Первый полет человека на самолете

Этот день в авиации. 5 октября

1882 – Родился Роберт Хатчингс Годдард (англ. Robert Hutchings Goddard) — американский учёный, один из пионеров современной ракетной техники, создатель первого жидкостного ракетного двигателя.

В юности, в 16 лет, после прочтения книги Уэллса «Война миров» Роберт заинтересовался исследованиями космоса. 19 октября 1899 года, взбираясь на вишнёвое дерево, чтобы обрезать засохшие ветки, он, как позднее напишет сам, вообразил «как чудесно было бы сделать такое устройство, с помощью которого можно долететь до Марса».

После получения степени бакалавра в Вустерском политехническом институте в 1908 году, он обучался на физическом факультете Университета Кларка, получив степени магистра в 1910 году и кандидата наук (PhD) в 1911-м. С 1914 года он начал конструировать ракетные двигатели, получая финансовую поддержку Смитсоновского общества.
С 1919 года он написал ряд работ о возможности полёта на Луну.
Работая в 1911 году в Университете Кларка, Годдард исследовал воздействие радиоволн на изоляторы. В попытках получить из радиоволны электрический ток, он изобрёл вакуумный выпрямитель. На это изобретение 2 ноября 1915 года был выдан патент U.S. Patent 1 159 209.
В 1914 году зарегистрированы два значимых патента в ракетотехнике.

Второй, U.S. Patent 1 103 503 описывал ракету работающую на бензине и жидком оксиде азота.
Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе 16 марта 1926 года в Оберне (Массачусетс). Запись об этом событии в журнале Годдарда звучит так: «Первый полёт ракеты, использующей жидкое топливо, был произведён вчера на ферме тётушки Эффи». Ракета под названием «Нелл» размером с человеческую руку в течение 2,5 с взлетела на высоту около 12 м. Это событие стало важной демонстрацией возможностей жидкостных ракетных двигателей.
Кроме космических путешествий Годдард занимался и другими задачами. Например, он предложил идею реактивного гранатомёта, и первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы именно на основе работ Годдарда. Умер 10 августа 1945 года.

1914 – Первый в мире воздушный бой между французским и немецким самолётами.Рано утром французский пилот сержант Жозеф Франц и его механик капрал Кено, летавшие на биплане “Вуазен” (тип «L» или «LA») в эскадрилье VB-24, заметили летевший на высоте примерно 3,5 тысячи футов германский “Авиатик”. Французы тут же бросились в погоню и Кено открыл огонь из пулемёта “Гочкис”, который они предусмотрительно прихватили с собой в полёт. “Авиатик” немедленно сошёл с линии огня и попытался скрыться, но это только раззадорило Франца. Немецкий пилот закладывал виражи за виражами, пытаясь отвязаться от настырного врага, но тщетно – Франц считался одним из лучших пилотов эскадрильи. Наконец усилия капрала Кено увенчались успехом – “Авиатик” получил несколько прямых попаданий, потерял управление и упал на небольшую рощицу. Позже французские лётчики вспоминали, что когда они приземлились рядом с первым в истории сбитым самолётом, взглядам им предстала следующая картина: “Мотор от удара об землю взорвался, фюзеляж неведомая сила скрутила спиралью, крылья разлетелись на тысячи кусков. Пилот был уже мертв, а механик был ещё жив, но его почти раздавило мотором, одежда на нём тлела. Он только взглянул в нашу сторону и умер на наших глазах”. Так было положено начало войне в воздухе.

1922 – Лилиан Гэтлин ( Lillian Gatlin) стала первой женщиной-пассажиром, совершившей беспосадочный трансконтинентальный перелёт в почтовом отсеке DH-4 из Сан-Франциско, (Калифорния), в Минеолу, штат Нью-Йорк. Полёт в 2 680 миль занял 27 часов 11 минут.

1928 Передача Осоавиахиму самолёта Александра Сергеевича Яковлева АИР-2 “Пионер”, построенного на деньги пионеров СССР, Англии, Франции, Германии.

1929 – Boeing Model 40 B-4 совершает свой первый полёт. Это первый самолёт в серии Model 40, использующий приёмо-передающий радиоприемник, разработанный Торпом Хискоком, шурином Уильяма Боинга. Кроме того, был установлен более мощный двигатель “Хорнет” 525 л.с.

1930 Родился Павел Романович Попович — советский космонавт. Лётчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза (1962, 1974). Пилот космического корабля «Восток-4»; командир космического корабля «Союз-14», лётчик-космонавт СССР № 4. Позывной — «Беркут».

В 1951 году окончил Магнитогорский индустриальный техникум трудовых резервов, получив диплом техника-строителя, и аэроклуб. В 1951 году поступил, а в 1954 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова. После окончания училища служил в частях Военно-воздушных сил СССР. В 1960 году зачислен в отряд советских космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Прошёл полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Восток.
12-15 августа 1962 года совершил свой первый космический полет на космическом корабле Восток-4. Впервые в мире был совершён групповой полет двух пилотируемых космических кораблей. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 57 минут. После первого полета продолжил подготовку в отряде космонавтов. Проходил подготовку к полёту по «лунной « программе, а после её закрытия готовился к полётам на кораблях типа Союз и орбитальной космической станции типа Алмаз.
Без отрыва от основной работы в 1968 году закончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского.
3-19 июля 1974 года совершил свой второй космический полет в качестве командира космического корабля Союз-14 и орбитальной станции Салют-3. Это был первый полёт на орбитальной станции, носивший чисто военный характер. Полёт продолжался 15 суток 17 часов 30 минут 28 секунд. За 2 рейса в космос налетал 18 суток 16 часов 27 минут 28 секунд. В 1977 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидат технических наук.В 1980-1989 годах — работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
В 1989 году — избран директором научно-производственного учреждения, связанного с изучением недр Земли.
С 1992 года — директор Российского института мониторинга земель. Президент Всесоюзной уфологической ассоциации (1991-1992).
С 1992 года — президент уфологической ассоциации СНГ.В 1992 году — избран президентом Академии энерго-информационных наук.
Умер в ночь на 30 сентября 2009 года в Гурзуфе от инсульта, похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Читайте также:
Где находится Галерея Уффици. Местоположение галереи Уффици на карте Флоренции и описание

1931 – Завершён первый в мире беспосадочный перелёт через Тихий океан. Его выполнили американские лётчики Клайд Пангборн (Clyde Pangborn) и Хью Херндон (Hugh Herndon Jr) на самолёте Bellanca CH-400 Miss Veedol в рамках кругосветного перелёта, начавшегося 28 июня.

1932 – Окончание перелёта (начало 29.09) аэропоезда в составе самолёта-буксировщика У-2 под руководством Владислава Константиновича Грибовского и планера Г-9, которым пилотироваа Василий Андреевич Степанченок по маршруту Москва – Рязань – Тамбов – Задонск – Воронеж – Евдоково – Кантемировка – Луганск – Ейск – Черноерковский – Керчь – Коктебель. Маршрут дальностью 1660 км пройден за 19 ч. 10 мин.

1942 – Постановление № 2374. О серийном производстве двухместного самолёта Ил-2.

1951 – Совершил первый полёт cреднемагистральный пассажирский самолет CV-340, разработанный американской фирмой Convair.


1987
– В Жуковском (ЛИИ им. Громова) состоялся 13-й автономный полёт корабля-аналога БТС-002. Автоматическая посадка с высоты 4900 м. Корабль находился в пологом пикировании 21 минуту. Аппарат пилотировали испытатели Игорь Петрович Волк и Александр Владимирович Щукин.

1991 – В Восточной Джакарте потерпел катастрофу C-130H-30 индонезийских ВВС, при этом погибли 135 человек.
Всего на борту находились 12 членов экипажа и 122 бойца спецназа. Примерно в 15 часов самолёт выполнил взлёт, когда, по показаниям очевидцев, у него загорелся один из двигателей. Вероятно, пожар повредил механизацию крыла, а также отказал ещё один двигатель. Потеряв управление, самолёт упал на город в двух милях от аэропорта, при этом он врезался в Учебный центр Министерства труда и взорвался. Начавшийся через час сильный ливневый дождь затруднял проведение спасательных работ. На месте был найден сильно обгоревший пилот майор Самсул Илхам (Samsul Ilham), но он скончался в тот же день в больнице.

1991 – При посадке на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») из-за превышения скорости снижения произошла авария. Лётчик-испытатель Владимир Анатольевич Якимов не пострадал, но самолёт восстановлению не подлежал. Авария послужила поводом для прекращения программы создания Як-141.

2016 – Состоялось успешное испытание системы аварийного спасения кабины экипажа ракеты-носителя New Shepard, созданного компанией Blue Origin. И кабина и двигательный отсек совершили успешную посадку.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Первый полет самолета в России и мире

Увидеть небо с высоты птичьего полета, покорить небесный простор – именно эти мечты хотелось воплотить в реальность человеку. И эта мечта действительно осуществилась в декабре 1903 года братьями Райт. Эти гениальные американские изобретатели смогли построить первый воздушный транспорт и осуществить первый полет человека на самолете.

Стоит отметить, что у братьев не было особых знаний в этом направлении, да и специальными знаниями они, как говорится, «не блистали», ведь у них даже не было диплома об окончании средней школы. Но несмотря на это, братья постоянно проводили самостоятельные опыты с различными моделями воздушных средств, которые собственного говоря, и создавали. Денежные средства брали из своей мастерской, в которой ремонтировали и продавали велосипеды.

На протяжении 10 лет братья пытались создать самолет, который сможет поднять человека в небо, однако, их старания никак не могли увенчаться успехом. Но несмотря на трудности, они не теряли надежды на осуществление своей мечты. Создавая новые модели, изобретатели учитывали как свои ошибки, так и ошибки коллег, которые также работали в этом направлении. И только в 1902 году им удалось создать особую модель самолета, конструкция которой предусматривала некоторые изменения:

  • крыло было создано из разного профиля;
  • использовалась аэродинамическая труба на 200;
  • руль был установлен в жесткой вертикальной позиции.

Эти изменения оказались очень полезными, ведь с их помощью братьям удалось точно рассчитать подъемную силу непилотируемого планера, а при помощи жесткого руля изобретатели смогли контролировать полет своего нового изобретения. На протяжении двух месяцев им удалось совершить более 800 полетов, продолжительность самого длительного полета составила 26 секунд, а дальность около 190 м. После такого успеха братья решили создать воздушный транспорт с двигателем, его они изобрели в 1903 году. Первый полет человека на самолете продолжался 12 секунд, его дальность составила 36 м. Это было действительно сенсацией мирового значения, а о братьях Райт заговорил весь мир.

Стоит отметить, что именно эти гениальные изобретатели при создании летательного аппарата внедрили действие трех осей для вращения воздушного транспорта, что в значительной степени упростило управление самолетом и помогло воздушному транспорту держать равновесие в небе. И даже в настоящее время современные конструкторы придерживаются этого метода при создании самолетов.

Когда был совершен первый полет на воздушном транспорте в России?

Первый самолет, который создали братья Райт, и удачный полет весьма заинтересовали авиаконструкторов всего мира, включая и Российскую Империю. Изобретатели старались изо всех сил, чтобы не отставать от своих американских коллег и смогли летом 1910 года создать совершенно новую конструкцию, которая смогла подняться в небо, под названием «Кудашев-1». Первый полет самолета в России осуществил гениальный профессор Киевского политехнического института А. Кудашев, и как многие уже поняли, воздушный транспорт был назван именно в его честь.

Читайте также:
Порядок оформления жилищного кредита обладателям ВНЖ в 2022 году

В те времена профессор разрабатывал различные модели, но подняться на них в небо человеку никак не удавалось. И только после изучения самолета, который создали братья Райт, Кудашеву удалось собрать новую модель, конструкцию которой пришлось практически полностью переделать:

  • масса биплана составляла 320 кг;
  • двигатель использовался мощностью в 35 л.с;
  • каркас модели собирался из реек, которые перед сборкой обтянули полотном из прорезиненного материала.

В небо первый самолет поднял сам изобретать, и несмотря на то, что длительность первого полета составила всего несколько метров, все присутствующие при эксперименте признали его успешным. Однако официального признания так и не удалось получить. Мотивировалось это тем, что за ходом эксперимента не наблюдали эксперты из столицы, так как они не были приглашены. В настоящее время достижение гениального профессора, конечно, признали как в России, так и во всем мире.

Когда был выполнен первый полет на самолете вокруг Земли?

Идея осуществить первый полет вокруг Земли на самолете пришла в голову братьям Рутанам в декабре 1986 года. Самолет довольно необычной конструкции братья назвали «Вояджер», воздушному транспорту нужно было за 10 суток облететь всю Землю без единой дозаправки и посадки. Приземлиться он должен был на аэродроме, который располагался в пустыне Мохаве, откуда и отправился в неосуществимое путешествие.

Пилотировал воздушным транспортом один из братьев – Дик и помощница пилота Д. Йигер. Перед началом эксперимента воздушный транспорт тщательно проверили на техническую исправность, пилоты провели более 65 удачных испытательных полетов. Единственное, что не совсем удовлетворяло братьев в конструкции самолета – это кабина пилота, которая была маленькой и в ней имелось всего одно, причем весьма неудобное кресло. Но несмотря на это, было принято решение поднять самолет в небо, как и планировалось, а именно, 14 декабря, ввиду того, что полет приходилось несколько раз откладывать из-за неблагоприятных погодных условий.

Разумеется, такой эксперимент многие признали рискованным и даже безумным, а летчикам пришлось за время перелета перенести немало тревог и переживаний, которые начались даже при взлете. Из-за того, что топливные баки были переполнены, крыло самолета при взлете прогнулось, причем несколько раз и даже задело бетонное покрытие взлетно-посадочной полосы, что привело к незначительным, но все же повреждениям края плоскости. Далее пилотам пришлось:

  • бороться с неблагоприятными погодными условиями;
  • переживать, что топливо закончится не своевременно;
  • устранить в небе неисправность, о которой сообщила тревожная красная лампа, предупреждая, что давление масла начинает резко падать из-за сильного перегрева одного из двигателей.

Несмотря на многочисленные трудности, пилоты смогли осуществить задуманное и успешно посадить свой «Вояжер» на взлетно-посадочной полосе 23 декабря, как только солнце начало показываться над горизонтом. Конечно, выбраться обессиленные летчики из кабины самостоятельно не смогли, ведь в небе они пробыли почти 10 дней, на помощь им пришли медики, которые доставили героев в больницу для проверки их здоровья и оказания первой медицинской помощи. Первый полет на самолете вокруг Земли был признан официальным, пилоты преодолели на нем 42 тыс. км, и как в дальнейшем стало известно – топлива в баках осталось всего лишь на дне.

История гражданской авиации

Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.


«Флайер-1» братьев Райт

Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».

Первый чартерный рейс

Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса

Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.

Читайте также:
Что посмотреть в Италии на машине — 15 самых интересных мест


Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat

В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.

Милионный пассажир и рейс на автопилоте


Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров

Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.

Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса

Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.

Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.

Тем временем в России

Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе

Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.

Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.

Модель авиалайнера МС-21

Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.

МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе

Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.

Первый полет человека на самолете, как это было в закладки

Братья Райт — два американца, которые изобрели и построили первый в мире самолет, способный к полету. 17 декабря 1903 года произошел первый полет человека на самолете — первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.

Как и многие гении, Братья Райт не были звездами в образовании. Так, они посещали среднюю школу, но не получили дипломы об ее окончании. В 1892 братья открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов, а затем и начали производство велосипедов под собственной торговой маркой в 1896 году. Заработанные на своем предприятии деньги они использовали для финансирования своих авиационных опытов.

1. Слева — О́рвил Райт, справа — Уи́лбур Райт. Им было 34 и 38 лет в 1905 году соответственно. (Фото Library of Congress):


В 1896 году произошло три важных события в мировой авиации. В мае Секретарь Смитсоновского института Самуэль Пирпонт Лэнгли совершил успешный запуск беспилотного самолёта с паровым двигателем. Летом инженер из Чикаго и известный авиатор Октав Шанют нанял несколько молодых людей, которые испытывали различные типы планёров над песчаными дюнами по берегу озера Мичиган. В августе Отто Лилиенталь погиб при крушении своего планёра. Эти события произвели большое впечатление на братьев

Читайте также:
Новый аэропорт Жуковский в Москве, ZIA

2. Мастерская в магазине велосипедов братьев Райт, 1897 год. (Фото Library of Congress):

Несмотря на трагическую судьбу Отто Лилиенталя, братья Райт приняли его стратегию: эксперименты с планирующим полётом, в которых испытывались системы управления полётом, до осуществления первого полёта с двигателем. В начале своих экспериментов они определили управление как нерешённую третью часть «проблемы полёта». Они полагали, что накоплены уже достаточные знания и опыт для решения других двух проблем — подъёмной силы и двигателей. И этим они резко отличались от более опытных современных им авиаторов, которые строили мощные двигатели, прикрепляли их к корпусам летательных аппаратов, оборудованными неапробированными средствами управления, и пытались подняться в воздух без предварительных лётных испытаний.

3. Разбившийся планер, 10 октября 1900. (Фото Library of Congress):

Основываясь на наблюдениях, один из братьев, Уилбер заключил, что птицы изменяют угол окончаний своих крыльев, чтобы заставить своё тело повернуть вправо или влево. Братья решили, что это также будет хорошим способом для летающего аппарата для поворотов — создать «крен» или «наклон» в сторону поворота, точно так же как это делают птицы — и точно так же, как велосипедисты: с таким опытом братья были хорошо знакомы.

4. Дэн Тейт (слева) и Уилбур Райт (справа) с планером, 19 сентября 1902. (Фото Library of Congress):

В основе проекта первого полноразмерного планера братьев Райт лежали работы их предшественников: планёр-биплан Шанюта-Херринга, который совершал успешные полеты в 1896 году около Чикаго; данные о подъёмной силе, опубликованные Лилиенталем. Стойки между крыльями их планёра были окружены тросами в их собственной модификации.

5. Опыты продолжаются. Северная Каролина, 10 октября 1902. (Фото Library of Congress):

В 1902 году братья Райт совершили огромный шаг вперёд и произвели основные испытания в аэродинамической трубе на 200 крыльях различных форм и профилей, которые сопровождались глубоким тестированием 38 из них.

Первые полёты планёр братьев Райт 1902 года совершал как непилотируемый воздушный змей. Работа с аэродинамической трубой оказалась весьма полезной: подъёмная сила планёра соответствовала расчётной. Новый планёр также имел новую особенность: жёсткий вертикальный руль, который должен был устранить ряд возникавших ранее проблем.

С помощью нового метода управления Райт впервые достигли истинного контроля своим аппаратом, это произошло 8 октября 1902 и стало важнейшим изобретением в истории авиации. В сентябре и октябре они совершили от 700 до 1 000 полётов, самый длительный из которых продолжался 26 секунд, а его дальность составила 190 м. Сотни хорошо управляемых полётов после установки убедили братьев начать строить летающий аппарат тяжелее воздуха с двигателем.

6. Уилбер делает поворот подвижным рулём 24 октября 1902 года. (Фото Library of Congress):

7. В 1903 году братья Райт построили оснащённый двигателем Флайер-1 (на фото ниже), материалом которому послужил обычный для аппаратов Райт конструкционный материал — ель, крепкое и лёгкое дерево. Они также разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый двигатель, изготовленный в их магазине велосипедов. (Фото Library of Congress):

8. Уилбур Райт за штурвалом поврежденного Флайер-1 после неудачного полета 14 декабря 1903 года. (Фото Library of Congress):

Современные испытания в аэродинамической трубе пропеллеров образца 1903 года показали, что они имели КПД более 75 % в условиях первых полётов, а фактически имели максимальный КПД 82 %. Это очень большое достижение, учитывая, что современные деревянные пропеллеры имеют максимальный КПД 85 %.

Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36.5 метров за 12 секунд, этот полёт был зарегистрирован на известной фотографии (ниже). Следующие два полёта были длиной около 52 и 60 метров, совершённые Уилбером и Орвиллом соответственно. Их высота была около 3 метров над уровнем земли.

9. Первый полет человека на самолете. Это первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер — на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса со спасательной станции Килл Дэвил Хиллс, использован фотоаппарат Орвилла на треножнике. (Фото Library of Congress):

Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими 3-х осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов.

10. В 1904 году братья Райт построили Флайер-II (на фото) и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, пастбище коров в 13 км к северо-востоку от Дейтона в штате Огайо. (Фото Library of Congress):

В 1905 братья построили новый «Флайер-III», в котором были сделаны важные усовершенствования, которые значительно улучшили стабильность и управление, подготовив базу для серии из шести «длинных полётов» продолжительностью от 17 до 38 минут и дальностью от 20 до 39 км по 1,4-км маршруту вокруг Прерии Хаффмана с 26 сентября по 5 октября. Уилбер совершил последний и самый длинный полёт, дальностью 39,4 км за 38 минут и 3 секунды, заканчивающийся безопасной посадкой после того, как закончилось топливо.

11. Полет 29 сентября 1905 года. (Фото Library of Congress):

12. Братья Райт, безусловно, принимали меры для того, чтобы внимание к их полётам было минимальным. Опасаясь, что конкуренты воспользуются их идеями. Они писали в правительство США, а затем Великобритании, Франции и Германии с предложением продать летающую машину, но отказывались от показательных полётов, настаивая на предварительном подписании контракта. Они не хотели даже показывать фотографии своего Флайера. (Фото Library of Congress):

Читайте также:
Термы Каракаллы — самые большие купальни Древнего Рима

Братья Райт не совершали полётов в 1906 и 1907, осуществляя в этот период переговоры с американскими и европейскими правительствами. После окончательного подписания контрактов с французской компанией и армией США, они вернулись в мае 1908 с Флайером 1905 года, в котором были переделаны места для пилота и пассажира, и начали готовиться к важным для их контрактов показательным полётам. По контрактам самолёты должны были быть способны нести пассажира.

13. Авиакатастрофа во время неудачного демонстрационного полета для представителей армии США, 17 сентября 1908 год. Через несколько минут после взлёта на высоте около 30 м, пропеллер раскололся, лишив самолёт управления. (Фото Library of Congress):

Глубоко потрясённый несчастным случаем, Уилбер решил провести ещё более зрелищные показательные полёты; в последующие дни и недели он установил новые рекорды высоты и продолжительности.

В июле 1909 года Орвилл с помощью Уилбера завершил показательные полёты для армии США, выполнив требование сделать двухместный самолёт, способный лететь с пассажиром в течение часа со средней скоростью 40 миль в час (64 км/час) и совершать безопасную посадку. Они продали самолёт военным за 30 000 долларов.

14. Крупный план самолета братьев Райт пассажирским местом и местом для пилота, 1911 год. (Фото Library of Congress):

15. Пиком славы стал полёт Уилбера в начале октября, когда на празднованиях в честь трёхсотлетия открытия реки Гудзон в Нью-Йорке он облетел вокруг Статуи Свободы и совершил 33-минутный полёт вверх и вниз по реке вдоль Манхэттэна на виду около одного миллиона жителей Нью-Йорка. Эти полёты принесли огромную известность братьям Райт в Америке. (Фото AP):

16. Во время показательных полетов на юге Франции, где Уилбер совершил ещё немало показательных полётов, пассажирами в которых были офицеры, журналисты и государственные деятели, а 15 февраля 1909 года и его сестра Кэтрин (слева). (Фото Library of Congress):

17. Демонстрационный полет для армии США в 1909 году. (Фото Harris & Ewing/Library of Congress):

Оба брата остались холостяками. Уилбер однажды язвительно заметил, что «не смог бы одновременно прокормить жену и летающую машину». История братьев Райт несколько раз экранизировалась. Кроме того, братья появляются в некоторых фильмах, как второстепенные персонажи, существуют документальные, анимационные и образовательные фильмы об авиаторах, их изобретениях и полётах.

18. Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто могли управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения. (Фото Library of Congress).

От винта! Как начиналась история международных пассажирских авиаперевозок

Авиаперелеты для многих из нас давно стали обыденностью. А ведь еще в начале ХХ века и летчики, и пассажиры воспринимали возможность парить над облаками как чудо. В Международный день гражданской авиации вспомним, как это было.

Первый запуск пассажирского самолета состоялся 10 декабря 1913 года: с аэродрома в Санкт-Петербурге в небо поднялся биплан «Гранд» конструкции Игоря Сикорского, спроектированный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Он был оснащен комфортабельным салоном с обогревом и освещением, имел на борту ресторан, комнаты для сна, ванну и туалет. Тогда же кабину пилота отделили от салона.

В феврале 1914 года «Гранд» впервые совершил демонстративный полет, в котором участвовали 16 пассажиров и собака. За штурвал сел сам авиаконструктор. В июне того же года Игорь Сикорский слетал из Петербурга в Киев и обратно, сделав всего одну посадку на промежуточном аэродроме. Но кто знает, как развивалась бы гражданская авиация в Европе, если бы не начало Первой мировой войны.

В том же 1914 году на другом конце света – в Соединенных Штатах Америки появилась первая авиакомпания «St. Petersburg Tampa Airboat Line», лайнеры которой стали совершать регулярные рейсы с восточного побережья полуострова на западное.

После окончания Первой мировой не у дел остались самолеты самых разных модификаций, а также опытные летчики и авиамеханики. Правительства европейских стран и частные фирмы стали создавать компании для авиаперевозок пассажиров. Уже в начале 1919 года воздушные суда летали из Берлина в Веймар, из Парижа в Брюссель и Лондон. В небе появились французские «Фарман F-60 Голиаф», способные перевозить 12 пассажиров – четверых в носовой кабине и восьмерых в хвосте. За этот год пассажирские самолеты перевезли около 5 тысяч человек.

7 октября 1919-го была создана старейшая из ныне действующих авиакомпания «KLM» – Королевские голландские авиалинии, а 17 мая 1920-го ее пилот Джерри Шоу на английском самолете DH-16 совершил первый перелет из Амстердама в Лондон. Его пассажирами были двое журналистов. Летели они в открытой кабине, поэтому авиакомпания выдала «первопроходцам» свитера, шлемы и теплые перчатки.

Постепенно авиатранспорт проникал во все столицы Европы. Лидером самолетостроения тогда была Франция, не хотела сдавать лидерских позиций и Германия.

В Советском Союзе первая пассажирская авиалиния по маршруту Москва–Харьков открылась в мае 1921 года. Через год регулярные воздушные сообщения начались между Москвой и Нижним Новгородом. 1 мая 1922-го начала работу советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» (по-немецки – Deutsch-Russische Luftverkehrs). Тогда состоялся первый международный перелет немецкого пассажирского самолета «Дорнье-Меркур» по маршруту Москва–Смоленск–Каунас–Кенигсберг. Через 3 года авиалинию продлили до Берлина.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты В Таиланд за 32 000 рублей туда и обратно от компании Аэрофлот Маршрут проложить

Международные перевозки людей развивала и Великобритания. В декабре 1922 года вошел в историю первый полет авиакомпании «Imperial Airways». В воздух поднялся двухмоторный летательный аппарат «Хедли Пэйдж» с 12 путешественниками на борту. Они располагались в ряд по 6 человек слева и справа у окон. В теплую погоду пассажир сам мог открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом. Пилот и механик находились в открытой кабине на носу самолета. Летали эти аэропланы из Лондона в Париж, однако спрос на билеты был невелик. Публику отпугивал не только страх перед высотой и скоростью, но и цена «удовольствия» – 21 фунт (сегодня более 600 фунтов). Максимальная скорость полета в те времена составляла 175 километров в час.

9 февраля 1923 года в СССР была создана авиакомпания «Добролет» – будущий «Аэрофлот». Первыми самолетами здесь стали четыре «Юнкерс Ф-13». Каждый имел собственное имя: «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».

В 1926 году немецкие пилоты на двух 3-моторных самолетах только что созданной авиакомпании «Deutsche Lufthansa» совершили перелет из Берлина в Пекин через весь Советский Союз. Это были пассажирские цельнометаллические «Юнкерс G-24», способные перевозить 9 пассажиров и развить скорость до 210 километров. В 1926-м регулярные авиарейсы открылись в США – самолеты «Тримотор» могли перевести 13 пассажиров. Всего через три года Америка стала лидером в воздушных перевозках. Суда авиакомпании «Western Air Express» перевозили всех желающих от Нью-Йорка до Тихого океана.

Первый 3-моторный советский самолет АНТ-9 поднялся в небо в мае 1929 года – в просторном салоне помещались 9 пассажиров, гардероб, багажное отделение и туалет. Летом этот аппарат, пилотируемый летчиком Михаилом Громовым, вылетел из Москвы, совершал посадки в Берлине, Париже, Риме, Марселе, Лондоне, затем снова в Париже, Берлине, Варшаве и вернулся в Москву. Общая протяженность маршрута составила более 9 тысяч километров.

Статистики подсчитали, что в 1929 году услугами авиаперевозок по всему миру воспользовались 434 тысячи человек.

В 1930-м на самолете американской авиакомпании «United Airlines» появилась первая стюардесса – бывшая медсестра Эллин Чёрч. В своем рейсе она обслуживала 11 человек. Это идея понравилось и другим перевозчикам. Вскоре стюардессы появились на многих воздушных судах, разнося пассажирам коктейли, обеды и кофе.

За годы, прошедшие с начала международных пассажирских перевозок, произошел колоссальный прогресс: простые самолеты с поршневыми двигателями, на бортах которых могли разместиться всего несколько человек, трансформировались в гигантские реактивные лайнеры, переносящих сотни людей через океаны. Благодаря развитию гражданской авиации создано более 56 млн рабочих мест. Воздушные маршруты соединили 40 тысяч городов по всей планете. В 2017 году, например, на регулярных авиарейсах во всем мире было перевезено более 4 миллиардов пассажиров, а значит благодаря эпохе стремительного освоения неба люди стали ближе друг другу.

Что мы знаем о первом фильме, который будет сниматься в космосе

Перед стартом командир экипажа, космонавт Антон Шкаплеров, сославшись на главу “Роскосмоса” Дмитрия Рогозина, подчеркнул, что мы, то есть и наша страна, и все человечество, получим неоценимый опыт – возможность за три с половиной месяца подготовить людей к космическому полету. Ускоренная подготовка, которую прошли члены съемочной группы “Вызова”, в будущем пригодится для отправки на орбиту других специалистов: врачей, ученых и представителей иных профессий. Ответим на основные вопросы, связанные с полетом в космос первой съемочной группы для создания исторического художественного фильма.

Кто в экипаже

Основной экипаж МКС-66: космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко. Дублирующий экипаж: космонавт Олег Артемьев, актриса Алена Мордовина и оператор Алексей Дудин.

Когда пройдет полет

Пуск ракеты-носителя “Союз-2.1а” с транспортным пилотируемым кораблем “Союз МС-19” со съемочной группой проекта “Вызов” запланирован на 11.55 по московскому времени 5 октября 2022 года с космодрома Байконур. Возвращение экспедиции на Землю запланировано на 17 октября 2022 года.

Будет ли у ракеты особый дизайн

Ракета называется “Герман Титов”. На ней написано слово “Вызов”, и она выкрашена в цвета российского флага – красные, белые и синие полосы.

Кто работает над фильмом

Жанр картины – космическая драма. Режиссер-постановщик – Клим Шипенко (“Холоп”, “Салют-7”, “Текст”). Авторы сценария – Клим Шипенко, Бакур Бакурадзе, Иван Заморов, Наиля Малахова. Продюсеры – Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Сергей Титинков, Дмитрий Рогозин, Константин Эрнст. Фильм – совместный проект Госкорпорации “Роскосмос”, Первого канала и студии Yellow, Black and White. Дистрибьютор картины – кинокомпания “Централ Партнершип”.

О чем кино

Сюжет: женщине-врачу в силу обстоятельств придется за месяц подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС для спасения жизни космонавта.

Как отбирали актрису

Исполнительница главной роли была выбрана по итогам открытого конкурса среди всех желающих, состоявшего из творческого задания (монолог Татьяны из “Евгения Онегина” Александра Пушкина), а также прохождения комплексной проверки, в том числе медицинской. Победитель конкурса – актриса Юлия Пересильд (дублер – актриса Алена Мордовина).

Читайте также:
13 мест, где снимались известные фильмы

Как готовились к полету

Съемочная группа проекта “Вызов” прошла ускоренную подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке, которая предполагала знакомство с конструкцией и бортовыми системами ТПК “Союз МС” и российского сегмента МКС, отработку возможных нештатных ситуаций во время полета, в том числе тренировку на самолете-лаборатории в условиях кратковременной невесомости и посадку спускаемого аппарата на водную поверхность. По окончании подготовительного периода члены съемочной группы успешно прошли экзаменационные тренировки.

18 сентября группа проекта “Вызов” отправилась на космодром Байконур для прохождения финальной фазы подготовки к полету. В нее включены тренировки (“примерки”) в транспортном пилотируемом корабле “Союз МС-19”, тесты в полетных скафандрах “Сокол КВ-2”. Запланированы также вестибулярные и гипоксические тренировки, занятия по стыковке, знакомство с размещением грузов в корабле и так далее.

Везет ли экипаж с собой съемочную аппаратуру

Да, везут много техники – аппаратуры, чтобы снимать фильм. Обещают, что в дни съемок станция преобразится.

Будут ли космонавты играть в фильме

Клим Шипенко рассказывал о том, что сценарий создавался таким образом, чтобы космонавты играли космонавтов в предлагаемых обстоятельствах. И Антон Шкаплеров, и Олег Новицкий, и Петр Дубров будут участвовать. Им придется разыграть нештатную ситуацию на борту космического корабля.

Как актрисе удастся хорошо выглядеть в невесомости

“Я жду утра 6 октября, – рассказала Юлия Пересильд. – Все девочки понимают, что утро бывает непростым. Особенно в космосе. Мы об этом много думали и размышляли. У нас есть лайфхаки (житейские советы) от космонавтов. Но невесомость есть невесомость. Дорогие зрители, вы увидите меня на Земле в моем обличье. А тут – потерпите” (смеется).

Что было самым сложным?

Юлия Пересильд рассказала следующее, отвечая на вопрос “РГ”: “Для меня была сложна научная часть, теоретическая. То, с чего мы начали нашу подготовку. Изучали конструкцию, компоновку транспортного пилотируемого корабля “Союз”. Я учила ее первые две недели каждой ночью до четырех утра. Мне она давалась непросто. То количество аббревиатур, которые если вначале не выучишь, дальше ничего не поймешь. Спасибо, что хорошая память – мы, актеры, учим много текстов. Только это и спасло. Испытания тоже были трудные, но для нас – людей, которым легче действовать, они давались легче, чем познавать теорию”.

Смотрели ли перед полетом фильм “Белое солнце пустыни”?

Да, по давно сложившейся традиции все вместе – основной и дублирующий экипаж – смотрели “Белое солнце пустыни”.

Какую музыку выбрали с собой в космос

Антон Шкаплеров рассказал, что по музыке всех ждут сюрпризы: “Каждый из нас выбрал по 5-7 песен. Очередность такая – вначале то, что я выбрал, потом то, что выбрала Юля, и далее по кругу. Вот и посмотрим, кто что любит и кто что предпочел для экипажа. Моя традиционная песня, которая открывает плейлист, – из известного мультфильма “Антошка”.

Какие личные вещи возьмут с собой в полет

Можно брать с собой жидкости объемом полтора литра и вещи весом не более 1 килограмма. Юлия Пересильд рассказала, что возьмет с собой фотографии детей и дублерши Алены. Рисунки своих детей, колечки и сережки друзей, которые хотели бы побывать в космосе. Индикатор невесомости – символ ее благотворительного фонда “Галчонок”.

Клим Шипенко рассказал, что возьмет с собой майку-талисман, в которой он начинает снимать все свои фильмы. Надпись на майке гласит Impossible is nothing, что в переводе означает “Невозможное – это ничто”. Индикатор невесомости у режиссера – он сам.

Будут ли бить на старте тарелку

По традиции тарелка бьется после снятого первого кадра фильма. “Столько космических традиций соблюдаем, кинематографические нужно тоже, – сказал Клим Шипенко. – Может, найдем тарелку или что-то другое на корабле, когда начнем снимать, тогда и разобьем”, – рассмеялся он.

Только цифры

По предварительной информации, ракета-носитель вывела корабль на орбиту со следующими параметрами:

– минимальная высота над поверхностью Земли – 199,84 км;

– максимальная высота над поверхностью Земли – 242,69 км;

История создания самолета

Люди всегда грезили о том, чтобы подняться в воздух. Герои мифов Икар и Дедал летали с помощью крыльев. Люди неоднократно пытались повторить полеты, прикрепляя к спине воском перьевые крылья, но эти мероприятия не увенчались успехом. Позже люди научатся создавать воздушные шары и дирижабли, будут перемещаться на огромные расстояния на самолетах. Но все по порядку.

Первые попытки

История создания самолета начинается с X века. В 1003 году британский монах Эйлмер взобрался на крышу здания, привязал к рукам и ногам искусственные крылья и бросился вниз. Его полет составил 201 м и длился 15 с, однако приземление было столь неудачным, что монах сломал обе ноги. Он так и остался хромым на всю жизнь. За этот геройский поступок он получил прозвище «Летающий монах». Вот такая удивительная история, как человек изобрел самолет!

Ну а если серьезно, то первый прототип летательного аппарата был сконструирован Леонардо да Винчи в XV веке. Крылья его конструкции в точности повторяли конечности летучих мышей. Этот человек явно был странником из произведений Стругацких, а иначе как объяснить тот факт, что его изобретения оставались чертежами и зачатками на протяжении веков, и никто не мог продолжить его дело?

Читайте также:
Озера Папуа – Новой Гвинеи

История создания первого самолета берет начало с середины XVII века, когда Джордж Кейли издал книгу «Строительство летательных аппаратов». Он в подробностях описал прототипы современных самолетов. Наблюдая за птицами, Кейли смог измерить скорость и высоту их полета, а также размах крыльев. Собрав эти параметры вместе он предположил конструкцию будущего самолета: лодку, имеющую пернатый хвост и передвигающуюся за счёт весел-крыльев, которые передавали вращение на хвост.

Как изобрели самолет?

До сих пор ведутся споры о том, кто изобрел самолет первым и где это произошло? Считается, что история авиации началась в 1842 году, когда Уильям Хенсон получил заказ разработать летательный аппарат. Вскоре он предоставил винтомоторную автомашину. Принцип её работы заключался в том, что воздушный винт поднимает судно и обеспечивает его движение. К сожалению, такая конструкция не полетела, однако к некоторые выводы Уильяма до сих пор используются в авиастроении.

В 1876 году Можайский представил проект своего аэродинамического аппарата начальникам, но тот не был одобрен. Конструктор вложил собственные сбережения и начал испытывать аппарат. Из немногочисленных сохранившихся записей нам известно, что «аппарат, хоть и приводимый в движение им самим (Можайским), так и не смог взлететь». Но благодаря разработкам русского конструктора авиация вышла на новый уровень.

В начале XX века отечественный изобретатель Николай Телешов запатентовал во Франции и Великобритании проект «Система воздухоплавания», содержащий паровую машину и толкающий воздушный винт. Агрегат имел 2 палубы и вмещал в себя 120 пассажиров. На родине Николаю отказали в патенте. Не получив признания, конструктор превратил свой проект в «Дельту» — самолет с воздушно-реактивным пульсирующим двигателем. Позже этот двигатель ляжет в основу современных реактивных двигателей самолетов. Так что на вопрос, где изобрели самолет, патриот может ответить, не покривив душой: разработка летательного аппарата происходила и в России, и зарубежом. Если бы наши соотечественники проявили больше интереса и поддержали проект, заслуга была бы нашей.

Однако развитие технологий было повсеместным и быстрым. Во Франции Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной, но ему, как и Телешеву, не хватило одного — мощного двигателя, способного оторвать большую машину от земли. Хаймер в США тоже пытался приспособить паровую машину, но безрезультатно. Самолет отрывался от земли на считанные мгновения и снова возвращался обратно. Но историю создания самолетов ускорял один фактор — военные нужды. Уже в Первой Мировой войне в ход пошли дирижабли и аэропланы.

Самый первый самолет

Братья Райт – Уилбур и Орвилл – смогли создать машину, пролетевшую 278 м на высоте более 13 м над землёй. Это отрытые потрясло мир авиации. Расскажем подробнее, как и когда братья Райт изобрели самолет.

Их мечта подняться в небо появилась еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет. Будучи взрослыми, они учредили велосипедный бизнес, который приносил им немалые деньги. Райт вкладывали их в свои разработки летательных аппаратов. Год за годом Уилбур и Орвилл конструировали и совершенствовали свои планеры. И вот, наконец, в 1902 году их модель поднялась в воздух. Она была полностью контролируемая по 3 осям:

  • вертикальной (хвостовой руль);
  • продольной (крыло);
  • поперечной (носовой руль).

Раньше тоже были те, кто поднимался в воздух, однако основная заслуга братьев была в определении трех осей вращения самолета, благодаря чему агрегат полностью управляем в воздухе. Теперь Вы знаете, в каком году изобрели самолет.

Собственный завод братьев Райт был зарегистрирован в 1909 году. Здесь занимались подготовкой заказов для военной отрасли, а также для частников, которые с радостью вкладывали средства в развитие такой перспективной отрасли, как авиация. В октябре 1909 года Уилбур на своем самолете облетел статую свободы и центральную часть Нью-Йорка за полчаса.

Первый реактивный самолет

Исторические источники не могут достоверно сказать, кто изобрел самый первый реактивный самолет в мире. Компания Heinkel начала разработку реактивного самолета в 1937 году. Через 2 года агрегат Не-176 поднялся в воздух, однако его характеристики были далеки от запланированных:

  • самолёт смог разогнаться только до 750 км/ч вместо запланированных 1100 км/ч;
  • максимальное расстояние полета составляло всего 60 км.

Все дело в двигателе: авиаконструкторы выбрали для Не-176 жидкостно-реактивный двигатель, горючим которого были перекись водорода и метанол. Огромный расход топлива не позволял самолету достигнуть планируемых параметров.

Следующим был британец Gloster Meteor – единственный самолет, выступавший в боях против Германии на Второй Мировой Войне. Первый полет осуществили в марте 1943 года. Всего таких моделей было выпущено около 3500. Gloster Meteor показал себя с отличной стороны: за все время разбилось только 2 самолета (в условиях сильной облачности они столкнулись на посадочной полосе).

В СССР также разрабатывали реактивные самолеты, однако надежные агрегаты были спроектированы только в 1945 году: двухмоторный МИГ-9 и одномоторный ЯК-15. Они поднялись в воздух 24 апреля 1946 года. МИГ оказался лучше ЯКа по некоторым характеристикам, поэтому последний был предоставлен для учений.

Читайте также:
Аренда недвижимости в Германии - как выгодно сдать квартиру и получать доход? где дешево снять квартиру в Германии?

Первый пассажирский самолет

А когда изобрели первый пассажирский самолет? Прототип современного пассажирского самолета был создан Альберто Сантос-Дюмоном. Он начинал свою работу с дирижаблей и воздушных шаров. В 1905 году Альберто завершил проект собственного летательного аппарата, а в 1906 совершил на нём первый полёт. Воздушное судно было оснащено съёмными шасси. Аппарат пролетел более 60 м на высоте около 3 м. Через месяц после некоторых корректировок агрегат пролетел уже 200 м. Машина получила название «14-bis», или «Хищная птица».

Развитие технологии

В мире

История создания первого самолета подстегнула военную промышленность. Успех братьев Райт заставил всех остальных исследователей и изобретателей ускориться. И вот, накануне Первой Мировой войны, во многих странах уже имелись похожие наработки. Первой страной, где самолеты сыграли роль оружия, была Болгария. С помощью летательных аппаратов проводилась разведка во вражеском стане Османской империи. Для разведки воздушные средства были незаменимы, но всерьез к ним никто не относился. Пока.

Военные нужды и большие бюджеты позволили сделать самолеты лучше: скорость возросла до 200—220 км/ч, потолок — до 6000-7000 м, бомбовая нагрузка достигла 2-3,5 т, мощность двигателей — 350—420 л. с.

Первые самолеты бомбардировщики были созданы и опробованы французскими вооруженными силами в 1914 году. Ролан Гарро придумал, как совместить самолет и пулемет: огнестрельное оружие нашло место на главной оси самолета. За штурвалом оказался Адольф Пегу, который выиграл пять боев и был удостоим многих наград.

После французов подтянулись и другие участники конфликта. Летчики к концу войны стали элитой вооруженных сил.

Но не только война стимулировало самолетостроение. После Первой мировой развитие технологии пошло еще быстрее. На этот раз стимулами были разнообразные конкурсы и гранты от государства и больших частных компаний. В США, к примеру, Чарльз Линдберг выиграл Приз Ортега за первый индивидуальный безостановочный трансатлантический перелёт $25000. Индустрия развлечений нашла для себя поживу, и бывшие военные летчики стали циркачами: они делали авиа-шоу для публики и демонстрировали свое мастерство в небе. На воздушной арене выступали даже леди. Например, Амелия Эрхарт ставила рекорды и собирала тысячи фанатов.

Веселье — это прекрасно, но, возможно, серьезный самолет для пассажирских перевозок не стал бы таким популярным, если бы не катастрофа, подорвавшая доверие публики к дирижаблям. Дело в том, что первым через Атлантику перелетел именно британский дирижабль, а не самолет. Затем инициативу перехватили немецкие конструкторы, создавшие легендарные дирижабли под маркой «Цеппелин». Они курсировали по небу в 1920-х-1930-х годах и возили людей с одного побережья на другое. Однако в 1937 году дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение: загорелся в воздухе.

Погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек. К слову, на самолетах разбивалось и побольше, но именно это событие напугало людей и посеяло панику. Под давлением общественности дирижабли запретили использовать для пассажирских перевозок. И пришлось снова ломать голову над самолетами. А наш крылатый друг избавился от конкуренции!

В России

Кто же изобрел первый самолет в России? Николай Жуковский. До него ученые считали, что необходимо создать агрегат для полетов с руками и ногами, ведь никто не понимал, за счет чего самолет держится в воздухе. Но Николай первый обратил внимание, что большую часть полета птица парит, а не машет крыльями. В 1890 году Жуковский объясняет подъёмную силу крыла и вихревую теорию воздушного винта, а в 1902 разрабатывает авиационную трубу, что позволило безопасно испытывать самолеты на земле.

В каком году Жуковский изобрел самолет? В 1904 году Жуковский сформулировал закон, позволивший рассчитать величину подъёмной силы. Во время войны Жуковский руководил Авиационным расчетно-испытательным бюро, не прекращая работ над созданием самолета. Так в России в 1923 году Жуковский изобрел самолет. СССР отгородился железным занавесом, и многие технологии приходили с опозданием. Зато отчужденность и военная угроза подстегивали конструкторов и вынуждали их придумывать что-то свое.

Создание моделей самолетов

МИГ – невероятная модель самолета. Бытует мнение, что в ВВС США была распространена нашивка с надписью «Убей Мига». Кто изобрел самолет МИГ? Советский авиаконструктор Артём Микоян.

В 1935 году в Харькове на производственной практике Микоян с друзьями сконструировал лёгкий самолёт и дал ему название «Октябрёнок». Спустя 2 года Микоян стал инженером механиком в ВВС РККА, чуть позже ему поручили заниматься E-435 – истребителем «Чайка». Теперь направлением его работы было усовершенствование самолетов.

Началась Вторая мировая война. Артём Микоян и его заместитель Михаил Гуревич начали разработку истребителя И-200. Нам известен это проект под названием МИГ-1. В 1940 году истребитель совершил свой первый полёт. Испытание закончилось успешно, и в ближайшее время было произведено еще около 100 машин.

МИГ-1 имел некоторые недостатки ввиду того, что разработка и создание самолёта велись в сжатые сроки в условиях Второй мировой войны. МИГи активно совершенствовались, и в 1941 на смену МИГ-1 пришел МИГ-3. Некоторые характеристики этого авианосца:

  • максимальная высота подъема самолёта – 12.000 м;
  • максимальная скорость – 640 км/ч

Но и этого было недостаточно: бои проводились выше, чем поднимался МИГ-3. Нужен был самолет еще лучше. С этого момента жизнь Артёма Микояна стала похожа на бесконечную гонку за идеальным самолётом. Не так давило начальство, как фронтовые сводки: оккупация наступала ударными темпами, нужно было срочно наращивать вооружение. В работе над МИГ-9 конструктор получил инфаркт, но через два месяца вернулся к работе. Свой бой он выиграл: МИГ составил достойную конкуренцию немецким истребителям.

Читайте также:
Можно ли провозить лак для волос в ручной клади

После окончания Второй мировой войны усовершенствования МИГов продолжались. В 1947 году был создан истребитель МИГ-15. По словам авиаконструкторов, это наиболее удачный проект Артёма Микояна. С 1947 было выпущено свыше 15.000 машин.

1970-е характеризуются увеличением перемещений по воздуху и взрывной эрой для полетов. В 1970 году перед Советской авиацией была поставлена задача сконструировать пассажирский лайнер вместительностью до 350 человек. Машина должна была перевозить людей на большие расстояния, при этом гарантируя надежность и безопасность. ИЛ-68 стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР (диаметр фюзеляжа – 6 м 8 см). Машина имела низко расположенное крыло малой стреловидности и четыре двигателя, подвешенные на пилонах под крылом. В пассажирском салоне было по 9 кресел в ряд и 2 прохода. Лайнер весил около 200 тонн, что в разы превышало массу других самолетов. Для равномерной нагрузки на полосу ИЛ-86 оснастили дополнительной стойкой шасси.

Самолёт должен был передвигаться и функционировать в плохо оснащенных аэропортах, которых на тот момент было очень много. Поэтому ИЛ-86 имел три выдвижных трапа, по которым поднимались и выходили люди. Другой проблемой была потеря багажа. Для ИЛ-86 разработали схему «багаж при себе»: каждый пассажир забирал весь свой багаж в салон самолета, размещая его на больших стеллажах нижней палубы.

Первый полет осуществили в 1976 году, а до 1997 АэроФлот собрал 106 пассажирских ИЛ-86.

Все мы знаем о модели «СУ» с многочисленными приставками. Кто же изобрел самолет СУ? Первый проект самолёта СУ был подготовлен в феврале 1970 года. Над ним работали Антонов, Николаенко и Сухой. Их авиа-проект был совсем не похож на все остальные. Крыло умеренной стреловидности имело развитые корневые наплывы, фюзеляж отсутствовал. Внутри планера разместили топливные баки и электронное оборудование. За основу разработки СУ был взят американский F-15. Советским конструкторам удалось увеличить мощности этого самолёта на 10%. Проектирование СУ-27 было завершено в 1975 году, а первый полёт осуществил Ильюшин в 1977.

Боинг 727 и 747

Создание Боингов 727 и 747 изначально имело соревновательный характер. В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки стратегического военного самолёта:

  • он был рассчитан на перевозку груза в массой до 82 тонн;
  • дальность полёта должна была составлять более 9200 км без заправки;
  • скорость полета – 950км/ч.

В мае 1964 года предложение по конкурсу приняли фирмы Боинг, Локид, Дуглас и Мартин Мариетта. Победу одержала Локид, однако это только подзадорило президента компании Боинг. Специалисты фирмы уже работали над проектами сверхзвуковых пассажирских самолётов, за счёт чего они и надеялись сделать прорыв в авиации.

Через год был готов эскизный проект самолёта Boeing-747:

  • длина самолёта – 70 м;
  • размах крыла – 60 м;
  • диаметр фюзеляжа – 6,5 м.

Самолёт имел необычную конструкцию шасси. Крылья самолёта не позволяли развить большую скорость, поэтому конструкторы изменили угол стреловидности: теперь он составлял 37,5 градусов. Сотрудники фирмы Боинг придумали крылатую фразу: «Эти крылья сделали земной шар меньше». К таким крыльям необходимы были мощные двигатели, которые фирма Боинг создала совместно с Пратт-Уитни. Разработки длились около 6 лет, первое испытание осуществили только в 1968 году.

Ту 134 и 144

Турбореактивный лайнер ТУ-134 – гордость отечественного авиастроения. Разработки ТУ начались еще в 1960-х, когда Хрущев дал задание конструктору Туполеву создать самолет, как известная в то время французская «Каравелла».

За основу выбрали ТУ-124. На проектирование и постройку самолета ушло 3 года. 29 июля 1963 года состоялся первый полет. В периоде испытаний оказалось, что двигатель самолета слабоват, поэтому на смену ему пришел новый турбореактивный двигатель Д-30.

Самолёт из Т-образным оперением имел существенный недостаток, из-за которого в Британии упал самолёт: стабилизатор попадал в плотную струю от крыла. Для ТУ-134 увеличили площадь стабилизатора на 30% и отправили на испытание, по итогам которого новая горизонтальное оперение было принято. В 1966 году 10 машин передали для испытания Аэрофлота, а 9 сентября 1967 года состоялся первый коммерческий рейс Москва-Адлер.

ТУ-144 – сверхзвуковой пассажирского самолет, создание которого велось параллельно с ТУ-134. Однако в отличие от последнего, ТУ-144 не имел хвостового оперения и вмещал 100 пассажиров. Строительство начали в 1964, а первый полет в 1968. Вот некоторые характеристики ТУ-144:

  • Длина самолета – 65 м;
  • Размах крыла – 29 м;
  • Скорость – 2500 км/ч;
  • Дальность полета при полной загрузке – 3000 км.

Америка и Британия отказались от сознания от сверхзвукового пассажирского самолета, считая эту идею не рентабельной, однако советским конструкторам удалось воплотить проект ТУ-144 в жизнь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: