Усадьба Горенки в Балашихе — подробная информация с фото

Усадьба Горенки в Балашихе. История, фото, как добраться

Усадьба Горенки в подмосковной Балашихе – знаменитый когда-то дворцово-парковый комплекс, одна из многих достопримечательностей, которыми богата Московская область. Исторический объект внесен в федеральный список культурного наследия РФ.

Где находится усадьба Горенки в Балашихе

Усадьба Горенки в Балашихе, крупнейшем промышленном городе Московской области, находится в 5,9 км за кольцевой автодорогой на шоссе Энтузиастов, 2-10, ул. Горенки, 6, корп. 8. Расстояние от нее до центральной части Балашихи составляет около 4,5 км.

История усадьбы

История Горенок уходит корнями вглубь веков. Впервые о большой незаселенной территории у реки Горенки упоминается в летописи XVI в. Возникшая впоследствии здесь деревушка из нескольких дворов была названа по имени протекающей рядом реки.

Первые владельцы

Усадьба Горенки в Балашихе появилась не сразу. Вначале земля принадлежала родственнику Ивана Грозного по линии жены Никите Захарьину-Юрьеву, внуку которого Михаилу Федоровичу будет суждено стать первым русским царем из династии Романовых.

Более века у Захарьина-Юрьева и всех последующих ее владельцев до обустройства этой территории не доходили руки, пока она не была подарена Петром I своему стольнику князю Юрию Хилкову. В самом конце XVII в. новый хозяин построил здесь деревянный господский дом, который затем вместе с землями отдал в приданое своей дочери Прасковье, когда она вышла замуж за князя Алексея Долгорукова.

Долгоруковы

Князь Алексей Долгоруков сумел расширить территорию усадьбы, присоединив к ней несколько прилегающих земель, и начал строительство в Горенках каменного дворца. Алексей Григорьевич, будучи воспитателем юного Петра II, имел на царя и деловую жизнь государства огромное влияние. Сын князя Иван был близким другом несовершеннолетнего самодержца, а дочь Екатерину князь Долгоруков планировал выдать за царя.

Планы рухнули из-за оспы, унесшей жизнь молодого государя незадолго до намеченной свадьбы. Пытаясь удержать свое влияние и власть, Долгоруковы составили подложное завещание, по которому на трон должна взойти царская невеста. Обман был раскрыт, Долгоруковы отправлены в ссылку и впоследствии казнены, а усадьба Горенки передана в царскую казну.

Разумовские

В середине XVIII в. имение Горенки перешло в руки Алексея Григорьевича Разумовского, всесильного фаворита и тайного супруга императрицы Елизаветы. Жизнь здесь стала возрождаться: строительство дворца продолжилось, была возведена церковь, заложены основы уникального парка. После Алексея Разумовского усадьба перешла по наследству его брату Кириллу, а затем племяннику Алексею Кирилловичу, с именем которого связан настоящий расцвет многострадальной подмосковной усадьбы.

При нем имение превратилось в настоящее чудо с дворцовым комплексом в классическом стиле, каскадом прудов и гротов, оранжереями и настоящим ботаническим садом.

Упадок усадьбы

Балашихинская усадьба Горенки после кончины А. К. Разумовского некоторое время находилась во владении князя Юсупова, затем была перепродана купцам Волковым, которые были озабочены не сохранением усадьбы, а извлечением из нее максимальной выгоды. С 20-х годов XIX в. началось ее запустение.

Созданные на территории имения 2 фабрики способствовали разрушению дворца и постепенному уничтожению уникального паркового комплекса. Пришедшую в упадок усадьбу удалось реставрировать лишь к концу 1917 г. новому владельцу – промышленнику Севрюгову, который вложил в это огромные для того времени деньги.

Советское время

После революционных событий 1917 г. усадьбу национализировали. Поначалу здесь был детский дом, затем советская власть расположила в Горенках санаторий «Красная Роза» для восстановления больных туберкулезом.

Названное в честь знаменитой революционерки Розы Люксембург медицинское учреждение функционирует до сих пор.

Усадьба Горенки сегодня

Усадьба Горенки в Балашихе в XXI в. представляет собой грустное зрелище. Несмотря на некоторые точечные усилия, предпринимаемые по ее реставрации и поддержанию главного здания в рабочем состоянии, налицо признаки постепенного запустения и разрушения когда-то знаменитого дворцово-паркового комплекса. Уходит в небытие значительная часть истории и культуры государства Российского, если не принять кардинальных мер по ее сохранению.

Архитектура

Дворцово-парковый комплекс создан в едином классическом стиле по проекту архитектора Адама Менеласа, известного своими работами в Петергофе и Царском Селе. Горенки стали его единственным детищем неподалеку от Москвы. Строительство велось с размахом – Разумовские не жалели средств для осуществления проекта. Территория вокруг дворца была превращена в настоящий английский парк с присущими классическому стилю атрибутами.

Во время реконструкции комплекса фабрикантом Севрюговым в начале XX в. архитектор С. Чернышев внес в его облик несколько основательных изменений. Фасад дворца со стороны парка украсила лоджия с колоннами, по бокам появились ведущие от флигелей в сторону пруда дуговые колоннады. Первоначальный исторический облик дворца был сохранен только с парадного входа со стороны шоссе Энтузиастов.

Оранжереи

Остатки полуразрушенных оранжерей напоминают о былом величии усадьбы Горенки, ее роли в научном мире ученых-ботаников. В оранжереях росли диковинные тропические деревья, сибирские кедры, растения с Канарских островов. В Горенках 200 лет назад создано первое в империи ботаническое общество и собрана самая масштабная библиотека, посвященная естественным наукам.

Читайте также:
10 лучших отели Корфу всё включено 4 звезды 1 линия - цены 2022, фото, отзывы, карта

Когда усадьбой владели купцы Волковы, они в оранжереях разместили мастерские. После революции советская власть приспособила их под жилье. В конце прошлого века один из 40 корпусов оранжерей после его основательной реконструкции заняла садоводческая агрофирма. Сегодня оранжерея пустует, теплиц нет.

Главный дом с флигелями

В усадьбу Горенки со стороны шоссе Энтузиастов ведут 2 одинаковых по архитектуре массивных каменных входа с пилонами, реставрированные 70 лет назад. Постройки вдоль аллей, ведущих от входов к главному зданию дворца, также идентичны. Это стоящие друг против друга по обе стороны аллеи небольшие 1-этажные помещения для военного караула и 2-этажные служебные здания рядом с каждым из них.

Вход на территорию усадьбы в настоящее время свободный, строения по назначению не используются, находятся в полуразрушенном состоянии.

Дворец представляет собой 3-этажный дом с резко выступающими вперед боковыми флигелями. Портик из 6 колонн украшает парадный вход в главное здание. Классическую строгость линий смягчают симметрично расположенные с обеих сторон дворца полукруглые сооружения, верхний этаж которых служил балконом.

Колоннады

При реставрации архитектор Чернышев к боковым флигелям дворца пристроил тосканские колоннады с павильонами на концах. Их дугообразная форма словно крыльями обняла с 2 сторон внутреннюю территорию двора, ведущую в парк к прудам.

Экзотические развалины одной из них (правой) сегодня выглядят как остатки неизвестного римского сооружения, заросшие деревьями и густым кустарником. В сохранившейся левой тосканской колоннаде видны признаки использования ее в качестве жилых помещений.

Интерьер

О богатстве внутреннего оформления дворца сегодня можно только догадываться по сохранившемуся интерьеру Золотого зала, который уже много лет используется как столовая санатория. Блиставший когда-то роскошью дворец удивлял своих гостей приемами и балами в Парадном зале с высокими мраморными колоннами, великолепной лепниной, росписью потолков и стен. Золотая отделка потолка и лепнина сохранены в нем до сих пор.

Под штукатуркой, покрывающей стены, могут таиться поистине художественные ценности. Когда-то здесь, в этом зале, несколько раз участвовал в балах великий Пушкин, а сегодня пришельцами из другого мира смотрятся среди великолепия торжественного зала современные обеденные столики и стулья. А вот большое старинное зеркало с резными ножками при входе в зал наверняка хранит в своей памяти отражения именитых гостей.

Южный (парковый) фасад дворца

Особенности южного фасада дворца:

  • Вид дворца со стороны парка впечатляет просторной фасадной лоджией с 14 массивными колоннами, которая появилась во время масштабной реставрации, проведенной промышленником В.П. Севрюговым под руководством архитектора Сергея Чернышева.
  • Идеи Чернышева во многом изменили исторический облик усадьбы XVIII в. Кроме лоджии с колоннами появились боковые колоннады, ведущие от флигелей прямо к пруду.
  • С парковой стороны фасада выстроили партер, который украшали мраморные скульптуры. От него к каскадам прудов вела широкая лестница.

Сегодня нелегко в оставшихся руинах представить роскошь этих сооружений.

Лестница с орлами

От верхней террасы к пруду ведут ступени бывшей роскошной лестницы, выполненной из белого камня. Летом они почти не видны из-за покрывающей их дикой поросли. Исчезли украшавшие лестницу с двух сторон массивные чугунные скульптуры орлов.

Английский парк и аллеи

Усадьба Горенки в Балашихе в период своего расцвета была известна уникальным Ботаническим садом и пейзажным парком в английском стиле не только в Российской империи, но и во многих европейских государствах. Коллекция многочисленных видов прошедших акклиматизацию растений восхищала и удивляла специально приезжающих в Горенки иностранцев.

Позднее она стала основой Московского Ботанического сада, а оставшаяся на территории пышная зелень, липовые, тополиные и вязовые аллеи продолжают по-прежнему радовать глаз.

Разрушены или исчезли атрибуты английского парка:

  • беседки;
  • фонтаны;
  • скульптуры;
  • гроты;
  • красивые мостики к островам на прудовых каскадах.

Немалую роль в этом сыграло не только время, но и нашествие французов во время войны 1812 г.

Туристы, посещающие усадьбу Горенки, имеют возможность исследовать уцелевший грот – искусственное полуподземное сооружение, при строительстве которого были использованы большие булыжники. Несколько извилистых коридоров с каменными сводами ведут к центральному залу округлой формы.

Внутри грота всегда прохладно. В этом «холодильнике», вероятно, хранились вина и запасы продуктов.

Пруды

Каскад из 7 прудов, образовавшихся в результате создания запруды на реке Горенка, был достопримечательностью усадьбы, излюбленным местом отдыха владельцев и их многочисленных гостей. В настоящее время сохранилось всего 3 пруда, каскада не стало, его роль выполняют трубы для перелива воды. Исчезли оригинальные мостики, переброшенные на небольшие островки. Река Горенка после обновления запруды превратилась в небольшой ручеек среди зарослей деревьев и кустарников.

Читайте также:
Содержание анкеты на визу в Литву в 2022 году

«Блюдечко»

Архитектурный шедевр в Горенках удивляет не только своими строениями и парком, но и маленьким чудом природы – небольшим живописным прудиком, названным из-за почти правильной круглой формы Блюдечком. Заболоченный и заросший водоем находится недалеко от парадного входа во дворец. Тихое заросшее место облюбовали уточки, иногда здесь торжественно вышагивают цапли.

Дача Мейерхольда

В Горенском парке было несколько строений, которые в советское время сдавались под дачи. На даче №3 жила бывшая жена Сергея Есенина Зинаида Райх, воспитывающая с новым мужем Всеволодом Мейерхольдом детей то первого брака. Сюда часто приезжал увидеться с детьми Есенин, здесь собирался цвет творческой интеллигенции Москвы.

Как добраться до усадьбы

Есть несколько вариантов, позволяющих за короткое время добраться до балашихинской усадьбы Горенки:

  • На авто по трассе М7 двигаться в сторону Балашихи. Усадьба будет видна справа от дороги через несколько минут после выезда за МКАД.
  • На электричке с Курского вокзала доехать до ст. Горенки, затем пройти пешком 2 км.
  • От ст. м. «Партизанская» до Балашихи курсирует автобус №336.
  • От ст. м. «Новогиреево» проехать до остановки «Санаторий Красная Роза» на одном из 15 маршрутных такси или автобусе, следующих в Балашиху.

Отели рядом

В Балашихе есть несколько отелей и большое количество апартаментов.

Некоторые из них находятся на расстоянии до 1,5 км от усадьбы Горенки:

В таблице указаны примерные цены. Бронирование номеров возможно онлайн. Балашихинская усадьба Горенки – историческая реликвия, колоритное место, дышащее стариной. Она может привлечь российских и иностранных туристов и стать достойным туристическим объектом, настоящей жемчужиной в непосредственной близости от огромного мегаполиса.

Усадьба Горенки — как выглядят сегодня дворец и парк знаменитого подмосковного поместья

Путешествуем сами! traveltu.ru

Добрый день, друзья! В Москве есть много мест для любителей истории, культуры да и просто для тех, кто любит пройтись с фотоаппаратом по парку, погулять с детьми по старой городской усадьбе. К сожалению заброшенные архитектурные памятники не редкость в России. Усадьба Горенки одно из таких мест. Когда-то её называли чудом Москвы.

Здесь проходили уникальные ботанические эксперименты. Иностранные гости приезжали подивиться и поучиться тому, что можно вырастить в садах и парках.

Мы прогулялись по этой усадьбе и сегодня хотим рассказать историю Горенок и поделиться тем, что увидели. Ощущения противоречивые.

Прежде всего, — прогулка понравилась. Ездили довольно большой компанией и никто ни капельки не пожалел о проведённом в старой усадьбе времени. Но, честно говоря, грустно видеть такое небрежение к культуре и своей истории.

Сегодня мы хотим рассказать вам про одну из сам масштабных подмосковных усадеб периода XVIII — начала XIX века. Она принадлежала старинному роду графов Разумовских. Это не единственные ее именитые хозяева.

Немного истории

Самое первое упоминание о поселении не реке Горенке встречается в середине XVI в писцовой книге Московского уезда за 1576 — 1578 годы.

Тогда здесь находилась Золотилова пустошь и деревенька Коробкино из нескольких крестьянских и бобыльских дворов. С хорошей землёй под пашни, лесом и озером.

Первый деревянный дворец построил здесь князь Юрий Хилков — комнатный стольник Петра I. Господский двор, тогда уже место носило название Гренки, он отдал князю Алексею Долгорукову в приданое за свою дочь Прасковью.

Жизнь усадьбы резко меняется. Алексей Долгоруков расширяет владения и строит здесь первый каменный дворец.

Усадьба Горенки. Конец 19 века

Вследствие дворцовых интриг сын Алексея Долгорукова попадает в ссылку, а усадьба Горенки отходит новому владельцу — Алексею Кирилловичу Разумовскому.

В 1747 году Разумовский решает перестроить дом. Он же начинает строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса.

После его смерти усадьба переходит к брату Кириллу, а после, к его сыну Алексею.

Чудо под Москвой

При Алексее Разумовском начинается настоящий расцвет усадьбы.

  • Дворец был благоустроен.
  • Появился парадный вход с высокими белыми колоннами в классическом стиле.
  • Был разбит чудесный парк.
  • Сделаны искусственные каскадные пруды и гроты.
  • В 1809 году в Горенках было создано первое в России Ботаническое общество.

Сам Разумовский увлекался разведение редких растений.

  • Так появляются оранжереи и большой ботанический сад, в котором произрастало порядка 7000 самых разнообразных и удивительных растений со всего мира. Были и тропические растения, которые с большим трудом удавалось выращивать и разводить в нашем климате.
  • При усадьбе работал учёный-ботаник Ф.Б. Фишер. Спустя время он стал директором Ботанического сада в Санкт-Петербурге.
  • До 1830 года Ботанический сад Разумовского называли одним из чудес Москвы.
  • Здесь выращивали ямайские кедры и бамбук, настоящие пальмы, южные кипарисы. Сюда приезжали путешественники, чтобы полюбоваться на такие чудеса.
Читайте также:
Страховка для визы в Малайзию

После смерти графа Разумовского, начинается упадок и разорение усадьбы. Наследники распродавали всё лучшее, что было создано за многие годы.

Перепродавались даже коллекционные деревья. Усадьба не просто теряла свою уникальность и величие. Чудный парк и прекрасный дворец вот-вот должны были исчезнуть, проданные по кирпичику.

История, грустная, но характерная не только для России и Москвы. Во всём мире по разным причинам исчезали великие культурные памятники. К счастью, в любой земле были, есть и будут люди неравнодушные, которые делают, что могут для спасения культурных памятников.

Дешевая распродажа

Окрестные помещики по дешевке скупают диковинки и уникальные экспонаты. В 1827 году князь Николай Борисович Юсупов покупает имение целиком. Некоторые коллекции и библиотеку он перевозит в другое свое имение в Архангельском.

Усадьбу покупает уездный предводитель дворянства (нет, не Киса Воробьянинов), а полковник гвардии Николай Волков. Его не интересуют культура и история, он представитель новой формации — человек, делающий деньги.

В княжеских покоях были размещены ткацкие станки и вскоре прямо здесь начинает работать ситценабивная и бумаготкацкая фабрики.

В прекрасном парке расположился литейный завод по изготовлению станков.

В 1885 году производство закрывается. Дворец и парк приходит в запустение.

Многие величайшие памятники культуры разрушаются и по разным причинам исчезают с лица земли. История их печальна и встречается в любой культуре. Взять хотя бы затерянные в джунглях города и храмы: Ангкор Ват в Камбодже или храмы Кхаджурахо в Индии.

К счастью, всегда были, есть и будут люди неравнодушные, делающие, что могут для спасения и сохранения культурных памятников своей родины.

Для усадьбы Горенки таким спасителем стал фабрикант Владимир Севрюгов. В 1910 году он покупает то, что осталось от великой когда-то усадьбы. Вместе с архитектором Сергеем Чернышёвым он проводит реставрацию дворца и парка.

Но теперь усадьбу ждут политические и экономические перемены.

Советский период

После окончания революции, в Горенки был перенесён штаб волостного исполкома.

Часть дворца была отдана детскому дому имени Степана Разина.

В 1925 году здесь размещается санаторий «Красная Роза». Такое красивое название носит туберкулезный диспансер.

Уже в 1926 году одну из дач на территории Горенского парка покупает Зинаида Райх и её супруг, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд.

Зинаида Райх — первая жена Есенина.

После того, как Мейерхольда арестовали, на даче №3 (сейчас это улица Есенина д. 3) хранился его архив.

Наши дни

Сегодня Усадебный комплекс относится к административному району Балашиха. Управление имуществом района провело аукцион, часть территории была продана.

С одной стороны, это — памятник архитектуры и живое наследие русской культуры. С другой — земля, которую охотно покупают. Так, часть земель бывшей усадьбы Горенки была продана под частное жилое строительство.

Вы можете прогуляться по территории, которая пока что является «общественной». Что же мы можем увидеть здесь сегодня?

  • колоннаду старого дворца
  • часть парка
  • церковь
  • грот

Грот в парке усадьбы Горенки

По этим аллеям когда-то бегали дети Сергея Есенина, прогуливались значимые персоны отечественной истории. Теперь же, парк почти что пребывает в запустении.

Вход на территорию усадьбы свободный, через старые ворота, со стороны Горьковского шоссе (шоссе Энтузиастов).

В бывшей оранжерее сейчас располагается садовый питомник «Флос». Можно купить хорошие растения, в том числе и редкие несмотря на то, что усадьбы отнесена к историческому наследию.

Как добраться

  • От Курского вокзала
    Ехать до станции Горенки. От станции до Усадьбы еще 2 км. Доехать можно на любом автобусе, отходящем от станции.
  • От метро «Партизанская»
    До Балашихи, на автобусе 336.

Адрес: г Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 2

Усадьба Горенки на карте

Друзья, спасибо вам за внимание к нашему сайту! У нас еще много интересных историй впереди. Подписывайтесь на наши обновления, а мы будем и дальше делиться впечатлениями о своих путешествиях!

Усадьба «Горенки»

Фото усадьбы «Горенки»

Усадьба «Горенки» – Балашиха, ул. Горенки, 6, корп. 8

Усадьба Горенки – настоящее дворянское гнездо, прекрасный памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX века. Говорят, что название местности, а затем и усадьбы, происходит от слова «горе». Когда-то здесь проходила черта, за которой родные более не могли провожать каторжников, отправляемых в далекую Сибирь. В российской истории часто роскошь и людское горе идут рука об руку.

Поместье внесено в список объектов культурного наследия федерального значения. Несмотря на это, сегодня объект пребывает в плачевном состоянии. И если центральное здание еще как-то держится, то небольшие постройки практически разрушены, а большая часть парка вырублена.

Читайте также:
Схема салона самолета Аэробус а330-200 авиакомпании Аэрофлот

Описание

Горенки – дворцово-парковый комплекс, расположенный по южной стороне шоссе Энтузиастов в Балашихе. Главным элементом усадьбы является трехэтажный дом, находящийся в глубине парадного двора. Он выполнен в стиле позднего классицизма.

Центральная часть дворца украшена шестиколонным портиком. В боковых частях сооружения имеются экседры – полукруглые симметричные выступы с крытыми балконами на верхних этажах.

На территории усадьбы находится большой парк с искусственным гротом, каскадом прудов, беседки и павильоны, хозяйственные постройки.

История

Пустошь под названием «Горенки» впервые появляется в исторических документах во второй половине XVI столетия.

Ее первым хозяином был некий Молчан – служилый человек, который позже продал эту землю Никите Захарьину. Он был шурином Ивана Грозного и дедом первого царя из династии Романовых. Записи о сделке сохранились в документах Московского уезда.

В середине XVII века на месте нынешней усадьбы была деревня с 6 крестьянскими дворами. Затем участок переходил в разные руки пока не оказался в собственности Юрия Хилкова – стольника Петра I. Именно он построил на этом месте первую деревянную усадьбу. Она была частью приданного его дочери Прасковьи.

В 1707 г. Прасковья Хилкова вышла замуж за князя Алексея Долгорукого. Новые хозяева значительно расширили поместье, присоединив к ней соседнюю деревню Чижово и территории на другой стороне реки. Они выстроили здесь первый дворец.

Иван Долгорукий был ближайшим другом и сподвижником молодого Петра II. Он вынашивал планы женить императора на своей дочери. Молодые люди уже были помолвлены.

Но потом семейству Долгоруких сильно не повезло – Петр II умер от оспы. Они составили подложное завещание, согласно которому император передавал власть своей невесте. Обман был быстро раскрыт, и бывшие фавориты отправились в ссылку, а имущество их – в том числе и усадьба Горенки – реквизировали в казну. Позже Иван Долгорукий был четвертован.

Чудо-сад в Подмосковье

Однако пустовали Горенки недолго. В 1747 г. «веселая императрица» Елизавета Петровна продала имение своему фавориту князю Алексею Разумовскому. Он оказался очень хозяйственным человеком – при нем в усадьбе началось масштабное строительство, появился каменный дом и церковь.

После смерти князя Горенки достались его брату, а затем усадьба перешла племяннику – Алексею. Именно с его фигурой связан наиболее яркий период истории имения.

Он полностью перестроил дворец. Вероятно, проект нового здания разрабатывал известный шотландский архитектор Менелас, долгое время работавший в России. На территории поместья был разбит великолепный парк с искусственным гротом, беседками и каскадом прудов. Грот служил не только для декоративных целей – в нем охлаждали продукты и напитки.

Алексей Разумовский всю жизнь интересовался ботаникой, он собирал и разводил редкие и экзотические растения. Имея огромное состояние, он мог себе позволить заказывать образцы в разных концах света.

В коллекции Разумовского были пальмы, бамбук, американские ели, ливанский кедр. В поместье были выстроены оранжереи, в которых произрастало около 7 тыс. растений.

Заведовал этим зеленым великолепием известный ботаник Фишер, которого позже назначили директором ботанического сада в Санкт-Петербурге. Много интересных растений было посажено и в княжеском парке. Существовал здесь и собственный зверинец, о котором сегодня напоминают остатки валов и рвов.

Благодаря ботаническому саду Горенки в начале XIX века считались одним из чудес Москвы – на тот момент ничего подобного в России не существовало.

Кроме того, здесь была собрана лучшая в стране библиотека по естественным наукам. В 1809 г. в усадьбе было организовано первое российское ботаническое общество. Позже коллекция Разумовского стала основой столичного ботанического сада.

Во время войны 1812 г. в Горенках стояли французские войска. Захватчики уничтожили часть оранжерей, сильно повредили парк и разграбили дворец.

Наследники Алексея Разумовского не разделяли его увлечения и после смерти графа начали буквально по частям распродавать усадьбу.

В 1827 году Горенки были выкуплены князем Юсуповым. Он продал усадьбу двум дельцам: купцу Третьякову и полковнику Волкову, которые устроили здесь ткацкую фабрику. Станки установили прямо в бывших княжеских покоях, в парке оборудовали литейное производство.

Здание дворца было сильно повреждено, особенно досталось его правому крылу.

К концу XIX века Горенки пришли в совершенный упадок. В 1910 г. усадьбу выкупил предприниматель Севрюгов, который задался целью возродить ее былую славу. За несколько лет дворец и парк были отреставрированы.

Советский период

После революции Горенки были национализированы. Первое время в имении находился волостной исполком, сюда любил приезжать Сталин. По его приказу в парке высадили сосны, напоминавшие будущему вождю его родной Кавказ.

В 1920 г. в крыле дворца открыли детский дом им. Степана Разина. А в 1926 г. в Горенках разместился туберкулезный диспансер «Красная роза», который находится здесь и сегодня. В годы войны на территории поместья работал военный госпиталь.

Читайте также:
Греция: подробная информация о стране, городах и островах

Часть территории усадьбы была передана под дачи. Жили здесь и известные люди. В 1926 г. дачу в Горенках жили Зинаида Райх и ее муж, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд. У них в гостях бывали писатели Толстой и Олеша, артисты Ильинский и Гарин, композиторы Прокофьев и Шостакович. На даче прятали архив Мейерхольда после его ареста.

Современное состояние Горенок не может не печалить. Мы постепенно теряем этот прекрасный памятник архитектуры. К сожалению, пока нет даже планов по реставрации легендарной усадьбы. А между тем, ее исторические постройки продолжают ветшать год за годом.

Подмосковная усадьба Горенки

Усадьба Горенки находится буквально в десяти минутах езды от Москвы, на измученном пробками шоссе Энтузиастов, ранее известного как Владимирская дорога. Кто бы мог подумать, что ободранным забором, мимо которого я проезжала сотни раз, находится замечательная усадьба, которая в век дворянства была очень известной, ей владели Долгорукие, Разумовский, Юсуповы.

В один из воскресных дней мы с друзьями отправились на экскурсию по Подмосковью в составе группы единомышленников и прекрасного гида. Местом встречи была назначена усадьба Горенки. Следуя указаниям навигатора, мы повернули направо, съехав с шоссе Энтузиастов к странному забору и ничем не закрытому въезду. В арку постоянно заезжали и выезжали бабушки и дедушки на машинах, явно собирающиеся на дачу (судя по рассаде в машине, панамкам на голове и торчащим в окнах лопатам и вилам). Оказалось, что здесь находится популярный среди дачников питомник саженцев. А позже я узнала от гида, что на территории Горенок был один из самых известных в Подмосковье ботанический сад, возможно, этот факт как-то повлиял на расположение питомника.
Мы припарковались около питомника, разлили горячий кофе из термоса и, весело болтая, ждали машины остальных участников экскурсии.
Первое, что поразило — это ощущение, что мы находимся где-то за городом, среди леса и как будто в ста шагах от сюда нет современного шоссе, новостроек и гипермаркетов.
Как только все собрались, гид повел нас на парковую территорию усадьбы, остановился напротив главного дома и начал знакомить с историей этого места. Вход, кстати, на территорию свободный, упрашивать охрану не придется.

Свое название усадьба получила по речке Горенки, на берегу которой она расположена. Писцы упоминали Горенки в книгах еще в конце 16 века, поэтому гиду было, что рассказать — мы слушали рассказах не менее 40 минут, вопреки сильнейшему ветру и вязкой жижи из грязи под ногами.

Разные владельцы хозяйничали на этой земле. К концу 17-го века тут образовалась деревня, где было 6 крестьянских дворов. Через 15 лет в горенках появились Господа. Стольник императора Петра I основал тут имение, которое предназначалось его дочери Прасковье в качестве приданного. Это был князь Юрий Хилков.

Спустя несколько лет Прасковья стала женой Алексея Долгорукова. Ее муж построил здесь первый дворец, а перед началом стройки присоединил к имению Горенки еще и Чижево. Их сын Иван имел успех при императорском дворе и сделал прекрасную карьеру.
В Горенки часто наведывался Петр II, и вскоре Иван Долгорукий стал фаворитов молодого императора. У его отца возник план женить государя на своей юной дочери Екатерине. Дело шло к свадьбе, состоялась даже помолвка, но мечты предприимчивого отца разрушила неожиданная смерть императора. Долгорукие попытались составить подложное завещание, по которому Петр объявлял наследницей свою невесту, но этой бумаге никто не поверил. Вместо того, чтобы породниться с высочайшими особами, Долгоруковы отправились в далекую ссылку, а их земли были конфискованы.

В 1747 году имение купил граф Алексей Разумовский. Знаменитый фаворит императрицы Екатерины Великой возводит здесь дом из камня, а также строит в имении церковь во имя Всемилостивого Спаса. После того, как граф скончался, Горенки унаследовал его родной брат Кирилл. Он решил отдать Горенки своему единокровному сыну Алексею. Приобретя нового хозяина, Горенки расцвели. Алексей полностью перестроил дворец, а перед ним разбил изумительный парк, который украшали каскады прудов, прохладные гроты. Владелец усадьбы занимался коллекционированием редких растений, поэтому на территории усадьбы постепенно образовался ботанический сад. Для этого было возведено несколько оранжерей, которые могли похвастаться более чем 7 тысяч разнообразных растений.

До середины 19 века Ботанический сад Разумовского считался подмосковным чудом. Гости графа с интересом разглядывали бамбук и пальмы, ямайский кедр и кипарисы. Это сейчас пальмой никого не удивишь, а вот в 18-19 веке на Мальдивы никто отдыхать не ездил. Росли здесь даже диковинные американские ели. В Горенку стали наведываться серьезные ученые, путешественники, естествоиспытатели. Помимо растений в усадьбы хранились ценные коллекции книг и предметов искусства. Только подумать, каким мог бы быть сейчас ботанический сад! Но наследники графа коллекцию не оценили.

Читайте также:
Статистика миграции Российского населения

После смерти графа-коллекционера они продали его детище графу Юсупову. Ценные коллекции и библиотеку Разумовского Юсупов перевез в свою другую резиденцию, которая находилась в усадьбе Архангельское. Наверняка, многие бывали в Архангельском и удивлялись красоте этой усадьбы. Теперь мы знаем, что огромный вклад в это внесла усадьба Горенки, про которую большинство жителей московского региона даже не слышали.

Юсупов недолго владел Горенками. Через некоторое время он продал усадьбу Николаю Волкову. Новый хозяин имения являлся гвардейцем, предводителем московского дворянства и решил подойти к вопросу развития усадьбы с практичной стороны. Вместо пышных торжеств или веселых балов, решил заняться делом, тем более, что большие помещения дворца прекрасно для этого подходили. В своих покоях он соорудил весьма беспокойную бумажную фабрику. Не заметил Волков и красот местного парка, созданного прежними хозяевами с теплотой и хорошим вкусом. На его территории он создал небольшое литейное производство — завод для изготовления станков. Его компаньоном стал купец Василий Третьяков.

Производственное оборудование журчало прямо в дворцовых интерьерах, и их хозяина это нисколько не смущало. Роскошные покои избалованных князей стали неумолимо разрушаться. Более всего пришла в негодность правая часть здания. Уже на этапе монтажа станков ими были пробиты старинные потолки, которые хозяин распорядился просто заделать штукатуркой.

После закрытия бумаготкацкой фабрики в 1885 году имение перестало быть нужным и пришло в полнейшее запустение. Долгое время у него не было рачительного хозяина. Лишь 25 лет спустя усадьбу приобрел фабрикант Севрюгов. При нем парк и дворец были отреставрированы. Но вскоре в стране поменялась власть.

Революция отменила частную собственность. В усадьбе расположился исполком. Сталин, который везде, где бывал, старался сделать что-нибудь, что будет напоминать о его Родине, приказал посадить любимые хвойные деревья. Именно поэтому около Горенок мы сейчас можем наблюдать сосны, которые хоть немного напоминают о кавказских пейзажах.
Еще позже часть дворца передали детскому дому, а потом превратили усадьбу в санаторий для больных туберкулезом.

В Горенках любили проводить время и многие деятели культуры. Мейерхольд выезжал сюда со своей супругой Зинаидой Райх, первой женой Сергея Есенина. В окрестностях усадьбы у них была дача. К ним в гости приезжал цвет творческой богемы — Шостакович, Прокофьев, Олеша, Толстой, Гарин. Здесь, на природе, подросли и дети Сергея Есенина, которые после развода остались с матерью.

Что сейчас находится в Усадьбе Горенки

Сейчас в Горенках расположен санаторий для туберкулезников. Услышав это, я слегка поежилась, но т.к мы гуляли вокруг, не заходили в здания, то опасаться было нечего. Помимо нашей группы по парку проходили люди с собаками, прогуливались парочки, видимо потому что вход на территорию свободный.
В усадьбе Горенки есть что посмотреть. Хорошо сохранился господский дом.

Господский дом усадьбы Горенки

Считается, что он построен архитектором Менеласом в конце 18-го столетия. Большая величественная колоннада соединяет его с флигелями.

Колоннада усадьбы Горенки

Колоннада усадьбы Горенки

Кроме того, слева от главного дома можно найти искусственный грот, который, правда, практически разрушен, но пока еще можно полюбоваться его увядшей красотой, как и подъездной аллеей, имеющей форму полукруга. Грот служил для хранения продовольственных товаров и напитков, которые требовали охлаждения. Например, гости Горенок очень любили пить холодное шампанское, которое в то время считалось весьма экзотическим напитком.

Грот в усадьбе Горенки

В парке также можно найти старинную, почти развалившуюся лестницу, которая спускалась к пруду, ныне исчезнувшему.

Старинная лестница к пруду

Напоследок, прощальный взгляд на усадьбу.

Как добраться до Горенок

Чтобы погулять по усадьбе, надо доехать до Балашихи. На автомобиле поездка будет неутомительной и недолгой. Усадьба Горенки расположена примерно в пяти километрах от МКАД по шоссе Энтузиастов.
На автобусе можно доехать от метро Новогиреево до остановки «Санаторий Красная роза», маршрутками 291 (часы пик), 444, 322, 25, 1012, 108, 110, 125, 193, 588, 473, 291 (не в часы пик), 550, 886, 587, 993.

Дворцовый парк в Гатчине: озера, Березовый дом, павильон Венеры, водный лабиринт

Рядом с Большим Гатчинским дворцом раскинулся красивейший Дворцовый парк в Гатчине. В нем два больших озера — Белое и Серебряное, а также множество проток, запруд. Его площадь составляет 143 га. С северо-запада к нему примыкает регулярный парк Сильвия, который раньше входил в состав Дворцового парка. На юге дорога отделяет его от Приоратского парка. Парк славится своими достопримечательностями.

Читайте также:
Фото мечети султана Кабуса (85 фото)

История Дворцового парка в Гатчине

Начало создания Дворцового парка в Гатчине было положено графом Григорием Орловым, которому Екатерина II подарила Гатчину в 1765 г. Руководство работами по устройству парка осуществлял специально приглашенный садовый мастер Джон Буш. На месте леса вокруг Белого озера были высажены немногочисленные редкие растения, а также множество деревьев — дубов, плакучих ив, клёнов, лиственниц, вязов, серебристых ясеней и лип. Кроме того, были оставлены ели, которые гармонично вписались в парк. Озера были углублены, насыпаны искусственные острова. С того времени сохранились и постройки парка: Колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо».

С.Ф.Щедрин. Вид на Гатчинский дворец и парк, 1790-е годы

Большое строительство в парке развернулось при следующем владельце, великом князе, а затем и императоре Павле. Некоторые части парка были обустроены в регулярном стиле: Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад. Были построены Березовый домик, Большие железные ворота, Адмиралтейство и Адмиралтейские ворота, павильон Венеры, терасса-пристань, павильон Орла и т.д.

Вид на Гатчинский дворец и Карпин пруд, акварель Г.С.Сергеева, 1798 г.

После убийства императора Павла в 1801 году в парке больших работ не проводилось, однако все поддерживалось в надлежащем состоянии. До революции для свободного посещения парк был закрыт. Дворцовый парк серьезно пострадал в Великую отечественную войну, когда Гатчина была оккупирована немцами. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

Фотографии Дворцового парка

А сейчас я приглашаю вас совершить небольшую фотоэкскурсию по Дворцовому парку в Гатчине. Парк производит неизгладимое впечатление своим спокойствием, гармонией, умиротворенностью. Можно неторопливо прогуливаться по дорожкам, любоваться неожиданно открывающимися видами. И в какой-то момент кажется, что на дворе уже не XXI век, а конец XVIII.

Со смотровой площадки Сигнальной башни видно зеленое море Дворцового парка, Серебряное и Белое озера:

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

На берегу высится Чесменский обелиск, одно из старейших сооружений парка, установленное Антонио Ринальди в честь победы русской армии в Чесменской битве. Он был построен не позже середины 1770-х годов:

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Собственный сад

У стен дворца расположен Собственный сад. В отличие от Собственного сада в Павловске, здесь он выдержан в строгом и лаконичном духе. Предназначался для прогулок и трапез императорской семьи. Итальянская скульптура в нем датируется XVIII веком.

Собственный сад около Гатчинского дворца Собственный сад

Карпин и Трехарочный мосты

Неподалеку — монументальный Карпин мост, переброшенный через искусственный каскад между Белым озером и Карпиным прудом. Был разрушен в годы войны и воссоздан в 80-е годы ХХ века.

Карпин мост Панорама Гатчинского парка в сторону Карпина моста

Карпин пруд имеет необычную форму. В конце виднеется Трехарочный мост. Другое его название — Львинный мост, по каменным львиным маскам, которые украшают замковые камни. Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 годах. Он также был разрушен в годы войны и восстановлен в конце ХХ века.

Карпин пруд Карпин пруд Карпин пруд с видом на Трехарочный (Львиный) мост

Со стороны Карпина моста открывается красивый вид в сторону Большого Гатчинского дворца. Ощущение, будто находишься где-то в Европе.

Панорама дворца

Белое озеро

С другой стороны открывается красивый вид в сторону Белого озера. Посреди зелени берегов выделяются серебристые ивы.

Озеро Белое Озеро Белое

На другом берегу виднеется павильон Венеры, стоящий у самой воды.

Озеро Белое и павильон Венеры

Белое озеро соединяется с озером Черным (в Приоратском парке) протокой, через которую перекинут Мост с кордегардиями. Был возведен в 1792-1794 годах. По обе стороны моста располагаются кордегардии — караульные помещения.

Мост с кордегардиями

Главным входом в Дворцовый парк служат величественные Адмиралтейские ворота:

Адмиралтейские ворота

Перейдя на другой берег Белого пруда, вновь видим величественную панораму дворца-замка:

Карпин мост и дворец

Адмиралтейство

Неподалеку на берегу небольшого пруда Ковш находится остов Адмиралтейства (Голландии). До революции здесь хранились парусные и грубные суда, предназначенные для прогулок по озерам и протокам. В 1993 году деревянная постройка сгорела, остались лишь мощные колонны-опоры.

Адмиралтейство

Вот как оно выглядело раньше (фотография до 1880-х годов):

Адмиралтейство. Фотография до 1880 г.

Дорожка ведет вдоль Белого озера, откуда открываются разнообразные панорамы парка:

Серебристая ива на берегу озера Гатчинский парк

Водный лабиринт

Вскоре она приводит еще к одному интересному месту — Водному лабиринту. Это старинная парковая затея из проток и островков, которые соединяются изящными железными мостиками.

Читайте также:
Как дешево снять квартиру в Нью-Йорке в 2022 году

Водный лабиринт Водный лабиринт Водный лабиринт

Портал «Маска»

Вскоре за деревьями показывается еще одна парковая затея: Березовый домик и портал «Маска».

Березовый домик и портал «Маска»

Портал «Маска» маскировал расположенный за ним Березовый дом. Был построен архитектором В.Бренной в 1796 г.

Портал «Маска» и Березовый домик Березовый домик и портал «Маска»

Березовый домик

Березовый домик — любовная фантазия тогда еще великой княгини, а в будущем императрицы Марии Федоровны, супруги Павла. Под руководством архитектора Ф.Виолье в середине 1780-х годов был возведен домик, напоминающий скромную поленницу березовых дров. А внутри — роскошное помещение с будуаром. В зеркальной стене была сделана маленькая дверца, откуда подавалась еда.

Березовый дом Интерьер Березового домика Будуар в Березовом доме

Неподалеку еще одно строение, посвященное любви: павильон Венеры на острове Любви. Мы уже его видели издали. А теперь подошли поближе.

Павильон Венеры на острове Любви

На другом берегу Белого озера виднеется Горбатый мост, построенный в 1801 г. под руководством архитектора А.Захарова:

Горбатый мост

Павильон Венеры

Войдем в павильон Венеры. С трех сторон он окружен водой. В высокие окна от пола видно Белое озеро, на потолке играют блики.

Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры

На берегу Белого озера устроена Большая терасса-пристань, сооруженная В.Бренной.

Большая терраса-пристань

У нее есть одна хитрость: если стоять прямо напротив нее, то за ней виден дворец. Кажется, что между терассой и дворцом — газон или что-то подобное. А на самом деле, там — глубочайшее Серебряное озеро.

Гатчинский дворец и Большая терраса-пристань

Еще немного видов Дворцового парка в Гатчине:

Белое озеро Нижний Голландский сад Ивы на острове Белое озеро

Все достопримечательности Гатчины в один день осмотреть нереально. Если есть возможность, лучше запланировать дня два, может и больше, потому что и в самом городе Гатчина множество интересных мест. Ну а тем, кто живет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, можно только позавидовать — они могут приезжать в Гатчину так часто, как захотят.

Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга

  • на а/м — Киевское шоссе
  • на электричке — от Балтийского вокзала
  • на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»

Сайт Государственного музея-заповедника «Гатчина»: http://gatchinapalace.ru/

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Этот уголок большого мира остался у меня в памяти на всю жизнь. В парке я провела всего один день, но с утра и до вечера, 36 лет назад, без фотоаппарата и спутников. Я бродила по парку, в котором тогда ничего не было открыто для посетителей, но было невероятно интересно. Ландшафт удивительный, на каждом повороте новые невероятно красивые виды. Людей вообще не было видно, никакого шума, а только звуки природы. Сказка. Я дико завидовала жителям города, у которых совсем рядом с домом такое чудо.

Светлана, спасибо что поделились такими воспоминаниями! Я тоже впервые в Гатчине побывала в детстве. И тоже завидовала питерцам (тогда еще ленинградцам), что они могут сюда ездить когда захотят.

Из Ленинграда надо было ехать, тратить время и деньги на дорогу, но даже гатчинцов, которые могли бы спокойно пешком дойти до парка, в парке (вход бесплатный) не было видно. Не интересно, раз нет качелей-каруселей? Сейчас наверняка всё изменилось.

Не думаю, что из-за отсутствия качелей-каруселей. Сейчас их тоже нет, но гатчинцев в парке было много — мамочек с колясками, детей на велосипедах, гуляющих бабушек. И молодежи было много.

Тогда мало что было приведено в порядок. Это был фактически дикий парк, с фрагментами развалин. Наверное, он был интереснее всего художникам.

Павильон Венеры (Гатчина)

Павильо́н Вене́ры, или Трелья́ж — павильон в Дворцовом парке Гатчины, расположен на оконечности острова Любви, на берегу Белого озера.

Павильон открыт для посещения, вход платный.

Содержание

История

Идея строительства павильона возникла в конце 1780-х годов после поездки Павла Петровича за границу. В Шантильи он увидел павильон на острове Любви, позже его изображения были использованы при проектировании гатчинского павильона.

Проект павильона Венеры был разработан в 1791 году. Строительство павильона датируется 1792—1793 годами.

В годы Великой Отечественной войны павильон значительно пострадал. Был повреждён паркет, росписи стен и живописный плафон. Стены и колонны были пробиты осколками артиллерийских снарядов.

Читайте также:
Оформление гостевой визы в Болгарию по приглашению

В 1963—1965 годах павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производстенных мастерских. Живопись стен и плафона восстановлена художником Л. А. Любимовым. В 1974—1979 годах интерьер павильона был реконструирован по проекту архитектора А. А. Кедринского на основании чертежей «Кушелевского альбома».

В 2007 году началась реставрация павильона, которую планируется закончить в 2008 году.

Архитектура

Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.

Главный фасад декорирован четырёхколонным портиком ионического ордена на высоком цоколе. Широкая двухстворчатая филенчатая дверь с полуциркольной застеклённой фрамугой обрамлёна профилированным архивольтом. Фрамуга подчёркнута замком укрупнённой формы в виде консоли с рельефным акантовым листом и импостом, на котором написано название острова и павильона. Завершением портика является классический антаблемент и треугольный фронтон. В его тимпане помещена резная рельефная эмблема Амура — скрещённый колчан, полный стрел, горящий факел и ветви лавры и розы.

По периметру фасадов павильона продолжены декор и композиция антаблемента. Выше его покрытия идёт низкий ленточный парапет, украшенный трельяжной сеткой. Так же оформлены остальные фасады и высокие полуциркольные выступы по сторонам вестибюля. Они имеют профилированное обрамление и завершаются фигурным замковым камнем. Усиливают ритмику декоративных членений рельефные медальоны, расположенные между арками.

Светло-зелёная окраска павильона гармонирует с характером обработки фасада, обшитого по горизонтали и в диагональном направлении дранью.

Интерьер

Вестибюль павильона выполнен с аскетичной строгостью, освещается только через дверную фрамугу.

Большой зал представляет собой в плане прямоугольник со срезанными углами, его длина 10 метров, ширина — 8. Пять окон-дверей обращены к озеру. Освещённость павильона усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, их полукружные рамы завершены резными золочёными венками и гирляндами. Над зеркалами помещены живописные панно с изображением цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами. Простенки по сторонам зеркал декорированы орнаментальными композициями, имитирующими лепку. Они исполнены клеевой краской по штукатурке в манере гризайли на жёлто-золотистом фоне. Тем же способом, но по голубому фону, сделаны панно над дверями зала.

Перекрытие зала обрамлено богатым карнизом с симметрично расположенными лепными кронштейнами, связанными рельефным декором. Расписанная гризайлем падуга служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», который был написан в 1797 году художником И. Я. Меттенлейтером.

Обогащают интерьер зала четыре мраморных фонтана, которые находятся против застеклённых дверей и отражаются в зеркалах стен.

В 1887 году в павильон Венеры из Белого зала Большого дворца была перенесена часть наборного паркета, выполненного по рисунку Антонио Ринальди в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев. До этого, пол павильона, возможно, был сделан из искусственного мрамора.

Где находится Павильон Венеры. Местоположение Павильона Венеры на карте Гатчины и описание

• Павильон Венеры на острове Любви •

• Г.С. Сергеев. «Вид на павильон Венеры и террасу на Белом озере с береговой аллеи» • Конец XVIII века. ГМЗ «Гатчина». С сайта www.history-gatchina.ru

• Павильон Венеры (или Трельяж) – павильон в Дворцовом парке Гатчины, расположен на оконечности острова Любви, на берегу Белого озера.

• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru

• Идея строительства павильона возникла у Павла I в конце 1780-х гг.

• Процитируем статью Бориса Соколова «Графика»: «Павел Петрович и Мария Федоровна, путешествовавшие по Европе инкогнито под именем графов Северных, посетили Шантийи – знаменитую своими садами и постройками резиденцию принца Конде, которая до сих пор по праву называется «Версалем Конде». Восхищённый парадным величием имения, Павел просит прислать его чертежи.

• «Альбом графа Северного», переплетённый в красный сафьян, был привезён в Россию в 1785 г. Павел старался воспроизвести в Гатчине огромные конюшни Шантийи, крестообразный канал, «гусиную лапу» – три аллеи, расходящихся веером. Среди гатчинских построек – и Храм Венеры, почти полностью повторяющий павильон из Шантийи, позже уничтоженный во время Французской революции. »

• Слева: Павильон Венеры на острове Любви (Планы замков и садов Шантийи – Альбом графа Северного. 1784 г.) • Справа: Павильон Венеры на острове Любви (Атлас Гатчинской. 1790-е гг.)

• Из статьи Бориса Соколова «Графика»

• Строительство Павильона Венеры датируется 1792-1793 гг. Его облик не воспроизведит образец в точности: у него нет высокого трельяжного парапета, украшенного рельефными гирляндами и розетками, отличается наружный декор. Колонны гатчинского павильона Венеры монолитные, а не трельяжные (выполненные из тонких реек) , фриз имеет более сложную рельефную обработку. Автор цитируемой нами статьи делает вывод: в облике павильона усилены элементы классицизма и убрано всё, что ослабляло пластическую выразительность и целостность объема .

Читайте также:
Фото метро Стокгольма (103 фото)

• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru

• Высота павильона над уровнем земли составляет около девяти метров, но миниатюрное здание кажется значительно больше своих размеров благодаря точно найденному месту его постановки: на самом мысу острова и частично над водой на специальном свайном основании.

• Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.

• Главный фасад павильона обращен в сторону острова.

• Пять окон-дверей большого зала выходят на озеро, освещённость интерьера усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, над которыми помещены живописные панно, а с боков расположены орнаментальные композиции в манере гризайль с золочением, имитирующие лепку.

• Интерьер Павильона Венеры на старинной открытке.

• В этом же стиле исполнены и панно над дверями зала.

• Интерьер павильона Венеры 2006 г. • Фото Д. Карманова

• Расписанная в технике гризайль падуга зала служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», площадью 25 квадратных метров, который был написан написан масляными красками на холсте в 1797 г. художником И.Я. Меттенлейтером (1750-1825) , много работавшим для Павловска и Гатчины.

• Павильон Венеры: плафон и падуга.

• Гатчина, Дворцовый парк. 2010 г. Фото billy-bonse

• Интерьер павильона украшен четырьмя беломраморными фонтанами, изготовленными в 1884 г. взамен первоначальных деревянных. Как красочно писал В.К. Макаров в 1921 г.: «…радостную картину представляла внутренность павильона, когда бывали открыты двери на озеро и солнце, отраженное водой, заливало зал, освежаемый струями фонтанов…»

• Интерьер Павильона Венеры. Фото с сайта телеканала «100 ТВ»

• В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации Гатчины, павильону был нанесен, казалось, невосполнимый ущерб. Хотя деревянное каркасное здание чудом уцелело, плафон был прострелен пулями, настенные росписи исцарапаны, зеркала и резные рамы похищены, фонтанные вазы разбиты.

• Фрагмент плафона: повреждённый и востановленный.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Читальня в павильоне Венеры. 1949 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• В 1963—1965 гг. павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ) – и стал стал первым музейным объектом, восстановленным в гатчинских парках.

• Бригада живописцев Я.А. Казакова, в которой работал и молодой художник Леонид Любимов , отреставрировала плафон и 45 квадратных метров росписей стенных панно.

• Павильон Венеры. Фрагмент живописного панно.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Плафон «Триумф Венеры», художник И.Я. Меттенлейтер, конец XVIII века.

• Гатчина, Дворцовый парк, павильон Венеры. Фото с www.history-gatchina.ru.

• Художник Л.А. Любимов вместо четырех надзеркальных панно 1880-х гг. воссоздал на основе исторических источников первоначальные декоративные росписи.

• Павильон Венеры: часть интерьера и надзеркальное панно.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Павильон Венеры: настенное панно до и после реставрации.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото из личного архива Л.А. Любимова.

• Павильон Венеры. Интерьер после реставрации живописи. 1956 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• Резчик И.Н. Болдосов выполнил заново резные рамы зеркал, точно повторив утраченные оригиналы. Были реставрированы и фонтанные вазы.

• В 1974-1979 гг. паркет павильона был реконструирован по проекту архитектора А.А. Кедринского на основании чертежей «Кушелевского альбома».

• Павильон Венеры: состояние паркета в 1945 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• Интерьер павильона Венеры • Фото Б. Соколова

• Павильон Венеры на острове Любви в Гатчинском парке. 2001 г.

• Фото из статьи Б. Соколова «Графика»

• В 2007 г. началась новая реставрация павильона, пострадавшего от пожара, вызванного действиями вандалов. Она была завершена летом 2010 г.

• Интерьер павильона Венеры на острове Любви в Гатчинском парке.

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: