Самолеты МиГ и Су: отличие

Самолет МиГ и самолет Су — какой лучше

МиГ-35 и Су-35C – это новые усовершенствованные модели истребителей МиГ-29 и Су-27. Раньше в Вооруженных силах СССР чаще использовали МиГ. Этот истребитель отличался небольшим весом и хорошей маневренностью. Он считался легким фронтовым истребителем. Несмотря на схожесть этих двух летательных аппаратов, есть кардинальные отличия самолетов МиГ и Су.

Основные характеристики

Самолет МиГ и самолет Су имеют схожие, но все же разные характеристики. Какой самолет больше МиГ или Су? Длина первого составляет 17,3 м (подразумеваются модели МиГ-35 и Су-35). Длина второго – 21,9 м. Размах крыла МиГ-35 составляет 12 м, а Су-35 – 14,75 м. Также эти самолеты имеют различную площадь крыла. У МиГ площадь крыла 38м 2 , а у Су этот показатель составляет 62м 2 . Вес пустого истребителя в первом случае 11 т, во втором – 19,5 т. Взлетная масса МиГ составляет 29,7 т, а самолета Су-35 – 34,5 т. Масса топлива: МиГ – 5,83 т, Су – 11,5 т.

Боевая нагрузка первого истребителя – 7 т, а второго – 8 т. Количество узлов подвески у МиГ – 9, а у Су – 12. Эти самолеты на небольшой высоте могут развивать скорость до 1500 км/ч (МиГ) и до 1400 км/ч (Су). На большой высоте они способны лететь со скоростью 2700 км/ч и 2500 км/ч соответственно. Максимальная высота полета для первого истребителя составляет 17,5 км, а для второго – 20 км. Скороподъемность МиГ равна 330 м/с. У самолетов Су аналогичный показатель равен 280 м/с.

Функциональные различия и сходства

Кардинальных различий в функционале этих двух воздушных судов нет. Есть главное отличие моделей «35» от их предшественников, которое заключается в том, что новые самолеты являются многоцелевыми. Использование двух схожих истребителей позволяет придать дополнительную тактическую гибкость Вооруженным силам.

Ответить однозначно на вопрос, какой самолет лучше: МиГ-35 или Су 35, нельзя. Это все-таки разные летательные аппараты, которые предназначены для выполнения конкретных задач. МиГ – легкий фронтовой истребитель, который предназначен для того, чтобы завоевывать превосходство в воздухе, а также для того, чтобы уничтожать самолеты противника, которые наносят удары по объектам фронтовой зоны. «Су» относится к категории тяжелых истребителей. Это самолет оперативного сопровождения. Поскольку каждый из этих истребителей справляется с разными задачами, на вооружении страны они должны присутствовать вместе.

МиГ-35

Изначально этот истребитель разрабатывался как новая модель пятого поколения. Однако вследствие распада СССР развитие этой программы разработок сильно замедлилось. Вскоре проект был закрыт. С тех пор обозначение «35» стали присваивать всем новым модификациям модели «29». Начали появляться самолеты МиГ-29, в названии которых в скобках указывали «35». Окончательно название «35» было присвоено самолету, который принял участие в тендере Вооруженных сил Индии. Эта программа предполагала закупку более 125 истребителей данной модификации. Но тендер так и не был выигран.

Возникает вопрос: зачем ВКС РФ нужен еще один похожий истребитель? МиГ-35 – это выгодное предложение для стран, которым необходимо приобрести модель поколения 4++, но по более низкой цене, чем аналогичные истребители, которые производят на Западе. Это самый доступный самолет данного поколения на мировом рынке. Таким образом, разработка этой модификации стала отличной попыткой «расшевелить» потенциальных покупателей. Самолеты Су успешно продаются с момента разработки модели Су-27. На данном этапе все, кто мог позволить себе закупить эти самолеты, уже сделали это. Чтобы продажи не прекратились, понадобился новый продукт, но со схожими характеристиками.

Презентация этого истребителя состоялась только в начале этого года. По сравнению с предыдущей моделью «29», новый истребитель имеет несколько отличий. Он способен выдерживать большую боевую нагрузку. Также разработчики увеличили запас топлива. Предусмотрена качественная антикоррозийная защита и трехканальная ЭДСУ с 4-кратным резервированием. Также данная модификация самолета оснащена новой системой управления двигателем. Разработчики увеличили возможности для автономного базирования. В частности, они оснастили истребитель кислорододобывающей станцией.

Су-35 и его особенности

Сравнение самолетов МиГ и Су имеет место быть, но все же лучше сравнивать новую модификацию с предыдущей моделью, чтобы оценить преимущества первой. Несмотря на то что новая модель Су относится к четвертому поколению, она соответствует многим требованиям, которые выдвигаются к истребителям пятого поколения. Сборка этой версии истребителя была впервые осуществлена почти 10 лет назад. За все это время было выпущено 48 таких самолетов. Эксперты называли этот самолет самым опасным вооружением РФ. Они объясняли опасность дальним радиусом действия и возможности пуска ракет на сверхзвуковой скорости. По сравнению с предшествующей моделью «27», у этого самолета усилен планер. Также они отличаются конструктивно. У новой модификации отсутствует переднее горизонтальное оперение.

Читайте также:
Виза в Словению: нужна ли для россиян, украинцев и белорусов, оформление Шенгена

Этот самолет оснащен передовой информационно-управляющей системой и новыми двигателями. Двигатели, установленные в этой модели истребителя, соответствуют требованиям и нормам, которые выдвигаются для истребителей пятого поколения. В частности, они позволяют развивать сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Для этого используется электронно-механическая система управления. У новой модели Су увеличен ресурс до 6000 летных часов.

Таким образом, преимущества усовершенствованных моделей этих самолетов очевидны. Что касается сравнения их между собой, то дать однозначную оценку невозможно. Каждый из рассматриваемых летательных аппаратов справляется с определенными задачами, и они не способны заменить друг друга.

Лучшие самолёты – МиГи или СУ?

История самолётостроения очень драматична, в ней были добрые и злые гении. Проектирование и выпуск самолётов связан с политикой, а поддержка правительствами линий тех или иных самолётов всегда значила больше, чем сами превосходящие качества самолётов.

Например, линии F22 – F35 и B2 – B21 в США – это разные фирмы и разные направления, “Локхид” и “Нортроп”. В СССР разными направлениями были линии По, Ла, Як, И, Ту, Ан, Ил, Су, МиГ. Однако целые направления в советской, а затем – российской и украинской авиации закрывались по прихоти руководства. Было закрыто направление сверхзвуковой гражданской авиации, хотя все полёты на высоте до 13 км являются опасными по метеоусловиям – до этой высоты могут быть грозовые облака, а сверхзвуковые самолёты могут лететь на высоте 18 км и выше, где такой опасности нет.

Иерархия отношений в советской авиации была такова, что абсолютной поддержкой правительства пользовался Туполев старший , а потом – Туполев младший. Если Сухому не давали делать самолёты во время войны и после войны, то наследству, правительственную поддержку получило бюро Сухого – по отношению ко всем самолётам другого типа, а гражданские самолёты Ту стали “изживать” до почти полного увольнения личного состава – лётчиков, техников, стюардесс. Супер-джет – это далеко не бюро Туполева, это бюро Сухого, и это далеко не лучший самолёт в мире. Локализация производства этого самолёта в России – только 25%, остальное – импорт. И на этот импорт санкции действуют косвенным образом. Хотя Су – это превосходные средние бомбардировщики, а Ту – это тяжёлые бомбардировщики, и Ту – это превосходные перспективные самолёты, которые можно было улучшать до бесконечности. МС-21 – это бюро Яковлева, правительству США удалось посадить “на крючок” Россию “благодаря” странному решению оснащать эти самолёты как российскими , так и американскими двигателями. Например, Россия что-то хочет продать или произвести на экспорт – и министерство финансов США накладывает санкции.

Бюро Антонова оказалось брошенным, и до сих пор делаются попытки восстановить производство этих самолётов. Всю техническую документацию на самолёты – гиганты украинское руководство продало в Китай, – и теперь уже Китай является правообладателем самолётов с наибольшей грузоподъёмностью.

Все самолёты должны быть оснащены средствами ГЛОНАСС – а до сих пор используются допотопные и сложные датчики давления для определения скорости. Скорость и положение самолёта должны видеть и лётчики, и диспетчеры для управления полётами.

Противоречия между линиями МиГ и Су было решено разрешить путём создания некого “консенсуса”, так, чтобы и то, и другое бюро вместе создали бы перспективную модель, которая поставила бы жирную точку на всех других направлениях развития авиации, в том числе, и на направлении МиГ . Хотя гораздо логичнее было бы создавать и усовершенствовать средние бомбардировщики и штурмовики Су, оснащать их устройствами электроники, противодействия переносным зенитным ракетам, – и при этом не пренебрегать лучшими качествами всех самолётов. МиГи тоже “стремятся” к универсальности, например, МиГ – 35 – это универсальный истребитель – бомбардировщик с превосходными качествами. А стремление бюро Су к универсальности – это Перспективный Авиационный Комплекс, который делается годами, а лучше было бы делать штурмовики Су и истребители МиГ , и идти естественным путём к универсальности, если таковая вообще существует. Лучше – и для страны, и для бюро Сухого. Лоббирование палубных истребителей Су вместо Яков и МиГов было поистине странным.

Стремление создать супер – самолёт – похвально, но вряд ли было бы правильно закрывать направление МиГ. В 2001 году начался создаваться ПАК ФА, (Т50), в 2010 году самолёт поднялся в воздух. Индия планировала в 2012 г. закупать Су-57 по цене 100 млн долларов за самолёт.

Читайте также:
Какая зарплата у кинолога?

Су-35 – Скорость до 2500 км в час
Обнаружение целей до 400 км
Боевая нагрузка 8 тонн
12 узлов подвески вооружения.

В 2018 году Су-57 были замечены в Сирии. По данным СМИ, ЭОП ПАК ФА ( Су-57) – (0,3-0,4 кв. м., в зависимости от угла облучения), композитные материалы, двигатели с управляемым вектором тяги не в одной, как у F-22, а в двух плоскостях, обеспечивают большую маневренность. Дальность ракет – свыше 500 км., локация – до 500 км. Сопровождает 10 целей, как и последние модели МиГ. Система РЭБ позволяет глушить головки самонаведения радиолокационных ракет. Боевая нагрузка не уступает F-22. Скорость более 2 маха без форсажа.

Самолёты Су начинали оснащаться двигателями, которые начинал создавать А.М. Люлька, а самолёты МиГ – П.А. Соловьёв.

В 1979 году под руководством Павла Александровича Соловьёва был разработан и успешно внедрен в серийное производство принципиально новый двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя Миг-31. Отличительной особенностью этого самолёта явилось то, что за счёт экономичности двигателей Д-30Ф6, он может часами барражировать в воздухе вдоль воздушных границ страны, вплоть до Северного полюса; а в случае появления противника – развить почти утроенную скорость звука. Скоростные и лётно-технические характеристики Миг-31 уже более 25 лет остаются непревзойденным в мире, а сам истребитель является надёжным авиационным щитом России.

Двигатель Су-27 АЛ31Ф был разработан ( конструктор А.М. Люлька умер в 1984 г.) Виктором Михайловичем Чепкиным.

Виктор Михайлович Чепкин (1933—2016) — советский и российский конструктор авиационных двигателей, создатель двигателей для всевысотного перехватчика МиГ-31, генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки (1984—2001).

Благодаря стараниям Ельцина и руководства Англии, в 1996 году американская фирма “Локхид” создала универсальный самолёт F35, который может осуществлять вертикальный взлёт и посадку, взлёт с коротких взлётно – посадочных полос, и действовать как штурмовик, бомбардировщик и как истребитель, – то в России нельзя создать некий универсальный самолёт и на этом остановиться, успокоиться. Численность F35 ожидается огромной ( несколько тысяч) , и только у Израиля к 2022 году будет более сотни таких самолётов. У России в Сирии во время операции против ИГИЛ было несколько десятков самолётов, включая самолёты с устаревшей электроникой. Явное превосходство авиации Израиля и коалиции США в Сирии позволяло им сбивать российские штурмовики и бомбить правительственные войска , в которых были и российские инструкторы. Значит, России нужно постоянно разрабатывать нечто более совершенное, и не рассчитывать, что когда – то создадут некий самолёт такой, что на нём можно будет остановиться и получать прибыль от продажи этого самолёта в другие страны – в условиях явного превосходства вероятного противника по количеству самолётов ( США + НАТО + Япония + Южная Корея ) . Нужно создавать новые модификации Су и МиГ, и ещё и вспомнить про другие линии развития военной авиации, которые были незаслуженно забыты.

МиГ – 29 может сражаться с любым самолётом, а если ему добавить возможности электроники – ему цены не будет. В войска поступают МиГ-31, которые развивают скорость более 3 тысяч км в час и обрабатывают много целей на расстоянии более 300 километров, видят цели на фоне земли.

Одной из целью создания самолётов 5 поколения является их “невидимость”. Однако когда лётчик включает рацию мощностью десятки ватт, локаторы мощностью сотни ватт, – его незаметность можно подвергнуть большому сомнению. Совокупность двух или более РЛС способны видеть самолёты с очень малой отражающей поверхностью, – так был сбит F-117 в Югославии, с РЛС метрового диапазона. Три и более пассивных локаторов, установленных в том числе и на БПЛА, могут показывать координаты самолётов, которые считаются “невидимыми”.

Руководство СССР ( Горбачёв ) и России (Ельцин) передавали военные секреты Англии и США. Например, один из лучших истребителей вертикального взлёта и посадки Як – 141 подарили американской фирме Локхид, а бюро Яковлева по указанию Ельцина помогало американцам в создании американского палубного истребителя F35. И в СССР, и в России выжившие из ума или продажные члены Политбюро считали, что авианосцы не нужны. Один авианосец Украина продала Китаю, а Россия – Индии.

И советское, и российское руководство передавало производство беспилотных летательных аппаратов в Израиль, и сейчас Израиль является ведущей авиационной державой по БПЛА (концерн IAI Heron (Махац)).IAI Searcher (англ. searcher — «искатель») — целое семейство израильских тактических разведывательных, больших и малых беспилотных летательных аппаратов.

Обладание секретами советских самолётов решало даже исход войн, – потому что для современных конфликтов превосходство в воздухе – это больше, чем половина всего успеха. И можно вспомнить, какие же самолёты представляли наибольший интерес для США и Израиля по общей статистике угонов самолётов советского производства.

Читайте также:
Страховка для ребенка за границу: оформить страховой полис детям

МиГ-15 – > Дания ( 20 мая 1953)
МиГ-15 ФРГ (5 марта 1953)
МиГ-15 Швеция ( 7 ноя 1955)
МиГ-15 Сев. Корея – Юж. Корея ( 21 сент 1953)
МиГ-15 ФРГ ( 25 сент 1956)
Ту-2 Австрия (9 окт 1948)
Ла-9 Швеция ( 18 мая 1949)
Миг-17 ФРГ ( 15 мая 1967)
МиГ-17 Сирия -> Израиль ( 1965)
МиГ-19 Сев. Корея -> Юж. Корея ( 25 фев 1983)
МиГ-21 Ирак -> Израиль (16 авг 1966)
МиГ-23 Куба -> США ( 19 дек 1992)
МиГ-23 Сирия -> Израиль (11 окт 1989)
МиГ-23 Сирия -> Ирак ( 1976 )
Миг-25 Япония ( 6 сент 1976)
Миг-29 Турция (20 мая 1989)

Украина продала в США, в Польшу и в другие страны значительное количество самолётов МиГ-29, Су – 27.

Можно привести ещё пример. Когда-то при Гитлере задумали создать универсальный танк, и назвали его “Мышонок”. Этот танк весил более 100 тонн и не смог бы проехать по большинству российских мостов.

Неиспользование перспективных возможностей авиации, неиспользование целых отраслей в авиации, как и предоставление ложных путей развития военной и гражданской техники – вредит и государству, и отдельным конструкторским бюро.
Продажа целых направлений в авиации не делает будущее России прекрасным. А уже проданы технологии авианосцев, самолётов с большой грузоподъёмностью, самолётов и кораблей на подводных крыльях. Самолёт F35, созданный в США по указанию Ельцина, может нести и ядерное оружие.

Стремление вероятных противников контролировать самолётостроение в России не будет успешным при различных линиях разработки, в разных КБ. Роль правительства – создание условий для работы различных линий, поддержка тех направлений, которые уже оправдали себя и нахождение новых, перспективных направлений, – этого не смогут сделать специалисты в силу своей приверженности каким – то направлениям.

Что лучше – МиГ или Сухой? Лучше Сухой, но ставку делают на МиГ

Чтобы снять возможные вопросы, сразу скажу, что пятерка этих отраслей выглядит следующим образом: 1) Росатом, 2) газо- и нефтедобыча, 3) военный авиапром, 4) военное (особенно по части подплава) и ледокольное судостроение и 5) Роскосмос, который катится вниз, доедая остатки советского пирога.

Сегодня речь пойдет о военном авиапроме. Сразу скажу, что лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке мы удержали только благодаря великолепному советскому наследию и наличию у нас двух передовых конкурирующих между собой конструкторских групп – ПАО «Компания Сухой» и АО РСК «МиГ». А их успехи последних лет базируются в основном на прорывных советских разработках, опередивших свое время – легком истребителе Миг-29 и тяжелом Су-27.

В постсоветские годы лидерство захватил Сухой. Дошло до того, что год назад Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила их объединить, слив в Единый дивизион военной авиации. Цели были благие:

Но не зашло. И через год слияние было приостановлено. О причинах, послуживших этому, и перспективах развития отечественного военного авиапрома мы и поговорим сегодня.

Стоп-машина

Причиной постановки на паузу слияния компаний, скорее всего, стало отсутствие комплексной схемы слияния «Сухого» и «МиГ», включающей в себя соединение конструкторских планов в единый план перспективного развития продуктового ряда, единую стратегию развития, а также финансовый план оздоровления предприятия, в первую очередь АО РСК «МиГ».

Алгоритм слияния предполагает выстраивание баланса отношений соединяющихся сторон. Это тонкий механизм, который в России, тем более в авиастроении, до сих пор не отстроен. В силу этого слияние обычно означает «съедание» более сильной стороной (в нашем случае это, несомненно, «Сухой») более слабой. Разумеется, такая перспектива вряд ли устраивала «мигарей».

При этом очевидно, что ОАК с отведенной ей в текущей ситуации ролью арбитра не совсем справился. Напомню, что единственный позитивный опыт создания дивизиона — транспортной авиации — в корпорации не был замечен и использован, а сам дивизион как структура прекратил существование с уходом Алексея Рогозина с поста гендиректора Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина.

В общем, проблема дивизионального управления в ОАК до сих пор является не до конца решенной задачей. Никаких отработанных шаблонов по этой теме так и не было создано, а имеющийся позитивный опыт не задействуется. Это вызывает все больше вопросов о роли и месте ОАК как головной управляющей организации в реформировании и развитии авиастроительной отрасли. Видимо, задачи создания работоспособных дивизионов будет решать уже авиационный кластер «Ростеха».

Читайте также:
Дьявольский мост или мост Ракотцбрюке в Германии

Балансы противоборствующих сторон

Вместе с тем нельзя не отметить, что сектор военного авиастроения в России — единственный, который смог продемонстрировать выдающиеся конкурентные качества. С 1990-х годов он динамично развивался, выдерживал высокие темпы серийного производства и в ряде случаев выступал с уникальными предложениями на рынке. С другой стороны, сам рынок военного авиастроения в XXI веке является одним из самых конкурентных и в настоящее время претерпевает этап глобальной трансформации.

В целом, задача объединения «Сухого» и «МиГ» — двух совершенно разных компаний — объективно имела свои подводные камни. На одной чаше весов — ПАО «Сухой», который долгие годы выступал донором всего отечественного авиастроения. Без реализованных корпорацией экспортных контрактов не появился бы ни ближнемагистральный Sukhoi Superjet, ни среднемагистральный МС-21. Востребованность на рынке позволила «Сухому» обновлять линейку своих машин на платформе «двадцать седьмого» (в четвертом поколении — 4+, 4++), одновременно создав истребитель пятого поколения Су-57, который в 2020 году вышел на серийное производство и стал поступать в ВКС России. В компании за эти годы был накоплен огромный конструкторский и производственный опыт, которого нет нигде больше.

На другой чаше весов — менее успешное АО РСК «МиГ», которое не смогло со своим магистральным продуктом, легким истребителем МиГ-29, добиться результатов, подобных успеху «Сухого» и его линейке тяжелых машин на платформе Су-27. Значительная доля ответственности за это лежит на руководстве «МиГ», которое не использовало в полной мере очевидные преимущества «двадцать девятого»: относительную дешевизну, создание палубной версии машины, крупные экспортные контракты.

Кстати, отсутствие эффективного управления у «мигарей» пагубно отразилось не только на работе компании, но и на исполнении упомянутых контрактов. Крупные поставки «двадцать девятых» в Индию и Алжир так и не стали локомотивом развития «МиГ». Более того, поставка в Алжир обернулась скандалом — лояльный партнер России, который в рамках контракта на 1,1 млрд долларов должен был получить 34 единицы МиГ-29СМТ/29УБТ, настоял на отзыве уже поставленных самолетов по причине выявленных грубых производственных недочетов (это такой фак-ап, который мог похоронить любую компанию, но не «МиГ»). Хотя это косвенно и повлияло на то, что «МиГ» так и не смог выиграть контракт на создание национального истребителя Индии, а проекты модернизации уже поставленных индийцам машин в полной мере не были реализованы.

В начале 2000-х наблюдались попытки перезапустить предприятие, были реализованы ограниченные поставки МиГ-29 в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Но к стремительному взлету АО РСК «МиГ» все это не привело. Сейчас дальнейшее развитие магистральной модели предприятия находится под вопросом — новейший легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, ставший результатом эволюции самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, пока не нашел своего покупателя.

Лучик надежды для «мигарей»

Но счастье пришло откуда не ждали. В арсенале вооружений ВКС РФ в 2018-м появился гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» — могильщик авианосцев, даже самим фактом своего появления ставящий крест на понятии АУГ, делающим 11 американских авианосных ударных групп не более чем плавающим мусором, потенциальным коллективным кладбищем находящихся там экипажей, летчиков авиакрыла и путешествующих с ними по всему миру морпехов Корпуса американской морской пехоты. А носителем этого страшного оружия стал созданный еще в советское время сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в его модификации МиГ-31К, переоборудованной под грозный «Кинжал».

Теперь КБ «МиГ» плотно работает над созданием на базе МиГ-31К перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата пятого поколения – перехватчика, получившего название МиГ-41. Сейчас его создание находится на стадии ОКР (опытно-конструкторских работ). Но это задача на отдаленную перспективу. Потому что имеющегося на данный момент авиапарка МиГ-31 достаточно для переоборудования их в МиГ-31К, а потребности в них зарубежных заказчиков, типа Венесуэлы или Алжира, равны нулю, поскольку «Кинжалами» они не располагают, и мы вряд ли ими будем делиться. Это оружие стратегического назначения для обеспечения безопасности РФ. Поэтому МиГ-41 – машины исключительно внутреннего нишевого спроса, с ними на внешний рынок не выйти.

Гордость и беда «Сухого»

Надо отдать должное ПАО «Сухой» – они по максимуму использовали все преимущества доставшегося им в наследство Су-27. Его супер удачная платформа, позволившая создать им широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей (и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34), не только принесла отечественному ОПК хорошие прибыли, но и создала своеобразный «культ Сухого», благодаря которому «Сушки» приобретали даже страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.

Читайте также:
Как сэкономить на поездке в Диснейленд

Свежий тому пример Су-30СМ. Порой покупка современных российских тяжелых истребителей настолько повышала потенциал ВВС стран-покупателей, что в ряде регионов это даже приводило к геополитическим изменениям. В частности, по мнению аналитиков, именно благодаря наличию эффективных систем ПВО российского производства, а также имеющихся на вооружении 19-ти Су-30МКВ Венесуэла после смерти ее президента Уго Чавеса смогла избежать вторжения иностранных «демократизаторов» из соседних стран, науськиваемых одной страной-соседкой (имя которой мы все знаем).

Однако беда подкралась незаметно. Нельзя все время доить одну и ту же корову. Потенциал рынка исчерпал себя. Результатом работы «Сухого» и ряда его зарубежных конкурентов стал тот факт, что ниша тяжелых многофункциональных машин сейчас практически повсеместно заполнена. Более того, в силу глобального технологического обновления — перехода ведущих держав на истребители пятого поколения — на рынке будет множиться число предложений модернизированных машин четвертого поколения, к которым закономерно прибавятся экспортные варианты самолетов пятого поколения. Таким образом, рынок тяжелых машин в ближайшие 20 лет будет перенасыщенным и крайне конкурентным. Отвоевать на нем себе место под солнцем можно будет, только сохраняя лидерство в «гонке модернизаций» машин четвертого поколения и скорейшем представлении экспортных версий машин пятого поколения.

Поэтому для ПАО «Компания Сухой» наступает период сложной и жестокой конкурентной борьбы. При этом рынок ударной пилотируемой авиации будет продолжать замещаться ударными БПЛА. Это значит, что разрабатываемый «Сухим» проект тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник» становится с каждым днем все более актуальным. По сути, в самом сложном сегменте БПЛА, тяжелых ударных реактивных машин, «Охотнику» смогут составить конкуренцию только беспилотники американского производства.

Шанс для «МиГ», который нельзя упустить

Так уж случилось, что глобальные игроки, готовясь к противостоянию друг с другом, шли по пути создания тяжелых истребителей, действуя исключительно в логике глобальной войны и потенциального столкновения крупных держав на протяженных театрах военных действий. В современном же мире наиболее часто случаются локальные конфликты малой и средней интенсивности, где тяжелым истребителям негде даже разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость — чрезмерной. Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, а во-вторых — многофункциональная, способная выполнять как ударные задачи, так и обеспечивать ПВО.

Прогрессирующие страны третьего мира: Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии — экономически выступающие лидерами глобального развития, имеют стратегическую потребность в создании «национальных» многофункциональных самолетов. Конфликты, в которых участвует Россия, также демонстрируют потребность в компактной, маневренной, многофункциональной машине среднего класса с ударными и ПВО-функциями (особенно в противостоянии с БПЛА), позволяющими использовать ее в связке с собственными беспилотниками и комплексами ПВО.

Таким образом, одним из самых перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынке сейчас становится ниша среднего (по российской классификации — легкого) многофункционального истребителя. И тут настает время РСК «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой» располагает ключевыми компетенциями и опытом создания самолетов в этой нише.

Будущее российской истребительной авиации

Российская авиационная индустрия сейчас стоит на пороге преобразований в модельном и технологическом развитии, а также в выборе эффективной корпоративной модели, которая позволит развиваться дальше.

Истребители Су и МиГ, созданные на советском заделе, составляют основу современной российской истребительной авиации. Семейство отечественных тяжелых истребителей четвертого технологического этапа, созданных на платформе Су-27, через ряд модернизаций эволюционировало в истребитель 5-го поколения Су-57. Но успокаиваться на достигнутом «Сухому» не стоит. Важно выдерживать темп модернизации и технологического прогресса, разрабатывая следующие технологические версии, а также экстренно осваивая рынок БПЛА.

РСК «МиГ» стоит перед вызовом полного перезапуска своего модельного ряда — используя, безусловно, успешные конструкторские решения машин семейства МиГ-29. Ниша среднего (легкого) многофункционального истребителя ныне является самой перспективной на внутреннем и мировом рынке.

Это дает определенное преимущество и в создании перспективных моделей в нише тяжелых и средних многофункциональных БПЛА. В целом, рынок БПЛА будет развиваться по двум расходящимся линиям — укрупнения в целях создания эффективных многофункциональных машин и уменьшения в рамках развития доктрины «умного роя» сверхмалых машин. Поэтому здесь «МиГ» тоже может попробовать освоить свою нишу, например, путем создания комплексной модели «Головной-ведущий» со своей многофункциональной машиной во главе.

Резюме. Точки роста

Для ПАО «Сухой»: экспортная версия Су-57, Су-39 (убийца беспилотников, дозвуковая машина 4+ и 4++ поколения на базе Су-25 и Су-24), тяжелые многофункциональные БПЛА.

Для АО РСК «МиГ»: МиГ-41, МиГ-35 (и другие машины 4+, 4++ и 5-го поколения на базе МиГ-29), средние многофункциональные БПЛА.

Читайте также:
Посольства и консульства Азербайджана

На этом обзор состояния дел в отечественном военном авиапроме, а в частности у двух ведущих отечественных разработчиков и производителей самолетов оперативно-тактической истребительной (и бомбардировочной) авиации, закончил. Всем всех благ.

ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ И ПОЛИТИКА

  • Регистрация
  • Войти
  • Просмотров: 35
  • Автор: admin
  • Дата: 9-01-2021, 14:50

СУ-27 ПРОТИВ МИГ-29

По началу истребители МИГ-29 и СУ-27 не были конкурентами, они шли по программе вооружения тяжелый истребитель + лёгкий истребитель.

У мига аэродинамика была более совершенная чем у двадцать седьмого и у всех зарубежных истребителей вместе взятых, и это признали во всём мире.

На фотографии наглядно видны различия. У СУ-27 стреловидный наплыв вогнутый, а у мига выпуклый.

Этот наплыв американцы скопировали когда модернизировали свой F-18.

Берём старый истребитель F-18

Потом внимательно изучаем схему МИГ-29

И делаем новый истребитель F-18A у которого появился стреловидный наплыв как у МИГ-29 и появились щелевые воздухозаборники на верхней части корпуса.

Рули направления у МИГ-29 отклонены в стороны, для того что бы ловить ВИХРЕВЫЕ ЖГУТЫ сходящие со стреловидного наплыва на больших углах атаки. В этом отношении Су-27 более примитивный самолёт.

Но тут в стране кончились деньги и военным пришлось выбирать один истребитель из двух.

МИГ-29 имел преимущество в ближнем бою из за высокой маневренности. Но до ближнего боя надо ещё долететь. А тут возникали проблемы. У мига была нулевая дальность полёта, это в принципе “фирменная” особенность самолётов марки миг. Дальность полёта МИГ-29 1430 километров на большой высоте и 710 километров на малой высоте. У СУ-27 дальность полёта равнялась 3500 километров + намного большая боевая нагрузка.

К тому же у двадцать седьмого был большой диаметр носового обтекателя и соответственно огромная антенна локатора, что позволяло заметить миг на большой дистанции и соответственно сбить его ещё до ближнего боя.

Скороподъёмность истребителя определяется у земли с половиной горючего в топливных баках, эти данные и фигурируют во всех технических характеристиках самолёта.

У истребителя СУ-27 вес половины топлива значительно превышает вес полной заправки истребителя МИГ-29. Поэтому МИГ-29 имел самую высокую скороподъёмность в мире – 330 метров в секунду. И только, относительно недавно, его в этом компоненте догнал новейший СУ-57, который имеет те же 330 метров в секунду. У истребителя СУ-27 в технических характеристиках стоят скромные 280 метров в секунду.

А вот рекорды по скорости достижению определённой высоты самолёты выполняют практически с пустыми баками. Я не знаю какая скороподъёмность у СУ-27 с пустыми баками, а вот СУ-57 с пустыми баками показал запредельные 380 метров в секунду. Думаю у СУ-27 с пустыми баками, этот показатель равен примерно 360 метрам в секунду.

КАК УСТАНАВЛИВАЮТ РЕКОРД

Самолёт прикрепляют к двум танкам специальным захватом. Он даёт полный форсаж двигателей и захват отпускают. Истребитель практически вертикально уходит в небо.

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ СКОРОПОДЪЁМНОСТИ.

3000 метров F-15 27.57 секунды, СУ-27 25.37 секунды

6000 метров F-15 39.33 секунды, СУ-27 37.05 секунды

9000 метров F-15 48.86, СУ-27 44.18 секунды

На 12000 мерах наш самолёт опять победил, а потом ему стало не хватать высотности и F-15 вырвался вперёд. А уже на высоте 25000 метров американца обогнал более высотный МИГ-25.

В тени Большого брата. О противостоянии МиГ-29 и Су-27

В Советском Союзе всегда была конкуренция между фирмами-разработчиками систем вооружений. И проявлялась она в авиационных конкурсах. Не стали исключением и работы по созданию самолетов четвертого поколения. Несмотря на то, что разработки известных Су-27 и МиГ-29 в конечном итоге разделились на две программы — тяжелый и легкий истребитель, вероятность того, что будет принят всего один тип летательного аппарата, оставалась до самого начала серийного производства. Не стоит забывать и о том, что даже после запуска в серию объем заказа, зависящий от текущих взглядов военных, мог существенно измениться. Ну, а с приходом Горбачева и уничтожением СССР стали влиять еще экономические и политические факторы. В итоге явным фаворитом стал Су-27, а МиГ-29 за последние два десятка лет практически ушел в небытие. Но действительно ли Су-27 настолько превосходил МиГ-29 и действительно ли можно обойтись только тяжелыми истребителями? Вопрос этот актуален и сейчас, так как, в отличие от США, Россия сегодня разрабатывает только тяжелую машину, продолжая двигаться по пути, принятому исключительно на субъективной основе.

Сложные и дорогие машины имеют зачастую избыточные данные для основного спектра боевых задач, в результате чего их выполнение напоминает забивание микроскопом гвоздей. Именно поэтому в свое время в США и была принята концепция двух истребителей: тяжелого и легкого. И pаспpеделение истребительного парка строилось таким обpазом, что 80 % должны составлять легкие самолеты, а 20% — тяжелые. Это соотношение, конечно, может незначительно колебаться: 90 на 10 или 30 на 70 пpоцентов, но в любом слyчае, паpк легких истpебителей должен составлять не менее 70 пpоцентов. И к этому соотношению в США и в СССР пришли после длительных исследований и анализа боевого применения истребителей в различных конфликтах и во время учений. Авиапарк из двух типов машин это основа мощи военно-воздyшных сил любой кpyпной стpаны. При этом следует отметить, что парком тяжелых машин обладают только те государства, которые претендуют на ведущую роль как минимум в своем регионе. Это США, Россия, Китай, Индия, Саудовская Аравия, Иран, Япония. Мировой парк тяжелых машин, составляет порядка 1000 машин. В то же время парк легких истребителей около 14 000 машин. Т.е. доля тяжелых машин в мире всего 7%.

Читайте также:
Какие страны входят в Евросоюз: история и перспективы , страны- кандидаты и критерии для вступления

Конечно, строительство тяжелых истpебителей опpавдано, однако делать на них основную ставкy в коpне непpавильно. Hyжен оптимальный баланс. И делать перекос в сторону тяжелых истребителей было бы неправильно — это глyбокая ошибка и в экономическом плане, и в плане эффективности. Но именно это и было сделано в нашей стране в 90-е годы прошлого века. С этой подачи МиГ-29 стал официальным пасынком в нашей стране.

Создателем Су-27 был Михаил Петрович Симонов, именно он из первого Т-10, проигрывающего F-15-му, создал самолет-легенду. Конструктор от бога, он был и энергичным талантливым организатором. И к сожалению, его оpганизатоpская деятельность была сконцентpиpована как pаз на том, чтобы пеpевеpнyть концепцию соотношения тяжелых и легких истpебителей с ног на головy. Концепцию тогда подводили под Су-27, а не истребитель под концепцию Симонов не растерялся в 90-е годы и продолжал лоббировать свою машину, когда не обладавший никогда подобной энергичностью Р.А. Беляков (генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна), судя по всему, полностью потерялся в новых экономических и политических реалиях. Таким образом, в период активного лоббирования Су-27 Ростислав Аполлосович этому лобби ничего не противопоставлял. И это было первой ошибкой генерального. Естественно, МиГи были задвинуты в тень «сухих».

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий вспоминал: «Как-то пpишел к Олегy Hиколаевичy Сосковцy, бывшемy тогда пеpвым вице-пpемьеpом. Интеpесным было начало нашего pазговоpа. Он говоpит: « А что, собственно, это такое — МиГ? Я такого самолета и не знаю, вот Сy есть, а МиГов нет». И yлыбается. Понятно, он это сказал в шyткy, но в этой шyтке была доля пpавды, потомy что и в пpавительстве, и в Министеpстве обоpоны все говоpили только о самолетах Сy. Излишне говоpить, что пpимеpно две тpети бюджета были напpавлены на фиpмy Сyхого.

А имел ли вообще право на существование легкий истребитель в эпоху повсеместной экономии на оборону? Мог ли он решать задачи и не уступал ли Су-27 в разы? Представители ОКБ Микояна не сомневались, что МиГ-29 лучший в своем классе, более того они были уверены, что по многим показателям он даже превосходит тяжелый Су-27. Решить вопpос, какой самолет имеет пpеимyщества — МиГ-29 или Сy-27, можно было очень пpосто: в yчебном воздyшном бою. Кроме того подобный бой позволил бы смоделиpовать действия своего смешанного авиапарка пpотив yсловного пpотивника. Выработать тактикy действий как пpотив одиночного тяжелого истpебителя, так и пpотив “связки” F-15 — F-16. Именно микояновцы выступили инициаторами подобного учебного боя. И многие военные и гpажданские инститyты ЦHИИ-30, ГHИКИ, ЛИИ, ЦАГИ, HИАС эту идею поддержали. Единственным пpотивником выстyпил Михаил Петpович Симонов. По его мнению, такие воздyшные бои не имели смысла, потомy что якобы и без них было ясно, что Сy-27 значительно лyчше МиГ-29. В частности, сyховцы yтвеpждали, что их самолет обладает более высокими летными качествами. Действительно, на меньших скоpостях (500-550 км/час) Сy-27 имел небольшое пpеимyщество, но зато на скоpостях свыше 550 км/час — а это основной реальный боевой диапазон — наш самолет выглядел значительно сильнее. Еще одним пpеимyществом Сy-27 считался его мощный локатоp. Hо оценивать локатоp только по его мощности может только дилетант. Мощность сама по себе в бою значит не очень много, так как дальность обнаpyжения и дальность захвата цели и ее сопpовождение зависят не столько от мощности локатоpа, сколько от pазмеpов цели, то есть ее отpажающей повеpхности. А Сy-27, междy пpочим, в 1,5 pаза больше МиГ-29.

Читайте также:
Залещики, замок в Ныркове и Джуринский водопад

Никто не хотел идти напеpекоp мнению Симонова, поэтому казалось, что идее этих воздyшных боев так и не сyждено осyществиться. Однако нашелся человек, способный договориться с Симоновым, это был начальник Центpа боевого пpименения в Липецке Сyламбек Асканов. И бои были пpоведены. Более сотни боев показали, что в 80 пpоцентах пpеимyщество было на стоpоне МиГ-29. Пpичем МиГ выигpывал и ближние, и сpедние, и даже дальние маневpенные бои, котоpые заведомо считались “коньком” Сy-27. Как и пpедполагали микояновцы, на пеpвый план выстyпила не мощность его локатоpа, а pазмеpность нашего “двадцать девятого”. Этот pезyльтат стал оглyшительным для многих, и его пpедпочитали не афишиpовать. С наyчно-методической точки зpения эти экспеpименты были пpоведены достаточно коppектно, и сомневаться в достовеpности их pезyльтатов не было никаких оснований.

Однако yстpоить Симонова такой pезyльтат никак не мог. Михаил Петpович сpочно пpилетел в Липецк. Благодаря его деятельности пpидyмали опpеделенные огpаничения для МиГ-29. Эти ограничения не позволяли емy выходить на pежим допyстимых yглов, котоpые сознательно yменьшили, обосновывая это недостаточной боковой yпpавляемостью. Естественно, это ограничения были некоppектными и надyманными. Все самолеты того времени не обладали требуемым ypовнем боковой yпpавляемости для подобных yглов атаки. Но, как бы то ни было, эти ограничения для МиГ-29 пpиняли. Новые бои провели уже с ними. О какой чистоте эксперимента можно было говорить, когда летчиков МиГа поставили в заведомо неравные условия? Во-пеpвых, огpаничения накладывались только на один самолет, во-втоpых, отслеживать запpещенный yгол атаки, любое пpевышение котоpого каpалось как бы пpедпосылкой к сваливанию, летчик должен был визyально, “на глазок”, что в бою вообще непpиемлемо. При таком раскладе преимущество уже было у Су-27. Летчик Центpа А.Хаpчевский так прокоментировал результаты боя: «Сейчас каpтина немного лyчше. Hаконец-то стало пpоявляться пpеимyщество Сy-27».

Далее провели воздушный бой спарки МиГ-29 и Су-27. Управлял спаркой шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий. Вот как он описывает бой: «Пеpвые полтоpы минyты боя мы двигались по тpаектоpии, выходя в нyжное для атаки место всеми возможными способами. Hам довольно быстpо yдалось создать себе пpеимyщество для выхода на атакy цели, мы сели на “хвост” Сy-27 и весь остаток боя пpовели не слезая с него. Hадо отдать должное летчикy Сy-27, пилотиpовал он хоpошо, но бой все pавно выигpали мы. Пpавда, Харчевский пытался меня yбедить в том, что летчик был выбpан неyдачно и что если бой пpоведет он сам, pезyльтат бyдет иным. Hо в том-то и дело, что pезyльтат экспеpимента не должен находиться в зависимости от квалификации летчика».

Второй ошибкой Ростислава Аполлосовича Белякова в те годы было то, что он не хотел воплощать в металле следующую модификацию- МиГ-29МЗ. Это была машина pазмеpности МиГ-29, но при этом способная выполнять задачи с pадиyсом действия большим, чем y Сy-27 с дальностью поpядка около 4000 км, обоpyдованный дозапpавкой в воздyхе. Кроме того, она являлась полноценным многофункциональным истребителем, способным «работать по земле» сложных метеоyсловиях днем и ночью. Беляков опасался, что этот аппаpат “пеpекpоет кислоpод” главной его разработке — истpебителю МФИ. МиГ-29МЗ пpедставлял собой модеpнизацию МиГ-29М — сваpная констpyкция из алюминиево-литиевого сплава была по площади на 10 пpоцентов больше, чем y МиГ-29, плюс добавлялось пеpеднее yпpавляемое гоpизонтальное опеpение. Этот многоцелевой истpебитель был пpедназначен для завоевания пpевосходства в воздyхе и для pаботы по наземным точечным целям.

Третья ошибка Белякова — человеческая, он не умел выстраивать отношения с pyководством ВВС и министеpств обоpоны и авиационной пpомышленности. Своими знаниями он заметно выделялся сpеди генеpальных констpyктоpов, но емy не хватало гибкости в отношениях с людьми. Он мог, напpимеp, откpыто, пpи большом стечении наpода, высказать весьма нелестные кpитические замечания военным, что, конечно, не могло им нpавиться, посколькy автоpитета кpитикyемомy эти замечания не добавляли.

Все это сказалось на программе МиГ-29. Именно поэтому и только поэтому он не обрел известность, равную известности Су-27. И именно поэтому программа развития МиГ-29 на долгие годы «забуксовала». Но итоги уходящего года дают надежду, что МиГ-29 в последнем своем воплощении (МиГ-35) займет подобающее ему место в ВВС России и ВВС дружественных нам стран. Кроме того, хочется надеяться, что и разработка единого истребителя пятого поколения имеет под собой разумную основу, либо имеется перспектива разработки подобно американцам еще и легкого истребителя.

Источники:
Меницкий В.Е. Моя небесная жизнь.
Гордон Е., Фомин А., Михеев А. МиГ-29.
Левин М. Тот самый МиГ.
Белосвет А., Полушкин Ю. МиГ-29? Нет, МиГ-33.

Читайте также:
Танцующий лес на Куршской косе: информация, фото, видео, как добраться

Сравнение самолетов МиГ-29 и Су-27

МиГ-29 и Су-27 являются многоцелевыми и всепогодными истребителями четвертого поколения. Их сравнение требует внимательного изучения характеристик каждого самолета. Оба истребителя использовались в боевых конфликтах. Изучение подобного опыта применения дает понимание реальных параметров боевых машин.

Суть различий легкого и тяжелого истребителей

В первую очередь различия между самолетами заключаются в массе. Вес пустого МиГ-29 составляет 10900 кг, а Су-27 16300 кг. Несмотря на массу, габариты самолетов отличаются не так сильно. МиГ-29 быстрее набирает высоту и имеет более простое устройство. В первую очередь это касается бортового радиоэлектронного оборудования.

Синий – МиГ-29 Черный – Су-27

У данных истребителей разное предназначение. МиГ проектировался как массовый самолет, который будет использоваться над собственной территорией или окраинах земли противника. Отличие Су заключается в том, что он создавался для работы в тылу противника. У него гораздо больше дальность полета и расширенный боекомплект, а также более сложная авионика.

Основные характеристики Су-27 и МиГ-29

Среди летно-технических характеристик самолетов выделяют:

Характеристика Су-27 МиГ-29
Экипаж В зависимости от модификации 1 или 2 человека 1 или 2 человека
Длина 21,9 м 17,32 м
Размах крыла 14,6 м 11,36 м
Высота 5,9 м 4,73 м
Максимальная взлетная масса 30000 кг 18480 кг
Предельная скорость на высоте 2500 километров в час 2450 километров в час
Практический потолок 18000 метров 18000 метров
Практическая дальность на высоте 3900 километров 1430 километров

При сравнении характеристик самолетов удается понять, для каких целей предназначается каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 меньше. Стоит отметить, что у Су-27 имеется множество модификаций, которые отличаются по параметрам. Сравниваются две базовые модели массового производства.

По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом за все время произведено в 2 раза меньше «Сушек». МиГ начал эксплуатироваться на 2 года раньше Сухого в 1983 году.

Вооружение

Легкий истребитель оснащается пушкой 30 мм и подвесным вооружением на выбор. На самолет могут быть установлены ракеты класса воздух-воздух, авиационные бомбы. Узел подвески МиГ-29 позволяет разместить 7 единиц различного вооружения.

Тяжелый истребитель комплектуется 30 мм пушкой. В качестве подвесного вооружения устанавливаются ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность, авиабомбы и неуправляемые ракеты. У Су-27 десять узлов подвески для вооружения.

Благодаря большей предельной взлетной массе Сухой лучше вооружен и может поражать больше целей при вылете на задание. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. На МиГ и Су может устанавливаться управляемая ракета средней дальности Р-77.

Функциональные различия и сходства

Оба истребителя создавались под определенные задачи. Самолеты обладают некоторыми сходствами, среди которых выделяют:

  • маневренность;
  • возможность многоцелевого применения;
  • присутствие электродистанционной системы управления приводами.

Радиолокационная станция обоих самолетов позволяет сопровождать более 10 целей и осуществлять одновременный обстрел 1-2. Дальность обнаружения цели у МиГ-29 составляет 50 километров.

Несмотря на некоторые сходства, Су-27 технически более продвинут. Он способен преодолевать большие расстояние и нести более серьезное вооружение, сохраняя при этом маневренность и высокую скорость. На него устанавливается передовая РЛС, которая позволяет находить цели на большом расстоянии.

Все сходства и отличия можно найти при подробном изучении технических характеристик истребителей. Стоит отметить, что задача легкого истребителя МиГ-29 заключается в завоевании превосходства в воздухе, в том числе за счет количества самолетов. Производство данного истребителя обходится дешевле, чем модель Сухого.

Во всех ведущих армиях мира примерно 50–70% истребительной авиации представляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономные. Они могут выполнять задачу без управления с наземных постов.

Случаи реальных боев между самолетами

Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому есть зафиксированные случаи реальных боев между самолетами. Истребители сталкивались в Эфиопо-эритрейском конфликте. В 1998 году в ходе перевооружения ВВС Эритреи закупили 3 единицы МиГ-29 у Беларуси. В ответ ВВС Эфиопии закупили Су-27СК (специализированная экспортная модификация) в РФ. В ходе столкновения против Миг-29 Су-27 продемонстрировали большую эффективность и уничтожили три единицы техники. В конечном итоге эфиопская сторона смогла установить контроль над воздухом.

Улучшенные летно-технические характеристики Су-27 дали ему преимущество в реальном бою. Однако у Миг на момент создания были совсем другие цели и задачи. Перед самым развалом СССР на вооружении находилось 653 единицы Миг-29 и 326 единиц Су-27. Задача легкого истребителя заключалась в завоевании превосходства в воздухе за счет количества и управления с наземных постов. Именно в ВВС СССР МиГ-29 полностью раскрывал свои возможности.

Выводы: какой самолет лучше?

Несмотря на то что оба истребителя относятся к 4 поколению, сравнительный анализ двух самолетов говорит о том, что Су-27 лучше, чем МиГ-29. Тяжелый истребитель получает преимущество в бою против легкого за счет улучшенных характеристик. Для военной авиации оба самолета играли крайне важную роль. В данный момент Су-27 заменяется модернизированной версией 4++ поколения Су-35. Также готовится к эксплуатации многоцелевой легкий истребитель Миг-35.

Как различать российские истребители

Из ныне стоящих на вооружении ВВС России истребителей самый большой стаж у перехватчика МиГ-31. Он создавался в 70-е годы прошлого века на основе истребителя МиГ-25, построенного в 60-е. Дизайн самолета прямиком из развитого социализма: рубленые грани, огромные воздухозаборники и сопла размером с кабину лифта.

Однако не стоит судить по внешности. Как пожилой чемпион по боксу может запросто накидать своре молодых и дерзких, так и МиГ по многим показателям по-прежнему впереди планеты всей. Эти самолеты знают все пилоты НАТО и если на перехват поднялся Foxhound (так самолет зовут в альянсе) – с ним не шутят.

Под острым носом скрывается фазированная антенная решетка системы “Заслон” – из-за ее выдающихся способностей МиГ-31 прозвали “летающей РЛС”. Современная модификация перехватчика способна обнаруживать 24 цели на дистанции до 320 километров и одновременно обстреливать 8 из них. Информацией о целях перехватчик в автоматическом режиме обменивается с российским “аваксом”, самолетом дальнего обнаружения А-50. Четыре Миг-31 способны контролировать фронт протяженностью 800 километров.

Интересна конструкция основных стоек шасси: их передние колеса смещены к центру самолета, чтобы снизить давление на грунт при работе с полярных аэродромов.

Легкие одноместные истребители МиГ-29 можно видеть на выступлениях пилотажных групп – на них летают, например, “Стрижи”. Современные обтекаемые формы, двигатели спрятаны под планер, обилие точек подвески вооружения под крыльями: самолет задумывался для прикрытия сухопутных операций и должен был нести большой арсенал.

Сейчас истребительные авиаполки переходят на модификацию МиГ-29СМТ. От первоначального варианта она отличается современной электроникой, штангой для дозаправки в воздухе и дополнительным топливным баком за кабиной – из-за этого горба истребитель стал похож на сытого карася.

Благодаря большему запасу топлива МиГ-29СМТ получил возможность совершать продолжительные полеты. Его предшественника летчики называли “самолетом ближнего привода” – в смысле, вокруг аэродрома облететь.

Как тиранозавр в мезозое, самолет Сухого – абсолютный господин в небе. Он создавался одновременно с МиГ-29 как тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. Мощная система обнаружения и сопровождения целей, хорошая защита от вражеских ракет, 10 точек подвески собственного оружия позволяют самолету вести одиночный глубинный поиск противника.

Внешне Су-27 отличается от МиГа большими размерами, выступающими вперед законцовками крыльев и развитой хвостовой балкой, в которой размещаются тормозные парашюты. Кроме того на многих версиях истребителя есть переднее горизонтальное оперение.для улучшения устойчивости в полете.

Палубная модификация (Су-33) имеет складывающиеся крылья и тормозной крюк. Созданный на основе учебной “спарки” Су-30 – двухместный истребитель наведения и целеуказания, – стал первым в мире самолетом, обладающим сверхманевренностью. Сопла его двигателей могут отклоняться на 16 градусов в любом направлении и на 20 в плоскости.

Выдающиеся пилотажные характеристики Су-27 регулярно демонстрируются на показательных полетах. В частности, истребитель впервые выполнил фигуру высшего пилотажа “Кобра”. Она получила имя в честь Заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Пугачева, продемонстрировавшего “Кобру” на авиасалоне Ле Бурже в 1989 году. Однако автором фигуры является Герой Советского Союза Игорь Волк, непроизвольно выполнивший ее в Жуковском при отработке выведения Су-27 из штопора.

Самый узнаваемый из современных российских истребителей – Т-50 (ПАК ФА). Правда, пока его можно увидеть нечасто, но с 2015 года самолет начнет производиться серийно и поступать в войска.

Широкий и плоский фюзеляж “самолета будущего” напоминает гоночный автомобиль. Двигатели еще более разнесены в стороны, небольшие вертикальные кили развалены на 26 градусов, в широком днище два ряда отсеков для вооружения. Т-50 может нести оружие и на внешней подвеске, но в ущерб незаметности.

Ради невидимости в тело ПАК ФА упрятаны штанга для дозаправки в воздухе и пушка. Даже сопла – поворотные, как у Су-30, – при прохождении зоны ПВО из круглых будут становиться плоскими, чтобы спрятать от радаров и инфракрасных датчиков массивные раскаленные турбины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: