Арки и ворота Москвы

Триумфальные, охранные, Красные: 5 самых впечатляющих ворот и арок столицы

Площадь Тверская Застава

Фото: mos.ru В 1834 году на площади Тверская Застава появилась величественная Триумфальная арка – она была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей, которой правила богиня победы Ника.

Прежде на этом месте стояли деревянные ворота, которые построили в 1814 году к возвращению русских войск из Парижа. Новый проект был создан по указу императора Николая I архитектором Осипом Бове. На воротах разместили надпись, сообщающую, что воздвигли их в честь «спасителя Отечества» Александра I.

Арка успела застать и XX столетие: на рубеже веков под ее сводом проходил электрический трамвай. В 1936 году арку разобрали, а в середине 1960-х решили восстановить на новом месте, на Кутузовском проспекте. Элементы убранства воссоздавали по старым фотографиям и чертежам. Помогла реконструкторам и авторская копия арки, которая хранилась в Музее архитектуры. Через несколько десятилетий во время реставрации вокруг ворот разбили цветник и установили художественную подсветку.

Главный вход ВДНХ

Фото: mos.ru

Во время городских праздников арка главного входа ВДНХ становится площадкой для светомузыкальных шоу. Но на самом деле это символ победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ее возвели в 1950-е годы по авторскому проекту архитектора Иннокентия Мельчакова. Сооружение украшают шесть пар колонн, а на вершине – фигуры тракториста и колхозницы. Кстати, если пройти арку, то сразу откроется прекрасный вид на Главную аллею и павильон «Центральный».

Главный вход Парка Горького

Фото: mos.ru

Еще одну легендарную арку можно найти, если гулять по улице Крымский Вал, рядом с парком «Музеон» и набережной Москвы-реки. Пропустить сооружение будет непросто, ведь это центральный вход Парка Горького.

Внутри арки есть маленький музей истории парка, а еще смотровая площадка, с которой открывается вид на Воробьевы горы, Шуховскую и Останкинскую башни и высотку МИД.

Воскресенские ворота

Фото: mos.ru

На берегу реки Неглинки в середине XVI столетия установили ворота. Они выполняли охранную функцию: их запирали на ночь и открывали с наступлением дня, когда начиналась торговля в местных лавках.

Горожане называли ворота по-разному, но чаще всего по имени реки – Неглинными. Было и второе название – Курятные, поскольку те стояли у курьи реки, то есть русла. Кроме того, было и третье имя – Львиные ворота. Дело в том, что Иван Грозный велел на некоторое время разместить у ворот львов – дар английского короля Филиппа, чтобы все могли полюбоваться роскошным презентом.

В XVII веке царь Алексей Михайлович встречал у ворот присланную с Афона копию иконы Иверской Божьей Матери. По преданию, чудесный образ несколько раз переносился к воротам Иверского монастыря и потому назван Привратницей. Русский царь решил не нарушать традиции – он принял список иконы у Неглинных ворот и здесь же поручил построить часовню. С тех пор появилось еще одно название ворот – Иверские. В советскую эпоху ворота были демонтированы, а в 1990-е годы их восстановили и назвали Воскресенскими.

Фигурные ворота в музее-заповеднике «Царицыно»

Фото: портал «Узнай Москву»

Необычную арку можно найти в музее-заповеднике «Царицыно». Фигурные ворота – одна из первых построек архитектора Василия Баженова в вотчине императрицы Екатерины Великой, они отделяют дворцовую часть от парковой. В изящную арку «вписана» виноградная гроздь, по бокам – две башенки с зубчатыми навершиями, напоминающими царский венец.

Прежде декор ворот был еще более романтическим: вазы, амуры и пара фигурок мопсов, одна из них сейчас хранится в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Красные ворота

Фото: mos.ru

Исторические Красные ворота в Москве были возведены по приказу Петра I по случаю победы в Полтавской битве. Несколько раз они горели, но их восстанавливали к торжественным событиям – например, к коронации императрицы Елизаветы Петровны. Существуют несколько версий происхождения названия ворот: они могли получить его после реконструкции, когда вновь стали красными, то есть красивыми, а также из-за того, что были выкрашены красной краской, а может, просто потому, что вели в Красное село.

В 1750-е годы ворота были воссозданы в камне архитектором Дмитрием Ухтомским. А в 1927-м их решили снести, поскольку они затрудняли движение городского транспорта.

Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].

Читайте также:
Жилье в Батуми, частный сектор, цены на аренду квартир

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].

Читайте также:
Запрет въезда в Россию гражданам Таджикистана в 2022 году: правила и законы

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Пять арок Москвы, от которых становится не по себе

Земляной вал, 48

В середине 1930-х время экспериментов конструктивизма подходило к концу – он уступал место тяжеловесным формам сталинского архитектуры. Некоторые ампирные здания отличались массивными конструкциями и обширными пустотными пространствами. Одну из таких пустот можно увидеть на фасаде дома РЖСКТ (рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества) на Садовом кольце.

Дом построен в 1934 году. Его проход-проезд представляет собой самую высокую арку в столице. Она имеет высоту около 20 метров и ширину в две-три легковые машины. Культуролог Владимир Паперный писал, что подобные сталинские габариты были подсознательно рассчитаны не на живого человека, а на мифологизированного – перелитого в камень и бронзу. Строили так: если скульптура вождя магическим образом сдвинется с места, то ей будет не тесно в парках и даже жилых дворах (как бы сказочно это ни звучало, один из крупнейших прижизненных памятников Сталину ростом в 15 метров мог спокойно «пройти» во двор этого дома). Автор проекта «Иди и смотри» историк Наталья Леонова выдвигает более прагматичную теорию концепта арки. Она полагает, что ее гигантизм – просто способ оживить пространство.

Читайте также:
ОАЭ в мае: погода и отзывы туристов

– Архитекторы решили отразить этой аркой модные тенденции в архитектуре и планировке города: вместо сомкнутых вплотную фасадов высоких домов, создающих эффект тоннеля, – большая арка с дальними видами и иллюзией простора, – говорит она.

Менее массивные арки, но все же высотой в 3-4 этажа, архитекторы дома (А. Хряков и З. Брод) реализовали позже в совместном проекте с Львом Рудневым в здании МГУ на Воробьевых горах.

Царицыно

Галерея в парке, построенная Василием Баженовым, связывает Хлебный дом с Большим дворцом. Она не играет никакого функционального значения и является скорее архитектурным украшением.

Галерею делит на две части арка, на вид довольно гостеприимная и праздничная. Однако ее полукружие выделяется зубчатым декором, который напоминает терновый венец. Что хотел сказать этим Баженов, застраивавший Царицыно, не ясно, однако арка, построенная в 1784-1785 годах, была завершена до того, как архитектора отстранили от проекта усадьбы, то ли за несоответствие «техзаданию», то ли за полумифическое масонство, поэтому загадочный «терновый венец» сохранился практически в первозданном виде.

Станция «Красные ворота»

Арки встречаются на нескольких станциях первых сталинских веток метро. На выходе на Гоголевский бульвар из «Кропоткинской», в конце платформы «Октябрьская» кольцевой ветки, при входе во двор «Смоленской» Арбатско-Покровской линии и на южном вестибюле «Лубянки». Самая необычная из них является южным спуском на станцию метро «Красные ворота».

Арка Николая Ладовского напоминает тройным сводом вход в готический европейский собор. Однако вполне вероятно, что ее автор такой формой хотел напомнить о барочных воротах, которые стояли на этой площади в царское время и были снесены в 1927 голу, за семь лет открытия станции.

Разумеется, были и другие макеты вестибюля, но от них жюри отказалось.

– Большинство проектов были выполнены в контексте того архитектурного стиля, который сложился в середине 1930-х годов, – говорит историк метро Максим Шуйский. – Они мало чем выделялись.

Помимо эстетики, перед Ладовским стояла вторая задача – практическая. Метро было совершенно новым видом транспорта в городе, и поэтому оно должно было быть легко узнаваемым – человек должен был интуитивно понять, что это не просто здание, а именно вход в сабвей. Ладовский заложил в концепцию смысл – по форме вестибюля сразу понятно, что это некий тоннель, который уходит глубоко под землю, говорит Шуйский.

Артплей

Между Большим Сыромятническим переулком и Большим Полуярославским переулком трамвай заезжает в арку с надписью «Artplay». В девяностые на ней была иная, более кричащая надпись – «Help», что видно из кадров из кинофильма Павла Лунгина «Такси-блюз» 1990 года. Именно рядом с аркой на Полуярославском беспросветный невежа Шмаков ввязывается в конфликт с требующими довезти их до вокзала подростками.

Тоннель в Басманном районе – это единственная трамвайная арка в Москве. И она скрывает под собой другую редкость – в этом месте находится единственное в Москве сплетение путей, которое позволяет машинисту не использовать стрелку при переезде на другую линию. Еще одно сплетение существовало у Ваганьковского путепровода, однако летом 2002 года его разобрали.

Дом Милиниса

В 1937 году для завода ЗИЛ был построен жилой дом на Велозаводской улице. Его архитектор Игнатий Милинис использовал практически однотипные градостроительные элементы, с которыми нужно было что-то сделать, чтобы избежать простоты и тривиальности. При этом денег на ампирную роскошь не было. Милинис вспомнил принципы конструктивизма, которыми руководствовался в начале 1930-х: он разделил два корпуса громадной прямоугольной аркой, говорит историк Наталья Леонова. Огромный проем сделал дом не похожим на стандартную жилую коробку. Динамику арки создает соотношение тонких и толстых колонн.

Казалось бы, что арка дома Милиниса чисто декоративная, однако в Советском Союзе ей находили применение – пустоту завешивали огромными плакатами со Сталиным, чтобы рабочие ЗИЛа помнили не только об опытах конструктивизма, но и о том, где живут.

Арки и ворота Москвы

В ознаменование победы над Наполеоном в 1814 году в России были поставлены сразу две Триумфальные арки – в Петербурге и в Москве. Здесь стоит сказать, что традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением Триумфальных арок на Руси ввел Петр I. До него на значительные исторические события откликались по-иному – строили храмы и монастыри.

Читайте также:
Как поехать в Турцию самостоятельно, без турфирмы. Пошаговая инструкция

Сначала московская триумфальная арка была деревянной, но по распоряжению императора Николая I решено было заменена на каменную. Эти проектом занимался Осип Бове, выходец из Италии, одной из самых известных работ которого, стала комплексная реконструкция Красной площади.

Московские Триумфальные ворота строились очень медленно: грунт на месте работ был песчаный, под песком на небольшой глубине обнаружились ключи. Пришлось в грунт забить -внимание! – три тысячи дубовых свай.

Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года. Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Деталь: Триумфальные ворота в 1936 году были разобраны. Часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. В 1968 году Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

“Город Тверь – в Москву дверь”, – говорили в старину. Уже тогда Тверская была главной улицей Москвы – по ней совершались парадные выезды царя, а в Кремль прибывали экипажи иностранных послов. Поэтому Тверские ворота несли довольно важную охранную функцию, сторожа их накрепко запирали на ночь. А по указу Ивана III еще и перегораживали улицу толстыми бревнами.

Днем на площади у Тверских ворот всегда было многолюдно: шумная торговля, работали мастерские ремесленников, между толпами народа двигались повозки и верховые. Здесь, за воротами Земляного города, сложилась Тверская ямская слобода – позже на ее месте возникли пять Тверских-Ямских улиц.

В 1775 году разобрали рассыпавшиеся от времени Тверские ворот и засыпали ров перед ними, на этом месте теперь находится Страстная площадь.

Красные ворота, один из лучших образцов архитектуры русского барокко, к сожалению, не сохранились до наших дней. История их строительства – это история Москвы, жизни города в XVIII в.

По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 году в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же на средства московского купечества, в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г., были построены ещё одни деревянные ворота. Ворота эти сгорели, но по желанию императрицы были восстановлены в камне.

Новые, каменные ворота представляли собой трёхпролётную древнеримскую триумфальную арку. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями, олицетворявшими мужество, экономию, торговлю, верность, постоянство, милость и бдительность. Подивиться на эти ворота съезжались со всех концов Москвы, именно горожане назвали их назвали Красными («красивыми»).

За свою историю эти ворота меняли название бесчетное количество раз! Были они и Куретными, и Неглименскими (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом в глубоком рву содержались львы, преподнесенные царю Ивану Грозному английским королевским двором), и Триумфальными. Но после того как рядом между пролетами была установлена часовня, куда в 1669 г. перенесли точный список чудотворной Иверской иконы Божией Матери (подлинник которой находится в Афонском монастыре), ворота стали называть Иверскими.

Позже на башню у ворот поместили икону Воскресения Христова, и тогда стали называть Воскресенскими. Сейчас бытуют два названия — Иверские или Воскресенские.

Исторические Иверские (Воскресенские ворота) не сохранились: они были разобраны в 1931 году, когда происходила реконструкция Красной площади. Тогда правительство посчитало, что они будут мешать проезду военной техники во время парадов. Но уже в 1995 году они были воссозданы, а перед Иверской часовней символически поместили нулевой километр России.

Свое название эти ворота получили от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича. Ворота были одними из 11 проезжих ворот Белого города и, кстати, именно от них пошли и Никитская площадь, примыкающий Никитский бульвар и Никитские улицы.

Не много найдется мест в Москве и России, которые были бы стали свидетелями стольких веков и стольких событий. У историков нет сомнения, что первоначально Спасские ворота были построены вместе с кремлевской стеной, сначала деревянной, потом каменной. Спасские ворота в самом центре столицы, ведущие от Лобного время в Кремль, видели и времена при Иване Грозном и казнь палача Василия Шуйского!

Ворота эти прежде именовались Фроловскими по церкви Фрола и Лавра. Ворота были переименованы из Фроловских в Спасские после торжественного крестного хода с образом Спасителя и его постановки в Успенском соборе.

Деталь: Указом от 16 апреля 1648 года было повелено “впредь на вечные времена” не ходить под этими воротами с непокрытой головой. За хождение через них в шапках виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе.

Триумфальная арка

У этого монумента, уникального произведения русской архитектуры и скульптуры, дважды рожденного, — большая и интересная история.

Читайте также:
Берлинская филармония: архитектурные особенности и внутреннее убранство

После победоносного окончания заграничных походов 1813–1814 годов для торжественной встречи русских воинов, возвращавшихся из Парижа в Москву, на Тверской заставе, на месте нынешней площади Белорусского вокзала, в середине 1814 года была сооружена временная деревянная Триумфальная арка. Она простояла до 1826 года, когда ее, обветшавшую от времени, решили заменить на каменную.

Составить проект новой арки поручили известному московскому архитектору О. И. Бове, бывшему ополченцу Отечественной войны, корнету Иркутского гусарского полка.

Осип Иванович Бове родился в 1784 году в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бова, работавшего в Эрмитаже. Осип был старшим сыном, два младших брата — Михаил и Александр — впоследствии тоже стали архитекторами и его ближайшими помощниками. Ещё в детстве Осип переезжает с семьей в Москву, где начались годы учения, а затем и практической деятельности будущего мастера.

В 1802 году Бове поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения, которую возглавлял в те годы И. В. Еготов. В числе своих первых учителей Бове называет архитектора Франца Компорези, от которого он получил «первоначальные познания в архитектурном художестве», и великих русских зодчих Казакова и Росси, у которых он находился «помощником в практических по сему художеству занятиях».

Бове успешно занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах; от канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году. В 1809–1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.

Для восстановления сожженной и разрушенной древней столицы была организована специальная Комиссия для строения Москвы. Город поделили на четыре участка, каждый из которых возглавлял архитектор с помощниками.

В сентябре 1813 года на должность архитектора четвертого участка вступает Бове. С этого времени все творчество Осипа Ивановича связано с деятельностью Комиссии. В ведении Бове находились наиболее значительные, центральные районы города. Архитектор со своими помощниками составляет проекты для строительства жилых домов, участвует в их закладке и следит за их «производством в точности по прожектированным линиям, также выдаваемым планам и фасадам». Он проектирует торговые лавки в различных частях города.

В феврале 1816 года совет Академии художеств в Петербурге за представленные проекты и «произведенные им практические многие строения» присуждает Бове звание архитектора.

Самые значительные работы Бове были связаны с реконструкцией центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения. Участие Бове в создании ансамбля центра Москвы — одна из самых ярких страниц в творческой биографии мастера.

Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, одной из самых древних площадей города, центра его торговой и общественной жизни. Бове составляет проект восстановления Никольской башни, сильно разрушенной во время взрыва Арсенала, восстанавливает старинные постройки с северной стороны площади — Присутственные места, Воскресенские ворота, здания городской думы и магистрата, которые вертикалями своих башен гармонировали с архитектурой Кремля.

Строительство Большого театра (1824) было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Как и многие другие крупные сооружения того времени, оно явилось результатом ряда конкурсов и коллективного труда зодчих.

Триумфальная арка на Тверской заставе

Тема патриотизма, прославления родины красной нитью проходит через все творчество Бове. Наиболее яркое выражение эта тема получила в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных Бове в честь победы над Наполеоном. Над проектом ворот Бове работал в 1826–1828 годах. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов — победителей Наполеона.

Закладка Триумфальной арки состоялась 17 сентября 1829 года, а через пять лет, 20 сентября 1834 года, — их торжественное открытие. Однако до столь волнующего момента Бове не дожил трех месяцев.

Арка была сложена из кирпича и облицована белым камнем, так называемым «татаровским», по имени подмосковного села Татарово, где в то время добывался белоснежный камень. Скульптурный декор был отлит из чугуна на Мышегском заводе в Алексине Тульской области.

После открытия Триумфальные ворота стали одной из достопримечательностей Москвы. Они стояли у Тверской заставы, оформляя въезд в город со стороны Петербурга и давая начало парадной магистрали Москвы — Тверской улице. По сторонам арки Бове разместил два здания кордегардии. Они были украшены дорическими портиками, перекрыты плоскими куполами и объединены с воротами невысокой ажурной металлической решеткой, поставленной полукругом. Этим образовывалась небольшая овальная площадь.

Триумфальные ворота, сооруженные из белого камня и украшенные скульптурным декором из черного чугуна, невольно восхищали каждого, кто впервые их видел. Зрители не могли не отдать должное монументальной масштабности, совершенству форм, примеру блестящего воплощения синтеза двух искусств — архитектуры и скульптуры.

Читайте также:
Эмиграция в Хорватию: как получить вид на жительство (ВНЖ) и ПМЖ в стране в 2022 году

Триумфальные ворота стали в Москве единственным памятником подобного типа. По проекту Бове они представляют собой однопролетную 28-метровую белокаменную арку с гранитным цоколем. Шесть пар чугунных колонн коринфского ордера, расположившихся с трех сторон арочных опор-пилонов, поддерживают массивный антаблемент, опоясанный декоративным скульптурным фризом.

Пролет триумфальной арки украшен трубящими в фанфары летящими Славами, композиционно связанными замковым камнем со скульптурной фигурой воина-строителя. Богато декорирован и сам кесонированный арочный свод. Его крайних два ряда, а их всего пять, состоят из девяти (четырех больших и пяти малых) рельефных чугунных досок с изображением воинских доспехов. А три центральных ряда насчитывают тридцать девять квадратных рельефов из растительного орнамента.

Между каждой парой колонн стоят на каменных постаментах чугунные фигуры древнерусских воинов в островерхих шлемах и легких доспехах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Одной рукой они опираются на овальные щиты, в другой — держат длинные копья. Над ними, в нишах, скульптурные рельефы, повествующие в аллегорических мотивах о событиях Отечественной войны 1812 года, о «Побиении двенадесяти языков» или «Изгнании галлов из Москвы» и об «Освобождении Москвы». Их всего шесть, по одному рельефу, трижды повторяющемуся на фасадах правого и левого пилонов.

Эти рельефы созданы по рисункам Бове талантливыми русскими скульпторами Иваном Тимофеевичем Тимофеевым и Иваном Петровичем Витали.

Один из двух горельефов представлял в аллегорических формах сцену изгнания французов из Москвы: на фоне Кремлевской стены русский воин-богатырь с двух главым орлом на щите поверг француза-галла на землю, занеся над ним обнаженный меч, другие французы спасаются бегством.

Этот горельеф был выполнен скульптором Тимофеевым, воспитанником Академии художеств, которую он окончил с Золотой медалью. Тимофеев — ученик великого скульптора И. П. Мартоса, принимал участие в работе над созданием памятника Минину и Пожарскому в Москве, за что был отмечен наградой в 3000 рублей. К сожалению, ранняя смерть в 1830 году не позволила Тимофееву в полную силу своего дарования принять участие в декоративном оформлении Триумфальных ворот.

Рельеф «Освобождение Москвы» выполнен Витали, автором многих широко известных скульптурных работ, украшающих московские здания. Он представляет собой аллегорическую сцену, где полулежащая женщина в русском одеянии — Москва — протягивает руку в знак благодарности Александру I, облаченному в одежды воина, увенчанного лавровым венком победителя. Вокруг них — фигуры Геракла и Минервы, а также группы горожан, олицетворяющих русский народ. Эта сцена, как и сцена в «Изгнании галлов», изображена на фоне Кремлевской стены. Витали исполнил и большую часть скульптурного декора Триумфальных ворот, включая колесницу Славы с шестеркой коней.

Выступающий карниз опоясан сплошным декоративным фризом, состоящим из пятидесяти медальонов с изображением сорока четырех гербов русских городов, принимавших участие в войне с Наполеоном, шести с инициалами Николая І, в царствование которого была сооружена арка, и воинской атрибуцией, состоящей из шлемов, доспехов, щитов и оружия. Над карнизом расположен массивный аттик. Его украшают сидящие скульптурные женские фигуры, олицетворяющие «Храбрость» и «Твердость». Они строго ориентированы по вертикали пилонов и как бы венчают каждую пару стройных двенадцатиметровых чугунных колонн. В руках богинь Победы венки и скипетры, а у ног — военные трофеи.

Венчает арку шестерка грациозных коней, запряженных в колесницу Славы. Крылатая богиня Победы с лавровым венком в правой руке словно приветствует русских воинов, разгромивших полчища Наполеона. Ее торжествующий взгляд обращен в ту сторону, откуда шел непрошеный завоеватель на Москву. Под колесницей Славы, в центре аттика, расположена бронзовая памятная доска. На ней читаем мы четкие слова из кутузовского приказа, обращенного к русским воинам: «…Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель отечества. Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М. И. Кутузов».

А с противоположной стороны аттика, обращенного ныне в сторону Поклонной горы, …следующие строки, также отлитые в бронзе: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Более ста лет стояли Триумфальные ворота на площади Тверской заставы, став свидетелями многих исторических событий в жизни города: пуска первой московской конки, проехавшей под ее аркой в 1872 году, в 1899-м — первого электрического трамвая, в 1933 году — первого городского троллейбуса. Триумфальные ворота были свидетелями трагического дня 18 мая 1896 года, когда под их аркой проходили вереницы людей, несущих тела погибших на Ходынском поле во время коронации Николая II. Они были свидетелями и первых выступлений московского пролетариата в 1905 году, октябрьских дней семнадцатого года, когда отряды Красной гвардии двигались к центру города, к Тверскому бульвару, где шли в те дни ожесточенные бои.

Читайте также:
Высшее образование и университеты польши

Шли годы. Москва развивалась и разрасталась. Число ее жителей с каждым годом заметно возрастало. Нагрузка на пассажирский транспорт все увеличивалась. По Генеральному плану развития Москвы 1935 года Триумфальные ворота было решено снести.

Однако тресту «Мосразборстрой» поручили не ломать Триумфальную арку, как это обычно делалось тогда, а аккуратно разобрать на отдельные части, с тем, чтобы можно было позднее снова собрать. Большую уникальную работу по фиксации Триумфальных ворот проделали сотрудники музея архитектуры. Они тщательно их измерили, многократно зарисовали с разных точек, зафиксировали на фотопленку. Руководил этой научно-исследовательской работой архитектор Н. Н. Соболев, впоследствии известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР. Чугунный декор перевезли и разместили на открытом воздухе у Северных ворот и перед папертью Большого Собора.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1962 году, в связи с празднованием 150-летия Бородинского сражения, было решено восстановить Триумфальные ворота. В 1965 году Мосгорисполком поручил Главному архитектурно-планировочному управлению Москвы разработать проект и составить необходимую для этого документацию.

Было решено воздвигнуть Триумфальные ворота на широком Кутузовском проспекте, который одним своим концом сливается с Новым Арбатом, а другим — с Можайским шоссе.

На Кутузовском проспекте Триумфальные ворота воздвигнуты не случайно. Именно здесь осенью 1812 года французский император с нетерпением ожидал посланцев Москвы с ключами от города. Однако, как известно, в тот день 2 сентября 1812 года он так и не дождался желанных ключей от непокоренных москвичей.

Восстанавливали Триумфальные ворота без двух павильонов кордегардии, так как в новых условиях ворота являлись уже Монументом Славы, Памятником триумфа Победы. Они стали в один ряд с уже имеющимися памятниками и мемориалами Отечественной войны 1812 года— Бородинским полем. Поклонной горой, «Кутузовской избой», панорамой «Бородинское сражение».

6 ноября 1968 года Триумфальная арка пережила свое второе рождение. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был восстановлен, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Реставрация Триумфальной арки

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Как добраться

Доехать до Триумфальной арки можно на метро, рядом находится станция метро «Парк Победы» (Арбатско-Покровская линия).

В память о войне и мире: 12 триумфальных арок России

Триумфальные врата впервые были построены в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний по случаю въезда в город армии-победителя. Иностранный опыт первым в России перенял Пётр Великий, а позже арки возводились по случаю каждой крупной победы русского оружия или просто к знаменательной дате.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона, выступил Николай I. Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину, который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв: «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966 – 1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Читайте также:
Погода в Тунисе в декабре 2022 температура воды и воздуха. Отдых в Тунисе зимой

Красные ворота в Москве

Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Нарвские триумфальные врата в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота, как и московская триумфальная арка, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке имеются надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбёжек (они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз). Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834 – 1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова, они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959 – 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Александровская триумфальная арка в Краснодаре

Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Читайте также:
Фото Тигрового зоопарка Сирача (38 фото)

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Триумфальная арка в Благовещенске

Эта арка также посвящена посещению цесаревича Николая и построена в тот же год, что и во Владивостоке.

20-метровую каменную арку украшали двуглавые орлы и иконы. В 1936 году она была уничтожена наводнением. Реконструкция арки началась в 2003 году на средства предпринимателей, епархии и простых жителей Благовещенска. Открыта арка была в 2005 году.

Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. В самые короткие сроки был разработан и утверждён проект. Работы начались в 1998 году и длились два года. У северного фасада арки возвели памятник советскому полководцу Георгию Жукову. Арку украсила скульптурная композиция Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова. Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Арка является главными вратами в город Грозный.

Триумфальная арка в Москве

Триумфальная арка или Триумфальные ворота — знаковая достопримечательность Москвы, расположенная на Кутузовском проспекте (в районе Поклонной горы), она увековечила подвиг русских воинов, победивших армию Наполеона. На протяжении истории менялся не только облик ворот (изначально они были деревянными), но и их местоположение — до 1936 года они стояли на площади Тверская Застава (современная площадь Белорусского вокзала), затем их разобрали, позднее установив копию на нынешнем месте.

Величественная арка притягивает взгляды и считается настоящим украшением Кутузовского проспекта. Арка в наши дни не является проездной, к ней ведет пешеходная площадка с клумбами и скамейками, что удобно для туристов, которые могут без спешки подробно ознакомиться с архитектурой сооружения, имеющей много интересных деталей, а также сделать фотографии на память.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Читайте также:
Недвижимость в Индии: цены, перспективы, возможности

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: