо-западной части здания находится особенная колонна, покрытая бронзой. В покрытии есть отверстие, через которое можно просунуть палец.

Считается, что после посещения собора Святым Григорием Чудотворцем в 1200 году на колонне начала проступать влага. Если рукой почувствовать эту влагу, то можно излечиться от многих болезней. Колонну называют «плачущая колонна» или «потеющая колонна».

Гиды же рассказывают туристам, что колонна исполняет желания. Отсюда и её популяризированное название «Колонна Желаний».

Что смотреть — минбар, михраб, стена Каабы, султанская ложа

Это уже добавления турок-османов. Минбар — это кафедра, с которой читают проповедь во время молитв в пятницу и по исламским праздникам. Стена Каабы обращена к Мекке, она показывает молящимся направление. Михраб — это ниша, в которой молится имам.

Рядом находится «султанская ложа», в которой молился сам султан и его приближённые. Естественно, в целях безопасности это место представляет отдельную конструкцию, поднятую над полом и огороженную.

Важные советы

— Аудиогид на русском языке доступен бесплатно в качестве приложения для iOS и Android. Но для его использования понадобится мобильный интернет. Как его заполучить за разумные деньги, читайте в нашей статье «Интернет в Турции дёшево»;

— Проносить внутрь еду и напитки категорически запрещено, разрешено проносить только обычную воду. Эту меру понять легко, администрация не хочет провоцировать появление насекомых и грызунов;

— В некоторых местах здания запрещено фотографировать. Но охрана не следит, особенно учитывая огромное количество посетителей. Так что считайте, что фотографировать можно везде, но только без вспышки и штатива;

— Рядом находятся Дворец Топкапы, Голубая Мечеть, Цистерна Базилика. Конечно можно попасть во все эти места в один день, но тогда придётся их смотреть в очень быстром темпе. Лучше планируйте на них два дня, чтобы никуда не торопиться;

— Вокруг Айи Софии есть рестораны, кафе, пункты обмена валюты, сувенирные магазины. Это неудивительно, ведь Султанахмет — это главный туристический район Стамбула. Менять здесь деньги можно, курсы приемлемые, хотя и не самые лучшие в городе. Подробности в нашей статье «Обмен денег в Турции». О том, что купить в сувенирных магазинах, читайте в статье «Что привезти из Турции». О том, что интересно попробовать на обед, читайте в статье «Лучшие блюда Турции».

Читайте также:
Куда повести ребенка на новогодние праздники в Москве в 2021 году

Хороших впечатлений от Собора Святой Софии, и читайте наши интересные статьи о Стамбуле и Турции (список статей ниже).

Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала «Нескучный сад» диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Храм в Патриархии. Двуглавый орел на Царских вратах — герб Византии

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа — останки святых жен, а слева — мужей

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.

Икона святой мученицы Евфимии

В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок
Читайте также:
Как добраться до Измайловского Кремля в Москве

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чудная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количестве

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: