Фотографии Царицынского дворца

Музей-заповедник “Царицыно”, Москва – отзыв

Пожалуй один из самых красивых парков на юге Москвы. Загородная резиденция императрицы Екатерины II, которая не пришлась царице по душе.

Всем, здравствуйте!

Мне наверное очень повезло, так как живу я в шаговой доступности от двух шикарных парков. О музее-усадьбе Коломенское, я уже рассказывала вам. Теперь наступила очередь поделиться мнением о музее – усадьбе Царицыно. Для начала расскажу, как добраться до парка.

  1. На метро до станции Царицыно, Замоскворецкой линии метро (зеленая ветка, низ). Далее следуя указателям выходите в подземный переход и идете по нему до выхода. Как выйдите, сверните налево. Туда в основном и движется людской поток. Потом направо, под мост. За мостом, через дорогу находится главный вход в музей-усадьбу.
  2. На МЦК до станции Царицыно, второго диаметра. Далее попадаете к выходу из метро и тоже идете под мост и выходите к парку.
  3. На автомобиле. Вбейте в навигатор “музей Царицыно” или “парк Царицыно” и система вас выведет к парку. Адрес парка на карте ул. Дольская д 1. Неподалеку есть бесплатная парковка.

Часы работы :​​​ с 6 утра до полуночи. Если загулялись, то вас выпустят, но уже не впустят.

Вот так выглядит главный вход в музей-усадьбу Царицыно.

Немного истории.

Годы постройки: 1776-1796 гг.

Архитекторы: Матвей Казаков и Василий Баженов ( первый Храм Христа Спасителя их же детище).

Стиль : Русская готика, Московское барокко.

Назначение : Подмосковная резиденция императрицы Екатерины II и ее супруга Григория Потемкина.

История гласит, что государыня Екатерина Великая, лично утверждала проект постройки дворцового комплекса, но посетив его в последствии была совсем не довольна тем, что в итоге удалось построить. Возможно это связано с долгим строительством и тем, что за годы этой стройки, вкусы императрицы уже поменялись.

Как бы там ни было, но я вот благодарна императрице за строительство такой потрясающей усадьбы (ну и за десяток других архитектурных сооружений).

Мои школьные годы.

Мы часто приезжали сюда с друзьями. Гуляли. Зимой, катались на горках. Парк тогда находился в очень плачевном состоянии. Грязные пруды, неухоженные деревья. Здания и постройки рушились.

У меня есть одно фото 2005 года. Это скан с пленочной фотографии. Можно увидеть какой была архитектура. Главный дворец был в ещё более плачевном состоянии. Помню, что крыша его была поломанаи там кое где, прям на крыше росли небольшие деревья.

А потом парк закрыли на масштабную реуонструкцию и завершилась она в 2007 году. Помню, что приехали сюда крестить старшую дочь и я обломлела от красоты.

Царицыно после реконструкции.

Приятно было, что вход на территорию музея-усадьбы, как был, так и остался бесплатным. Помню, как в Сокольниках сделали платный вход. Хоть и дёшево, но все равно неприятно. Я люблю гулять в парках просто так. Вот такая вот я. Халявщица.

Парк преобразился до неузнаваемости.

В первую очередь вычистили пруды. Построили несколько новых мостов. Проложили дорожки и поставили много лавочек ( раньше их было около 3 на весь парк).

Ну и конечно же, отреставрировали все постройки. Я и думать не могла, что дворец в Царицыно на самом деле ТАКОЙ! Это же безумная красота! Очень величественное и в то же время, какое – то воздушное строение! И что тут могло не понравится!?

Царицыно как музей.

Скажу честно, в зданиях усадьбы я не была. И рассказать вам о том, что там можно посмотреть, не смогу. Не очень то наша семья любит посещать музеи.

Билет на самостоятельное посещение всех экспозиций музея и трех оранжерей обойдется в 890 рублей. По понедельникам музей не работает. В каждое третье воскресенье месяца, музей можно посетить бесплатно.

Мы с дочкиным классом ходили в местные оранжереи. Могу сказать, что с интерактивной экскурсией еще куда ни шло посетить, а вот самостоятельно если. Лучше езжайте в Аптекарский огород. Там оранжерея, похожая на джунгли. А на пальмы в кадках, можно и в цветочном магазине посмотреть.

Царицыно как парк.

Вот тут, я как и большинство посетителей буду восхищаться.

Царицыно идеально для:

  • Романтических прогулок. Тут есть множество тропинок, по которым можно уйти в глубь парка. Очень романтичная обстановка.
  • Прогулок с детьми. Многочисленная живность и простор парка идеальны для маленьких шилопопов.
  • Фотосессий. Тут тебе и сами постройки, как декорация и многочисленные зеленые и цветущие насаждения и пруды.

В общем, гулять по парку приятно. И очень красиво. Глаз радуется.

В Царицыно очень чисто! Повсюду есть мусорки. В парке работают садовники, которые приводят в порядок клумбы и кустарники и подстригают газон.

Читайте также:
Как происходит смена регистрации места жительства через портал Госуслуги в 2021 году

30 главных достопримечательностей парка «Царицыно»

Живописный парк Царицыно известен прекрасными ландшафтными пейзажами и великолепной архитектурой. Основу парка представляет дворцовый ансамбль, состоящий из нескольких построек в едином стиле, из кирпича с декором из белого камня в стиле русской готики. Усадьба Царицыно начала строиться во время правления Екатерины II. В начале 2000-ых годов большинство построек парка подверглись масштабной реконструкции и приобрели исторический первозданный вид.

Природную часть заповедника составляет крупный пейзажный парк и каскадный комплекс царицынских прудов. Красивые мосты, беседки и павильоны изящно встроены в пейзажную часть усадьбы. Красота природы и величие строений прекрасно гармонируют и дополняют друг друга. В оранжереях парка собраны богатые коллекции растений, в том числе тропические и субтропические.

Что посмотреть и чем заняться в «Царицыно»?

Список самых интересных и красивых мест дворцово-паркового ансамбля.

Большой Царицынский дворец

Является главной достопримечательностью Царицыно. Строительство дворца велось 11 лет. Его архитектура представлена двумя стилями – классицизмом и псевдоготикой, что позволяет называть дворец одним из значимых строений XVIII века. Дворец состоит из двух крыльев – покоев императрицы и ее сына. Их соединяет величественный и привлекающий особое внимание проход. Изящность дворцу придают стрельчатые арки и башни.

Светомузыкальный фонтан и остров-подкова

Остров, держащийся на сваях, был создан во времена Екатерины II. С 2007 года вместо пруда на острове функционирует фонтан, названный жителями Москвы самым красивым в столице. Диаметр фонтана – 52 метра, его 900 струй взлетают вверх на 15 метров в одном ритме со световым и музыкальным сопровождением. Посмотреть на волшебное и завораживающее сочетание воды, света и музыки ежедневно приезжают сотни людей.

Царицынские пруды

Каскад Царицынских прудов формировался почти два века – с XVI по XVIII. Самым красивым считается Верхний, площадью в 17 га. Его искусственные острова имеют правильную геометрическую форму и декоративные насаждения. Средний пруд отделен от Нижнего плотиной, сооруженной по проекту архитектора Бланка. В исторических местах здесь воссозданы лодочные пристани. На берегах прудов обустроены места для отдыха.

Царицынский пейзажный парк

Заложен в 1775 году. Устройством регулярного сада занимались архитектор Василий Баженов и садовые мастера из Англии Иод Мурно и Фрэнсис Рид. В 2005-2007 годах провели полную реконструкцию парка с привлечением известных ландшафтных архитекторов. Помимо восстановления оригинальных пейзажных видов, в парке установили множество скульптурных украшений, в том числе несколько гротов. В парке появились беседки и павильоны.

«Кухонный корпус» (Хлебный дом)

Строился для размещения в нем кухонь. На передних фасадах корпуса размещены горельефы, выполненные в виде солонки и каравая. Помещения Кухонного корпуса имеют анфиладное построение. В настоящее время в его залах размещаются экспозиции коллекций музея. Атриум используется для проведения концертов и выставок, в том числе звучит и органная музыка. Инструмент изготовлен специально для Хлебного дома в Германии.

Галерея-ограда с воротами

Построена в конце XVIII века. Это декоративное сооружение довершает ансамбль трех царских дворцов и Кухонного корпуса. Фасады галереи-ограды богато декорированы. Парадная сторона украшена колоннами и белокаменным декором из пинаклей-пирамидок и сплетенных сердечек. Ворота имеют арки с шипами и двухъярусные башенки. Архитектурный вид ворот придает ансамблю торжественный и завершенный вид.

Памятник В. Баженову и М. Казакову

Памятник великим архитекторам, создавшим усадьбу Царицыно, открыт в 2007 году. Он расположен сразу после арки Каменной галереи, между Большим дворцом и Хлебным домом. Автор скульптуры Леонид Баранов изобразил мастеров в момент обсуждения строительства Большого дворца. Памятник популярен у посетителей музея-заповедника, к нему часто выстраивается очередь из желающих сфотографироваться.

Первый Кавалерский корпус

Небольшой одноэтажной корпус расположен на краю Большого оврага. Он имеет Г-образную форму. В 1988 году под руководством сотрудников польской реставрационной фирмы была восстановлена первоначальная планировка здания – три комнаты с передней, обновлен ажурный парапет и белокаменный фронтон. Корпус украшен фронтоном-кокошником и кирпичными колоннами. В настоящее время в корпусе располагается администрация Царицыно.

Второй кавалерский корпус

Павильон имеет восьмиугольную форму. Благодаря ей корпус имеет уникальную планировку – комнаты соединены между собой и центром. Комнаты имеют наружную и внутреннюю двери. Корпус построен из красного кирпича. Украшениями его является белокаменный декор стрельчатых высоких окон, цоколя и карниза. Сейчас во втором кавалерском корпусе размещены художественные выставки музея, привлекающие большое количество посетителей.

Третий кавалерский корпус

Построен в 1776-1779 году. Расположен на холме близ Среднего Царицынского пруда. По стилевому оформлению отличается от Первого и Второго кавалерских корпусов. Имеет скругленные внешние углы и высокие окна. Здание увенчано изящной башенкой-бельведером. Часть круглого зала выступает наружу и образует полуротонду. В кавалерском корпусе располагается экспозиция «Дачное Царицыно».

Читайте также:
На что претендуют иностранцы из России в 2021 году?

Средний дворец (Оперный дом)

Одно из самых интересных зданий Царицыно со сложным декором. Предназначался для небольших неофициальных церемоний и приемов Екатерины II. Его оформление традиционно для общего внешнего вида усадьбы – дворец построен из красного кирпича и декорирован белым камнем. Простой первый этаж увенчан изящным и причудливо украшенным вторым. Особым украшением является ажурная аркада с изображениями серпов и дисков.

Малый дворец (Полуциркульный дворец)

Построен лично для Екатерины II. Шесть помещений дворца включают будуар и овальный зал. Сейчас они используются в качестве выставочных залов. Расположение дворца весьма живописно – на высоком холме у Царицынского пруда рядом с Фигурным мостом. У здания нет богатого орнамента, только его восточный фасад венчает императорский вензель. Этот вензель используется в качестве эмблемы всей усадьбы Царицыно.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм имеет характерный для времен елизаветинского барокко стиль – восьмигранная форма, увенчанная граненым куполом. Он основан в 1722 году и с тех пор дважды перестраивался. Во время перестройки к храму добавили южный придел, а колокольня стала трехъярусной, став доминантой всего сооружения. Самый большой из шести колоколов имеет вес 180 пудов. В церкви сохранились барочная лепнина XVIII — XIX вв и росписи XIX века.

Царицынская плотина

Самая большая сохранившая плотина в Царицыно. Ранее по плотине проходила дорога от Коломенского до резиденции Екатерина II. Сейчас через плотину проходит центральная аллея парка. Лучше всего оценить гидротехнические характеристики плотины можно со стороны Верхнего пруда. Со стороны Среднего пруда плотина выглядит как трехарочный мост. Зимой около водостока собирается большое количество уток.

Фигурный мост

Возведен в 1776-1778 годах и является одним из немногих сохранившихся сооружений ансамбля Царицыно. Через мост проходит главная аллея музея-заповедника. Высокие башни моста придают ему вид надежности и устойчивости. Мост, как и большинство построек Царицыно, построен из красного кирпича с белокаменными украшениями. Он расположен на склоне холма и за ним открывается прекрасный вид на всю дворцовую панораму.

Большой мост через овраг

Один из самых сохранившихся крупных мостов XVIII века, имеющих уникальные художественные особенности в стиле псевдоготики. Он не выглядит массивным благодаря украшениям и декору, которые визуально облегчают его. При этом изначально мост задумывался не таким большим. Из-за особенностей грунта во время строительства забили более 2000 свай. Во времена Великой Отечественной Войны по мосту проходили колонны танков.

Оранжерейный мост

Автором проекта является Иван Еготов. Мост построен в XIX веке, после смерти Екатерины. Тогда Царицыно стал популярным местом для загородных пикников. С этим совпало развитие садоводства в парке. Функции моста большей частью хозяйственные – он соединяет основную территорию заповедника с оранжереями и крупными плодовыми садами. Декор моста скромен, но выдержан в общем стиле Царицынского ансамбля.

Фигурные (Виноградные) ворота

Расположены на условной границе между парковой и дворцовой частями Царицыно. Фигурными их называл сам автор Баженов из-за большого количества затейливых форм и узоров. Виноградными же ворота стали называть из-за белокаменного узора в арочном проеме, похожего на виноградную гроздь. Стиль постройки ворот соединяет в себе художественность и торжественность. В настоящее время большая часть декора ворот утрачена.

Павильон «Миловида»

Выполнен в стиле ампир. Павильон «Миловида» считается самым интересным из павильонов, построенных в начале XIX века. Это изящная галерея, состоящая из четырех угловых сводчатых помещений. Внутри она украшена колоннами и имеет расписные своды. Павильон построен в живописном месте, из него открывается чудесный вид на Верхний Царицынский пруд с островом. Сейчас в павильоне размещается охрана музея.

Павильон «Нерастанкино»

Второе название павильона «Нерастанкино» – Храм меланхолии. Павильон построен в 1803 году по проекту Ивана Еготова. Это скромная галерея с невысоким куполом возведена в стиле классицизма. В XIX веке павильон, как и многие постройки в Царицыно, обветшал и пришел в запустение. Его исторический облик вернулся только в 2007 году во время реконструкции. При этом его скульптурное убранство восстановили лишь частично.

Беседка «Храм Цереры»

Построена беседка в 1805 году. Находится она на южной стороне пейзажного парка, на небольшом холме. Именно отсюда Екатерина II любила наблюдать за сельскими праздниками. Беседка получила название в честь Цереры – богини плодородия, чью статую установили в беседке сразу после строительства. В настоящее время беседку украшает современная статуя, установленная вместо разбитой во время войны оригинальной скульптуры.

Башня-руина

Это сооружение называют самой романтичной постройкой Царицыно. В настоящее время она представляет собой полуразрушенную башню с фрагментами стен из белого камня и кирпича. Она построена в 1804 году. В те времена в моде было строительство искусственных руин. Из-за лестницы, ведущей на гребень северной стены, башню некоторое время называли «Чертова лестница». Забраться на нее и спуститься достаточно сложно.

Читайте также:
Востребованные и высокооплачиваемые профессии в Китае

Арка-руина на острове («Русалкины ворота»)

Расположена на искусственном острове посреди Верхнего Царицынского озера. Прекрасный вид на арку открывается со стороны павильона «Нерастанкино». На фоне деревьев и воды арка-руины смотрится особенно эффектно. По преданию на лужайке напротив нее собирались девушки и водили хороводы в русалочью неделю на праздник Троицы. На момент постройки у арки-руины была башня, при реконструкции ее не восстановили.

Гротесковые мосты

Арочные мосты расположены в южной стороне парка Царицыно. Они соединяют склоны глубокого оврага у павильонов «Нерастанкино» и «Храм Цереры». Мосты построены из кирпича, его белокаменный декор имеет грубые каменные вставки. У всех мостов есть парапеты, которые со временем заменяют белокаменные гладкие тумбы. При строительстве в 1805 году мостов было 3, к настоящему времени сохранились лишь Большой и Малый мосты.

Виноградная оранжерея

Построена в начале XIX века специально для выращивания лучших сортов винограда. Во время упадка Царицынской усадьбы оранжерея несколько раз меняла хозяев – в ней размещались дачи и коммунальные квартиры. После этого здание из белого камня практически превращается в руины. На историческом фундаменте в 2008 году оранжерея была восстановлена. Сейчас в ней произрастают виноград, инжир, гранаты, агавы.

Первый Оранжерейный корпус

В настоящее время в корпусе, как и в XVIII веке, произрастают тропические и субтропические растения с разных уголков мира – гибискус, пеларгония, пассифлора голубая, саговники, плющи, фуксии. Есть несколько пальм. Зимний сад особенно красиво выглядит во время цветения. Оригинальный Первый оранжерейный корпус разобран в конце XIX века. Полностью восстановлен в 2008 году во время масштабной реконструкции.

Курганы-могильники вятичей

На территории парка в Царицыно находится несколько надмогильных насыпей-курганов. В XIX веке древние могильники воспринимались посетителями как романтические руины. Среди них расставляли вазы и статуи. Во время крупных археологических исследований было выявлено множество курганов вятичей времен XI-XIII века. Около нескольких курганов в настоящее время установлены деревянные скульптуры древнерусских божеств.

Фундаменты и фрагменты стен Большого кавалерийского корпуса

Большой, он же четвертый, Кавалерийский корпус во время строительства в 1782-1784 годах был одним из главных зданий общего дворцового Царицынского ансамбля. Разобран в 1795 году из-за строительства Большого дворца. Фундамент и фрагменты его стен огорожены забором и мало привлекают внимание посетителей. На макетах-памятниках проекта усадьбы Баженова этот корпус занимает центральное место.

Фундаменты «Дома садовника»

Остатки фундамента обнаружены в 2007 году. Здание построено в начале XIX века. Оно расположено в Смотрительском парке и предположительно изначально его использовали в качестве бани служители парка Царицыно. После его обустроили для проживания работников пейзажного парка. После нескольких перестроек в 1970-ых годах домик окончательно разобрали. Белокаменные руины находятся под особой охраной администрации парка.

Визит-Центр

Туристическо-информационный центр с 2019 года представляет собой единое пространство для посетителей. Для удобства гостей в нем объединили все основные услуги – в визит-центре можно купить билеты на выставки и в музеи, получить справочную информацию об услугах и работе заповедника. В магазине визит-центра широкий ассортимент продукции – разнообразные сувениры, путеводители по Царицыно, познавательная литература.

Музей-заповедник «Царицыно» – красивейший парк Москвы

  • Парадный (северный) фасад Большого Дворца

  • Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков

    Москва – уникальный город в России и даже в мире, поэтому его история и развлечения тоже должны быть уникальными. Одно из необыкновенных мест Москвы – Царицынский дворец и парк на юге города.

    Совет путешественникам: чтобы исследовать главные достопримечательности, в Царицыно стоит провести минимум 4-5 часов.

    История

  • Хлебный дом

  • Старые фото Царицынского дворцово-паркового ансамбля

    В начале XVI века здесь находилась огромная красивая территория, принадлежавшая сестре царя Бориса Годунова, госпоже Ирине. В XVII веке земля, которую тогда называли Богородским, перешла к семье Стрешневых, а затем – к семье Голицыных. Впрочем, история этого места началась в то же время, когда Екатерина Великая проезжала через эти земли, в 1775 году. Когда императрица направилась в Кусково, она проезжала мимо и сразу же была поражена красотой этого места, тогда она купила земли и приказала построить для неё дворец.

    Между 1776 и 1785 годами Екатерина Великая назначила Василия Баженова спроектировать и построить дворец. Когда проект был близок к завершению, она решила сама посетить дворец, после осмотра она сказала, что комнаты слишком тёмные и непригодные для жизни Императрицы, поэтому они снесли дворец, чтобы построить ещё один на его обломках. Вы всё ещё можете увидеть остатки оригинального дворца в парке.

    Читайте также:
    Рабочая виза в Сент-Китс и Невис – Как получить рабочую визу в Сент-Китс и Невис

    На этот раз императрица назначила для этого Матвея Казакова и предварительно утвердила проекты ещё до начала строительства. Казаков руководил работами до 1796 года, когда скончалась Екатерина Великая, и строительство временно прекратилось. Преемник Екатерины Великой, Павел I, не позаботился о завершении строительства дворца, поэтому строительство полностью прекратилось, а обломки оставались на месте более 200 лет, пока в 2005 году правительство не приняло решение завершить недостроенный Царицынский дворец.

    Итог таков: Царицыно императорская резиденция, в которой никогда не жил ни один император.

    Сейчас в комплекс «Царицыно» входят музей истории, искусства и архитектуры, общественный парк, близлежащий лес, оздоровительные тропы и музыкальный фонтан.

    Видео-экскурсия по Царицыно

    Большой Царицынский дворец

  • Музей Царицыно

  • Фундаменты Большого кавалерийского корпуса на фоне Большого Дворца

  • Третий кавалерийский комплекс

  • Большой Царицынский дворец

  • Металлическая карта

  • Фигурный мост

    В настоящее время в музее представлена коллекция скульптуры, живописи, изделий из металла, стекла, ткачества, древних костей и деревянных предметов искусства. В коллекции скульптур вы найдете несколько статуй бывших русских дворян, таких как Мария Федоровна или сама императрица Екатерина. Однако коллекция в основном посвящена культуре и природе России XVI века и старше. Также можно полюбоваться фигурками птиц или простых людей в традиционной одежде.

    В собрании живописи есть портреты высокопоставленных лиц бывшего российского царизма, например, есть картины матери Екатерины Великой, госпожи Екатерины Алексавской, самой Екатерины Великой, Александра Первого.

    Коллекция металла, которая пользуется большой популярностью у посетителей, включает монеты, металлические предметы мебели и металлические произведения искусства с 16 века до наших дней. Украшенные кинжалы, кухонные принадлежности XVII века, декоративные и первые монеты России.

    Изюминкой музея являются изделия из фарфора и керамики, которые в основном относятся к 90-м годам. Также в коллекции есть несколько фарфоровых предметов эпохи Екатерины Великой.

    Рядом с Большим дворцом существует ещё несколько других важных построек (все спроектированы Баженовым):

    • Хлебный дом – представлял собой комплексное рабочее место для прислуги, поскольку аристократы того времени не хотели видеть её во дворцах;
    • Оперный дом – построен для небольших деловых встреч, церемоний, а также домашних представлений и придворных увеселений;
    • Полуциркульный дворец (Малый дворец) – также строился для личного пользования Екатерины II, внутри находится всего 6 небольших комнат. Включая — будуар и овальный зал;
    • Храм – самая ранняя постройка на территории Царицыно (подробнее читайте ниже);
    • Фигурный мост – одно из немногочисленных построек царицынского ансамбля дошедших до наших дней.

    Если у вас есть желание узнать более подробно об истории этого места, стоит заказать экскурсию

    Музей-заповедник Царицыно

    Место именуемое ныне Царицыно, было известно ранее как «пустошь Черногрязная», приписанная к дворцовому уезду Коломенское. Первое упоминание о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 года, в XVII веке этой землей владели Стрешневы, затем Голицыны. В XVIII веке 63 года (1712-1775) поместьем владели Кантемиры. В 1775 году императрица Екатерина II выкупила имение у князя Сергея Дмитриевича Кантемира.

    В новых царских владениях был построен дворцовый комплекс, который возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II. Его строительство в 1775 году было поручено архитектору В.И. Баженову, а затем М.Ф. Казакову. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены. Постройки долгие годы разрушались.

    В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля.

    Екатерина II в Царицыне

    В 1767 году императрица Екатерина ІІ прибыла в Москву и пожелала видеть живописные окрестности древней столицы. Государыня посетила село Коломенское, Цареборисово и село Сабурово, на другом берегу реки она увидела поместье Кантемиров, утопающее в зелени. Через семь лет село Черная Грязь было куплено императрицей. Свои воспоминания она записала так: «Однажды, устав бродить по долинам и лугам Коломенского, я отправилась на большую дорогу, ведущую из Москвы в Каширу, город, который существует на свете, но не значится на карте. Эта дорога привела к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим: но второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал ее величеству (умершей Елизавете Петровне), а некоему князю Кантемиру, её соседу. Второй пруд соединялся с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов».

    Выкупив за 25000 рублей так полюбившееся ей поместье, императрица написала: «Я назвала его Царицыным селом. Эта дивная местность, которая, по всеобщим отзывам, представляет собой земной рай, раньше называлась «Черною Грязью››.

    Василий Баженов в Царицыне

    Императрица поручила В.И. Баженову, которого называла «мой архитектор›› срочно составить эскизный проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Архитектор за несколько дней набросал карандашом более десятка планов не похожих друг на друга павильонов. И достаточно скоро приступил к строительству нового царского дворцово-паркового ансамбля. Баженовский дворец в Царицыне состоял из трех павильонов, расположенных подковообразно на небольшом расстоянии один от другого.

    Читайте также:
    Визовый центр Швеции в Санкт-Петербурге время работы, адреса и телефоны

    В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно посмотреть на постройки и выразила свое недовольство увиденным.

    Сенатор И.И. Козлов в воспоминаниях написал об этом визите Екатерины: «Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской Экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания››.

    По указу императрицы дворец был разобран, а Баженов больше не получал заказов от императрицы. От его работы в Царицыне сохранился проектный чертеж «Вид Царицына села» и некоторые постройки, среди которых Фигурный мост, законченный в 1778 году.

    Матвей Казаков в Царицыне

    Возглавить строительство Екатерина поручила другому выдающемуся русскому архитектору — Матвею Федоровичу Казакову. Принято считать, что М.Ф. Казаков приступил к работам в 1786 году. Он, как и его предшественник, спроектировал дворец в виде двух сооружений, соединенных между собою узкой галереей. Постройкам был придан характер псевдоготической архитектуры.

    В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого Царицынского дворца почти завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. Новому императору, Павлу I усадьба не приглянулась, и по его указу в Царицыне никаких работ более не производилось.

    К середине ХІХ века дворец больше походил на развалины.

    Царицыно в XIX–XX веках

    В ХІХ веке дворец в Царицыне два раза собирались достроить, сначала для вдовы Александра І, а потом, в 1830-х годах, для самого Николая І. Постройки М.Ф. Казакова неоднократно думали приспособить под какое-либо общественное учреждение.

    В начале 80-х годов ХІХ века дворец, не ремонтированный и необжитой в течение целого столетия, пришел в плачевное состояние. Во избежание какого-либо происшествия или пожара решено было снять с него остатки крыши и уничтожить покрытия башен. С тех пор и до конца XX века дворец существовал как живописные руины.

    100 лет спустя, когда в Царицыне открылся музей, началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля. В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Выставки и постоянная экспозиция размещались в павильонах, построенных по проекту Баженова: сначала во Втором Кавалерском корпусе, позже — в Малом дворце и Оперном доме.

    В 2005–2007 годах прошла масштабная реконструкция дворцового комплекса. С того времени постоянные экспозиции разместились в залах Хлебного дома и Большого дворца. В 2011 году был открыт воссозданный по чертежам XIX века Оранжерейный комплекс.

    В настоящий момент в залах дворца проходят концерты классической музыки, работает образовательная программа для детей и взрослых. Посетители могут познакомиться с экспозицией просвещенной истории и археологии Царицыно, и многих других.

    Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва (Palace & Park Ensemble Tsaritsyno, Moscow)

    История дворцово-паркового комплекса Царицыно, словно история Золушки из сказки Шарля Перро, где сочетается тяжелая и грустная жизнь героини, нелюбовь мачехи и счастливое завершение сказки.

    Большой дворец и Хлебный дом.

    Большой дворец и Хлебные ворота

    Проект Баженова.

    Малый дврец.

    Средний дворец (Оперный дом).

    Местом для расположения своего ансамбля зодчий избрал высокий треугольный мыс между прудом, образовавшимися из разлившейся речки Городенки, и врезавшимся в него оврагом. С третьей стороны подступал «девственный» лес, впоследствии превратившийся в пейзажный парк. Для архитектора этот проект стал смыслом всей жизни. В первый же год, на выделенные средства, работы пошли успешно. Но когда возникли проблемы с финансированием, чтобы не останавливать строительство, Баженову приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой и имение жены, а к 1784 году на Баженове числилось около 15 тысяч рублей долга.

    Фигурный мост должен был служить парадной аркой при въезде в царскую резиденцию со стороны прудов.

    Памятник архитекторам В.Баженову и М. Казакову и Хлебные ворота.

    К 1785 году Василий Баженов возводит в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывающий семнадцать построек. На границе между основной застройкой и цветочным партером стояли два дворца-близнеца. Один, ближе к пруду, предназначался для Екатерины II (это был ее «Большой дворец»), другой — для «их императорских высочеств», семьи наследника престола, великого князя Павла. Дворцы были двухэтажными, с высокими ажурными парапетами. Над каждым, в центре, возвышался купол, увенчанный колонным бельведером-«беседкой». Вначале между дворцами царицы и великого князя Баженов запланировал оранжерею. Но, пока шло строительство, в семье наследника родились великие князья Александр (будущий царь) и Константин. Тогда зодчий предложил, а государыня одобрила объединить дворцы-близнецы «Дворцом для детей императорской фамилии». Для Екатерины II Баженов возвел еще два дворца: «Средний» и «Малый». Он расположил их на высоком берегу пруда. Вместе с основным они составили группу дворцов императрицы. Архитектурный ансамбль дополняли Большой Кавалерский корпус, Камерюнфарский корпус, Третий Кавалерский корпус, здание Кухонь и прочие сооружения, разных размеров и конфигураций. В ансамбль была вписана церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, построенная в середине XVIII-го века, при предыдущих владельцах. Для более быстрого и удобного подъезда к селу прокладывается”Царицынский проспект” обсаженный березами. Аллея протянулась на две версты выводя напрямую в Коломенское.

    Читайте также:
    Средняя зарплата прораба на стройке в Москве и других городах России в 2021 годах: сколько получают представители этой профессии в США

    Внутренний двор Хлебного дома. Фото Валерия Ульянова.

    Однако почти полностью завершенное, Царицыно так и не стало действующей императорской резиденцией. В начале лета 1785 года Екатерина II, прибывшая на короткое время в Москву, изволила посетить село Царицыно в сопровождении архитектора. После прогулки в парке императрица отбыла в Коломенское и, казалось, ничто не предвещало грядущей катастрофы. Однако, спустя некоторое время вышло высочайшее распоряжение о сносе сооружений, предназначенных для императорской фамилии: Большого дворца Екатерины II, объединенного с дворцами Павла и великих князей Александра и Константина, а также Кавалерского корпуса, то есть почти всей центральной части ансамбля. Сама императрица писала наследнику Павлу Петровичу, что ее Большой дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», а более подробно описывала свои первые впечатления от интерьеров барону Ф.М. Гримму: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими».

    Кавалерский корпус (Восьмигранник).

    Это стало большим ударом для архитектора. Баженов сначала попытался приспособиться к новым требованиям императрицы, но охладев к нему, Екатерина утверждает на проект другого московского архитектора – М. Ф. Казакова, который продолжил строительство. Дворцы, построенные Баженовым, к июлю 1786 года были снесены до основания, позднее их судьбу разделили Большой Кавалерский и Камерюнфарский корпуса.

    Вполне возможно, что архитектор попал в опалу из-за своей симпатии к масонам. Известно, что Василий Баженов имел тесные контакты с масонами и построил для них несколько сооружений. В большом количестве представлены масонские символы и в декоре сооружений в Царицыно. Вот, что писал про масонские символы и Баженова в 1785 г. граф Брюс Екатерине II: «И дело даже не в том, что баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов. Сие малый грех. А великий – в другом. Господин Баженов в качестве композиции, построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский. Только вместо собора он означил увеселительный дворец, вместо часовен и церквей – беседки для кавалеров и дам. Сдается мне, что это издевательство над святынями православия, что, видимо, является обязанностью масона».

    Фасад Большого дворца. 1-й вариант. Чертеж М. Ф. Казакова. 1785 г.

    В течение следующих десяти лет на месте разрушенных строений, Михаилом Казаковым было возведено внушительное здание Большого дворца в стиле неоготики. Но, завершение строительства дворца было прервано с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению.

    В. Аммон. Вид усадьбы Царицыно. 1835 г.

    В последующие годы недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX-го века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью. За время короткого правления Павла здесь не проводилось никаких работ; лишённый должного ухода, стал засыхать кантемировский «геометрический сад».

    А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец, Галерею-ограду с воротами и Кухонный корпус со стороны парка. 1893 г.

    А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец и Галерею-ограду с воротами (со стороны двора). 1893 г.

    А. Н. Голицын. Фигурные («Виноградные») ворота. 1893 г.. Фигурные ворота — одно из самых удивительных и самых замечательных сооружений Баженова в Царицыне. Иногда их называют Виноградными воротами—по белокаменной грозди винограда, «гирькой» свисающей в проеме арки.

    Читайте также:
    Пересечение границы с Казахстаном на автомобиле / поезде для россиян в 2021 году

    А. Н. Голицын. Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»). 1893 г.

    При Александре I Царицынский парк стал доступен для гуляний. А в 1856 году, в начале царствования Александра II, специальным указом в Царицыне и Коломенском было дозволено пить чай гуляющей публике. В Царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские строения. Наконец, в 1860 году, после ревизии признавшей, что содержание имения не приносит существенных доходов, Царицыно было передано из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Департамент уделов. Тем самым Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии.

    Большой Мост, перекинутый через ров напоминает древние римские акведуки.

    С 1927 года и в последующие десятилетия, отдельные декоративные архитектурные сооружения периодически подверглись ремонтно-реставрационным работам, но самое грандиозные работы по восстановления исторического комплекса произошли в конце XX века. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов и почти все они к 2004 году были отреставрированы. В этом же году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 году в Царицыно развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие дворцово-паркового комплекса Царицыно. Сегодня, несомненно, это красивейшее и интересное место стало одной из главных достопримечательностей Москвы, да и России. И, чтобы не говорили скептики, по поводу того, нужно ли было восстанавливать это невостребованное российскими императорами строение или нет, можно гордиться тем, что Царицыно не исчезло, как многие другие исторические памятники России и его нынешним видом. При возможности, с удовольствием вновь вернусь сюда снова и снова.

    На трех этажах Большого дворца М. Ф. Казаков спроектировал около 120 помещений. Но замыслы зодчего по их отделке остаются неизвестными. В ходе реконструкций дворца 2005-2007 годах его важнейшие помещения получили ансамблевое художественное оформление по мотивам архитектурных стилей конца XVIII – начала XX века.

    Парадная лестница. Парадную лестницу по центру здания Казаков завершил на втором этаже, где должны были располагаться апартаменты Екатерины Второй и императорской фамилии. Вход же на третий этаж он планировал по лестницам в башнях по сторонам центральной части дворца главного (северного) фасада.

    Екатерининский зал. На втором этаже Большого дворца, по сторонам от парадной лестницы, Казаков разместил два одинаковых по размерам приемных зала-галереи. Западный зал предварял собственные апартаменты Екатерины Второй. В ходе реконструкции из него был сделан выход на балкон огромного двухсветного помещения. Золотыми буквами по верху стены над балконом выбито вечно актуальное высказывание Екатерины Второй: «Власть без доверия народа ничего не значит». Этот новообразованный зал со входом на первом этаже стал главным парадным залом реконструированного Большого дворца и назван «Екатерининским».

    Важным украшением «Екатерининского зала» является статуя императрицы Екатерины Второй работы выдающегося русского скульптора А. М. Опекушина (1838-1923). Это произведение из каррарского мрамора (высотой 260 см и весом более 3 тонн) было создано мастером в 1889 году для конкурса на памятник императрице от «благодарных армян» города Ростова-на-Дону. Ростовские власти предпочли тогда другой проект, а статуя Опекушина украсила в 1896 году зал заседаний Московской городской Думы. После Октябрьской революции она путешествовала по разным хранилищам и уцелела буквально чудом. В 1930-х годах ее хотели применить для изготовления мраморных бюстов Карла Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. С 1952 года статуя хранилась в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 году правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву. В 2006 году было решено установить ее во вновь созданном «Екатерининском зале» Большого дворца.

    Таврический зал. Перед апартаментами цесаревича Павла Петровича в восточном (обращенном к Хлебному дому) крыле Большого дворца должен располагаться приемный зал, равный по размерам залу перед апартаментами Екатерины Второй в западной части здания. После реконструкции дворца в 2005-2007 годах этот зал сохранил свои габариты и местоположение. Он назван «Таврическим» в честь славных свершений России во второй половине XVIII века, среди которых и завоевание при решающей роли князя Г. А. Потемкина-Таврического полуострова Крым (Тавриды).

    Общее художественное оформление «Таврического зала» призвано напомнить о славных творцах русской истории и культуры в царствование Екатерины Второй. Его главную тему обозначает живописный плафон «Триумф Екатерины Второй» работы Игоря Лозинского (при участии Виктора Миронова). Эта тема поддержана и картиной Василия Нестеренко, посвященной знаменитому празднику основания в 1787 году российского флота в Севастополе. Кисти В. Нестеренко принадлежат также портреты выдающихся деятелей России второй половины XVIII века – Г. А. Потемкина-Таврического, П. А. Румянцева-Задунайского, А. В. Суворова, Н. И. Панина, Г. Г. Орлова, А. Г. Орлова-Чесменского, Ф. Ф. Ушакова, И. И. Бецкого. Галерея скульптурных портретов – императора Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого, великого князя Константина Павловича, а также М. В. Ломоносова, княгини Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина – создана творческим коллективом под руководством известного московского скульптора Александра Бурганова.

    Читайте также:
    Миграционная карта Кубы: образец заполнения в 2021 году

    –> Царицыно –>

    Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

    В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

    Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

    Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

    В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

    В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

    Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

    Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

    В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).

    Первые строительные сезоны проходят успешно. Но затем начинаются проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно пишет письма чиновникам. Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный. Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос “чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи. Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

    Читайте также:
    Что посмотреть в Боровске: памятники, достопримечательности, история

    3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

    Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

    Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков выужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

    Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры. Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
    Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

    В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

    В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры. Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

    Большой дворец в Царицыно

    Фото большого дворца в Царицыно

    Время: 11.00-19.00. Понедельник – выходной день.

    Стоимость: 350 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

    Большой дворец усадьбы Царицыно – Москва, улица Дольская, 1с6

    Подлинной жемчужиной архитектурного ансамбля императорской усадьбы Царицыно является Большой дворец. Это здание в стилях псевдоготика и классицизм обладает довольно сложной судьбой, и история строительства дворца тесно связана с историей Царицынской усадьбы.

    Основателем объекта считается Екатерина II, поручившая знаменитому русскому архитектору Василию Баженову разработать проект дворца, который стал бы архитектурной доминантой усадьбы Царицыно. В 1775 г. Баженов предложил план постройки оригинального трехкорпусного здания. Идеи зодчего были одобрены, и он приступил к строительству.

    Через 10 лет Царицыно решила посетить императрица. Екатерине II хватило беглого взгляда, чтобы забраковать выполненную Баженовым работу. Готовый вчерне дворец царица приказала снести, а зодчий был лишен должности главного строителя Царицынской усадьбы.

    Возведение дворца было поручено талантливому коллеге Баженова – Матвею Казакову. Согласно переработанному плану, здание должно было стать больше и роскошней, но общую конфигурацию дворца Баженова новый архитектор сохранил.

    Казаков вчерне завершил строительство только в 1976 г.: работы постоянно останавливались из-за недостатка средств. Императрица Екатерина II так и не увидела Большой дворец: она скоропостижно скончалась в ноябре 1976 г. Новому главе государства, Павлу I, усадьба Царицыно была не интересна. Более того, ненавидевший мать государь издал указ, запрещающий какое-либо строительство на этой территории Москвы. Так Павел I боролся с памятью о своей великой предшественнице.

    Читайте также:
    Транспорт в Малайзии. Аренда машины в Малайзии. Прокат автомобиля онлайн

    Оставшийся без ухода Большой дворец начал стремительно разрушаться. Мародеры разворовывали предметы интерьера, вырубали из стен кирпич. В начале 20 в. произошло обрушение временной кровли и от величественного здания остались лишь стены.

    В 2005 г. начались реставрационные работы. За два года Большой дворец был возрожден. Реставрация объекта неоднократно критиковалась за многочисленные отступления от планов Баженова и Казакова. Однако, из-за незавершенности объекта, в полной мере воссоздать первоначальный облик здания не представлялось возможным.

    Самую большую вольность реставраторы допустили при работе над кровлей. В 18 в. металлическую крышу Большого дворца покрасили в черный цвет. Здание приобрело мрачные черты и в народе его прозвали «большим гробом». В ходе реконструкционных работ было принято решение использовать для крыши зеленую краску.

    Второй этаж дворца Казаков разделил на 2 равных по размеру зала, которые предполагалось использовать для балов и светских раутов. К залам с первого этажа вела широкая лестница. В западной части строения находится роскошный «Екатерининский зал», щедро украшенный статуями, мрамором, позолотой, люстрами из горного хрусталя. Центральным элементом декора этого помещения является огромный барельеф «Триумф Екатерины», выполненный художниками Р. Сайфутдиновым и В. Агейченко. Внимание посетителей привлекает и триптих Е. Максимова, посвященный коронации Екатерины.

    В «Екатерининском зале» Большого дворца можно увидеть большую статую императрицы. Монумент был изготовлен скульптором А. Опекушиным в 1889 г.

    Во времена СССР статую хотели переделать в памятник Ленину, но искусствоведам чудом удалось ее отстоять. В годы войны мраморную скульптуру эвакуировали в Ереван, где она находилась вплоть до 2003 г., когда Минкультуры Армении согласилось вернуть монумент в Россию.

    В настоящее время в Большом дворце размещены экспозиции музея-усадьбы «Царицыно». Здесь проходят пресс-конференции, встречи с интересными людьми, временные выставки.

    В Большом дворце можно воспользоваться услугами профессионального фотографа: гости могут сфотографироваться в исторических костюмах на фоне уникальных интерьеров.

    Экспозиции Большого дворца

    «Царицынские древности» и «Серебряная кладовая»

    В Большом дворце размещено четыре постоянные экспозиции. Первые две – «Царицынские древности» и «Серебряная кладовая» расположены в цокольном этаже.

    Экспозиция «Царицынские древности» – это коллекции старинных монет, украшений, картин, икон, подсвечников.

    «Серебряная кладовая» разделена на два зала: в первом можно увидеть археологические древности, найденные при раскопках в музее-усадьбе «Царицыно». Это золотые и серебряные монеты, посуда из металла и керамики, предметы быта, дамские и мужские украшения. Гордостью этой части экспозиции является коллекция золотых изделий из кургана древних вятичей 11-13 вв.

    Второй зал «Серебряной кладовой» полностью посвящен ювелирному искусству. Посетители увидят уникальные вещи, изготовленные знаменитым мастером Фаберже, его учениками и последователями. Огромный интерес вызывают вазы «Лебедь» и «Рак» работы ювелира Немирова-Колодина. Мастер использовал при их изготовлении золото, серебро, платину, драгоценные камни.

    Заинтересует гостей и сосуд 1899 г., в котором охлаждали шампанское. Большая посудина выполнена из горного хрусталя и серебра, инкрустирована алмазами.

    «Воспоминания о великой Руине»

    На первом этаже установлен макет Большого дворца, каким он был до начала восстановительных работ в 2005 г. Туристы увидят, из каких руин удалось поднять архитектурный памятник, сделать так, чтобы он получил новую жизнь.

    Кроме того, в этой части экспозиции можно увидеть часть оригинальной кирпичной кладки, заложенной при Екатерине II, а также кирпичи с клеймами кирпичных фабрик 18 в. На жидкокристаллических дисплеях демонстрируются фотографии дворца до и после реставрации.

    «Екатерина II»

    Экспозиция на 1 этаже полностью посвящена императрице Екатерине II, правление которой принято считать золотым веком России. Здесь представлены личные вещи царицы и ее окружения, коллекции живописи, документы, экспонаты времен детства царицы, дворцового переворота и ее расцвета в качестве государыни.

    «Искусство большого стиля»

    Второй этаж отдан под постоянную экспозицию, посвященную советскому ювелирно-декоративному искусству. В коллекциях – золотые и серебряные украшения, посуда, советские награды, юбилейные монеты, картины, фотографии и многое другое.

    В этой части музея посетители ознакомятся с жизнью позднего СССР (с 61-го по 91-й гг.), узнают, что считала предметами роскоши элита страны и ее простые граждане.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: