Путешествие по Черногории на машине
Продолжаю свой рассказ о нашем отдыхе в Будве (начало – здесь).
Для поездки на север Черногории мы решили арендовать машину. Нам хотелось посмотреть знаменитые каньоны Черногории, но только не с экскурсией, а в своем режиме.
Аренда машины в Черногории
Самый популярный онлайн-сервис бронирования автомобиля в Черногории – Myrentacar. Фирма основана нашим соотечественником и работает напрямую с местными прокатными конторами, что позволяет предлагать низкие цены на аренду и депозиты. При заказе авто оплачивается 20% от стоимости заказа, остальная сумма – когда берете машину. Все формальности сведены до минимума.
Никаких кредитных карт от нас не требовали, депозит на карте не блокировали, мы просто оставили залог 100 евро, когда брали машину. А когда бронировали в других фирмах, бывало, ждали «разморозки» депозита больше двух недель уже после сдачи авто.
Мы получили ровно ту машину, что и заказывали на сайте (а не такого же класса, как это зачастую встречается у других прокатных контор). При заказе машины на сайте показывается конечная сумма, без скрытых сборов и налогов. Ровно эту сумму мы и заплатили.
В некоторых отзывах рекомендовали для поездок по Черногории брать кабриолет, потому де, что эта страна как нельзя лучше подходит для поездок с ветерком на открытой машине. И не только из-за климата, но и из-за цен. Мы приценились – действительно, доступно. И в итоге взяли кабриолет BMW 320, 2006 года выпуска. Стоимость аренды за день составляла 54 евро.
В назначенный день в 9 утра мы встретились с сотрудником прокатной конторы (русским), он отвез нас на парковку, рядом с которой располагался их офис. Там мы оформили документы, сфотографировали царапины на машине, потренировались открывать/ закрывать крышу кабриолета.
Сотрудник спросил, есть ли у нас в Будве парковка. Если нет, то можно было ставить машину на их парковке. Мы ответили, что ночуем в горах в Жабляке и приедем завтра вечером. Прокатная контора работала до 8 часов вечера. Сотрудник сказал, что если мы не вернемся до этого срока, то можем оставить машину на парковке, а утром принести ключи и забрать залог в 100 евро.
Кабриолет BMW 320, плюсы и минусы
Не скажу, что осталась в восторге от путешествия на кабриолете. Мне кажется, было больше неудобств, чем достоинств. На большой скорости сильно сквозило. Возможно, летом обдувание ветерком – это здорово, но в конце сентября в кабриолете было не слишком комфортно. А чтобы закрыть крышу машины, приходилось останавливаться.
Еще одно неудобство: кабриолет заметно ниже обычной машины, так как предполагает езду на большой скорости. А я люблю сидеть высоко, чтобы было больше видно (идеально – из окна высокого автобуса).
Но вот в чем оказалось преимущество кабриолета: когда мы ехали по тесному ущелью с нависающими скалами, у меня был отличный обзор верхней части скал и возможность фотографировать окружающие нас со всех сторон красоты. Для поездки по панорамным дорогам кабриолет оказался превосходен. Так что в сухом остатке я как пассажир получила повышенную порцию удовольствия от созерцания горных пейзажей.
В любом случае, это был полезный опыт. И, действительно, проехаться по Черногории на кабриолете вышло недорого и оставило в памяти много прекрасных картин. Хоть раз в жизни надо попробовать. Но лучше – летом. Думаю, летом в Черногории кабриолеты нарасхват.
Наш маршрут по Черногории на машине
Нитка маршрута: Будва — Цетине — Никшич — Плужине — Трса — Жабляк — мост Джурджевича — Колашин — Вирпазар — Будва
От Будвы мы поднялись в горы и сделали часовую остановку в Цетинье, первой столице Черногории. Чудесный городок, застывший в 19 веке, производит впечатление декораций. И само место очень красивое, неспроста там сформировался столичный город.
Вид на Цетинье с Орлиной горы
На улицах Цетинье
Зашли в Цетинский монастырь, где хранится десница Иоанна Крестителя, поднялись на холм (Орлиную гору) рядом с монастырем.
Потом поехали на север. Горы сменились широкой равниной, в центре которой лежит современная столица Черногории – Подгорица. Объехали Подгорицу с запада.
Перед городом Никшич (примерно за 20 км до него) был поворот направо на самый знаменитый монастырь Черногории – Острог, но мы по времени не укладывались и поэтому проехали мимо. К тому же, к монастырю ведет очень крутой серпантин, говорят, не всякая машина его одолеет.
Миновали Никшич, большой индустриальный город. Туристам он знаком в первую очередь тем, что там варят пиво Niksicko, самое популярное пиво в Черногории.
Около Никшича нас остановил полицейский, проверил права. Муж показал наши (российские) права, ими полицейский и удовольствовался, международные права не спрашивал.
Кстати, в Черногории, так же, как у нас, встречные водители мигают, предупреждая о дорожной полиции.
От деревни Jasenovo Polje дорога раздваивается. Правая, по Р5 – более короткая. По ней до Жабляка всего 59 км. А левая, по Е762 и Р14 — через Плужине, Пивское водохранилище и перевал Седло — красивая. По ней до Жабляка 90 км.
Мы поехали по второй. Действительно, от Плужине до Жабляка (точней, до выезда на трассу Р5) красота стояла неимоверная.
В Жабляке заночевали.
Первую половину следующего дня провели в национальном парке Дурмитор.
Оставив машину на стоянке в Иван-По, сходили к Черному озеру и обошли его по кругу.
Потом подъехали к парковке под горой Чуревац и по тропе дошли до вершины.
Оттуда открывается роскошный вид на каньон реки Тара.
Обед у нас был в кафе рядом с мостом Джурджевича.
Прогулялись по мосту, полюбовались Тарой с этого ракурса.
Потом долго ехали вдоль Тары по живописному тесному ущелью с высокими скальными стенами.
Завернули в город Колашин. Жабляк и Колашин – главные горные и горнолыжные курорты страны. Колашин чисто внешне понравился больше, он просторней и оживленней.
Главная площадь Колашина покрыта своеобразным паркетом
Дальше дорога шла по ущелью реки Морача, узкому, с высокими скальными стенами.
Останавливались на смотровых.
Подгорицу на этот раз мы объехали с восточной стороны.
Уже в сумерках краешком зацепили Скадарское озеро – в городе Вирпазар.
По платному туннелю выехали на побережье в районе Петроваца и далее уже двигались по трассе вдоль берега.
На парковку в Будву прибыли около 8 вечера. Сотрудник прокатной конторы нас дождался. Процесс сдачи прошел быстро. На сайте было написано, что если мы сдаем машину не в рабочее время (раньше 8 утра или позже 8 вечера), то будет доплата. Никаких доплат с нас не взяли, хотя сдавали авто уже после 8 вечера. Сорудник отдал нам залог, мы поделились своими впечатлениями, простились и пошли домой. Общение было очень приятным, процесс получения и сдачи машины — быстрым и легким.
Впечатления от поездки
Наше путешествие по Черногории было коротким, но насыщенным. Было бы больше времени, можно было бы еще на ночь или две задержаться в Жабляке, подняться на Боботов Кук, высшую точку Дурмитора – 2522 м, сходить на Савин Кук или подняться туда на кресельном подъемнике. Еще ночь взять в Колашине, там сходить на Биоградское озеро. Можно было бы и в монастрыь Острог подняться, и на Скадарском озере остановиться и взять прогулку на кораблике по озеру. Впрочем, до них и от Будвы недалеко, можно съездить одним днем или взять экскурсию в Будве.
Самое большое впечатление произвела дорога от Пивского водохранилища до Жабляка через перевал Седло. Просто запредельная какая-то красота! Также очень понравилась дорога вдоль каньона Тары от моста Джурджевича и дорога по узкому ущелью вдоль реки Морачи.
На север Черногории есть однодневные экскурсии («Каньоны» и «Гранд каньоны»), они проходят примерно по нашему маршруту и пользуются большой популярностью. Но одним днем получается скомкано. Если есть возможность, лучше взять машину. Если нет, выбирайте экскурсию, которая проходит через перевал Седло и Пивское водохранилище.
Индивидуальные экскурсии с посещением парка Дурмитор
По поводу дороги в горах. Когда мы изучали маршрут и читали отзывы, то мнения о сложности дороги расходились. Кто-то писал, что дорога неприятная, с множеством крутых серпантинов и темных туннелей. Кто-то наоборот успокаивал, что ничего страшного там нет. Нам дорога не показалась страшной. Был крутой подъем от Пивского водохранилища на перевал с серпантинами, но ничего такого уж экстремального. Там часто встречаются карманы для разъезда с встречными машинами, и мы довольно быстро преодолели этот подъем.
Туннели — да, неосвещенные, но короткие.
Дороги в целом хорошие. Лишь раз встретился небольшой, около 7 км, участок грунтовки (когда мы подъезжали к пику Чуревац), и то потому, что основная дорога ремонтировалась.
Так что очень рекомендую проехаться по стране на машине, тем более, что процесс аренды машины в Черногории максимально упрощен.
Нам понравилось бронировать машину через Myrentacar. Понравилось общение с представителем прокатной конторы.
Агрегатор Myrentacar работает пока только в нескольких странах (Черногория, Чехия, Россия, Болгария, Грузия, Кипр). Если соберемся в эти страны, знаем, где арендовать машину в следующий раз.
Следующий рассказ посвящен подробному описанию дороги в Жабляк через Плужине и перевал Седло.
Промокод от Травелата
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. – по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. – по промокоду AF500putevye
Путешествие по Черногории на машине
На протяжении нескольких месяцев я ездил по странам Европы и даже побывал в США. Больше всего привлекала местная архитектура. Но недавно заметил, что величественные строения перестали удивлять так, как раньше. Я решил, что стоит поехать в страну с разнообразными природными достопримечательностями и интересным ландшафтом.
С самого начала я обратил внимание на страны Балканского полуострова. Здесь можно увидеть красивые горные пейзажи и прозрачные водоемы. Также в этом регионе слабо развита тяжелая промышленность, поэтому в окрестностях чистый воздух. Из 10 основных стран я выбрал Черногорию, потому что здесь хорошие дороги, невысокие цены и безопасная обстановка.
Маршрут
Черногория обладает большим количеством горных серпантинов, по которым очень приятно ездить. Страна очень многогранна: здесь есть и морские курорты, омываемые Адриатическим морем, и горнолыжные центры, где за небольшую стоимость можно заняться активным отдыхом.
Путешествовал весной, поэтому пляжный отдых меня не интересовал. Распланировал маршрут, который проходил через самые любопытные города страны. За 5 дней побывал в Тивате, Будве, Баре, Подгорице, Колашине, Плевле, Жабляке, Шавнике, Никшиче, Перасте и Которе. Из Котора отправился обратно в Тиватский Аэропорт. Кстати, аэропорт Тиват совсем небольшой, думаю, летом здесь совсем мало места из-за большого количества туристов. Товары в дьюти-фри стоят в несколько раз дороже, чем в местных магазинах.
В Черногории плохо развита инфраструктура, поэтому я пользовался услугами прокатной компании Sitngo. Проезжая путь от одного города к другому мне попадались интересные природные и исторические достопримечательности.
-
Тиват. Из аэропорта я сразу поехал к дворцу Буча. Величественное сооружение находится в самом центре города. Это здание — летняя резиденция, построенная во время правления императора Душана в XVII веке. Замок является чем-то средним между домом для отдыха в летнее время и оборонной крепостью. У входа туристов встречает бутафорская пушка. Сейчас в здании находится культурный центр, где проводят выставки: внутри можно увидеть старые иконы и бытовые предметы местных древних жителей (вход бесплатный).
Фрагмент дворца Буча
Будва. После прогулки по Тивату, я отправился в один из самых известных курортных городов Черногории — Будву, гдеможно посмотреть на чистое Адриатическое море. Я побывал на пляже Могрен, где приятно гулять весной, ведь вокруг мало людей. Затем я посетил Старый город. Здесь можно походить по узким улочкам в окружении средневековых зданий, которые сделаны из камня. Не в каждой европейской стране можно найти такие колоритные места. С крепостных стен открывается красивый вид на старый город и море
Из-за того, что большинство рассматривает город для пляжного отдыха, в центре нет ничего интересного: бесконечные отели, апартаменты, торговые центры и казино. Поэтому, изучив исторический центр, я отправился город Бар.
Бар. Путь до города занял меньше часа. В Черногории очень приятно путешествовать на автомобиле, ведь здесь хорошие дороги, которые находятся среди первозданной природы. Когда ведешь машину, слева находятся зеленые горные холмы, а справа — синее море. Это тот случай, когда процесс вождения — важная часть отдыха.
Сам город имеет район со старинной застройкой. Также здесь есть такие интересные достопримечательности, как самое древнее оливковое дерево, которому около 2000 лет, всего в Баре более 100 000 оливковых деревьев. Местное масло продается под этикеткой «Barsko zlato» и имеет высочайшее качество. Летом в городе можно отдохнуть на берегу моря, здесь более низкие цены, чем в Будве и меньше туристов
Древнее оливковое дерево
Подгорица. Я отправился в столицу Черногории через Скадарское озеро. Побывать здесь — одна из целей моей поездки. Это самый крупный пресный водоем на Балканском полуострове. Со всех сторон озеро окружено горами, что делает пейзаж особенно уникальным.
Дорога до Подгорицы заняла чуть больше часа. Этот город — самый населенный в Черногории, тем не менее здесь осталось мало памятников архитектуры из-за бомбардировок во время Второй Мировой Войны. Земли находились в составе Османской империи, поэтому здесь 2 мечети, часовая башня и характерные улицы
Город достаточно современный: здесь есть несколько бизнес-центров, современные музеи и гордость столицы — мост Миллениум, который соединяет старую и современную части города.
Колашин. Дорога идет через впечатляющие серпантины. Советую позаботиться о теплой одежде: когда я отдыхал, температурная разница между двумя населенными пунктами составляла 8 градусов. Это объясняется тем, что Колашин, в отличии от Подгорицы, находится в горах.
Возле города есть горнолыжный курорт, который привлекает многих туристов. Но меня интересовала местная природа. Здесь находятся истоки реки Тары, которые окружены густыми горами.
Фонтан в центре города
Плевля. На пути к городу, мне пришлось побывать в каньоне реки Тары. Это удивительная природная достопримечательность. Многие люди называют это место одним из самых впечатляющих в стране. Здесь можно наблюдать очень живописные пейзажи: огромные горы в связке со сверкающей рекой захватывают дух. Это крупнейший каньон в Европе, его глубина достигает 1300 метров. Красивый вид открывается с моста Джурджевича: бирюзовая река между двумя горными хребтами.
Плевля — один из самых старых городов в Черногории, раньше здесь был крупный торговый центр, управляемый римлянами. Я посетил местный краеведческий музей, где находится более 5 000 экспонатов. В городе есть несколько церквей, небольшая мечеть и самая старая школа в стране. В центре города расположен большой мемориальный парк, где можно прогуляться и отвлечься от дорожной суеты.
Мост Джурджевича
Жабляк. Путь в город занял немного больше часа. Центр известен своими горнолыжными курортами. Также в 3.5 км от населенного пункта находится Черное озеро. Это один из самых известных водоемов в Черногории, потому что он находится в горах на высоте 1416 метров. Озеро состоит из двух водоемов, но после зимы они объединяются. Это объясняется тем, что с гор начинают сходить снега.
Озеро очень чистое, его дно можно просматривать на глубину до 10 метров. А вдоль берега расставлены удобные деревянные лавочки. Вокруг водоема находятся горы, покрытые хвойными растениями.
Черное озеро
Шавник. Когда едешь в Черногории, по пути часто встречаются различные небольшие поселения. Это добавляет изюминку в автомобильное путешествие. Например, на дороге из Жабляка, я увидел небольшие конусообразные домики, сделанные из дерева. Поездка заняла чуть больше получаса.
Одной из главных достопримечательностей города считается каньон Невидио на реке Комарница. Здесь открывается живописный вид на длинные ущелья, но я не стал проходить каньон по туристическому пути, ведь для этого нужна специальная экипировка, дорога может занять целый день. Высота ущелья достигает 500 метров.
Каньон Невидио
Никшич. Путь к городу лежал через искусственный пресный водоем Крупачко. Это самый массивный пресный бассейн в Черногории, озеро было создано при помощи искусственной насыпи. Оно подпитывается горными речками, поэтому здесь всегда чистая вода. Здесь есть несколько мотелей, где можно поселиться в номере с видом на синее озеро. Цены невысокие: большой двухместный номер обойдется в 70 евро.
Сам город — один из наиболее населенных в Черногории. Здесь находится большое количество зданий, построенных во времена турецкой экспансии, одно из них — крепость Бедем. Также в городе есть большой мемориальный парк, где много хвойных растений.
Пераст. Дорога до города заняла практически полтора часа. Здесь находится большое количество дач и вилл очень обеспеченных людей из разных стран. Тяжело найти дом, который будет стоить менее миллиона евро. Хоть город и небольшой, он изобилует памятниками архитектуры, построенными в турецком стиле. Даже православная церковь, создавалась под влиянием восточных традиций.
Пераст
Котор. Это один из главных туристических центров Черногории. Здесь сохранилась средневековая архитектура: много церквей, часовня и крепостная стена, с которой открывается красивый вид на город. Через пункт протекает речка, поэтому Котор часто сравнивают с Венецией. Летом здесь много отдыхающих, поэтому если вас не интересует пляжный отдых приезжайте осенью или весной.
Часовня в Которе
Котор был последней точкой в моем путешествии. Благодаря этому маршруту, я объехал всю Черногорию и в полной мере насладится ее культурой. Страна небольшая, поэтому дорога из одного города в другой занимает около часа. Езда по серпантинам — одна из главных особенностей отдыха. Дорога не бывает скучной, ведь в лобовом стекле постоянно наблюдаешь красивые горные пейзажи.
Прокат
Я решил путешествовать на автомобиле, потому что в стране плохо развит общественный транспорт. Иногда дорога на автобусе может занять в несколько раз больше времени, чем на машине. А до немецких скоростных поездов Черногории еще далеко. Тем не менее, прокат оказался достаточно бюджетным. Компания Sitngo была первой в выдаче Google, поэтому я использовал ее услуги. Арендовал Audi A4. Хоть автомобиль 2010 года, я удивился качеству. У меня был плохой опыт проката с одной известной мировой компанией: предоставили машину, которая не могла выдать нужную мощность, а внутри была истертая отделка. С Audi проблем не возникло.
Также приятным бонусом было то, что в стоимость аренды (38 евро/сутки) входила встреча в аэропорту с табличкой, навигатор и страховка ОСАГО. Если вы путешествуете с ребенком — детское сиденье также входит в стоимость аренды.
Итог
Черногория — небольшая страна с большим количеством природных заповедников и исторических памятников. Чтобы увидеть большое количество достопримечательностей, нужно брать автомобиль в прокат. Здесь хорошие дороги, поэтому поездка пройдет гладко. Когда путешествуешь, хочется фотографировать все: начиная от горных массивов, заканчивая средневековой архитектурой.
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене
Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет
Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе
Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
- Список форумов‹ЕВРОПА форум‹ЧЕРНОГОРИЯ форум‹Отдых в Черногории отзывы
- Изменить размер шрифта
- Smartfeed
- Блоги •
- Правила •
- Инструкции
- • FAQ
- • Галерея
- • Регистрация
- • Вход
Черногория на машине с маршрутами и красивыми фотографиями
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Черногория на машине с маршрутами и красивыми фотографиями
Zisman_S » 05 авг 2015, 20:01
Здравствуйте. Хотелось бы вкратце рассказать о своем путешествии по Черногории на машине, маршруты и красивые картинки, как заявлено в теме, прилагаются. Путешествуем вдвоем, экскурсиями и услугами турагентств не пользуемся, заранее составляем маршруты и стараемся планировать путешествие по-максимуму.
Про жилье
Для начало хочу сказать, что поехали мы в самый горячий сезон – конец июля, и хотя сборы и бронирование происходили примерно за два месяца до поездки, приличное жилье и машины в аренду уже был разобраны и пришлось выбирать из того что осталось. Изначально планировали путешествовать на машине, чтобы посмотреть все интересные места самим (опыт аренды авто за границей уже был – брали машину на Сардинии у Herz и остались очень довольны), а поскольку страна маленькая, решили, что жить будем в одном месте. Выбор пал на Селяново (Seljanovo), недалеко от Тивата (Tivat), и как выяснилось впоследствии, выбор был не плохой, по сравнению с Будвой (Budva) или Котором (Kotor), которые как нам показалось в это время просто перенаселены туристами. В принципе, Селяново не обделено неплохими кафе с вай-фаем, есть маркет с фруктами, Пекара (Pekara) с выпечкой, и в 15 минутах прогулки по набережной роскошный Porto Montenegro с хорошими ресторанами. Море такое же, как и везде – чистое и теплое, пляжи на любой вкус – есть и бесплатный пляж, представляющий собой закатанный в бетон берег с лестницами в воду (как оказалось позже в Черногории это вообще очень распространено), а есть платные пляжи с насыпанной на берег мелкой галькой, лежаками, баром и всеми удобствами. Приятно, что и на бесплатных пляжах, и на платных есть душ с пресной водой (на Сардинии, например, мы такой роскоши не видели вообще). Селяново – не большой городок (если его вообще так можно назвать) и поэтому создаёт впечатление более уединенного места, чем упомянутые выше Будва и Котор, подойдет в том числе и для отдых с детьми.
Про автомобиль
Критериев выбора было два – машинка должна быть небольшой (так как существуют проблемы с парковкой), и хотелось взять кабриолет (просто потому что это классно). Но поскольку у крупных компаний (у того же самого Herz, например) уже было все разбронировано, пришлось искать частных ребят, сдающих машины в аренду. В Будве нашелся Денис, у которого был доступен Smart – кабриолет, и выбор остановился на нем. Как оказалось позднее, Смарт имеет и другое неоспоримое преимущество – он удобен при разъездах на узких горных дорогах. Однако, наш Смарт, пожалуй, был не самым лучшим выбором для путешествий по горам – пробег его уже перевалил за 170 000 км, кондиционер не тянул, на поворотах он скрипел как несмазанная телега – в общем автомобиль был уже мягко говоря ушатанный. Денис, несмотря на все вышесказанное, предоставляет хороший сервис, но если вы хотите машину без всех этих недостатков, я вам рекомендую не пользоваться услугами частных сервисов вообще, а все-таки забронировать машину в надежной компании.
Про дороги и особенности езды
Дороги в Черногории по большей части хорошие, местами даже отличные. Единственные проблемные места – горные дороги. Здесь порой и покрытие не очень, и ограждений вдоль обрывов нет вовсе, и ширина самого полотна такая, что приходится постоянно разъезжаться с другими машинами, автобусам и мусоровозами используя удачно подвернувшийся карман на обочине. Ситуации бывают разные, поэтому советую сигналить перед слепыми поворотами и постоянно отмечать карманы вдоль дорог, где в случае необходимости можно встать, полюбоваться видами и заодно пропустить встречные машины. Местные водят вежливо, всегда «моргнут» вам если видят, что что-то с вами не так. Ограничения скорости на дорогах мне показались вполне разумными. С полицейскими пообщаться нам к счастью не довелось. По вечерам (после 6) можно встать в огромную пробку по Jadranska magistrala – лучше туда не соваться и сэкономить много времени.
Про маршруты
Покажу 3 основных маршрута, которые как мне кажется, позволили увидеть все основные интересные места, до которых можно добраться на автомобиле. Все они предполагают наличие мест для купания, и мест, где можно пообедать/поужинать.
Итак, маршрут №1: В Цетине
Seljanovo, Budva, Cetinje, Seljanovo.
Из Селяново оправляемся на юг в Будву. Дорога особо ничем не примечательна, но у самого подъезда в Будву вы поднимаетесь в гору и любуетесь красивыми видами на море. Здесь же есть большой, но лично нами не посещенный большой пляж и кемпинг Jaz beach.
В Будве особо не залипаем, но уже хочется искупаться. На городском пляже просто яблоку упасть негде, поэтому решаем поехать за 3 евро на катерке до острова Sveti Nikola, который почему-то здесь все именуют Hawaii. Остров весь каменистый, а для пляжа привезли крупную гальку, по которой очень непросто ходить. Лежак стоит 10 евро, но море здесь красивое, и есть скалы, с которых так приятно нырять в воду. Скалы эти помимо этого испещрены гротами, и я подозреваю что можно здесь заняться снорклингом или даже дайвингом, ибо есть что посмотреть. Мы же особо задерживаться не стали, и вернулись обратно в Будву (дождавшись для этого нашего катера, чтобы не платить лишние 3 евро), откуда двинулись на север в горы.
Маршрут наш лежал в Цетине (Cetinje) – культурный центр Черногории. Приехали мы туда где-то около 15.00, и обнаружили что в это время никто особо не работает – улицы были пусты, рестораны закрыты, таксисты лениво устроились на стоянке в ожидании работы. По музеям нам ходить особенно не хотелось, прогулявшись по сонному городу мы решили просто забрать на обзорную точку, посмотреть на город сверху и двинуться дальше.
Дорога из Цетине привела нас в национальный парк Ловчен (Lovcen), но рассудив, что время движется к закату, мы решили, что вернемся в другой раз, поскольку развлечения типа поездок на atv и пешеходные прогулки лучше всего при дневном свете, а не при луне. Мы поехали назад в Селяново. По пути нам попалась сельскохозяйственная деревня, где продают сыр, пршут, домашнее вино, вишняк и все тому подобное. Приятно, что дают продегустировать, так что можно купить понятный продукт себе или в подарок, что в общем-то мы сделали, и не пожалели. Дорога с горы просто невероятно страшная и красивая, каждый поворот пронумерован – всего их 22.
Куча вьюпоинтов, где можно остановиться и полюбоваться великолепными горами и Которским заливом у их подножья, причем один вид даже краше другого. Под конец дня у нас просто был «передоз» роскошными видами и пейзажами.
Маршрут №2: По старым городам
Seljanovo, по паромной переправе Lepetane в Herceg Novi, Njivice, Perast, Kotor, Seljanovo
Из Селяново путь лежал по Jadranska magistrala на север, где очень удобно можно переправиться на пароме через Которский залив в городке Лепетане (Lepetane) за 4,5 евро. Оказавшись в городке Каменари (Kamenari) по другую сторону залива едем по побережью в Херцег-Нови. Побережье конечно красивое, ничего не скажешь. В Херцег-Нови особенно не останавливаемся – посмотрели старый город из окошка и едем купаться в Нивице (Njivice), по дороги заскочив на вьюпоинт.
Купаться здесь приятно – на другом берегу раскинулся уже увиденный Херцег-Нови, но взгляд на него с моря конечно более интересный.
В Пераст (Perast) едем той же дорогой в принципе, но не пользуемся паромом, а едем по очень живописному побережью Которского залива.
В Перасте заглядываем в старый город – он не очень большой, сосредоточен вдоль моря, куча ресторанов и магазинов. Местные предлагают прокатиться на лодочке до двух островов, но мы предусмотрительно почитав отзывы о таких экскурсиях отказываемся.
Из Пераста едем в Котор, где конечно же тоже есть старый город – чуть более интересный и запутанный чем Пераст, но еще более туристический – магазины и рестораны буквально в каждом старом доме. Наверное, это хорошо, но как по мне – так дух старины бесследно потерян. К тому же вечерами старый город превращается в тусовочное место: на одной из крыш черногорские музыканты играют чьи-то каверы, откуда не возьмись возникают женщины в роскошных нарядах. Мы же решаем забраться на Крепость св. Ивана, к которой ведут больше 1500 ступеней. Челендж не из легких, но виды просто потрясающие.
Усталые и довольные, возвращаемся в Селяново.
Маршрут №3: К пресным озерам
Seljanovo, Budva, Sutomore, Bar, Sasko Jezero, Skadarsko Jezero, Seljanovo
Начало маршрута уже знакомое – проезжаем через Будву, но в этот раз продолжаем движение вдоль побережья. Виды прекрасные, но мы, уже несколько пресыщенные красотами моря, останавливаемся только чтобы посмотреть на Sveti Stefan – маленький и дорогой остров-отель.
Далее путь лежит через Сутоморе, где есть возможность покупаться, которой мы увы не пользуемся – впереди будут пресные озера – там и остановимся. Далее – Бар – портовый город с железной дорогой. После Бара дорога идет в горы, в сторону границы страны с Албанией. Почему я об этом упомянула? Потому что архитектура и окружение сильно меняются – по дороге то и дело встречаются мусульманские кладбища, а на горизонте периодически из общей массы маленьких домиков и садов мелькают минареты. Едем к пресному озеру Шас (Sas). Здесь же решаем отобедать – место вроде бы выглядит привлекательно и интересно (здание частично врублено в скалу), однако оно как оказалось переживает не лучшие времена: меню скудное, обслуживание вялое, и блюда умудрились перепутать. Разочарованные идем к озеру, которое тоже оказывается ничего особенного из себя не представляет.
Едем дальше на Скадарское озеро (Skadarsko Jezero). Перевалив хребет мы наконец-то видим прекрасное голубое озеро.
Спускаемся вниз к озеру. Дорога очень сложная: покрытие дрянное, склон не укреплен (что видно по мелким по пути разбросанным камням), то и дело кто-то едет на встречу и нужно разъезжаться. Спускаемся к озеру. 2 евро с нас берут за стоянку, но честно говоря оно того не стоит. Озеро как озеро. Вода такой же температуры что и воздух, переодеться для купания негде и в местном ресторане не пускают переодеть вещи в туалет даже если мы у них что-нибудь купим. Но может быть на других пляжах озера все совсем не так, хотя я вообще не уверена в наличии таковых, ибо местами озеро сильно затянуто ряской и даже судя по карте подъездов и спусков к нему не очень много. Разочарованные от купания и озера возвращаемся в Селяново.
Общее впечатление
Безусловные достоинства страны – чудесное море и великолепная природа, не поддающаяся никакому описанию. Но будучи туристом опытным (и потому взыскательным), мне этого уже показалось недостаточно. Поэтому как мне кажется, в качестве небольшого путешествия (например, в рамках поездки по странам Адриатического побережья) будет вполне интересно. Ну и конечно мой совет – избегайте высокого сезона, хотя он, пожалуй, относится в целом к любой такого рода поездке.
Черногория за 7 дней: идеи для автопутешествий
Черногория за 7 дней: идеи для автопутешествий
Как сделать отдых в Черногории насыщенным и запоминающимся, имея в запасе всего одну отпускную неделю? Воспользоваться готовым планом с графиком посещений лучших достопримечательностей, пеших и автомобильных маршрутов. Подробный и понятный чек-лист поможет быстро сориентироваться на месте, увидеть все самое интересное и не тратить попусту драгоценное время короткого отдыха.
День 1: Прилет и размещение
Регулярные и чартерные рейсы в аэропорт Тивата прилетают в течение всего светового дня, но даже относительно недолгий 3,5-часовой перелет способен утомить. Поэтому первый день пребывания в Черногории предназначен для решения некоторых организационных вопросов и отдыха.
После заселения в отель Бечичи стоит немного осмотреться, посетить ближайший пляж, а вечер провести за ужином в одном из прибрежных ресторанчиков.
Сразу после прилета необходимо решить вопрос со связью. Роуминг от домашнего оператора – не самый выгодный и удобный вариант, поэтому большинство путешественников приобретают сим-карту местной компании, которая обеспечивает стабильную и недорогую связь и устойчивое интернет-покрытие 4G. Например, стартовый пакет от Telenor за 5 евро включает 5 дней разговоров внутри страны и 10 Гб скоростного интернета (работает даже в горах). Купить сим-карту можно прямо в аэропорту или в любом местном магазине.
День 2: Осмотр окрестностей
Утренняя прогулка по набережной Будвы с завтраком в прибрежном кафе станет лучшим началом первого полноценного дня отдыха. За вкусным завтраком и чашкой крепкого турецкого кофе, любуясь яркой синевой моря, хорошо подумать о планах на предстоящий день.
Сразу после завтрака отправляйтесь в старую часть Будвы. Старые города в Будве, Которе, Баре, Ульцине и других курортных местечек легко перенесут вас с средневековое прошлое, подарят настоящее эстетическое наслаждение и наполнят атмосферой удивительной умиротворенности и тихой радости.
Прогулявшись по узким каменистым улочкам и вдоволь налюбовавшись венецианской архитектурой, отправляйтесь на пляж. В Будве это – популярные Могрен 1 и Могрен 2 (лучше сразу идти на самый край к скалам – там самая чистая вода), Славянский пляж, Ричардова глава. В Которе езжайте на галечные и бетонные пляжи Доброты. Если остановились в Герцег-Нови – идите на центральный городской пляж, к яхт-клубу или на пляж Жало.
Во второй половине дня можно отправиться на катере к одному из ближайших островов Которского залива. Например, от набережной Будвы курсирует катер на остров Святого Николая (местные Гавайи), а из Тивата можно добраться до острова Цветов или острова Святого Марка.
Вернувшись в отель, возьмите в аренду автомобиль на 5 дней – без него здесь не обойтись. Бронировать машину лучше заранее – еще до вылета в Черногорию. Местные прокатные компании принимают заявки в режиме онлайн и предоставляют выбранную модель к назначенному месту и времени (можно прямо в аэропорт). Услуга недорогая и пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в разгар курортного сезона найти хороший авто за приемлемые деньги уже не так легко.
Несколько полезных советов:
выбирайте местные прокатные компании – они выигрывают у сетевых операторов ценой и качеством услуг, а также предоставляют бесплатные “плюшки” (навигатор, детское кресло, страховка Green Card и прочие);
берите авто сразу на несколько дней – суточная цена выходит дешевле, чем при бронировании на 1-2 дня;
при оформлении заявки указывайте наличие Green Card – услуга у местных операторов бесплатна и дает возможность свободно выезжать в соседние государства.
День 3: поездка вдоль Боко-Которского залива
Маршрут рассчитан на весь день, поэтому выезжать нужно прямо с утра.
Первый пункт путешествия – Котор. Машину можно оставить на парковке у стен Старого города. Утренняя прогулка по его средневековым улочкам наполнит вдохновением и настроит на дальнейшие открытия.
После 2-часовой экскурсии отправляйтесь в Пераст – город миллионеров и моряков. Там возьмите морскую прогулку к острову Святого Георгия и острову Богородицы на Рифе – яркие впечатления гарантированы.
Вернувшись, пообедайте в одном из ресторанчиков на набережной Пераста (местные заведения считаются одними из лучших в Черногории), а после езжайте в древний Рисан – знакомиться с достопримечательностями.
На прогулку по небольшому Рисану стоит выделить час, и уже в 14:00 отправляйтесь в сторону Герцег-Нови. По пути обязательно посетите величественный и удивительно красивый монастырь Савина XIV века и русское кладбище.
Герцег-Нови – самый зеленый город в стране. Здесь собраны сотни видов экзотических растений со всего мира, которые растут во дворах местных жителей и прямо на улицах. А еще его называют городом тысячи ступенек. Обзорную пешую прогулку стоит продолжить морской – возьмите экскурсию в Голубую пещеру и форт Арза.
В невероятно красивом Герцег-Нови хочется задержаться подольше, но время не ждет, поэтому уже в 18:00 выезжайте из города в сторону небольшой рыбацкой деревушки Каменари. Паром переправит вас на другую сторону залива – в поселок Лепетане. Там поверните налево. Узкая улочка рыбацких поселений приведет в курортный поселок Муо. Вдоволь полюбовавшись неописуемой красоты закатами, возвращайтесь назад.
День 4: Ульцинь, Ада-Бояна, Скадарское озеро, Вирпазар
Насыщенная программа также рассчитана на весь день. Новое путешествие начинается в солнечном Баре. Добраться сюда из любого курортного городка можно за 1,5- 2 часа. Дорога проходит вдоль побережья Адриатики, которым можно любоваться бесконечно. Выезжать нужно пораньше – в 8:00, чтобы уже к 10:00 оказаться на месте.
Интерес в небольшом городке вызывают: монументальный Старый город, порт и маленькие брендовые магазинчики (последнее – на любителя).
Далее – выезжайте в Ульцинь – старый пиратский город. Часовой прогулки будет достаточно, чтобы проникнуться его очарованием и не очень устать. Отдохнуть можно на самом большом песчаном пляже в Черногории – Велика Плажа. Позвольте себе понежится на теплом песке и искупаться в теплом море – с 12:00 до 13:00.
После небольшого отдыха отправляйтесь к знаменитому острову Ада Бояна. Самые смелые могут искупаться вместе с нудистами. Вкусный рыбный обед в одном из колоритных ресторанов на воде дополнит впечатления о здешних местах.
В 16:00 с новыми силами выезжайте по направлению к Скадарскому озеру. Завораживающие панорамы, удивительная флора и фауна, старинные церкви и аутентичные деревушки по берегам крупнейшего на Балканах пресноводного водоема – все это непременно стоит увидеть.
В 18:00 постарайтесь оказаться в Вирпазаре – небольшой рыбацкой деревушке. Здесь можно поужинать и немного отдохнуть перед обратной дорогой. Если время позволяет, можно даже доехать до живописного поселка Риека Црноевича – в историческое сердце Черногории.
День 5: Природный заповедник Дурмитор, Жабляк (2-дневный маршрут)
С жаркого побережья на север страны выезжать нужно рано утром. С Адриатического шоссе поверните в сторону Вирпазара, в 9:00 утра выпейте кофе на открытой террасе местного ресторана и отправляйтесь в путь.
Живописная дорога ведет мимо знаменитого водопада Ниагара. Полюбовавшись прекрасными видами, езжайте в Подгорицу. Современная столица страны богата достопримечательностями. За 2 часа здесь можно посмотреть Старый город и знаменитый мост Миллениум, а также пообедать.
Далее отправляйтесь к каньону реки Мртвица – одному из красивейших в Черногории, а затем посетите горный монастырь Морача – вдохновляющее и очень умиротворенное место.
Следующая остановка – Биоградское озеро. Задержитесь здесь на часок, наполнитесь силой первозданной природы, полюбуйтесь ее красотой. Дальше дорога ведет вдоль каньона реки Тара – второго по глубине в мире после знаменитого Колорадо. У моста Джурджевича можно остановиться, чтобы сделать фото в самом глубоком месте каньона и испытать силу духа, прокатившись на Зиплайне.
К 18:00 окажетесь в Жабляке. Здесь нужно остановиться на ночевку. Подходящие апартаменты можно найти на Booking или уже на месте (за 25-40 евро получите отличный 2-местный номер).
День 6: Жабляк, Боботов Кук, Пивское озеро, монастырь Острог
Ранним утром отправляйтесь к Черному озеру. В это время еще нет шумных туристов и можно сполна насладиться звенящей тишиной уникального водоема, прогуляться вдоль его берегов и покататься на лодочке по его водам.
Отсюда начинаются многочисленные маршруты по наиболее интересным местам заповедника, в том числе один из самых увлекательных – восхождение на Боботов Кук (высшую точку Черногории). Рассчитывайте на 3-часовую прогулку в сопровождении опытного инструктора .
В 13:00 уж выезжайте к Пивскому озеру и Пивскому монастырю, а затем через Никшич – к монастырю Острог.
В 16:00 отправляйтесь в обратный путь – по дороге через Даниловград и Подгорицу. Обязательно прогуляйтесь по улочкам древнего Цетинье – бывшей столицы и духовного центра Черногории. Оттуда через Котор возвращайтесь на побережье.
День 7: Природный парк Ловчен, Негуши
В последний день короткого отпуска прокатитесь по знаменитому Ловченскому серпантину.
Начните поездку с посещения крепости Космач. К 10:00 утра отправляйтесь в Цетинье. Здесь стоит посетить Цетиньский монастырь, история которого неразрывно связана с историей страны, а затем отправиться к мавзолею самого почитаемого правителя Черногории Петра II Негоша.
В родовом селе митрополитов и правителей Негуши обязательно попробуйте знаменитый пршут, козий сыр и вино, а после обеда отправляйтесь в захватывающее турне по горному серпантину Ловчен. По дороге можно заглянуть в старую австрийскую крепость Гораджа.
Путешествие заканчивается в Которе. Остаток дня можно провести на пляжах или отправиться в отель.
День 8: прощание с Черногорией, аэропорт
Если вылет назначен на вторую половину дня, можно еще заглянуть на ближайший пляж. Автомобиль удобнее вернуть на парковке у аэропорта Тивата, а после регистрации еще останется время выпить чашку кофе в открытом ресторанчике на пляже Колардово, любуясь белоснежными яхтами в Тиватском заливе.
Церковь Святого Петра в Мюнхене: знакомство с архитектурой Германии
Мюнхен — столица Баварии — славится не только разгульным Октоберфестом и национальной кухней, но еще и живописным видом на Альпы, штаб-квартирой BMW, набережной реки Изар, а также богатым архитектурным наследием. Прогуливаться по старинным улочкам Баварии можно часами и ровно столько же восхищаться величественными соборами, высокими колокольнями, старинными домами, праздничными парадными. Жемчужиной городского ансамбля является церковь Святого Петра в Мюнхене.
- Краткая история собора Святого Петра
- Посещение Храма Святого Петра: особенности, время работы, стоимость билета
- Как добраться до храма
- Известные храмы в Мюнхене
- Подведем итоги
- Мюнхен с высоты 91 м: Видео
Краткая история собора Святого Петра
Собор Петерскирхе или, как его еще называют местные, Старый Петер — находится в Мюнхене и является самым старым памятником архитектуры в этом городе.
В XI веке на холме была построена деревянная монашеская церковь, а к 1181 году на ее месте возвели первый каменный храм в типичном для того времени романском стиле.
Спустя столетие действующую церковь расширили по указанию баварского монарха Оттона I Виттельсбаха. Веком позже храм снесли до основания и возвели новую церковь. С 1278 по 1294 год велись работы по строительству нового храма в готическом стиле. В этот период собор Святого Петра стал таким, каким мы видим его сегодня.
За свою многовековую историю здание было дважды на грани разрушения: в 1327 — после сильного пожара, и во время Первой мировой войны. Восстановительные внешние работы храма закончились лишь в 1954 году, а внутренняя реставрация стен завершилось в 2000.
Посещение Храма Святого Петра: особенности, время работы, стоимость билета
Церковь Святого Петра — одна из главных туристических достопримечательностей в Мюнхене, которая находится в районе центральной площади Мариенлац. Со смотровой площадки церкви открывается живописная панорама на весь архитектурный ансамбль города. Чтобы насладиться всей красотой пейзажа, вам предстоит подняться на высоту 56 метров, преодолев 306 ступеней, ведущих на колокольню.
Внутреннее убранство церкви — это настоящая энциклопедия архитектурных стилей XII-XVIII веков: готики и барокко. Особенно в храме привлекает внимание алтарь Девы Марии. Он украшен фигурами святых, коринфскими колоннами и задником из бархата и позолоты. Центр алтаря — фигура Святого Петра с тиарой.
Свод храма Петерскирхе украшают фрески автора Циммермана, выполненные в 1753-1756 годах. На них изображена жизнь апостола Петра.
Каждое воскресенье в 18:00 с башни разливается бой колокола, который слышно по всему Мюнхену. Звук 7-тонного колокола самый низкий во всей Баварии.
Летние часы работы:
понедельник — пятница: 9:00 – 18:30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 18:00.
Зимние часы работы:
понедельник — пятница: 9:00 – 17.30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 17:30.
Посещение храма: бесплатно.
Посещение колокольни: 1,5 евро (дети до 6 лет — бесплатно).
Как добраться до храма
Собор Святого Петра в Мюнхене находится по адресу Rindermarkt, 1. Вы сможете добраться сюда на автобусе № 52 или на метро, доехав до остановки Мариенплатц.
Проезд в Мюнхене в 2022 году стоит от 1,5 до 5 евро, цена зависит от количества пересадок. Проездной на день обойдется вам от 6,5 евро на одного, а на группу туристов до 5 человек — 12 евро.
Цена на такси в этом городе начинается от 3,5 евро, оплата багажа – 1,2 евро за чемодан.
Известные храмы в Мюнхене
Среди многообразия мюнхенской архитектуры есть храмы и соборы, которые популярны у туристов и жителей Германии:
- Собор Фрауенкирхе (не путать с церковью Фрауэнкирхе в Дрездене) в — символ Мюнхена. Огромная кирпичная базилика, которая имеет длину 109 метров и ширину 33 м . Храм возведен за рекордно короткий срок – всего за 20 лет с 1468 по 1688 годы. Башни на соборе высотой 99 метров видны из любой точки города.
- Храм Святого Сальватора возведен в 1493 г. Интересно, что эта церковь никогда не перестраивалась и во Вторую мировую войну получила только незначительные повреждения.
- Церковь Святого Михаила построена в 1583-1597 годы. При бомбардировке города рухнули все своды здания. Полностью церковь была восстановлена лишь к 1980 году. Внутренняя лепнина в стиле южно-немецкого барокко была воспроизведена по фотографиям.
Подведем итоги
Приехав в Мюнхен, обязательно нужно увидеть самобытную архитектуру старой части города. Эти соборы и храмы определяют лицо не только баварского города, но и всей Германии. Вы встретите здания в стилях барокко, классицизма и модерна. На протяжении многих веков город подвергался вражеским нападениям, было разрушено множество зданий, страна подверглась влиянию различных стилей и религиозных направлений. Все эти метаморфозы ярко прослеживаются и в архитектуре религиозных строений. Власти ФРГ и епископ поддерживают храмы, церкви и соборы в Мюнхене, в том числе и церковь Святого Петра, чтобы те продолжали радовать туристов и жителей Германии.
Мюнхен с высоты 91 м: Видео
Церковь Святого Петра
Прогуливаясь по центральной площади Мюнхена Мариенплац, вы наверняка успели заметить прямоугольную колокольню, возвышающуюся над Новой Ратушей и другими достопримечательностями. Она принадлежит одной из древнейших святынь города – церкви Святого Петра. Данный архитектурный ансамбль стоит обязательно включить в прогулку по городу, ведь именно здесь располагается одна из лучших смотровых площадок с видом на центр баварской столицы.
Если вы желаете посетить храм Святого Петра и узнать самые интересные факты из его истории, тогда рекомендуем отправиться на обзорную прогулку с русскоговорящим гидом. Кроме экскурсий по главным достопримечательностям Мюнхена, на сайте «Спутник» есть еще множество интересных туров. Например, поездки в пригороды, посещение музеев и спортивных комплексов.
История возведения
За время своего существования святыня неоднократно была разрушена и перестраивалась вновь. Ее внешний облик и внутреннее убранство приобретали свой вид в течение не одного столетия, и сегодня сочетают в себе несколько архитектурных направлений. Главный след в истории и оформлении церкви был оставлен в следующие периоды:
- Первые упоминания о храме датируются 8 веком. Считается, что культовая постройка здесь была возведена религиозными деятелями из Тегернзейского монастыря, которые также считаются основоположниками самого Мюнхена. Для ее строительства было выбрано лучшее место – холм Петерсбергль, расположенный в самом центре столицы Баварии. В результате монахами была построена небольшая церковь, оформленная в романском стиле.
- Уже в 1181 году правителем Оттоном Первым был отдан приказ о перестройке и расширении церкви. Ее отстроили в самые краткие сроки и освятили. После первой реконструкции святыня представляла собой трехнефную базилику с двумя западными башнями. С тех пор количество ее прихожан значительно возросло.
- В 1278 году церковь была снова перестроена. Ее романский стиль изменили на готический, а часть прихожан перешла в церковь Святой Богоматери.В новом облике собор Святого Петра простоял недолго.
- В 1327 году он был полностью уничтожен сильным пожаром, после которого спасти удалось только подвалы западной части постройки. Однако городские власти снова выделили бюджет для строительства храма. Практически за 40 лет церковь полностью отстроили и вернули ей романский стиль. Именно в конце 14 века в храме появился красивый фасад и две башни, между которыми возвышалась 92-метровая колокольня.
- А уже в 1607 году в церковные башни ударила молния, после чего снова начался этап ее реконструкции. Во время него были построены дополнительные порталы, сооружена молельня и поставлен орган.
- Очередное возрождение собор пережил в 18 веке. Его модернизацией занимался талантливый архитектор Иоганн Баптист Циммерман. В то время церковь приобрела более знакомые для ее сегодняшнего вида очертания рококо. Она была украшена художественной лепниной, росписью и фресками, которые отлично сохранились до наших дней. После Второй Мировой войны большая часть храма была разрушена после попадания двух авиабомб. Тогда от церкви сохранились только башни и часть стены.
- С 1946 по 1954 год здесь проводились реставрационные работы, после которых внешний облик здания был восстановлен. Средства на них жертвовали жители города самых разных вероисповеданий. А модернизация внутренних залов и алтарей продолжалась до 2000 года.
Каждую неделю по воскресеньям по всему городу слышен звон семитонного колокола церкви Святого Петра. Он звучит в память о всех жителях, которые погибли во время войны. Звон колокола примечателен тем, что он признан самым низким на территории Баварии. Кроме звона, в отдельные дни в храме можно послушать концерты органной музыки.
Архитектурный стиль и смотровая площадка
Благодаря насыщенной истории, внешний облик церкви гармонично сочетает готические элементы с барокко. Здание украшено небольшими оконными рамами, а с каждой стороны башни можно увидеть циферблат. Вход в храм задекорирован позолоченными фигурками ангелов. А его фасад, выходящий на площадь Петерсплац, отличается характерным готическим шпилем и округлыми романскими элементами. Очень контрастно смотрится и цветовая палитра церкви. Ее белоснежные стены венчают зеленые крыши и шпиль. Подчеркивают гамму красная черепица и золотистые вставки.
Внутреннее убранство постройки оформлено в стилистике барокко. Потолок и купола задекорированы росписью, кафедра позолочена, особой роскошью отличается убранство алтаря.
Ключевым элементом церкви считается ее колокольня, достигающая 91 метра в высоту. До 20 века она использовалась пожарными, которые наблюдали с нее за городом. Местные жители называют колокольню «Старый Петер».
Сегодня она известна смотровой площадкой, которая располагается под верхними часами. Чтобы оказать на вершине, вам необходимо будет пройти 300 ступенек. Зато с высоты 56 метров открывается один из лучших видов на Мюнхен. В ясную погоду ее обзор достигает 100 км. Поэтому отсюда видно не только городские панорамы, но и Альпийские горы. Данная смотровая площадка занимает второе место в рейтинге мест, откуда открывается лучший вид на город.
Внутреннее оформление церкви
Центральным украшением церковных залов признан алтарь Девы Марии, сконструированный в 1733 году братьями-архитекторами Азам. Его грандиозный облик создан благодаря ряду коринфских колонн, украшающих две стороны, и бархатно-золотистой отделке. В центре алтаря вы увидите скульптурную композицию, на которой изображен восседающий на троне святой Петр – почитаемая фигура среди прихожан Мюнхена. Вокруг него можно увидеть скульптуры других религиозных лиц: святого Августина, Грегора, Иеронима и Амбросиуса.
В Германии святой Петр олицетворяет папскую власть. Поэтому голова статуи украшена тиарой, с которой связан известный местный обычай. В день смерти Папы Римского в городе спускают флаги и убирают с головы святого Петра корону. Возвращается на свое место головной убор только после коронации нового духовного лидера.
Кроме центрального алтаря в церкви Святого Петра есть и другие интересные элементы декора. Например, нижняя часть главного интерьера украшена поклоняющимися распятию ангелами – шедевр, созданный скульптором Францем Шванталером. Еще одна достопримечательность, привлекающая внимание посетителей, – небольшой готический алтарь, построенный из песчаника. На нем можно увидеть яркие сцены Страшного Суда. Стены храма также украшены картинами известного польского мастера кисти Яна Полякова и рельефной эпитафией Эрассмуса Грассера.
Время работы и стоимость посещения
Церковь Святого Петра можно посетить бесплатно любому желающему, но для подъема на смотровую площадку придется приобрести входной билет. Взрослым он обойдется в 1,5 евро, для подростков от 10 лет и студентов – в 1 евро. Стоимость входа для детей равна 0,3 евро. А малышам младше 6 лет разрешается посетить площадку бесплатно.
Церковь открыта для гостей с 9:00 до 18:00 ежедневно. Смотровая площадка работает по следующему расписанию: летом в будние дни – 9:00 – 18:30, в выходные и праздники – 10:00- 18:00, зимой с понедельника по пятницу – 9:00-17:30, в субботу и воскресенье – 10:00 -17:30.
Где располагается
Церковь находится в исторической части Мюнхена, на улице Rindermarkt 1. В северо-западной части от нее располагается площадь Мариенплац. С восточной стороны вы обнаружите самый крупный продуктовый рынок в городе Viktualienmarkt, а на юго-западе можно найти «Коровий рынок». Добраться до церкви Святого Петра получится на автобусе No 52 либо на метрополитене. Выйти необходимо на станции «Мариенплац».
Церковь Святого Петра в Мюнхене
Мюнхен — столица Баварии — славится не только разгульным Октоберфестом и национальной кухней, но еще и живописным видом на Альпы, штаб-квартирой BMW, набережной реки Изар, а также богатым архитектурным наследием. Прогуливаться по старинным улочкам Баварии можно часами и ровно столько же восхищаться величественными соборами, высокими колокольнями, старинными домами, праздничными парадными. Жемчужиной городского ансамбля является церковь Святого Петра в Мюнхене.
Краткое описание собора
Историки предполагают, что церковь Св. Петра появилась раньше, чем был основан Мюнхен. Первыми в этой местности прижились монахи, которые и построили первый храм. Поэтому за Peterskirche среди местного населения закрепилось название «Старый Петер». Высокая колокольня храма устремилась вверх на 91 метр рядом с Мариенплац:
Собор Святого Петра занимает весомое место в панораме главной площади Мюнхена, однако расположен он не на самой площади. Фасад собора выходит на улицу Rindermarkt. Улица неширокая, поэтому высокое здание рассматривать не совсем удобно, и фото отражает вот такой «спрессованный» фасад.
Несмотря на глубокие истоки закладки храма, эта постройка датируется XIV веком. На фасаде больше всего выражены готические элементы. В XVII столетии большую часть здания подвергли перестройке, благодаря чему Старый Петер обзавелся оригинальным куполом. Вся медная часть колокольни – это достижение тех лет.
Я все-таки нашла удачный ракурс, чтобы рассмотреть башню Святого Петра. В то время я возвращалась от исторических ворот Зендлингер Тор и мечтала подняться на высокую колокольню собора, но смотровая площадка под куполом опустела, и вход был закрыт…
Здание церкви и по кругу не обойдешь, так как к нему примыкают рядом стоящие здания. А если пройти в арки Старой ратуши, то можно увидеть Peterskirche со стороны хоров.
Здесь, практически у стен собора, неизменно располагается небольшой продуктовый рынок. А через дорогу возвышается еще один храм, посвященный Святому Духу.
История собора Святого Петра
Собор Петерскирхе или, как его еще называют местные, Старый Петер — находится в Мюнхене и является самым старым памятником архитектуры в этом городе.
Спустя столетие действующую церковь расширили по указанию баварского монарха Оттона I Виттельсбаха. Веком позже храм снесли до основания и возвели новую церковь. С 1278 по 1294 год велись работы по строительству нового храма в готическом стиле. В этот период собор Святого Петра стал таким, каким мы видим его сегодня.
За свою многовековую историю здание было дважды на грани разрушения: в 1327 — после сильного пожара, и во время Первой мировой войны. Восстановительные внешние работы храма закончились лишь в 1954 году, а внутренняя реставрация стен завершилось в 2000.
Что посмотреть
Архитектурный план Петерскирхе соответствует классическому романскому храму, восходя к античным базиликам: центральный проход — неф, ведущий к алтарю, и перекрестный трансепт, разделяющий неф на больший и меньший отрезки, наподобие католического креста. Главный фасад, выходящий на небольшую площадь Петерсплац, — сочетание стремящегося ввысь готического фасада с характерным шпилем и округлых романских элементов.
Радует глаз гармония молочно-белого цвета стен, красной черепицы и зеленой крыши и шпиля, а также кокетливые вкрапления позолоты — штрих позднего барокко.
Интерьеры Петерскирхе вполне подходят на роль учебника по истории архитектуры. Его жемчужины — барочный алтарь 18 века из резного дерева с позолотой, посвященный святому Петру (обратите особое внимание на прекрасный ореол над головой апостола), изумительной красоты потолочная фреска также в стиле барокко за авторством Иоганна Баптиста Циммермана и статуи святых и праведников в стиле рококо, выполненные Игнацем Гюнтером. Не менее интересны готический алтарь Св. Мартина (1400 г.), скульптуры святых Маргариты и Вальбурги и великолепный орган на 58 регистров.
На 56-метровой высоте колокольни расположена смотровая площадка, с которой открывается отличный вид на Мюнхен. Еще здесь стоит увидеть исторические башенные часы и послушать бой колокольного ансамбля из 7 колоколов.
Внутреннее убранство
Современных путешественников, которых пути-дороги впервые привели в Мюнхен, а именно в церковь Святого Петра, без сомнения обратят внимание на небольшие позолоченные резные фигурки ангелочков, которые украшают вход в храм. Главным же украшением церкви, занимающим центральное место в интерьере, является алтарь, который был выполнен в 1733-м году двумя братьями Азам. Алтарь представляет собой величественный «пьедестал», боковые стороны которого украшают коринфские колонны, а заднюю часть – так называемый, бархатно-золотистый, задник.
На центральном месте алтарной барочной композиции установлена скульптура восседающего на троне Святого Петра, который для прихожан баварской столицы является олицетворением папской власти.
На голове у Святого Петра папская тиара, с которой у местных жителей связана особая традиция: в случае кончины Папы Римского, в Мюнхене не только приспускают флаги в знак траура, но и снимают с головы Святого Петра тиару. По окончанию новых выборов папы римского, и во время проведения торжественной церемонии коронации, проходящей, как известно, в Риме, на голову святому вновь возвращают папскую шапочку.
Вокруг фигуры Святого Петра установлены стоящие фигуры других святых: святого Августина, Грегора, Иеронима и Амбросиуса. К слову, это работа, выполненная из дерева, принадлежит руке Эгида Квиронома Азама. Нижнюю часть главного интерьера церкви украшают поклоняющиеся распятию ангелы, над которыми в свое время работал скульптор Франц Шванталер.
Вид на церковь с площади Мариенплац
Безусловно, что в церкви Святого Петра в Мюнхене есть и иные шедевры, которые привлекают внимание многочисленных путешественников.
Однако, как утверждают многие туристы, уже успевшие посетить храм Святого Петра, оказавшись в храме, следует обязательно подняться на колокольню «Старого Петра». Правда, для этого путешественнику придется преодолеть практически 300 ступеней, но панорама города, которая откроется взору туриста, попавшего на обзорную площадку колокольни, мгновенно снимет усталость от подъема.
Посещение Храма Святого Петра: особенности, время работы, стоимость билета
Церковь Святого Петра — одна из главных туристических достопримечательностей в Мюнхене, которая находится в районе центральной площади Мариенлац. Со смотровой площадки церкви открывается живописная панорама на весь архитектурный ансамбль города. Чтобы насладиться всей красотой пейзажа, вам предстоит подняться на высоту 56 метров, преодолев 306 ступеней, ведущих на колокольню.
Внутреннее убранство церкви — это настоящая энциклопедия архитектурных стилей XII-XVIII веков: готики и барокко. Особенно в храме привлекает внимание алтарь Девы Марии. Он украшен фигурами святых, коринфскими колоннами и задником из бархата и позолоты. Центр алтаря — фигура Святого Петра с тиарой.
Свод храма Петерскирхе украшают фрески автора Циммермана, выполненные в 1753-1756 годах. На них изображена жизнь апостола Петра.
Летние часы работы:
понедельник — пятница: 9:00 – 18:30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 18:00.
Зимние часы работы:
понедельник — пятница: 9:00 – 17.30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 17:30.
Посещение храма: бесплатно.
Посещение колокольни: 1,5 евро (дети до 6 лет — бесплатно).
Как добраться до храма
Собор Святого Петра в Мюнхене находится по адресу Rindermarkt, 1. Вы сможете добраться сюда на автобусе № 52 или на метро, доехав до остановки Мариенплатц.
Проезд в Мюнхене в 2022 году стоит от 1,5 до 5 евро, цена зависит от количества пересадок. Проездной на день обойдется вам от 6,5 евро на одного, а на группу туристов до 5 человек — 12 евро.
Цена на такси в этом городе начинается от 3,5 евро, оплата багажа – 1,2 евро за чемодан.
Мюнхен с высоты 91 м: Видео
Известные храмы в Мюнхене
Среди многообразия мюнхенской архитектуры есть храмы и соборы, которые популярны у туристов и жителей Германии:
- Собор Фрауенкирхе (не путать с церковью Фрауэнкирхе в Дрездене) в — символ Мюнхена. Огромная кирпичная базилика, которая имеет длину 109 метров и ширину 33 м . Храм возведен за рекордно короткий срок – всего за 20 лет с 1468 по 1688 годы. Башни на соборе высотой 99 метров видны из любой точки города.
- Храм Святого Сальватора возведен в 1493 г. Интересно, что эта церковь никогда не перестраивалась и во Вторую мировую войну получила только незначительные повреждения.
- Церковь Святого Михаила построена в 1583-1597 годы. При бомбардировке города рухнули все своды здания. Полностью церковь была восстановлена лишь к 1980 году. Внутренняя лепнина в стиле южно-немецкого барокко была воспроизведена по фотографиям.
Подведем итоги
Приехав в Мюнхен, обязательно нужно увидеть самобытную архитектуру старой части города. Эти соборы и храмы определяют лицо не только баварского города, но и всей Германии. Вы встретите здания в стилях барокко, классицизма и модерна. На протяжении многих веков город подвергался вражеским нападениям, было разрушено множество зданий, страна подверглась влиянию различных стилей и религиозных направлений. Все эти метаморфозы ярко прослеживаются и в архитектуре религиозных строений. Власти ФРГ и епископ поддерживают храмы, церкви и соборы в Мюнхене, в том числе и церковь Святого Петра, чтобы те продолжали радовать туристов и жителей Германии.