Фото собора Святого Януария (27 фото)

Собор Святого Януария в Неаполе

Описание

Собор Святого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), современное официальное название — Собор Успения Святой Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Неаполя, освящённый в честь небесного покровителя города святого Януария. Расположен на Виа Дуомо, в историческом центре города.

Исторический очерк

Церковь была заложена во второй половине XIII века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних базилик. Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при его внуке Роберте. Создателем крипты был ломбардец Томмазо Мальвито. Фасад, обновлённый в конце XIX под руководством архитектора Энрико Альвино, содержит портал XV в. со скульптурами Тино да Камайно. Орган церкви был построен Филиппо Чимино (Cimino) в 1767 г., последняя реконструкция (1974) выполнена Дж. Руффатти (Ruffatti).

Интерьер

Как и большинство католических храмов, собор св. Януария содержит многочисленные капеллы разного времени постройки.

Капелла св. Януария

Главная достопримечательность собора — капелла святого Януария (строительство началось в 1608, освящена в 1646, оформление закончено в самом конце XVII века). Капелла богато украшена фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др., и многими скульптурами, из которых выделяется бюст св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями. В крипте собора хранится основная реликвия собора, известная со врёмен средневековья (впервые упоминается в хрониках 1389),— сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, занимая собой весь сосуд.

Базилика св. Реституты и крестильня св. Иоанна

Самая старая часть собора (слева перед алтарем) — так называемая базилика св. Реституты, из которой открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения — крестильню св. Иоанна (т.наз. итал. San Giovanni in Fonte).

Нынешняя базилика св. Реституты представляет собой сильно перестроенную первоначальную базилику св. Реституты — в XIII веке на месте притвора и паперти возник основной неф собора, в конце XVII в. (реконструкция Арканджело Гульельмелли) боковые нефы были заменены капеллами, поднят уровень пола, новый потолок заняла монументальная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». В одной из капелл слева по сей день хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) — мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Согласно Liber pontificalis, крестильня (доступ — справа от алтаря базилики) была построена как часть первоначальной базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Таким образом, она оказывается древнейшей на всём Западе, так как была построена, по крайней мере, поколением раньше Латеранской крестильни св. Иоанна (в Риме). Сохранившиеся на сводах и под куполом мозаики (Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы) датируются IV веком.

Прочее

Из других капелл выделяется капелла знатной неаполитанской семьи Капече (ветвь Минутоло, отсюда итал. Cappella dei Capece Minutolo) в готическом стиле (упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня), с мозаичным полом XIII века и фресками разного времени, древнейшие из которых (1285-90) — работы Монтано Аретинского «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта — картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве — «Успение Богородицы» Перуджино. Вход в храм свободный (кроме крестильни св. Иоанна).

Читайте также:
Посольство Чехии: запись на визу

Рецепция в искусстве

Некоторые сцены в криминальной комедии «Операция „Святой Януарий“» разворачиваются в соборе святого Януария.

Собор Святого Януария в Неаполе

Собор Святого Януария (Duomo di San Gennaro) или Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta) – это главный кафедральной собор Неаполя. Он построен в честь Святого Януария – покровителя города, чей сосуд с кровью хранится в этом соборе со времен Средневековья.

История возникновения собора Святого Януария

Храм строился почти на протяжении целого века. Первый камень был заложен Карлом I Анжуйским во второй половине 13 века в том месте, где раньше стояли древние базилики. Окончательно его построили в начале 14 века уже во время правления внука короля Роберта.

Здание неоднократно реконструировали, поэтому его капеллы и базилики по своему архитектурному стилю отличаются друг от друга. Последние изменения были осуществлены в 1974 году.

Архитектура

В архитектуре собора можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы.

На сводах красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Интерьер выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Фото: LEONARDO VITI / Shutterstock.com

Капелла Святого Януария

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro) представляет собой настоящее произведение искусства. Это главная достопримечательность храма, строительство которой начали в 1608 году, а закончили только в конце 17 века.

Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант первоначальной базилики, построенной в 13 веке. В 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого.

Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку:

  • «Явление Ангела женам-мироносицам»,
  • «Чудесное уловление рыбы»,
  • «Самаритянка и Брак в Кане»,
  • изображения апостолов и евангелистов.
Читайте также:
Гора Хермон, Сирия — подробная информация с фото
Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел», созданные Монтано Аретинским.

В готической капелле также можно увидеть картины художников:

  • Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество»,
  • Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение»,
  • Перуджино «Успение Богородицы».

Чудеса собора

В первую субботу мая и 19 сентября каждого года сосуд с кровью Святого Януария выносят на площадь и все пришедшие могут видеть, как закипает кровь в сосуде.

Считается, что, если кровь не закипает, то это дурной знак и стоит готовиться к худшему.

Как добраться до собора Святого Януария

Собор Святого Януария располагается по адресу Piazzetta Guglia del Duomo/Via Duomo в историческом центре Неаполя.

Часы работы

Музей, в котором находятся сокровища Святого Януария (Museo del Tesoro di San Gennaro), открыт каждый день:

  • с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.30 (вход до 16.00);
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни с 9.00 до 17.30 (вход до 17.00).

Во время религиозных праздников расписание может меняться. Уточняйте информацию на официальном сайте.

Стоимость посещения

По состоянию на 2020 год вход в собор бесплатный.

Посещение музея с сокровищами Святого Януария стоит:

  • 6 Евро без экскурсии;
  • 8 Евро с экскурсией.

Бесплатный вход для детей до 6 лет и людей с ограниченными возможностями.

Билеты можно купить в кассе. Если забронировать их заранее онлайн на официальном сайте собора Святого Януария museosangennaro.it/en/, то можно пройти без очереди.

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по собору Святого Януария для вас провел опытный гид? Да еще и показал Неаполь во всей красоте. Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте Tripster.

Собор святого Януария в Неаполе

Собор святого Януария (Duomo di San Gennaro) — центральная достопримечательность Неаполя. Его современное название — собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta). Он интересен, как ярчайший образец католической архитектуры. Виа Дуомо, на которой он расположен, и сама по себе — достопримечательность. Это исторический центр Неаполя, и просто прогуляться по здешним переулкам — уже приключение.

История

Строительство храма началось в 13 веке, на основе древнейших базилик, остатки которых до сих пор не полностью разрушены. Позже собор святого Януария перестраивался и обновлялся, пока не приобрел свой величественный и немного мрачный готический вид. Возведение началось при Карле I, а завершено было только при его внуке Роберте, уже в 14 веке.

В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году, но церковь не теряет своей цельности и гармоничности. Устремленные в небо острые пики отвлекают от земного и заставляют задуматься о вечном.

Интерьер

Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Читайте также:
Медицинская страховка для поездки в ЮАР

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера эпохи Возрождения – Перуджино (Pietro Perugino), Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало землетрясение 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.

Интересные факты

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Как добраться

Дорога к собору пролегает по старинным историческим улочкам Неаполя.

  • Адрес: Via Duomo, 149, телефон +39 081 421609.

Сокровища Святого Януария хранятся в музее, расположенном при церкви.

  • Время работы: с 9:00 до 17:00, на Пасху: с 9:00 до 14:00;
  • Полная стоимость билета — 6 евро, льготная: от 3,5 до 4,8 евро, в зависимости от возраста посетителя;
  • Телефон для справок и резервирования билетов: +39 081294980;
  • Официальный сайт: www.museosangennaro.it

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

giper

город и горожане

Патрон Неаполя – святой Януарий. В его честь в центре города воздвигнут грандиозный кафедральный собор.
В Неаполе не знают сколько точно лет городу (и за 2600 лет не догадались “назначить” год), поэтому никакие юбилеи не празднуют. Однако, “День города” отмечают – 19 сентября – день памяти св. Януария. В этот день в собор вносят святую реликвию – ампулу с кровью св. Януария. За столетия кровь превратилась в порошок, если произойдет чудо превращения в жидкость (кровь), то покровитель не покинул жителей города, если не превратиться – то жди беды (в прошлый раз не превратилась – и Италия не прошла на мундиаль 2018 ФИФА).

Читайте также:
Любителям покупок на заметку — особенности шоппинга в Риге

Годы строительства кафедрального собора довольно сложно назвать. я даже не знаю, можно ли сказать, что строительство закончено.

Фасад сфотографировать сложно, перед собором нет площади.

По проекту по бокам от основного объема должны были симметрично располагаться две колокольни.
Вот на этой фотке видно, что у колоколен построили только цоколь.

Фасад, который вы можете видеть сегодня – результат архитектурного конкурса 1877 года (тогда как раз расширили улицу Дуомо, и решили построить фасад в неоготическом стиле), закончен в 1905 году.
Фасад в 1860 году:

План.
Классика жанра – трехнефная базилика.

Строительные работы стартовали в 1272 году.

В интерьерах сильно влияние других стилей, например барокко. Так всегда происходит, когда строительство длится веками, ну а по другому в сейсмоопасной зоне не получалось: неоднократно происходили разрушения уже построенного здания, в 1349 году в результате землетрясения рухнул фасад и колокольня.

Под буквой D на плане – часовня св. Януария.
Слева, позолоченный бюст Януария, внутри головы находится череп святого.

Напрочь не помню чья картина – кто-то из великих эпохи Возрождения

Под алтарем находится Cappella del Succorpo

мощи святого Януария

Часовня построена в 1497 году кардиналом Карафа – именно он привез мощи Януария.
Молящийся кардинал Карафа.

Сверху за вами внимательно наблюдают

Как ни странно это прозвучит, но самое интересное находится не в соборе, а в “пристройках”: на плане буква C (баптистерий) и D (базилика святой Реституты).
Собственно, пристройкой является Дуомо, ибо баптистерий намного древнее.

Базилика святой Реституты Африканской – прежний кафедральный собор Неаполя, раннехристианская базилика 4 века!
В последующие столетия сильно перестроена.

Лик Христа в алтаре – оригинальная фреска 4 века

Мозаика 13 века: Богородица с младенцем, св. Януарий и св. Реститута

Изначально базилика была пятинефной, но после землетрясения 1456 года боковые проходы замуровали для укрепления конструкции.

Из церкви св. Реституты можно попасть в уникальное здание – древнейший баптистерий в Западной Европе.

В очищенном проеме хорошо видно тысячелетние наслоение истории

Какая-то святая дырка (я не понял что это)

Дворовые фасады собора.

Тут хорошо видно, что стенка фасада 19-20 веков намного выше, чем сам собор:

Сокровища Святого Януария !

Сокровища Святого Януария

2. В середине XVII века при Кафедральном соборе Неаполя было решено организовать часовню в честь покровителя Неаполя – Святого Януария. Сделано это было в знак исполнения обета, данного еще в 1527 году. Тогда был составлен договор, где говорилось, что в обмен на покровительство святого будет построена капелла, названная в его честь. Причем строили ее на жестких условиях: работы выполняли только те мастера, что постоянно проживали в Неаполе. Никакие сторонние пожертвования не принимались. Даже помощь испанской королевы была отвергнута. Все это делалось для того, чтобы наверняка снискать расположение патрона Неаполя.

3. Сокровищница Святого Януария – шедевр стиля барокко. Ее помещения богато украшены фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко. А массивные серебряные двери и корона Святого Януария, усыпанная драгоценными камнями – главные туристические приманки. Считается, что сокровища, собранные здесь, беспрецедентны по своей нынешней стоимости. Глядя на сверкающую всеми возможными украшениями корону покровителя города, фигурирующую во всех путеводителях по Неаполю, охотно этому веришь.

Читайте также:
Иммиграция в Квебек: второй шанс получить ПМЖ в Канаде

4. Головной убор – митра 1713 г., украшающий бюст святого с 3964 драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, изумрудами и двумя огромными гранатами), Неаполитанский ювелир Маттео Трелья трудился над ней на протяжении года.

Эту митру никогда не надевали живые епископы, она изначально была сделана для того, чтобы венчать бюст святого Януария во время праздничной процессии

7. Ожерелье св.Януария 1679 г., золото, серебро

Один из наиболее ценных экспонатов – ожерелье, сделанное ювелирным мастером Микеле Дато в 1769 году для позолоченного серебряного бюста святого, установленного в капелле, где хранятся его мощи. Оно украшено четырьмя усыпанными драгоценными камнями крестами, подаренными представителями королевского дома Бурбонов, правившего в Неаполе и Королевстве Обеих Сицилий.

10. Епископский крест 1878 г., позолоченное серебро

13. Джованни Ашионе, Дароносица, 1831 г.- золото, кораллы, малахит.

14. Неизвестный неаполитанский ювелир, Ожерелье с жемчугами – 1706, жемчуг, золото, серебро, драгоценные камни

15. Неаполитанский мастер, Дароносица с крестом, 1831 г., золото, рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты

16. Гаспаре де Анджелис, Ковчежец – 1837 г., позолоченное серебро

17. Януарий, епископ Неаполя, почитался как защитник города от войн, землетрясений, кораблекрушений, чумы и прочих бедствий. Он умер мученической смертью в III веке. В XVI веке жители Неаполя начали строительство часовни святого Януария и поклялись собирать в ней сокровища в обмен на покровительство святого.

24. Сегодня часовня, которую чаще называют сокровищницей Святого Януария, работает как музей. Желающих посмотреть на богатства, которыми неаполитанцы задабривали своего святого, находится немало.

Неаполитанский собор – окончание. Святой Януарий – покровитель Неаполя.

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария “епископом и мучеником, славой Неаполя”. В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город Беневенто – часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место – позже увидите сами, даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: Сан-Дженнаро) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают “в лицо”. Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы – преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников – тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. здесь), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с “сапога”. А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь “присосался” к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора Карл II Хромой решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

Читайте также:
Страны закрытые из-за коронавируса для туристов: полный список

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
“В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий”
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в кафедральном соборе Беневенто. В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории – в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство Монтеверджине , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

Читайте также:
Испанский город, в котором нет зараженных коронавирусом

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября – день смерти святого, 16 декабря – день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая – память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий – странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем – великолепно, по частям – и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Читайте также:
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий – прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос – приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и. извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария – 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с “вольтерианцами” (вкратце просходившее описано здесь: http://sibeaster.livejournal.com/31120.html). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Читайте также:
Страховка в Швейцарию: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro – очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать – иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане – виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят.

Кафедральный собор Неаполя – Собор Святого Януария (Cathedral Santa Maria Assunta)

  • Обновлено: 25.12.2019
  • Юлия Клаос

Кафедральный собор Неаполя, также известен как Кафедральный собор Сан Дженарро или собор Святого Януария (Duomo di Napoli, Cattedrale di San Gennaro), современное название – Собор Успения Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta) – главный храм Неаполя, – римско-католический собор, освященный в честь покровителя города святого Януария.

Расположен собор в историческом центре города на одноименной лице Дуомо (Via Duomo), вблизи самой известной туристической улицы Неаполя, которой нет на картах – Спакканаполи.

Дуомо ди Наполи был заказан королем Карлом I Анжуйским. Строительство продолжалось и во время правления его преемника Карла II, и было завершено лишь в начале 14-го века при Роберте Анжуйском. Храм был построен на фундаменте двух палеохристианских базилик, которые видно до сих пор. Под раскопками здания были обнаружены греческие и римские артефакты.

За время своего существования собор претерпевал неоднократные перестройки, реставрации (обновления), вследствие чего в архитектуре собора просматривается несколько стилей: готика, ренессанс, барокко и неоготика. Последняя значительная перестройка фасада произошла в конце 19-го века, именно тогда собор приобрел неоготический стиль.

Фасад Собора Святого Януария имеет характерную готическую структуру с тремя порталами и тремя остриями. Украшен мраморными скульптурами в соответствии с каждым из трех нефов.

Внутреннее пространство собора имеет форму латинского креста, состоит из главного зала, разделенного на три нефа с боковыми часовнями.

Три прохода главного зала разделены между собой последовательностью из восьми столбов с каждой стороны, в которые включены древнеримские колонны, на которые опираются остроконечные арки, украшенные лепниной и мрамором.

Потолок главного нефа имеет кессонную форму, украшен позолотой и пятью картинами (17 век).

Апсида собора в её нынешнем виде является результатом изменений 16-го и 18-го веков, внесенных в первоначальную готическую многоугольную структуру.

По всему периметру апсиды расположены деревянные хоровые лавки. Святилище находится на двух уровнях и в окружении балюстрады барокко из многоцветного мрамора. В центре находится современный главный алтарь, освященный 27 апреля 2012 года и состоящий из блока белого мрамора, украшенного барельефами, на лицевой стороне, анонимным скульптором восемнадцатого века, изображен воскресший Христос.

В интерьере главного собора Неаполя можно видеть многочисленные фрески, мозаику, орган (изначальная работа 1767 года) и капеллы, разного времени постройки.

Читайте также:
Страны закрытые из-за коронавируса для туристов: полный список

Главной достопримечательностью собора является Королевская часовня «Сокровища Святого Януария».

В 1526 – 1527 годах Неаполь пережил осаду французов, возрождение чумы и извержение вулкана Везувия с сопровождающими его землетрясениями. Выжившие неаполитанцы пообещали возвести часовню покровителю города – святому Януарию. В 1527 году избранные представители от жителей города в нотариально заверенном документе пообещали тысячу дукатов для скинии и 10 000 дукатов для строительства новой часовни. 5 февраля 1601 года «избранные города» назначили комитет из двенадцати мирян, призвав «Депутацию» построить новую часовню. Работы начались в 1608 году, закончились в 1646 году.

Капелла святого Януария считается самой богато украшенной. Здесь многочисленные фрески, алтарь и скульптуры, из которых выделяют бюст святого Януария из золота и серебра, украшенный одеждами и драгоценностями.

Капелла знатной неаполитанской семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo) выполненная в готическом стиле с мозаичным полом 13-го века, погребальными саркофагами ветви Минутоло и фресками разного времени, изображающих сцены из апостольских рассказов и истории Страстей.

Самые древние из настенных росписей датируются 1285 – 1290 годами, работы Монтано Аретинского «Святые Петр и Павел» и «Распятие».

Самая старая часть собора – базилика святой Реституты (Basilica di Santa Restituta). Базилика имеет раннехристианское происхождение, – это самая старая неаполитанская базилика и бывшая примитивная кафедральная церковь города. Основание базилики приписывается императору Константину и датируется четвертым веком.

Со строительством нынешнего Кафедрального собора базилика существенно утратила свой внешний фасад и была уменьшена в размере, став фактически часовней нового собора.

Базилика имеет главный зал, разделенный арками на три нефа, и часовни, расположенные по бокам двух крайних проходов.

Справа от алтаря базилики святой Реституты находится вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения – крестильную Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni in Fonte).

О точной дате строительства баптистерии до сих пор нет единого мнения, примерное время возведения – 4 век, значительные изменения – 5 век.

В интерьере крестильни частично сохранилась мозаика 4 – 5 веков. Помещение построено из небольших блоков туфа и состоит из двух неравных частей.

Крипта Сан Дженнаро, созданная ломбардцем Томмазо Мальвито.

В Соборе хранится священный сосуд с кровью святого Януария, который демонстрируется прихожанам три раза в год: в субботу, перед первым воскресеньем мая – память воссоединения мощей Святого Януария, 19 сентября – день Святого Януария и 16 декабря. Именно в эти дни засохшая кровь Святого Януария разжижается, даруя собой чудо. Легенда гласит, что если кровь не разжижится в какой-либо день, то Неаполь постигнет катастрофа.

Однако согласно гипотезе, флакон содержит тиксотропный гель, суспензия гидратированного оксида железа FeO (OH), которая воспроизводит цвет и «поведение крови» в ампуле (вязкость увеличивается, если не трогать флакон, и уменьшается при трясках), что объясняет эффект «Чудо крови».

Вход в кафедральный собор бесплатный, заплатить, придется, разве что, за вход в Крестильную.

С правой стороны от центрального входа в собор расположен музей Сокровищ Святого Януария (Museo del Tesoro di San Gennaro). Стоимость входного билета 6 – 8 Евро. Часы работы: понедельник – пятница 09:00 – 16:30 часов; суббота, воскресенье 09:00 – 17:30 часов.

При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: